Цвет облачения священников на праздники вознесение. Одежда: Пасха больше белая, а Светлая неделя – повседневная

А еще – в голубом, зеленом, красном. В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое символическое значение.

В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое
символическое значение

Белый

Наверное, ты уже знаешь, что белый цвет представляет собой сочетание всех цветов светового спектра. Во всех культурах мира ему придают особое значение. В Православии он является символом Божественного света. В церковных облачениях этот цвет используются в те праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света. Давай вспомним эти события Священной истории.

Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Ее осенит Божественная благодать и Она станет Матерью Бога.

Рождество Христово. В этот величайший для всего человечества день в мир явился Спаситель.

Богоявление. При Крещении Иисуса Христа разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и на Него сошел Святой Дух в виде голубя.

Преображение. Когда Христос явился ученикам на горе Фавор, они не могли смотреть на своего Учителя – так сиял исходящий от Него Божественный свет.

Вознесение Господне на небо . Этот праздник означает обожествление человеческой природы Христа, когда Его тело перестает быть видимым для человеческого глаза.

Светлое Христово Воскресение . В начале Пасхального Богослужения священники также надевают облачения белого цвета. Почему? В память о таком событии: из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя воссиял Божественный свет.

Но затем священник меняет облачение, и даже ни один раз. Разноцветные одежды подчеркивают, что Пасха – это праздник праздников, великое торжество, когда все в мире ликует и сам мир переливается всеми цветами радуги.

Священник облачается в белые одеяния и на заупокойных богослужениях, отпевая усопших. Это связано с тем, что в своих молитвах о почивших мы просим Господа упокоить их со святыми, даровать им Царствие Небесное, где, по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света.

Красный

Это первый цвет радуги. Он символизирует Божественную любовь. Но это и цвет крови, которую пролил за нас Спаситель, а также святые мученики, пострадавшие за веру Христову.

Облачения красного цвета священники надевают на Пасху. Смена одежд во время Пасхального богослужения заканчивается облачениями красного цвета, которая подчеркивает великую радость праздника и торжество жизни. Следующие 40 дней после Пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях. В дни памяти святых мучеников.

Оранжевый

Следующий цвет радуги – оранжевый. Этот цвет очень тонкий, он может казаться и желтым, и красным, поэтому отдельно в церковных облачениях не используется. Его можно увидеть лишь в сочетании с желтым или красным.

Желтый

Желтый – цвет золота, поэтому именно его называют Царским. А кого Церковь называет Царем? Христа Спасителя. Он утвердил на земле Церковь и поставил в ней Своих служителей – апостолов и их последователей.

Именно в желтые одеяния облачаются священники в воскресные дни, когда прославляется Христос, его победа над силами ада. Эти облачения полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей – то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию. Вот почему богослужебная одежда желтого цвета используется чаще всего.

Зеленый

Он символизирует жизнь, обновление и представляет собой сочетание двух цветов: желтого и голубого. Желтый, как мы выяснили, это цвет Иисуса Христа, а голубой – Святого Духа.

Зеленые одежды священники надевают на Святую Троицу. В этот праздник мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь, на всех верующих во Христа. Такое единение с Богом и есть символ вечной жизни, к которой призван каждый из нас.

В дни памяти преподобных. Преподобные – это святые, которые вели монашеский образ жизни, уделяя особое внимание духовным подвигам. Среди них и Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и Мария Египетская, и Серафим Саровский, и многие другие подвижники.

Но почему их духовный подвиг Церковь соотносит с зеленым цветом облачений? Та подвижническая жизнь, которую вели святые, изменила их человеческую природу – она обновилась, стала иной. На этих людей сошла Божественная благодать, и они еще при жизни соединились со Христом (желтый цвет) и со Святым Духом (голубой цвет).

Голубой и синий

Это цвета неба, откуда сходит Дух Святой. Это символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери. Пресвятую Богородицу Церковь называет сосудом Святого Духа. Она стала Матерью Спасителя после того, как на Нее сошел Дух Святой.

Голубой цвет — символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери

Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в праздники, посвященные Божией Матери. Это: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне, Успение, дни прославления икон Божией Матери.

Фиолетовый

Если все цвета радуги расположить по порядку и первый (красный) соединить с последним (синим), то есть замкнуть кольцо, то в результате смешения двух этих цветов мы получим фиолетовый. Его значение определяют те цвета, о которых мы уже говорили, – красный и синий. Это символ Божественной любви и символ Святого Духа. Именно поэтому фиолетовый цвет отличается особой духовностью.

