30.03.2020
Представителем демографического детерминизма является. Темы Тема Раздел I
«Историю делают люди» - в этом тезисе заключена возможность
формулировки отдельной теоретической проблемы, значимой
для понимания любой эпохи человеческой истории. Термин «демография» появился приблизительно в середине XIX в.
В 1877 г. в популярной французской энциклопедии П.Ла-
связано с определением ее предмета и задач, что предполагало
выявление роли демографического фактора в развитии истории. Одним из первых среди поставивших эту проблему мыслителей
был представитель французского Просвещения К. А. Гельвеций.
Высказанные им идеи имели концептуальное значение. Согласно
представлениям К.А.Гельвеция, рост численности населения
лежит в основе всех перемен в развитии общества. Теория К.А.Гельвеция - это концепция демографического
детерминизма, относящаяся к истории в целом, вследствие чего,
очевидно, мыслитель был нимало не озабочен ни временными,
ни территориальными особенностями развития. Т. Р. Мальтуса
(1766-1834). Ее суть такова. Людям присуще постоянное
стремление к размножению, инстинкт.- Это закон роста народонаселения,
являющийся одним из законов природы. В материалистическом понимании истории, начавшем формироваться
в первой половине XIX в., человеческий фактор был
изначально отнесен к числу фундаментальных. К. Маркса: «...бытие людей есть результат того предшествующего процесса, через который прошла органическая
жизнь. Только на известной стадии этого процесса человек становится
человеком. В XX в. самая значительная попытка анализа проблемы демографического
фактора была предпринята историками школы «Анналов
», которые высказали идею о фундаментальном значении
численности населения и ее динамики. П.Шоню (1923 - 2002)2. Концепция «серийной
истории» складывалась во многом под влиянием взглядов Ф. Броделя,
хотя ее суть значительно отличается от источника влияния.
Развитие «серийного подхода» к истории предполагает ориентацию
на изучение повторяемости в истории с применением к ее
анализу количественных методов в противовес «событийной» истории.
В центре внимания П. Шоню экономическая история, однако
общий смысл концепции заключается во взаимодействии
ряда наук о человеке - демографии, антропологии и этнологии.
Историческая демография, по мнению историка, находится в
центре всего: экономики, производства, биологии, а также жизни,
смерти, любви. Таким образом, развитие исторического познания привело к
возникновению относительно самостоятельной области знаний -
демографии. Демографический
фактор является предпосылкой и условием дальнейшего развития
общества только в качестве продукта и результата общественного
развития. Он является не внешней, а внутренней составляющей
всех общественных процессов и структур. Демографический фактор, динамика численности населения
не сводится к какой-либо одной причине, скажем, материальным
отношениям. Демографический взрыв на планете во второй
половине XX в. (2,5 млрд в середине XX в. и более 6 млрд в начале
XXI в.) ученые объясняют улучшением качества жизни, снижением
смертности. Развитие общества - это, согласно 3. Фрейду,
процесс обуздания полового инстинкта и использования его
для решения разного рода социальных проблем. Фундаментальное значение материальных отношений в истории заключается в том, что они являются важным условием человеческого бытия, следовательно, в разной мере основой всех сфер
человеческой деятельности.
Детерминизм |
(от лат. determinare - определять) Психология. Словарь (Полиздат, 1990): Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на механический детерминизм, который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический детерминизм, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический детерминизм представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический детерминизм, получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического Д. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. В советской психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия «внешних причин через внутренние условия» (С. Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия «внутреннего через внешнее» (А. Н. Леонтьев). Однако обе эти формулы являются односторонними. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах). |
Юрий Семёнов
3.5. Возникновение демографического детерминизма: к. Гельвеций, а. Барнав
А между тем к середине XVIII в. проблема развития общества стала особо актуальной. Ведь к этому времени окончательно оформилась и идея последовательной смены в истории человечества трех типов социально-исторических организмов: дикарского, варварского и цивилизованного, и концепция четырех стадий развития человеческого общества в целом: охотничье-собирательской, пастушеской, земледельческой и торгово-промышленной. А во второй половине века наполнилась конкретным содержанием схема смены трех (а у некоторых авторов и четырех) стадий эволюции цивилизованного общества. Общепризнанным стало, что античное общество было рабовладельческим, средневековое - феодальным, а общество нового времени - торгово-промышленным.
