Что такое познание в обществознании определение. Конспект урока по обществознанию "познание"

по курсу «Естествознание»

по теме: «Познание человеком мира и самого себя»

1. Мышление и речь

Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.

Посредством, мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление - это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.

Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.

Язык - это система знаков. Он выступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в таких формах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общения большое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов, паузы.

2. Сознание

Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, два подхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.

Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации о сознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим характером.

Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание - отражение бытия», - подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природу сознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода.

Дальнейшее проникновение в суть сознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных отношений.

Таким образом, сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.

По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, деятельность человека есть условие становления сознания.

По функциональному назначению сознание - фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.

3. Познание

Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.

Познание - процесс постижения человеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Структура познания предполагает наличие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания - активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество). Объект познания - то, на что направлена активность человека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянном взаимодействии.

Теория познания (гносеология) изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличие от агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир познаваем.

Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческое знание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты, магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется из поколения в поколение.

4. Рациональное и чувственное познание

Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мир на основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальной схемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действия мысленно, для него главной является идея, он предпочитает следовать установленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, что мир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализм представляет собой способность человека работать с идеальными объектами, отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется как рациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход к действительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок, логика - вот составляющие рационального способа познания.

Таким образом, универсальным основанием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относят Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис рационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Поэтому рационализм в познании объявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент, а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует от ученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием системы познания и с методологией.

Рациональное познание противостоит чувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника и основы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущениях отражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуются как тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира. Наиболее последовательным представителем этого направления в античности был Эпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, что человеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», на которой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркивается роль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона, Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.

В современной философии преодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания.

5. Истина и ее критерии

Целью научного познания является достижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины, которое стало классическим: истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины называют теорией соответствия.

Однако возникает вопрос, что чему должно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.

Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскать в самом знании. Выявить истину можно лишь, при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности. Поэтому прав был Маркс, утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический. Общественно-историческая практика есть универсальный критерий истины на основании закона не противоречивости.

В современной философии под объективной истиной понимается знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не значит, что вне головы, познающего субъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную истину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе никаких искажений со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым объектом.

История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые это противоречие было осознано Гегелем, который показал, что истина - это не застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием: «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс», обусловленный взаимодействием субъекта и объекта, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому истину следует понимать не просто как соответствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесс совпадения мышления с предметом, который не отделим от деятельности.

PAGE_BREAK--

Понимание истины как процесса включает в себя конкретность истины, ее абсолютность и относительность. Понятие «абсолютная истина» имеет три значения.

Точное, исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некий гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она не достижима, это метафора.

Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины», например, «Лев Толстой родился в 1828 году», «химический элемент обладает атомным весом».

Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет свое значение, которое не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием, например, законы классической механики Ньютона после открытия теории относительности Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина». Целостная система знания включает в себя абсолютно истинные элементы знания и относительно истинные, которые подвергаются пересмотру и отрицанию.

6. Методы научного познания

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Считается, что объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Специфика научного познания состоит в том, что оно предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.

Научное познание опирается на систему методов, к которым относятся эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, и теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, идеализация, формализация и пр. Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта.

Научный метод характеризуется двумя важными качествами: строгостью и объективностью.

7. Научное познание имеет два уровня

Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт от лат. factum- «сделанное, свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф. Бэкон утверждал: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».

Теоретический уровень познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит: Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда.

К формам научного познания относят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. О проблеме говорят, что это знание о незнании. Проблема - совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания.

Гипотеза - первоначальный этап создания теории. Гипотеза (от греч.) - основа, предположение. Гипотеза - это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Энгельсу принадлежит суждение о том, что формой развития естествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.

8. Многообразие форм человеческого знания

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и пр. - соответствуют специфические формы-знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то выделяют следующие формы:

Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не вписывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;

Паранаучное, как несовместимое с имеющимся научным знанием;

Лженаучное, как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;.

Антинаучное, как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор знаний. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания. Обыденные знания производятся повседневно в условиях элементарных жизненных отношений. Они включают в себя здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Обыденное знание, хоть и фиксирует, истину, делает это несистематично и бездоказательно.

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Коллективное знание - общезначимо, оно предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов; приемов и правил построения знаний." Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие, способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знаний. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди; и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007..

Вы уже знаете, что внутренний мир человека проявляется в его интересах и потребностях, деятельности, в том, как человек оценивает себя и других людей.

Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании.

Что такое познание

Потребность в познании дана человеку от природы. Она называется любопытством. Да и не только людям - у животных познание окружающего мира тоже играет жизненно важную роль.

