Обои на самом деле христос. Так как же Иисус мог выглядеть на самом деле? Иисус был женщиной

Евангелие не описывает внешность Иисуса Христа. В Библии только описывается одежда Христа. Хитон Иисуса (или нижняя одежда) был не шитым, а тканым. Преданию говорит что этот Хитон является рукоделием Пресвятой Богородицы. Древняя Христианская церковь не имела изображения наружного облика Иисуса Христа. Возможно это произошло потому, что первые христиане боялись обвинения в идолопоклонничестве, которые могли исходить со стороны язычников и иудеев. Поэтому в древней церкви применялись символические изображения Иисуса Христа.Господа представляли в виде чаши, двери, якоря, корабля, голубя, виноградной лозы, пастыря и овцы. Но чаще всего Его изображали в виде креста или рыбы.

Христос происходил из рода царя Давида. А представителей этой фамилии всегда отличали изящество, благородство, светлые волосы и глаза, белая прозрачная кожа, тонкие черты лица и мягкий абрис губ. Если бы не удлиненный нос с горбинкой, то потомков Давида можно было бы принять за европейцев. Что же касается роста, то согласно Библии все цари Израильские были высоки - "от плеч на голову выше" среднего человека.
Иисус Христос был безгрешен. Его жизнь была настолько чиста, что он мог спокойно спросить у своих врагов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). И они не нашлись,даже среди врагов и недоброжелателейни у кого - что ответить, хотя если бы в его характере была хоть какая-нибудь порочная черта, они бы обязательно её упомянули.

Мы читаем об искушениях Иисуса, но никогда не видим, чтобы он исповедовался в каком-либо грехе. Он никогда не просил прощения, хотя своим последователям велел делать это.

Это отсутствие чувства вины за проступки тем более поражает, что никогда еще, ни в какие времена ни у одного мистика, или святого, за всю историю мы не встречаем ничего подобного - наоборот, все они терзаются от чувства совершенного греха, от собственного несовершенства.

Чем больше человек приближается к Богу,к Свету неприступному - тем яснее видит свои пятна, тем тяжелее ему становится от собственного несовершенства, испорченности и недостатков. Чем ближе человек к источнику света, тем больше он понимает, насколько ему необходимо смыть с себя грязь. Когда сравниваешь себя с порочными - кажешься лучшим в своих глазах.Совсем по- другому обстоит дело если сравниваешь себя со святыми. Видишь что ещё и шагу не сделал к исправлению.

Апостолы Иоанн, Павел и Пётр - люди, с детства привыкшие верить в то, что все люди грешны, - в один голос заявляют о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).

Пилат, которого нельзя назвать другом Иисуса, сказал: «Какое же зло сделал Он?» Он подразумевал, что Христос невиновен. А римский сотник, бывший свидетелем смерти Христа, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).

Обратимся к преданию о Его Нерукотворном Образе. Согласно этому преданию Нерукотворный Образ получил Эдесский Авгарь от Самого Спасителя. Сказание о Нерукотворном Образе подробно изложено Иоаном Дамаскиным в его слове об иконах и в его труде под названием “Точное изложение веры”.

Вот описание одного из очевидцев, видевшего этот Нерукотворный Образ в Генуе, когда он был перенесен из Константинополя в XIV веке. “Образ этот имеет чудесный и величественный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед Ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы, борода черная, но небольшая, брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу, так что губы прекрасно очертанные, виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет Его, особенно на челе на носу между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались что нет никакой возможности нашими красками передать цвет Святого Образа сколько-нибудь сходно с оригиналом”

Перенесение Нерукотворного Образа из Едеса в Константинополь празднуется Святой церковью 16 августа. Помимо Нерукотворного Образа, посланного Господом к Авгарю, существует и другой древний образ известный под именем Нерукотворного Образа Вероники. Предание об этом Нерукотворном Образе говорит о том, что когда Спасителя вели на Голгофу и с лица Его лился кровавый пот то одна из женщин, сопровождавшая Его, проникнутая состраданием, сняла со своей головы платок и дала его Господу, чтобы Он отер Свое лицо от кровавого пота. Как выражение благодарности Господь отпечатал на этом платке черты лица Своего изнуренного страданиями и вернул этой женщине ее платок. Это и есть второй Нерукотворный Образ Спасителя, запечатлевший Его в терновом венце. Предание об этом Нерукотворном Образе является очень древним.

