Мифы древней индии творение. Урок и презентация по литературе "Мифы Древней Индии: творение мира, ночи, война богов и асуров" (6 класс)

А в других повествуется о сотворении человека, как о случайном, побочном событии божественной истории. 2.2 Сравнение мифов о творении с Библейским повествованием о сотворении мира и человека Мы полагаем, что читатель знаком с содержанием Библейского повествования... тогда может возникнуть вопрос: а не придумал ли все это лично Моисей? Не взял ли он за основу Египетские мифы творения и не переработал ли их в пользу утверждения единого Творца неба и земли? Предположить такое, конечно, можно. Моисей...

https://www.сайт/journal/141778

Глаза могут устать в случае, если вы сидите перед экраном слишком долго, особенно если в комнате полумрак. Миф 2: «Читать в темноте вредно для глаз» Как и в случае с просмотром телевизора в полумраке, глаза от чтения в темноте... - ни что иное, как прогрессирование глазной катаракты, которая, меняя фокусировку глазного хрусталика, повышает уровень близорукости. Миф 6: «Зрение ухудшается от частых занятий сексом» Разумеется, это неправда. Это беспочвенное утверждение родилось на основании того...

https://www.сайт/journal/16434

С обрядами, имеются и в греческой мифологии. Они овеяны поэтической фантазией человека. Мы уже упоминали миф о Прометее, похитившем огонь у богов, принесшем его людям и пострадавшем за это. Можно ли безоговорочно причислять этот рассказ к религиозным воззрениям? Не следует ли, наоборот, подчеркнуть, ...

https://www..html

Недостатки, были недовольны своей внешностью. Но смотрел(а) ли ты на себя когда-нибудь, как на творенье или просто как на человека? Кто придумал человека? Откуда он появился? Неужели ты веришь в миф о том, что мы произошли от обезьяны? А у тебя не возникает вопрос, почему обезьяна... мы можем созерцать всю красоту этого мира, мы можем видеть лица наших родных и друзей, различать цвета, мы можем читать . Мне кажется, зрение - это огромный дар, и Кто-то очень нас любит, если подарил нам зрение. Только, ...

https://www.сайт/religion/111771

Их, они же корректируют эти колебания. Познание - удел человечества. Счастье? Счастье и познание - синонимы.Вещь должна читаться в один присест. Исключения -беллетристика: детектив, авантюра, ах-любовь. Оправдания: роман-шедевр, поконцентрации информации не уступающий... слово чем хочешь! Никаких "что" и "чтобы",никаких "если" и "следовательно", "так" и "который".Читай "МадамБовари" в Роммовском переводе. Сто раз! С любого места! Когда сумеешьподражать - двинешься дальше.Седьмое! Необходимо...

Ф.И.О. учителя: Рябченко Андрей Александрович, ГБОУ Школа 1002 (Москва)

Предмет: Литература, 6 класс

Тема урока:

Класс: 6

Тип урока: комбинированный, 2 часа

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Мифы Древней Индии», «Творение», «Сказание о создании ночи», «Махабхарата».

Цели

продолжить изучение особенностей устного жанра – миф; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области ведической литературы.

Планируемый результат

Предметные:

познакомить учащихся с древнеиндийскими мифами, эпосом «Брахмапутра»

развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;

находить ответы на поставленные вопросы словами текста;

давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

Личностные:

умение слышать и слушать друг друга;

формирование границ собственного «знания» и «незнания»;

ориентация на выполнения моральных норм;

оценка поступков.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

    Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;

    Логические универсальные действия:

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков;

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

Регулятивные УУД:

формировать умение определять цель деятельности на уроке;

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию..

Основные понятия

Миф, легенда.

Межпредметные связи

История

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Литература 6 класс В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин;

Э. Темкин, В. Эрман. Мифы Древней Индии. Серия: Мифы народов мира. Издательства: АСТ, Астрель, РИК Русанова, 2002 г.

    Повторение пройденного.

Мы уже прошли «Легенды и мифы Древней Греции». Домашним заданием вам было прочесть «Мифы Древней Индии» - «Творение» и «Сказание о создании ночи», а также главы книги Темкина и Эрмана о возникновении богов, асуров и войне между ними.

Давайте вспомним, что такое миф?

Ответы обучаемых.

А какие мифы и гипотезы о сотворении мира вам уже известны?

Ответы: греческая мифология, христианских миф о сотворении мира, научная концепция о Большом взрыве при возникновении Вселенной.

Откуда почерпнуты знания о греческой мифологической картине мира?

Ответы: книга «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна, а он в свою очередь опирался на поэмы Гомера «Идиада» и «Одиссея».

Расскажите о Гомере, что вам известно об «Идиаде» и «Одиссее».

