Тема2. Развитие психологической мысли в античности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

По психологии, на тему:

Психологические учения философов античности и средневековья.

Преподаватель: Марихин С.В.

Выполнил: Ноздрин А.А, студент

психологический античность средневековье философский

Введение

1. Психология античности

2. Психология средневековья

Заключение

Литература

Введение

Конечно, выбранная мною тема - «Психологические учения философов античности и средневековья» сегодня, в период научной психологии, не отличается актуальностью. Но это не делает эту тему менее интересной, так как в этой теме раскрывается причина возникновения и история развития современной психологии, что дает возможность рассматривать психологию со всех сторон, а также узнать, что мы переняли из античных времен, и что легло в основу современной психологии. Вообще современная психология представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания, в результате которого сложился общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом. Повседневные наблюдения, «обобщения в процессе общения», получали дальнейшее развитие в форме философского осмысления и формулирования наиболее общих законов и предложений. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях. На рубеже VII-VI вв. до н.э. в связи с развитием объективных знаний (математических, медицинских, философских), в Древней Греции, возникает необходимость становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием этих знаний. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. В обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека.

Формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

В III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями, знания, рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Противоречие между психологией и богословием, выражавшемся в несовместимости знания и веры, поставило вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода. Как следствие, в целом все Средневековые работы о психологии в Европе были в заметной степени сконцентрированы на вопросах веры и разума.

1. Психология античности

1.1 Психологические знания в период античности

Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Основой всего Фалес Милетский считал воду - аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии.

У Анаксимандра (611-546 гг. до н.э.) первоначало и основой всего выступает беспредельное, неопределенное в пространстве и во времени - апейрон. Анаксимандр считал живой всю материю.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего считал воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи -воду - землю - камни. Душу, Анаксимен тоже считал состоящей из воздуха.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит. Гераклит (540-480 гг. до н.э) рассматривал универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя. Термин "Логос", введенный Гераклитом, для него обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей, сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

В VI в. до н.э. возникло первое идеалистическое учение - пифагорейство. Пифагор (582-500 гг. до н.э.) и его последователи занимались исследованием взаимоотношений чисел, они абсолютизировали числа, возвели их в ранг сущности всего. Числа понимались как самостоятельно существующие объекты, а идеальное существующее число - 10. В учениях Пифагора душа, представлялась состоящей из трех частей - разумной, мужественной и алчущей. Также Пифагор считал душу бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений.

В V-IV вв. до н.э. в теориях Левкиппа и Демокрита (460-370 до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атом - неделимая величина, обладающая размерами и тяжестью. Атомы движутся в бесконечной пустоте, при этом сталкиваются друг с другом, благодаря этому соединяются, из этого возникает все то, что мы видим. Душа - совокупность наимельчайших атомов огня, имеющих идеальную шаровидную форму и обладающих самой большой подвижностью. Душа смертна и погибает вместе с телом - рассеивается после смерти человека. Демокрит принял пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная - в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) - в печени.

Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) построил учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает желтая желчь), меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (преобладает слизь). Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) внес огромный вклад в развитие психологии. Он установил два из четырех законов мышления традиционной логики. Интересны положения Аристотеля о душе. Он считал, что душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. Аристотель различал три вида души: растительную, принадлежащую растениям (критерий выделения последних - способность к питанию); животную, принадлежащую животным (критерий их выделения - способность к осязанию) и высшую, человеческую (критерий выделения - способность к рассуждению и размышлению). К обладателям высшей души философ относил людей и бога. Бог обладает лишь разумной душой, а человек еще растительной и животной. Аристотель отвергал учение о переселении душ, но считал, что в душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Эта часть - ум. За исключением ума, все остальные части души подлежат разрушению так же, как и тело. Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, душа не может существовать без тела и не является телом. Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

В IV вв. до н.э. появляются первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. Также в этот период, на основе медицинского опыта, возникло предположение, что органом психики является мозг. Впервые эту мысль высказал Алкмеон, а впоследствии ее разделял Гиппократ. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Таким образом, воззрения на душу, ее природу и составляющие были разнообразны. Однако важнейшей функцией души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались. В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для психологии, были поставлены именно в то время.

