Случайность и необходимость в общественной жизни примеры. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взя­тых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным единство сущ­ности и существования, или внутреннего и внешнего" * . В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность от­дельного конкретного материального объекта -это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность- это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Под возможностью понимается также то,тенденции возникнове­ния и развития чего уже имеются в действительности,но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность -потенциальное бытие, это будущее,содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения но­вой действительности,которые уже имеются в наличном бытии.Анто­нимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е.таких событий и явлений, возникновение которых исключается зако­номерностями,присущими действительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности про­является в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. .Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная дей­ствительность возникла как результат реализации ранее существовав­ших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, измене­ния,развития

Реальные возможности- это такие возможности, кото­рые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта.

Абстрактные возможности - это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие усло­вия; эти возможности могут появиться лишь при достижении матери­альным образованием более высокой стадии развития.

Конкретная возможность - это возможность, для осуществления которой на дан­ной стадии развития материальной системы могут сложиться соответ­ствующие условия

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.



Необ­ходимость- это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит)в главном так, а не иначе.

Случайность же - то,что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Соответственно к необходимым относятся такие события,которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в ста­бильных условиях

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимо­стью и случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития.По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­ется случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой,хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности.В таком представ­лении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость,и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

87. Что такое техника? Проблемы гуманизации и гуманитаризации технического образования. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Техника (от греч. téchne - искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В Т. материализованы знания и опыт, накопленные человечеством в ходе развития общественного производства. Основное назначение Т. - частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Т. позволяет на основе познания законов природы существенно повысить эффективность трудовых усилий человека, расширить его возможности в процессе целесообразной трудовой деятельности; с её помощью рационально (комплексно) используют природные ресурсы, осваивают недра Земли, Мировой океан, воздушное и космические пространства. Нередко термин "Т." применяют также для совокупной характеристики навыков и приёмов, используемых в каком-либо деле или в искусстве (например, Т. делопроизводства, Т. танца, Т. игры на фортепиано и т. п.).

По мере развития производства и создания новых орудий труда Т. освобождает человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. Т. применяется для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; передвижения и связи; сбора, хранения, обработки и передачи информации; обслуживания быта; управления обществом; обеспечения обороноспособности и ведения войны. По функциональному назначению различают Т. производственную, в том числе энергетическую, и непроизводственную - бытовую, научных исследований, образования и культуры, военную, медицинскую и др.

По масштабам применения основную часть технических средств составляет производственная Т.: машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, производственные здания и сооружения, дороги, мосты, каналы, средства транспорта, коммуникации, связи и т. д. Наиболее активная часть производств. Т. - машины, в составе которых можно выделить несколько основных групп: технологические машины - металлообрабатывающие, строительные, горные, металлургические, сельскохозяйственные, текстильные, пищевые, бумагоделательные и др.; транспортные машины - автомобили, тепловозы, электровозы, самолёты, теплоходы и др.; транспортирующие машины - конвейеры, элеваторы, краны, подъёмники и др.; контрольно-управляющие и вычислительные машины (в том числе централизованного контроля и управления, информационные и др.); энергетические машины - электрические, двигатели внутреннего сгорания, турбины и т. д. Среди технических средств современного производства важнейшая роль принадлежит энергетической Т., служащей для получения и преобразования энергии.

Техногенному типу развития предшествовал традиционалистический. В современную эпоху он реализуется во всех регионах планеты. Современные Япония, Китай, Южная Корея, США, страны Западной и Восточной Европы принадлежат к техногенной цивилизации. Термин “техногенная цивилизация ” выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий (как производственных, так и социального управления). Техногенные общества, возникнув, сразу же начали оказывать влияние на традиционное общество. Динамизм техногенной цивилизации контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков.

В системе базисных ценностей техногенной цивилизации долгое время господствовало понимание природы как неорганического мира, который представляет собой особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающее материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Из плюсов выделим то, что техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений, из минусов – глобальные кризисы (экологический, антропологический и др.).

Постиндустриальное общество в контексте “информационной революции” характеризует понятие информационное общество. Этот термин предложен японским теоретиком К. Коямой. Суть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному для теории постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один – информационный сектор, который и является системообразующим для информационного общества. Информация – ключевой фактор производства, превосходящий по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. При этом отличительной характеристикой информационного общества становится изменение характера межличностных отношений, которые оказываются все менее устойчивыми. Из трех типов связей: длительные (родственные), среднесрочные (дружеские), кратковременные контакты, доминирующее положение получают именно последние. Кроме того, в политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, решительная децентрализация структур управления, распад иерархических структур управления, усиление роли этнических, религиозных и др. меньшинств. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Происходит децентрализация и деурбанизация производства. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство продукции, требующей высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Формируется также новая культура потребления–установка на приобретение «вещей одноразового использования», укоренное обновление товаров, традиционно считавшихся «товарами длительного пользования».

Вывод: Из проведенного анализа следует, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.

Предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих интересы всего человечества, безотносительно к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.

88.Платон «Государство» (Структура и основные идеи).

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала - совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия - философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления - монархия, аристократия и демократия . В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия - это власть просвещенного царя, незаконная - тирания; власть просвещенных и немногих - аристократия, власть немногих, думающих только о себе, - олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность . Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

89.Структурная связь бытия. Целое и часть. Причина и следствие .

В разговорном языке термин «бытие» имеет три основных значения. Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется для обобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - «существование». Быть - значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представляет важную мировоззренческую проблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентацией человека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей. В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера, мистика, фантазия, практическая жизнь, и определяется бытие. Философия как наука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего и конкретного типа мировоззрения, главной частью метафилософии.