    Новый материал.

А знаете ли Вы, что и у древних индийцев был свой Гомер? Были свои великие поэмы?

«Махабха́рата» - «Великое сказание о потомках Бхараты» - древнеиндийский эпос. Одно из крупнейших литературных произведений в мире, представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд и мифов. Состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе.

Индийским Гомером был Вьяса, который выступает и автором и одновременно героем «Махабхараты». Он был сыном мудреца и рыбачки и, по легенде, стал дедом Пандавов – о приключении которых и написана «Махабхарата».

    Обсуждение прочитанного. Познакомимся с древнеиндийским мифом «Творение».

«Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне…». Что же напоминает нам первое предложение мифа? А напоминает начало греческой мифологии:

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос…»

В представления разных народов весь мир произошёл из хаоса, беспорядочной, неорганизованной стихии.

«…воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная». Почему же именно из яйца появился бог Брахма, небо и земля? Древние, когда видели появление птенца из, как им казалось, неживого предмета, яйца, посчитали, что именно так могла появиться Вселенная. Потому что яйцо – символ зарождения жизни.

«Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него…ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но Брахма помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости. И Брахма решил сотворить потомство. От его сыновей произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса, землю, и подземный, и подводный миры».

Миф объясняет, почему все живые существа – братья и в равной степени достойны божественной любви, почему одиночество порождает страх, а одинокий человек не знает радости.

Миф «Сказание о создании ночи». «Когда Яма, сын Вивасвата, умер, Ями, его сестра и возлюбленная, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю. Тщетно боги пытались облегчить бремя ее скорби. На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его не забудет! Мы сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро; и она забыла о нем. Потому говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

О чем говорит нам этот миф? Что он объясняет? На какой греческий миф походит этот сюжет?

Ответ: Миф о чередовании лета и зимы из-за похищения Аидом дочери Деметры Персефоны.

А что еще вы знаете об индийском мифологии?

Ответы: война богов и асуров.

    Чтобы разобраться в сплетении индийских имен, предлагаю нам выстроить генеалогическое древо от Брахмы до богов и асуров.

Брахма

(Творец, рожденный из Золотого яйца)

Маричи Атри Ангирас Пуластья Пулаха Крату Дакша Вирини-Ночь

(из души Брахмы) (из глаз) (из уст) (из правого уха) (из левого уха) (из ноздрей) (из б. пальца на пр. ноге) (из б. пальца лев. ноги)

Кашьяпа Дити, Дану, Адити

(от него пошли и люди, и боги, и длемоны, и животные)

дайтьи данавы 12 адитьев

(грозные демоны) (могучие исполины) (светлые боги)

Список известных адитьев:

    Варуна, бог океана, Асуры

    Индра, бог грозы и грома,

    Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья,

    Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Рассказ о войне асуров и адитьев. «Асурам принадлежали несметные сокровища, которые они хранили в своих твердынях в горных пещерах. И были у них три укрепленных города: сначала на небе, потом на земле - один из железа, другой из серебра, третий из золота; впоследствии они соединили эти три города в один18, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве. Царем асуров был Хираньякашипу, могущественный демон, старший из сыновей Дити. Боги же избрали своим царем Индру, седьмого сына Адити. Некогда асуры были благочестивы и добродетельны, они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. Но потом они возгордились своей силой и своей мудростью и склонились ко злу; и счастье покинуло их и перешло к богам. Индра, властитель богов, сокрушил в битвах многих могучих асуров».

Что напоминает нам этот миф? Правильно, битву богов и титанов! Найдем общие места…

    Вывод . А знаете ли Вы, почему так много общего между греческими, индийскими и даже частично христианскими мифами? Ведь географически Греция и Индия очень далеко находятся друг от друга!

Однако история нам говорит, что и греческий, и индийский, и современные русский, немецкий, армянский, иранский, английский, испанский, итальянский, украинский и почти все западноевропейские языки – это представители одной языковой ветви – этов се индоевропейские языки, то есть, все они происходят от праиндоевропейского языка! И это легко доказать !

Например, в русском языке есть слово «мама». В английском оно звучит похоже – « mather », на испанском « madre », в индийском « maan », на греческом - « mitera », на армянском « mayr », на украинском «Мамо».

Или сравните главных богов пантеонов: Зевс – громовержец, Перун – бог грома, Индра – бог грозы и грома.

По данным истории, 6500 тысяч лет назад был единый праиндоевропейский язык. Ученые спорят, где его родина. Одна из версий доказывает, что родиной праиндоевропейского языка является Ямная культура раннего бронзового века, представители которой жили на территории современных юга России и востока Украины!

