Соотношение необходимости и случайности в философии. Понятие необходимости и случайности

Разработка единой классификации типов и форм социальной революции представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной социальной науки. Главная трудность разработки единой типологии революционных потрясений обусловлена их сложным, комплексным характером, что существенно затрудняет выявление критериев для создания универсальной таксономии.

Типы социальных революций

Традиционно, в марксистском подходе тип революций определяется характером социально-экономических противоречий, которые приводят к революционному взрыву. Другими словами, тип революции зависит от объективных целей, которые ставят перед собой революционно настроенные силы. На основании учета многообразия форм смены социально-экономических формаций можно выделить следующие типы социальных революций:

  • социальные революции, которые привели к становлению феодализма;
  • буржуазные, антифеодальные социальные революции;
  • социалистические революции.

Классификация форм социальных революций на основании учета акторов революционных событий

Замечание 1

Следует отметить, что в современной научной литературе широко функционируют классификации революций, основанные на учете главных акторов революционных событий.

Например, Ф. Грос выделяет следующие формы социальных революций:

  • революция снизу;
  • революция сверху;
  • комбинированный переворот, в котором принимают участие и «верхи» и «низы»;
  • дворцовые перевороты.

Дж. Питти на основании этого же критерия выделяет следующие формы социальных революций:

  • великая национальная революция – социальная революция снизу;
  • дворцовый переворот - социальная революция сверху;
  • государственный переворот - социальная революция сверху;
  • восстание, бунт - социальная революция снизу;
  • революция политической системы.

Классификация Р. Тонтера и М. Мидлерского

Данные ученые разработали собственную классификацию социальных революций на основании выделения следующих критериев для разработки типологии:

  • уровень вовлеченности масс;
  • продолжительность революционных процессов;
  • цели революционных сил;
  • уровень насилия.

В соответствии с приведенными критериями можно выделить следующие типы революций:

  • революция масс;
  • революционные перевороты;
  • дворцовые перевороты;
  • переворот – реформа.

Причины социальных революций

Все типы и формы социальных революций выступают результатом длительного развития определенных социальных процессов, формирования ряда причин, которые так или иначе способствуют нарастанию общественного напряжения, обострению социальной напряжённости, которая раньше или позже приводит к революционной ситуации.

В качестве одной из причин, симптомов социальной революции выступает формирование революционных общественных настроений, растущего беспокойства, ощущения утраты прежних оснований коллективного и индивидуального существования. Как и любое другое социальное чувство, обладающее возможностями «заражать» других, чувство беспокойство постоянно растет, люди теряют цели собственного ощущения, начинают ощущать потребность в новых стимулах, целях, побуждениях. Появляется ощущение неудовлетворенности, осознание рутины.

На начальном этапе причины беспокойства не осознаются, люди просто ощущают тревожность и беспокойство, наиболее активные ищут выход в эмиграции. Следует отметить, что само по себе усиление эмиграционных процессов не может выступать причиной революционных событий, но выступает своеобразным «индикатором», показателем скрытых социальных процессов, отражением необходимости реформирования системы социальных взаимодействий.

Замечание 2

Таким образом, в современной научной литературе представлены многочисленные подходы к классификации типов и форм революционных событий, основанные на учете различных критериев. Вне зависимости от формы и типа протекания революционных процессов – в их основе совокупность многочисленных социальных причин, длительный период протекания определённых социальных процессов.

Необходимость и случайность философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).

Развитие - процесс, совершающийся с необходимостью. Это значит, что необходимость чего-то означает, что это нечто должно обязательно произойти. Иными словами, необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события – причины – обязательно влечёт за собой вполне определённое явление – следствие.

Случайность – понятие, противоположное необходимости. Случайностью называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных важных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от неподдающихся точному учёту и анализу условий.

Данные категории по- разному рассматривались в истории философии. Так, с XVII по XIX вв. было широко представлено метафорическое понимание необходимости и случайности. Существовало 3 точки зрения:

  1. Одни утверждали, что необходимости не существует.
  2. Спиноза: “В природе вещей нет ничего случайного”, существует только необходимость (например, считалось, что Земля и другие планеты миллиарды лет повторяют абсолютно одинаковое движение, роковым образом предопределённое механикой);
  3. Позиция “золотой середины”. Мелкие, незначительные события, – говорят её сторонники, - это случайности (события, не подчиняющиеся законам, являются в сущности чудесными); крупные, значительные события необходимы, предотвратимы, роковым образом предопределимы.

При таком подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимимым противоречием. С одной стороны все явления, события возникают под действием какой-то причины, следовательно, они не могли не возникнуть. С другой, - их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при которых данная причина действует, предугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при котором любое событие оказывается изначально предопределённым, либо к релятивизму и индетерминизму, при которых. События превращаются в конечном счёте в хаос случайностей. И в том, и в другом случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной.