2. Психология средневековья

2.1 Психологические знания в период средневековья

Период средневековья (V-XV вв. н.э.) характеризуется усилением церковного влияния на все стороны жизни, включая и средневековые науки, в частности и психологию. В этот период утверждаются представления, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Христианство стремилось доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. В V-VI вв., после упрочения господства христианской церкви, во избежание ее раскола появилась необходимость внести дополнения или трансформировать некоторые положения христианства. Этот этап называют патристикой (IV-VIII вв.), т. е. учением отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. В этот период времени - VI-X вв., церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. В монастырях обучали грамоте и хранили книги, в том числе и списки с книг античных психологов. Вместе с тем церковь, бывшая во многом хранительницей знаний, в стремлении сохранить за собой приоритетные позиции препятствовала развитию новых концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам.

Психология начинает стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Необходимость психологии выделиться из богословия в ХII-ХIII вв. привела к возникновению направления, получившего название деизм, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, у психологии появился предмет для научного изучения. Фома Аквинский в XIII в., стараясь примирить науку и веру, писал о том, что они имеют, действительно, две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. А в IX-X вв. арабским ученым Ибн Синой была сформулирована теория двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые.К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий. Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в тот период.

При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов.

Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов.

П.Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово - это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из первых отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить.В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение арабским психологом и врачом Ибн Синой взаимосвязи психических и соматических болезней. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. В сознание людей вселяли идею безграничности жизни и бессмертии души, возможность повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало легче воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей. Однако в трудные для человека моменты (войны, эпидемии и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-X вв., этих естественных peгyляторов психологической стабильности оказывалось не достаточно. Поэтому появилась необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Прежде всего, это были обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, и предотвращалось снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние. На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им помочь, становилась мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного.

В период Средневековья продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, в которой на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности, а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.

Заключение

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. И по сей день, эти проблемы являются ведущими проблемами психологии. Большинство античных концепций лежат в основе современных учений, например, концепция темпераментов Гиппократа. А многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Аристотеля, давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования, в своём трактате «О душе» справедливо можно назвать отцом психологии. Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Античные ученые впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и рациональное и многое иное. Таким образом, были поставлены проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке.

Период Средневековья стал новым этапом развития психологии, связанным с фактическим изменением ее предмета. Ведь психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Так в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. Тем самым было положено начало научной психологии, развитие и изучение которой, длится и по сей день.

Таким образом, я делаю вывод, о том, что современная научная психология является результатом развития психологических знаний, ведущих свое начало от периода античности и длившихся на протяжении столетий.

Литература

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб, 2002.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. М.: Педагогическое общество России 1999.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия",2001;

5. А.Л. Слободская, О.А. Кослимова: учебное пособие Психология- СПБ, 2013.

6. А.Г. Спиркин Учебник Философия-Москва, Гардарики, 2008.

7. https:/ru.wikipedia.org.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Материалистичность как основа психологических концепций античности. Философские воззрения античности на душу, ее природу. Усиление церковного влияния на все стороны жизни в период средневековья. Психологические проблемы, исследуемые в средневековой науке.

    реферат , добавлен 28.11.2011

    Формирование психологического знания в рамках других дисциплин: учения о душе, опыте и сознании; философская теория познания. Характеристика этапов становления психологии от античности до периода открытого кризиса; психологические школы ХХ столетия.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения. Связь проявлений психики с миром живой природы. Учение о душе в трудах античных ученых. Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2011

    Объект, предмет психологической науки. Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса. Общая характеристика научных психологических школ в XX столетии. Бихевиоризм. Анализ развития психологических знаний.