Окончательно утвердилась идея не просто развития человеческого общества в целом, а поступательного его развития, т.е. прогресса. И поэтому на первый план выдвинулся вопрос о том, в результате действия какой силы (или каких сил) происходил переход от одной всеобщей стадии развития общества к другой. Географический детерминизм ответа на этот вопрос не давал. Нужно было искать другие естественные факторы.
И в качестве такого фактора была названа динамика народонаселения общества. Возник демографический детерминизм. О демографическом детерминизме можно говорить только в том случае, когда не просто признается влияние демографического фактора на развитие общества, а когда он рассматривается в качестве главной силы, определяющей либо характер общественного строя, либо подъем общества с одной стадии развития на другую, либо то и другое вместе.
Влияние демографического фактора на развитие общества было подмечено давно. Дж. Вико в своих «Основаниях новой науки об общей природе наций» (1725) высказал идею, что в результате роста населения людям стало не хватать «доброхотных плодов природы» и они тогда «стали обрабатывать землю и засевать ее хлебом».[21 ]Морелли в своем «Кодексе природы» (1755) считал переход от естественного состояния с общей собственностью и патриархальным правлением к цивилизованному состоянию с частной собственность и всеми порождаемыми ею пороками результатом прежде всего роста населения.
В дальнейшем эти идеи были разработаны французским материалистом К. А. Гельвецием в труде «О человеке» (1769, 1773; русск. перевод: Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1974). Им была создана первая, хотя и довольно абстрактная концепция демографического детерминизма.
Однако идея демографического детерминизма с самого начала имела и противников. Не отрицая влияния динамики населения на развитие общества, они в то же время указывали на то, что сама эта динамика во многом определяется характером общества. Об этом писали англичанин Роберт Уоллес (1697-1771) в книге «Исследование о численности человечества» (1753) и американский просветитель Бенджамен Франклин (1706-1790) в работах «Наблюдения, касающиеся увеличения человечества и населенности стран» (1751) и «Заметки по некоторым из предшествующих наблюдений, подробно показывающие влияние нравов на население» (русск. перевод: Избранные произведения. М., 1956) и известный естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк, граф де Бюффон (1707 - 1778) в пятом томе своей «Естественной истории» (1749 - 1804). В книге Франсуа Жана маркиза де Шателлю (1734-1788) «Об общественном счастье или размышления о положении людей в различные эпохи истории» (1772), указывалось на зависимость численности населения от степени обеспеченности общества средствами существования. Автор отмечал, что во взаимоотношении земледелия и численности населения ведущая роль принадлежит первому.
Но несмотря на возражения противников идеи демографического детерминизма набирали силу. Они, например, довольно отчетливо проявились в работе англичанина Джозефа Таунсенда «Исследование законов о бедных доброжелателем человечества» (1786), которая будет подробно рассмотрена ниже (3.10.2 ).
Демографический детерминизм присутствует в работе Антуана Барнава (1761 - 1793) «Введение во Французскую революцию» (русск. перевод первых 9 глав: Хрестоматии по французскому материализму XVIII века. Выпуск 2-ой. Пг., 1923). По мнению А. Барнава, который был сторонником четырехчленной периодизации истории человечества, именно рост населения привел к переходу от охоты к пастушеству, от него к земледелию, а затем и к возникновению мануфактуры. Однако эту точку он не выдерживал до конца последовательно. Если в одних местах его работы как решающий выступал демографический фактор, то в других - географический. По-видимому, он одним из первых, если не первый провел деление страны на континентальные и прибрежные (морские), которое потом легло в основу современных концепций геополитики. Наряду с демографическим и географическим детерминизмом в построениях А. Барнава присутствует и то, что принято именовать экономическим детерминизмом.
Но демографический детерминизм в варианте, представленном именами К. Гельвеция и А. Барнава, если в какой-то степени и объяснял переход от одной формы хозяйства к другой, то для понимания характера общественного строя давал очень мало. И совсем ничего он не давал для понимания существовавших в обществе социальных идей, общественного мнения. Это и побуждало А. Барнава заниматься поисками иных решений проблемы движущих сил общества.
21 . Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994. С. 216.
" |
Постиндустриальное (информационное) общество
Белл Даниел
Тоффлер Олвин
Хантингтон Самюэль
...
Полное содержание Подобный материал:
- Тесты для самопроверки знаний раздел I. Что такое философия? Тема Философия в системе , 1997.45kb.