Структуру материального бытия можно представить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир - это мир «элементарных» частиц, атомов, молекул. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества - явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Бытие природы представляет существование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, одной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими признаками, образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителем живого являются человек, животный и растительный мир.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование приобретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологического, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в каких иных предметах и явлениях бытия.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию - социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.

Главным фактором поступательного продвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущие силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразовании самой жизни.

Бытие общества осуществляется также способом культуры: в процессе возникновения, развития и смены общественно-исторических формаций, стадий, периодов и эпох; в утверждении признаков и процессов цивилизованного развития. Важным признаком социального бытия является система общественных отношений. Они действуют как отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе - экологические, экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент его психики и свойство головного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Оно проявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означает объективацию или опредмечивание сознания. Благодаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, процессами, осуществлять иные действия. С помощью сознания осуществляется выбор, ставятся цели и определяются задачи, намечаются планы, выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознанием наделяет человека способностью осуществлять созидательно-творческую деятельность, создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается терминами «общественное сознание» или «сознание общества». При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свойство социальных общностей, которое не имеет материального носителя общественного мозга. Сознание как свойство мозга человека всегда индивидуально. Но люди находят какие-то общие идеи, знания, идеалы, совместно разрабатывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное сознание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется также через функционирование его главного содержания - мировоззрения. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, к окружающей действительности.

1

Некрасов С.И., Захаров А.М.

Философское осмысление категорий необходимости и случайности началось с античности и сохранило свою актуальность до настоящего момента. Анализ развития представлений об этих философских категориях подтверждает плодотворность их рассмотрения как диалектически взаимосвязанных.

Ожидаемое событие может быть оценено с позиции уверенности, что оно произойдет, свершившееся же событие - как факт, который не мог не произойти. Именно таким образом категории необходимости и случайности обнаруживаются в мышлении: при положительной уверенности в вышеописанных ситуациях события называют необходимыми, в противном случае - случайными.

В обыденном мышлении вера в то, что необходимые события существуют, играет важную роль. Их наличие «подтверждает» организованность окружающей действительности, делает целесообразным заблаговременное планирование и расчет. Случайность же обыденно мыслится как нечто, чего могло и не быть, дезорганизующее «верный» ход событий. Применимость этих категорий для определения будущего является их познавательным смыслом.

Являясь не только формой бытия, но и мышления, категория необходимости содержит в себе определенный пласт обыденного. Так необходимость «ощущается» исследователем в первую очередь там, где присутствует повторяемость, причем даже в том случае, если причины события не известны.

Одноразовые и непериодические события первоначально отождествляют с дезорганизацией, и только в исключительных случаях впоследствии делаются попытки познать определившие их причины. Поиск этих причин вырождается зачастую в простую констатацию их наличия, закрепляя за ними фатальность и непознаваемость.

Если вопрос о причинах события, нарушившего привычный порядок, поставлен, и определить их не удается, то, считая событие не имеющим оснований, его определяют как «случайное».

Очевидная (или неочевидная) необходимость осуществления событий, следствий, корреляционных эффектов, с одной стороны, и наличие фактора случайности, с другой, приводили в истории философии к рождению диаметрально противоположных концепций.

До XIX в., как отмечал Рассел, среди физиков преобладал взгляд, что вся материя гомогенна. По теологическим основаниям же человеческие тела часто освобождались от механического детерминизма, к которому вели законы физики. «Если, как некоторые думали, иногда и случаются чудеса, то они находятся вне сферы науки, поскольку они по своей природе не подчинены закону» .

В философии были созданы как парадигмы, роль необходимости в которых абсолютна, а случайность - лишь следствие временной непознанности объектов, так и системы, в которых, напротив, спонтанность и случайность довлеют над обусловленностью. Крайние модификации второго варианта вели, помимо прочих следствий, к отрицанию познаваемости мира.

Философское осмысление этих категорий началось с античности, разделившись на два направления. Первое направление - попытка осмыслить природу необходимого и случайного, имеют ли они причины, чем различаются они сами и их причины?

Второе направление - общемировоззренческое - заключалось в обсуждении вопроса: является мир необходимо организованным, подчиняется ли то, что в нем происходит, определенному порядку и закону, или же в нем есть также и случайность, не входящая в порядок? По указанному общемировоззренческому вопросу в целом мыслители античности стояли на позициях организованности мира.

Исследователи отмечают особую роль мифа как первоначальной ступени становления античных представлений о мире. Исходная рациональность, выявляющаяся в установлении взаимосвязей естественного со сверхъестественным в мифе, с одной стороны, утверждает причинность, а с другой - предопределенность. Античный миф - это не мир хаоса, стихии; здесь - узнаваемые действия сверхъестественного существа, а сам человек находится в описанной мифом цепи событий.

С этой точки зрения миф отражает борьбу хаоса с «божественным» порядком, защищая мир от натиска стихии. При этом защищенный мифом пространственный континуум характеризуется универсальным детерминизмом и взаимосвязанностью, а отмеченная неразрывность приводит к необходимости указания на вселенский смысл любого события.

Отмечается, что мифическое знание построено на волюнтаризме, необусловленной активности сверхъестественного, которая представляется человеку объективной реальностью . Рассматривая вопрос об ограниченности человеческих познавательных способностей, А. Фейербах писал о «наделении» сверхъестественных существ качествами, превосходящими человеческие.

Познание причинности, таким образом, шло через обращение к космическому порядку, который представлялся возможным при наличии волевого акта, действия, по сути, беспричинного. Миф становится интерпретацией причинности.

