Коптский патриарх Александрийский Феодор II отвечает на все щепетильные вопросы. Патриарх Феодор II: "Я отдал России свое сердце" Папа александрийский и всей африки феодор ii

Феодор II Ласкарис

(1221–1257, имп. с 1254)

Сын Иоанна Ватаца Феодор взял фамилию матери - Ласкарис. Никогда еще со времен Константина Багрянородного трон не занимал человек более образованный. «Богоподобным из-за мудрости» назвал его Георгий Акрополит . Никейский василевс оставил после себя трактаты, речи и письма. Казалось, философски настроенный государь был бы идеалом для окружающих. Но увы - хотя в общем как правитель Феодор II оказался неплох, его раздражительность и нервозность, усилившиеся под влиянием хронических болезней, делали императора для близкого окружения человеком невыносимым. К тому же с годами он стал очень подозрителен, чему немало способствовала глубокая вера василевса в колдовство - бич, от которого в средневековье (да нередко и в наши дни) даже образованные люди застрахованы не были. «Поэтому, - сообщает Георгий Пахимер, - многие в то время люди важные, лишь только кто хрюкнул на них обвинением, забираемы были под стражу, и кому хотелось отомстить за себя или ближнему, тому только стоило обвинить его в чародействе, и он подвергался наказанию… Подсудимого спасало только одно - если он решился взять рукою кусок раскаленного железа из горящего огня» . Марфу, сестру будущего императора Михаила Палеолога, по такому обвинению подвергли ужасному мучению - посадили в мешок со злыми царапающимися голодными кошками. Преследованию за «чародейство» подвергались в основном люди знатные, так как Феодор II, как и его отец, видел в усилении местной знати угрозу сильной императорской власти и всеми силами старался этого не допустить. «Для своих сановников [Феодор II. - С.Д.] казался… властелином тяжелым, потому что назначал людям должности и удостаивал их надлежащих почестей, смотря не на благородство происхождения и родственные связи с царским домом, а на личные качества. Кто был с ним в родстве и одной крови, тому, по мнению царя, уже довольно было и этого преимущества (Пах., . Наиболее влиятельные при нем люди - великий стратопедарх Георгий Музалон, а также великий логофет и наместник во Фракии Георгий Акрополит - были не слишком высокого происхождения.

Феодор II вел не слишком успешные войны в Европе с болгарами и деспотом Эпира, Михаилом II Ангелом. Большинство завоеваний Ватаца его сын сохранил, но кое-что потерял, особенно в конце правления. Михаил Болгарский отнял у Никеи ряд городов в Северной Фракии, а деспот Эпира - почти все западные ее владения до реки Вардар и захватил в одной из крепостей Георгия Акрополита.

Василевс копил деньги, строго взыскивал налоги, а в целях экономии средств казны даже своих сокольничих зачислил в войско и уменьшил плату наемникам.

Умер Феодор II 16 августа 1258 г. Эпоха Никейской империи и мудрых Ласкарисов, строителей греческого национального государства, по сути дела, завершилась. Далее, несмотря на отдельные (и часто немалые) успехи, империю ждали сокрушительные удары врагов, раздробленность, гражданские войны и крах…

автора Виллардуэн Жоффруа де

[ОСАДА АДРИАНОПОЛЯ БОЛГАРАМИ. ФЕОДОР ЛАСКАРЬ АТАКУЕТ ЦИВИТОТ (март - апрель 1207 г.)] 461Тогда Иоаннис вступил из Блакии со всеми своими войсками и с большим войском коменов, которое примкнуло к нему, и вступил в Романию. И комены дошли до ворот Константинополя. А он осадил

Из книги Завоевание Константинополя автора Виллардуэн Жоффруа де

[ФЕОДОР ЛАСКАРЬ ОСАЖДАЕТ ЦИВИТОТ (31 марта 1207 г.)] 463Когда Тольдр л’Аскр прослышал, что Андринополь в осаде, и что Анри по необходимости скликает своих людей, и что он не знает, куда ему мчаться, туда или сюда, и что он столь отягощен бременем войны, тогда он собрал самое

Из книги Завоевание Константинополя автора Виллардуэн Жоффруа де

[ФЕОДОР ЛАСКАРЬ У НИКОМИДИИ (май 1207 г.)] 480Тольдр л’Аскр послал большую часть своих людей, все свои силы в землю Никомию. А люди Тьерри Лоосского, которые укрепили церковь св. Софии, и те, кто был в ней, послали своему сеньору императору просьбу, чтобы он оказал им подмогу, ибо,

