Муравьев основы православной культуры. Новый учебник "основ православной культуры"

Вы узнаете:

- Чем богато наше Отечество.

- Что такое традиции и для чего они существуют.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина . Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.

Мальчуган лучи ласкал,

Весь купаясь в свете,

Пламя солнца целовал

На паркете.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Андрей Кураев

Основы православной культуры

(Учебник для четвертого класса)


Вы узнаете:

- Чем богато наше Отечество.

- Что такое традиции и для чего они существуют.


Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина . Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.


Мальчуган лучи ласкал,

Весь купаясь в свете,

Пламя солнца целовал

На паркете.


Я случайно встал на круг

Солнечного блеска.

И заплакал мальчик вдруг

В три ручья, по-детски.


Что с тобою? – я спросил.

Он сказал: – Я видел,

Ты на солнце наступил,

Солнышко обидел.


Я его поцеловал

И теперь уж знаю:

Если на пол луч упал,

Я не наступаю.


(Александр Солодовников)


Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях.

Какие ценности лежат в основе семейных традиций?


Важные понятия

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.



Вы узнаете:

- Что человек вкладывает в культуру

- Какие мысли несет религия


Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Купил учебник «Основы православной культуры» для 4 класса.
Автор – А. В. Муравьев. Руковидитель проекта - М. М. Шахнович.
Изд-во Просвещение.
Учебник, а не пособие и не книга для учителя.
Рекомендован (а не просто "допущен") Министерством образования. Положительные заключения РАН и РАО.
160 страниц.

Книга большая. Полагаю, учителя найдут в ней немало полезного материала. Всем учителям советую приобрести эту книгу.
Но вот идти ли с нею в класс – вопрос более сложный, так как с методической точки зрения текст вышел странный.

Методисты говорят, что нельзя на одном уроке давать детям более трех новых для них слов. Здесь же уже в первом уроке вводятся следующие слова:

Культура
вера
Божество
Религия
Бог-Троица
христианство
православие
язычество
Византия
догматы
вероучение
икона
страсти
Христос
Церковь
Соборная

При этом понятия вера, божество, Бог-Троица, Христос, христианство, Византия, иконы, храмы, страсти (этот термин будет определен лишь на 65 странице) вводятся без всякого определения.

Часть же даваемых определений вызывает возражения.
«Культура это богатство».
«Церковь называют соборной, то есть состоящей из многих людей, которые тесно связаны между собой и имеют одну веру». Провоцируемый отсыл к слову «собрание» затемняет смысл слова «кафолическая». Непонятно и в чем нужда на первом уроке говорить детям о «соборности» Церкви.
«принятие какой-либо веры называют религией» - это слишком вульгарное определение. Именно обыденное и ненаучное сознание отождествляет термины вера и религия. Оно слишком широко – под него подойдут и многие вполне нерелигиозные идеологии (в том числе потребительски-рекламные).

Некоторые тезисы этого первого урока из-за своей рекламной публичности станут предметом полемики и посрамления тех, кто всерьез станет их отстаивать:
«Религиозные споры не говорят о ненависти людей… Православные христиане всегда с добрым интересом относились к другим культурам».

Эти недостатки свойственны учебнику в целом.

Не всегда понятно, зачем те или иные сюжеты, термины и имена вводятся в учебник для довольно маленьких и нецерковных детей. «Молитвы, которые читают в церкви, записаны в особые книги – Часослов Октоих, Триодь, Минея» (с. 87).

Есть странные для учебника и ученого тезисы: «Кирилл и Мефодий придумали для славян новую азбуку, которой мы с вами пользуемся и по сей день» (с.77). Византологу ли не знать, что к нашей кириллице изобретатель глаголицы Кирилл не имеет никакого отношения? Зачем же в учебник вставлять заведомо неверные сведения? И где же цензура РАН?