Демокрит отстаивал крайнюю позицию, согласно которой случайность является лишь субъективным мнением. В этом плане идеи Демокрита явились началом грядущей рационалистической традиции, оппонирующей детерминизму мифа. На последующее отрицание мифологического видения целостности мира философским рационализмом указывал, в частности, П. А. Флоренский.

По данному вопросу О. Шпенглер сформулировал следующее обобщение: «В силу же того, что устроенное неизменно по каузальным принципам человеческое мышление имеет тенденцию сводить картину природы к более простым количественным единицам формы, допускающим причинно-следственное постижение, измерение и исчисление, короче, механические дистинкции, в античной, западной и вообще всякой другой возможной физике неизбежно возникает учение об атомах» .

Считая Демокрита предтечей каузального детерминизма, исследователи отмечают, что атомизм явился «посягательством здравого смысла на теоретическую состоятельность» дотеоретического знания, реализованную в мифе .

Диаметрально противоположное отношение к необходимости, утверждавшее высокую важность случайности, высказывалось Эпикуром. Однако, обе эти точки зрения объединяло одно: закрепление особого статуса за одной из этих двух диалектически связанных категорий.

Для Платона «произвольная необходимость», характерная для мифа, также не согласуется с представлениями о рациональности и о философии в целом, являющейся познанием и воспитанием, не приемлющим примирения со сконструированной мифом действительностью. При этом идея Гераклита о непрерывном движении и изменении, носящая скорее мифологическую направленность, с позициями Платона уже не согласовывалась, так как здесь причинность была связана с миром идей. Полагая обманчивой причинность в материальном мире и проецируя востребованную рациональностью причинность в идеальный мир, Платон скорее не отрицает онтологически случайность, а утверждает знание как способ достичь стабильности через обусловленность.

Двойственная позиция, рассматривающая необходимость и случайность как равнозначные характеристики действительности, формулировалась уже Аристотелем. Несмотря на то, что Космос управляется Логосом, случайное в мире присутствует, однако в определенных случаях оно акцидентально: мы не можем его познать, рассматривая само явление. Причины здесь сосуществуют с понятием цели, выступая посредниками между ней и исходным импульсом к движению.

И. Кант определил случайность логически: это то, противоречащая противоположность чего возможна . Идея «свободной причины», сформулированная им, отчасти являлась преломлением аристотелевской трактовки, определяющей случайность как спонтанное появление дальнейшей необходимости, само не имеющее причины. Как и Аристотель, И. Кант по сути указывал на акцидентальность случайного, перенеся при этом функционирование свободной причинности из мира феноменов в мир вещей в себе.

Г. В. Ф. Гегель отмечал, что необходимость и случайность нельзя мыслить раздельно, т.к. эти категории предполагают друг друга, определяя их онтологически относительными. Если Аристотель выделял как необходимые, так и случайные события, то Г. В. Ф. Гегель отмечал, что они необходимы и случайны одновременно. С другой стороны, принципиально отличает его позицию то, что необходимость здесь не сводится к причинности.

С позиций диалектики в рамках целостного процесса развития случайность и необходимость представляются взаимосвязанными. В отсутствии случайности бытие становится предопределенным и по сути статическим, приобретая самопротиворечивый характер.

Можно сказать, диалектический вывод о необходимости наличия случайности следует исходя из того, что на развитие, происходящее в реальном мире, оказывают влияние причины как внутренние, так и внешние. В этом плане случайность отражает многофакторность развития, в рамках которой закономерности могут реализоваться именно благодаря наличию целого набора возможностей и путей их осуществления.

Несмотря на достижения диалектического подхода, возврат к дроблению сфер проявления необходимости и случайности и связанным с этим их противопоставлением отмечался и в XX в.

Так феноменология Э. Гуссерля основывалась на фундаментальном факте взаимодействия человека в эмпирическом опыте не с объективным бытием, а с конструкцией, созданной сознанием. Общая для индивидуумов работа сознания формирует индивидуальное бытие, которое, по Э. Гуссерлю, случайно в противовес сущности, в сфере которой случайности не существует. Указанная концепция все же содержит в себе скрытую диалектику, так как факт от сущности неотделим.

Изначально позитивистская установка «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна привела к утверждению необходимости логической как единственно возможной.

Однако при глубоком изучении данный подход оказался применим только к сфере теоретических конструкций, когда случайность уже теряет свой онтологический смысл в силу «неслучайности» оговоренных в логической конструкции событий. При разрушении логического построения случайность же возникает вместе с тотальным превращением объектов логических в случайные. В этом плане данная позиция повторяла размышления Аристотеля о необходимости и случайности в области преднамеренного.

Достраивание этой идеи приводит не только к отрицанию необходимости объективной, но и собственно невозможности научного исследования вообще. Устранение из мышления категории необходимости лишает исследователя важнейшей языковой конструкции.

Наука XX в. оказала огромное значение для признания фундаментальной роли случайности. Ее базовое значение в структуре бытия проявилось через учащение обращений естественных наук к исследованию стохастических процессов. Особенность вероятностного стиля мышления заключалась в его оперировании стохастическими законами. Результатом развития этой тенденции стало появление синергетики, разработавшей механизм рождения порядка в массиве случайностей.

Полагание случая в основу бытия, несмотря на связанные с этим практические и теоретические достижения, закрывает путь логического постижения этой категории. Кроме того, равенство онтологической значимости этих категорий, несмотря на различную функциональность, следует уже из их логической неразрывности.