Из книги Царь славян. автора

7. Евангельский Иоанн Креститель и «два» епископа XII века - Леон и Феодор во Владимиро-Суздальской Руси При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов - ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Царь Феодор Алексеевич 1676-1682 годы Хотя наследник царя Алексея Михайловича, девятнадцатилетний сын его Феодор, был от самого рождения своего слаб и болен, но душевные силы его были достойны знаменитого отца. Имея перед глазами великий пример, он старался продолжать все

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

7. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И «ДВА» ЕПИСКОПА XII ВЕКА – ЛЕОН И ФЕОДОР ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов – ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

автора Дашков Сергей Борисович

Константин XI Ласкарис (? - ок. 1211, имп. в 1204–1205)Факт избрания на трон погибавшей империи Константина Ласкариса довольно спорный. Трудно даже выяснить, был ли Константин XI коронован в официальном порядке, или в сражающейся столице этого просто не успели сделать. Согласно

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Феодор II Ласкарис (1221–1257, имп. с 1254)Сын Иоанна Ватаца Феодор взял фамилию матери - Ласкарис. Никогда еще со времен Константина Багрянородного трон не занимал человек более образованный. «Богоподобным из-за мудрости» назвал его Георгий Акрополит . Никейский

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Иоанн IV Ласкарис (1250 - ок. 1305, имп. в 1258–1261)Умирая, Феодор II Ласкарис оставил восьмилетнему сыну Иоанну в качестве опекунов Георгия Музалона и, по традиции, патриарха Арсения. Почувствовав, что сдержать магнатов, осмелевших после смерти властного Феодора II, он не сможет,

автора

Антиохийская христология (Диодор Тарсский и Феодор Moпсyестийский) Для антиохийского ума аполлинаризм был самой несносной ересью. Он шел до оскорбительности наперекор всем самым дорогим заветам Антиохийской школы. Она выносила в вековой борьбе с разными ересями

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Феодор Мопсуестийский Сначала он возник в Персидской, т.е. восточной, части Армении. Западная часть часто подпадала под длительную греческую оккупацию. Армения упорно занята была переводами с греческого и сирского языков. Начало этому положил великий католикос Сахак и

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том IV автора Болотов Василий Васильевич

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский. Вопрос, как могли совершенный Бог и совершенный человек образовать единство (одно) - кроме Аполлинария - занимал его решительных противников, антиохийцев, однако, в философском воззрении

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Феодор и Иоанн Ласкариды и восстановление Византийской империи Последними государями Никейской империи были сын и внук Иоанна Ватаца Феодор II Ласкарь (1254–1258) и Иоанн IV Ласкарь (1258–1261). По словам источников, тридцатитрехлетний Феодор, «будучи, согласно обычаю, посажен на

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич 12 марта - 16 сентября Церковь: Александрийская православная церковь Предшественник: Петр (Папапетру) Преемник: Димитрий (Захаренгас) 7 июня - 12 марта Церковь: Александрийская православная церковь Преемник: Афанасий (Киккотис) Образование: Фессалоникийский университет
Одесский государственный университет имени И. И. Мечникова Имя при рождении: Николаос Хорефтакис Оригинал имени
при рождении: Νικόλαος Χορευτάκης Рождение: 25 ноября (1954-11-25 ) (64 года)
деревня Кастели, ном Ханья , Крит , Греция Принятие священного сана: Принятие монашества: Епископская хиротония: 7 июня Награды:

В 1973 году принял монашеский постриг в Агарафском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в Ираклионе .

В 1975 году митрополитом Ламбийским и Сфакийским Феодором (Дзедакисом) рукоположён в сан диакона , после чего служил архидиаконом Ламбисской митрополии на Крите .

23 апреля 1978 года тем же архиереем рукоположён в сан иеромонаха , после чего был протосинкеллом той же митрополии. Занимался благотворительностью.

7 июня 1990 хиротонисан во епископа Киренского и назначен экзархом Александрийской православной церкви в Афинах , сопровождал Парфения III в миссионерских поездках по Африке и в зарубежных визитах.

Учредил четыре миссионерских центра в Хараре , греческий культурный центр на 400 человек, два больших миссионерских центра в соседнем Малави с больницами, техническими школами и курсами медсестёр. На средства греческого парламента обновил греческий квартал (Школа, Церковь, Дом Священника) в Беире, Мозамбик . Он основывал церкви и способствовал созданию православных общин в Ботсване и Анголе .

Феодор II, единственным из предстоятелей других церквей в патриаршем сане, участвовал в интронизации московского патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2009 года .