В "Послании к Византийскому императору Феофилу", "Сказании монаха Епифания" и "Письме проконсула Иудеи Публия Лентула императору Тиберию и Римскому сенату". Авторы этих документов, описывая Христа, опирались на впечатления очевидцев, а проконсул Лентул был современником Иисуса. Вот что говорится в донесении проконсула: "Этот человек высок ростом. Важен и имеет наружность полную достоинства, так что внушает взирающему на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие... Речь его обдуманная, верная и сдержанная... это прекраснейший из земнородных".

Новые сведения об облике Христа дает научный анализ знаменитой Туринской плащаницы. Туринская плащаница представляет собой сохранившееся до наших дней льняное полотно, в которое был завернут Спаситель после снятия с креста. На этом полотне чудесным образом (способом не известным науке) отпечатался облик Иисуса Христа. Вот отрывок из научного протокола о Его внешности: “Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы... Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу... Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный; очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева”

В католической церкви этот документ известен под названием “Послание Лептула”. Вот как в нем описывается Христос: “Человек этот среднего роста, с хорошей фигурой и чудесным благородным лицом. Его вид одновременно навивает и любовь и страх. Волосы цвета спелого ореха падают ровно до ушей и далее до самых плечей кучерявятся кольцами, немного светлыми и блестящими; посреди головы они расчесаны на пробор, как это заведено у назореев; лоб ясный и чистый; лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием, линии носа и рта безукоризненные, борода густая, того самого цвета, что и волосы, не очень длинная, разделена по середине. Взгляд прямой, пронзительный, глаза сине-зеленые, выразительные, оживленные. В гневе Он страшный, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью иногда плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи Его изящны. В беседе Он серьезный, скромный, сдержанный и к нему по праву можно отнести слова пророка; “Вот наипрекраснейший внешностью из всех сынов человеческих.

Окончательную точку в спорах о соответствии изображения на Туринской плащанице подлинному лику Спасителя поставило исследование, проведенное в 2005 году главным научным сотрудником Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым.

Сапунов составил на их основании вербальный портрет Иисуса Христа.

И вот что получилось.

Рост - около 180 сантиметров. Для своего времени Иисус был очень высоким человеком. Но при этом обладал узкими плечами, держался не совсем прямо, слегка склоняя голову. Кроме того, все три источника говорят о сходстве Иисуса с его матерью. Лицо у него было слегка сужающееся книзу, гладкое, без морщин, с легким румянцем. Нос тонкий, большой, прямой. Брови почти прямые, сдвинутые, черные. Волосы - цвета созревшего лесного ореха, не очень густые, длинные и гладкие до ушей, далее кудрявые, рассыпающиеся по плечам. Борода цвета пшеницы, густая, раздвоенная. Глаза глубоко посаженные, светлые, блестящие, быстро менявшие выражение. Пальцы рук длинные, тонкие.

С этим описанием на руках Сапунов отправился к эксперту-криминалисту Виктору Павлову, сотруднику Санкт-Петербургской криминалистической лаборатории МВД. Эксперту не были известны обстоятельства и суть исследований ученого. Ознакомившись с "материалами дела", он составил фоторобот. И человек на этом "портрете" оказался очень похож на лик Спасителя на Туринской плащанице...

