Дочь изиды. Египет

Девственница и Мать, целительница тела и Души

Глиф для Девы - буква «mem» из древнееврейского алфавита, символизирующая Девственницу с хвостом Рыбы (мистическая полярность знака Рыб), поднятым вверх. Этот магический глиф подходит Гермесу с исцеляющим кадуцеем. Исида также соответствует герольду — Гермесу, посланнику, посреднику между человеком и Богом. Подобно своему христианскому эквиваленту, Деве Марии, Примирительнице, Исида получает свою силу от мужского божества (Тот) и играет роль посланника — основная роль Девы. История Исиды — это история смирения, эффективности, трудолюбия и технического совершенствования. Она донесла до человечества тайны богов , чтобы оно исцелилось и было уверено в бессмертии.
Исида слыла очень образованной. Ее учил египетский Гермес, бог-наставник по имени Тот, писец бога Солнца, Ра. Тот учил ее наукам и искусству исцеления посредством лекарственных трав, заговоров, использования жуков, жаб, и камней и даже способностям поднимать мертвых силой Ра. Она была очень способным целителем и на ментальном, и на физическом уровнях. Надписи в ее святилищах и храмах гласят, что те, кто спал там, получали утешение от Исиды во снах и излечивались от эмоциональнмх проблем. Девственницы посвящали себя Исиде, давая обет безбрачия, когда они служили и учились в ее храмах. Ей давали символические имена: Мудрая, Чародейка, Богиня Исида, Та, чьи слова обладают силой. В церемонии, которая вполне могла бы быть астрологической, инициатов проводили по 12-ти залам Храма (Дома Исиды) и в каждом зале на него набрасывали новую накидку с капюшоном с изображением животного. Инициат молился, постился и выходил из последнего зала к Нилу, чтобы увидеть, как мимо проплывает Лодка Исиды и для того, чтобы ощутить покой Осириса. Затем инициата называли Завоевателем Семи Планет, что, вероятно, означало покоритель натальной карты, хозяин собственной индивидуальности.
Прежде чем мы изучим историю Исиды, давайте на минуту остановимся и посмотрим, в чем состоит потенциал знака Девы. Статуи культа считались наиболее мощными, когда Исида стояла не одна, а держала на руках своего ребенка, Гора. В искусстве образ матери с ребенком — один из наиболее значимых символов во всем мире. Такая статуя представляет реализацию (ребенок) потенциала (матка). Самодостаточная Дева, стоящая одна, независимо от того, насколько она мудра, не является полной. Полнота — это новая форма. Будь это ребенок, или книга, или основание Центра целостной медицины — каким бы ни было творческое создание — должна появиться любая реальная новая форма. Эта форма обычно требует длинной и болезненной беременности и родов, типа печальных родов Исиды, в результате которых появился Гор. Для Девы ученичество может подразумевать наличие наставника, который слишком долго держит ее на минимальной заработной плате в своем офисе, лаборатории или школе. Это может включать борьбу с финансовым положением и уверенностью в себе, сомнения относительно наставника, даже колебания в рассуждениях относительно ценности службы вообще. Но в конце, обычно после длинного периода беременности, эзотерический управитель Девы, Мать Формы, Луна , порождает свое новое создание.
Другой образец, который можно увидеть в истории Исиды и в жизни Дев — это сумеречный обман Гермеса, хитрость, которая окружает их вне зависимости от того, участвуют ли они в этом активно и сознательно или нет. Вещи — часто не те, какими кажутся. Страдания Исиды начались, когда ее сводный брат, Сет, обманул и убил ее мужа. Исида не знала наверняка, что муж был мертв, но с ранних стадий своей беременности она начала длинное, болезненное одинокое путешествие, скрывшись под личиной непритязательной няньки. Подумайте об Исиде, когда видите своих знакомых Дев, спрятавшихся за образами преподавателей и администраторов. Кем мог бы быть этот человек в прошлом? Затаившийся алхимик в одиноком путешествии по чужой земле? Преобразующая сила речи , которая также принадлежала богине Исиде, потенциально существует и у этих Дев, ведущих свой скромньїй образ жизни. Возможно, уважение к власти слова предостерегает их от письма и выступлений на людях, пока они не получат сообщения об этом. Эта длинная беременность или ученичество часто, кажется, наложено на себя самой Девой — перфекционистом.