Тот же вопрос к РАН возникает и на стр 52 – «бесов в сказках называют чертями (от чёрта: бесы- зачёркнутые ангелы)». Может быть, это так в народно-старообрядческой этимологии. Но в научной этимологии нет связи чёрт-зачеркнуть (см. словарь Фасмера). Столь же произвольна фраза «по славянски дом – храм» (с. 82). Предел изумления этимолога, впрочем, на 24 странице: «Слово Бог значит множество или величие ».

Компетентная и честная научная экспертиза не оставила бы в учебнике тезис о том, что «Апостолы были свидетелями Вознесения и с тех пор существует праздник Вознесения на сороковой день после Пасхи» (с. 39). Празднование Вознесения и тем более в 40-й день идет вовсе не «с тех пор», а с конца 4 века. По мнению Ж. Даниелу, празднование Вознесения отделилось от Пятидесятницы лишь после Второго Вселенского Собора, осудившего духоборчество Македония и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в деле спасения.

Учебник в начальной школе не должен сообщать детям сложные и дискуссионные сюжеты. Но и врать учебник не должен.

Зато есть в учебнике очень актуальный тезис: «всякая революция, вооруженная или тайная борьба за захват власти прямо запрещены Писанием. Всякий начальник поставлен на свое место по воле Бога – так учит христианство» (с. 68). Византолог А. Муравьев, даже будучи старообрядцем, не может не знать, сколь снисходительна была византийская церковь к дворцовым переворотам…(1) Или его тайным соавтором была М. Шахнович?

Не ее ли убеждения и перо вот в этом пассаже – «Библейское повествование говорит о том, что первый человек Адам был сотворен из глины, точнее говоря, из пыли. Почему рассказ в Библии похож на сказку? Сказание о сотворении людей написано древним человеком (по преданию, его написал пророк Моисей) для таких же как он, древних людей в сказочной форме. В древности люди любили сказки. Самые серьезные вещи они часто излагали как сказку» (с. 40). И как это соотнести с тезисом на стр. 18 – «Василий Великий объяснил, как надо понимать библейский рассказ о шести днях творения мир с научной точки зрения». Св. Василий разъяснил, что Шестоднев это древняя сказка? А РАН точно уверен, что гомилии св. Василия излагают научную точку зрения?

Удачна расшифровка 7 заповеди – «Не прелюбодействуй, то есть не разрушай своей или чужой семьи»» (с. 56) Но тут же вводится без всякого определения слово «целомудренный».

Неудачна расшифровка 4 заповеди – «Помни день покоя… Этот день называется воскресенье». Все же заповедь говорила о субботе (учебники ее не упоминает никак). Правка текста Библии вряд ли уместна.

Вызывают богословское несогласие некоторые определения. Например, «ипостась – выражение единой природы Бога» (с. 154). Вряд ли дети станут отличать Троицу от пазла после фразы «Бог – один в то же время Три, составляющих Одно» (с. 20). Дальнейшее пояснение лишь укрепит нецерковных педагогов и учеников в том, что христианская Троица это банальный оккультно-неоплатонический тезис о постепенно убывающей эманации Единого: «Это, конечно, трудно понять, но легко объяснить с помощью образа. Когда мы говорим солнце , то имеем в виду солнечный диск, а также свет от этого диска и тепло, передаваемое вместе со светом. Диск - это Отец, свет – Сын, а тепло – Святой Дух. Именно так православные христиане объясняют Троицу» (с. 20).

«Причастие – церковное таинство, во время которого христиане вкушают освященные хлеб и вино» (с. 156). «Вселенские соборы решали вопросы о том, сколько божественного и человеческого во Христе» (с. 16).

Не кажется уместным присутствие в учебнике ОПК западноевропейской легенды про Марию Магдалину и покрасневшее яйцо (эта поздняя – не ранее 14 века - и локальная католическая легенда подается как «христианское предание» с. 142). Этим же словом - "предание" - почему то именуется и рассказ Евангелия (о землетрясении в минуту смерти Спасителя) (с. 36).