Конец истории? Вряд ли. Иисус играет такую огромную роль в жизни людей, что споры о том, как он выглядел, еще долго не стихнут. Наверное, до тех самых пор, пока человечество не осознает: "счастливы те, кто поверил, не видев Меня"...

Вот так на основании преданий о Нерукотворном Образе Спасителя и навеянный вдохновенными страницами Евангелия возник одухотворенный образ Иисуса Христа - Мудрого Учителя, Царя и Первосвященника в одном лице, указавшего народам мира путь к Спасению. Именно этот светлый и величественный образ Иисуса Христа, озаренный светом Его Великого Учения проходит через века, вдохновляя художников, скульпторов, поэтов и музыкантов на создание шедевров и сияет как солнце, оставаясь чистым и незапятнанным, невзирая на жалкие усилия врагов христианства.

Рецензии

Библию писали люди, далёкие от канонов писательского искусства, и им в голову не приходило дать описание Христа. Даже сами апостолы не описывают друг друга, потому что для них важнее было донести людям о Христе и Его учении. Никто не думал о себе. Все имеющиеся образы Иисуса - это воображение художников. Мне, например, всё равно как выглядел Спаситель. Мне важнее Его божественная и безгрешная личность и мудрое нравоучение. Спасибо за поучительную статью. С дружеским приветом из Еревана!

Рост и Лик Христа установили по Туринской Плащанице.И по - описанию современников, которые остались в наследии человечества. Лик Богочеловека был настолько благообразен,что даже читая описание Его божественной внешности- душа не выдерживает от благодати.Ведь слова несут через тысячелетия эту благодать.Красота лица и Его тело были описаны верно.Когда я читала это описание впервые, сердце моё таяло в груди и не выдержав я стала плакать. Поэтому написала этот очерк о внешности Христа чтоб многие знали как выглядел Христос в жизни. И не мог быть Сын Божий не прекрасен лицом.И доказательство этому - не домыслы учёных, а Туринская Плащаница. Его Образ увековечен. И Ему слава во веки веков. Аминь.

О Нём сказано в псалме 44:

ПЕСНЬ ЛЮБВИ.
2Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца.

3Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.

4Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, 5и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.

6Остры стрелы Твои, [Сильный],- народы падут пред Тобою,- они - в сердце врагов Царя.

7Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего.

8Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

9Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.

10Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.

11Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего.

12И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.

13И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое.

14Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; 15в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, 16приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.

17Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.

18Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Все имеют представление, как выглядел Иисус Христос. В изобразительном искусстве Запада его образ использовался чаще всех других. По традиции, это мужчина с длинными волосами и бородой, длинной туникой с длинными рукавами (как правило белой) и накидкой (чаще синей).

Образ Христа стал настолько привычным, что даже его силуэт легко узнаваем.

Но так ли он выглядел на самом деле?

Скорее всего, нет.

На самом деле ставший знакомым образ берет начало в византийскую эпоху, начиная с IV века. В Византии главный упор делался на символизме образа Христа, а не на исторической точности.

Прообразом стало изображение императора на троне, пример которого можно увидеть на мозаике алтаря в церкви Санта-Пуденциана в Риме.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Изначально нимб был отличительной чертой бога света Аполлона, но затем начал появляться на изображениях Христа для подчеркивания его божественной натуры

Христос одет в золотую тунику. Это образ небесного правителя мира, напоминающий известную статую сидящего на троне длинноволосого бородатого Зевса. Памятник был настолько известен в античном мире, что римский император Август приказал сделать создать памятник себе, выполненный в таком же стиле (только без длинных волос и бороды).

Правообладатель иллюстрации Alamy

Византийские художники, перед которыми стояла задача показать Христа царем всего сущего, придумали новый образ, по сути являвшийся отражением помолодевшего Зевса. Со временем такое изображение богочеловека стало нормой. В наши дни к этому образу также добавилось что-то от хиппи.

Правообладатель иллюстрации Alamy

Так как же на самом деле выглядел Христос?