В течение следующих трех тысяч лет праиндоевропейцы все больше расселялись по Европе и Азии и в итоге отдалились друг от друга настолько далеко, что даже их языки перестали быть похожими друг на друга. Однако с точки зрения истории, иранцы и русские, индийцы и украинцы, немцы и армяне, итальянцы и белорусы – братские народы!

    Домашнее задание. Чтобы доказать в очередной раз, насколько индийская и греческая мифология близки, составьте дома в тетради следующую таблицу.

Название греческого мифа

Название индийского мифа

Общее в сюжете обоих мифов

Происхождение мира

Сотворение мира

Рождение богов от Геи

Рождение богов от Брахмы

Борьба богов и титанов

Война богов и асуров

Похищение коров у Аполлона

Похищение коров у Индры

Самостоятельно

Самостоятельно

Самостоятельно

Если собрать воедино все древние хронологические системы и посмотреть на сотворение мира, то мы обнаружим две общие закономерности.

Первая. Согласно большинству древних традиций или легенд миротворение произошло после того, как верховное божество принесло в жертву какое-то другое существо, заколов его, предав огню или разрубив на части. При этом из частей тела этой жертвы образовался мир.

Вторая. У многих народов сотворение мира начинается приблизительно 5500 лет до Рождества Христова:

  • византийская система летоисчисления начинается с 1 сентября 5509 г. до н.э.,
  • древнерусская — с 1 марта 5508 г. до н.э.,
  • александрийская — с 29 августа 5493 г. до н.э.,
  • антиохийская эра от сотворения мира — 1 сентября 5969 г. до н.э.,
  • еврейская, или летоисчисление от Адама — с 7 октября 3761 г. до н.э.

Всего более ста различных дат сотворения мира и промежуток времени от сотворения мира до Рождества Христова составляет от 3483 до 6984 лет.
Отличительная особенность традиционной индийской культуры – она не знает хронологии. В ней господствует цикличность всего сущего, «круг вечного возвращения». В индийской мифологии эта «вневременность» проявилась в том, что в ней отсутствует единый миф о миротворении.

Веды о создании мира

Уже в Ведах присутствует несколько равноправных версий космогонического мифа, а Брахманы, Упанишады и Пураны добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта - представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир.

Поэтому, согласно «временной иерархии» первыми являются версии космогонического мифа, встречающиеся в Ведах, далее - версии Брахман, Упанишад и Пуран и затем версии, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.

В Ригведе, как и в других древних текстах, крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать, реконструировать. К реконструируемым ведийским мифам относятся:

  • миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры;
  • о похищении орлом с неба чудесного напитка сомы,
  • о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом;
  • о трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие;
  • о мудреце Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, а также космогонические мифы с участием Индры и Вишну.

Как, по мнению древних людей, произошёл мир? Что общего в представлениях древних о происхождении мира? Почему Зевс не любил людей и какую участь им уготовил? Кто спас человечество и чем поплатился за это? Символом чего являлось яйцо для народов Древней Индии? Почему в Древней Индии человек и корова – равные существа? Кто наградил людей разумом, согласно мифологии древних славян? Русские говорят: «Утро вечера мудренее», а как говорили в Древней Индии и почему? Вопросы, вопросы, вопросы… Но на них есть ответы, и они – в этом видеоуорке.

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Индии. "Творение". "Сказание о создании ночи"

Цель урока – познакомиться с мифами Древней Индии о происхождении мира и посмотреть, что общего в представлениях древних людей о происхождении мира и человека.

Давайте вспомним, что такое миф .

Миф – древний жанр устного народного творчества, рассказ о происхождении мира и человека, о деяниях богов и героев. Миф объясняет различные явления природы.

В мифологии народов разных стран есть общие черты. В жизни разных народов происходят похожие события, они видят схожие явления природы. Это приводит к одинаковым обобщениям. Но в мифах разных народов есть и свои особенности. Это связано с природными и климатическими условиями, с традициями, со сложившимися общественными отношениями.

Познакомимся с древнеиндийским мифом «Творение».

Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне…

Что же напоминает нам первое предложение мифа? А напоминает начало греческой мифологии:

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос…

Вспомним Народный миф о Солнце:

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже, мертва была, ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения.

Мы видим, что в представления разных народов весь мир произошёл из хаоса, беспорядочной, неорганизованной стихии.

…воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Почему же именно из яйца появился бог Брахма, небо и земля? Древние, когда видели появление птенца из, как им казалось, неживого предмета, яйца, посчитали, что именно так могла появиться Вселенная. Потому что яйцо – символ зарождения жизни.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него…ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но Брахма помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

И Брахма решил сотворить потомство. От его сыновей произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса, землю, и подземный, и подводный миры.