Из гегелевской диалектики следует, что внешней причины у мира быть не может, так как даже при предположении, что мир создан Богом, он вырождается в бытие-для-одного. В том случае, если существование мира бесконечно, то он и его свойства не описываются в категориях необходимости и случайности, так как они не суть события.

Из вышеуказанных аргументов следует, что рассматривать возникновение мира как случайное, с точки зрения философии, не верно. Наряду с этим философы указывают, что и необходимым, в смысле динамической причинности, оно также быть не может. Ни Богу, ни «спонтанной случайности» сложность не присуща. Она - характеристика, которая исказит саму их идею. Категории случайности и необходимости поэтому характеризуют исключительно внутримировые отношения, соотносясь лишь диалектически с онтологией, имеющей в рамках данных дискуссий скорее надмировой характер.

На обыденном уровне категории необходимости и случайности представляются связанными с идеей о судьбе. Понятие судьбы предусматривает обусловленность событий в жизни конкретного человека, которые с необходимостью приводят к предопределенному итогу. В истории философии существовали и сосуществуют поныне несколько позиций по данному вопросу, являющихся своеобразными дополнениями к пониманию категорий случайности необходимости, с одной стороны, и понятиями времени и Вечности - с другой. Сложились два базовых направления этих рассуждений. Будущее либо уже существует и, наряду с настоящим, находится в Вечности, либо его еще нет, и все, что случится потом, на данный момент не существует. Обе позиции формально возможны, так как сами по себе внутренне непротиворечивы.

Достижения науки и философии продемонстрировали несостоятельность отделения человеческого свободного поведения от естественной природной необходимости, на котором настаивал И. Кант. Такой подход противоречит, с одной стороны, представлениям о целостности случайного и необходимого, и возможности эволюционных изменений - с другой. Законы, как природные, так и социальные, - лишь отражение всеобщей диалектики развития. При этом указание И. Канта на существование детерминации внутренней, связанной с нравственностью и самоопределением человека, свидетельствует лишь о большей доступности человеческому пониманию законов, носящих характер внутренний и личностный, нежели внешний и общемировой. В этом случае категория «закон», не теряя своего общемирового значения, функционирует в сфере нравственного и ценностного выбора.

Исследователи указывают и на экзистенциальность диалектики необходимости и случайности. Следование каким-то необходимым нравственным принципам подразумевает умение творчески применить их в каждой конкретной ситуации, то есть брать поправки на случайный характер обстоятельств и характер людей, с которыми тебя сводит жизнь. Подобное поведение как раз и говорит о том, что принципы у человека достойные, а сам он мудр и наделен диалектическим разумом .

Трактовка необходимости и случайности через ожидание или неожидание соответственно, подчеркивает указанную экзистенциальность, так как жизнь экзистенциально включает в себя ожидание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондаренко Н. Г. Принцип детерминизма в коммуникативной теории общества: Дис. д- ра филос. наук: 09.00.11 Ростов н/Д, 2004.
  2. Иванов А. В., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике.- М., 2004.
  3. Книгин А. Н. Учение о категориях. - Томск: ТГУ, 2002.
  4. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы / Пер. с англ. - Киев: Ника-Центр, 1997.
  5. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / Пер. с нем. И. И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2003.т. 1.

Библиографическая ссылка

Некрасов С.И., Захаров А.М. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=295 (дата обращения: 09.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Дополнительный материал в рамках )

Необходимость и случайность — важнейшие категории диалектики.

В домарксистской философии проблему соотношения необходимости и случайности решали односторонне. Философы-материалисты и детерминисты (Демокрит, Спиноза, французские материалисты XVIII в.) обычно считали, что в природе все имеет свою причину, поэтому все необходимо и нет никаких случайностей. Случайностью, по их мнению, люди называют то, причина чего им неизвестна. Но как только у явления, кажущегося случайным, установлена причина, оно перестает быть таковым. Материалисты отстаивали господство необходимости, и эта точка зрения была прогрессивной.

Философы-идеалисты, стоявшие на позициях индетерминизма, утверждали, что явления причинно не обусловлены и поэтому в природе и обществе нет необходимости, а господствует случайность. Многие из них считали, что все происходит в результате проявления «свободной воли» и желания людей.

Детерминисты-метафизики были ближе к истине, однако тоже допускали серьезные ошибки в понимании соотношения необходимости и случайности. Они отождествляли необходимость с причинной связью, в то время как это вовсе не одно и то же. Достаточно сказать, что не только необходимость, но и случайность причинно обусловлена, и уже поэтому отождествление необходимости с причинностью является неправомерным. Кроме того, метафизические детерминисты отрывали необходимость и случайность друг от друга и противопоставляли их друг другу. Они полагали, что, где есть необходимость, там не может быть случайности, а где есть случайность, там нет необходимости. В действительности же необходимость и случайность взаимосвязаны , и правильно их понять можно, только рассматривая их в единстве, во взаимообусловленности.

В объективном мире господствует необходимость - неизбежный ход развития явлений, вытекающий из их сущности и обусловленный всем их предшествующим развитием и взаимодействием. Категория необходимости выражает закономерный характер развития природы и общества.

Вместе с тем диалектический материализм признает и существование случайности. Рассматривая случайность, можно выделить ряд присущих ей черт.

Во-первых, случайные явления, так же как и необходимые, имеют свои причины. Неверно думать, что случайность и беспричинность - это одно и то же. Беспричинных явлений вообще не существует.

Во-вторых, случайность объективна. Ее существование не зависит от того, знаем мы ее причины или нет. Отрицание объективного характера случайности приводит к смешению важных и незначительных факторов развития. История общества и жизнь отдельного человека приобретают в этом случае роковой, мистический характер.