Награды

Напишите отзыв о статье "Феодор II (патриарх Александрийский)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Московского Патриархата.
  • на сайте Александрийского Патриархата
  • , 1 июля 2008 года

Отрывок, характеризующий Феодор II (патриарх Александрийский)

С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…

(По некоторым рукописям - Феодал, Федорцо, Белый клобучек, Феодорец-Калугер) - епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский.

Феодор именуется лжеепископом, насильником, хищником, похитившим престол Ростовской епископии в 1169 году. Феодор считался родственником знатного боярина Петра Бориславова и племянником Смоленского епископа Мануила, словом, был "рода велика и имеяше богатства много". Феодор был постриженником Киево-Печерского монастыря, а потом игуменом Суздальским.

Нрава Феодор был "злого, дерзкого, бесстыдного, телом крепок, для всех грозен и страшен". Еще в 1162 году Владимирский князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых), желая возвысить свой любимый город Владимир, просил Константинопольского патриарха выделить из Ростовской епархии город Владимир и создать отдельную от Киева митрополию.

Кандидатом на митрополичью кафедру он предлагал своего любимца игумена Феодора.

Но патриарх Лука Хрисоверг на это не согласился, а льстивого и пронырливого Феодора, оклеветавшего Ростовского епископа Нестора, советовал удалить от себя. В 1168 году в Киеве был созван большой Собор, состоящий из 150 духовных лиц, по случаю споров о посте в среду и пяток. От Владимирского князя Андрея Боголюбского был прислан на Собор игумен Феодор с предложением свергнуть Киевского митрополита Константина и избрать нового, но предложение принято не было. Тогда игумен Феодор с запасом золота и серебра отправился в Царьград к патриарху с донесением, что в Киеве якобы нет митрополита, и просил, чтобы его поставили митрополитом Киевским.

Патриарх не согласился.

Но это не смутило игумена Феодора.

Он принес патриарху богатые дары и просил поставить его епископом Ростовским, говоря, что там якобы нет епископа, а в России некому поставлять во епископы, так как в Киеве нет митрополита.

Патриарх внял его мольбе, и 16 июня 1170 года Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского.

Прибыв в Россию, он поселился в городе Владимире.

Владимирский князь Андрей Боголюбский уговаривал Феодора ехать в Киев к митрополиту за благословением.

Феодор с гордостью отверг совет князя, сказав, что его сам патриарх поставлял во епископа.

Когда митрополит Киевский узнал о новопоставленном епископе Феодоре, то известил ростовскую паству, чтобы она не признавала его епископом и не принимала от него благословения.

После этого епископ Феодор подверг проклятию игуменов и священников, закрыл церкви во Владимире и других городах, "и не бысть пения нигдеже". По сказанию летописцев, епископ Феодор укорял и хулил не только князя, но Пречистую Богородицу, а как поступал с людьми, страшно сказать - всячески мучил их. Князь со слезами умолял его прекратить злые деяния, но епископ Феодор был непреклонен.

Тогда князь заковал его в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принес покаяния.

Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости.

Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 года. "И тако злый зле погибе". Литература: Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 3, с. 24-29. Титов А. А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). - М., 1890. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской Иерархии: в 6 т. - М., 1807- 1815. - Т. 1, с. 114. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 329. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 22. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл.-корр. А. А. Титова // Изд. Общества любителей древней письменности. - М., 1890. Христианское чтение. - СПб., 1857, январь, с. 50. Православный собеседник. - Казань, 1860, апрель, с. 425. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 317-318. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 295-297.

Его Блаженство папа и патриарх Великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки - отец отцов, пастырь пастырей, АРХИЕРЕЙ архиереев, Тринадцатый апостол и судия Вселенной… У патриарха Феодора II много титулов. Из-за более чем насыщенного графика торжеств, взять интервью у главы удалось только в поезде, в котором он, вместе с другими патриархами и представителями мирового православия путешествовал по исторической территории святой Руси: из Москвы в Киев, а затем в Минск. "Я очень впечатлен и тронут этим путешествием", - начал свой рассказ Феодор II :

"В свое время я присутствовал на праздновании тысячелетия Крещения Руси,- продолжил он. - Это было в 1988 году. Я тогда служил в Одессе, был архимандритом на подворье Александрийской Православной Церкви при Московском Патриархе. Тогда наш патриарх Парфений не смог приехать, и я его представлял. Я помню тогда еще патриарха Пимена. Он был тогда уже в колясочке. Литургию вел ныне покойный Антиохийский Патриарх Игнатий.

