Белый старец и Дордже Пехар. Параллели не пересекаются

Все мы немного язычники... В буддистской мифологии почетное место занимает Дух земли Белый Старец, оставшийся еще от язычества. Он хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне

Будучи в Агинском дацане я сняла этот барельеф

"Новый год в Бурятии немыслим без образа и участия Белого старца - мудрого покровителя людей и животных, с каждым годом все более и более становящегося непременным атрибутом и хозяином Сагаалгана. На наших глазах происходит процесс становления новой традиции, и мы на вопросы друзей из других регионов говорим просто: «А это наш Дед Мороз». Между тем этот милый седобородый старец старше и грознее античного Рима и его легендарных легионов.

Белый старец (Сагаан убген - Cagaan ebugen) является одним из самых распространенных фольклорных образов монголоязычных народов. В мифологии монгольских народов Белый старец входит в число хозяев (эдженов) земли, их глава. Стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в какую-то сторону, и там начнется массовый падеж скота, поэтому его и называют «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий жизнью и смертью».
Как показывает само имя - Белый старец, он представляется и появляется в молитвах и призываниях монголов всегда в образе старого человека, одетого в белое, с белыми волосами и бородой, который опирается на посох с навершием дракона. На его присутствие в добуддийских верованиях монгольских народов указывает монгольский термин «ebugen», который означает «старик», «старейшина», но многими исследователями интерпретируется как «родовой предок», «родоначальник».
Наименование «cagan» (сагаан) - «белый», «седовласый» - указывает на то, что Белый старец - это добрый, благодетельный хозяин земли, родовой предок, покровитель. В настоящее время скульптурное изображение Белого старца, находящееся в Иволгинском дацане, расположено в весьма почетном правом углу алтарного ряда. Танка Белого старца также является частью внутреннего убранства Агинского дацана. Композиции Белого старца в Кижингинском и Цугольском дацанах располагаются на северной стороне цокчен-дацана.



На танка (буддийская икона на ткани) рядом с пещерой Белого старца, как правило, изображены дикие животные и птицы (олени, волки, тигры, лебеди, журавли), в скульптурных вариантах наряду с ними изображаются и домашние животные (крупный рогатый скот, овцы, верблюды). Их наличие особенно подчеркивает роль Белого старца как покровителя животных.

В бурятской традиции Белый старец выступал подателем плодородия, особенно покровительствовал земледелию: «Белый старец следит, чтобы дожди шли в надлежащее время, чтобы урожай зерновых, плодов и ягод был хорошим, поэтому его очень почитают, про него говорят: «Белый старец, умножающий хорошее».

Посох Белого старца можно соотнести с Мировым древом. Так формируется устойчивый семантический комплекс: корни дерева - нижний мир - предки рода - истоки новой жизни (потомки). В то время как корни и крона связаны с ситуацией перемены, ствол дерева служит олицетворением стабильности.

Это символ живущего ныне поколения и в то же время - символическая и реальная опора. Посох Белого старца, украшенный головой дракона, обычно соотносится с посохом шамана, который украшен головой коня и используется как магический жезл. Белый цвет во многих архаичных культурах соотносится с солнцем, как один из его атрибутов. «У бурят непосредственных данных о солярнолунарном культе сохранилось немного, но осталась вера в священность и магическую значимость белого цвета». С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия: белый цвет означал радость, белый смех - смех доброты и дружелюбия и т.д.

В любом традиционном обществе человек, доживший до преклонного возраста, последние годы проводил в новом статусе. Старик - хранитель жизненного опыта - как бы переходил в категорию предков. Это подтверждается тем, что по верованиям бурят только «умершие
естественной смертью уходят к предкам, а те, у которых души были похищены посланцами Эрлик-хана (т.е. умершие раньше положенного срока), попадают в царство Эрлик-хана».

Отметим, что Белый старец - это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств - эти черты в его облике периферийны. Встретив Белого старца в праздничные дни, необходимо отнестись к нему с почтением, рассказать, что прошедший год прожит не зря, за что в наступающем году Белый старец щедро одарит здоровьем, любовью близких и материальным благополучием.

Элеонора Неманова,
к.и.н., этнограф.

Сагаан Убгэн, так его называют буряты, является хранителем жизни и долголетия, а также одним из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Другие традиционные эпитеты Белого старца - Старый владыка, Белый старец Вселенной. Во как! И в связи с этим, его игнорировать ну никак нельзя.)