Миф об Исиде
Исида и ее муж, Осирис, правили в дельте Нила в Египте как царица и царь. Они были счастливы, подданные любили их, но жизнь супругов была омрачена тем, что у них не было сына, который унаследовал бы царство.
Осирис известен тем, что принес в Египет искусство и ремесла. Он часто путешествовал за границей, чтобы учить менее счастливые народы. Когда он был в отьезде, Исида правила «мудро и хорошо». Она также следила за своим сводным братом, завистливым рыжебородым Сетом, который выжидал момент для захвата трона.
Однажды, во время путешествия Осириса, Сет и его друзья смастерили гроб, в точности подходящий Осирису. Он был сделан из прекрасного кедра и украшен золотом. Когда царь вернулся в дельту Нила, они устроили пир в его честь. (Исида в это время была далеко, в городе Коптос). После того как все было выпито, друзья Сета предложили каждому примерить на себя красивый гроб, подходящий царю. Все гости были либо низкорослыми, либо слишком высокими, кроме, конечно, Осириса. Как только он лег в гроб, Сет плотно захлопнул крышку, и его друзья запечатали гроб расплавленным свинцом. Они отнесли его к Нилу и столкнули в реку. Сет был счастлив, объявив себя новым правителем Египта. Осирис погиб в 28 лет, в день убывающей .
Находясь в Коптосе, Исида услышала о смерти Осириса, но она не смогла поверить этому. Она надела черную одежду и обрезала волосы. Исида пошла по берегу Нила, ища гроб среди тростников, куда его могло бы выбросить. Она плакала, поскольку только теперь поняла, как глубоко любила своего мужа. Какие-то посторонние люди сказали ей, что гроб вынесло на берег в Сирии и его прибило к стволу дерева тамариска. Царь Сирии Мелкарт, гуляя однажды днем вдоль реки, поразился, увидев дерево, и приказал срубить и сделать из него столб для дворца. Исида пришла во дворец, села на веранде и прижалась щекой к столбу. К ней подошли придворные женщины. Она научила их, как убирать волосы в прическу в египетском стиле. Царица Иштар, конечно, спросила служанок, кто сделал им прически и надушил благовониями. Они ответили, что их причесала простая египтянка в белой льняной одежде. Иштар послала за Исидой и сделала ее няней своего сына.
Исида, проведя долгое время во дворце, полюбила малыша. По ночам она держала его над огнем, чтобы выжечь из него смертные шлаки, и он смог стать бессмертным. Каждый раз, проделав эту процедуру, она превращалась в черную ласточку и летала вокруг гроба своего мужа в столбе света, страстно желая обнять Осириса и мечтая иметь собственного ребенка.
Однаждь ночью царица Иштар вошла в комнату, когда Исида держала младенца над огнем. Иштар в панике закричала и разрушила заклинание Исиды, таким образом лишив ее принца бессмертия. Исида была вынуждена сказать Иштар, кто она есть на самом деле — богиня Изобилия , царица Юга (загробного мира). Иштар встала на колени перед Исидой, а затем помогла ей извлечь тело Осириса из дерева тамариска. Две женщины обернули ствол белым полотном и поставили с почтением в храме для поклонения. Затем Исида положила тело Осириса в лодку и поплыла вниз по Нилу, прячась, она выполняла тайные обряды. С помощью Тота — Гермеса она смогла возродить Осириса на некоторое время, чтоби зачать столь долгожданного ею Божественного Ребенка, Гора. Ей поклонялись как Дому Гора или Храму Гора в память об удивительном волшебном зачатии.