В-третьих, случайность относительна. Нет абсолютной случайности, нет таких явлений, которые были бы случайны во всех отношениях и не были бы связаны с необходимостью. Случайное явление случайно не абсолютно, а лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другой связи то же самое явление может быть необходимым. Так, с точки зрения общего хода развития науки случайно, что именно данный ученый сделал то или иное открытие. Но это открытие является необходимым результатом определенного уровня развития производительных сил, прогресса самой науки; оно необходимо также в отношении таланта, интересов и целеустремленной работы самого ученого.

Очень часто случайность возникает при столкновении двух или нескольких необходимых связей. Рассмотрим, например, случай, когда дерево свалено бурей. Сильный ветер по отношению к жизни дерева случаен, так как не вытекает с неизбежностью из сущности жизни и роста дерева. Однако по отношению к метеорологическим факторам ветер - явление необходимое, так как его возникновение обусловлено определенными законами действия этих факторов. В точке пересечения этих двух необходимых процессов - жизни дерева и возникновения ветра - и появилась случайность. При этом не только ветер случаен для дерева, но и для ветра случайно, где и какое дерево встречается на его пути.

Значит, случайность есть нечто внешнее по отношению к данному явлению или процессу, и поэтому она для него возможна, но не обязательна, она может быть, а может и не быть.

Случайность - это такое объективное явление, которое имеет основание и причину, но не в сущности данного процесса, а в других процессах, и вытекает не из внутренних, а из внешних, несущественных связей.

Как уже говорилось, необходимость и случайность находятся в тесной взаимосвязи. Эта связь заключается прежде всего в том, что одно и то же явление выступает в одном отношении как случайное, а в другом - как необходимое. Но этим данная связь не исчерпывается. Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Это положение, высказанное Ф. Энгельсом , выражает другую глубокую сторону взаимосвязи необходимости и случайности.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что «чистой» необходимости, без случайностей, в объективной действительности не бывает и быть не может. Необходимость всегда проявляется через случайности, пробивает себе дорогу через массу случайностей, как нечто устойчивое, повторяющееся. Например, общественное развитие складывается из деятельности множества людей, имеющих самые различные стремления, цели, характеры. Переплетение, скрещивание и столкновение всех этих стремлений приводит в итоге к определенной линии развития, имеющей строго необходимый характер. И там, «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам» .

Случайности всегда сопровождают и дополняют необходимость и поэтому играют известную роль в историческом процессе. Этим наряду с другими причинами объясняется тот факт, что одни и те же законы общественного развития в разных странах в различное время выступают в особых формах, действуют со множеством оттенков. Если бы существовала только необходимость, а случайности не играли бы никакой роли, история, замечал К. Маркс, носила бы очень мистический характер.

Из того обстоятельства, что необходимость может проявляться только через случайности, вытекает, что случайности не только дополняют необходимость, но и представляют собой форму ее проявления . Это очень существенно для понимания диалектики необходимости и случайности. Например, такой необходимый процесс, как произрастание дикого растения, выступает в форме ряда случайных моментов. Случайным является здесь, где и когда семя попадает в землю, в каких именно условиях оно оказывается и т. д. В этой же связи можно привести и другой пример. Известно, что движение молекул газа, находящегося в замкнутом сосуде, хаотично. Какая именно молекула, где и когда столкнется со стенками сосуда - все это случайно. Но хотя удары отдельных молекул о стенки сосуда случайны, в целом их движение подчиняется определенному закону, согласно которому давление газа на любой квадратный сантиметр площади стенок сосуда всегда одинаково и передается равномерно по всем направлениям. Таким образом, и здесь мы видим, что случайности (столкновения отдельных молекул со стенками сосуда) выступают как форма проявления необходимости, выражающейся в данном законе.

То же самое имеет место и в общественной жизни. Осуществление закономерных общественных явлений, например социальных революций, связано со многими случайными обстоятельствами, такими, как место и время тех или иных событий, круг лиц, оказавшихся во главе движения, и т. п. Эти обстоятельства случайны по отношению к историческому развитию, но именно через них осуществляются необходимые процессы.

Связь необходимости и случайности проявляется также и в том, что в процессе развития случайное может стать необходимым, а необходимое - случайным. Например, обмен товаров в условиях первобытнообщинного строя носил случайный характер, не вытекал из экономических законов этого общественного строя. При капитализме обмен товаров становится необходимым явлением, выражает сущность господствующих экономических отношений. Натуральное же хозяйство, необходимое в феодальном обществе, при капитализме превращается в единичное, случайное явление.

В социалистическом и коммунистическом обществе, где общественное развитие происходит планомерно, складываются благоприятные условия, позволяющие значительно ограничить действие нежелательных случайностей. Так, внедрение научной агротехники, широкая мелиорация земель и другие мероприятия значительно ограничивают отрицательное действие случайностей погоды на сельское хозяйство.

Наука не игнорирует случайности, а изучает их, с одной стороны, для того, чтобы предвидеть возможность нежелательных случайностей и предотвратить или ограничить их, а с другой - чтобы использовать случайности положительные. Но главная цель науки заключается в том, чтобы за случайностями увидеть законы, познать необходимость. Знание законов позволяет управлять природными и общественными процессами, научно предвидеть их течение, целесообразно изменять их в нужную человеческому обществу сторону.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 175

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 306

Изменения, происходящие в окружающей нас действительности, можно разделить на два вида:

одни: определяются внутренней природой явления и вытекают из коренных особенностей развития предметов, явлений и процессов;

другие: не вытекают из сущности данного предмета или процесса, т.к. вызываются побочными и внешними причинами.

