Житие и наставления старца силуана афонского. Преподобный силуан афонский

Видео удалено или не является публично доступным

Преподобный Силуан Афонский Глас 5.Песнь 1.Ирмос: Спасителю Богу, в мори люди немокрыми ногами наставльшему и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Ума чистотою зову Матере Господа Сил внемляй, змия, грех пораждающаго, изрыгнул еси, и взыграся дух твой о Бозе Спасе твоем, боголюбиве отче Силуане, Егоже моли о чтущих память твою.К тебе, крест твой вземшему и на гору безстрастия возшедшему, припадающе, молимся, всеблаженне: воспламени сердца наша ко всех любящему Богу, пламенем любве твоея, в горении неугасающем.Егоже возлюби душа твоя, Сему уверился еси, и к Нему Единому прилепился еси, боголюбче, и сице искусителя злолукаваго души твоея покорил еси, трудом, бдением, смирением и слезною молитвою сего посрамляя.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Господи Сил, освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, даждь слово хваления устом моим, да превознесу Трисвятое имя Твое, дивно во святых Твоих почивающее, с нимиже и Силуан, возлюбленный Твой, молит Тя о душах наших.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Скорбных наведения обуревают убогую мою душу, и напастей облацы мое покрывают сердце, Богоневесто, но, Свет рождшая Божественный и превечный, возсияй мне свет радости, молитвами Силуана, угодника Твоего.Песнь 3Ирмос: Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Воскресение.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Кто исповесть страдания души твоея, преподобне Силуане, егда дух злобы поднебесныя претяше ти, от Господа удалити душу твою зложелая? Сетей сего лукаваго избави и нас, молитвенниче о всей вселенней.Силою терпения и красотою смирения душа твоя, всеблаженне, храмина Духу Святому устроися, сего ради взывал еси: о людие, творение Божие, познайте Творца и любовию к Нему прилепитеся.Источник радостей твоих и средоточие мыслей твоих Имя Бога Вышняго бысть, отче Силуане, к Нему прилепитися и в Нем утвердитися молитвами твоими помози нам, к тебе прибегающим.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Господи, Господи, даруй силу Твоея благодати, да познают Тебе вси людие Духом Святым, взываем к Тебе умильно, якоже возлюбленный Твой, любовию к Тебе распаляемый, Силуан предивный.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Не умолчу вопити яснейше величия Твоя: аще бо не Ты, Отроковице, всегда предстояла, молящи о мне Сына Твоего, кто бы толикия бури и лютых бед избавил мя?Господи, помилуй, трижды.Седален, глас 4Жаждею по Бозе возревновав, отче наш Силуане, землю отеческую оставил еси, и со пустыннолюбцы Горы Афонския длани твоя поработати Господеви всеусерднейше распростерл еси, идеже равноангельскими труды твоими вертоград Владычицы мира преукрасил еси и, яко благовоние, Церкви Вселенстей возблагоухал еси, лозо винограда новаго, Духом Святым облагодатствованная.Песнь 4Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Яко пчела трудолюбная, постом и молитвою к Богу прилежал еси и Богородицу Пречистую мир не оставляти слезно умолял еси, отче преподобне, не престай и ныне о нас молитися, яко имаши дерзновение велие.Кладязь новый благодати неисчерпаемыя в Горе Афонстей явился еси, всеблаженне, из негоже, паче меда и сота, сладость любве Христовы Духом Святым источается, еюже в горести греховней услади сердца наша.Господу, рекшу: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше,- благоволи убо, о всеблаженне, с тобою Тому взывати: Господи, Духом Твоим Святым даждь сердцу моему жажду, да никогдаже Тобою насыщуся.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Яко жертву благовонную и непорочную, принеси молитвы твоя за ны ко Пресвятей Троице, преподобне отче наш, и милости испроси ненавидящим и враждующим на нас, и их и нас избави от всякия скорби и печали.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Тя, Чистую, Тя, Деву Нескверную, едину имам стену необоримую, прибежище, покров крепок, оружие спасения, не презри мене, блуднаго, надеждо ненадеемых, немощствующих помоще, радосте оскорбляемых и заступление.Песнь 5Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе, иного не знаем.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Ты, Господи, создал мя еси и святым Крещением просветил мя еси, Ты прощаеши грехи моя и даруеши причащатися Тела Твоего и Крове, даруй ми силу всегда пребывати в Тебе, Силуаново рыдание приношу Ти, Боже наш.Ума моего омрачение и страстей телесных обуревание твоими молитвами, всеблаженне, просвети и утиши, якоже дерзнул еси укротити волны морския, не терпя видети рыбари гибельными ветры обуреваемы.Недостойными усты приносимое тебе убогое хваление наше, преподобне, не презри, но приими и воспевающих память твою молитвою посети, бед и напастей и вечнаго мучения избави, да не постыдимся, на тя уповающе.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Якоже горлица пустыннолюбная, от стражи утренняя до нощи воспевати Троицу Единосущную и Нераздельную со пустыннолюбцы Горы Святыя прилежал еси, отче Силуане, умилостивления мертвым, живым и грядущим ходатайствуя.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Кий дар благодарения принесу Ти, Богородице, яко насладихся Твоих дарований и Твоея безмерныя благости? Темже убо песнословлю и величаю Твою неизреченную ко мне милость.Песнь 6Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе, Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Святителие и священницы, иноцы и вси людие, радующеся, вкупе прославите Бога и Пречистую Матерь Его, кадило новое, молитву чистую Силуана, пламенем Духа Святаго горяща, у Престола Небеснаго за нас приявших.Возвеселися, Горо Афонская, со пустыннолюбцы твоими и во псалмех и пениих и песнех духовных воскликни Богу: да угоден будет пред Лицем Твоим верный слуга Твой, егоже молитвами благодать новая Церкви Святей даровася.