Роды Исиды, однако, прошли не так, как было достойно богини и царицы. Она пряталась от Сета, бушевавшего и искавшего ее выше и ниже по течению Нила. До Сета дошел слух о том, что Исида утверждала, будто она беременна ребенком от умершего Осириса, но он отказывался верить в это чудесное зачатие. Он полагал, что ребенок Исиды будет незаконнорожденным, но не хотел рисковать. Исида знала, что он убьет ее и ребенка, если найдет их. Она села на корточки в тростниках и родила, как простая крестьянка. Несколько часов она была в агонии, находясь между жизнью и смертью, пока, наконец, не пришла подмога с амулетами из лягушек и камней, чтобы помочь ей: Ребенок родился на свет — Тот, Кого Долго Ждали, Гор, Мститель за Своего Отца, Гор, Ястреб Бога Солнца. Его рождение произошло в день весеннего равноденствия, когда Земля наиболее плодотворна.
Его отец, скрытый в своем гробу, иногда приходил к Гору и учил его. Они как мужчина с мужчиной обсуждали оружие и искусство войны, потому что знали, что когда-нибудь Гор будет вынужден бороться за трон с могущественним Сетом.
Однажды Осирис спросил ребенка: «Какое самое правое дело, которое может осуществить человек?»
«Отомстить за своего отца».
«Какое животное самое полезное?» — продолжал Осирис.
«Лошадь», — быстро ответил мальчик.
Осирис бил озадачен, потому что обычно самим значимым животным считался лев, который в виде созвездия находится над головой в пору, когда Нил начинает наполняться водой.
«Почему ты предпочитаешь лошадь?» — спросил отец сына.
«Потому что лошадь стремительнее и нужнее при перехвате и отсечении вражеских сил. Лев сильнее, но лошадь быстрее».
Однажды, когда Исида отправилась в город, чтоби пополнить запасы, оставив своего ребенка спать одного на циновке, приполз скорпион и ужалил Гора. Когда Исида вернулась, она увидела, что ее сын неподвижен и похолодел, его конечности отекли, а на губах выступила белая пена. Она испытала непередаваемый ужас, взяв своего ребенка на руки. Она и ее сестра воззвали к солнечному богу Ра с такой силой, что Диск остановился вверху на своей орбите. Путешествие Ра , длившееся миллионы лет, впервые было прервано. Тот, бог науки и писец Ра, наставник Исиды, прилетел к ней на помощь вниз с лодки Диска Солнца.
Тот имел энциклопедическую память и написал множество обьемных трактатов по магии, математике, астрономии и астрологии. Даже важнее, чем знание того, какие заклинания были подходящими для исцеления Гора, их необходимо было правильно произнести. Пока Исида рыдала над телом Гора, Тот — Гермес учил ее должным образом произносить слова. Рана открылась, и из нее вытек яд. Гор снова начал дишать!
«Гор жив! Гор жив!» — закричала толпа.
Тот вернулся на лодку солнечного диска, а богиня Исида получила новий титул — Владычица волшебства .
Исида передала волшебные заклинания, которым научил ее Тот, жрицам своего храма, чтобы ни один ребенок в Египте не умер от укуса скорпиона.
Тем временем до Сета дошла молва, что мальчик, сын Исиды, продолжает расти. Он слышал, что ребенок мастерски управлялся с оружием, и что магнетизм Гора привлекал даже собственных воинов Сета из его дворца.
Каждую ночь Сет выходил из дворца якобы поохотиться, но на самом деле, чтобы найти Гора и убить его. Он обыскивал все пещеры при свете Луны. Однажды в полнолуние он обнаружил гроб Осириса, вскрыл его и разрезал тело на 14 частей, а затем бросил их в Нил. На следующее утро Исида увидела, что саркофаг разорен. Она смастерила легкую лодку из папируса и отправилась вниз по реке искать части тела Осириса. Гор, тем временем, изучал черную и белую магию. Он сказал матери, что встретит ее в храме в Абидосе, где хранился деревянньїй гроб из тамариска. Исида должна была принести туда части тела, чтобы они при помощи ритуалов его снова восстановили.
