Кто такой алхимик? Алхимик – кто это На языке символов.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ

(позднелат. alchimia) - средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно-научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления и обществе. Главной целью алхимиков являлись поиски т.н.
филос. камня («великого эликсира», «великого магистерия», «красной тинктуры» и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Филос. камень должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодость, излечивать все болезни и т.д.
А., будучи фрагментом средневековой культуры, не могла не разделять основные ее особенности: спекулятивную общую ориентацию, догматизм и авторитарность, традиционализм и символизм, иерархизм и т.д. Этому не способно было помешать то, что А., стоявшая между оккультным теоретизированием и химико-техническим имитирующим ремеслом, представляла собой изнанку магистральной культуры. Символический А. проявлялся, в частности, уже в параллелизме двух действий: превращения вещества в процессе «великого делания» являлись только символом параллельной внутренней работы алхимика над собой. «Великое делание», призванное дать в итоге филос. камень, было лишь одной, внешней стороной алхимического процесса, символизировавшей то, что в его ходе алхимик уподобляется Богу. Как раз поэтому А. считалась в Средние века ересью. В рассуждениях алхимиков ртуть и сера не только вещества, но и бесплотные принципы; газ не только воздухоподобное, но и таинственный и т.п.
А., выявившая целый химических веществ и описавшая их друг с другом, явилась предшественницей возникшей в 17 в. науки химии. А. не была наукой, хотя и опиралась частично на и использовала некоторые собственно химические методы. Существование филос. камня физически (онтологически) невозможно, поскольку противоречит хорошо обоснованным законам природы.
Феномен А., одновременно «недохимии» и «сверххимии», надолго пережил Средние века. Известно, в частности, что И. Ньютон, настаивавший в своих книгах по физике на необходимости строго механистического, каузального и математического объяснения природы, проводил алхимические . Делал он это, впрочем, втайне от своих коллег по «естественной философии».
С т.зр. социальной философии, А. может рассматриваться как смутное предвосхищение возникшей только в Новое идеи коммунизма. Алхимики первыми начали поиски способа создания «рая на земле», т.е. богатого и процветающего общества, в котором нет надобности в тяжелом и монотонном труде, а легкость получения богатства (золота) лишает смысла само частной собственности.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АЛХИМИЯ

(позднелат. alchimia)

донаучное направление в развитии химии. Главная алхимиков – нахождение т. н. «философского камня», который назывался также «великим эликсиром», «великим магистерием», «красной тинктурой» и т. д. Осн. свойством «философского камня» считалась превращать неблагородные металлы в золото и серебро. «Философскому камню» алхимики приписывали массу чудесных лекарственных свойств; излечивание болезней, возвращение молодости и силы, неограниченное продление жизни. Существование «философского камня» наукой не доказано.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ (позднелат. alchinüa, через арабов-al-kimia, возможно, от греч. χημεία-θскусство выплавки металлов)-явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более полутора тысяч лет различным эпохам (эллинизм , европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала еще в составе древних восточных культур-в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, а в Китае, Индии и Японии - во времена становления там буддизма. Она получила распространение в Арабском халифате и особенно средневековой Европе в качестве феномена ее культуры (данная статья рассматривает алхимию преимущественно в этом регионе).

Алхимию связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т. е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетического вещества-“философского камня”. Сами алхимики называли свою scientia immutabilis - “наукой неизменной”.

Первый этап алхимии (2-6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2-4 вв.). Это время становления алхимии в составе позднеэллинистической герметической (см. Герметизм) философии (по имени Гермеса Трисмсгиста, т. е. Трижды Величайшего, легендарного основателя алхимии) под влиянием учений персов-огнепоклонников, неопифагореизма и неоплатонизма, предхристианских и раннехристианских философских систем. Александрийская алхимия занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея, серебра-аргиропея), и оккультным умозрением. Алхимик оперирует с веществом и одновременно размышляет над его природой.

Оснащение и характер деятельности алхимика и ремесленника в основном совпадают, однако у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой картины мира, представленной в алхимии в специфических образах-понятиях (“философский камень”, целительные панацеи, алкагест-универсальный растворитель, гомункул-искусственный ). Соотнося природное и духовное, алхимик осуществляет тем самым единение макрокосмоса и микрокосмом. Направления своей деятельности он формулирует так: в материальном мире- трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире-личное совершенствование; в мире неземном-созерцание Бога и приобщение к нему через его . Алхимия, следовательно, одновременно представляла два рода деятельности-“аурификцию” (золотоподобные имитации) и “аурифакцию” (определенную мировоззренческую доктрину).