- Философия науки , 1477.04kb.
- Вопросы к экзамену канд минимума 2004 , 504.75kb.
- Тематический план 2011-2012 уч год 1-й семестр Что такое философия? (4 часа) , 13.07kb.
- Лекция что такое философия? , 223.59kb.
- Программа курса история западноевропейской философии раздел III. Философия Возрождения. , 197.54kb.
- Тема: Что такое вич? Что такое вич- инфекция? Что такое спид? , 31.26kb.
- Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? , 2230.34kb.
- Т. П. Возможно ли «объективистское» религиоведение? , 75.66kb.
- Темы рефератов для магистрантов раздел: Философия техники , 13.14kb.
Тема 24. Проблема развития общества
Осевое время – опорная в современной исторической мысли категория, введенная К. Ясперсом как средство осмысления начала и продолжения единой мировой истории. Осевое время – это период с 800 по 200 гг. до н.э., связанный с возникновением мощных духовных движений (в Китае – Конфуций и Лао-цзы; в Индии – создатели "Упанишад" и Будда; в Иране – Заратустра, в Палестине – пророки, в Греции – философы и мудрецы), имевших огромное значение для всего человечества, поскольку они сформировали тот тип человека, который существует поныне.Прогрессирующее общество – общество, в котором люди выделяют себя из окружающего мира и стремятся покорить силы природы, изменить мир, преобразовать свою жизнь, сделать будущее лучше настоящего.
Общественный (социальный) прогресс – основополагающая категория социальной философии, характеризующая совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от примитивных форм общежития к высокоорганизованным. Идея общественного прогресса в явном виде была сформулирована в философии Просвещения (XVIII в.). По Марксу, общественный прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций; по Гегелю – закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы. Согласно наиболее распространенным современным концепциям общественного прогресса, в его основе лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации.
Нигилизм (лат. nihil – ничто) – отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, общественного прогресса, общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни.
Социальный детерминизм – теории общественного развития, согласно которым развитие общества обусловлено действием различных факторов. Виды социального детерминизма: географический, демографический, экономический, технологический.
Географический детерминизм – теория, утверждающая, что развитие народов и обществ полностью или почти полностью обусловлено их географическим положением, климатом и другими природными условиями (Ш. Монтескье, И. Гердер, Т. Бокль, П.Н. Савицкий, Д. Боден, Г.В. Плеханов, Э. Ханингтон и др.).
Демографический детерминизм – концепция, объясняющая развитие общества действием демографического фактора – динамикой народонаселения общества (Дж. Вико, Морелли, Гельвеций, Барнава и др.).
Экономический детерминизм – концепция, объясняющая развитие общества изменениями, происходящими в способе производства, производственных отношениях и распределении общественных благ (Р. Джонс, К. Маркс, В. Шулятинов).
Технологический детерминизм – теория, объясняющая изменения в обществе развитием технологий производства (концепции постиндустриального общества Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др.).
Теория факторов – теория, объясняющая развитие общества воздействием ряда различных условий (факторов): экономических, технических, культурных, природных и т.п.
Теория элит – теория, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, поскольку необходимые составные части социальной структуры любого общества – это (1) элита, т.е. высшие, привилегированные слои или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры и (2) остальная, пассивная масса людей (Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, В. Парето, Г. Моска и др.).
История – область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения, сходства и различия конкретных человеческих обществ.
Формационный подход к исследованию истории общества – концепция общественного развития в марксизме, согласно которой общество развивается как единое целое и в своем прогрессивном развитии проходит определенные универсальные этапы – общественно-экономические формации (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую). Согласно этому подходу существует некий главный ("магистральный", однолинейный) путь развития общества, при котором в ходе развития и смены способов материального производства более развитая формация посредством социальной революции уничтожает менее развитую (европоцентризм).
Общественно-экономическая формация – в марксизме – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу производства; исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся: а) свойственным только ей способом производства, который определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений ("базис"); б) обусловленными этим способом производства социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией ("надстройка"). Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Цивилизационный подход к исследованию истории общества – концепция общественного развития, согласно которой общество развивается путем множества равноценных по уровню достигнутой зрелости цивилизаций (культур, культурно-исторических типов). Каждая цивилизация, проходит определенные циклы: рождения, расцвета, старения и гибели. Этот подход утверждает многолиненость, многовариантость исторического развития, он ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Сторонники цивилизационного подхода: М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев и др.