Рассмотрим от головы до пят.

1. Волосы и голова

Если первые христиане не пытались изобразить Христа небесным правителем, то он представал обычным человеком: без бороды и с короткими волосами.

Правообладатель иллюстрации Yale Collections Image caption Отражение примерной внешности Христа можно найти на стенах синагоги III века в городе Дура-Европос

Возможно, у Иисуса была борода, как это бывает свойственно странствующим мудрецам, но только лишь по той причине, что он не посещал цирюльника.

В целом небритость и борода были присущи философам и отличали их от всех остальных. Древнегреческий философ Эпиктет называл это "обоснованным, исходящим от природы".

В целом же в греко-римском мире I века считалось обязательным, чтобы мужчина был гладко выбрит и коротко стрижен. Длинные роскошные волосы и борода были уделом богов. Стриглись даже некоторые философы.

В древние времена борода не считалась отличительной чертой евреев. Мало того, когда евреев преследовали, гонителям было сложно отличить их от всех остальных (это описывается в Маккавейской книге). При этом на монетах, выпущенных Римом после взятия Иерусалима в 70 году, можно увидеть плененных евреев с бородами.

Правообладатель иллюстрации CNG Coins

Поэтому возможно у Иисуса в соответствии с традицией философов была короткая борода, как у мужчин с римских монет, но, скорее всего, у него были короткие волосы.

Будь у него волосы чуть длиннее, чем было общепринято, можно было бы ожидать какую-то реакцию. Считалось, что евреи с неостриженными бородами и длинными волосами были назареями, то есть теми, кто принял обет. То есть на какое-то время они посвящали себя Богу, обязуясь не пить вино и стричь волосы. В конце своего обета на специальной церемонии они брили голову в иерусалимском храме (об этом можно прочитать в новозаветной книге Деяний глава 21, стих 24).

Но Христос не принимал обет назарея, потому что в Библии говорится, что он пил вино. Его даже обвиняли, что он пьет его чересчур много. Будь у него длинные волосы и отличительные черты назарея, без комментариев о несоответствии его вида и стиля поведения точно бы не обошлось. Вино назарею не полагалось вообще.

2. Одежда

Во времена Христа богатые люди надевали длинные одежды по особым случаям, чтобы показать людям свой высокий статус. В одной из своих речей Христос сказал: "И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях" (Евангелие от Марка глава 12, стих 38).

Считается, что слова Христа являются наиболее исторически точными частями Евангелия, поэтому мы можем предположить, что сам он длинные одежды не носил.

В те времена средний мужчина носил тунику до колен - хитон, а туника женщины была длиной до щиколоток. Если что-то в этом распорядке менялось, возникал скандал. В апокрифических Деяниях Павла и Феклы, относящихся ко II веку, рассказывается, какой шок вызвала ситуация, когда женщина надела мужскую тунику. Чаще всего туники были сшиты из одного куска ткани.

Также мы знаем, что поверх туники также носили накидку, и известно также, что именно к этой части одежды прикоснулась женщина, желавшая получить исцеление (Евангелие от Марка глава 5, стих 27).

Накидку носили по-разному. Иногда она полностью закрывала тунику. (Некоторые философы предпочитали носить лишь накидку без туники, оставляя открытой правую верхнюю часть туловища).

Правообладатель иллюстрации Wiki commons

Определить положение и богатство человека можно было по размеру, качеству и цвету накидки. Фиолетовый и некоторые оттенки синего говорили о роскоши и почете владельца. Это были королевские цвета, потому что использовавшаяся краска была невероятно дорога.

Но цвета могли свидетельствовать и об ином. Историк Иосиф Флавий описал течение зелотов, желавшее освободить Иудею от римлян, - группу убийц-трансвеститов, носивших окрашенные накидки, намекая тем самым, что это предмет женской одежды. Из этого можно сделать вывод, что мужчины, не наделенные высоким статусом, должны были носить одежду из неокрашенной ткани.