Но метафизическому мышлению можно предложить альтернативу – это диалектическое понимание категорий необходимости и случайности, возникшее в ХХ в. Оно основываетяна развитии, как становлении процесса в неповторимых формах единичных событий на основе определённого способа разрешения исходного противоречия. Например, фазы, происходимые с дозвёздной материей, звёздами, галактиками, другими астрономическими образованьями, следуют друг за другом с необходимостью, присущим законам природы. Но законы эти не предопределяют с неотвратимостью дату отдельного астрономического явления, его индивидуальное своеобразие. Или, закономерен ли процесс смены геологических эпох на Земле, но каждый отдельный геологический факт не был фатально предопределён. Таким же образом совершается развитие общества, развитие мышления.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория действительности представляет собой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объективного мира. Различают 2 вида возможности:

1. Реальная означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращение в действительность) данного явления;

Абстрактная (или формальная) выражает отсутствие каких-либо условий, порождающих некоторое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим словом также выражают слабо выраженную тенденцию в развитии явления.

Натуральная косметика на основе компонентов Мертвого моря поможет в уходе за кожей, если вы следите за собой.

философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализуется обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями какого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процессе случайность может и не произойти. Необходимость и случайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необходимости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. - роковой) преувеличивает или вообще абсолютизирует роль необходимости, воплощенной в законах природы и общества; волюнтаризм (от лат.- воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ

категории диалектики, выражающие своей полярностью существенно разные степени зависимости относительного от абсолютного, освещающие характер связи возможного и действительного, обоснованного и основания, обозначающие меру обусловленности явления его сущностью или законом.

(1) В обыденном смысле под Н. понимают то, что никак не обойти, что неизбежно, чему нельзя помешать или без содействия чего невозможно жить и создавать блага. Логическая противоположность Н. - "обходимое", т. е. то, чего можно избежать, что преодолимо и без чего можно обойтись. С., согласно В. И. Далю, есть нечаянное, приключившееся само собой без умысла; случай - безотчетное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провидение; случать - соединять в одно место или вообще сближать. Так что случай - пересечение разных фрагментов действительности. В обычном смысле в С. вряд ли следует видеть истинную противоположность объективной Н., поскольку люди чаще применяют понятие С. в субъективно-оценочном значении "неожиданности события, неясности его причины". Когда говорят, что "наука - враг случайностей", то подразумевают именно этот смысл С.; в других же смыслах (например, в описываемых ниже смыслах 2 и 3) наука признает объективно-реальную природу С., изучает С. и использует знание о них в практических целях.

(2) В пантеистической философии Н. прежде всего понимается в смысле апофатического (отрицательного) намека на вездесущность Абсолюта: безусловное невозможно обойти, все существующее есть множество эманации субстанции, первой сущности. Согласно этой т. зр., Н. действует вовне из сферы невидимой и внутренней сущности, внешне она проявляется как акциденция (случайное бытие) или модус ("внешнее абсолютного", по Гегелю). Спиноза учил, что каждый атрибут необходимо выражает целокупность субстанции; атрибут постигается из самого себя, внешне же он ограничивает себя до масштаба "непосредственно данного", выявляется через модус.

Чем более нечто наделено субстанциальными признаками (чем оно "ближе" к Абсолюту), тем оно более Н.; напротив, чем слабее сопряжение косвенных производных Абсолюта с их предельным основанием, тем более случайным характером эти несовершенства обладают, относясь к внешней сфере акцидентального. Т. о., Н. и С. предстают соотносящимися противоположностями, и их взаимосвязь раскрывается по той же логике, что и связи субстанциального (атрибутивного) и акцидентального (модуса), внутреннего и внешнего, сущности и явления. "Совершающийся вслепую переход необходимости (в случайность), - пишет Гегель, - это скорее собственное развертывание абсолютного, его внутреннее движение, так что абсолютное, становясь внешним, скорее обнаруживает само себя" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 202).

Если Абсолют проявляет себя через многоуровневую цепь эманации и если сущность многопорядкова, то всякий раз следует особо указывать онтологический уровень (систему отсчета), в отношении которого нечто квалифицируют либо как Н., либо, наоборот, как С. То, что в одной системе отсчета Н., оборачивается С. в отношении действия сущности более глубокого порядка. И наоборот, если явления (качества) со временем диалектически снимаются, овнутриваются в составе нового качества и возвращаются в виртуальное лоно сущности, то бывшее С. способно интериоризоваться в Н, пополняя тем самым сущностные силы.

