Традиции и история рождественского вертепа. Рождественские вертепы в разных уголках мира: Как оживает старинное предание Эссен рождественский вертеп

Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств. Словом «вертеп» не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения.

Формы вертепа :
Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.

Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши, Украины, Белоруссии, в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.
Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.


Рождественский вертеп. История появления.


Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней - интермедии, комические бытовые сценки. Верхняя часть "небо " обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.
Нижняя часть - "земля " или "дворец" - оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался "трон", на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами - персонажами драм. Кукол вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные - непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине - задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.


Персонажи и атрибуты.


Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова , но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др. Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и Святой Иосиф. В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.
Неаполитанский вертеп со множеством персонажей. Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:
Вол и осел , которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях.
Пастухи с овцами ; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.
Три волхва . Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
Ангел . В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил.
В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

Вертеп - Кукольное Рождество.


В 1223 г. Св. Франциск Ассизский создал то, что сейчас было бы названо первой рождественской ясельной композицией или вертепом. Он рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину рождества, представление для верующих. С этого момента традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Особо популярны они были в XVII - начале XIX века. Поначалу вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.
Вертепные фигурки - одни из самых восхитительных предметов, которыми могут обладать коллекционеры кукол. Существовало много вариаций исполнения: в Италии обычно делали фигурки, чьи головы и конечности сделаны из терракоты, в Германии чаще использовали воск, также делали и полностью деревянные фигурки. Кроме отдельных фигурок и итальянцы, и немцы делали целые декорации. Как только вертепы переселились из церквей в дома и бедных, и богатых, мастера занялись изготовлением фигурок на разный вкус и кошелек, давая возможность игрушечным Святому семейству, ангелам, мудрецам, зверям и простолюдинам поселиться и в хижине, и во дворце.


Традиции вертепа.


В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами. Слово “вертеп ” соответствует латинскому термину “praesepe”, означающему в переводе “ясли, кормушка для скота”. В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова . Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени. Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы. В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Устройство вертепа . Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик. Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления. С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.
Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами. На нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI – XVII веках и до “Петрушки” Игоря Стравинского. Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире. Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации. Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.
Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно. Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.


Изготовление вертепа.
Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола. В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды.

Персонажи вертепа . Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные. Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.


Рождественский вертеп

В христианстве есть замечательная традиция - в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван - в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи. Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место - величайшая христианская святыня - существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад - они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.

Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры - ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже - они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.

Вертеп в России

В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас - так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране - всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.

Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп - это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда - из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию - в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

Во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына - придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли - это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Рождественский вертеп

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица , старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Рождественский вертеп из бумаги своими руками

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье , имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда - символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи - это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Посмотрите видео о Рождественском вертепе

Совсем скоро весь христианский мир будет отмечать самый светлый день в году - Рождество. И хотя у католиков и православных этот праздник приходится на разные даты, многие традиции и обычаи очень схожи.

Мы уже говорили о таких замечательных рождественских атрибутах как адвент-календарь и венок, а сегодня расскажем об еще одной традиции, которая имеет многовековую историю - вертеп. Путь, который он прошел, очень интересный и захватывающий. Много раз вертеп пытались запретить, но он выстоял, чтобы радовать нас снова и снова.

Вертеп и его виды

Вертеп - это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи художественного творчества (театр, скульптура и т. д.).

Различают несколько видов вертепов:

Увеличить

  1. - праздничное представление при участии актеров, символических животных и с использованием декораций.
  2. - это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи фигурок, скульптур, которые могут быть выполнены из различных материалов. Такая форма наиболее распространена в странах, где большая часть населения исповедует католичество.
  3. - рождественские сценки, для разыгрывания которых используются куклы. Наибольшей популярностью эта форма пользуется на Украине, в Польше, Беларуси и в некоторых областях России.

Как правило, вертепные композиции начинают устанавливать еще в начале декабря, а театры и живые вертепы показываются непосредственно на Рождество.

История возникновения и развития вертепа

Как уже говорилось выше, живой вертеп отображает сцену рождения Иисуса Христа, которая показывается при участии актеров. Первым, кто организовал живой вертеп , был Франциск Ассизский (Святой Франциск) (1182 — 1226), который в 1223 году за две недели до 25-го декабря прибыл в городок Греччо, чтобы отпраздновать там Рождество. Франциск договорился с правителем местности, что он воссоздаст атмосферу пещеры и все бытовые элементы, в которой родился Иисус. Эта идея так понравилась населению, что они помогли Святому Франциску воплотить ее в жизнь, так и появился первый в истории живой вертеп.