Цивилизация (лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, могущее обозначать: синоним культуры; культурно-историческую общность (систему); этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). Характерные черты современного этапа развития нашей цивилизации: неравномерность и нелинейность социальных изменений; нарушение баланса интересов развитых и развивающихся стран; угроза термоядерной войны; поиск гармонии в развитии отношений природы и общества.
Концепция постиндустриального общества – теория, опирающаяся на идеи А. Кумарасвами, Д. Белла, Э. Тоффлера и др., согласно которой развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономи-ческих систем – доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Эти три общественные системы различаются по основным факторам производства, ведущим сферам экономики и главенствующим социальным группам. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6-8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (XVIII-XIX вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриаль-ного, а научно-техническая революция (со второй половины XX в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество – доиндустриальные общества, характеризующиеся преобладанием сельскохозяйственного производства, натурального хозяйства, незначительным развитием (либо его фактическим отсутствием) промышленности, слабой социальной дифференциацией и сословной иерархией; стабильностью структуры; социокультурной регуляции всей жизни, основанной на традициях.
Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.
Постиндустриальное (информационное) общество – общество, в котором сфера услуг, образования и науки имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В постиндустриальном обществе ведущим фактором развития общества становится наука; продуктами производства являются информация и знания; возрастает численность людей – носителей знания, занятых в сфере услуг образования и науки; формируются новые элиты (технократы, ученые, менеджеры); создается глобальное информационное пространство. Положительные социальные последствия постиндустриального общества: производство приобретает инновационный характер; обусловленность экономики развитием социальных и культурных сфер; возрастающая роль образования и знания. Негативные последствия постиндустриального общества: усиление социального неравенства, размывание и распад социальных связей.
Белл Даниел (р. в 1919) – американский философ, социолог, один из разработчиков концепции постиндустриального общества. В постиндустриальную (информационную) эпоху, по Беллу, основным источником богатства и власти выступает знание, интеллектуальные технологии; непомерно возрастает уровень требований к человеку ("революция растущих ожиданий"), что нарушает порядок в обществе, порождает конфликты, нестабильность.
Тоффлер Олвин (р. в 1928) – американский социолог, философ, автор футурологической концепции постиндустриальной цивилизации как "третьей волны" (сельсхохозяйственное общество – индустриальное – постиндустриальное). Из столкновения Третьей волны со Второй проистекает "шок будущего" – экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества, опасность "электронного смога", информационное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы ("инфовойны"), распространение психических заболеваний.
Хантингтон Самюэль (1927-1982) – американский философ, политолог, футуролог, выдвинувший сценарий "столкновения цивилизаций" в ХХI веке по которому в нарождающемся мире преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой, а не идеологией или экономикой.
Тема 25. Глобальные проблемы современности
Глобализация (от фр. global – всеобщий) – современная общемировая ситуация растущей взаимосвязи, взаимозависимости и открытости различных стран, регионов; экономическая и культурная интеграция человечества. Процессы глобализации наблюдаются в нескольких сферах: а) в экономической – формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров, экономическая экспансия транснациональных (глобальных) корпораций; б) в политической – создание международных организаций и союзов (ООН, НАТО, ВТО и т.п.), значительное ослабление национального государственного суверенитета; в) в культурной – распространение массовой культуры, формирование глобального потребителя, "гражданина мира"; г) в информационно-коммуникационной –телекоммуникации, спутниковое TV, Internet и т.п. Негативными последствиями глобализации являются рост международной преступности, финансовая взаимозависимость разных стран (к примеру, мировой экономический кризис 2009 г.), нивелирование самобытности различных культур.Глобальные проблемы – проблемы и ситуации, наиболее четко проявившие себя во второй половине ХХ в., которые охватывают многие страны, затрагивают все население, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное космическое пространство. К глобальным проблемам современности относятся: 1) группа экологических глобальных проблем – экологический, энергетический и сырьевой кризисы; исчерпание природных ресурсов, проблема использования Мирового океана; 2) группа глобальных проблем, связанных со сферой международных и межгосударственных отношений: проблемы сохранения мира, предотвращения мировой ядерной войны, мирного освоения космоса, отсталости развивающихся стран, голода и нищеты (продовольственная проблема), перенаселения планеты (демографическая проблема), международного терроризма (стала особо актуальной в XXI веке). Глобальные проблемы не могут быть решены силами одной страны, необходимы объединенные усилия всех стран по изменению потребительского отношения к природе, регулированию темпов роста народонаселения; необходимо формирование идеологии "нового экологического аскетизма", совместная выработка положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.