Фиолетовые облачения священники надевают в те дни, когда вспоминаются крестные страдания Спасителя, Его смерть на Кресте (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица), а также дни поклонения Кресту Христову.

Фиолетовый цвет — это символ Божественной любви и символ Святого Духа

Оттенки красного цвета в фиолетовом говорят о любви Бога к человеку, ради которой он принял крестные страдания. Оттенок же синего означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан со Святым Духом, являясь одной из ипостасей Пресвятой Троицы.

В радуге фиолетовый цвет самый последний – седьмой. Он соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же стал днем покоя.

После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от земных дел.

Есть еще одно значение фиолетового цвета, связанное с его особым свойством, – соединять начало и конец радуги. Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний». Это надо понимать так: конец земной жизни Спасителя стал началом новой жизни – в Царствии Небесном.

Черный

В церковном облачении используется и черный цвет. В сознании русских людей он с давних пор ассоциируется со смирением и покаянием. Вот почему монахи всегда в черном.

Черный цвет — цвет смирения и покаяния

Такие облачения используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется). Они напоминают о том, что Великий пост – время особого покаяния и смирения.

В ночь с субботы на воскресенье в храмах начинаются праздничные богослужения. В это время в церкви читаются Деяния святых апостолов и проходит крестных ход, который предваряет начало пасхальной утрени.

Собираясь в храм, сложите в корзинку куличи и яйца. Оденьтесь опрятно и просто, одежда должна прикрывать руки, колени и зону декольте.

Женщинам следует покрыть голову платком или любым другим головным убором.
Косметика в храме не приветствуется, но, если вы не можете без нее, то пусть она будет натуральной гаммы и без губной помады, чтобы при целовании икон и крестов не оставить на них следы.

Войдя в церковь, перекреститесь три раза с поясным поклоном. (Делать это нужно правой рукой без перчатки.)
Мужчинам следует снять головной убор.
Во время службы громко не разговаривайте, не общайтесь по мобильному телефону и не расталкивайте людей.

Поставьте несколько свечей за здравие и упокой своих близких. Во время зажигания свечей мысленно произносите имена тех, за кого вы просите.
Креститесь при словах: «Во имя Отца и сына, и Святого Духа», «Господи, помилуй», «Слава Отцу и Сыну, и Святому духу».

А когда священник осеняет вас Евангелием, крестом или образом, нужно поклониться.
При крестном ходе идите позади батюшки.
Уходя из храма, также трижды перекреститесь с поясными поклонами.
Придя домой, начните праздничный завтрак со своими родными со слов «Христос Воскресе!».

Пасхальная свеча

Во время пасхальной службы нужно ставить большую свечу. Такие традиции существует во всех христианских странах. От этой свечи потом зажигают все остальные светильники в церкви.

Ритуал зародился в 4 веке нашей эры, причем главная свеча является символом Иисуса Христа, а ее священное пламя — символом Воскресения.

В старину прихожане уносили домой свечки с благословенным огнем, чтобы с их помощью затеплить домашние лампы и растопить очаги.
Этот обычай символизировал жертву Христа, отдавшего жизнь ради людей.

Как одеваться в храм

Самое главное правило в выборе одежды для похода в церковь – наряд должен быть красивым и вместе с тем, должен скрывать женское тело от взглядов посторонних людей.

Этот праздник во всех храмах считается светлым, так что одежды предпочтительно светлых тонов.
Женщина всегда в церкви должна быть с покрытой в платок головой.

На Пасху допускается красный цвет в одежде, это может быть шарф, вышивка, блуза, даже пальто.
Но не однотонно красный платок и не обувь. Так как красный платок на голове в храмах символизирует женщин определенного склада.

Платки, особенно, если обычно вы носите шапки, можно заменить газовым шарфом.
Прежде всего, одежда должна прикрывать грудь, плечи и колени.
Считается, что женщина должна быть в храме в юбке, причем, в юбке достаточно длинной.
Обязательно должна прикрывать колени, а лучше, если юбка будет значительно ниже.

Синтетические ткани, особенно легковоспламеняющиеся и малодышащие, не стоит одевать.
Стоять, пока идет церковная служба на Пасху придется не полчаса, людей много, горящих свечей и случайных толчков избежать очень трудно.
Если есть возможность, одевайтесь во что-то, что позволит коже дышать и не загорится от случайно упавшей свечи.
Обувь должна быть удобной и комфортной чтобы вы смогли отстоять службу.