Поверхностным и даже граничащим с кощунством представляется толкование Муравьевым слов Христа «имеющий уши, чтобы слышать, пусть услышит»: якобы эти слова «Христос сказал о неписаных преданиях», к числу которых относится крестное знамение, поклоны, одежда христианина (с. 19). Многократно сделанный Христом проповеднический акцент лишь однажды стоит в соседстве с темой преданий. Но – как! «…устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 7, 13-16).

Не менее странен комментарий к иллюстрации на стр. 25: «Во второй день творения Бог, согласно Библии, сотворил твердь, то есть землю». В Библии сказано иначе: «И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1.8).

Есть корявости: «душа важна для православных христиан» (с. 43). «Бог для православных христиан очень близкое существо» (с. 25). «В православной культуре любовь имеет большое значение» (с. 48).

Есть просто странные фразы «В Библии говорится: начало премудрости – страх Божий . Это значит, что со временем христианину открываются тайны Бога» (с. 19). Я не знал, что синонимом «страха Божия» является время. Конечно, бывает, что мудрость приходит с возрастом. Но иногда возраст приходит один…

Есть сюсюканье – «Посмотри вокруг себя: ты видишь мир! Люди много знают о мире – вон сколько наук создали!» (с. 26).«Тут началось нечто совсем странное. Внезапно, как рассказывает Библия, Христос пришел в гости к своим ученикам как ни в чем ни бывало, потом еще и еще!» (с. 36).

Есть переход на язык «Кота с сапогах» - «Бог, называемый «Слово», вместился в человеческое тело. Это Воплощенное Слово вошло в уши Девы Марии вместе со словами Архангела Гавриила. Слово поселилось внутри ее тела» (с. 30).

Есть странное усложнение простых вещей: «Во время молитвы тело активно участвует в важной деятельности души: правая рука христианина изображает на теле знак креста, человек склоняет голову или делает земной поклон, склоняясь к земле в знак происхождения человека из этой земли» (с. 41). Кстати, последнее утверждение для меня вообще новость.

То, что А. Муравьев предлагает считать «главным в учении Христа» (стр. 33) не несет в себе ничего собственно христианского:
«* заповедь любви – наказ любить других людей так же как самого себя;
* вера в Царство небесное – в Божественный мир, область сверхъестественного;
* указание на страшный суд и второе пришествие Христа;
* указание на то, что любовь выше, чем закон, то есть правила созданы для человека, а не человек для правил».

Первые два тезиса это нормы веры и жизни в Ветхом Завете. Вера в Божий суд не чужда книгах Ветхого Завета «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2) и в меж-заветный период она стала появляться в иудейском мире. То же можно сказать и о четвертом пункте.

Очень необычен тезис – «Христос внушал своим последователям уважение к бедности и нестяжательству» (с. 34). Так Христос проповедовал самим идти путем бедности и нестяжательства, или же просто уважать нищих и желать им добра, глядя на них из окна лимузина?

Почему-то в комментарии к фреске на стр. 42 Творец упорно именуется ангелом: «Ангел вводит Адама и Еву в рай и дает им заповедь… Ангел изгоняет Адама и Еву….».

В учебнике есть картина Н. Рериха (с. 121), но нет упоминания ни об одном церковном человеке или событии после раскола 17 века. То есть история православной культуры и Церкви кончается 400 лет назад.