Приидите, вси вернии, со пустыннолюбцы Горы Святыя, память праведнаго с похвалами почтим, взывающе: возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его дивно во святых Своих Почивающему.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Боже, кто уподобится Тебе? Ты Един Вышний по всей земли. Мы же, равноангельному смирению раба Твоего внемлюще, образу и подобию Твоему Духом Святым чаем обновитися.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Не скрыю глубины Твоих щедрот, и тока безмерных чудес, и источника приснотекущаго воистину еже ко мне милости Твоея, Богородице, но всем исповедую, и вопию, и вещаю.Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:Кондак, глас 2Смиренномудрия исповедниче предивный и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, Богу возлюбленне Силуане, о подвизе твоем Церковь Российская радуется, иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.ИкосИмея богатство благодати, во еже духом на Небеса возведену быти, воистину радости неизреченныя сподобился еси, отче преблаженне Силуане. Егда бо, вне образов мира, в созерцании безмерно любящаго Христа Бога Лице видети сподобился еси, тогда, Духом Святым укрепляемь, в вертограде Преблагословенныя Богоматере Тому всеусерднейше послужил еси. Егоже моли, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.Песнь 7Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Иго благое, бремя легкое Христа Спаса взем, и ветрилом Духа Святаго, в страсе божественнем, к пристанищу благоотишному корабль душевный твой управил еси, отче Силуане, монахом, в подвизе изнемогающим, образе предивный.Како не дивимся смирению и человеколюбию твоему, Силуане предобре, видяще тя слезы источающа и о сущих во аде и нераскаянных грешницех рыданьми сраспинающася, врагом же своим прощения просяща, всепрощению Христову подражающа?Псаломски восклицая: видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего и Царя, Иже во святем, Сего воистину в лице отца духовнаго Авраамия зрети сподобился еси, чтити наставники наша благодатне нас наставляя, Силуане боговедче.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Образ начертаний добродетельных деяний сый, смирен же, и кроток, и наставник добрый монашествующим в Горе Афонстей показался еси, Силуане, сего ради монаси и мирстии предстательству твоему пред Богом вверяются.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Покров буди, и предстательство, и заступление, и похвала, Дево, обнажену мне ныне всякия помощи, безпомощных сило и надеждо ненадеемых, Силуана молитвами, солнца теплейшими.Песнь 8Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына и Бога и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы, пойте, людие, превозносите во вся веки.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Воздеяние рук наших приими, преподобне, Владычней благости подобяся, прегрешения наша презирая, ты бо душу твою уязвил еси Христовою любовию и Пречистыя Его Матере, Еюже умоли спасти души наша.Яко крин предивный и сапфир пречудный, в вертограде Пречистыя процвел еси, преподобне Силуане, Владыце твоему Христу смиренно ревнуя, выше бо человека восприем житие, имже многих души Господу приводиши.Воистину носитель даров Святаго Духа был еси и, различными добродетельми украшен, Силуане, смирением горнюю высоту наследив, нищетою Небесное богатство изрядно приял еси. Наследники сего покажи ны, молитвами твоими.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Сияния Божественнаго и Духа Святаго сладости причастника показа тя Господь, отче Силуане, егда в неизреченнем Фаворстем сиянии тя посетил есть. Зрети славу Сего в свете блистания Божества Его сподоби и нас, молимтися.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Пречистая Владычице, Небесных Сил превышшая, рождшая Спаса, всех Содетеля, Единосущна Отцу и Духу, даждь нам слово, Препетая, яко да возможем пети Тя, сущую Заступницу рода нашего.Песнь 9Ирмос: Тя, паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.В житии подвижника предивна, по смерти же молитвенника и сострадателя за ны пред Богом изрядна познахом тя, преподобне, егда иеродиакона Давида, смертельне отравлена, посещением твоим внезапу исцелил еси, покаяния время сему исходатайствовав усердно.Земли Российския сосуде избранный и Горы Афонския подвижниче новый, угодниче Божий Силуане, простри длани твоя за ны ко Господу и, яко миро благовонное, молитвы вознеси, да спасет от смерти души наша.Ангелом единонравна и святым сопричастна к горнему Сиону призва тя Господь, преподобне, идеже вознеси молитвы твоя за ны ко всех Владыце, ходатайствуя о Святей Церкви и о нас, чтущих память твою сладкопесненно.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Огнем купину не опалившаго и пламенными языки Церковь Христову освятившаго, смирения твоего ради, Духом Святым возжжен был еси, отче предивне, да житием нескверным научиши ны покланятися Троице, всех Богу, пламенем любве твоея к Нему приближающихся.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Яко всех Царицу и Владычицу нашу, Тя любовию славим, Пречистая Дево, просвещшиися Страстьми Сына Твоего и познавшии Сего всем Благодетеля. Слава благодати Его во вся веки.СветиленСвета немеркнущаго блистанием украсился еси, преподобне отче наш Силуане, и предстоиши вечно престолу славы Триединаго Божества, о Дусе Святем ликовствуяй. Благодати сея испроси и нам, да молитвами твоими причастницы жизни вечныя будем.***Молитва преподобному Силуану Афонскому:Молитва преподобному Силуану Афонскому. Простой монах из русской обители на Афоне. Сподобился глубокого покаянного чувства и молитвенности. Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, при одержимости блудом, пьянством, гневливости, о помощи в иноческом делании, о просвещении народов светом истинной веры