    реферат , добавлен 28.09.2008

    Нервная система как материальный субстрат, на основе которого протекают психические процессы. Основные особенности становления знаний о связи психики и мозга от античности до наших дней. Характеристика психологических взглядов мыслителей средневековья.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2013

    Исследование развития психологических представлений в античности и Средневековье, становления в Новое время. Характеристика основных направлений зарубежной научной психологии: бихевиоризма, психоанализа, функционализма, когнитивной и гештальтпсихологии.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2011

    История становления и развития социальной психологии. Анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, Средневековья и эпохи Возрождения. Начало исследования социально-психологических научных проблем в России.

    реферат , добавлен 17.07.2011

    Появление психологического знания, периоды его развития. Особенности развития психологии как самостоятельной науки. Размышления о душе в трудах древних мыслителей. Преобразование психологических знаний с середины XIX века до начала второй половины XX в.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Исследование специфики становления психологии и выделения ее в отдельную область знаний в России в XIX веке. Факторы, влияющие на развитие отечественной психологии. Этапы развития. Основные концепции психологических направлений рассматриваемого периода.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2010

    Основные различия житейских и научных психологических знаний. Житейские знания - конкретны, носят интуитивный характер, ограничиваются наблюдениями и размышлениями. Научные психологические знания - с методом эксперимента, обобщены и рациональны.

шпаргалка

3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» -- дух, душа) -- древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427--347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа -- это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа -- это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», -- это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.

Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека -- ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений -- образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей -- ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - с.-47. .

Анализ сексуальных взаимоотношений в период раннего юношества

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и неспособное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя...

Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа...

Античная психология: развитие знаний о душе как сущности и критический анализ взглядов

С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия всё больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма...

Воля: сущность и особенности проявления

Проблема существования воли и её понимания стояла на протяжении всей человеческой истории наверное перед каждым народом...

Интуитивное мышление и его проблема в отечественной и зарубежной психологии

Развитие естествознания и математики в ХVII в. выдвинуло перед наукой целый ряд гносеологических проблем: о переходе от единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о достоверности данных естественных наук и математики...

История психологии

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать...

История психологии

Термин «эмпирическая психология введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями...

История психологии

Периодизация античной философии: 1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали...

История развития психологии в России

История развития психологических взглядов

XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения. Его провозвестником был Галилео Галилей (1564-1642), учивший, что все, что происходит в мире...

Основные этапы эволюции предмета психологии

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом...

Особенности психологической защиты жертв террористических актов

Понятие "психологическая защита" впервые применил в 1894 в работе "Защитные нейропсихозы" З. Фрейд. Он считал что механизмы...

Проблемы, предмет и методы социальной психологии

Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с принципом естественного отбора, который был им сформулирован...

криминальный психология преступность Первоначально, в донаучный период, на заре человеческой цивилизации основным средством борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных запретов, табу...

Этапы становления и развития криминальной психологии

Начиная с XVIII столетия в общественном сознании возникает заметный перелом в сторону решительного осуждения публичных физических наказаний и казней...