Но Христос не носил белую одежду, для создания которой требовалось отбеливание или добавление мела. В Иудее такую одежду ассоциировали с ессеями, которые строго следовали еврейским законам. Разница между одеждой Христа и яркими белыми одеяниями описывается в девятой главе Евангелия от Марка, когда три апостола поднялись на гору с Иисусом, одежда которого начала излучать яркий свет. Перед преображением одежда Христа предстает самой обычной, сделанной из некрашеной шерсти.

Об одежде Христа также можно узнать во время описания его казни, когда римские солдаты начали делить его одежды, разорвав их на четыре части. Одним из элементов его одеяния, скорее всего, был талит - прямоугольное покрывало для молитвы.

3. Ступни

Христос несомненно носил сандалии. Их носили все. В пещерах, находящихся неподалеку от Мертвого моря и Масады, были обнаружены сандалии периода жизни Христа, поэтому мы можем составить о них представление. Они были простыми, подошвы которых были сделаны из толстых кусков кожи. Верх сандалий делали из кожаных полос.

Правообладатель иллюстрации Gabi Laron

4. Черты лица

Какими были черты лица Христа? Они были еврейскими. Совершенно очевидно, что Христос был евреем (или иудеем). Об этом можно прочитать в частности в посланиях апостола Павла. Как же выглядел еврей того времени?

В Евангелии от Луки говорится, что во время начала своего служения ему было 30 лет.

В 2001 году судебный антрополог Ричард Нив воссоздал модель жителя Галилеи для документального фильма Би-би-си "Сын Божий", взяв за основу череп неизвестного человека, найденный в том регионе. Он не утверждал, что это лицо настоящего мессии. Это был лишь способ увидеть Христа обычным человеком своего времени, потому что в его описании не говорится ничего о его исключительной внешности.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Многие христиане убеждены, что погребальная плащаница, хранящаяся в итальянском Турине, запечатлела подлинный лик Иисуса

Это можно сделать, взяв за основу найденные скелеты людей той эпохи.

На мой взгляд, лучше всего отражение примерной внешности Христа можно найти в образе Моисея, нанесенном на стены синагоги III века в городе Дура-Европос, из которого можно понять, как выглядел иудейский философ в греко-римском мире.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Вряд ли у Христа были голубые глаза, как то изображали некоторые художники

Там говорится, что Моисей носил некрашеную одежду, а его накидкой был талит. Это изображение очевидно дает более точное представление о историческом Христе, чем то, что придумали византийцы, воплотившееся затем в общепринятый стандарт.


Образ Иисуса Христа в мировой живописи создан такими великими художниками, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они наделили портрет Спасителя чертами, характерными для греков или итальянцев. Вместе с тем христиане из Африки и арабских стран часто изображают Иисуса темнокожим. Так как же он мог выглядеть на самом деле?


Современные культурологи высказывают мысль о том, что вариативность образа Иисуса обусловлена различиями культуры и традиций художников. В мире доминирует западноевропейский взгляд, но все же можно встретить и портреты, на которых Спаситель наделен чертами араба или латиноамериканца.


В церковной литературе Иешуа Га-Ноцри описывается, как «обычный человек» и «брат» людей. Предположительно, детство и юность его прошли в городе Назарет, а значит, и внешность у него могла быть ближневосточная. Еще одну подсказку можно получить из специальной области знаний – криминальной антропологии. Британские ученые для своих исследований применили методы, идентичные тем, которые полицейские используют, чтобы раскрыть преступления. Вместе с израильскими археологами ученые воссоздали наиболее точное описание самого известного лица в истории человечества.


Исследователь Ричард Нив считает, что комплексное изучение вопроса с использованием данных из области антропологии, археологии, физики и биологии поможет пролить свет на то, как могли выглядеть знаковые личности истории. Он уже занимался «реконструкцией» портретов Филиппа II Македонского, Александра Великого, фригийского царя Мидаса.