С первых шагов детёныш животного начинает оглядываться, принюхиваться, дотрагиваться, прислушиваться. Все пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) устремлены в окружающий мир, стремясь распознать важную для жизни информацию.

Поиск информации, важной для жизни, - в этом состоит суть познания у всех живых существ. Но мир животных простой и очень медленно меняется, а мир людей сложный, да ещё к тому же быстро и постоянно усложняющийся. Ещё сто лет назад 85% населения нашей страны проживало в деревнях и не знало, что такое электричество, автомобиль. Поэтому человек вовлечён в пожизненную и организованную систему познания: детский сад, школа, колледж или университет, многочисленные курсы повышения квалификации, наконец, самообразование.

С какой целью человек познаёт мир? Для того, чтобы получить знания, необходимые для жизни.

К примеру, изучение школьного предмета в течение всего года - это процесс познания, а сумма усвоенных знаний, которые проверяет учитель, - это ваши знания.

Знания - это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.

Согласно мнению известного французского математика и физика Анри Пуанкаре, чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений. Учёный подобен человеку, который направляется к горизонту, но тот уходит от него.

Способы познания

Как человек познаёт мир? Существует два основных способа: чувственный и рациональный.

Чувственное познание происходит с помощью пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С иомощыо них мы получаем первые представления о чём-то новом. Например, вы приехали в незнакомый город и первым делом его осматриваете, фотографируете, ощущаете новые запахи и звуки, пытаясь из разрозненных образов составить целостное представление о нём. Так поступает турист.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста... А кого ещё?

Чувственное познание - первая ступень познания. С его помощью мы познаём только внешнюю сторону явлений. Вспомним туриста. Первые впечатления о городе раскрывают его только с внешней стороны, ибо они - самые поверхностные.

Вторая ступень - рациональное познание - с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности обнаруживаются закономерности окружающего мира.

    Советуем запомнить!
    Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Поясним это на следующем примере.

Когда турист поближе познакомился с жизнью города, он обнаружил множество проблем, с которыми сталкиваются его жители. Например, он заглянул в скрытые от туристических маршрутов места, увидел, что около роскошных дворцов сидят нищие, прочитал в газетах о городских проблемах, поговорил с жителями. Только тогда он смог составить полную и точную картину жизни города и горожан.

Какие ступени познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.

Процессы познания - чувственное и рациональное - находятся в единстве, переходят из одного в другое, взаимно дополняют друг друга. Так, мы привозим из туристической поездки не только фотографии и свои впечатления, но и связанные с ними раздумья о судьбе людей в увиденных странах. Много информации мы узнаём от гида, который рассказывал экскурсантам об истории города, его промышленности, культурных достижениях. Незаметно всё это - чувственное и рациональное - слилось у нас в целостное впечатление об увиденном.

Но человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Этот процесс называется самопознанием.

Самопознание связано с самооценкой человека. Оценивая себя, подросток может получить истинное знание (критически взглянув на себя, рационально всё проанализировав) или ложное знание (преувеличив свои достоинства, поддавшись эмоциям) о себе. Очень важно сравнивать себя с собой, каким вы были вчера, месяц назад, год назад. Что вы узнали нового за это время, чему научились? Почаще задавайте себе такие вопросы и не ленитесь отвечать на них. Читайте книги, ходите в музеи, записывайтесь в спортивные секции или кружки по интересам, которые помогут вам достичь серьёзных положительных результатов в деле самопознания.

    Подведём итоги
    Потребность в познании дана человеку от природы. Чувственное и рациональное познание дополняют друг друга. Результатом познания являются знания, а результатом самопознания - изменения в человеке к лучшему.

    Основные термины и понятия
    Познание, знания, мышление, самопознание.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Наверное, вам уже знаком роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» или фильмы, снятые по этой книге. Как вы думаете, какую роль в жизни главного героя играли познание и знания?
  2. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?»

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Познание – процесс деятельности человека, содержание которого – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания об окружающем мире.

Теории познания мира:

    агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире;

    скептицизм – не отрицая принципиально возможность познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер;

    оптимизм – познать и получить достоверные знания о мире возможно.

Виды познания:

    обыденное – приобретение знаний о мире в результате повседневных жизненных обстоятельств;

    социальное – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Особенности социального познания :

    субъект и объект познания совпадают

    задевает непосредственно интересы людей

    социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание

    сложность объекта познания – общества

    установление только относительных истин, т.к. общество изменчиво

    ограничена возможность применения эксперимента, велика роль мышления.

Принципы социального познания :

А. рассматривать социальную действительность в развитии

Б. изучать социальные явления во взаимодействии

В. выявлять общее и особенное в общественных явлениях.