Белый старец родился стариком, т. к. его мать отказала подать воды бурхану. Бурханы прогневались и запечатали её чрево на сто лет. Вот такие дела.

Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох с навершием из головы макара. Существует несколько вариантов позы Белого Старца: либо он изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост. Первый вариант интересен тем, что Белый Старец держит в руках ещё и Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу Сином. У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне.

А ещё Белый Старец - традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца.

Интересна история конкретно этой статуэтки. Она самая настоящая, вывезли её из Бурятии предположительно в 30-е годы прошлого века. Настолько чтили этого буддисткого святого. Потом она оказалась в Непале. Но непальские ламы сказали, что Старец "просится" на родину и перевезли его в Монголию. Какое-то время Старец находился там. Но и монгольские ламы посчитали, что Сагаан Убгэн не нашёл своего места. И около шести лет назад ламы и шаманы Монголии привезли её в Аршан. Здесь она на своём месте, считают они.

Если вы внимательней вглядитесь в статуэтку, то удивитесь тому, что черты лица у него не манголоидные, ни разу. Буряты же отождествляют Белого Старца с православным Николаем Угодником.
"Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун»."

Так что считайте, что мы побывали в гостях у самого Деда Мороза. Вот где настоящие его владения! А нам сказки про Лапландию, да про Вологду рассказывают.)) Или у него там филиалы расположены...


Белый старец, Цагаан Убэгэн

Впервые услышал, что Белого старца (Цагаан Убэгэн - бурят-монг.) связывают с Пехаром, бонским божеством, приведённым к ваджрной клятве Падмасамбхавой. В частности, это делает Н.Л.Жуковская. Прчем, в Китае она связывает Белого старца с Шоу Сином, в Японии — с Фукурокудзю и Дзюродзином.

Тексты, посвященные Цагаан Убэгэну, свидетельствуют, что его чтут как покровителя богатства, счастья, удачи, семейного благополучия, как божество долголетия, плодородия, продолжения рода. В Монголии он — «хозяин скота», хозяин Земли и всего, что находится на ней, — камней, лесов, воды, трав, зверей; его называют хозяином духов-хозяев земли (сабдагов - тиб.), то есть ставят иерархически выше обычных монгольских духов-хозяев. В сутре из монастыря Гандан он действует как «давший обет помочь всем живущим». Об этой же функции Белого старца свидетельствует и сутра, опубликованная А.М.Позднеевым.



Пехар (Махапанчараджа, или Белый Брахма)

Учёные мыслят этот образ в процессе "возгонки" в пантеон буддизма. Меж тем, помня о том, что Кузнецов, исследуя связи реликтового, дозороастрийского маздаизма и прототибетской религии Юндрунг Бон, соотносил Пехара с Митрой маздаистов и Шенлха Одкаром (божеством-жрецом Белый свет) бонцев. С этой точки зрения нкакой "возгонки" нет и в помине,а есть наоборот - деградация образа от одного из трёх главных божеств Бон, бывших от сотворения мира, до главы сабдагов, духов-хозяев местностей.

Шенлха Одкар (Божество-жрец Белый свет)

Впрочем, учёные часто воспринимают всё слишком формально. Например, А.М.Позднеев отмечает: «Буряты-шаманисты убеждены, что православная церковь чествует Цагаан Убэгэна, объединяя личность последнего со святителем Николаем». В качестве одной из возможных причин этого ученый называет известное иконографическое сходство «маститых, убеленных сединами старцев» , одетых в длинные одежды, с посохом и архиерейским жезлом в руках. А Н.Л.Жуковская дополняет это сходство указанием на высокий лоб и белую бороду, а причину его видит в обычном внешнем заимствовании: «В период активной христианизации бурят во второй половине XVIII — начале XIX века, — пишет она, — популярный здесь образ Цагаан Убэгэна слился с популярным же образом православной церкви, каким был Никола Угодник». Меж тем все эти черты - непропорционально огромный шишковатый лоб, седины и посох с завитком вполне являются чертами даосского китайского небожителя, и даже с намного большей вероятностью)).

В истории религий мы имеем дело больше с процессами дегенерации образов, нежели наоборот. Так что восхождение Белого старца в буддийский пантеон, по моему мнению, доказывает, что он не связан с образом Пехара. Тем более, что последний был введён в пантеон Защитников Дхармы в совсем другой истории - Падмасамбхавой, а не Буддой Шакьямуни, как в истории с Белым старцем.