Увеличить

Позже живые вертепы стали популярны и среди аристократов. Так, например, в XVIII веке в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и разыгрывали рождественские сценки.

Сейчас живые вертепы, как правило, организовываются под открытым небом. Заранее делаются декорации, макеты животных, шьются костюмы для актеров. Иногда в качестве декораций используют старинные здания, а вместо макетов «приглашают» живых животных.

В некоторых странах распространены целые «Рождественские деревни» (иногда их называют «Вифлеемскими»). Здесь несколько сотен актеров занимаются бытовыми делами или ремеслами. Время от времени показывают сцену рождения Иисуса и приход волхвов. При этом зрители имеют возможность свободно перемещаться внутри «деревни» и наблюдать за исполнителями.

Как и вертепные композиции, живые вертепы чаще всего можно встретить в католических странах.

Увеличить

Сразу следует отметить, что это не только самая распространенная форма вертепа, но и одна из самых старых. На итальянском языке слово «вертеп» звучит как «presepio», что может быть переведено как «ясли» или «стойло» - т.е. то место, где и находился маленький Иисус, когда пришли волхвы.

Первые композиции были вырезаны из дерева в Италии в 1280 году известным скульптором Арнольдом ди Камбьо . Некоторые из фигурок сохранились до наших дней, и хранятся они в известной римской базилике Санта Мария Маджоре.

Изначально вертепные композиции изготавливались известными мастерами исключительно для церквей, но со временем эта традиция начала приживаться и в домах богатых граждан. Так, известно, что король Карл III Бурбон собственноручно вырезал вертепные фигурки из дерева, а придворные дамы украшали их и наряжали.

Начали появляться мастера, которые изготавливали вертепные композиции из глины, обжигали их, а после этого отдавали на роспись художникам. Появились даже портные, которые шили праздничную одежду для рождественских фигурок. Некоторые украшали ее аксессуарами из драгоценных металлов (золота, серебра) и камней.

Увеличить

Сегодня можно увидеть вертепные композиции из самых разных материалов: традиционных дерева и глины, а также гипса, папье-маше, бумаги, текстиля. Также следует обратить внимание и на размеры фигурок: одни помещаются в яичную скорлупу или лампочку, другие выполнены в человеческий рост и более.

Автором самого маленького рождественского презепе является художник из Неаполя Альдо Карило - он сделал вертеп размером с булавочную головку! Самый большой вертеп, который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, находится в Колумбии - его площадь составляет 18000 кв.м.

Ниже смотрите подборку вертепных композиций, которые при желании можно сделать своими руками :

Вертепная композиция из дерева

Рождественский вертеп из глины

Вертепная композиция из бумаги

Вязаный рождественский вертеп

Вертепная композиция из полимерной глины

Вертепная композиция из ткани

«Пряничный» рождественский вертеп

Вертепная композиция из шерсти

Второе название вертепного театра - «кукольный вертеп». Эта традиция появилась в западных областях Украины в XVII веке, куда она пришла из Польши, а потом распространилась по территории Беларуси и в некоторых областях России. Интересно, что и назывался этот тип вертепа в вышеназванных странах по-разному:

  • на Украине - «вертеп»;
  • в России - «петрушка»;
  • в Беларуси - «батлейка» («бетлейка»);
  • в Польше - «шопка»;
  • в Закарпатье - «бетлегем».

Вертепный (кукольный) театр состоит из специального ящика (также иногда называемого «вертепом») и персонажей, изготовленных из дерева, текстиля или гипса. Все куклы приводятся в действие одним кукловодом, который изменяет интонацию и тембр голоса, что помогает наделить каждого героя представления индивидуальными чертами характера и поведения.

Ящик для вертепа обычно был выполнен из дерева (в современных вариантах иногда из картона) и чаще всего имел два яруса:

Увеличить

  • верхний - пещера, в которой родился Иисус;
  • нижний - царство Ирода или место действия «народных сценок».

Стенки ящика часто были расписаны вручную. На верхнем этаже красовались религиозные сцены, нижний был украшен картинками из бытовой жизни. Между этажами были отверстия, через которые куклы могли перемещаться. На нижнем этаже также была дырка, символизирующая ад, в который провалился царь Ирод. Часто верхушка ящика была украшена восьмиконечной Вифлеемской звездой.

Чаще всего ящики были переносные, но существовали и стационарные варианты.