    научное – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научное познание

эмпирический уровень (практика) теоретический уровень

Особенности научного познания :

    объективность добываемого знания

    развитость понятийного аппарата (категорийного);

    рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)

    проверяемость

    высокий уровень обобщения знаний

    универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире

    использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Формы научного познания :

    научный факт – описание объективного факта посредством некоторого языка

    эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами

    проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа – м.б. теоретической и практической

    гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании

    теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Методы (орудие, средство познания) научного познания:

    наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств;

    эксперимент – исследование путём активного воздействия на явление при помощи создания новых условий или изменения течения процесса в нужном направлении, устранение всех мешающих факторов, применение технических устройств;

    анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части;

    синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;

    индукция – переход от отдельных фактов к общим положениям;

    дедукция – от общего к частному;

    аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях;

    моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

    абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств и выделении какого-либо свойства;

    идеализация – образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;

    исторический метод – этапы развития объекта в хронологической последовательности, описание исторического процесса с учётом его неповторимых особенностей;

    логический метод – воспроизведение в теоретической форме основного содержания исторического процесса;

    формализация – уточнение содержания познания через сопоставление объекта с некоторыми материальными конструкциями;

    математизация – использование различных способов измерения, приписывание материальным объектам и их свойствам определённых чисел, дальнейшее действие по математическим правилам с числами вместо трудоёмкой работы с объектами.

    религиозное (мифологическое)

    художественное – познание посредством художественных образов.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ»

А 1. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

    отвлечённых понятий

    художественных образов

    научных приборов

    абстрактных моделей

А 2. Верны ли следующие суждения о цели научного познания?

А. Цель научного познания – осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания – отражение действительности в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 3. «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером

    житейского знания

    мифологического знания

    научного знания

    паранаучного знания

А 4. Только в состав научного знания входят

    установленные факты

    экспериментально обоснованные выводы

    логические умозаключения

    результаты наблюдений

А 5. И религиозное, и научное знание

    имеет объективный характер

    предполагает доказательства

    может передаваться из поколения в поколение

    необходимо человеку для рациональной деятельности

В 1. Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель …. познания.

В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.

    проведение контрольных измерений

    выдвижение и обоснование гипотез

    создание логической модели изучаемого объекта

    описание изучаемых явлений

    проведение научного эксперимента

    объяснение существующих взаимосвязей

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда

    описание; 2. метод; 3. наблюдение;

4.интервьюирование; 5. эксперимент.

С 6. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.

С 7. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашёл отражение в данном сообщении?

Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.

ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ

Формы познания:

    чувственное – осуществляется органами чувств – зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом:

- ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

- восприятие – чувственный образ целостной картины ПЯП;

- представление – обобщённый образ ПЯП, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих ПЯП познания на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

    непосредственность – прямое воспроизведение объекта

    наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

    воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

    Эмпиризм – единственный источник наших знаний – чувственный опыт.

Чувственное познание

эмоции – аффективная форма проявления чувства – эмоции, выраженные в

моральных чувств соответствующих понятиях (любовь)

    рациональное – отражение действительности посредством мышления:

- понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства ПЯП;

- суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о ПЯП;

- умозаключение – вывод – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:

А. индуктивное – от частного к общему;

Б. дедуктивное – от общего к частному;

В. по аналогии – по сходству.

Особенности рационального познания:

    опора на результаты чувственного познания

    абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов

    воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

    Рационализм – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    Знание – единство чувственного и рационального познания действительности.

    интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», без опоры на логические обоснования и доказательства.

Признаки:

    внезапность

    неполная осознанность

Виды:

    интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;

    мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Результат познания

знания заблуждение ложь

    Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

    житейское (обыденное) – сводится к констатации фактов и их описанию, носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании;

    научное – достоверное обобщение фактов, действительность в прошлом, настоящем и будущем облекается в форму отвлечённых понятий и категорий (графики), предвидение явлений;

    практическое – овладение вещами, преобразование мира;

    художественное – целостное отображение мира и человека в нём посредством образа, а не понятия;

    рациональное – связано с рациональным мышлением, отражение реальности в логических понятиях и категориях;

    иррациональное – противоречит рациональному мышлению, предметы знаний парадоксальны и не подчиняются законам логики и науки (эмоции, интуиция, воля);

    личностное – зависимо от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности

    ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира:

Донаучное – предпосылочная база научного знания

Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

    Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждени я:

    погрешности при переходе от чувств к разуму

    некорректный перенос чужого опыта без учёта конкретной ситуации.

    Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Мировоззрение

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – рациональное познание . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.