Согласно теории исследователя, многие люди не поддерживали расправы над евреями и мусульманами, которые регулярно устраивала католическая церковь, поскольку люди, которых убивали, выглядели так же, как Иисус. Папа Римский Александр VI приказал уничтожить все изображения Иисуса, на которых он был запечатлен, как семит. Вместо этого были написаны новые картины, для которых позировал сын Папы – Чезаре Борджиа. Именно он мог стать прототипом того образа, к которому привыкли сегодня христиане всего мира.


Чтобы воссоздать портрет Иисуса Ричард Нив позаимствовал у археологов три черепа из Иерусалима, которые могли принадлежать современникам Иешуа. Затем ученый провел множество компьютерных исследований и установил, как бы мог выглядеть череп, а также – как располагались мускулы на лице. В соответствии с этой информацией определил форму носа, губ, век. В работе были задействованы и рисунки I века, в соответствии с ними установили, что глаза у Иешуа вероятнее всего были темного цвета, а также что он носил бороду. По сохранившимся остаткам скелетов установили и средний рост семитов – 155 см, и вес – около 50 кг.

В истории нет, пожалуй, другой исторической личности, вызывающей столько противоречивых споров. Эти

Изображения Спасителя, к которым мы привыкли, имеют довольно мало общего с его реальной внешностью. К такому выводу пришли судмедэксперты из Британии, использовав все достижения современной науки.


В европейской традиции Христа принято изображать белокожим мужчиной с правильными строгими чертами лица и длинными каштановыми волосами, падающими на плечи в виде мягких локонов.


Такой образ Иисуса сложился к Средневековью и был закреплен знаменитыми полотнами итальянского Ренессанса, например "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи.



Отставной медик Ричард Нив задумал воссоздать подлинный лик Иисуса, используя хорошо известные ему судебно-экспертные методики. В результате он получил довольно непривычный для нас портрет Сына Божьего. Это мужчина с широким лицом, светло-карими глазами, густой бородой и короткими сильно вьющимися волосами, а также довольно смуглой кожей.



Доктор Нив и его команда создавали эту модель на основе анализа трех черепов, принадлежащих жителям Галилеи того исторического периода, когда происходили описанные в Новом Завете события. Сканируя их методами компьютерной томографии, они построили усредненную 3D-реконструкцию, ставшую основой черепа. Затем команда отработанными методами смоделировала нос, губы, и веки, получив достоверное изображение человеческого лица.


На основании изучения особенностей черепа, конечно, невозможно точно определить цвет глаз и волос. Их устанавливали на основе портретов, сохранившихся в древнейших археологических источниках, тех времен, когда еще не была скомпилирована Библия. В итоге было установлено, что Иисус был темноглазым и темноволосым. Команда исследователей пришла также к выводу, что Спаситель носил короткие прическу и бороду.


Как утверждает Элисон Гэллоуэй, профессор антропологии университета Калифорнии в Санта-Круз, представленные изображения отличает максимально возможный уровень достоверности. Сам Ричард Нив подчеркивает, что получил скорее портрет взрослого человека, жившего в то же время и месте, что и Иисус, но эксперты уверждают, что его изображение вероятно, намного более точно передает внешность Христа, чем картины великих мастеров.

Кроме того, исследователи утверждают, что рост Иисуса равнялся, скорее всего, (как и у большинства его соплеменников того времени) примерно 150 сантиметрам, а вес составлял около 50 килограммов. При этом тело Спасителя должно было быть смуглым с развитыми мышцами, поскольку до 30-летнего возраста он занимался физической работой на открытом воздухе.

Накануне Рождества Христова газета Daily Mail решила обратиться к образу Иисуса Христа. Конкретно — к исследованиям, благодаря которым ученые пытаются его воссоздать, сомневаясь, что традиционные изображения правильные.