Жизнь и поучения преподобного блаженного Старца Силуана Афонского на видео вдохновляют многих, даже не принадлежавщих христианской традиции. Этот удивительный святой жил в Боге и остается нашим светильником во мраке, который озаряет путь.

Cилуан Афонский удивительный Святой. Это русский человек, в миру Семен Иванович Антонов , родился в 1866 году в Тамбовской губернии. Семён Антонов с юности мечтает уйти в Киевскую лавру и стать монахом, но не получает на это благословение родителей и уходит солдатом в Армию.

Служит в Петербурге, там же письменно пишет письмо Св.Иоанну Кронштадскому с просьбой о молитве, чтобы смог стать монахом. Бог узрел желание Семёна Антонова который стал монахом на Афоне в 26 лет, а позже и святым старцем.

На Афоне он и скончался в возрасте 72 лет в 1938 году. Ещё до конанизации люди приезжая на Афон почитали старца Силуана как святого. Канонизирован он был в 1988 году Константинопольским Патриархатом, а в 1991 году его святость признана была и Московским Патриархатом.

Сегодня молитвенно к старцу Силуану обращаются при сильных головных болях, чтобы справиться со страхованиями, в самых разных жизненных обстоятельствах и нуждах . Книга о нем, это кладезь душеполезного чтения. Икона Силуана Афонского с частицей мощей находится в Москве, в Афонском Подворье, ул. Гончарная,6. Станция метро Таганская (кольцевая).

Ему также молятся:
* В недоумении, как поступить
* О просвещении народов земли
* При разделениях между верующими
* В дерзости и непослушании
* При тщеславных помыслах
* При непрощении обид и памятовании злого
* В скорби о несмирении и о даровании смирения
* Об избавлении от гордыни и о смирении сердца
* В печали по Богу
* В отчаянии
* При охлаждении любви к ближним
* Об исправлении немощей ближних:
o О гордом и строптивом
o О завистливом
* О мире всего мира
* О примирении враждующих

Старец Силуан Афонский жизнь и поучения видео

Силуан Афонский жизнь и поучения видео

Преподобный Силуан Афонский стал в настоящее время одним из наиболее почитаемых в Православной Церкви русских святых, о чем свидетельствует в частности включение в различных православных календарях дня памяти преподобного Силуана (24 сентября ) в число важнейших православных праздников. Немало российских верующих обращает свои молитвы к преподобному Силуану и получают поддержку и помощь в своих нуждах.

В частности, имеются многочисленные свидетельства того, что Господь, по молитвам преподобного Силуана Афонского, оказывает верующим особую помощь в умножении любви, примирении и умиротворении враждующих, утишении враждебности, освобождении от неверия, обращении заблудших и неверующих.

И во время своей жизни в мире сем преп. Силуан сугубо молился о смиренной любви (в особенности к врагам), считая такую любовь «последним и достовернейшим критерием истины в Церкви»

По молитвам об умягчении злых сердец и об умиротворении враждующих преп. Силуан оказывает помощь, в первую очередь, в умягчении собственного злого сердца, что очень часто весьма помогает действительному умиротворению враждующих.

Преп. Силуан также имеет особую благодать подавать помощь в освобождении от неверия, беспокоящего душу. Еще во время жизни своей в мире сем он уделял немало времени молитве за весь мир, о спасении мира. Он, в частности, говорил:

Житие и наставления преподобного Силуана Афонского

Житие и наставления преподобного Силуана Афонского

«Господь хочет всех спасти, и по благости Своей призывает весь мiр. Воли от души Господь не отнимает, но благодатью Своею толкает ее к добру и влечет к Своей любви. И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы»

«Господь хочет, чтобы все спаслись и вечно были с Ним, и потому слушает молитвы грешного человека, ради пользы других, или самого того, кто молится» .