Случайное необходимо, а необходимое случайно; Н. не следует сводить к одной из ее разновидностей - к неизбежности - и впадать в фатализм. В указанном смысле С. столь же объективнореальна, как и Н. Можно определить в целом С. как пространственно-временную форму ограничения и проявления Н. В снятой (виртуальной) форме С. дополняет сферу Н. Н. всегда внутренняя и лишь отсвечивает вовне через С. Проявляясь всякий раз через какую-либо С., Н. тем самым ограничивает и отрицает себя именно как Н., переходя в свою случайную противоположность. Вместе с тем С. сохраняет ряд черт Н., тем самым по существу оставаясь Н., но также присовокупляет к этим чертам признаки своей уникальности, единичности, феноменальности. Описанный подход может быть также назван "эссенциализмом": категории И. и С. конкретизируют взаимосвязь сущности и явления, раскрывают их соотношение под специфическим углом зрения.

(3) С позиций вероятностного детерминизма Н. и С. понимаются как две разные формы действительности, два вида событий. Их противопоставляют и определяют путем различения двух типов возможностей, которые соответственно превращаются в необходимую действительность и в случайную действительность. Возможности подразделяют по степеням их силы, степени вероятности по шкале от нуля (невозможное) до единицы (овеществленная возможность, т. е. действительность). А. П. Шептулин предложил определять Н. и С. через понятия реальной и формальной возможностей. "Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования и развития объекта; формальными - возможности, которые обусловлены случайными связями и отношениями" (Шептулин А. П. Категории диалектики. М., 1971, с. 219).

Формальные (абстрактные) возможности измеряются малыми степенями вероятности, для их осуществления недостает необходимых условий, тем не менее они, случается, превращаются в действительность (например, когда несколько наиболее сильных конкурирующих между собой возможностей обоюдно нейтрализуют друг друга и тем самым позволяют осуществиться какому-нибудь весьма несовершенному "проекту будущего"). Реальные (конкретные) возможности обладают максимальной жизнеспособностью, высокими степенями вероятности, близкими к единице; для своей реализации они обеспечены всеми необходимыми условиями. В описываемой модели мерой связи Н. и С. с возможностью и действительностью выступает "вероятность". Вероятное - мера необходимого в возможном (В. И. Корюкин, М. Н. Руткевич), а также мера случайного в действительном.

Н. - действительность, осуществившаяся из какой-либо одной из множества реальных возможностей, а С. - действительность, в которую превратилась одна из формальных возможностей. В ходе своего роста в сфере сущности абстрактные возможности способны усиливаться ДО конкретных, а реальные возможности, напротив, подчас ослабевают до степеней формальных возможностей. В этом смысле границы между Н. и С. размыты. Н. и С. поэтому способны переходить Друг в друга в своем скрытом возможностном базисе, хотя продукты опредмечивания принципиально разных возможного внешне "выглядят" как однотипные материальные явления.

(4) Сторонники субъективного идеализма не признают объективного существования Н. и С. Так, Юм выводил их из особенностей нашего мышления и привычек, Кант считал Н. и С. априорными способами мыслительной деятельности, внутренне присущими человеческому рассудку. Э. Мах, Г Якоби, Витгенштейн сводили Н. к сугубо логической связи понятий, к логической Н. Риккерт, Виндельбанд и ряд других неокашианцев, признавая Н. в природе, отвергали ее в общественной жизни. Многие философы-эмпирики склонны понимать действительность как сумму единичных фактов, чувственных данных и не находить в ней действия Н.; для них в мире господствует С.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необходимость -- это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе.

Случайность же -- то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности/ Суть проблемы заключается в следующем.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации:

или случайность выводилась за рамки действия принципа детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе -- к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно но остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показана ранее, и необходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых но всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мире. Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям.

Обращение к понятию условия является одним из путей обоснования объективного существования случайности. Другой путь обоснования объективного существования случайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходимой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последовательность образует линию его существования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий.

Соответственно к необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в стабильных условиях

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде,

Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда накладывает себе дорогу через массу случайностей.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений

Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости и случайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или иное событие - случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире господствует только случайность и нет места необходимости, другие же - что никакой случайности не существует и все происходит по необходимости. Однако, по нашему мнению нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что и случайность и необходимость обладают своей долей “права” на бытие. Что же подразумевается под тем и другим понятием?

Начнем с понятия “случайности”. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Как правило, такая связь носит неустойчивый характер. Иными словами случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.

Различают несколько видов случайности:

Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.

Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого - то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия” осуществления основного причинного ряда.

Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости.

Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Итак, говоря кратко, случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом - в пересечении различных рядов причинно - следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе.

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость - это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему? Потому что она реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с единичностью. Именно случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Итак, случайность находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

Учет диалектики необходимости и случайности - важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания - выявить закономерное. В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств и отношений. Но чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок. А для этого нужно проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.