Панихида по смерти. О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

После смерти человека душа просит молитв и воспоминаний о нем. Поэтому родные покойного должны молиться за него и просить Бога смилостивиться над грешным рабом. Помимо и добрых слов у могилы, родственники должны знать, что заказывают в церкви на годовщину смерти. Годовщина смерти - это один из важных моментов новой жизни души. Поэтому так важно правильно провести ритуал поминовения.

Церковные обряды, связанные с похоронами

Похороны - самый древний ритуал, который нужно проводить по всем правилам. Принято подразделять похороны на 3 этапа:

  • подготовка умирающего к смерти;
  • церемония похорон;
  • поминание.

Подготовка к смерти сводится к тому, что человек, который знает, что скоро покинет этот мир, должен исповедаться у священника. Батюшка должен отпустить ему все грехи, чтобы душа спокойно могла отправиться в другой мир.

После кончины умершего нужно обмыть. Этот обряд очень важен, так как помимо очищения от грехов, нужно очистить и тело. Во время омовения читаются молитвы «Господи помилуй», «Тресвятое». Покойника одевают в новые или чистые одежды, брызгают святой водой и кладут в гроб. Обязательно на покойнике должен быть одет нательный крест.

До момента выноса раньше, не прерываясь, читали молитвы. Сейчас принято приглашать священника для того, чтобы произнести канон «Последование по исходе души из тела».

До отпевания умершего нужно заказать сорокоуст.

Для того, чтобы начать процесс отпевания, гроб устанавливают около алтаря. На лбу у покойника должен лежать венец с «Трисвятым», в руках небольшая иконка с Иисусом Христом. Около головы кладется крест, который близкие могут целовать при прощании.

Отпевание сопровождается пением «Вечной памяти» и «Отпусту». Все присутствующие должны стоять с зажженными свечами. Когда пение заканчивается, гроб с телом выносится из храма.

Чтобы попрощаться с усопшим, родным разрешается целовать венец на лбу покойного и иконку в руках. Класть в гроб какие-либо предметы церковь не разрешает, считая это отголоском язычества.

После того, как гроб опустят в могилу, все присутствующие должны бросить туда горсть земли. Соорудив могильный холм, на него кладутся венки и живые цветы. Наступает последний этап - поминки.

Поминальная трапеза объединяет в себе воспоминания об усопшем, его мирские дела. Все слова должны быть пропитаны добротой и любовью к человеку, которого нет теперь среди живых.

Такие поминки принято проводить на 9-й и 40-й день после смерти. Особенной датой также является годовщина смерти.

В годовщину смерти в церкви принято заказывать следующие таинства:

  1. Поминание во время утренней литургии. Каждую службу в течение 40 дней (сорокоуст) имя покойного будет упоминаться в молитвах. Во время богослужения из освященного хлеба вынимаются крошки за упокоившихся.
  2. Панихида. В основном она проводится по субботам. Но по договоренности со священнослужителем можно заказать панихиду именно в годовщину смерти человека.
  3. Лития. По времени она длится меньше, чем панихида. Её можно произнести на кладбище у могилы покойного.

Конечно, батюшка знает, как правильно провести все церемонии и службы, но главное - это молитвы близких людей о покойном. Ведь только родной человек может об усопшем. Не лишним будет завести специальную книжечку, куда вписываются имена умерших людей. Её можно брать с собой в церковь, чтобы никого не пропустить. Для того чтобы переход души из земной жизни в Царствие небесное был легким, нужно каждый день вспоминать умершего в своих молитвах.

Стоимость услуг по дистанционному заказу богослужений через сайт православного портала «Чудотворная Столица» напрямую связан с размерами пожертвований, которые мы подаем в храмы для выполнения ваших треб. В свою очередь, размеры пожертвований, которые принимают храмы, устанавливаются в соответствии с необходимостью содержания храмов и обеспечения возможности их постоянной работы. Совершая оплату, помните, на какие благие дела идут ваши средства.

Люди, посвятившую всю свою жизнь служению Господу, которых мы, подавая требы, просим молиться за нас, и которые проводят всю свою жизнь в молитвах о нашем спасении, не имеют другой возможности заработать себе на хлеб, кроме как то, что подают прихожане. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов.

