Святой николай - православный мир празднует его рождество. Крампус — темный спутник Святого Николая

МОСКВА, 26 мая 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного прибытию в Россию мощей Николая Чудотворца. Прибытие мощей Николая Чудотворца в Россию (реликвию доставили в Москву из итальянского города Бари 21 мая с.г., она вывезена за границу впервые за 900 с лишним лет) стало значимым событием в масштабах страны. О нем знают более трех четвертей наших сограждан (81%) , в т.ч. 52% - хорошо знают о событии – по данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного в первую неделю поклонения мощам. Желание приложиться к мощам Николая Угодника выразили более двух третей респондентов (72%), а среди представителей отдельных групп эта доля превысила 80%: женщины – 81%, люди в возрасте 60 лет и старше – 82%, последователи православия – 87%. У Святителя Николая хотят в первую очередь попросить здоровья, помощи в личных делах и мира. В целом прецеденты вывоза реликвий и мощей святых из других стран для поклонения верующими в нашем обществе воспринимаются с одобрением и пониманием: поддерживают подобные инициативы 83% россиян , против – только 11%, последние, как правило, говорят, что святыни не нужно тревожить, перевозя из одного места в другое. Главным аргументом сторонников является тот факт, что святыни станут более доступны для тех, кто по тем или иным причинам не может выехать за границу. Данные опроса комментирует руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов : « В данном случае мы можем говорить о событии огромного значения для православных, всего российского общества. Интерес и уважительное отношение свидетельствуют не только о степени воцерквленности россиян, но и стремлении к объединению вокруг ценностей, лежащих в основе христианского учения. Поклонение мощам – это проявление уважения к духовному подвигу святого и обращение в надежде на помощь. Очевидно, это событие станет одним из самых значимых в этом году» . Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 23-24 мая 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Шестнадцать с половиной веков отделяют нас от дня его блаженной кончины. Святитель Николай, родившийся около 280 года в малоазийском городе Патаре, в Ликии – «Волчьей стране», тогда провинции Римской империи, скончался в декабре 545 года и, как архиепископ города Мир в области Ликийской, нашел себе упокоение в этом городе. Император Феодосий Младший в 5 веке воздвиг здесь большой кафедральный храм, где положены были мощи Святителя. Здесь пребывал не оставлявший и по смерти своей паствы епископ до второй половины 11 столетия.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесены из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые немедленно снарядили корабль, посадили на него духовенство и почетных граждан и отправили их за мощами. Посланные нашли мощи в упомянутой Феодосиевой базилике под спудом и, вылив предварительно миро, истекавшее от мощей святого, в особые сосуды, перенесли гроб Святителя на корабль. В ночь на 11 апреля корабль покинул Ииры, а 9 мая прибыл, выдержав предварительно карантин, в Бари, жители которого во главе с епископом и духовенством вышли на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.

От нестерпимой синевы Адриатики, с тихой набережной им- ператора Августа несколько сот шагов в глубину старого города – и перед нами Сан Никола, «Латинская базилика», как называют здесь храм, где уже более девятисот лет почиют мощи Великого Святителя.

В незапамятные времена древние жители Апулии на хорошо за- щищенном мысу создали этот город, завоеванный Римом в 3 веке до Р.Х. и ставший с тех пор одним из главных адриатических портов Италии. Много веков и крови протекло с того времени. Город был опустошен остготами – и завоеван Византией. Взят лангобардами – и перехвачен затем арабами, основавшими тут свой эмират. С 876 года на два века он вновь отошел к Византии – пока греков не изгнали отсюда в (1071 г.) викинги Робера Гвискара.

В первый период господства норманнов и произошло описанное событие, навсегда сделавшее заурядный итальянский порт одной из столиц христианства – городом Святого Николая. Именно почерк викингов безошибочно угадывается в авантюрной истории «перенесения» (чтобы не сказать «похищения») мощей из Мир Ликийских. Впрочем, на фоне того, что, по некоторым источникам, в Мирах хозяйничали с 50-х годов столетия некие «сарацины» (может быть, просто приблудные арабские пираты), похищение выглядело в глазах современников почти как освобождение святыни из рук неверных. Вспомним, что дело происходит всего за несколько лет до первого крестового похода. Впрочем, Роберт Гвискар ни секунды бы не медлил и перед тем, чтобы увезти святого Николая из владений вполне православных византийцев.