Ну, стоит тогда уже привести краткий текст дхарани-сутры Цагаан Убэгэна:

Сутра о Белом Старце (Цаган-эбугэн’у судур орошиба)

[Текст восстановлен по репринтному изданию: Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Элиста, 1993]

Я слышал, что говорили так. В одно время всесовершеннейший Будда с Анандою и приемлющими жертву в чашу, с главнейшими из бодхисаттв и хувараками, проходил у горы, которая называлась Чжимисту-ой [плодовитый лес], и в это время увидел одного старца, достигшего уже до пределов человеческой жизни: волосы и борода его были совершенно белые, он был одет в белую одежду и держал в своей руке посох с наконечником, изображающим драконову главу. Такого старца увидел Будда и спросил его: "Зачем в одиночестве живешь ты у горы?"

Всесовершеннейший Будда, - отвечал старик, - я жил на этой горе, и выше меня было небо, а внизу мать утугэн [земля]. Я повелитель диких зверей, ядовитых змей, людей и животных, гениев земли и воды, хранителей царств. Как ни свирепы гении 24 стран, - я могу управлять ими. На горах я - владыка гор, я владыка земли, я владыка воды; в храмах я владыка пространства, на котором помещаются священные книги; в городах я владыка места, на котором стоит город. Я в точности знаю добродетели и грехи людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моем ведении. Я даю счастье совершать добродетельные дела; поступки добродетели и греха, основы благих дел, почтительность к родителям, веру в три драгоценности, все это рассеиваю я, ниспускаясь первого и 15-го числа каждого месяца; а в день мыши ниспускаются вместе два докшина, черный горный демон, повелитель привратников ада и владыка огня: они подробно и без пропусков описывают все дурные и добрые деяния, которые сделали люди, я же принимаю эту запись. Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения к трем драгоценностям, всех тех и обо веем том небесные гении записывают. Потом я, вместе с докшинами земли и воды, владыками несчастных дней, девяти звезд пяти свирепых галабов, с владыками земли и владыками вод, с владыками городов и местностей схожу и таковых греховных существ предаю чертям, принадлежащим к 100 различным родам, навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии как дождь. Обманы, невыгоды, порчу в вещах, убытки, смерть и мучения - все это даю я.

На эту речь повелителя неба всесовершеннейший Будда сказал: "хорошо, хорошо!" и потом произнес, обращаясь к ученикам: «Дети высокородных, дайте клятву перед моим лицом в том, что вы будете охранять одушевленные существа и помогать им!»

Кто эту книгу перепишет, приобретет, покажет другим, или прочтет, заслуги того безгранично велики; а если кто прочтет ее семь раз, тот избавится от болезней. Так сказал Будда и произнес следующие тарни: «Ом-на-мо-са-лу-то-ма-дока-то-ло-то н ом-то-ло-то-ло дий-я-сва-ха-ха-ха-ха». Услышав эти тарни, все гении земли и воды возблагоговели пред Буддой и, сложив ладони, поклонились.

Белый Старец - Божество, широко распространенное в Восточной и Центральной Азии олицетворяет образ хозяина времени, пространства и всего мира, повелителя жизни и смерти.

Белый Старец великое божество для монголо-этнического мира. В культурах Монголии, Бурятии и Калмыкии, Белый Старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды.

Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге - супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках (прикосновение этого посоха дает долгую жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом (персик - символ женского начала).

Белый старец не имел отношения к буддизму, это главный языческих бог кочевых азиатов который имея сильные основы почитания с приходом буддизма со временем слился с буддистскими верованиями и стал почитаем и там. В Калмыкии в столице республики Элисте статуя белого старца, по сути языческого божества, стоит на территории Золотой обители Будды Шакьямуни.
Сама скульптура Белого Старца представляет собой Трёхметровую скульптура из белого уральского мрамора.

Покровитель калмыков (Цаган Аав), хранитель богатства и изобилия, семейного благополучия изображён во весь рост, с накинутой на плечах сутане-лавшаг, в шапке- гюрсн. В правой руке он держит посох, а левую положил на спину волка, символизирующего неподкупность и незыблемость. Здесь же присутствуют обитатели степи — сайгак, птица Хан Гаруди (орёл), на фоне солнца высечен калмыцкий узел- символ вечности, жизни и бессмертия Вселенной.