Необходимость - это то, что совершается с внутренней неизбежностью и имеет в самом себе причину и обоснование (закономерность).

Случайность - это то, что неустойчиво, непрочно, временно связано с данной необходимостью, т.к. причина его находится вне данного явления.

Необходимость - это тип связи, который определяется устойчивой совокупностью условий, их возникновения и развития, т.е. неизбежно.

Случайность - это то, что может произойти, а может и не произойти так или иначе.

В истории философии: Демокрит, Гольбах и др. признавали только необходимость, т.к. явлений без причины не бывает, т. следовательно, они необходимы. Демокрит на этом основании отвергал случайность, ибо каждому явлению присуща какая-то причина. Гольбах - атом материи не по случайности встречается с другим атомом. Эта встреча должна произойти благодаря неизменным законам.

Отождествление причинных связей с необходимостью, видимо, связано с тем, что всякая причина обнаруживается в следствии. Например, засуха с неизбежностью порождает и соответствующее следствие - неурожай, борьбу против засухи. В этих границах причинно-следственные связи необходимы. А т.к. всякое явление есть следствие каких-то причин, значит, всякое явление необходимо. В этом на первый взгляд правильном рассуждении упускается из виду, что не всякая причина по своему происхождению необходима, она может быть и случайной. Например, лесной пожар. Следовательно, если случайна причина, то случайно и следствие. Материализм 17 века отрицает случайность.

Необходимость и случайность имеют объективный характер, хотя их роль в познании различна.

Необходимость и случайность предполагают друг друга, поэтому отрицание той или другой не может остаться без последствий. Изолируя одну из них, мы неизбежно приходим к ее противоположности. Объявляя все явления необходимыми мы тем самым объявляем необходимым заведомо случайное. Такая позиция свойственна метафизическому взгляду на мир. Согласно этому воззрению в природе господствует простая, непосредственная необходимость. От того, что все объявляется необходимым, мы вовсе не избавляемся от случайности, а саму необходимость сводим до уровня случайности. Провозглашая абсолютную необходимость, мы вынуждены, например, закону, управляющему управлению планет придавать то же значение, что и количеству горошин в стручке или длине хвоста у собаки.


Однако наука отделяет необходимое от случайного, т.е. отрицая случайность, мы тем самым отрицаем науку. В то же время признание одной только случайности ведет к тому, что эта случайность предстает как фатальная необходимость, рок, судьба. Цель науки - раскрыть закономерности, т.е. выяснить необходимость.

Необходимость и случайность не существуют обособленно и имеют определенный смысл лишь во взаимной связи. Случайность - это только один полюс во взаимозависимости. Другой полюс называется необходимостью. След-но, не существует такой случайности, которая в другом отношении не выступала бы как необходимость. Например, если засуха в отношении нашего сельского хозяйства является случайностью, то это не означает, что она ни в каком отношении не связана с необходимостью. Ее необходимость вытекает из климатических условий развития природных систем. Поэтому засуха по отношению к этим системам необходима.

Следовательно, случайность и необходимость выступают в качестве таковых в одном и том же отношении к данному явлению. Если же рассматривать явления в разных отношениях, то оно одновременно оказывается и случайным и необходимым.

Случайность и необходимость не только существуют вместе, но и при известных условиях переходят в друг друга. Например, многие открытия полезных ископаемых в науке были случайными. Но эти случайности положили начало необходимым этапам в развитии производительных сил и самой науки. Например, случайное открытие радиоактивности с необходимостью привело к развитию рентгенологии.

Из всего сказанного можно сделать вывод: случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс называется необходимостью, т.е. одно и тоже материальное явление, процесс, случайный в одном отношении выступает как необходимое в другом.

Далее, с одной стороны в материальном мире нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. С другой стороны, нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы моментов необходимости.

Взаимосвязь необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Это означает, что необходимость не существует в чистом виде, она всегда проявляется через случайность. В свою очередь случайность придает явлению определенное своеобразие, специфику, неповторимые черты. Например, развитие орудий труда от каменного топора до компьютера это историческая необходимость, пробивавшая себе дорогу через случайности, обусловленными конкретным развитием того или иного общества. Необходимость обязательно, неумолимо пробьет себе дорогу через массу случайностей, если для этого созрели объективные условия.

Для познания важно, как можно обнаружить необходимое за случайное, ибо задача любой науки заключается в том, чтобы из множества случайностей выделить необходимость. Широко известно положение «наука враг случайности». Его следует понимать в том смысле, что науки вскрывает необходимость и не отбрасывает, отмахивается от случайности, а выясняет, почему данная необходимость проявляется через эти случайности.

В раскрытии случайности большая роль принадлежит динамическим и статистическим закона, которые отличаются по характеру вытекающих из них предвидений.

В законах динамического типа научное предвидение имеет точно определенный однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения и заданы его координаты, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени (рассматривается относительно изолированная система, которая абстрагирована от случайностей).

В статистических закономерностях предвидение носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Это обусловлено действием множества случайных факторов, которые имеют место в массовых событиях, особей в биологических популяциях, людей в коллективах. Статистические закономерности выступают как результат закономерностей большого числа элементов. Необходимость проявляется в статистических закономерностях, возникает и уравновешивается множеством случайных факторов. Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достоверных научных предвидений, тем не менее, являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера. Они вскрывают нечто устойчивое, необходимое, повторяющееся.

Динамические законы оказываются предельным случаем статических, когда вероятность становится практически достоверностью.