Кстати, говоря об апрельских – майских событиях 1087 года и вообще о почитании Святителя Николая Мирликийского в Бар-граде, нужно подчеркнуть, что отделение Католической Церкви от Православной только только совершилось (в 1054 г.) и эпохальное событие это еще не было осмысленно современниками с той глубиной и резкостью, как представляется сегодня нам. Может быть, этим и обусловлено единство Никольского культа на Руси и в Италии: тут и фактор общих связей через викингов («варягов» на Руси), и смешанный характер (итальянско-греческий, православно-католический) религиозных общин Южной Италии, и вообще память нерасторгнутого еще религиозно-культового единства с православным Западом.

Так или иначе, через два года по перенесении мощей по воле норманнских правителей и по благословению папы в Бари построена была специально для гробницы Святителя Николая великолепная базилика, один из лучших образцов романской архитектуры.

Двумя рядами коринфских колонн белокаменный храм правильно расчленен на три нефа, каждый из которых заканчивается на востоке абсидой. Здесь встречают нас уникальные образцы средневековой религиозной пластики. Главный престол в центральной абсиде отделен от нефа алтарными колоннами из бледно-розового мрамора. Такой же мраморный киворий осеняет его. Вся обстановка вполне достойна храма, посвященного имени великого поборника христианства. Впрочем, как писал известный русский историк-литургист А.Л.Дмитриевский, «иначе и быть не могло по отношению к храму, на который обращены взоры всего христианского мира, без различия вероисповеданий. Созданный повелением папы Урбана 2, всегда подчиненный непосредственно ведению главы Католической Церкви, хранитель мощей патрона или покровителя города и святыни, чтимой всем христианским миром, храм Святого Николая в Бари пользовался вниманием королей польских и сербских, лиц, принадлежащих Русскому Царствующему дому».

Короли и королевы (в т.ч., польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош 11 в 1519 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош 111 в 1525 г. пожертвовал запрестольный образ Святителя Николая Угодника. На средства Государя Николая 11, после посещения им Бари, еще в бытность наследником, перемощен мраморный пол там же, в крипте.

В архиве храма сохранилась книга почетных гостей. На одной из страниц – лаконичный автограф: «Николай. 12 ноября 1892 года». Есть в храме и икона, пожертвованная последним русским императором своему Ангелу.

9 мая Западная и наша Русская Церкви празднуют «вешнего Николу» – перенесение мощей Святителя Николая в Бари. Праздник этот, рассказывает А.Л.Дмитриевский, «собирает в город массу богомольцев со всей Италии и из других стран, как православных, так и католиков, и обставлен торжественными службами и литаниями».

Крипта, точнее, подземная церковь, в которой находятся мощи Святителя, представляет собой наиболее древнюю часть храма, она была освящена папой Урбаном 111 октября 1089 г. Церковь перестроена из прежнего дворца катапана – византийского губернатора Апулии. Строительство длилось два года. Пространство церкви (50 х 15 м) членится рядами 26 колонн; две из которых – редкого нумидийского мрамора, остальные греческие. Одна колонна, в углу, у подножия лестницы, обхваченная железными связями, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. Согласно древней легенде, колонна эта происходит из Никольского храма в Мирах Ликийских. Она сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.

Гробница Чудотворца имеет строгую аскетическую форму (позднейшие серебряные оклады были убраны при последней реставрации). Ь передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое священники проникают внутрь для сбора чудесного мира. Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по разному: православные «елеем» или «миром», современные католики «манной святого Николая». Для удобства сбора мира дно гробницы сделано слегка покатым к центру. Подлинную жидкость, собираемую раз в год, 9 мая, вливают в большие контейнеры со святой водой, поскольку целебное миро раздается огромному числу православных и католических паломников.