Исида во время своего путешествия вниз по Нилу встречала множество жестоких крокодилов, но они имели такое уважение к ней, что не сьели ни одной части тела Осириса. С того времени крокодилы стали считаться в Египте священными животными. Исида нашла 13 частей, но рыбы сьели фаллос, и потому она принесла Гору тело, которое не было целым — не хватало одной очень важной части.
В храме Абидоса они собрали части тела и добавили к ним модель фаллоса, которую сделала сама Исида. Им пришлось совершить множество обрядов над телом в течение 14 дней цикла убывающей Луны . Только после того как ритуал был закончен, Гор смог отправиться на поиски своего дяди, чтобы вернуть себе свой трон.
Бог Тот спустился с Диска, чтобы выступить в роли посланника и арбитра, чтобы судить сражение между Сетом и Гором, между дядей и племянником. Некоторые источники говорят, что, возможно, он пришел, предвидя, что Исида будет нуждаться в нем.
Действительно ли Тот все знал заранее, но он, безусловно, был нужен Исиде. Сначала Сет и Гор боролись в течение трех дней подобно «большим медведям». Затем Гор смог победить и заковал дядю в цепи. Он привел Сета к матери, толкнул на пол, а затем поставил свою ногу на его большую рыжую голову. После, оставив царицу охранять своего пленника, Гор отправился распорядиться армией Сета.
Как только Гор ушел, Сет начал умолять Исиду, чтобы она его отпустила. «В тюрьме холодно и темно; это недостойное место для великого царя». «Конечно, земля восстановит свое изобилие быстрее, если ты освободишь меня». «Я, в конце концов, твой брат». Когда все эти доводы потерпели неудачу, Сет показал ей раны, которые нанес ему Гор. Его состояние, наконец, разжалобило Исиду, и она освободила его.
Гор, порывистый Овен, рожденный в день весеннего равноденствия, вернувшись, обнаружил, что мать простила и освободила человека, который дважды убивал его отца и его самого лишил законного трона. Измученный сражением и обезумев от этой новости,
Гор выхватил меч и в припадке ярости отсек голову своей матери. Тот, однако, стоял рядом и смог немедленно произнести правильные слова, чтобь спасти Исиду. Он заменил ее отрубленную голову головой Хатор, древней египетской богини-коровы. Тогда Исиду стали называть Хатор, старшей земной богиней, Покровительницей родов.
Мать и сын после этого вместе преследовали Сета. Они гнали его до берегов Красного моря. Он никогда больше не вернулся в Египет, а долина Нила вновь стала процветающей при царствии Гора и четырех его сыновей, которые правили последовательно справедливо и гармонично.
Исида и Осирис стали судьями мертвых в загробном мире. Там они встречают вновь прибывшие души и судят их согласно 42-м заповедям.
На первый взгляд эта история могла бы показаться скорее солнечным, чем лунным мифом. Солнечный Гор боролся, чтобы вернуть себе царство, захваченное злобным дядей. Но если мы посмотрим еще раз, то увидим, что на самом деле этот рассказ об Исиде и тонкой, магической силе Женского, то есть это Лунный миф. И все же, Исида — это не Великая Мать, которая собственной силой и властью осуществляет контроль над жизнью, смертью и возрождением, а Помогающая Дева — скромная Дева, дитя и ученица Гермеса — Тота.