При всем многообразии объективного мира первое, что бросается в глаза - это их обусловленность друг другом, их взаимосвязь. И в этой взаимосвязи одно из первых мест занимают причинно-следственные связи .

Причина - то, без чего не было другого явления (причиной называется действие, которое вызывает следствие - порождает другое).

Следствие - это результат действия причины.

В объективном бытии причина и следствие носят объективный характер, что подтверждается теоретическими и практическими знаниями. На практике человек убеждается, что независимо от него существуют объективные причины и следствия, с которыми он вынужден считаться в своей деятельности. Именно благодаря деятельности человека и возникает представление о причинности представления о том, что одно действие есть причина другого. Такой подход позволяет показать несостоятельность никаких сверхъестественных причин.

Классическая физика сыграла огромную роль в борьбе с индетерминизмом, обосновав причинную зависимость явлений природы, обосновав принципы детерминизма.

В более развернутом виде принцип детерминизма включает в себя :

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которой каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, и этот процесс сопровождается переносом вещества, движения и информации.

3. Признание многообразия типов отношения детерминации и необязательно их сводить только к причинности (случайность, внешние условия).

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений, т.е. они носят упорядоченный характер и подчиняются законам бытия.

5. Тезис об объективном характере всех отношений.

Например, в связи с созданием квантовой механики ряд ученых высказали мысль, что в явлениях микромира существуют признаки индетерминизма. На самом деле причинность в области микрообъектов проявляется в иной форме, чем в макрообъектах. Эта особенность связана со статистическим характером поведения элементарной частицы, например, электрона, обладающего не только корпускулярной, но и волновой природой. В области биологии и с индетерминизмом покончил научный дарвинизм, изгнав из живой природы Бога и теологию, тем самым была опровергнуто учение о спонтанных мутациях (сторонники теории онтогенеза).

Причинно-следственные связи носят универсальный всеобщий характер, т.е. кто признает объективность причинности, вынужден признавать и ее универсальность. Если мы допускаем явление без материальных причин, то вынужден допускать сверхъестественные причины. Признание универсального характера причинных связей доказывает несостоятельность агностицизма, т.е. если неизвестны причины заболеваний, то несомненно они будут вскрыты. Так было всегда во всей истории медицины.

Причина и следствие взаимосвязаны. Причина есть нечто самостоятельное, независимое от следствия, а следствие есть производное, зависимое. Но т.к. они связаны, причина порождает следствие, в какой-то мере становится следствием для других явлений. Например, условия жизни организмов, изменившись, вызывают изменение наследственности и в то же время в видоизмененном виде, т.е. в виде определенного генетического кода включается в само содержание этой наследственности. Вывод. В следствии есть то, что раньше было в причине и в то же время в следствии есть нечто новое по отношению к самой причине. Следствие оказывает обратное влияние на причину, т.е. выступает как причина других следствий.

Любое следствие является результатом многих причин, но не все они играют одинаковую роль, поэтому целесообразно различать причину, условие, повод. Условие - это то, что подготавливает возможность появления следствия. Повод - это внешние обстоятельства, помогающие развязать действия причины и не являются закономерностью. Например, было время, когда сырой воздух болот считали причиной малярии. Но это лишь благоприятное условие для размножения малярийного комара. Причиной туберкулеза является палочка Коха, а поводом к ускорению ее действия может явиться простуда, социальные условия и т.д.

Причина различна не только у различных следствий, но и у одного и того же следствия, поэтому встает вопрос о классификации причин. Здесь выделяются главные и неглавные, внутренние и внешние и т.д. Например, в процессе видового изменения организмов главной причиной является изменение условий жизни, среда. В процессе индивидуального развития при наличии всех необходимых условий главной причиной является наследственность организма, определяющая характер изменений. В превращении различных культур микробов под воздействием мутагенных средств решающая роль принадлежит последним как первоисточнику изменений. А в том обстоятельстве, что из семян пшеницы произрастает стебель и листья пшеницы, а не ржи, главной причиной является наследственная природа этого семени.

Причины могут быть общие и ближайшие (падение самолета).

Причины могут быть внутренними и внешними. Внутренние - взаимодействие частей данного явления, внешние - взаимодействие данного предмета с другими. Но это различие не носит абсолютного характера.

Основные различия видов причин связаны с особенностями развития объективного мира. Процесс развития явлений в живой природе протекает иначе, чем в неживой природе, а в обществе иначе, чем в живой природе. Поэтому причинно-следственные связи складываются по-разному.

Категории причины и следствия являются моментами, ступеньками процесса познания, т.е. человеческое познание идет от следствия к раскрытию причины. Главная задача медицинской науки скрыть причину того или иного заболевания. Например, если мы имеем с базедовой болезнью и пытаемся установить ее причину, то их оказывается много, но главным является недостаток йода, а остальные причины можно рассматривать как условия болезни.

Нельзя практически устранить следствие, не устраняя порождающих их причины.

Вопрос, почему, становится исходным в практической деятельности врача. Поэтому знание причины - одна из главных задач в медицине, ибо, зная причину, можно успешно бороться против ее возникновения, зная причину, можно предотвратить ее действие.

В медицине четко выявлено деление причин болезни на экзогенные (внешние - физические, химические, биологические) и эндогенные (внутренние - в виде некоторых наследственных дефектов и вторичные). К первой группе причин следует добавить психогенные.

Знание одних причин заболевания для успешного лечения недостаточно. Надо уметь разобраться во всем течении болезни, ибо причинная связь - это не просто предшествование, а результативная связь, когда одно явление вызывает другое, действует , а не просто предшествует. Врачу следует избегать логической ошибки, т.е. за этим - значит вследствие, по причине этого. Эта ошибка приводит к неправильной постановке диагноза и как следствие неверной методике лечения.