Миф объясняет, почему все живые существа – братья и в равной степени достойны божественной любви, почему одиночество порождает страх, а одинокий человек не знает радости.

В чём же разница мифов о Творении? Прежде всего, в отношении к человеку. В индийской мифологии человек – это существо равное среди других. В славянском мифе Ярило отличает человека, наделяя его разумом и «крылатой речью». А вот судьба человека в древнегреческой мифологии плачевна. Зевс хотел избавиться от неразумных людей и отправить их в царство мёртвых. Прометей пожалел несчастных, он украл для них божественный огонь, научил их ремёслам, земледелию и другим искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея. Прочитав миф о Прометее, вы сможете узнать, что же было с ним дальше.

А теперь познакомимся со «Сказанием о создании ночи».

Сказание – рассказ, предание, облечённые в литературную форму, устную или письменную. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).

Первых людей звали Яма и Ями. Когда Яма…умер, Ями, его сестра…, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю… На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его никогда не забудет! Давайте сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро, и Ями утешилась и забыла о своём горе. Потому говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

Сказание заканчивается пословицей. Мудрость, заключённая в этой пословице перекликается с пословицами и поговорками других народов.

Пословица – жанр устного народного творчества, афористическое изречение, обычно состоящее из двух частей, ритмичное по форме.

Пословицы разных народов о дне и ночи.

а) Один час утром стоит двух часов вечером (английская пословица).

б) Вечером чего только ни наврал, да утром от всего откажется (турецкая пословица).

в) Планы на год составляй весной, планы на день – утром (китайская пословица).

г) Утром один час лучше, чем два вечером (таджикская пословица).

д) Утро вечера мудренее (русская пословица).

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

3. Энциклопедия «Мифы народов мира». – М., 1980-1981, 1987-1988.

1. Легенды и мифы народов мира ().

2. Легенды и мифы народов мира. Индийская мифология ().

3. Мифологическая энциклопедия ().

1. «Сказание о создании ночи» заканчивается пословицей: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя». Какая мудрость заключается в ней?

Вспомните русские пословицы, которые имеют схожий смысл.

2. Составьте вопросы для викторины по изученным мифам.

В самом начале не было ничего. Ни луны, ни солнца, ни звезд. Только воды простирались безмерно, из полной тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, подобно глубокому сну, воды возникли прежде других творений. Воды смогли породить огонь. Из-за большой силы тепла в них было рождено Золотое Яйцо. В то время еще не было года, так как некому было отмерять время, но столько, сколько длиться год, Золотое Яйцо плавало в водах, в бездонном и безбрежном океане. Спустя год из Золотого Зародыша появился Прародитель Брахма. Он расколол яйцо на две части, верхняя половина яйца стала Небом, а нижняя — Землею, а между ними, чтобы как-то разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. В свою очередь он утвердил землю среди вод, положил начало времени и создал страны света. Именно так была сотворена вселенная.

В тот момент творец испугался, потому что вокруг него, никого не было, и ему стало страшно. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» и его страх прошел, поскольку страх может быть перед кем-то другим. Также и радости он не ведал, ведь он был совсем один. Творец помыслил: «Как мне сотворить потомство?» и только единой силой мысли он породил 6 сыновей — великих Владык созданий. Из души творца родился старший сын — Маричи. Из глаз его родился — Атри, второй сын. Из уст Брахмы был рожден третий сын — Ангирас. Четвертый из правого уха — Нуластья. Пятый из левого уха — Пулаха. И шестой из ноздрей Прародителя — Крату.

У Маричи был мудрый сын Кашьяпа, от него произошли боги, люди и демоны, змеи и птицы, чудовища и исполины, коровы и жрецы и много других существ демонической или божественной природы, они населили землю, небеса и подземные миры. Атри породил Дхарму, который стал богом справедливости. Ангирас положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшим был Брихаспати, Самварта и Утатхья.

Седьмым из Владык созданий — Дакша. Он появился из большого пальца на правой ноге творца, а из пальца на левой ноге у Прародителя родилась дочь — Вирини, что означает Ночь, она была женой Дакши. Всего у нее было 50 дочерей, 13 она отдала в жены Кашьяпе, 20 семье — Соме, 10 её дочерей стали женами Дхармы. И еще у Дакши родились дочери, которые должны были стать женами великих мудрецов и богов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, была матерью грозных демонов — дайтьев. Вторая дочь, Дану, породила могучих исполинов — данавов. А третяя дочь, Адити, родила 12 светлых сыновей-адитьев, великих богов.

Уже давно сыновья Дану и Дити (асурами) — были врагами богов, сыновей Адити. И их борьба за власть над вселенной длилась очень много веков, которой не было конца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.