Дева — более нежная осенняя богиня, она не обладает Шакти Великой Матери. Исида сообщает Иштар, что она — царица Юга, закатного Солнца — Шестой Дом, или область сумерек природного Зодиака . Мы понимаем роль Исиды как посредника, когда Плутарх говорит нам, что она является дочерью Гермеса. Она Девственница и Мать, проситель и посредница при передаче дара божественной милости и мудрости. Но она остается полностью зависимой от Тота, ее Божественного Наставника, когда приносит сознание человечеству. В этом мифе Исида ничего не делает сама, собственной властью. Она — скромное средство, Храм Гора, благодаря которому передаются методы исцеления.
Дева-Богиня учится, ждет, просит, верит (полярность знака Рыб) и эффективно и правильно действует в кризисной ситуации. Исида проявляет милосердие к Сету, которое появляется, как нам говорят, из «жалости ко всем его человеческим слабостям». Все же, в награду за все ее тихое смирение, Исида побеждает в итоге; солнечные фигуры не столь сильны, как она. Даже Сет изгнан из Египта благодаря ее терпеливим, постоянным усилиям.
Сын Исиды Гор, Божественний Ребенок Ра, бога Солнца, всем обязан своей матери — своим чудесным рождением от семени умершего отца, тем, что он выжил во время родов, тем, что был спрятан от воинов Сета в пещерах по берегам Нила, своим чудесным исцелением от укуса скорпиона, возможностью научиться магии у Исиды и искусству войны у Осириса и, таким образом, косвенно, даже своей победой над Сетом в борьбе за трон. Всем этим он обязан Женскому, своей скромной матери. Фактически, он слишком много задолжал собственному эго, и в конце он отсек матери голову, чтоби достичь собственной свободы и пространства для личного роста. Таким образом, Гор стал способен занять трон и править своей собственной властью.
В мифе об Исиде есть много характерных черт Девы: смирение, перфекционизм (магические слова должны быть произнесены абсолютно правильно), эффективные действия во время кризиса, применение приобретенных навыков и методов для решения проблемы, заступничество за других перед богами (многие Девы занимаются работой посредников при подборе персонала, детской психотерапией, менеджментом среднего звена в государственних структурах и т.д.), целительство (не повреждая тело). Целительство — другая черта, характерная для Девы, а также для поисков Исиды. Сначала она хранила тело Осириса неповрежденным, затем она спасла и возродила холодное тело Гора, и, наконец, в случае врага, Сета, Исида приняла решение освободить его. Она сделала это не для того, чтоби восстановить царство, и не потому, что он был ее родственником, а потому, что ему нанесли раны в сражении, и он не должен был оказаться в холодной, темной, сырой тюрьме. Ему необходим был солнечный свет и исцеление. Исида не могла допустить, чтобы даже враг испытывал физические страдания.
В «эзотерической астрологии» Алиса Бейли обращает внимание на то, что двойственность Гермеса выражает себя в знаке Девы как дихотомия души и тела. Полярность Рыб подчеркивает эту дилемму, потому что выделяет отказ от имущества, иногда даже включая необходимые для здоровья вещи типа витаминов, всякий раз, когда транзиты выступают в гороскопе против энергии Девы.
Таким образом, эзотерическая Дева может колебаться от акцента на тело к акценту на душу в зависимости от времени года — транзиты через середины Шестого — Двенадцатого Домов или оппозиция Солнца в Деве, восходящей Деве. Исцеление тела, сознания или души (психическое исцеление ) — естественный вид поисков людей этого архетипа , но у Девы бывают периоды сомнения. Должна ли она забыть о собственном теле и своем здоровье или отречься от всего этого и работать над развитием интуиции, воображения и способности Рыб к отречению? Больше медитировать? А может, поискать монашеского уединения?
Ожидание, скрытая жизнь, служение — это также характеристики Девы. Исида и Осирис долгое время ждали ребенка. Казалось, они думали, что впереди у них очень много времени, и, таким образом, Гор стал посмертным Божественним Ребенком Осириса. Многие Девы занимают выжидательную позицию подобно Исиде или Персефоне до середины жизни, прежде чем принять главное решение. Исида не понимала до смерти Осириса, насколько сильно она его любила. Многие Девы не отвечают на свои внутренние потребности и чувства вплоть до середины жизни или даже позже, до того момента, когда эзотерический управитель поворачивается к индивидуальности.
Тихая, скрытая жизнь Девы может быть проведена в обучении, больнице или на государственной службе в качестве низкооплачиваемого служащего, который на самом деле знает, что он обладает интеллектом и достаточно талантлив, чтоби двигаться вперед. Дева проводит долгий период ученичества, как Исида с Тотом, прежде чем она сама стала Богиней.
Часто Дева, восходящая Дева спрашивает: «Почему кажется, что я — поздний цветок?» Если задуматься о сущности Гермеса, у которого есть два мнения насчет возможности рискнуть и оставить свое безопасное, надежное ученичество, и о замечании Исиды о том, что до того, как Осирис умер, она не понимала, как сильно его любила и как хотела от него ребенка. До трагедии с Осирисом жизнь для нее была просто возможностью учиться. В конечном счете, она родила собственного Божественного Ребенка, но только после того, как сначала помогла Иштар воспитывать ее младенца.
Таким образом, Дева часто дает жизнь собственным творческим проектам после того, как сыграет поддерживающую (лунную) роль в создании творческого предприятия другого.