На втором этапе (12-13 вв.) алхимия вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практической химией и -”естественной философией”, основанной на учении Аристотеля о материальном мире как состоящем из сочетаний четырех началстихий-земли, воды, воздуха, огня, которые обладают соответствующими свойствами-качествами-сухостью, влажностью, холодом, теплом.

Мысль о всеобщей превращаемости вещества, откуда следует трансмутации металлов, коренится варистотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. Аристотелевы начала-стихии обретают у алхимиков вещественный характер, выстраиваясь в триаду алхимических начал-принципов и вместе с тем веществ: ртуть, сера и соль (ср. наставления: “Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...”).

Учение об алхимических началах-принципах противостоит двум основным направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии как бы примиряет средневековые и реализм и тем самым предвосхищает науки Нового времени, оперирующей с реальными веществами.

Учение об алхимической субстанции и акциденции ( всех металлов едина, различны их преходящие, акцядентальные формы) обусловливает “врачующий” характер деятельности алхимиков, совершенствующих металл, освобождающих его от порчи. Разрушение видимых форм вещества, физическое и физико-химическое воздействие на (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворение вещества в минеральных кислотах и другое) способствует выявлению сокровенной сущности - квинтэссенции, формы форм, лишенной каких-либо свойств кроме идеального совершенства (идея , восходящая к александрийской алхимии). Зооморфные, антропоморфные, анимистические представления о веществе, “исцеление” вещества с помощью “медикамента” - “философского камня” ведут к формированию идеи химической индивидуальности.

Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магический опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными формулами, выражаемыми особым символическим языком ( веществ - мир символических их заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, “дело это делает рука”, с другой- “деяние это творит десница”); 2) определенных лабораторных приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, ; 3) искусство, с помощью которого изготавливают конкретную . Так в рамках алхимии воспроизводится особый познавательно-практической деятельности, предшествовавший химии Нового времени. Во многом сходда с европейской алхимия арабского мира 8-12 вв. (Ближний Восток и страны Магриба).

Третий этап алхимии (15-17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший златосереброискательскую алхимию на лекарственную - иатрохимию. В эпоху Просвещения (18 в.) алхимия воспринималась современниками уже просто как фарс.

Лит.: Гермес Трисмегист и герметическая Востока и Запада. Киев - М-, 1998; Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Он же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля, М-, 1981; Lippman E. O. Entstehung und Ausbreitung der Alchemic. Eine Beitrag zur Kulturgeschichte. B., 1919; Jung C. G. Psychologie und Alchemic. Z., 1944; Read f. Through alchemy to chemistry. N. Y., 1963; Thomdike L. A history of magic and experimental science, v. 1-8. N. Y, 1923-58.

В. Л. Рабинович

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АЛХИМИЯ" в других словарях:

    - (араб., al kimia, происход. или от слова kemi коптского названия Египта, или от греч. chymos жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней … Словарь иностранных слов русского языка

    АЛХИМИЯ, по арабски Ул Хеми, означает, как указывает это имя, химию природы. Все таки, Ул Хеми или Ал Кимия представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого (хемейя), от сок, живица, выжатая из растения. Д р Уинн Уэсткотт … Религиозные термины

    алхимия - АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia искусство выплавки металлов (chyma жидкость, литье) или от греч. Chemia название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» черный, страна черной земли; частица «ал » арабского… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (араб. Al kimia производится или от слова kemi, туземного(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV жидкость, сок) так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.Но с тех пор, как эта последняя получила научную… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для… … Энциклопедия культурологии

Алхимик - занимающийся алхимией, оккультной наукой, уходящей своими корнями в X-XI вв. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia - наливание, настаивание, - указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, т. е. Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus - земля - третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос - сок, хюма - литье, поток, река, химевсис - смешение. Древнекитайское ким - золото - указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" - на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.

Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании "химической модели космического процесса" . Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую "элитарную субкультуру".