Герои

В первой части был неизменный состав героев. Это Дева Мария, маленький Иисус, Ангел, три Волхва, Пастух, Ирод, Рахиль (женщина, ребенка которой приказал убить царь Ирод), Воин, Смерть, Черт, Овечки, Вол, Осёл. Иногда к этой классической «труппе» присоединялся и Пономарь, который перед каждым представлением зажигал свечи . Вместо фигурки Марии иногда ставили икону, так как среди кукловодов-вертепщиков было неписаное правило - фигура Богородицы должна отличаться от всех других - как будто она была изготовлена другим мастером.

Что касается Волхвов, то это известные в католической традиции Мельхиор, Каспар и Бальтазар. Также следует сказать и о символичности подарков, которые принесли маленькому Иисусу пришедшие:

Увеличить

  • Мельхиор преподнес золото, что предвещало вечное царствование;
  • Каспар - ладан — это символ божественности и почитания;
  • Бальтазар - мирру, что пророчило смерть Иисусу Христу, так как это растение использовалось для бальзамирования тел покойных.

Символичны также образы животных. Согласно словам Исайи в образе Вола изображены евреи, а в образе Осла - язычники.

Во второй части не было жестких правил, поэтому набор героев мог меняться. Но наиболее часто используемыми персонажами были Дед и Баба, Цыган и Цыганка, Козак-запорожец, Бедняк, Еврей-шинкарь, Ксёндз, Барин и Мужик и т. п.

Как проходило представление

Как правило, представление делилось на две части: первая отображала непосредственно сцену рождения Спасителя, вторая же представляла собой народную интермедию, которая не имела ничего общего ни с Рождеством, ни с рождением Иисуса. Со временем вторая часть начала вытеснять первую, а сама интермедия превратилась в сатирическую комедию.

Увеличить

Но начнем с первой части . В основе сюжета лежит рождение Спасителя. Представление начинается с того, что Мария сидит возле яслей, в который лежит новорожденный Иисус. Сюда приходят Волхвы и Пастух, чтобы поклониться Спасителю. В пещере также находится Ангел. Волхвы рассказывают, что они встречались с Иродом и рассказали ему о рождении нового Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они ни в коем случае не сообщали Ироду, где находится Иисус, ибо у царя есть подлый план убить Спасителя, который может отобрать у него трон.

После этого действие переходит на нижний этаж. Ирод очень разгневан, поэтому приказывает Воину избить всех младенцев в Вифлееме, чей возраст от двух лет и младше (знаменитое «избиение младенцев»). К жестокому царю приходит женщина по имени Рахиль и умоляет не убивать ее дитя. Однако Ирод неприступен. Прилетает Ангел и утешает бедную женщину. После этого на сцене появляется Смерть. Ирод просит дать ему отсрочку, однако Смерть взмахивает косой, и голова Ирода слетает с плеч. После этого Черт утаскивает Ирода в преисподнюю. На этом первая часть заканчивается.

Увеличить

Во второй части разыгрываются сценки из бытовой жизни. Здесь основными героями были фольклорные персонажи: Баба и Дед, Запорожец, Жид-шинкарь, Барин и Мужик, Ксендз, Дьячок, Цыган и т. д. По окончанию второй части один из персонажей «выходил» в аудиторию и собирал оплату со зрителей. В некоторых случаях вторая часть разыгрывалась не при помощи кукольных фигурок, а живыми исполнителями.

Особую роль во второй части играла народная музыка. Так, за кукловодом часто стояла целая группа музыкантов с самыми разными инструментами , среди которых стоит называть скрипку, свирель, бандуру, цимбалы, лиру.

Кроме того, некоторые куклы были механизированные : Смерть взмахивала косой, Запорожец танцевал гопак, голова Ирода слетала с плеч. «Анимировать» персонажей удавалось при помощи специальных штырей.

История и современность

Увеличить

На территории Российской империи вертеп процветал, так как Петр I хотел привить своей стране европейские традиции. Однако когда к власти пришли коммунисты, которые были атеистами, вертепный театр был по запретом, потому что расценивался как религиозная пропаганда. Поэтому среди жителей СССР вертеп не был распространен, однако он сохранился в западных областях Украины, где было сильное сопротивление советской власти на протяжении практически всего пребывания Западной Украины в составе Советского Союза. Отсюда в середине 1980-х годов вертеп постепенно начал распространяться и в других республиках СССР. Кроме того, отдельные российские и украинские фольклористы провели грандиозную работу по восстановлению этой древней и интересной традиции.

Сегодня праздничный вертепный театр можно увидеть на западе Украины и в Польше с 25 декабря по 7 января, а также в Восточной, Центральной Украине, в Беларуси и некоторых областях России в период празднования православного Рождества.

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от до по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.