Я хорошо помню, что день тогда был очень пасмурный, а все небо затянуто облаками. И у меня появилось ощущение, что погода словно напоминает о тех страданиях, через которые прошел русский народ, чтобы прийти к этому светлому дню тысячелетия Крещения. А когда тогда мы поехали в Киев, разразился один из самых сильнейших дождей, которые я когда-либо видел. И Бог благоволил, чтобы 25 лет спустя я приехал на празднование 1025-летия уже в качестве патриарха Александрийской Церкви.

Я благодарю Бога и патриарха Кирилла, моего дорогого брата, за такое благоволение. И очень надеюсь, что все мы еще отпразднуем и 1050-летие Крещения Руси".

То и дело патриарх Феодор по привычке переходит на русский язык. Для него он, если не родной, то любимый. О России и русском народе первоиерарх Александрийской Церкви может говорить часами. Это не удивительно.

В 1980-х годах он долгие годы был экзархом Александрийского Патриархата в Русской Православной Церкви с подворьем в Одессе. В годы СССР никто не делил друг друга на русских и украинцев. Для нас все это была Россия. И ей я отдал свое сердце, смеется александрийский первоиерарх:

"Еще когда я учился богословию в университете Салоников, я прочитал книгу о русском святом Серафиме Саровском. И на протяжении семи лет подряд я каждый вечер молился святому Серафиму о том, чтобы мне довелось узнать Русскую землю. И с тех пор я всегда говорил, что мое сердце отныне и навсегда принадлежит России. Бог наконец-то услышал меня, и я прожил целых 10 лет в Одессе. В те времена я учил русский язык, я даже подумать не мог, что сегодня весь мир будет говорить по-русски, что он станет языком мирового значения.

Я очень благодарю Россию и русских людей за то, что именно здесь я многое узнал и многому научился из того, что мне сегодня помогает в моем патриаршем служении".

Вот уже как 9 лет Феодор II возглавляет кафедру Александрийской Церкви, одной из древнейших в мире. А до этого несколько лет возглавлял православные миссии в Камеруне, Зимбабве, Мозамбике, Ботсване и Анголе. Миссионер, ценитель искусства и страж православных традиций и восточной духовности, сегодня патриарх Феодор II большие надежды возлагает на Россию и Русскую Православную Церковь:

"Я радуюсь, что среди числа древних патриархатов, наш, пожалуй, - единственный, с которым Россия всегда была в очень тесных и дружеских отношениях. Я благодарен патриарху Кириллу, который благословил направить в Россию нескольких ребят из Африки, для того чтобы они учились здесь, выучили русский язык. Мне всегда приятно, когда в странах Африки я встречаясь или с президентами, или с премьер-министрами, могу с ними общаться на русском языке. Потому что многие из них получили образование в России".

Нынешняя поездка Феодора II в пределы Русской Православной Церкви на празднования торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси пришлась на непростое как для африканского континента, так и для Ближневосточного региона время. Усиление радикального ислама вынуждает православных покидать территории, на которых некогда зародилось христианство:

"В Египте мы, представители Александрийского Патриархата, являемся самой малочисленной общиной страны. Большей силой в Египте является Коптская церковь - число ее последователей около 15 миллионов. Сейчас мое сердце особо скорбит, потому что несколько дней назад в Египте опять начались беспорядки. Фанатичные консервативные мусульмане, придерживающиеся строгого исламского режима, сталкиваются с теми, кто, скажем, выступает за современный образ жизни. Из частого общения с людьми я понял, что у "Братьев-мусульман" нет ни возможности, ни желания сделать что-то хорошее для своего же народа. Ведь они действуют не для общего блага, а преследуют свои интересы.

При этом, конечно, следует заметить, что ни в патриархии, ни меня лично никто никогда не трогал. К нам относятся с уважением. Нас все знают, про нас говорят "греки" и никакой агрессии со стороны мусульман мы не чувствуем. Я вечерами часто выхожу прогуляться по улицам города просто в подряснике и только с четками в руках. И меня часто зазывают в гости к себе простые мусульмане".

По словам главы Александрийской Церкви, сразу после возвращения в Египет он намерен встретиться с шейхом мусульман страны и главой коптской церкви. Феодор II уверен, что духовным лидерам сообща удастся придумать, как предотвратить кровопролитие в стране.