Алхимический язык характеризуется крайним символизмом. Рецепт получения философского камня, изложенный английским алхимиком Джоржем Рипли в "Книге двенадцати врат", гласил: "Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови". В качестве алхимических трактатов дешифруются многие всемирно известные произведения литературы - ряд сказок, библейская Песнь песней, шекспировский "Гамлет", творчество А. С. Пушкина, Э. По, А. Дюма-отца и др. Наибольшую известность среди алхимических трактатов получила "Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера".

По определению философа Р. Бэкона, "алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения". Английский мыслитель не ограничивал функции алхимии златоделанием, полагая ее наукой о природе вообще, квинтэссенцией которой являются знания о трансмутации. Альберт Великий сближал алхимию с искусством врачевания: "Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого archymo. С помощью алхимии включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются..." Алхимию определяли как эзотерическую часть естественной философии, цель которой - доводить несовершенный первоматериал до совершенства. Андрей Либавий, напротив, видел задачу алхимии в извлечении чистой субстанции, характеризуя ее как "искусство извлекать совершенные магистерии и чистые эссенции из смешанных тел".

Уже в Средние века многие ученые критиковали алхимические эксперименты как бесперспективные. Одним из них был Авиценна: "Алхимики утверждают, что они будто бы могут осуществить подлинные превращения веществ... Я считаю это невозможным, ибо нет путей для превращения одного металла в другой". "Темными" классифицировал алхимические трактаты Георгий Агриколла. Данте помещал двух алхимиков в десятом рву восьмого круга "Ада". Согласно ему, алхимия не более чем мошенничество. У С. Бранта алхимики - почтенные жители страны Глупландии. Среди современных исследователей варьируются точки зрения об алхимии как заблуждении, предхимии и сверххимии.

В основе алхимии лежало учение о первичной материи (ее символизировала ртуть) как средоточении всех свойств ("космическая симпатия"). Теория общей природы веществ служила обоснованием веры в трансмутацию - превращение металлов. Алхимия оперирует в рамках символизма пяти первоэлементов (земли, огня, воды, воздуха, эфира) в сочетании с тремя качественными принципами (сера - мужское, постоянное начало; Меркурий - женское, летучее начало; соль - посредник - медиум). Высшей стадией алхимического пути является получение философского камня - символа духовной субстанции. Социально-политическая проекция теории трансмутации неблагородного металла (свинца) в благородный (золото) способствовала развитию демократической идеологии в Европе.

Алхимический процесс включал 12 операций, каждая из которых имела свое символическое выражение: 1) кальцинация - обжиг (Овен); 2) коагуляция - затвердение жидких веществ (Телец); 3) фиксация - превращение летучих веществ в нелетучие (Близнецы); 4) растворение - прием разделения веществ (Рак); 5) варка - воздействие медленного огня (Лев); 6) дистилляция - очистка жидкой материи от загрязняющих примесей, обычно в ванночке Марии Иудейской (Дева); 7) сублимация - возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при воздействии острого пламени (Весы); 8) секарация - отделение взвесей от жидкостей, фильтрация, сцеживание (Скорпион); 9) размягчение - обращение твердого вещества в воскообразное (Стрелец); 10) ферментация - медленное разложение священным воздухом, в чем заключается сакральный смысл, одухотворение всего процесса (Козерог); 11) умножение - увеличение навески философского камня (Водолей); 12) бросание - соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами (Рыбы). В алхимической традиции выделялись два пути: 1) влажный, или женский - построенный на привлечении кислот, долгий, требующий больших затрат; 2) сухой, или мужской - основанный на привлечении огня, который менее дорогостоящ, но более опасен.

Алхимия являлась частью эзотерических доктрин Египта, Китая, Тибета, Индии, Палестины, Аравии, Греции и др. К видным алхимикам в Европе относили Аполлония Тианского, Раймонда Луллия, Роджера Бэкона, Арюмда из Виллановы, Жана де Мена, Николая Фламеля, Джоржа Рипли, Базиля Валентина, Бернарда Тревизана, Парацельса, Джона Ди, Сен-Жермена и др.

Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.

Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью . Такие люди были и назывались алхимиками.

Если объяснять просто, то алхимия – это натурфилософия, учение о природе, изучающее метаморфозы.

Наукой алхимию назвать сложно, это наблюдения, которые не имеющие доказательств, поэтому её часто называют псевдонаукой.