Никто ведь не знает как выглядел Иисус Христос на самом деле. В Библии никаких подробностей на этот счет нет. Но благодаря многочисленным живописным полотнам мы представляем себе Сына Божьего в образе человека с тонкими чертами лица и светлой кожей, внешность которого совсем не характерна для той местности, где он родился и вырос. Если бы так было на самом деле и Иисус заметно бы отличался от сограждан, то Иуде не надо было бы указывать на него тем, кто пришли за ним в Гефсиманский сад. И так бы узнали.

Апостол Матфей же сообщает: «… Иуда, один из двенадцати пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его… И поцеловал Его…»

Ричард Ниив (Richard Neave) — художник и специалист по так называемой криминалистической антропологии из Манчестерского университета (The University of Manchester in England), основываясь на показаниях Матфея, вполне разумно предположил: Иисус все-таки должен был походить на семитов из Галилеи .

Вместе с коллегами из Израиля ученый обследовал семитские черепа времен Иисуса. Компьютерная томография помогла выявить характерные особенности. На их основе был «сконструирован» усредненный череп, изготовлена его модель в натуральную величину. А по ней — воссоздан и весь образ по методу профессора Герасимова .

Ниив предположил, что глаза Сына Божьего скорее были темными, чем светлыми. По еврейской традиции он носил бороду.

На счет длины волос Иисуса вопрос спорный. Мы привыкли к нему — длинноволосому. Апостол же Павел, который лично видел Сына Божьего, подмечает в «Первом послании к коринфянам»: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него». Руководствуясь этими строками из «Нового Завета», Ниив с коллегами решили, что Иисус был коротковолосый. И кучерявый, как подавляющее большинство семитов. Вряд ли бы он облысел к 33 годам.

Итог: мужчина с курчавыми темно-каштановыми густыми волосами, карими глазами, крупным носом, с округлым лицом.

Подробнее о том, как восстанавливали образ Иисуса Христа — в журнале Popular Mechanics .

Археологи уверяют, что в I веке нашей эры семитские мужчины были низкорослые — не выше 160 сантиметров в среднем. Весили 50-60 килограммов. Скорее всего и Иисус обладал примерно такими же параметрами. К тому же он был крепкого телосложения, загорел, обветрен — что характерно для бывшей — плотницкой — профессии Спасителя, связанной с работой на свежем воздухе.

В свое время ученые, работающие с итальянской полицией, создали компьютерную программу, которая позволяла «старить» лица — то есть, показывать, как будут выглядеть люди, изображенные на фото через много лет. С помощью такой программы удалось опознать и арестовать нескольких скрывавшихся долгие годы главарей мафии, имея лишь их фото в молодости.

Ныне полицейские запустили свою программу » вспять» — для того, чтобы, наоборот, «омолодить» лицо на фото. И таким образом увидели как выглядел юный Иисус Христос.

В качестве «фото» для виртуального омоложения специалисты использовали изображение со знаменитой Туринской плащаницы, на которой, как многие верят, отпечатался облик Спасителя.

Напомню, Туринская плащаница это льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров. Оно хранится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя. На полотне два негативных опечатка человеческого тела со следами увечий — спереди и сзади.

Одни считают, что именно в это полотно был обернут снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом.

Скептики сомневаются. И подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно. Обе стороны ожесточенно спорят уже многие годы.

Святой престол сохраняет своего рода нейтралитет. Официально не признает плащаницу тем самым погребальным полотном, но бережет ее как ценнейшую реликвию.

Скептическое отношение к подлинности плащаницы основано на исследовании 1988 года, когда три независимые лаборатории провели радиоуглеродное датирование кусочка ткани. И оно дало результат: плащаница была изготовлена в период с 1260 года по 1390. Спаситель на ней — длинноволосый с тонкими чертами лица — вполне соответствовал образу, устоявшемуся к тому времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.