5. Используемые историей психологии методы познания связаны со спецификой ее предмета. Каким образом история становления психологической мысли определяет используемые для ее познания методы? Охарактеризуйте основные методы психолого-исторического исследования. В структуре методологии любой науки (и история психологии здесь не исключение) существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных все методы историко-психологического исследования предназначены для получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии (концептуально-теоретические идеи, научное наследие ученого, достижения научных школ, результаты и логика развития отраслей и проблематики психологии и т.д.) в единую общенаучную картину развития психологического познания. можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования: методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический; методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности; метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ; метод библиометрического анализа, тематический анализ; метод источниковедческого анализа; биографический метод; метод интервью. При этом необходимо отметить, что каждый из указанных методов, во-первых могут выступать как реализация различных методов, во-вторых, - имеет сферу своего преимущественного использования. Структурно-аналитический метод предполагает в качестве целевой задачи исследования изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление как его структурных элементов и иерархических уровней, так и их взаимосвязей. Сравнительно-сопоставительный метод, иногда называемый синхронистическим, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления Генетический метод, в отличие от двух предыдущих методов, ориентированных на получение статичной картины психологического знания, наоборот, имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования Методы сбора и интерпретации фактологических данных в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и не всегда четкой технологической операционализацией. Тем не менее каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии. Метод анализа категориально-понятийного аппарата психологической науки направлен на выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого. Данный метод имеет в своей основе предположение, что именно категории и понятия в концентрированном виде отражают всю совокупность научных знаний исследуемого объекта Метод анализа продуктов деятельности состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные Метод исторической реконструкции является одним из вероятностных методов в познании истории психологии. В основе его использования лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Пересечение результатов изучения этих частных составляющих приводит к получению новых, ранее неизвестных характеристик исследуемой реальности. Проблемологический анализ является одним из качественных методов в изучении динамики психологического знания и опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания.Данный метод ориентирован на выявление предпосылок возникновения проблемы, анализ процесса ее осознания и формулировки, исследование путей и вариантов ее разрешения. Метод источниковедческого анализа направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований. В его основе лежит идея о том, что любой исторический факт, лишенный пространственно-временных координат и вырванный тем самым из своих структурно-генетических связей, не только теряет свой исторический характер, но вообще перестает существовать как факт. При использовании данного метода в конкретных историко-психологических исследованиях, как правило, наиболее широкое распространение получает комплексная методика интерпретации и критики источника (включающая в себя: точную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов и событий упоминаемых в нем; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; установление тождественности используемой в нем лексики с современным языком, выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и т.д.). Особое значение данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными источниками по истории психологии. Тематический анализ, выступая как один из методов наукометрического анализа, является одновременно качественно-количественным методом. Он состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе квантифицирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы. В дальнейшем осуществляется их качественный (формулировка тем, их смысловая нагрузка, представленность и сочетание тех или иных понятий в теме и т.д.) и количественный анализ (в первую очередь на основе вычисления математико-статистических показателей, отражающих трансформацию тем). Библиометрический метод (как один из методов наукометрического анализа) в историко-психологических исследованиях предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик. Применение библиометрического метода возможно в двух направлениях: 1) когда прослеживается динамика отдельных объектов психологической науки (количество публикаций, перечень их авторов и распределение по регионам или рубрикаторам научных журналов и т.п.) и ставится задача получения совокупности количественных характеристик для оценки того или иного события или явления в психологии (в том числе о продуктивности ученого, научной эффективности или динамике исследуемых объектов: ученых, научных коллективов, отдельных публикаций или научных направлений); 2) когда выявляются связи, зависимости, корреляции между объектами в целях определения структурной (качественной) картины состояния психологической науки или ее отраслей в конкретный период. Библиометрический метод реализуется в форме методики библиографического сочетания, направленного на выявление взаимосвязи между двумя публикациями по числу общих цитируемых работ, и методики коцитирования, основанной на изучении связи между публикациями по общим цитируемым работам. Иногда показатели, вычисляемые с помощью данных методик, называют обобщенно как индексы-цитирования. Биографический метод в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. Особенно широкое применение этот метод получил в исследованиях в рамках так называемой "персонализированной истории психологии", руководящей идеей которой является рассмотрение генезиса психологического знания через призму творчества отдельных ученых. Безусловно, характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду тот факт, что в конкретной работе, как правило, используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.
  • 2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
  • 2.1.1. Особенности мифологического мышления
  • 2.1.2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности
  • 2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли
  • 2.2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль
  • 2.2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли
  • 2.2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии
  • 2.2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля
  • 2.2.6. Эллинистическая психологическая мысль
  • Тема 3. Развитие психологической мысли периода средневековья
  • 3.1. Хронологические рамки и особенности культуры средневековья
  • 3.2.2. Основные положения христианской антропологии
  • 3.2.3. Основные течения философско-психологической мысли средневековья
  • Тема 4. "арабо-язычная средневековая психологическая мысль"
  • 4.1. Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
  • 4.2. Антропологическая мысль в господствующих идейных течениях арабо-язычной культуры Средневековья
  • 4.3. Общие идейно-теоретические основы арабоязычной перипатетики
  • Тема 5. Психологическая мысль периода возрождения (конец XV - начало XVII вв.)
  • 5.1.5. Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке
  • 5.2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке
  • 5.3. Развитие сенсуалистических идей
  • Тема 6. Философско-психологическая мысль нового времени
  • 6.1.3. Развитие философии и научной мысли как предпосылка становления культуры и мировоззрения Нового времени; основные черты науки Нового времени
  • Тема 7. "психологическая мысль XVIII века"
  • 7.1. Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века
  • 7.2. Развитие философско-психологической мысли Англии
  • 7.3. Развитие французской философско-психологической мысли
  • 7.5. Психологическая мысль России XVIII в.
  • Тема 8. Развитие психологии в романтический период (первая половина XIX в.)
  • 8.3. Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания
  • Тема 9. Предпосылки формирования и оформление психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.)
  • 9.1. Общая характеристика состояния общественного развития и состояния научного знания в середине и второй половине XIX века
  • 9.3. Предпосылки формирования научной психологии в различных областях знания
  • 9.4. Формирование и развитие экспериментальных разделов и прикладных областей психологии
  • 9.4.2. Создание экспериментальной психофизиологии
  • 9.5. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания
  • Тема 10. Программа развития психологии как научной дисциплины
  • 10.2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе и.М. Сеченова
  • 10.3. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа к.Д. Кавелина
  • 10.4. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания ф. Брентано
  • 10.5. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой г. Спенсера
  • Тема 11. Период "открытого кризиса" в психологии и основные направления развития психологии в начале хх в.
  • 11.1. Общая характеристика ситуации в обществе, науке и психологии в начале XX столетия
  • 11.2. Периодизация кризиса в психологии
  • 11.3. Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии
  • 11.3.1. Бихевиоризм
  • 11.3.2. Классический психоанализ
  • 11.3.3. Французская социологическая школа
  • 11.3.4. Описательная (понимающая) психология
  • Тема 12. Российская психология в начале хх века (предреволюционный период)
  • 12.3.1. Общая характеристика научных направлений
  • 12.3.2. Экспериментальная психология
  • 12.3.3. Эмпирическая психология
  • 12.3.4. Русская богословская психология
  • Тема 13. Развитие психологии в россии в 20-30-е годы XX в.
  • 13.2.1.Развитие советской психотехники
  • 13.2.2. Развитие советской педологии
  • 2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли

    В развитии античной психологической мысли выделяется ряд этапов, определяющихся доминирующими подходами в понимании и объяснении человека и его души.

    2.2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии

    Процесс выделения философского рационального мышления из мифологии шел медленно и на первом этапе можно говорить о "протофилософии", для которой характерно "наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие философской терминологии, иносказательность" (Чанышев А.Н., 1981. С. 125).

    Античная протофилософия датируется VI в. до н.э. и включает в себя:

    1) ионийскую философию (Милетскую школу Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита);

    2) италийскую философию (Пифагорийский союз и школа элатов - Ксенофан, Парменид, Зенон);

    3) философию Эмпедокла, объединяющую в себе ионийскую и италийскую традиции.

    Первой философско-психологической школой античности считается Милетская школа, создателем которой был Фалес (624-547 гг. до н.э.), один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота). Имя Фалеса стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Фалес первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентристского подхода к его пониманию. Мифологичность взглядов Фалеса проявляется в гилозоизме и анимизме при описании мира: космос - одушевленное целое, полное божественных сил; все явления мира (и живые и неживые) наделяются душевными способностями. Фалес признает наличие божества, но дает ему не антропоморфное, а рациональное объяснение: Бог - тот ум, "который все создал из воды".

    Душа - это особое состояние воды. То есть душа наделяется субстратом, общим для всего мира, рассматривается как природное явление. Душа бессмертна. Определяется функция души - способность давать всему движение. Эта рациональная идея сочетается с анимистическим утверждением, что души присущи всем явлениям мира, включая неживую материю: "Камень (магнит) имеет душу, т.к. двигает железо". Душа связана с телом, зависит от его здоровья: те, у кого тело здоровое, имеют лучшие душевные способности.