Древнеегипетские боги уже много столетий притягивают внимание, а фантастические мифы, подкрепленные реальными событиями и людьми, затягивают и погружают в атмосферу прошлого времени. Исида не является исключением. В она была очень известна, и ее слава дошла и до наших дней.

Кто такая богиня Исида в древнем Египте?

Она была очень добрым и положительным персонажем и всегда становилась на сторону добра. Исида оказывала помощь любому нуждающемуся, тяжело переживала беды и несчастья смертных. Многие мифы гласят, что большей частью своих умений, она поделилась со своим сыном Гором и наказала ему заботиться о людях. Сын был настоящим достоинством богини, и любила она его больше своей жизни.

Древнеегипетская богиня Исида была очень мудрой женщиной. Пройдя через нереальные для человека препятствия, она смогла найти в себе силы и все же стать матерью, поэтому ее и стали именовать как богиню домашнего очага и верности. Исида очень долго и мучительно переживала смерть мужа, и в нынешнее время ее облик представляют как хрупкую деву с птичьим крылом, склонившуюся над упокоенным супругом.

Чему покровительствовала Исида?

Великая богиня древнего Египта Исида была настоящим олицетворением женственности. Все девушки и женщины молились и подражали ей, дабы показать свое совершенство, любовь и верность. Богиня Исида имела власть над стихиями воды и ветра. Многие считали ее богом плодородия и достатка в доме. Все цели, к которым шла эта уверенная и добрая женщина обязательно достигались, но, к сожалению, как и у других , у Исиды была сложная и трудная судьба, со множеством предательств.

Как выглядела богиня Исида?

Мифология Египта представляет несколько обликов богини. По некоторым описаниям она имеет красивые птичьи крылья, которыми как бы закрывает своего мертвого мужа от внешнего мира. Некоторые считают, что Исида могла превращаться в орла и летать в небесах, рассматривая людей. Современники видят ее сидящей на коленях либо кормящей грудью своего сына Гора.

Практически всегда на голове у нее находится трон, или же коровьи рога, держащие на своих концах солнце или ореол. Второе ее представление относится к более поздним временам, когда уже люди окрестили ее как богиню плодородия. Само по себе ее имя произошло от слова «исет» - что в переводе означает царский трон, и этот трон считается ее основным признаком на всех изображениях.

Как почитали богиню Исиду?

Люди древнего Египта почитали ее как главную покровительницу рожениц. При каждом появлении на свет нового человека, присутствующие обязаны были молиться ей, а после удачных родов приносить дары. Богиня Исида давала людям веру в магию исцеления, поднимала жизненные силы тех, кто в этом нуждался, но самая главная ее заслуга – это сохранение семейного очага. В Египте ей подражали многие женщины, тая в себе нежность, доброту и красоту. В древности считалось, что, если жена посмеет изменить мужу, Исида обязательно ее покарает за совершенный грех.

Легенда об Осирисе и Исиде

Этот миф известен многим и его трагичность может затронуть сердце любого. Исида была верной супругой Осириса, но его родной брат убил его, чтобы завладеть его замком и властью. И настолько был зол Осириса брат, что приказал разрубить его тело на мелкие кусочки, и не предавать земле, дабы люди не могли прийти на его могилу поклониться ему. Долго скиталась Исида, но все же собрала тело мужа и вдохнула в него на мгновение жизненные силы, для зачатия сына.

У богини получилось забеременеть, и она родила прекрасного сына Гора, которому впоследствии и передала все свои магические знания. Любила она его, как любила мужа своего, ведь он был его точной копией, его подобием. Наверное, из-за такой трагической судьбы Исида и стала богиней домашнего очага. Потеряв свое счастье, она помогала обрести его другим, поддерживая в тяжелые жизненные моменты.

Странствования Исиды

После смерти мужа Исида не побоялась остаться в замке и посмотреть в глаза своему злейшему врагу. Все же не было ей там больше места и ее прогнали. Жестокое убийство заставило бедную женщину скитаться по всему Египту и собирать по кусочкам своего упруга, дабы сделать из него мумию. На тот момент это была самая первая попытка изготовления мумий, по примеру которой стали отправлять на покой фараонов.


Странствия и волшебство Исиды привели ее в город Библа, к берегу Зеленого моря. Именно там она попала в дом к царице, так как в ее замке в колонне из дерева был замурован сундук с телом ее мужа. Долгое время Исида была там служанкой и заботливо нянчила сына царицы, втайне делая его бессмертным. Но сама царица замка все испортила, обвинив богиню в колдовстве над ребенком. Обозлившись, Исида разломила колонну и увидев тело мужа громко закричала, и своим криком убила сына царицы, наказав ее этим.

Исида (Изида) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса , мать Хора , а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор , в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя » - мать мемфисского быка Аписа . Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила . Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут .

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха , богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет . Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня волшебным образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида - «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами . С тех пор, подобно богине Селкет , она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус , «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил ; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников - крокодилов . Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды - богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня - запад, ее ритуальные предметы - систр и священный сосуд для молока - ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Хора», покровителей каноп.

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе , неподалеку от Асуана . Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии , поклонялись вплоть до VI века н. э. , в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован . Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них - это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера , где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Хором.

Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии , но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе , Афинах , Помпеях , Риме . Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы » описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства.

Гимн Изиде

Ибо я - первая и я же - последняя
Я - почитаемая
Я - блудница и святая
Я - жена и дева
Я - мать и дочь
Я - руки матери моей
Я - бесплодна, но бесчисленны дети мои
Я счастлива в браке и не замужем
Я - та, кто производит на свет, и та, кто вовек не даст потомства
Я облегчаю родовые муки
Я - супруг и супруга
И это я родила моего мужа
Я - мать моего отца
Я - сестра моего мужа
Поклоняйтесь мне вечно,
Ибо я - злонравна и великодушна
(Гимн Изиде, 3-4 век до н. э.)