В правильном выборе лечения того или иного заболевания следует различать причину, условие, повод. В силу учета причин и условий в лечебной практике обычно сочетаются два момента: воздействие на различные явления, которые могут служить причиной патологических процессов (антибактериальная терапия) и терапевтические мероприятия направлены на ряд моментов, обуславливающих причинную связь (вакцинация, стимулирующая терапия, закаливание).

В медицине начальный период развития медицины причины болезней мыслились как нечто находящееся вне организма и духовное (лихорадка), затем «миазмы» как причина болезни. С возникновением микробиологии - причина микробы - монокаузализм , т.е. причина отрывается от самого организма, игнорируется роль условий, индивидуальная восприимчивость.

Кондиционализм считал, что для возникновения патологических процессов необходима не объективная причина, а только ряд условий, а организм сам творит свою болезнь. Поэтому сама болезнь есть результат суммы условий.

Диалектика, раскрывая развитие через философские законы и категории, позволяет сделать вывод о единстве микро- и макромира и пересмотреть концептуально схему эволюции. Этот пересмотр привел к выводу, что Вселенная представляет собой целостную единую систему. А это ведет к новой концепции детерминизма – неодетерминизму. Неодетерминизм – новая версия традиционного (линейного) детерминизма, которая являлась до сегодняшнего времени доминирующей в европейской культуре, привела к радикальному изменению взглядов в рамках естественнонаучной и в рамках гуманитарной традиции, т.е. неодетерминизм, естествознание позволяет перейти к нелинейной парадигме, что связано со становлением неклассической науки, начиная от квантовой механики до теории катастроф. Такой подход позволяет сделать вывод, что развитие всех систем Вселенной носит нелинейный характер. Это подтверждено синергетикой.


4. Синергетика как теория развития.

Первое использование данного термина связано с докладом профессора штудгартского университета Г. Хакена «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (в 1973 году).

Западногерманское издательство «Шпрингер» в 1975 году заказывает Хакену книгу. Уже в 1977 году монография под название «Синергетика» выходит на немецком и английском языках. Издательство «Шпрингер» открывает серию «Синергетика», в которой выходят все новые и новые труды.

Начиная с 1973 г., с той конференции, на которой впервые прозвучал этот термин, научные встречи по теме «самоорганизация» проходят каждый два года. К 1980 г. было уже выпущено пять объемных сборников докладов этих конференций. А известнейший и старейший форум физиков – Сольвеевский конгресс в 1978 г. был целиком посвящен проблемам самоорганизации. В нашей стране впервые конференция по синергетике прошла в 1982 г.

Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество, «вместедействие».

По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие.

Случайность - понятие, полярное необходимости . Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.

В истории философии широко представлена точка зрения, согласно которой случайного реально нет, оно следствие неизвестных наблюдателю необходимых причин. Но, как впервые показал Гегель, случайное событие в принципе не может быть вызвано одними только внутренними, необходимо тому или иному процессу присущими закономерностями.

Случайное событие, как писал Гегель, не может быть объяснено из самого себя.
Непредсказуемость случайностей кажется противоречащей принципу причинности. Но это не так, потому что случайные события и причинные связи - следствия хотя и неизвестных заранее и досконально, но все же реально существующих и достаточно определенных условий и причин. Возникают они не хаотично и не из «ничего»: возможность их появления хотя и не жестко, не однозначно, но закономерно связана с причинными основаниями. Эти связи и законы обнаруживаются в результате изучения большого числа (потока) однородных случайных событий, описываемого с помощью аппарата математической статистики, и потому называются статистическими.

Статистические закономерности имеют объективный характер, но существенно отличаются от закономерностей единичных явлений. Применение количественных методов анализа и исчисления характеристик, подчиняющихся статистическим законам случайных явлений и процессов, сделало их предметом особого раздела математики - теории вероятностей.

Вероятность - мера возможности наступления случайного события. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) события - единице.

Вероятностно-статистическая интерпретация сложных причинно-следственных отношений позволила разработать и применить в научных исследованиях принципиально новые и весьма эффективные методы познания структуры и законов развития мира. Современные успехи квантовой механики и химии, генетики были бы невозможны без понимания неоднозначности отношений между причинами и следствиями изучаемых явлений, без признания того, что последующие состояния развивающегося предмета далеко не всегда можно полностью вывести из предыдущего.

В технике статистический подход и основанный на нем математический аппарат обеспечили развитие теории надежности, теории массового обслуживания, квалиметрии и ряда других научно-технических дисциплин. Благодаря этому стал возможным совершенный во второй половине XX века переход к созданию и применению многофункциональных технических систем высокой сложности, надежность которых описывается вероятностными характеристиками.

Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило, достаточно сложными по составу причинными основаниями, включающими в себя как внутренние (необходимые) , так и внешние (случайные) причины. Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает возможность реализации различных вариантов следствия. Характер реальных следствий зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим в каждом конкретном случае.

Познание соотношения необходимого и случайного в социальных взаимодействиях является условием практического применения знаний об объективных закономерностях жизни общества. Это объясняется тем, что общественно-исторические законы реализуются как объективная тенденция социального развития через сознательную деятельность преследующих свои цели отдельных личностей и социальных групп. Потому общественная жизнь представляет собой в целом чрезвычайно сложную систему причинно-следственных отношений, необходимых и случайных действий, поступков и процессов. Законы данного типа могут не обнаруживаться во многих частных случаях, однако верно описывать динамику социальной жизни как целостный обобщенный процесс.

Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.

Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление-причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно-следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.