Глобалистика – система научных знаний о генезисе и современном состоянии глобальных проблем, классификация этих проблем и обоснование практических путей их разрешения.
Демографическая проблема – глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.
Проблема использования Мирового океана – глобальная проблема, состоящая в том, что с развертыванием хозяйственной деятельности и освоением новых морских транспортных путей воды Мирового океана все больше загрязняются с опасными последствиями для всего живого.
Проблема мирного освоения космоса – глобальная проблема, состоящая в предотвращении военной угрозы из космоса для одних стран со стороны других стран.
Проблема предотвращения мировой ядерной войны – глобальная проблема человечества, порожденная техногенной цивилизацией, связанная с выживанием человечества в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения, представляющего угрозу миру на Земле в целом.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран – глобальная проблема человечества, сочетающая в себе демографическую, экологическую, продовольственную проблемы.
Продовольственная проблема – глобальная проблема, состоящая в нехватке калорийного и рационального питания, которым, по данным ООН, обеспечена лишь 1/3 часть населения Земли. Продовольственная проблема тесно связана с демографической проблемой. Для решения продовольственной проблемы существует два пути: 1) экстенсивный путь, состоящий в освоении новых сельскохозяйственных и рыбопромысловых угодий и требующий значительных технических затрат и рациональных программ; 2) интенсивный путь, состоящий в повышении продуктивности уже имеющихся угодий.
Экологическая проблема – глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества, ядерными испытаниями; особенно обострилась во второй половине ХХ века. К экологическим проблемам относятся: энергетическая и сырьевая проблема; сокращение площади лесов; опустынивание территорий в результате нерациональной хозяйственной деятельности; уменьшение биологического разнообразия растений и животных Земли и др. Для преодоления глобального экологического кризиса необходимо, прежде всего, изменить потребительское отношение человечества к природе, жить в согласии с принципом коэволюции – совместного и согласованного сосуществования общества и природы.
Энергетическая и сырьевая проблема – глобальная проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Проблема вызвана: истощением разрабатываемых месторождений угля, нефти, железных и других руд; ограниченностью разведанных запасов нефти и природного газа; открытием и добычей полезных ископаемых в худших по сравнению с прежними условиях; увеличением территориального разрыва между районами добычи и потребления полезных ископаемых и др. Решение этой проблемы состоит в ресурсосбережении и в поисках новых технологий, позволяющих использовать прежде малодоступные источники сырья и энергии.
Международный терроризм – глобальная проблема, проявившая себя в XXI в., которая получает все более широкое распространение в планетарном масштабе и угрожает безопасности всего мирового сообщества. Виды международного терроризма: политический, националистический, религиозный, криминальный, экологический.
Римский клуб – международная неправительственная организация, созданная в 1968 г. А. Печчеи, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран. Деятельность Римского клуба направлена на анализ наиболее острых проблем современности, выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем.
Глобальные прогнозы – прогнозы развития человечества в свете существования глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в двух основных направлениях: 1) пессимистическом, предсказывающем в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический и продовольственный кризис и предлагающем выход, состоящий в сокращении населения и производства; 2) оптимистическом, исходящем из того, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, один из осн. методологич. принципов бурж. обществ. науки, сводящийся к абсолютизации роли фактора населения в развитии общества. Идея определяющей роли нас. в обществ. развитии выдвинута в 18 в. К. Гельвецией, А. Барнавом и др.; в своеобразной форме интерпретировалась Т. Р. Мальтусом, к-рый рассматривал рост народонас. как фактор, препятствующий прогрессу общества, приводящий к социальным бедствиям (нищете и т. п.) и революциям. Наибольшее обоснование принцип Д. д. получил в работах представителей демографической школы в бурж. социологии, а также ряда бурж. социологов-позитивистов (Г. Спенсер, м м Ковалевский). В бурж. демографии широко используется теоретиком т. н. морфологич. революции Ф. Хаузером и неомальтузианцами. Наряду с однофакторным подходом к оценке роли роста нас., основанным на принципе Д. д., большое распространение в бурж. обществ. науке, особенно в 1970-х гг., получил многофакторный подход в связи с широким применением метода глобального моделирования развития общества.