Чем объяснить это исключительное почитание Святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев? Причина этого, считал цитированный выше известный русский историк-литургист А.А.Дмитриевский, заключается в присущей обеим народам глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к церковному обряду. Личные качества Святителя, чудеса, явленные им по молитвам верующих, «при- шлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам – русскому и итальянскому. В чудном старческом лике Николы наш художник сумел отпечатать отличительные черты облика зрелого русского человека, с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородою, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденными легкими складками - признак глубокой думы. Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, Никола Зимний должен быть в шапке - митре, а Летний – с открытой головой.

И еще цитата – из статьи Павла Флоренского:

«Образ всякого святого выражает идею человеческого подвига, умную сосредоточенность, духовное усилие, но как и для греко-византийского, так и для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец: в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле. Повторяю, образ Николая Чудотворца издавна установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости.

Русский храм в Барграде

Разумеется, церковное чествование Святителя на Руси и в Италии по характеру совсем неодинаково. Итальянцы празднуют Николин день шумными народными процессиями, с парадами войск, с оркестрами, иллюминациями, криком, весельем... Русский народ чтит угодника Божия длительными всенощными, торжественными архиерейскими литургиями и разве что на Украине детскими колядками с припевом: «Святый Николай, всему миру помогай...»

Но пришел час встретиться русской и итальянской религиозной стихии непосредственно у мощей Святого Николы. В начале нынешнего столетия у российских его почитателей возникла мысль по- строить для нужд русских православных паломников в Бари свой православный храм. Занялось этим Императорское Православное Палестинское Общество, которое и прежде, в ходе паломнических рейсов на Святую Землю, возило верующих в Италию, на поклон к Святому Николаю".

Совет Палестинского Общества с соизволения его Августейшего Председателя – этот пост занимала тогда Великая Княгиня Елизавета Федоровна – в январе 1911 года отправил комиссию в составе протоиерея Иоанна Восторгова и князя Н.Д.Жевахова в Бари – с поручением подыскать там место для строительства храма и русского странноприимного дома.

Был приобретен удобный для строительства участок на улице Карбонаро (ныне улица Бенедетто Кроче). Король Италии особым актом подтвердил «вечные права» Палестинского Общества на эту землю.

12 мая 1911 года Николай 11утвердил предложение Палестинского Общества и напротив той части доклада, в которой испрашивалось Высочайшее соизволение на учреждение при Палестинском Обществе специального Барградского Строительного Комитета, начертал ре- золюцию; «Принимаю его под свое покровительство».

Разработанный великим русским архитектором, академиком А.В.Щусевым проект храма и странноприимницы (гостиницы) – в стиле новгородского 15 века – был также представлен вместе со сметой на высочайшее рассмотрение и 50 мая 1912 года получил полное одобрение.

Торжественная закладка русского храма состоялась в четверг, 9 мая 1915 года. Накануне, протоиереем Н.Ф.Федотовым был отслужен молебен в католической базилике у мощей Святителя. Вечером, после всенощной, была оглашена телеграмма Великой Княгини Елизаветы Федоре этот торжественный день основания нашего храма и дома паломников. Помоги вам Бог».

В апреле 1914 года в Бари – русские называли его Бар-град - приезжал автор проекта академик А.А. Щусев. Ознакомившись с тем, что было сделано за год (стены обоих зданий – и церкви, и гостиницы – были уже подведены под крышу), архитектор дал последние указания – больше ему не довелось увидеть своего детища. Непосредственно стройкой руководил архитектор В.И. Субботин, пользовавшийся присланной из Петербурга макетом-моделью церкви и странноприимного дома.

Храм Святителя Николая Мирликийского, на берегу Адриатики, сложенный из местного барийского камня «карпора» (тот же вид белого известняка, из которого построена и древняя базилика), с черепичной крышей, с большой мозаичной иконом Николы Чудотворца над входом, возвращен недавно Русской Православной Церкви. Российские паломники снова будут иметь свой дом у мощей самого русского из вселенских Святителей.

[:RU]В то время как Святой Николай приносит дары и рождественские подарки хорошим мальчикам и девочкам, древний фольклор в альпийском регионе Европы также рассказывает о Крампусе (Krampus), страшном звероподобном существе, которое возникает во время сезона Йоля, который ворует плохих детей и утаскивает их в свое логово. В соответствии с древними германскими языческими традициями, люди, одетые как эти демоны, пугали детей на Ночь Крампуса на протяжении веков, гоняясь за ними по темным улицам и били их палками.