    Высказанные Фалесом изречения содержат важные этические положения ("Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях"; "Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами"; "Не обогащайся нечестным путем"; "Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей" и др.). В них фиксируются и точные психологические наблюдения ("Что трудно? - Познать самого себя"; "Что самое приятное? - Достичь того, что желаешь"; "Что всего слаще - успех"; "Что вредно? - невоздержанность"; "Что невыносимо? - невоспитанность"; "Учи и учись лучшему"; "Блюди меру"; "Находясь во власти, управляй самим собой"; "Как легче всего переносить несчастье? - Если видишь, что врагам приходится еще хуже"). Чрезвычайно актуально звучат слова Фалеса: "Как прожить самую праведную жизнь? - Если сами не будем делать то, в чем упрекаем других". Фалес рисует идеального человека, говоря, что он "телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан".

    Представитель Милетской школы - Анаксимандр (610-547) считал, что всеобщим субстратом является апейрон (предвестник атома) - вечное беспредельное божественное начало, не имеющее определенной вещественной формы, качественных характеристик (смесь всех элементов) и всем управляющее. Движущая сила развития мира - борьба и обособление противоположностей (в первую очередь, тепла и холода). Он стоял у истоков эволюционной идеи, утверждая, что живое происходит из неживого, а человек - от животных. Доказывал невозможность существования "первочеловека" как предшественника всех живых существ: "…Первоначально человек произошел от животных другого вида, т.к. прочие животные скоро начинают самостоятельно добывать пищу; человек же один только нуждается в продолжительном кормлении грудью. Вследствие этого первый человек, будучи таковым, никак не мог бы выжить".

    Ученик Анаксимандра - Анаксимен (умер предположительно в 528-525 гг. до н. э.) считал, что субстрат всех вещей, первоматерия воздух, который является бесконечным, способным разряжаться и сгущаться, порождая тем самым все сущее. Земля, камни - застывший воздух. Он не отрицал существование богов, но утверждал, что не они сотворили воздух, а сами произошли из него (свидетельство Августина). При описании космических явлений он использовал метод аналогий с житейскими явлениями: образование земли из воздуха сравнивал с валянием шерсти для войлока; говорил, что звезды входят в небосвод, как гвозди; сравнивал движение неба вокруг Земли с поворачивающейся вокруг головы шапочкой.

    Душа, согласно Анаксимену, состоит из воздуха и выполняет интегральную функцию: "Как душа наша … сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос". Впоследствии идеи о воздухе как о составляющей души получили развитие в учении Эпикура.

    Вершиной милетской школы было учение Гераклита (530/ 540-470/ 480 гг. до н. э.), взгляды которого, по мнению известного исследователя античности А.Ф. Лосева, носят крайне противоречивый и метафоричный характер; в его работах широко используются мифологизмы. Действительно, идеи Гераклита трудны для понимания. Не случайно современники окрестили его "темным философом". Гераклит - основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения.

    Гераклит вошел в историю как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Он ввел понятие "психея", на основе которого родились впоследствии понятия "психика" и "психология".

    В работах Гераклита выдвинут целый ряд важных психологических идей: 1) материальность (огненность) души; 2) зависимость законов души от Логоса; 3) внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование); 4) соотношение познавательных и побудительных сил.

    "

    Дополнительная

    Основная

    1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.- 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан - М.: Академический Проект, 2007.- 576 с.- («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

    2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

    3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

    4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

    5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

    6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

    7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

    1. Лафарг П. Происхождение и развитие понятия души. М., 1923.

    2. Якунин В.А. История психологии.- СПб, 1998.

    3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.


    Античность (от лат. antiquus - древний) – термин, традиционно употребляемый в значении «греко-римская древность». Хронологически, рамки античной психологии – с VII в. до н.э. и условно до II - IV в. н.э. – это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Все позднейшие типы европейского мировоззрения берут своё начало именно в античности, когда был заложен категориальный строй психологической науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения) и сформулированы её основные проблемы (соотношение телесного и психического, чувств и разума, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного и др.).