Г. М. Коростелев.
Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .
Смотреть что такое "ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ" в других словарях:
В бурж. социологии, изучает проблемы соотношения демографич. процессов с динамикой социальной структуры, рассматривает народонас. как определяющий фактор развития общества. Сформировалась в кон. 19 в. под воздействием идей О. Конта, Г. Спенсера,… …
Семенов, Юрий Иванович - (р. 05.09.1929) спец. по филос. истории, этнологии, истории первобытного об ва, теории познания; канд. филос. наук, д р ист. наук, проф. Род. в Свердловске. Окончил ист. ф т Красноярского пед. ин та (1951), отделение филос. курсов преп. обществ.… … Большая биографическая энциклопедия
Мальтузианство - Мальтузианство демографическая теория, созданная в конце XVIII века английским ученым Томасом Мальтусом. Согласно этой теории рост населения значительно превышает рост производства продуктов питания, вследствие чего неконтролируемый рост… … Википедия
Рисмен - Рисмен, Дэвид Дэвид Рисмен (родился в Филадельфии штат Пенсильвания 22 сентября 1909, умер в Бингемтоне Нью Йорк 10 мая 2002) американский социолог и юрист. Рисмена назвали в честь отца Дэвидом. Рисмен старший был известным врачом и… … Википедия
МАЛЬТУЗИАНСТВО, бурж. теория народонас., система антинауч. воззрений на воспроиз во нас. и его роль в обществ. развитии, отрицающая историч. характер законов народонас. Получила название по имени англ. бурж. экономиста Т. Р. Мальтуса, к рый в… … Демографический энциклопедический словарь
Грядущее - Будущее часть линии времени, состоящая из событий, которые ещё не произошли, но произойдут. Ввиду того, что события характеризуются как временем, так и местом, будущее занимает область пространственно временного континуума. Содержание 1… … Википедия
ГЕОПОЛИТИКА - (гр. ge земля poli tike политика) наука, изучающая совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет… … Политология: словарь-справочник
Популярным в XIX и XX вв. продолжал оставаться и демографический детерминизм. К демографическому фактору обращался, например, Л. Гумплович. В плодовитости людей он видел причину грабительских набегов, войн, покорения одних народов другими, а тем самым и возникновения общественных классов и государства. С расцветом общества и увеличением благосостояния его членов начинается «забота о достижении будущего благосостояния потомства путем ограничения естественного размножения народа». Рост населения останавливается, затем наступает его убыль. Все это порождает экономическую слабость и политический упадок, что делает общество легкой добычей тех народов, которые в силу природной плодовитости растут.
Демографический детерминизм разрабатывался в работах французских социологов Адольфа Коста (1842 - 1901) «Принципы объективной социологии» (1899) и «Опыт народов и предложения, на нем основанные» (1900) и Анри Секретана (1853 - 1916) «Население и нравы». А. Кост утверждал, что рост численности и плотности населения полностью определяет все изменения, происходящие в сфере и политики, и экономики, и права, и религии, и технический знаний. Он зашел в своем увлечении столь далеко, что это вызвало возражения со стороны других, более считающихся с фактами, поборников демографического детерминизма.
Отдал дань этому направлению Э. Дюркгейм. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он видел главную причину перехода общества от механической солидарности к органической, прежде всего в росте плотности населения, а тем самым - плотности общества и увеличении его объема. «Мы не говорим, - пишет Э. Дюркгейм, - что возрастание и уплотнение обществ допускают все большее разделение труда, но утверждаем, что они обуславливают его необходимость. Это не орудие, посредством которого осуществляется разделение труда; это - определяющая причина его».
В России идеи демографического детерминизма отстаивал Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) в работах «Заветные мысли» (Ч. 1-3. СПб., 1903-1905; М., 1995; 2 и 9 главы опубликованы: Менделеев Д.Н. К познанию России. М., 2000) и «К познанию России» (СПб., 1906; М., 2002). «...Человечество взятое в целом, - писал он, -...проникнуто инстинктивным стремлением к сохранению и развитию человеческого потомства...». Именно эта «любовь к потомству» и «привела к разделению труда и к тем неравенствам, которые неизвестны в диком животном или начальном патриархальном быте (хотя в нем уже видны на то начатки) и ведет к разделению жителей по их экономическому положению на разные классы...». Д.И. Менделеев был противником марксизма. Но к демографическому детерминизму склонялись, как мы уже видели, и некоторые российский ученые, считавшие себя марксистами (A.A. Богданов).