Когда появилась наука физика, отпала необходимость в её существовании, ведь алхимия сочетала в себе оккультизм и базировалась на магических явлениях, известных в то время химических взаимодействиях и представления о живых организмах, существовавшими в тот период.

Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото .

Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни» .

Поскольку инакомыслящие подвергались гонениям со стороны церкви и государства, то алхимики вынуждены были обустраивать в темных подземельях свои лаборатории, а чтобы уберечь таинство от посторонних, использовали шифры. Изображение горящей рыбы означало соединение ртути и серы, а ключ – поваренную соль.

Они считали, что для успешного опыта необходимо, чтобы особым способом выстраивались планеты и звезды, поэтому алхимики были еще и немного астрономами. Во время экспериментов изучалось всё – жидкости животного происхождения (слюну, желчь, кровь), глина, металлы, вода, дерево, помёт… Многое пробовали на вкус, подвергали сжиганию, растворению, смешиванию, то есть проводили элементарные химические реакции.

Возникновение алхимии

Сейчас уже никто не знает, кто же положил начало алхимической деятельности. Однако доподлинно знаем, что в античности на основе учения Аристотеля об изначальных элементах (их было четыре – воздух, огонь, земля и вода).

Аристотель считал материю единой, а то, что мы созерцаем – её видоизмененным состоянием. В этот исторический период человек приступил к исследованию процессов горения и начал ставить первые химические опыты.

Известно, что как учение, алхимия развивалось в Римской империи, Древнем Египте, в арабских странах (именно на Востоке жили сильнейшие алхимики), в эпоху Возрождения в Европе (когда Парацельс воспользовался достижениями химии для нужд медицины).

В поисках философского камня

Алхимики стремились к совершенствованию знаний, одной из основных целей ставили создание магического реактива, позволяющего облагородить металл (например, свинец), превратив его в золото. Философский камень имел несколько названий, среди них магистериум, пятый элемент, великий эликсир.

Но на самом деле золото не являлось их целью, их цель была создание инструмента (философского камня), дарующего колоссальные возможности и свободу. Кроме того он должен был в растворенном виде, называемом «золотым напитком» , выполнять функции лекарства.

Считалось, что философский камень удавалось находить, этих алхимиков называли адептами. Однако это не доказано, но часть опытов-рецептов, придуманных алхимиками можно сделать и в домашних условиях. И пусть магистериум принято считать сказкой, но ученым удалось осуществить трансмутацию веществ в золото, в частности, это происходит в результате реакций, происходящих в ядерном реакторе.

Тем не менее, лекарством результат таких трансмутаций не является.

Способы получения философского камня, описываемые алхимиками разнообразны. Например, монах Рогерус считал, что сначала нужно в темном подвале вывести василиска из яйца, снесенного петухом, затем взять его кровь, кровь рыжеволосого мужчины и красную медь и прокаливать на огне до получения золота.

А вот Джордж Рипли использовал для этой цели более приземленные предметы, чем мифический василиск. Он брал виноградный спирт, ртуть, реторту, закаленную в глине и проводил дистилляцию.

Алхимики часто проводили испытание веществ на себе, гибли от взрывов, травились газами. Бывало, им удавалось изобрести полезные соединения, например, монах Бертольд Шварц случайно, проводя алхимические опыты, получил порох, а Иоганн Бетгер – нашел метод производства фарфора.

Алхимики систематизировали полученные ими в ходе опытов данные о веществах, химических реакциях, предпосылки для метаморфоз веществ и создавали базу для химии. А ведь их идея о том, что вещества способны изменяться была верной, что доказали современные ученые. Жаль, что эликсир жизни еще не удалось открыть.