1. Мужчина, одетый как Крампус, ходит по улицам в поисках провинившихся детей во время Ночи Крампуса 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии. Более 200 Крампусов приняли участие в первом ежегодном праздновании в Нойштифте. Крампус в Тироле также называется Туифл, и представляется как демон-существо, со страшным лицом. Наряжаясь в костюм Крампуса люди одевают резные деревянные маски с рогами животных, костюм, сделанный из овечьей или козьей шкуры и большие коровьи колокольчики, прикрепленные к талии. Крампус был частью альпийского фольклора Центральной Европы на протяжении тысячелетий. Начиная с 17-го века Крампус традиционно сопровождает Святого Николая и ангелов вечером 5 декабря, которые посещают дома для поощрения детей, которые были хорошие, а порицания плохих.

2. Мужчина, одетый как Крампус несет провинившегося мальчика на городской площади во время ежегодной Ночи Крампуса в Тироле 1 декабря 2013 года, Австрия.

3. Резчик по дереву Маркус Шпигель вырезает из сосны традиционную маску Перхтена, примерно в 35 км к западу от Инсбрука, 20 ноября 2012 года. Каждый год в ноябре и январе люди в Западной Австрии одеваются в костюмы Перхтена (также известного в некоторых регионах как Крампус или Туифл) и устраивают парад по улицам, чтобы выполнить старый языческий ритуал, призванный разогнать призраков зимы. Каждый традиционный костюм делается вручную, состоит из 14 отдельных овечьих или козьих шкур, и стоит от 500 — 600 евро. Около 15 часов необходимы для резчика по дереву, чтобы сделать маску демона, которая изготавливается из сосны, с козлиными рогами. Маска дополнительно стоит 600 евро.

4. Участники, прибывшие на автобусе, собираются перед для празднования Ночи Крампуса 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.

5. Члены группы Крампусов на параде на площади во время ежегодной Ночи Крампуса в Тироле, 1 декабря 2013 года.

6. Мужчина, одетый как Крампус, сподвижник Святого Николая, совершает свой поход во время традиционных шествий Крампусов в Ункене, австрийском Зальцбурге, 5 декабря 2010 года.

7. Люди смотрят на шествии Крампусов 4 декабря 2011 года в Праде, возле Мерано, Италия. Согласно древним верованиям, бесы сопровождают Святого Николая, когда он посещает маленьких детей, чтобы определить, кто был хорошим, а кто плохим. Эта традиция до сих пор практикуется в Австрии, Южной Германии, Южном Тироле, на севере Италии.

8. Мужчина, одетый, как Крампус едет мимо зрителей на крампусмобиле во время парада Крампусов 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.

9. Член группы Крампусов на городской площади во время ежегодной Ночи Крампуса в Тироле, 1 декабря 2013 года.

10. Члены группы Крампусов смотрит, как маленькие девочки в костюмах ангелов раздают сладости во время проведения парада Крампусов в Хайминге, Австрии, 1 декабря 2013 года.

13. Члены Крампусов на огненной повозке на городской площади во время ежегодного парада Крампусов в Хайминге, Австрии, 1 декабря 2013 года.

14. Мужчины в костюмах Крампусов во время традиционных шествия Крампусов в городе Мюнхен, в Германии, 7 декабря 2008 года.

16. Мужчина, одетый в традиционный костюм Перхтена (также известных в некоторых регионах, как Krampus или Tuifl) во время фестиваля Перхтена в западной австрийской деревне Heitwerwang, примерно в 90 км к западу от Инсбрука, 23 ноября 2012 года.

17. Мужчина, одетый как Крампус, во время традиционного шествия Крампусов в Санкт-Мартин в провинции Зальцбург, Австрия, 5 декабря 2009 года.

18. Участник, который приехал на автобусе, наряжается в Крампуса 30 ноября 2013 года в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.

19. Крампус в поисках плохих и провинившихся детей во время Ночи Крампуса в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии, 30 ноября 2013 года.