Впрочем, для создания более цельного и своего впечатления читайте текст первого урока в 4 классе сами:

«Все мы знаем слово КУЛЬТУРА - это богатство духовное и материальное, накопленное человечеством. Но культура - это также отношение человека к миру и другим людям. Культура идёт из глубины народа, у каждого народа она своя. Культура копится веками и создаёт культурные ценности и памятники. Культуру определяют не только народ, его язык, природа и климат его страны. Культуру определяют убеждения людей. Убеждения бывают разные, в том числе основанные на вере. Верующие убеждены в существовании высшего божества или божеств, иногда бывает вера в путь к истине.
Когда люди принимают (исповедуют) какую-либо веру и ведут себя в соответствии с ней, это называют РЕЛИГИЕЙ. Приняв от греков православную веру, христиане на Руси приняли и религию, а религия уже породила православную русскую культуру.
Все религии по-своему учат добру и правде. Но мир не всегда царил между приверженцами разных религий. Они нередко спорили о том, какая из них лучше выражает главную Истину. В этих спорах рождались особенности проявления каждой веры, особенности религии. Религиозные споры не говорят о ненависти людей. Наоборот, они доказывают, что истина веры для людей очень важна и ценна.
Что такое христианская вера? Самый простой ответ гласит: христианство - это вера в Бога-Троицу и во Христа. Оно пришло на смену древнейшей вере - язычеству, то есть многобожию. Русские люди выбрали христианство из разных вер, потому что оно более других понравилось им своей красотой, дивным пением и иконами.
Христианство пришло на Русь из Византии. Славяне (не только жители Руси, но и болгары, сербы) постепенно усвоили христианскую культуру. Плодами этой культуры стали книги, прекрасные храмы, иконы, церковное пение.
Христианская вера ещё в Византии получила название православие, то есть правая вера, ведь христиане, как и представители каждой религии, уверены в истинности своей веры.
Культуру Древней Руси можно назвать православной потому, что она произошла от православной христианской веры.
В основе христианской веры лежат особые истины, так называемые дог¬маты. Они кратко обобщают основное содержание веры - вероучение. В догматах - вековой опыт веры, поэтому христиане уважают, принимают эти истины как основы вероучения. Например, существует догмат о почитании икон, о том, что иконы - святые изображения.
Православная культура устремлена к Богу, находящемуся за пределами мира. Чтобы достигнуть духовного прозрения, стать лучше, совершеннее, стать ближе к Богу, православные христиане обращаются к нему с молитвой, стремятся избавиться от страстей и чрезмерных привязанностей к вещам и людям. Путь к Богу начинается в сердце человека - там, считают они, сокрыта «лестница в небеса».
Православное христианство придаёт большое значение общности людей, их связи между собой. Христос основал особую общность верующих - церковь. Церковь называют соборной, то есть состоящей из многих людей, которые тесно связаны между собой и имеют одну веру. Задача христианина - духовное преображение. Идя путём очищения и добровольного страдания, христианин изменяет себя, становится выше, лучше, добрее.
Православные христиане всегда с добрым интересом относились к другим культурам».

***
(1)
помазание царей на Востоке было введено именно для очищения василевсов, занявших трон путем убийства (и впервые совершено, как показывают источники, приведенные в соответствующей работе Успенского, над Василием I Македонянином в IX веке). Более того, вплоть до взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году оно совершалось лишь над теми византийскими василевсами, которые восходили на престол в результате заговоров.

Этот учебник с иллюстрациями по модулю ОПК предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов общеобразовательной школы кандидата философских наук Андрея Кураева, ныне протодиакона - одна из первых электронных версий. Текст и материалы станут хорошим подспорьем и для педагогов, и для родителей, обучающих детей дома.

Ранее неофициальное издание было подготовлено, сверстано и составлено в 2010 году после большой подготовительной работы церковного редакционного совета и выложено в сеть интернет. После некоторых редакций и апробирования в школе учебник был принят и теперь повсеместно используется на уроках ОПК. Он признан лучшим в современном образовательном пространстве.

Учебник - достойный ответ противникам этой школьной дисциплины, ошибочно и категорично считающим ОПК проповедью православной веры школьникам . Автор отец Андрей подчеркивает не религиозную, а именно культуроведческую направленность курса . К слову, именно таким и предполагала его Русская Православная Церковь, когда инициировала модуль по предмету.

Все темы, проблемы, понятия учебника отца Андрея Кураева, по сути, отвечают на вопрос: что такое культура и религия, какова связь между ними?