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Стоимость подачи Записки о здравии/упокоении (Поминовение на службе):

  • поминовение на 1 службе - 90 руб за 5 имен
  • поминовение на 1 месяц - 300 руб за 1 имя
  • поминовение на 3 месяца - 800 руб за 1 имя
  • поминовение на 6 месяцев - 1000 руб за 1 имя
  • поминовение на 1 год - 1800 руб за 1 имя

Стоимость подачи Молебна:

  • молебен о здравии - 150 руб за 5 имен
  • благодарственный молебен - 150 руб за 5 имен
  • молебен о путешествующих - 150 руб за 5 имен
  • молебен на благое дело (молебен об успехе в делах) - 150 руб за 5 имен
  • молебен о болящих - 150 руб за 5 имен
  • молебен о беременности и благополучных родах - 150 руб за 5 имен
  • молебен Всем Святым (молебен святым, мощи и образа которых находятся в храме) - 150 руб за 5 имен
  • водосвятный молебен - 200 руб за 5 имен

Стоимость подачи Панихиды (о упокоении):

  • панихида (о упокоении) - 150 руб за 5 имен

Стоимость подачи Неусыпаемой Псалтири:

  • чтение 1 месяц - 1000 руб за 1 имя
  • чтение 6 месяцев - 2000 руб за 1 имя
  • чтение 1 год - 3600 руб за 1 имя

Стоимость подачи Сорокоуста:

  • сорокоуст о здравии - 600 руб за 1 имя
  • сорокоуст о упокоении - 600 руб за 1 имя
  • сорокоуст в 3 Храмах или Монастырях одновременно - 2000 руб за 1 имя
  • сорокоуст в 7 Храмах или Монастырях одновременно - 4500 руб за 1 имя

Стоимость установки Свечи о здравии:

  • восковая свеча 145 мм (время горения 30 минут) - 100 руб за 5 имен
  • восковая свеча 165 мм (время горения 50 минут) - 200 руб за 5 имен
  • восковая свеча 210 мм (время горения 90 минут) - 300 руб за 5 имен

Приходит время и смерть берёт своё. Человек прощается с жизнью на земле и переходит в жизнь бесплотную. Почти никто не знает заранее, когда к нему придёт смерть, поэтому встретить её надо во всеоружии. А когда смерть уже пришла, то облегчить путь человека в вечную жизнь поможет панихида.

Но что делать тем людям, которые оказываются в положении, когда их родственник умирает? Бывают конечно разные случаи, мы не рассматриваем кому, но есть те действия, которые позволят уже в этом положении облегчить участь человека.
Если человек умирает, то исповедь и причастие - это то спасительное таинство, которое точно облегчит путь человека ко Господу. Нужно, чтобы человек перед принятием Святых Христовых Таинств обязательно поисповедовался, добровольно. Некрещенного человека нужно покрестить, в такой ситуации покрестить может даже мирянин, с согласия крещаемого.

В такой ситуации человек начинает переходить в другой "иной" мир и начинает видеть другой мир, мир духовный. Это то сотсояние, когда человек переходит от клинической к биологической смерти. То, что человек видит в этот момент может влиять на него. А на душу неподготовленную наверняка повлияет. Неподготовленная, это та душа, которая не жила духовной жизнью. В момент отхода человека нужно читать и молиться по канону молебному на отход души от тела. Канон можно читать как над телом, так и в любом другом месте(в не похабном главное).
Про такие молитвы Апостол Тимофей говорил "Итак, прежде всего прошу совершать молитвы прошения..." 1Тим 2,1
Кроме того, что душа умершего будет готова ко встрече с Богом если всё вышесказанное исполнить, так же и наша душа будет немного подготовленна ко встрече со Христом.

Молитва за умерших необходима.

Наш Господь, Иисус Христос, когда был распят на кресте, он сказал следующие слова преступнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" в ответ нас слова самого разбойника:"Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое" Лк 23:42.
Молитва церковная, особенно за усопших необходима.
"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" Иак 5:16. Так говорит апостол Иаков.

С другой стороны над телом усопшего должна совершаться молитва самими церковнослужителями и в храме."Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" Мф 18 - 19,20.

А до пришествия Христа, был такой праведник как Иуда, он по своей праведности, увидев нескольких израильтян, помолился о них. А эти самые израильтяне были убиты за явный кощунственный проступок.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

"На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.
И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям; и сделалось всем явно, по какой причине они пали.Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное,и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха."

Апостол Лука точно выражает одну мысль, что все мы у бога живы: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" Лк 20:38
Поэтому молитва и за живых и мертвых должна производиться нами. Так Он и говорит, что все живы, и даже ты, кто отошли в мир иной.
Вот человек уже умер. Что необходимо нам делать?

Сперва человека омывают, начиная с головы и заканчивая ногами. Крестообразно отирают тело и все части тела три раза. Усопший человек в гробу должен лежать на спине. Губы должны быть прижаты, то есть сомкнутыми. На теле обязательно должен быть крестик. Особенность есть и у рук - они складываются крест на крест, правая поверх левой на груди. Веки должны быть закрыты. Саван - это такое специальное покрывало для усопшего. Им покрывают тело усопшего. На голову кладут символ победы - венец, венчик. Это бумажная полоска и на ней пишется Трисвятое. Ещё один существенный момент: в руку правую кладут иконку или распятие.