    В первобытном обществе душа понималась как сверхъестественная сущность и объяснялась принципом анимизма (от лат. anima - душа, дух – форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу). В период смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом (урбанизация, колонизация, развитие товарно-денежных отношений, расцвет культуры, возникновение математики, астрономии, медицины и т.п.) душа вводится в ряд природных явлений, происходит переход от сакральности (когда знание основано на вере и не требует доказательств) к объяснению души принципом гилозоизма (от греч. hyle - материя и zоо – жизнь – философское учение об одушевленности всей природы).



    Античность – неоднородный период, который условно (по приоритетным задачам и итогам) можно разделить на 3 этапа:

    1. Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э.

    2. Классический период – с IV по II в.в. до н. э.

    3. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э. Эллинизм буквально означает распространение древнегреческой науки и культуры по всему миру (с завоевательными походами Александра Македонского), что продолжалось до возвышения Рима и начала религиозного доминирования над наукой в период средневековья.

    Первый этап развития античной психологии связан с выделением философского рационального мышления из мифологии и формированием первой исторической формы науки – натурфилософии, изучающей общие закономерности общества, природы и человека. За природную первооснову души принимается тот или иной вид материи (архе ): вода (Фалес ), неопределенное бесконечное вещество «апейрон» (Анаксимандр ), воздух (Анаксимен ), огонь (Гераклит ) и др. Отметим, что Гераклит вошел в историю науки как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Тогда же были заложены основы материалистических воззрений и методологических принципов развития (Гераклит) , детерминизма (Гераклит, Демокрит ). Наиболее последовательное выражение материализм получил в учении Демокрита, в котором первооснову мира и души составляет атом (от греч. "атом" - то, что не делится). составляет первооснову всего в мире. Поскольку душа, как и все в природе, состоит из атомов, то она является смертной, как и тело. Исходя из атомистических представлений, любая активность человека объяснялась механическим движением и столкновением атомов, независимо от воли и мотивации человека (жесткий причинный детерминизм).

    На втором этапе развития научной античной мысли материализму начинает противостоять идеализм , утверждающий приоритет духовного начала над материальным: душа – бессмертна и независима от тленного тела, которое является лишь временным пристанищем души. Этим идеалисты утверждают активность субъекта вместо механистической причинности Демокрита. Причины поведения человека идеалисты видели не в столкновении атомарных потоков, а в знании нравственной истины, находящейся внутри самого человека, в его разуме. Социальной предпосылкой для зарождения идеализма стало нарастающее противостояние рабовладельческой демократии (возвышающей роль и ценность каждой личности) и монархической формы правления (предполагающей возвышение одной личности и подавление всех остальных). Перенос научного интереса от проблем мироздания к проблемам этико-психологической направленности четко отразился в философии Сократа – Платона. Аристотель, устраняя противоречие между крайними вариантами идеализма и материализма, объясняет мир с позиций целостности, единства материального и духовного. Систематизировав представления предшественников о душе, Аристотель сформулировал собственный, общебиологический подход в объяснении психических явлений, которые есть результат взаимопроникновения материального и идеального. Душа, по Аристотелю, это форма и сущность тела. Как материя не может существовать без формы, так и форма (душа) не может существовать без материальной основы (идея единства, системности, целостности ). Со смертью Аристотеля классический период античности заканчивается.

    Третий этап развития античной психологической мысли характеризуется переориентацией исследовательского интереса с общетеоретических рассуждений к решению практических проблем людей, испытывающих острейшее ощущение нестабильности и небезопасности существования в жестоком мире. В исторической летописи период с IV в. до н.э. по II в. н.э. характеризуется как эпоха гражданских войн и утраты независимости Др.Греции, македонских завоевательных походов на Азию, кровопролитных сражений Рима за господство в средиземноморье, гонения зарождающегося Христианства и т.п. Специфика политической и социальной жизни привела к утрате ценности уже не только личности, но и самой жизни человека. Ведущие психологические школы по-разному решали проблему сохранения жизни и достоинства человеком в жестоком обществе. Так, в школе циников (киников) свобода личности рассматривалась через свободу от общественного мнения, знаний и благ цивилизации (Антисфен ), а также, в универсальной отрешенности от привязанностей (Диоген Синопский ). Эпикур и его школа («Сад Эпикура») призывали людей освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами, приняв за основу атомизм Демокрита: «когда мы есть – смерти еще нет, когда же смерть наступает – нас уже нет». Также как и циники, эпикурейцы призывали к самоустранению от общественной жизни, которая является источником тревог, жестокости и конформизма. Представители школы стоиков, напротив, не разделяли идеи о самоустранении от общества и настаивали на социализации, адаптации человека к жизни в социуме. Общей идеей стоиков является идея рока, фатальной неизбежности как в природе, так и в судьбе каждого человека. Человек может сохранить свободу духа в любых обстоятельствах, если примет общественные обязанности без страданий, как внутреннюю необходимость.