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Алхимия для начинающих

    ✪ Occultus [Алхимия] #1

    ✪ "ДУХОВНА АЛХИМИЯ" част І, 18.05.2018

    ✪ Головин Алхимия

    ✪ Алхимия жизни. Регенерация тела и тайна питания | Встреча с Дмитрием Лапшиновым

    Субтитры

    Это очень интересная тема. Если человек это не сможет принять – он никогда не сможет начать. Часто люди вначале пытаются дотошно записывать, пытаются разобраться, в том, что им надо делать. А я говорю: «Вы всё равно будете делать неправильно, как бы вы ни записывали». Даже если вам записать 10 видео уроков, вы будете смотреть и всё равно будете делать неправильно. Даже если вы будете смотреть в зеркало, вы всё равно будете делать неправильно. Почему? Первый момент – вы используете сознание, которое у вас ещё не подготовлено. То есть, мало того, что вы воспринимаете ещё не так, как надо воспринимать, так вы ещё и накладываете свою правильность в это, типа «я вот считаю, что нужно делать так» или считаете, что вы всё понимаете, как часто человек говорит, что он знает, понимает. Развитие начинается, когда достигнута срединность в мозге, то есть сосредоточенность, опирающаяся на реальные геометрические показатели, физические показатели, биохимические показатели. В противном случае человек использует уже наработанную или имеющуюся модель в мозге. И по сути, всё, что мы делаем, оно лишь наполняет то, что и так есть. Это особенно проблема с пассионариями. Они приходят, у них и так достаточно энергии, понимания, образования и они очень быстро наполняются тем, что есть и им становятся понятно и даже неинтересно. А в реальности что они сделали? они наполнили имеющееся или дополнили и, в принципе, не смогли стать выше этого. Первый показатель того, что человек неправильно занимается - это отсутствие у него нарабатываемого внимания, и здесь ловушка. Потому что каждый может сказать «Я во внимании; я понимаю, что такое внимание». А здесь очень просто понять: цепляете ли вы своим сознанием любое слово, сказанное вам; или вы отключаете своё сознание, чтобы не цеплять своим сознанием все те слова, что говорят люди, не ответствуя при этом за свои слова. Мозг, особенно для женщины, должен работать по принципу «включился-выключился», выключился на матке – включился на мозге. Поэтому для женщины важно наработать фокусировку. Фокусировка хороша тем, что она требует наведения-цель- отпустили; наведение мозга в цель - отпустили. Так нарабатывается внимание. Второе. Люди не могут правильно начать заниматься, потому что у них не простроена циркуляция энергии. Следовательно, они будут опираться на циркуляцию энергии, которая у них есть. И сколько не добивайся от человека правильного положения, движения – а энергия не циркулирует. А это физическое обоснование. Это не просто там какая-то энергия куда-то циркулирует, а она опирается на мозг, выстроенный мозг понимает, следует и самое удивительное – чувствует это движение, которое объединяет его тело или не объединяет. Энергия это не общее, а даже если она что-то общее, то это не имеет значения для практикующего, пока он не начнёт понимать не просто эти потоки внутри себя, а как этими потоками можно управлять. Следовательно, человек будет развивать, может быть, не выстроенную циркуляцию энергии, или нарушенную циркуляцию энергии, и зачастую, делать ещё хуже себе. При этом человек будет считать, что он занимается в лучшей школе, у лучшего мастера, и всё должно быть правильно. Нет. Сегодня это не помогает. Сегодня каким бы ни был крутым мастер, всё зависит от ученика, или можно ли научить занимающегося ученика правильно обучаться. Если это добивается, то потом – да. Потом возможно и нужен тот, кто обучает, но до этого тот, кто обучает не нужен, нужны вы, обучающиеся. Вы должны совершенствовать искусство обучения, а не заниматься коллекционированием знаний, техник и прочего. Третье. Нарушение в теле. У человека может быть нарушена мышечная, сухожильная или костная система, и если он начинает опираться на тело, при этом упускает мозг, упускает поток энергии – и тело ещё больше уводит в сторону. То есть человек становится зависим от ощущений, которые ему даёт тело, но при этом он не понимает: правильное у него тело или неправильное. И практика становится эмоциональной, то есть либо ему нравятся эти движения, либо нет. То есть три условия, которые объясняют очень важное. Для любого начинающего, как бы он не хотел, первое время он всё равно будет делать всё неправильно. Сколько может продлиться это время? Я считаю в современном обществе, наблюдая 30 лет, как занимаются люди – минимум три года. Конечно, всё зависит от возраста и блокировки тела, но минимум три года, чтобы человек перенастроил себя, кому-то надо пять лет, а кому-то и двадцать не хватит, но минимум такой. Для этого требуется терпение и это первое, что нужно познавать. То есть как, занимаясь неправильно – заниматься правильно, это второй момент. Что нужно знать человеку, который знает, что он неправильно занимается? Первое – он должен знать, что он занимается неправильно, он должен это принять. Второе – он должен понимать направление. И первое здесь – это мозг, второе это энергия и третье – это тело, но они не должны быть отсечены друг от друга. Потому что самое важное здесь – заниматься с телом. А как же так, если первичен мозг? А в этом-то и хитрость, что занимаясь телом, нужно заниматься через мозг и через энергию, а не заниматься телом, как просто телом. Потому что если человек будет заниматься только мозгом, он всё равно будет опираться на те отделы мозга, которые у него развиты. То есть КПД и качество должны определятся той сосредоточенностью и заданиями, над которыми вы работаете. Второе, человек должен параллельно убирать отвлечения, которые уже регулируют его жизнь. В первую очередь на уровне регулирования своего времени и на уровне регулирования своего питания. Третье, у человека должен быть ритм, направленный на изменение себя. То есть, у каждого растения есть ритм, по закону которого она растёт. Если вы не выстроите базовый ритм, который исходит из задач: убирать отклонения, мобилизовать себя и формировать усилие – то ничего у вас не получится. И самое важное. Первая часть, если вам всё нравится, что вы делаете – здесь может быть опасность. Так как если человек не привык сосредотачиваться, то это его может утомлять, может ему надоедать, может ему не нравится. Конечно, многое зависит от того, где человек занимается, какое поле, в котором он занимается и организация места или пространства для практикующего –всё это очень важно, и в чём он занимается, и где он занимается, а уж потом – как он занимается, то есть элемент подготовки. Но сегодня человеку принять идею, что куда бы он не пошёл, он будет делать всё неправильно – невозможно. Это не позволит эго, наработанный опыт и всё остальное. Это работа. Но если это не начинать – то никогда и не реализовать это дело.