Книга «Старец Силуан » помогла придти к вере многим людям как в советское время, так и в наши дни, о чем также имеются многочисленные свидетельства.

Пребывая с Господом на небесах, преподобный Силуан действенно помогает всем, обращающимся к нему в молитвах в различных нуждах и немощах.

Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает в чем свобода, где она.

И я тоже хочу свободы, и день и ночь ищу ее. Я познал, что она у Бога, и от Бога дается смиренным сердцем, которые покаялись и отсекли свою волю пред Ним. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, как любить Бога и ближнего. В этом душа обретает покой и радость.

О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле. Если чего не знаешь, то как будешь говорить о том?

Ты спросишь: «Но как можно знать Бога»? А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о Нем всей земле.

Преподобный Силуан Афонский житие учение и писания

Многие люди не знают пути спасения, зашли во тьму и не видят Света Истины. А Он был, есть и будет, и всех милостиво зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, познайте Меня, и Я дам вам покой и свободу».

Вот истинная свобода - когда мы в Боге. И я раньше не знал этого. До 27 лет я только веровал, что Бог есть, но не знал Его; а когда душа моя познала Его Духом Святым, то стала с жаром рваться к Нему, и теперь горя, ищу Его день и ночь.

Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода - в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это не важно для души. Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно.

И кто больше любит Бога на земле, тот в большей славе будет в Царствии. Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу, тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. И я узнал, что любовь бывает разная по силе своей.

Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить - это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов - это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей - это третья любовь, еще большая.

Четвертая, совершенная любовь к Богу - это когда имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных. Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания.

Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте. При полноте любви Божией душа не прикасается миру; хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире. И горе наше в том, что по гордости ума своего мы не стоим в этой благодати, и она оставляет душу, и душа ищет ее, плача и рыдая, и говорит:

«Скучает душа моя о Господе».

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: "Помилуй меня," но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: "Ты не умолим!" И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.
О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.

Житие Старца Силуана
Афонский схимонах отец Силуан (мирское имя - Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. На Афон приехал в 1892г, в мантию пострижен в 1896г.; в схиму - в 1911г.. Послушание проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года. Эти немногочисленные факты почерпнуты из формуляра Афонского монастыря.
От "родился" до "скончался" - все бедно, не о чем рассказать; касаться же внутренней жизни человека пред Богом - дело нескромное, дерзновенное. Среди площади мира открывать "глубокое сердце" христианина - почти святотатство; но уверенные в том, что ныне старцу, ушедшему из мира победителем мира, уже ничто не страшно, уже ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе попытку рассказать о его чрезвычайно богатом, царственно богатом житии, имея в виду тех немногих, которые и сами влекутся к той же божественной жизни.
Многие, соприкасаясь с монахами вообще и со старцем Силуаном в частности, не видят в них ничего особенного и потому остаются неудовлетворенными и даже разочарованными. Происходит это потому, что подходят они к монаху с неверною меркою, с неправильными требованиями и исканиями.
Монах пребывает в непрестанном подвиге, и нередко чрезвычайно напряженном, но православный монах - не факир. Его совершенно не увлекает достижение, посредством специальных упражнений, своеобразного развития психических сил, что так импонирует многим невежественным искателям мистической жизни. Монах ведет сильную, крепкую, упорную брань, некоторые из них, как отец Силуан, ведут титаническую борьбу, неведомую миру, за то, чтобы убить в себе гордого зверя, за то, чтобы стать человеком, подлинным человеком, по образу совершенного Человека Христа, т.е. кротким и смиренным.
Странная, непонятная миру христианская жизнь; все в ней парадоксально, все в порядке как бы обратном порядку мира, и нет возможности объяснить ее словом. Единственный путь к уразумению - это творить волю Божию, т.е. блюсти заповеди Христа; путь, указанный Им Самим.