    Последней вехой развития античной психологии стало новое авторское прочтение учения Платона – теория Плотина (205 – 270) (неоплатонизм ). Плотин определяет душу человека как производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога. Основу целостности души Плотин объясняет самосознанием , которое любой психический акт преобразует в духовный , поскольку все, даже чувственные ощущения тела, связаны с деятельностью души, которая полностью является творчеством Бога.Идея Плотина о внутренней психической жизни предвосхитила принцип интроспекции , ставший основополагающим в психологии до конца XIX века. Практический смысл введения категорий самосознания и рефлексии оправдывался необходимостью переключения внимания людей от внешней трудной реальности к внутренней, т.е. душевной, созданной и наполненой Богом. На платонической теории Плотина античная психология заканчивается.

    Параллельно с философским аспектом исследования души, в период эллинизма велись активные анатомо-физиологические исследования психики ( Александрийская школа врачей). Наибольшую известность и значимость имели труды Герофила и Эразистрата , описавших структурно-функциональные особенности нервной системы и головного мозга как субстрата души. Во II веке н.э. эти анатомо-физиологические открытия объединил и дополнил римский врач Клавдий Гален (130 – 200 г.г.). Он экспериментально доказывает зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы, вслед за Гиппократом продолжил развитие гуморального учения о темпераментах, изучал природу аффектов и их связь с организмом. Его учение считается вершиной психофизиологической античной мысли.

    Практические задания

    1. Составьте матрицу идей по заданным критериям:

    «Сравнительный анализ классических теорий античности»

    «Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея… Сухая, сияющая огненная душа - мудрейшая и наилучшая".

    3. Определите, о каком античном философе идет речь в данном фрагменте научного текста:

    «Этот философ создал первую в античности философско-психологическую школу… Он один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота). Его имя стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Он первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира».

    4. Составьте матрицу идей по форме

    «Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»

    5. Раскройте (кратко) сущность следующих понятий:

    1) Анимизм.

    2) Гилозоизм.

    6) Нервизм.

    7) Материализм.

    8) Темперамент.

    9) Идеализм.

    10) Диалектика.

    11) Порча разума.

    12) Катарсис.

    13) Атараксия.

    Контрольные вопросы

    1. Охарактеризуйте социальные предпосылки зарождение первого научного знания в античности, его принципы объяснения и отличия от мифологического знания.

    2. Дайте характеристику представлениям о душе философов Милетской школы.

    3. Как понимал природу психического Гераклит Эфесский?

    4. В чем суть идеи нервизма в учении Алкмеона?

    5. Охарактеризуйте психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора.

    6. Дайте характеристику атомистическому учению Демокрита.

    7. Объясните суть учения Гиппократа и его роли в развитии психологии.

    8. Раскройте сущность объективного идеализма в философско-психологических взглядах Сократа – Платона.

    9. Охарактеризуйте Учение Аристотеля о душе.

    10. Охарактеризуйте основные философско-психологические концепции периода Эллинизма.

    11. Дайте характеристику неоплатонизма в учении Плотина.

    12. Какие достижения и открытия александрийских врачей в области анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга повлияли на дальнейшее развитие науки?

    13. Охарактеризуйте научный вклад К.Галена в психофизиологию.

    14. В чем заключаются общие итоги развития психологических воззрений в античный период?

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.