На разные церковные праздники можно надеть платки разных цветов

Например во время Великого поста, полагается надевать платок и одежду темных цветов. Т.к. все люди в это время скорбят по распятому Христу.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ — это цвет скорби и покаяния.
На праздники в честь икон Пресвятой Богородицы батюшка облачается в одежду ГОЛУБОГО ЦВЕТА ,
значит и прихожанам желательно одеть что-то голубого или синего цвета (платок или одежду).
На праздник Троица желательно, чтобы присутствовал зеленый цвет. Поэтому и платок желательно ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА .
На праздник Вербное Воскресение женщина также может одеть платок зеленого цвета,но может быть и в темном платке, так как все еще идет Великий пост.
На Пасху и 40 дней после Пасхи желателен КРАСНЫЙ или БЕЛЫЙ в одежде и платок таким же цветом.
Красный цвет- это цвет крови, которую пролил Иисус Христос за людей, которых он безгранично любит.
Еще красный платок одевают на службы в честь мучеников Христовых, проливших кровь за Христа.
Во все воскресные службы,если не выпадает никакой праздник,батюшка облачается в одежды желтого цвета, поэтому и женщины могут покрывать голову платком ЖЕЛТОГО ЦВЕТА

Почему в Пасху нежелательно ходить на кладбище?

Церковь неодобрительно относится к обычаю приходить на могилы в Пасху, так как пасхальная радость вытесняется из жизни, омрачается скорбью об усопших,
а зачастую ещё и заглушается «кладбищенской тризной».

В церковном уставе для поминовения усопших всегда существовали особые дни.
Таким ближайшим к Пасхе днём является Радоница – она празднуется во вторник после Светлой седмицы.
Именно в этот день Церковь призывает прийти и разделить пасхальную радость (отсюда и название праздника)
со своими усопшим близкими и соборно помолиться за них Воскресшему Христу.

Конечно, приходить на кладбище в Пасху не грех, однако Воскресение Христово – это время, когда мы можем и должны в полной мере ощутить торжество жизни,
которая всё равно победит смерть, как и Христос победил её.

03.05.2014

В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим портал «Приходы» провел опрос «Пасхальная одежда». Прихожане Спасо-Преображенского собора Хабаровска, Никольского собора Красноярска, Покровского собора Шахт, храма пророка Илии в Черкизове Москвы стали участниками эксит-поллов, ответив на несколько необычных вопросов, посвященных пасхальному гардеробу.

Празднично нарядиться на Пасхальную службу планировало 155 опрошенных, 26% из которых - мужчины. Во всех четырех городах самыми активными «модницами» стали женщины молодого и среднего возраста: 40% из них ответили «да» интервьюеру.

Пасха в России традиционно ассоциируется с красно-белой цветовой гаммой. Однако поскольку в Воскресении Христовом, в торжестве из торжеств, сошлись все праздники, священнослужители на Пасхальной утрене переоблачаются в священнические одежды разных цветов – желтые, золотистые, голубые, зеленые.

Как правило, исключаются цвета, напоминающие о посте: черные и фиолетовые. «Приходы» поинтересовались: «Одежду какого цвета предполагаете надеть в Пасхальную ночь?».

Красный цвет предпочло 13%, белый – 16%, черный – 3%, другие цвета – 5%, разноцветные одежды – 15%. Остальные затруднились ответить.

При этом женщины чаще называли белый цвет (за него высказалось 12% современных мироносиц, за красный – 8%, за разноцветье – 9%). Для 71%, по-видимому, вопрос о цвете одежды был слишком неожиданным, они не смогли на него ответить.

Вряд ли кто-либо из опрошенных мужчин хотел одеться в красный костюм, но 11 из них намеревались добавить красный цвет в свой пасхальный гардероб, а 16 склонялись к светлым и белым тонам, 38 респондентов-мужчин высказались за разноцветье.

Интересно, что никто из отвечавших в донском городе Шахты не назвал красный цвет как желаемый в своей одежде на праздник Пасхи. Здесь преобладали светлые тона и синий цвет.

Только один мужчина из всех опрошенных сообщил, что не планирует наряжаться и не может сказать, в какой цвет будет одет.

На вопрос: «Одеваетесь ли вы празднично всю светлую седмицу?» 30% ответило положительно, 5% либо не задумывались об этом, либо не всегда получается соблюдать праздничные тенденции в одежде.

