Купание в проруби как называется. Всё о купании в проруби

Что делать, а что не делать в Крещение Господне. Окунание и купания в купели в эту ночь.

Что такое праздник Богоявления он же праздник Крещенской ночи?

Богоявление или другое название Крещение — великий двунадесятый праздник, 6-го января по старому календарю (19 января он празднуется православными в наши дни), иначе называется праздником Крещения Господня. Так как в этот самый день Церковь воспоминает Крещение Спасителя Иисуса Христа от Иоанна Предтечи — Крестителеля в реке Иордан. Когда крестили Спасителя (кстати, Иисусу было на том момент 30 лет) было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса Христа, подтверждая таким образом Слово Отца Бога.

В древности в навечерие праздника (ночь перед праздником называется канун) Богоявления, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных (некрещеные, но готовящиеся принять православие). Сейчас многие думают, что в этот праздник то ли Православной церковью, то ли самим Богом разрешается купаниях в купелях, как в источниках и родниках, так и в открытых водоёмах — но это не совсем так. Об этом ниже и будет текст данной статьи.

В навечерие Богоявления и в самый день Богоявления (так же его называют Крещение) бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни) в том числе вне церкви, т.е. в водоемах: на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности. Водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею (агиасма). И сейчас в церквях запасаются тоннами воды, а верующие, да и обычные обыватели, стремятся в этот попасть попасть в храм и набрать как можно больше воды в принесенные с собой бутылки, а иногда даже и ведра или бидоны. Это всё из-за того, что как человек не был бы далек от церкви, он всё равно верит в исцеляющую и благодатную силу крещенской воды. Также есть много свидетелей тому, что освященная (в народе называют «святая») вода, набранная в этот день не портится весь год.

Нужно ли окунаться в Крещенскую ночь ? Зачем купаются в купель в водоёме?

…Опытный батюшка благословит на окунание в освященной воде в Крещение далеко не всех, так как надо перед этим отстоять службу в храме, исповедоваться и причаститься.
…Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду на Крещение - это каждый решает для себя индивидуально…
…Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских ныряниях в проруби (окунании в Крещение)!…

Когда дело касается крещенского окунания в водоёме купели или в прорудь, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния. Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались на Крещение, почувствовать родовое единство, что является довольно похвально.

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам. Потому что человек, совершающий такое окунание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Как правильно окунаться в Крещенскую ночь (он же праздник Богоявления)?

Православный верующий человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая , исповедуясь и причащаясь. И к Празднику (Крещение) готовятся неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство.

Что считается неправильным делать на Богоявление (в Крещенскую ночь)?

— Есть масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья окунания «за компанию» или «так заведено» в ледяной воде на Крещение. Здесь речь идет не о силе духа или проверке своего физического состояния, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к купели не подходить.

— К сожалению, для многих людей купание в проруби в Крещение – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными непотребными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема (алкоголе, сигаретах). Прорубь посвящена именно к особенному событию Крещения Господня, да еще и обычно вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели. Я воспринимаю такое поведение на Крещение как кощунство и непонимании особого благоговения перед этим .

— Крещенское купание без молитвы, пребывания на службе в церкви в этот день и принятия Причастия – это рассадник суеверия. Поэтому, если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.

Как называется место, где окунаются в Крещенскую ночь?

Иордань – прорубь, обычно крестообразной формы, вырубаемая во льду для освящения воды в праздник Богоявления. Название крещенской проруби иордань происходит от имени реки Иордан, в которой крестился Иисус Христос руками Иоанна Крестителя (Предтечи). Вырезают иордань во льду обычной бензопилой – лед зимой в средней полосе промерзает не более чем на 15 сантиметров. Кстати поэтому желательно не толпиться на самом льду, а стоять там, где должен быть под снегом берег.

Правда ли, что в окунание в Крещенскую ночь очищает от грехов (смываются грехи)? (ответы некоторых священников)

— Благочестивый обычай купания в освящённой воде иордани не является обязательным и купание в иордани не очищает и не омывает от грехов. Очищает от грехов только покаяние и исповедь.

— Если кто думает, что крещенская вода и прорубь смывает грехи – тот сильно ошибается, так как это неправда. Грехи смываются только покаянием, в и исправлении своей жизни по заповедям Христовым.

— Купание в проруби, в том числе и в Крещение, без покаяния да и еще в нетрезвом виде и после выкуренной сигареты, не отмоет от грехов, более того, прибавит грехи к уже существующим.