Родственники дают погибшему последнее целование. Трижды обходят все родственники гроб с телом. Вспоминают всё хорошее о человеке и просят простить за обиды что были между покойным и тем, кто прощается с ним. После 3 обхода целую в венчик на лбу и прикладываются к иконе. Далее происходит предание земле. Тело покойного сперва ещё в открытом гробу крестообразно посыпают землей и закрывают крышку. Разрешительная молитва не является прощением всех грехов, но только тех, которые покойный осознал. Немного о том, как по православному опускают и ставят гроб. Гроб ставят и опускают так, чтобы лицо усопшего было обращено лицом к Востоку. Когда будет второе пришествие Христово, то человек лицом будет обернут на встречу Христу в таком случае. Когда гроб опускают то поется Трисвятое. У гроба, там где ноги усопшего, ставят крест с распятием. Распятие ставят к лицу.

Во время самой панихиды родственники держат свечу и вместе молятся, по желанию.

Очень рекомендуется всем родственникам помолиться ещё и келейно, дома. Просто от себя, со своих слов. Можно постараться больше и почитать псалтирь. Можно купить специальный канон по усопшему и по нему помолиться. В храм к свечнице нужно подойти сразу в 1-й день и подать записку о новопреставленном(так в записке до 40 дня и пишется) и сказать, что это панихида. Желательно взять продуктов в знак жертвы и любви. Это могут быть любые продукты кроме мяса.

Псалтирь читается сразу же. Можно пригласить псаломщицу или самим потрудиться трудом усердным. Это не простой труд, но помощь большая от Псалтири. И сам покойный успокаивается и вам помощь, духовная помощь!

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

По канонам нужно в течение 3 дней непрестанно читать Псалтирь. Если не получается, то хотя бы круг чтения проделать. Можно читать в любом месте, как над телом, так и на удалении. Главное перед иконой читать. Все 40 дней нужно усиленно молиться за усопшего.
В молитве об усопшем, в панихиде, изображается судьба человека и человечества. То есть первородный грех, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за непослушание. То как Господь упоминает о нашей тленности словами: "земля ты есть и в землю обратишься" Быт 3, 19.
Панихиду обычно проводят в храме, но могут проводить и над могилой, тогда панихида называется литией.
Если панихида в храме, то нужно принести кутью и продукты в знак жертвы. Родственники читают молитвы об упокоении души и держат горящие свечи. На канун ставят тоже свечи.


Панихида - это только часть спасения души усопшего, что в наших силах. Что же ещё можем мы сделать, чтобы душе покойного стало легче?
Нужно тварить милостыню, молиться за эту душу, поститься. Человек, перешедший в мир иной, нуждается в нашей поддержке и через такие делания душа погибшего получает облегчение. В этом тайный смысл. Мы приводим в милость Бога таким образом.

Панихида бывает двух типов: 1) индивидуальная 2) общая(вселенская и родительская).
Индивидуальная проводится на 1, 3, 9, 40 день, в день ангела, полгода и годовщины.
Вселенские или родительские субботы, панихиды:

Мясопустная
- Троицкая
- 2-я,
- 3-я
- 4-я субботы Великого поста
- Радоница
- День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных 11 сентября
- Димитриевская суббота

Молиться за душу надо дома до 40 дня усиленно и интенсивно. Православной церковью утвержден специальный канон по усопшим, где можно упоминать имя усопшего. В помяннике, в утренних молитвах, есть упоминание усопших, тут тоже хорошо упоминать имя усопшего.
Мытарства и путешествия души в ином мире могут лучше представить и лучше дать понять человеку что каждого из нас ждёт и почему такие богослужения и в такие-то дни служатся.

В первые 2 суток душа погибшего пребывает с ангелом и посещает те места радости и скорби, в которых жила при телесной жизни, в доме своём, вне дома. На 3 день Господь призывает к Себе на поклонение.

С 3 по 9 день душа отправляется в Рай, вместе с ангелами. Там душа погибшего видит всё благолепие и красоту. Там до 9 дня и пребывает душа.
На 9 день Господь снова призывает к Себе.

С 9 по 40 день ангелы отводят душу в ад и сами сопровождают человека в этом пути. Этой бедной душе показывают весь кошмар и всю боль адской жизни. на 40 день душа приходит к Богу на поклонение в 3 раз. Тогда и определяется то место, где будет душа пребывать до скончания века. Вот смысл напряженной молитвы за душу человека до 40 дня. В это время решается судьба человека.