Учебник хорош тем, что практически ориентирован на занятия с детьми данного возраста. Автор учитывает и тот факт, что на курс ОПК выделено совсем небольшое количество часов в школьной программе, что для изучения основ православной культуры ничтожно мало - поэтому его учебник имеет хорошо организованную структуру, кратко и лаконично излагает материал, дает четкие и понятные определения и понятия.

Начало курса (4 класс) включает 17 уроков, из которых 16-й полностью отведен на зачетные задания, а 17-й является обобщающим . В главах-уроках кратко рассмотрены такие масштабные темы как православие и культура, отношения Бога и человека, Христос, заповеди, этические основы, устроение храма, икона.

Продолжение курса в 5 классе укладывается в 12 уроков-глав , раскрывая и культурно-исторический, и духовно-понятийный пласты: Церковь в истории, заповеди блаженств, чудо, Суд Божий, причастие. С православно-христианской точки зрения рассматриваются такие явления и ценности, как природа, семья, защита Отечества и труд.

Тема труда в учебнике является заключительной, ее подача автором очень любопытна, актуальна в наши дни и, пожалуй, заслуживает внимания, потому что поднимает в том числе и социальные проблемы.

Автор акцентирует тему воздаяния за труд, которая раскрывается в Библии: «Кто пашет, должен пахать с надеждою », говоря о том, то недопустимо ввергать людей в нищету, задерживая работникам зарплаты, увеличивая рабочее время и ужесточая их условия труда. Хотелось бы, чтобы учебник попал в руки некоторым работодателям, которые жертвуют на храмы, но при этом неохотно выплачивают заработанное. Кроме того, автор учебника показывает детям, что у понятия труда есть духовное измерение. По словам протодиакона Андрея Кураева, «…труд - это не просто средство пропитания, это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает опыт, знания, закаляет характер».

Емкий и насыщенный понятиями курс ОПК умещается всего на 200 страницах пособия.

Religion_orthodoxy religion_christianity religion_rel Андрей Кураев диакон Основы православной культуры как лекарство от экстремизма ru Александр Серяков OceanDream ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6.6 05.12.2013 OOoFBTools-2013-12-5-2-29-58-1269 1.0

Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления

Очевидность умаляется доказательствами

Зима 2002-02 годов может определить судьбы православия в России на всё 21 столетие. Вопрос в том, какую позицию по отношению к Церкви займет российское учительство.

В 90-е годы российский учительский корпус был настроен к Церкви скорее благожелательно. Нет, наши учительницы не пришли в вере. Но в их глазах Церковь выступала в двойном светлом ореоле: как неправедно обиженная и гонимая (причем на памяти самих учительниц) и как колыбель русской культуры. Даже когда учительницы делали глупости и впускали сектантов в свои классы - они раскрывали двери именно перед теми сектами, которые маскировались под православие.

Но вот появилось письмо министра образования России, разрешающее (не предписывающее и даже не рекомендующее) вводить в школах уроки «основ православной культуры». Молвой и прессой дозволение было раздуто в приказ, а культурологический предмет был превращен в «закон Божий».

Теперь очень многое зависит от людей Церкви: сможем ли мы избежать этой двойной подмены. Перед нами приоткрыли дверь. Удержимся ли мы от искушения навалиться всей массой и вломиться внутрь раньше, чем нас пригласят? Если Церковь начнет говорить с учителями властно, на языке «вы обязаны», если в каждую школу будет послан циркуляр - то Церковь предстанет в глазах учителей не как мученица, а как гонительница. И свое недоумение, обиду и несогласие учителя понесут в классы. И тогда еще одно поколение будет воспитано на убеждении, что а) от Церкви надо держаться подальше самим, и б) в любом случае нельзя и близко подпускать Церковь близко к властным рычагам - ибо уж слишком хватко она за них берется.