— И ничего так не помогает этим людям преодолевать себя перед окунанием в прорубь, как баня и водка. Конечно, подобное участие в празднике вряд ли принесёт человеку духовную пользу. Ведь любой церковный обряд требует духовной подготовки, осмысления и восприятия полноты даров подаваемых в нём (имеется в виду благодать от Бога).

— Некоторые люди всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это неправильное языческие суеверия про купания в проруби, и ничего общего с церковным учением и устоями они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния, а не в процессе купания в ледяной воде. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Правда ли, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой (освященной) абсолютно везде, в том числе и из-под крана начинает течь святая вода?

Протоиерей Алексей Уминский : «В Крещенскую ночь (Богоявление) вода из-под крана остаётся обычной водой из-под крана. Народное поверье считать, что ровно в полночь вся вода становится святой, ошибочно. Важно понимать, что крещенской считается только та вода, над которой в Крещение был совершён особый церковный обряд - водосвятный молебен. Вот почему в Сочельник и в сам праздник Крещения Христова во всех православных храмах происходит так называемое Великое освещение воды - особое торжественное действие. Святая вода не течёт из-под крана, зато её с избытком можно набрать в церкви. К празднику священнослужители специально заготавливают много бочек и баков, чтобы её хватило на всех православных христиан.

Вывод:

«не искушай Господа Бога твоего». Противоречит Евангелию ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ни чему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства».

— Праздник Богоявления — этот один и тот же день. Он означает, что в этот день крестили Иисуса Христа, и в момент этого таинства на небе появился Бог, указав, что Иисус есть его сын.
— Перед купанием в проруби (купели) в Крещение необходимо отстоять службу, исповедоваться и Причаститься. Купания в Богоявление просто для увеселения церковью не одобряются
— Будьте правильно готовы к купанью в проруби на праздник Богоявления! Никаких пьяных купаний в праздник Богоявления быть не должно!
— При окунании (купаниях) в проруби, особенно в праздник Крещения, человек не должен курить или выпивать. Никаких пьяных увеселительных купаний быть не должно. Предшествовать купанию должна молитва в церкви, а не стопка коньяка. Не делайте из купания в праздник Богоявление в святой проруби увеселение.

Следует иметь в виду, что благочестивый обычай купания в освящённой воде иордани не является обязательным и купание в иордани не очищает от грехов. Очищает от грехов только покаяние .


Вырезают иордань во льду обычной бензопилой – лед зимой в средней полосе промерзает не более чем на 15 сантиметров. Важно перед началом слить из пилы масло, смазывающее полотно, чтобы потом не пришлось очищать воду от разводов.

* * *

Также делают проруби для предотвращения замора рыбы в зимний период в водоёмах со стоячей или слабо проточной водой.

* * *

19 января православные отмечают праздник Крещения Господня, или Святого Богоявления.

Одна из главных традиций на Крещение — окунуться в Иордань. Православные, живущие на территории России, прорубают во льду прорубь (которая и называется «Иордань»).

Исторически сложилось, что Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. Крестным ходом идут освящать живую воду — источники, озёра, реки, заранее рубят во льду прорубь — «иордань» — украшают её, возводят часовни изо льда. В древности чаще, а сейчас реже освящение воды совершают ночью.

Стоит отметить, что обычай окунания в прорубь не имеет прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, не является обязательным и не очищает человека от грехов. И окунания в прорубь, и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещёным и безгрешным. Священники напоминают, для того, чтобы получить прощение, необходимо искренне раскаяться и исповедаться. Тем не менее обычай окунаться в купель принят как часть народного празднования.

Меры безопасности

Окунание в прорубь в мороз связано с определённым риском, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности.

Погружение в ледяную воду — сильный стресс даже для крепкого организма. При этом железы надпочечников выбрасывают в кровь большую дозу сильнодействующих противовоспалительных гормонов, которые в норме выделяются по чуть-чуть. Гормоны угнетают воспалительные реакции, просто «заглушая» иммунитет, помогают переносить холод, приспосабливают организм к последствиям стресса.

При правильной подготовке к погружению человек со средним здоровьем перенесёт ныряние в прорубь без труда. Но если организм ослаблен, через три – четыре дня за смелость можно расплатиться. По словам врача-терапевта Бориса Скачко, действие гормонов надпочечников продолжается максимум два дня. После этого возникает их дефицит. Организм резко ослабевает и становится чувствительным к любым инфекциям.

1. Перед погружением нужно обязательно проконсультироваться у врача. Людям с диабетом, аритмией, проблемами почек, женщинам с гинекологическими заболеваниями о проруби, увы, лучше забыть. У гипертоников и вовсе может случиться инсульт.