А ещё 3, 9 и 40 день обозначают следующее:
3 день сам Господь воскрес.
9 день - 9 чинов ангельских
40 день - Господь вознесся на небо.

Поэтому и служатся панихиды на 1, 3, 9 и 40 день. Эти дни особо важны.
Панихида не служится по самоубийцам, неверующим. Особенные службы служатся по младенцам до 7 лет. Не упоминается о их грехах. Считается, что они являются особенными ходатаями за тех, кто их горячо любил.

Панихида на кладбище - это лития, она немного короче. В любом месте и каждый день надо стараться поминать добрыми мыслями человека.

Смысл панихиды - помянуть человека перед Богом. Панихида служится несколько раз в году и поэтому панихида имеет тройное значение:
1) помянуть человека, вспомнить о нём
2) помянуть его перед Богом
3) самим раскаяться в зле которое мы совершили перед этим человеком и перед Богом.

Поэтому молитвой мы спасаем и ближнего и самих себя. Панихида - необходимость для христианина!

Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ – ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: “А осталась ли какая его одежда?” - “Да, конечно”. - “Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится”.

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: “Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает”. Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Так же, как смерть является неотъемлемой частью жизни, панихида за упокой души почившего человека является одной из главных составляющих церемонии прощания с ним его близких.

В отличие от гражданской панихиды, когда родственники и друзья собираются вокруг гроба или урны с прахом, панихида православная является церковным действом, которое берет свои корни еще из незапамятных времен.

Траурная панихида по умершему совершается, по обычаю, в церкви, однако церковнослужители постепенно начинают смягчать свои правила и законы, чтобы слишком большая формализованнность обрядов не отпугивала новых прихожан. Соответственно, сегодня можно заказать панихиду по умершему прямо на кладбище.

Священники очень трепетно относятся ко всем этапам проведения этого действа, понимая, какое доверие и какая ответственность на них возлагается - ведь это последняя служба, на которой присутствует земное тело почившего. Читая чинопоследование панихиды (определенную последовательность молитв), батюшка, можно сказать, передает душу человека Господу, где душа эта обретет вечную жизнь.

Как заказать панихиду в церкви?

Чтобы заказать данную церемонию, необходимо спросить у служителя храма, где подают на панихиду. Расспросите также, как проходит панихида, чтобы заранее подготовиться к действу.

Ваше личное присутствие на сим действие - дань уважение умершему человеку. Вообще, не стесняйтесь обращать все интересующие вас вопросы священослужителям, ведь, вникнув в само таинство, вы поймете что есть панихида на самом деле, и почему эта традиция ее проведения настолько почитается православной церковью.

Как уже было сказано, заказать панихиду можно на 3, 9 и 40 дней после смерти, кроме того - данная церемония может проводиться и на День рождения, а также и именины.

Если панихида проходит не на могиле, а в храме, важно знать, что нести на эту церемонию в церковь. Раньше например, было принято приносить такое блюдо, как коливо (кутья), которое готовилось следующим образом:

  • Необходимо было отварить пшеницу, чтобы она перестала быть твердой (однако и полного разваривания допускать нельзя, иначе готовое блюдо будет похоже на клейстер).
  • Фундук хорошо измельчается, смешивается с медом и немного обжаривается.
  • Пшеница смешивается с обжаренным фундуком и медом и выкладывается в миску.
  • Сверху посыпается сахаром. При помощи молотого кофе можно нарисовать поверх сахара православный крест.

К сожалению, традиция приготовления колива уже порядком забыта, потому люди, как правило, несут на прощальную панихиду такие продукты как хлеб, различные крупы, сахар, масло и т.д.

Сколько стоит панихида?

Диапазон цен на проведение подобного рода службы может разниться достаточно сильно. В Москве, к примеру, панихида после смерти будет стоить 300-350 рублей (в зависимости от храма). Кроме заказа непосредственно в самом храме, существуют агенства (в том числе, работающие онлайн), позволяющие заказать панихиду сразу в нескольких церквях. Причем, это могут быть церкви не только вашего города - возможен заказ церемонии даже в храме города Иерусалим.

На панихиду по усопшему, как заказанную в агенстве, так и в церкви, необходимо подать так называемый помянник. В семьях, которые трепетно чтут православные традиции, существует специальная книжечка, в которую записываются имена живых и умерших и которая передается священнику во время совершения службы.

Необходимо помнить, что, когда вы пишете такую записку, нужно отнестись к этому ответственно - она должна быть на специальной бумаге с крестом, которую можно взять в самой церкви, а также написана крупным и разборчивым почерком. Неряшливо написанная церковная записка может означать непонимание всей священной важности действа, для которого она предназначена - чтения во время проведения панихиды перед самим Святым Престолом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.