Эта концепция имеет массу сторонников и в наши дни. Она существует сейчас как самостоятельно, так и в качестве момента направления, именуемого экологическим детерминизмом (инвайронментализмом).
Идеи демографического детерминизма развивал в работе «Подсечно-огневое земледелие среди киукуру и его значение для культурного развития в бассейне Амазонки» (1961) известный американский этнограф Роберт Карнейро. Рост населения в условиях, когда площадь земли, пригодной к обработки, ограничена, ведет к переходу к более интенсивным методам хозяйства, к соперничеству между племенами и войнам. Войны имеют своим следствием подчинение одних племен другими и возникновение данничества. В последующем подчиненные племена инкорпорируются в состав общества завоевателей. Возникают вождества.
Идет процесс увеличения политических единиц. Как племена, так и вождества объединяются в союзы или конфедерации. Победоносные вождества возрастают в размерах и в конце концов возникают крупные завоевательные государства. Внутри этих новых обществ возникает знать. Пленников превращают в рабов. «Инкорпорация рабов в завоевательное государство завершает стратификацию общества на четыре главных класса: вождей (или королей), знать, коммонеров (рядовых общинников - Ю.С.) и рабов».
Сами за себя говорят названия работ датского экономиста Эстер Босеруп «Условия агрикультурного роста. Экономика аграрных изменений под давлением народонаселения» (1965) и американского этнолога Марка Натана Коэна «Пищевой кризис в преистории. Перенаселение и возникновение земледелия» (1977).
Социолог и демограф О.Д. Дункан в работе «Социальная организация и экосистема» (1964) вводит понятие экологической экспансии. Она начинается с роста населения. Это требует увеличения количества энергии и материалов, извлекаемых обществом из внешней среды, что в свою очередь предполагает выработку новых форм организации человеческих коллективных усилий в этой области. Конечный результат - переход общества с одной стадии эволюционного развития на другую, более высокую. Как уже указывалось, таких стадий в концепции О.Д. Дугласа семь: от этапа бродячих групп охотников и собирателей до уровня индустриальных государственных обществ.
Американский социолог и демограф Дж. Матрас в книгах «Народонаселение и общества» (1973) и «Введение в народонаселение: Социологический подход» (1977) настаивает на том, что в обществах любого типа рост населения влечет за собой социальные структурные изменения: дифференциацию и разделение труда, экспансию социальных границ и принятие инноваций, что имеет следствие переход с одной стадии социальной эволюцию на другую. Таких этапов в схеме Дж. Матрас, как мы уже видели, восемь.
Другой американский социолог и демограф Джулиан Линкольн Саймон в работах «Экономика роста народонаселения» (1977) и «Теория народонаселения и экономического роста» (1986) выдвигает концепцию «народонаселенческого толчка» (population-push). Суть ее состоит в том, что рост населения и связанное с ним увеличение потребностей и нужд делает необходимым более интенсивный труд, что вызывает к жизни множество изобретений, прогресс техники и увеличение производительности. Эту концепцию Дж. Саймон пытается обосновать как фактами из истории Древней Греции, Рима, средневековой Европы, так и данными современности.
Популярен демографический детерминизм и у части историков. Как писал французский историк Луи Шевалье: «Недостаточно принять во внимание, что демография является одной из составных частей социальной истории, ибо она возрождает ее главный и, как правило, забытый объект население. Демография в качестве привилегированной дисциплины должна, наконец, вступить в полные права... Лидирует демография. Единственная и незаменимая». Идея решающей роли демографического фактора пронизывает его работу «Трудящиеся и опасные классы Парижа в первой половине XIX века» (1958).
Идея демографического детерминизма присутствуют в работах академика Никиты Николаевича Моисеева (1917 - 2000) «Мировоззрение современного рационализма. Введение в теорию самоорганизации» (Моисеев Н.И. Расставание с простотой. М., 1998) и «Быть или не быть... человеку» (М., 1999). Автор плохо знает исторические факты, что нисколько не мешает ему претендовать на осмысление всего пути человечества и предсказание его дальнейшей судьбы.