Открытие скульптуры Белого Старца воплощенного скульптором Н. Эледжиевы состоялось в 1998 году.

Как-то мне в руки не случайно попало изображение белого старца. Я увидел его в сновидении, а потом просто не мог не приобрести его в продаже через несколько дней в одном эзотерическом магазине. Наконец я докопался до хорошей статьи про этот образ. И вот что о нём пишут:


Новый год в Бурятии немыслим без образа и участия Белого старца - мудрого покровителя людей и животных, с каждым годом все более и более становящегося непременным атрибутом и хозяином Сагаалгана. На наших глазах происходит процесс становления новой традиции, и мы на вопросы друзей из других регионов говорим просто: «А это наш Дед Мороз». Между тем этот милый седобородый старец старше и грознее античного Рима и его легендарных легионов.

Белый старец (Сагаан убген - Cagaan ebugen) является одним из самых распространенных фольклорных образов монголоязычных народов. В мифологии монгольских народов Белый старец входит в число хозяев (эдженов) земли, их глава. Стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в какую-то сторону, и там начнется массовый падеж скота, поэтому его и называют «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий жизнью и смертью».

Как показывает само имя - Белый старец, он представляется и появляется в молитвах и призываниях монголов всегда в образе старого человека, одетого в белое, с белыми волосами и бородой, который опирается на посох с навершием дракона. На его присутствие в добуддийских верованиях монгольских народов указывает монгольский термин «ebugen», который означает «старик», «старейшина», но многими исследователями интерпретируется как «родовой предок», «родоначальник».

Наименование «cagan» (сагаан) - «белый», «седовласый» - указывает на то, что Белый старец - это добрый, благодетельный хозяин земли, родовой предок, покровитель. В настоящее время скульптурное изображение Белого старца, находящееся в Иволгинском дацане, расположено в весьма почетном правом углу алтарного ряда. Танка Белого старца также является частью внутреннего убранства Агинского дацана. Композиции Белого старца в Кижингинском и Цугольском дацанах располагаются на северной стороне цокчен-дацана.

На танка (буддийская икона на ткани) рядом с пещерой Белого старца, как правило, изображены дикие животные и птицы (олени, волки, тигры, лебеди, журавли), в скульптурных вариантах наряду с ними изображаются и домашние животные (крупный рогатый скот, овцы, верблюды). Их наличие особенно подчеркивает роль Белого старца как покровителя животных.

В бурятской традиции Белый старец выступал подателем плодородия, особенно покровительствовал земледелию: «Белый старец следит, чтобы дожди шли в надлежащее время, чтобы урожай зерновых, плодов и ягод был хорошим, поэтому его очень почитают, про него говорят: «Белый старец, умножающий хорошее».

Посох Белого старца можно соотнести с Мировым древом. Так формируется устойчивый семантический комплекс: корни дерева - нижний мир - предки рода - истоки новой жизни (потомки). В то время как корни и крона связаны с ситуацией перемены, ствол дерева служит олицетворением стабильности.

Это символ живущего ныне поколения и в то же время - символическая и реальная опора. Посох Белого старца, украшенный головой дракона, обычно соотносится с посохом шамана, который украшен головой коня и используется как магический жезл. Белый цвет во многих архаичных культурах соотносится с солнцем, как один из его атрибутов. «У бурят непосредственных данных о солярнолунарном культе сохранилось немного, но осталась вера в священность и магическую значимость белого цвета». С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия: белый цвет означал радость, белый смех - смех доброты и дружелюбия и т.д.

В любом традиционном обществе человек, доживший до преклонного возраста, последние годы проводил в новом статусе. Старик - хранитель жизненного опыта - как бы переходил в категорию предков. Это подтверждается тем, что по верованиям бурят только «умершие
естественной смертью уходят к предкам, а те, у которых души были похищены посланцами Эрлик-хана (т.е. умершие раньше положенного срока), попадают в царство Эрлик-хана».

Отметим, что Белый старец - это, в первую очередь, бог смерти; хотя в отдельных случаях он может выступать как владыка плодородия, хозяин (и даже даритель) неистощимых богатств - эти черты в его облике периферийны. Встретив Белого старца в праздничные дни, необходимо отнестись к нему с почтением, рассказать, что прошедший год прожит не зря, за что в наступающем году Белый старец щедро одарит здоровьем, любовью близких и материальным благополучием.

Элеонора Неманова,
к.и.н., этнограф.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.