Ему открылся подлинный смысл и сила ответа преподобного Пимена Великого своим ученикам: "Поверьте, чада! Где сатана, там и я буду." Он понял, что преподобный Антоний Великий был послан Богом к Александрийскому сапожнику учиться тому же деланию: от сапожника он научился помышлять: "Все спасутся, один я погибну."
Он познал в опыте жизни своей, что полем духовной битвы со злом, космическим злом, является собственное сердце человека. Он духом узрел, что самым глубоким корнем греха является гордость, - этот бич человечества, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в неисчислимые беды и страдания; это подлинное семя смерти, окутавшее человечество мраком отчаяния. Отныне Силуан, выдающийся гигант духа, все силы свои сосредоточит на подвиге за смирение Христово, которое ему было дано познать в первом Явлении, но которое он не сохранил.
Монах Силуан после данного ему Господом откровения твердо стал на духовном пути. С того дня его "любимой песнью," как сам он выражался, становится:
"Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет в тесный черный ад, и там один я буду томиться в мрачном пламени и плакать по Господе: "Где Ты, свет души моей? Зачем Ты оставил меня? Я не могу жить без Тебя."
Это делание привело скоро к миру души и чистой молитве. Но даже и этот огненный путь оказался некратким.
Благодать уже не оставляет его, как прежде: он ощутимо носит ее в сердце, он чувствует живое присутствие Бога; он полон удивления перед милосердием Божиим, глубокий мир Христов посещает его; Дух Святой снова дает ему силу любви. И хотя теперь он уже не тот неразумный, что был прежде; хотя из долгой и тяжелой борьбы он вышел умудренным; хотя из него выработался великий духовный борец, - однако и теперь страдал он от колебаний и изменчивости человеческой натуры и продолжал плакать невыразимым плачем сердца, когда умалялась в нем благодать. И так еще целых пятнадцать лет, доколе не получил он силу одним мановением ума, никак невыражаемым внешне, отражать то, что раньше тяжело поражало его.
Через чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это - плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием.
"Брат наш есть наша жизнь," - говорил Старец. Через любовь Христову все люди воспринимаются, как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия. Заповедь - любить ближнего, как самого себя, - он начинает понимать не как этическую норму; в слове как он видит указание не на меру любви, а на онтологическую общность бытия.
"Отец не судит никого, но весь суд дал Сыну... потому что Он Сын человеческий" (Ин: 5:22-27). Сей Сын человеческий, Великий Судья мира, - на Страшном Суде скажет, что "единый от меньших сих" есть Он Сам; иными словами бытие каждого человека Он обобщает со Своим, включает в Свое личное бытие. Все человечество, "всего Адама," воспринял в Себя и страдал за всего Адама.
После опыта адских страданий, после указания Божия: "Держи ум твой во аде," для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых, и за грядущих. В его молитве, выходившей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и не познавших Его. Для него было несносным сознавать, что люди будут томиться "во тьме кромешной."
В беседе с одним монахом-пустынником, который говорил: "Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне." Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: "Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?"- "А что поделаешь, сами виноваты" - ответил монах. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: "Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех."
И он действительно молился за всех; молиться только за себя стало ему несвойственным. Все люди подвержены греху, все лишены славы Божией (Рим. 3:22). Для него, видевшего уже в данной ему мере славу Божию и пережившего лишение ее, одна мысль о таковом лишении была тяжка. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь по неисповедимой любви Своей дал им Себя познать.
До конца своей жизни, несмотря на падающие силы, и на болезни, он сохранил привычку спать урывками. У него оставалось много времени для уединенной молитвы, он постоянно молился, меняя в зависимости от обстановки образ молитвы, но особенно усиливалась его молитва ночью, до утрени. Тогда молился он за живых и усопших, за друзей и врагов, за весь мир.