Выберите рубрику АВТОКЕФАЛИЯ И НАЦИОНАЛИЗМ (116) АГАПЫ (8) АДОГМАТИЗМ (4) АМОРАЛИЗМ (147) АНТИХАЛКИДОНИТЫ (125) АПОКАТАСТАСИС (16) АТЕИЗМ (14) БАПТИЗМ (25) БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА (17) БИОЭТИКА (18) БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ГРЕХ (27) БОГОСЛУЖЕБНАЯ РЕФОРМА (164) БОГОСЛУЖЕНИЯ В ИНОСЛАВНЫХ ХРАМАХ (18) БОЕВЫЕ КЛИРИКИ (26) БРАДОБРИТИЕ (1) БУДДИЗМ (53) ВНЕШНЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ (31) ВОСЬМОЙ СОБОР (63) ГЛОССОЛАЛИЯ (1) ГНОСТИЦИЗМ (4) ГУРУИЗМ (30) ДУХОБОРЧЕСТВО (3) ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (253) ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ (1) ЕРЕСЬ АРХИМ. ТАВРИОНА (БАТОЗСКОГО) (3) ЕРЕСЬ АФТАРТОДОКЕТИЗМА (1) ЕРЕСЬ МИТР. АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО (1) ЕРЕСЬ О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ (4) ЕРЕСЬ О ПРИРОДЕ ХЛЕБА И ВИНА (1) ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА МЕНЯ (25) ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА (5) ЕРЕСЬ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО (3) ЕРЕСЬ О. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА (8) ЕРЕСЬ ПРОФ. ОСИПОВА (2) ЕРЕСЬ ФЕОДОРА МОПСУЕСТСКОГО (3) ЕРЕТИЧЕСКИЕ КНИГИ (82) ЕРЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (30) ЕРЕТИЧЕСКИЕ СМИ (19) ЗАПАДНЫЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВИИ (2) ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕН (48) ИКОНОБОРЧЕСТВО (11) ИНДУИЗМ (21) ИНТЕРКОММУНИОН (17) ИСЛАМИЗАЦИЯ (240) ИУДАИЗМ (125) КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА (34) КАРАИМЫ (1) КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ (21) КОЧЕТКОВЩИНА (80) КОЩУНСТВО (252) КРИПТОХРИСТИАНСТВО (3) КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ (5) КУРАЕВЩИНА (8) ЛЖЕМИССИОНЕРСТВО (93) ЛЖЕПРАВОСЛАВИЕ В ЛИЦАХ (5) МАРИОЛОГИЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ (3) МАРОНИТЫ (4) МАСОНСТВО В ЦЕРКВИ (19) МИРОЛОГИЯ (38) МОЛИТВЫ С ЕРЕТИКАМИ (315) НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ (44) НИКОДИМОВЦЫ (10) ОБМИРЩЕНИЕ (268) ОККУЛЬТИЗМ (44) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (12) ОТРИЦАНИЕ ЧУДЕС (9) ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ (18) ПАНТЕИЗМ (1) ПАПИЗМ (649) ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ (44) ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИЦИНА (12) ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (33) ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОЛОГИЯ (22) ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ (41) ПРАВОСЛАВНЫЕ БАЙКЕРЫ (15) ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ (1) ПРАВОСЛАВНЫЙ ГЛАМУР (22) ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОРТ (111) ПРАВОСЛАВНЫЙ ЮМОР (10) ПРАЗДНОВАНИЕ С ЕРЕТИКАМИ (171) ПРОИСШЕСТВИЯ (14) ПРОТЕСТАНТИЗМ (212) ПЦУ (31) РЕВИЗИЯ ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ (58) РЕФОРМА БОГОСЛУЖЕБНОГО ЯЗЫКА (53) РЕФОРМА ПОСТА (29) РПЦЗ (3) СВЯТЫНЮ ПСАМ (57) СИНТОИЗМ (9) СКАУТЫ (4) СОДОМСКИЙ ГРЕХ (65) СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО (47) СТАРООБРЯДЧЕСТВО (13) СТЯЖАТЕЛЬСТВО (14) ТАБАКОКУРЕНИЕ (3) ТАИНСТВО БРАКА (32) ТАИНСТВО ЕЛЕООСВЯЩЕНИЯ (1) ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ (17) ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (15) ТОЛЕРАНТНОСТЬ (80) ТРАНСГУМАНИЗМ (4) УНИАТЫ (20) УРАНОПОЛИТИЗМ (3) ХРАМОВЫЙ МОДЕРНИЗМ (41) ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЕРЕСИ (15) ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА (152) ЦЕРКОВНАЯ ЦЕНЗУРА (6) ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ (18) ЦЕРКОВНЫЙ ФЕМИНИЗМ (90) ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА (459) ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (18) ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЕРЕСИ (46) ЭКУМЕНИЗМ (1 078) ЯЗЫЧЕСТВО (31)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.