2. За неделю до окунания лучше начать готовить организм к морозу. Первые 3–4 дня достаточно выходить на балкон на минутку в шортах и футболке. В оставшиеся дни — добавить обливания холодной водой. Для этого хватит одного – двух тазов.

3. Также за неделю до окунания из рациона нужно исключить цитрусовые, зелень, шиповник и другие продукты, богатые витамином С. Ведь стимулировать иммунитет больше, чем это сделает само окунание в иордань, не надо: будет чересчур, иммунитет сильно «упадёт».

4. Правильно оденьтесь. Ваши одежда и обувь должны легко и быстро сниматься и надеваться. В идеале на одежде не должно быть застёжек вообще, на крайний случай — «молния». Застегнуть пуговицы не слушающимися после мороза пальцами, а тем более, завязать шнурки будет проблематично. Вы только потратите время, стоя на холоде. Кроме того, возьмите коврик. На нём можно стоять, пока будете вытираться и переодеваться. Не забудьте и шапку — надевайте её сразу, как выскочите из воды.

5. Не всякая погода подходит для окунания. Идеальная температура для новичков — от 2 до 5 градусов ниже нуля. Можно рискнуть — зайти в прорубь и в мороз посильнее, но минус десять — уже опасный порог для человека, впервые пробующего погружение в прорубь.

6. Прорубь должна быть хорошо расчищена от осколков льда, чтобы вы не поскользнулись и не поранились, а также чтобы выбираться было проще. Желательно наличие лестницы или мелководной зоны для лёгкого выхода из воды.

7. За два часа до погружения нужно обязательно плотно поесть, чтобы обеспечить организм «топливом». Когда вы окажетесь в холодной воде, тело начнёт бешено тратить все ресурсы на обогрев, и ни одна килокалория не будет лишней.

8. Заходите в воду разогретым и постепенно. Так легче переносить холод. Для разогрева перед процедурой можно несколько минут побегать, поприседать, сделать активные движения. Входите в воду не спеша, в среднем темпе: если медленно, можно замёрзнуть, а если быстро, то может возникнуть испуг, сильный стресс, пульс и давление резко поднимаются, перехватывает дыхание. Зайдя по колени, ополосните водой лицо, умойтесь. Это тоже подготовит организм к полному погружению.

Врачи категорически запрещают окунаться в мороз детям. У маленьких, особенно у младенцев, несовершенная система терморегуляции. Обморожение может произойти очень быстро, и родители просто не успеют этого заметить. Последствия такого окунания самые серьёзные: ребёнок может заболеть пневмонией, менингитом, либо другим заболеванием центральной нервной системы.


Немногие задумывались над тем, откуда появилась на Руси столь экстремальная славянская традиция - купаться в лютый мороз в проруби. Она корнями уходит глубоко во времена древних скифов, окунавших своих младенцев в студеную воду, когда христианства еще и в помине не было. А вот массовые купания в проруби-иордани, приуроченные празднику Крещения Господнего - это совершенно новый обряд.


Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей


Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.


И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.


Богоявление и Крещение Господне


Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.


В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.


«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»


Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.


Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними - верующий народ.

Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.

святошничал" и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.

Title="Ледяной Крест.

Ледяной Крест.

Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-kreschenie-0021.jpg" alt="Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь. Автор: Анатолий Данилов." title="Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь.

На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника - Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.

А так как купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это способ очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако это глубокое заблуждение - человек не может грешить целый год, а потом, окунувшись в прорубь, освобождаться от греха. Это может быть для него лишь символом обновления.
обзоре .

РПЦ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

У Даля мы находим: В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о святках рядился» - то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.

Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.

Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.

Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.

Согласно библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан «сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим своим последователям. На греческом этот обряд называется Βάπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).

Русское слово «крещение» восходит к древнерусскому слову «крес», означающему «огонь» (корень как в слове «кресало» - огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте «возжечь» в человеке «искру божию», которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение - крещение водой - такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения - «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.

Сакральный смысл «крещения» водой как магического обряда заключается в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от ветхого Адама, а по сути - от Диавола, от Природы) и замена ее Святым Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е. «крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от своей земной природы - отрекается от Рода.

Слово «крест» в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова «крест», означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову «крыж» (корень, как в слове «кряж» - вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах «крыжик» - крестик (галочка) в ведомости, глагол «крыжить» - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, «крестоносец» - это «крыжаносец, крыжак»).

Христиане, слили эти два разнородных, хотя и однокоренных, понятия - крест (на котором распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову «крест» как пересечение линий.

Таким образом, христиане не только позаимствовали слово для обозначения обряда, но еще и приплели к этому обряду традицию купания в проруби.

Марья Дунаева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.