Учение и наставления старца Силуана

Человек, пока не узнает большего, доволен тем малым, что имеет. Он подобен петуху деревенскому, который живет на малом дворе, видит немного людей и скота, знает десяток своих кур и доволен своею жизнью, потому что большего не знает. А орел, который летает высоко в облаках, и видит зорким глазом дали, и слышит издалека звуки земли, и наслаждается красотой мира, знает многие страны, моря и реки, видит множество зверей и птиц, он не будет доволен, если посадят его вместе с петухом на малом дворе.
Так бывает и в духовной жизни. Кто не познал благодати Святого Духа, тот подобен петуху, который не знает орлиного полета, не разумеет сладости умиления и любви Божией. Он познаёт Бога из природы и из Писания; он удовлетворяется правилом и тем бывает доволен, как доволен петух своею долею и не скорбит, что он не орел. Но кто познал Господа Духом Святым, тот молится день и ночь, потому что благодать Святого Духа влечет его любить Господа, и от сладости любви Божией он легко несет все скорби земли, и душа его непрестанно скучает только о Господе и всегда ищет благодати Святого Духа.
Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает, в чем свобода, где она. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. О, братья мои, вся земля, покайтесь, покамест есть время. Бог милостиво ждет нашего покаяния. И все небо, все святые ждут от нас покаяния. Как Бог есть любовь, так Дух Святой во святых - есть любовь. Проси, и Господь простит. А когда ты получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость и веселье, и благодать Святого Духа войдет в твою душу, и ты скажешь: "Вот истинная свобода: она в Боге и от Бога."
Благодать Божия не отнимает свободы, а только помогает исполнять заповеди Божии. Адам был в благодати, но воля его не была отнята. Также и Ангелы в Святом Духе (пребывают), но не отнята у них свободная воля.
Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода - в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода, и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это неважно для души. Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно. И кто больше любит Бога на земле, то в большей славе будет в Царствии.
Воля Божия
Когда нет добрых наставников, то должно смиренно предаться воле Божией. И тогда Господь будет умудрять нас Своею благодатью, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно.
Великое благо - предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу, и чувствует любовь Божию, хотя и страдает телом. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога, а раньше наставлялась учителями и Писанием. Но это редко бывает, чтобы Учитель душе был Сам Господь Своею благодатью Святого Духа, и мало кто знает об этом, а только тот, кто живет по воле Божией.
Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собой сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собой. И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мной скорбного, принимаю и говорю: "Господь смотрит на меня, чего мне бояться?" А раньше я не мог так жить.
Драгоценнее всего на свете - знать Бога и хотя бы отчасти разуметь волю Его. Познавшая Бога душа - во всем должна предаться на волю Божию и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом.
Как узнать, живешь ли ты по воле Божией? - Вот признак: если ты скорбишь о какой-либо вещи, то значит не вполне предался воле Божией, хотя тебе, быть может, и кажется, что ты живешь по воле Божией. Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя и вещь предает Богу; и если не получит нужную вещь, то все равно остается покоен, как если бы имел ее. Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится - она говорит: "Так Богу угодно." Если болен, - думает: "Значит мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее." И так сохраняется мир в душе и теле.
Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога, а раньше наставлялась учителями и Писанием. Но это редко бывает, чтобы Учитель душе был Сам Господь Своею благодатью Святого Духа, и мало кто знает об этом, а только тот, кто живет по воле Божией.
Всякая душа, смущенная чем-нибудь, должна вопросить Господа, и Господь вразумит. Но это, главным образом, в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смирение. Господь дал на землю Духа Святого, и в ком Он живет, тот ощущает рай в себе. Быть может ты скажешь: почему же у меня нет такой благодати? - Потому что ты не предался воле Божией, а живешь по своей.
Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться. Адам не был мудр, чтобы спросить Господа о плоде, который дала Ева, и потому потерял рай. Давид не спросил Господа: "Хорошо ли будет, если я возьму себе жену Урия?" - и пал в грех убийства и прелюбодеяния. Так и все святые, которые согрешили, согрешили потому, что не призвали Бога на помощь, чтобы вразумил их. Преподобный Серафим Саровский сказал: "Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки."
Если ты говоришь или пишешь о Боге, то молись и проси у Господа помощи и вразумления, и Господь будет тебе содействовать и вразумлять. И если у тебя есть недоумение, то сделай три поклона и скажи: "Господи, Ты видишь, Милостивый, душа моя в недоумении, и я боюсь погрешить, вразуми меня, Господи." И Господь непременно вразумит, потому что он очень близок к нам. Если же ты усомнишься, то не получишь просимого. Так Господь сказал Петру: "Почто усомнился еси, маловере?" (Мф. 14:31), когда тот стал утопать в волнах. Так и душа, когда усомнится, то начинает утопать в плохих помышлениях.
Итак, только Господь всеведущ, нам же всем, кто бы ни был, надо молиться Богу о вразумлении, а также спрашивать духовного отца, чтобы не делать ошибок.
Слово о Молитве
Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо через молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицом Господа, Которого знает душа молящегося.
Молитва дается молящемуся, как сказано в Писании, но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах - не угодна Господу. Любящая душа не может не молиться, ибо она влечется к Нему благодатью, которую познала в молитве.
Для молитвы нам даны храмы, в храмах служба совершается по книгам, но и храма с собой не возьмешь, и книги не всегда имеешь, а внутренняя молитва всегда и везде с тобою. В храмах совершаются божественные службы, и Дух Божий живет, но душа - лучший храм Божий, и кто молится в душе, для того весь мир стал храмом, но это не для всех.
Многие молятся устно и любят молиться по книгам, и это хорошо, и Господь принимает молитву и милует их. Но если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь. Кто молится по привычке, у того нет перемены в молитве, а кто усердно молится, у того много перемен в молитве: бывает борьба с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба с людьми, и во всем надо быть мужественным. Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться.
Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву устами и держи ум в словах молитвы, как говорит "Лествица." Со временем Господь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь молиться легко. Некоторые повредили себе сердце, потому что усиливались умом творить молитву в сердце, и дошли до того, что потом и устами не могли ее произносить. Но знай порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной, послушливой душе. Кто послушлив и во всем воздержан: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву, и она легко совершается в сердце.
Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание. Кто любит Бога, тот может помышлять о Нем день и ночь, потому что любить Бога никакие дела не мешают. Апостолы любили Господа, и мир им не мешал, хотя они помнили мир, и молились за него, и проповедовали.
О смирении
Научиться Христову смирению - есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и всё бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то не узрим Бога. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть Свет Бога, как поется: "Во свете Твоем узрим свет."
Великая разница между самым простым человеком, познавшим Господа Духом Святым, и человеком, хотя бы и очень великим, но не познавшим благодати Святого Духа. Великое различие веровать только, что Бог есть, познавать Его из природы или от Писания, и познать Господа Духом Святым. Кто познал Бога Духом Святым, у того дух горит любовью к Богу день и ночь, и не может душа его привязаться ни к чему земному. Душа, не испытавшая сладости Духа Святого, радуется от тщеславия мирской славе, или богатству, или власти, а душа, познавшая Господа Духом Святым, желает только одного Господа, а богатство и мирскую славу вменяет ни во что.
Если бы мы были смиренны, то Господь, по Своей любви, все показал бы нам, открыл бы все тайны, но горе наше в том, что мы не смиренны, гордимся и тщеславимся всякими пустяками, и тем мучаем и самих себя и других.
Господь не являет Себя гордой душе. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе места благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: "Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою." И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит.
Господь, хотя и милостив, но за гордость томит душу голодом, и не дает ей благодати, доколе не научится смирению. Гордый боится укоризны, а смиренный - нисколько. Кто стяжал Христово смирение, тот всегда желает укорять себя, и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят. Но это еще первоначальное смирение, а когда душа познает Господа Духом Святым, какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех.
Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемое. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.
Господь сказал: "Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем." Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, - и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким перед Богом, - и это смирение. Но когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. И если бы люди Духом Святым познали - какой наш Господь, то все бы изменились: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в великом мире и любви, и на земле была бы великая радость.
Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым - все хорошо, все радостно, все прекрасно.
Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется, и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякой судьбой будет доволен, потому что Господь - его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его.
Ты говоришь: "У меня много горя." Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: "Смирись," и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: "Почему же я раньше так мучился и скорбел?" Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: "Мир Мой даю вам." Так всякой смиренной душе Господь дает мир.
Душа смиренного, как море, брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность и затем утонет в глубине его. Скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня.
Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким перед Богом, - и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус.
Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы.
Многие по неопытности говорят, что такой-то святой сделал чудо, но я узнал, что это Дух Святой, Который живет в человеке, творит чудеса. Господь хочет, чтобы все спаслись и вечно были с Ним, и потому слушает молитвы грешного человека ради пользы других или самого того, кто молится.
Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живет; и чему уподоблю тебя?
Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех.
Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа.
Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь.
Тебя любят небо и земля.
Тебя любят святые Апостолы, Пророки, Святители и Преподобные.
Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы.
Тебя, смиренную, любит Пречистая Матерь Господа.
Тебя любит и радуется о тебе Господь.

ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

14. Поучения старца Силуана о послушании.

«Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик перед Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо и ко всем она чувствует любовь. Послушливый все упование свое возложил на Бога, потому душа его всегда в Боге и Господь дает ему Свою благодать, которая учит душу всякому добру и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу. Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.»

«Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.»

«Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой и что требуется, чтобы достигнуть их. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душой и приятен лицом, хотя он и стар. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.»

«Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землей, и преисподней, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен. Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучает непокорного и своевольного. Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.»

«Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдет послушание и мудрость, те будут с тобой и близ Меня». Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.»

«Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы? Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того, послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога. Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание».

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.»

«Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на Небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребывали бы в раю. Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов. А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить.»

«Господь сказал Своим ученикам: мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Этот мир Христов надо просить у Бога, и Господь даст просящему; и когда получим его, то надо свято блюсти его и умножать; но кто не предался воле Божией в скорбях, тот не может познать Божия милосердия. Если постигнет тебя беда, не унывай, но помни, что милостиво Господь смотрит на тебя, и не допускай мысли: «Станет ли Господь смотреть на меня, когда я Его оскорбляю», потому что Господь по естеству есть МИЛОСТЬ, но с верой обратись к Богу и, как евангельский блудный сын, скажи: «Недостоин я называться сыном Твоим» - и увидишь, как будешь ты мил Отцу, и будет тогда неописуемая радость на душе.

Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодати Святого Духа, и потому страдает весь мир. А если бы люди познали Господа, какой Он милостивый, смиренный и кроткий, то ЗА ОДИН ЧАС изменилось бы лицо всего мира и у всех была бы великая радость и любовь.»

«Господь милостивый дал нам покаяние, и покаянием все исправляется. Покаянием мы получаем прощение грехов, за покаяние приходит благодать Святого Духа, и так познаем Бога. Если кто потерял мир и страдает, то пусть покается, и Господь даст ему Свой мир. Если какой народ или государство страдает, то надо всем покаяться, и тогда все исправится от Бога.»

Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью, и нас они туда же влекут. Но мы, братья, смирим себя и тогда увидим славу Господню еще здесь, на земле (Мф. 16 28; Мк. 9, 1), ибо Господь смиренным дает познать Себя Духом Святым. Душа, вкусившая сладость любви Божией, вся перерождается, и делается совсем другой, и любит Господа своего, и всей силой влечется к Нему день и ночь, и до известного времени остается покойна в Боге, а потом начинает скорбеть за народ. Милостивый Господь иногда дает душе покой в Боге, а иногда сердечную болезнь за всю вселенную, дабы все люди покаялись и вошли в рай. Познавшая сладость Духа Святого душа всем желает того же, ибо сладость Господня не дает душе быть самолюбивой, но дает ей любовь, которая истекает из сердца. Возлюбим же Господа, Который прежде возлюбил нас и пострадал за нас!»

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.

ОТКРОВЕНИЕ о Боге говорит: «Бог есть любовь», «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 4, 8; 1, 5).

Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном.

На самом деле, где же этот СВЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом в горечи сердца осознаем: «Лучшие думы мои, достояние сердца моего, разбиты. Дни мои прошли; преисподняя станет домом моим… где же после этого надежда моя?», и то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое, «кто увидит?» (Иов. 17, 11–15).