Чтобы избежать ненужных тревог, попробуем все же разделить то, что в бурной полемике перемешалось.

Первый вопрос: допустимо ли религиозной преподавание в государственной школе?

Начну с цитаты из новокузнецкой газеты (она хороша тем, что показывает технику современной антицерковной пропаганды):

«На НТВ прошла программа “Свобода слова” Савика Шустера, посвященная православному образованию в школе. Она весьма нагляднопродемонстрировала умение и способность деятелей церкви понимать и миротворить. За введение православного обучения выступали известный проповедник дьякон Андрей Кураев и кинорежиссер Никита Михалков, против - заместитель руководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин и ректор РГПИ Юрий Афанасьев. Не будем повторять их высказываний, скажем только, что они были как убедительны, так и интересны. Человеку, не вполне определившемуся в этом вопросе с собственным мнением, наверняка не просто было отдать кому-то предпочтение: и дьякон Кураев, и режиссер Михалков, и чиновник Волин, и ученый Афанасьев равно блистали эрудицией и умением “держать” аудиторию. И вдруг это ровно текущее, отлично срежиссированное действо пресек резкий крик “Ложь”! Что такое? А это дьякон Кураев с места выразил свое отношение к выступлению чиновника Волина, рассуждавшего о неконституционности появления “Основ православия” в общеобразовательной школе. Ну, ладно: вздрогнули, покачали головами, некрасиво, мол, и продолжили дискуссию. И снова: “Вы лжете!”. Глаза дьякона непримиримо горят, губы сжаты. Тут же кто-то из зрителей достает текст закона, цитирует его статью, поддерживающую Волина. Но ни извинений, ни оправдания от дьякона Кураева не последовало».

Участники этого фрагмента теледискуссии (14.12.2002): заместитель руководителя аппарата Правительства РФ А. Волин; диакон Андрей Кураев; А. Пчелинцев (баптист, юрист, вместе с Кураевым работал в экспертно-консультативном совете при Госдуме во время подготовки Закона о свободе совести); детский писатель Григорий Остер.

Для лучшего понимания происшедшего надо помнить, что студия передачи «Свобода слова» устроена следующим образом: есть большая «нейтральная» массовка - центральная трибуна. А есть две небольшие трибуны приглашенных специалистов. На одной трибуне собраны специалисты, вступающие «за…», на другой - «против…». «Команды» специалистов сидят напротив друг друга.

Итак, переводим видеозапись в читаемый вид:

Волин: Правительство и государство в своей деятельности исходят и руководствуются исключительно законами Российской Федерации. В законах Российской Федерации записано две вещи: по Конституции светский характер государства; по Закону об образовании - светский характер образования. Согласно Закону об образовании представители религиозных учений в школу приходить и преподавать там не могут.

Кураев: Это ложь. Это просто ложь. В Законе о свободе совести четко говорится: государство оказывает поддержку религиозным организациям при осуществлении ими культурно-просветительской деятельности, имеющей широкое общественное значение.

Волин: Никто не возражает. Не в рамках государственной школы.

Кураев: В рамках. В Законе есть статья, которая регулирует как именно и на каком основании в государственную школу может войти представитель религиозной организации.

Волин: Нет.

Кураев: Есть это в Законе. Почему Вы так выборочно цитируете законодательство? Вы профессионально некомпетентны.

Шустер: Отец Андрей, секундочку. Но так как мы никто не проверим, мы либо верим Вам…

Кураев: Почему? Господин Пчелинцев знает закон наизусть.

Пчелинцев: Я не согласен с отцом Андреем…

Кураев: В Законе нет таких текстов?

Пчелинцев: Вы обвиняли сейчас г-на Волина в некомпетентности. Статья 5 Федерального Закона о свободе совести и религиозных объединениях гласит следующее - что может препоподаваться в школах…

Кураев: В государственных школах!

Пчелинцев: В государственных школах…

Кураев: Может!

Пчелинцев: Согласен…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.