Исида в античной традиции

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Жена Осириса . Её отождествляли с Деметрой . Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Хора).

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы . Поместила Сириус на голову Пса . Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы , а её сыновья - Рыбами .

Библиография

  • Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. - М., 1983.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001.
  • Солкин В. В. Исида.// Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
  • Iside. Il Mito, il Mistero, la Magia. - Milano, 1997.
  • Witt R. Isis in the Graeco-Roman world. - London, 1971.
Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери:

Богиня Исида - одна из самых популярных богинь Египта.
Богиня Исида (Изида, Асет, Аст, Исет, Усет) - одно из самых почитаемых божеств из всех богов и богинь Древнего Египта .

Исида – богиня плодородия, материнства, рождаемости, семейной верности, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований», символ женственности, покровительница моряков, охранительница умерших.

В сложившемся мифологическом каноне, связанном с гелиопольской энниадой (девять важнейших богов и богинь Гелиополя), Исида - дочь Геба и Нут , сестра и жена Осириса , сестра Нефтиды и Сета , мать Гора .

Популярная богиня по всему Египту

Исида (Изида) - одно из самых старых божеств Египта, но происхождение ее культа пока неясно. Вероятно, что ей сначала поклонялись как местной богине на территории Дельты в районе городов Буто и Бусирис (см. Карту Древнего Египта), где находился самый старый культовый центр Осириса.

Ее культ стал позже популярен по всему Египту, она стала богиней с чрезвычайно широким перечнем качеств, свойств и возможностей. Недаром в греко-римском мире ее назвали «та, у которой тысяча имен». Исида (Изида) - ее греческое имя, она была известна древним египтянам как Асет (или Aст, Исет, Усет).

Исида в мифах об Осирисе

В традиционной версии мифа об Осирисе Исида ищет тело своего мужа, погубленного коварным Сетом. Она собрала все части тела Осириса, которые были рассеяны коварным Сетом по всему Египту.

Исида была идентифицирована не только с Хатхор, но имела много общего с другими богинями – такими, как Аментет , Нехбет , Сехмет , Бастет , Мут . Она была одной из четырех богинь-защитниц (наряду с Бастет, Хатхор или Нефтис , Серкет и Нейт), защищавших саркофаг и канопы (сосуды, в которых хранились внутренние органы умершего).

Считалось, что она помогает покойному в его трудной поездке по загробному миру; ее иногда называли также в качестве одного из судей мертвых.

Пережившая эпоху фараонов

Исиде поклонялись во множестве храмов, самые важные из которых были в городах Коптосе (город в Верхнем Египте), Бухене (Нубия), Абидосе (здесь она входила в священную триаду вместе с Осирисом и Гором) и острове Филе (находился недалеко от Асуана). Из-за тесной связи с богиней Хатхор играла важную роль в Дендере (Хатхор была богиней покровительницей этого города).

Культ Исиды пережил эпоху фараонов. В греко-римскую эпоху Исиду почитали по всему Средиземноморью далеко за пределами Египта. Культ Исиды просуществовал до 6 века нашей эры и был отменен декретом римского императора Юстиниана около 537 г. н.э.

Значение ее имени и иконография

Имя богини, возможно, означает «трон», хотя точно это не доказано. Но является бесспорным то, что она была связана с королевским троном, который представлен иероглифом, который часто изображается на ее голове. Исида, как также полагали, была символической матерью живущего фараона, который был земной персонификацией Гора – сына Исиды.

Исида обычно изображается как женщина с символом трона на голове, иногда как женщина с рогами коровы и солнечным диском между ними. Также она предстает в египетской иконографии с крыльями, приложенными к ее рукам, или как птица (здесь отмечается соотношение к эпизоду мифа об Осирисе, в котором к она вернула ему дыхание жизни с помощью крыльев).

Исида изображалась также и в виде коровы. Могла изображаться в виде женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта с пером богини Маат . Много статуэток последнего периода древнеегипетской истории, где Исида изображена кормящей грудью своего сына Гора (Хора), сидящего у нее на коленях.

Широко распространенным символом богини был амулет тет - так называемый «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто изготавливавшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.