Сам Христос свидетельствует, что Бог внимательно промышляет о всей своей твари, что ни одна малая птица не забыта Им, что Он заботится даже об убранстве травы, и что о людях его забота еще и несравненно большая, что «у нас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30).

Но где же этот внимательный до последней мелочи промысл? Все мы подавлены зрелищем неудержимого разгула зла в мире. Миллионы жизней, часто едва начавшихся, прежде, чем достигнуто самое осознание жизни, с невероятной жестокостью вырываются. Итак, зачем же дана эта нелепая жизнь? И вот, жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать ему: Зачем Ты дал мне жизнь?… Я пресыщен страданиями: тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня?… Я знаю, что Ты благ, но почему Ты так безразличен к страданию моему?

Почему Ты так… жесток и беспощаден ко мне?

Я не могу Тебя понять!

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог.

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.

О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.

Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди христиан - желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры. Мы знаем, что и ему поверят лишь немногие, как немногие поверили в свидетельство прежних Отцов: и это не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу.

Мы говорим, что за девятнадцать веков христианской истории прошли целые сонмы свидетелей любви Христовой, и все же в необъятном океане человечества их так мало, они так редки.

Редки подобные свидетели потому, что нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь: потому, что нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви: и нет проповеди более возвышающей, чем проповедь любви.

Взгляните на жизнь Христа. Он пришел в мир, чтобы сообщить людям благовестие о вечной Божественной жизни, которое Он предподал нам в простых человеческих словах, в своих двух заповедях о любви к Богу и ближнему, и из евангельского повествования мы видим, каким искушениям подвергся Он от диавола, который сделал все, что мог, чтобы вынудить Христа хотя бы в чем-нибудь нарушить эти заповеди, и тем отнять у Него «право» давать их человеку. Посмотрите, что было в пустыне (Мф. 4; Лк. 4). По ответам Христа мы видим, что там была борьба за первую заповедь, т. е. о любви к Богу. Победителя в этой борьбе - Христа, исшедшего на проповедь, диавол окружает атмосферой непримиримой убийственной вражды, преследуя Его на всех путях, но и тут не достигает он своей цели. Последние удары, нанесенные Христу: предательство ученика-апостола, общее отступление и неистовые крики облагодетельствованной толпы: «Распни, распни Его»; но и здесь побеждает любовь Христа, о чем Сам Он категорически свидетельствует: «Дерзайте, Я победил мир» и еще: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».

Итак, диавол не смог отнять у Него право дать миру новую заповедь. Господь победил, и победа Его вечно пребывает, и уже никогда, и никто, и ничто не умалит этой победы.

Иисус Христос безмерно возлюбил мир: и эту любовь дано было действенно пережить Старцу Силуану, который и сам в ответ полюбил Христа и долгие годы провел в чрезвычайном подвиге за то, чтобы никто и ничто не отнял у него этого дара, и под конец жизни он мог бы, подобно великому Павлу, сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35–39).

Остановившись на словах Апостола Павла, мы поймем, что так говорить он мог лишь пройдя через все эти испытания. И всякий, идущий вслед Христу, как показал опыт веков, проходит чрез множество испытаний. Прошел чрез них и Старец Силуан.

Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре Святого Великомученика Пантелеймона. В этом монастыре нам пришлось прожить около четырнадцати лет. В последние годы жизни Старца, с 1931 г. по день кончины его - 11/24 сентября 1938 г., просьбы вынудили нас написать его житие. Задача для человека, не имеющего ни дара, ни опыта «писать», - нелегкая: но мы все же решаемся, потому что глубоко и искренно убеждены в том, что на нас лежит долг поведать людям об этом воистину великом человеке.

Настоящая книга по своему содержанию предназначается для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве, и потому главной заботой нашей является не литературное искусство, а возможно более точный «духовный портрет» Старца.

Все наше внимание при общении с ним было поглощено его духовным обликом с единственной целью личной «пользы». Мы никогда не имели идеи писать его биографию, и потому многое, что, естественно, должно было бы интересовать биографа, нам осталось неизвестным. О многом мы обязаны умолчать потому, что это связано с людьми еще живыми. Мы приводим здесь лишь небольшое количество фактов из жизни Старца, рассказанных им по разным случайным поводам во время наших частых бесед или же услышанных нами от других подвижников Святой Горы, друзей Старца. Мы полагаем, что складность сведений о его внешней жизни не составит существенного недостатка нашего труда. Мы были бы вполне удовлетворены, если бы нам удалось хотя бы отчасти выполнить более важную задачу, а именно - нарисовать духовный образ Старца тем, которые не имели счастья непосредственного живого общения с ним. Насколько мы имеем возможность судить и поскольку нам приходилось соприкасаться с людьми, это был единственный бесстрастный человек, которого нам было дано встретить на нашем жизненном пути. Теперь, когда его нет с нами, он представляется нам каким-то исключительным гигантом духа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.