Из 403 респондентов сказали, что не наряжаются в пасхальные одежды всю неделю 9% мужчин и 15% женщин. Остальные респонденты (41%) воздержались от ответа.

Редакция портала «Приходы» выражает благодарность за содействие в проведении опроса молодежи Спасо-Преображенского собора Хабаровска и лично Юлии Шутовой, молодежи Никольского собора Красноярска и лично Андрею Скворцову, Покровского собора Шахт и лично Павлу Щербине, Анне Банниковой и Александре Маляровой из храма пророка Илии в Черкизове.

Эксит-поллы состоялись 7 апреля и 13 апреля 2014 года у выходов из храмов, респонденты отвечали на вопросы на условиях анонимности. Исследование организовано с целью получения информации о подготовке людей к Пасхе, их вовлеченности в нее на примере подбора одежды.

Евгения Жуковская

фотографии Патриаршей пресс-службы, Санкт-Петербургской духовной академии, пользователей социальных сетей

Во время подготовки к походу в храм на пасхальную службу многих киевлянок терзают неудобные вопросы. Можно ли красить губы красным? И что делать, если на лицо или в глаза попадет святая вода, а на улице - холодина? Ответить на эти и другие вопросы "Комсомолке" помог руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Георгий Коваленко.

1. Как правильно одеться для похода на пасхальную службу? Можно ли девушкам наносить макияж?

Чем меньше косметики на лице у женщины - тем лучше, конечно же. Бога ведь ярким макияжем не привлечешь. Выглядеть нужно скромно. В послании апостола Петра говорится: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос". Этим и нужно руководствоваться.

Одежда также должна быть скромной - женщинам традиционно лучше надеть длинные юбки. В этом году погода не слишком разгулялась, потому любой благоразумный человек оденется тепло, если решит посетить ночную службу.

2. Что положить в пасхальную корзину?

В вашей корзинке должен быть сдобный кулич или творожная пасха, писанки или крашенки, можно положить туда мясные продукты. Ведь тем, кто держал пост, теперь можно их кушать. Допустимо также красное сухое или крепленое вино.

Конечно, часто в корзины кладут и крепкие алкогольные напитки. У нас даже шутка по этому поводу есть. Мол, не боятся ли владельцы этих бутылок, что после освящения жидкость в них превратится в воду? Ведь если вода превратилась в вино, может быть и обратная реакция. Забавно наблюдать, как сразу после этих слов люди начинают прятать горлышки бутылок под другими продуктами в корзине.

3. Когда лучше приходить в церковь?

По-церковному приходить нужно, конечно же, к началу всенощной. Ведь важно богослужение, а не чин благословления корзин. В разных храмах службы могут начинаться в разное время, с разницей в полчаса или час, но в полночь в церкви уже нужно быть. К слову, в идеале корзины для благословления должны приносить только те, кто держал пост.

4. Можно ли приходить на пасхальную службу беременным, женщинам в критические дни? Брать с собой детей?

Беременным приходить не то что можно, а даже нужно! Это будет полезно и ей, и ребенку. В этом случае все зависит от самочувствия женщины - выстоять полунощную ей может быть сложно физически.

Никаких запретов относительно детей на пасхальных службах тоже нет. Я бы посоветовал решить этот вопрос родителям. Если ребенок маленький, он может устать, капризничать, засыпать. И радости от службы не получит. Лучше для ребенка, если его приведут в церковь днем, когда он полон сил. Ведь благословение корзин в большинстве храмов проводят почти все воскресенье. Тогда красивые пасхальные церемонии запомнятся ему яркими и интересными.

Для женщин в критические дни есть некоторые ограничения. На пасхальных службах они присутствовать могут, но им нельзя причащаться и прикладываться к иконам.

5. Если во время освящения куличей святая вода попала на лицо, можно ли ее вытирать?

Ничего страшного в том, что человек оботрет лицо, нет. Капли ведь и в глаза могут попасть - не страдать же. Неуважением к церкви это считать не нужно. Ведь во время процедуры освящения святая вода попадает на землю.

РАСПИСАНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Киево-Печерская лавра (ул. Лаврская, 2)

19 апреля в 23.30 - на площади перед Софиевским собором начнется пасхальное богослужение. После - освящение корзин.