Этимология

Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. الكيمياء ‎ (’al-khīmiyā’ ), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого (χυμεία - «флюид» , χυμος - «сок», χυμενσιζ - «литьё» ) либо восходит к самоназванию Древнего Египта - Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства».

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II-VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось соответствующее небесное светило:

  • серебро - Луна ,
  • ртуть - Меркурий ,
  • медь - Венера ,
  • золото - Солнце ,
  • железо - Марс ,
  • олово - Юпитер ,
  • свинец - Сатурн .

Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес .

Центром алхимии того периода считался храм Сераписа , при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса , Зосима Панополита , Олимпиодора . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру . Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату » - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне , как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие , развил учение о нумерологии , связав арабские буквы с названиями веществ.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове

Проникновение алхимии в Европу

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.).

Алхимия в эпоху Возрождения

В XIV-XVI вв. алхимия всё теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс . Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI , Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды , ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии , первоначальных элементов : четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского () начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль » (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов : земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна » (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее , совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования , дистилляции ;
  • священного брака , соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны , Гермафродита и Салмакиды , самца и самки разных животных и т. д. , в индийской - союза Шивы и Шакти , в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскрешения мёртвых .

Роль алхимии в истории науки

Представление об алхимии как «примитивной химии », сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается , что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии . В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию », а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию ».

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ . Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма .

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций , существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм , позднеантичный гностицизм , христианство , неоплатонизм , зороастризм , манихейство , суфизм , эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития , которая достигается, в частности, в результате Великого Делания . Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов . Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности .

Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок (англ.) русск. ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом ». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма , которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении . Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером , Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

См. также

Примечания

  1. Lipiński E. Semitic languages:Outline of a Comparative Grammar. - Leuven: Peeters, 1997. - P. 563. - ISBN 90-6831-939-6 .
  2. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. - М.: Мир, 1984. С. 16.
  3. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  4. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.
  5. Edwardes, Michael The Dark Side of History, - New York: Stein and Day, p. 29
  6. Strathern, Paul Mendeleyev’s Dream - the Quest for the Elements, - New York: Berkley Books, 1977
  7. Ragai, Jehane The Philosopher’s Stone: Alchemy and Chemistry //Journal of Comparative Poetics, vol. 12, 1992, pp. 58-77
  8. Holmyard E. J. Maslama al-Majriti and the Rutbatu’l-Hakim//Isis journal, vol.6, iss. 3, 1924, pp. 293-305
  9. Мировая история. Средние века
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.