Свято-Михайловский Златоверхий монастырь (ул. Трехсвятительская, 6)

21 апреля в 9.00 в соборе пройдет праздничная Божественная литургия, которую возглавит патриарх Киевский Филарет. После литургии пройдет крестный ход.

Свято-Владимирский собор (бульв. Шевченко, 20)

Свято-Михайловский Выдубицкий монастырь (ул. Выдубицкая, 40)

Кирилловская церковь (ул. Елены Телиги, 12)

С 23.00 - начало пасхальной службы.

Андреевская церковь (Андреевский спуск, 23)

Вышитых произведений церковного искусства, включая церковные облачения и храмовую утварь.

ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ ДУХОВЕНСТВА

По существу, в соответствии со сложившимся каноном цветовая гамма церковных богослужебных облачений состоит из двух основных цветов : белого и черного. При этом белый цвет вмещает все семь основных цветов спектра, на которые он разлагается, а черный цвет олицетворяет отсутствие света, и символизирует небытие, смерть, траур, отречение от мирской суеты и богатства, принадлежность к «темным силам».

ВСЯ ГАММА ЦВЕТОВ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ

Черный цвет олицетворяет ад, смерть, духовную тьму. В иконописи черным закрашивалось изображение пещеры, в которой в белых пеленах покоится родившийся Богомладенец; изображения гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь; отверстие ада, откуда воскресший Христос выводит праведников (тоже в белых пеленах). Если нужно было изобразить что-то, имеющее в обычной жизни черный цвет, то этот цвет заменяли другим. Например, черных коней изображали синими. По той же причине в древности старались избегать и коричневого цвета, так как он по существу является цветом «земли» и грязи.

Желтый цвет в иконописи и богослужебных облачениях является преимущественно синонимом, образом золота.

Белый цвет - символ Божественного нетварного (несозданного) света. В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. На Пасху в некоторых храмах на каждой из восьми песней канона принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

Красный цвет продолжает богослужение Пасхи вслед за белым и не изменяется до праздника Вознесения. Этот цвет является символом пламенной любви Бога Отца к роду человеческому. В красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников, т.к. красный цвет символизирует кровь. В Великий четверг цвет облачений - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.

Желтый (золотой) и оранжевый - цвета славы, царского и епископского величия и достоинства. В облачениях этого цвета служат по воскресным дням - дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

Зеленый цвет является слиянием желтого и голубого. Зеленые одеяния приняты в дни подвижников и преподобных и напоминают об их монашеском подвиге, который соединяет человека со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа служат в зеленых цветах всех оттенков.

Голубой или синий - цвета неба, бесплотных сил, дев и девственников. Голубой цвет неба соответствует ипостаси Духа Святого. Невещественная область небесного бытия – Небо духовное является отображением неба вещественного. Дух Святой называется Царем Небесным. Голубой цвет это цвет праздников Пресвятой Богородицы потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого дважды осенена Его наитием - в Благовещении и в Пятидесятнице. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.

Однако на иконах Матерь Божия часто изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета , надетом поверх одеяний темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что в древности наряду с золотыми одеяниями цари и царицы носили и пурпурные одежды, багряницы. В этом случае в иконописи цвет покрывала говорит о том, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Фиолетовый соединяет в себе красный - цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий на то, что Крест открыл нам дорогу в небо. Принят в дни памяти Креста Господня и употребим для епископской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Епископа, образом и подражателем которого он является в Церкви. Наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства имеют тот же смысл. На Крестовоздвижение принят особый чин. Вечером (до выноса Креста) принят фиолетовый цвет, а утром белый, как на двунадесятый Господский праздник.

Черный или темно-коричневый - цвет плача и покаяния, принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

ЦВЕТА ПОВСЕДНЕВНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. На первой седмице Великого Поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

В древности повседневные одежды духовенства Православной Церкви (особенно - монашества) были черными, однако богослужебные облачения не были черными. В Греческой и Русской Церквах по Уставу в Великий пост служили в облачениях темно-красного цвета (багровых). В 1730 г. для участия в похоронах Петра II петербургскому духовенству впервые было предложено облачиться в черные ризы. С тех пор в погребальные и великопостные службы приняты черные облачения .

Полное богослужебное облачение священника состоит из шести одеяний: подризника , епитрахили , поручей , пояса, набедренника и фелони . Палица по существу то же, что и набедренник , поэтому она не учитывается.

Некоторые священники при богослужении носят фиолетовую камилавку - головной убор цилиндрической формы. Камилавка – вторая по счету после набедренника награда священников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.