20. Существа Крампусы бродят по улицам городов в поисках непослушных детей, чтобы их наказать. 30 ноября 2013 года, в Нойштифт-им-Штубайталь, в Австрии.

По григорианскому календарю). Праздник установлен в память преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , одного из самых почитаемых христианских святых в Русской православной церкви.

День святителя Николая

Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий , 1502 год)
Тип христианский
Иначе День памяти святителя Николая Чудотворца , Праздник святого Николая
Значение представление святого Николая
Дата 6 (19) декабря
Традиции в католических странах детям преподносят подарки
День святителя Николая на Викискладе

В разных странах святой Николай стал прообразом новогодних фольклорных персонажей , в частности - Санта-Клауса и Деда Мороза . В странах, где сильно католическое влияние, в ночь на праздник святого Николая, перед тем как ложиться спать, около кровати дети кладут большие носки для подарков.

В католических странах

В Чехии и Словакии в этот день ходит ряженый Микулаш (святой Николай на чешском и словацком языках) в платье епископа с длинной белой бородой и в сопровождении ангела и чёрта. Эта группа обходит дома в ночь с 5 на 6 декабря. В чешской Силезии Микулаш со своей дружиной обходит деревню в первое воскресенье декабря. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Иногда вместо чёрта с Микулашем ходит ряженый полицейский. Но чаще всего компанию святому составляет лишь ангел .

Славянские традиции

В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной на артельных началах, и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только ряда святых, но и Иисуса Христа .

Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра .

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям, а непослушным детям оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот .

См. также

Примечания

Литература

  • Аничков Е. В. Микола угодник и св. Николай . - Записки нео-филологического общества. - СПб: Типография В. С. Балашева, 1892. - 55 с. (недоступная ссылка)
  • В старину // Наука и жизнь: журнал. - 1997. - № 12 . - С. 176 . - ISSN 0028-1263 . (недоступная ссылка)
  • Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. - М. : Олма-пресс, 2005. - 606 с. - ISBN 5-224-05162-2 .
  • Ганцкая О. А., Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Зимние праздники. - М. : Наука, 1973. - С. 204–234 .
  • Коринфский А. А. // . - М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. - С. 521-527.
  • Мадлевская Е. Л. Святочные игрища (неопр.) . РЭМ . Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Максимов С. В. // . - СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - С. 525-526.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. - М. : Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-253-00598-6 .
  • Обряды народные и обряды церковные / Сост. А. Г. Вольская, Уральский государственный университет им. А.М. Горького. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1964.
  • Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные. - Л. : Лениздат, 2005. - 156 с.
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї . - К. : Т-во «Знання України», 1993. - 112 с. - ISBN 5-7770-0582-9 . Архивировано 14 апреля 2013 года. (укр.)

Дополнительная литература

Церковная библиография

После переноса мощей, Средневековье

  • Архив Базилики св. Николая . Латинские, византийские и славянские скрипты
  • Корпус, опубликованный в Киевской Руси во второй половине XI века . // С него идёт установление праздника перенесения мощей (9 мая). В корпус входили «Слово на перенесение честных мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бар » (в тексте датировано 1095 годом), два жития (житие святого, написанное Метафрастом со включением: «Мудра некая вещь» , и «Житие Николая Сионского» , или «Иное Житие» ), два «Похвальных слова» и «Служба» о перенесении мощей св. Николая. А также «Посмертные чудеса» (обычно насчитывается 15), которые добавляются в качестве второй части (начало: «Добро бо есть нам») жития («Во дни прежняя»), которое Метафраст смешивает с житием Николая Пинарского .
  • Булла Урбана II (архив Кафедрального Собора в Бари) от 15 октября 1089 года . В ней Урбан II утверждает надевать паллий , не только на зимний день Св. Николая, но и на майский день.
  • «Слово о перенесении мощей святителя Николая Мирликийского в Барград» // конец XI века
  • Иоанн Архидиакон Historia Translationis S. Nicolai episcopi ex Mira Liciae ad Apuliae oppidum Barium // Обильно цитированная в Historia ecclesiastica Ордерико Витале (ок. 1140 года), и опубликованная впервые: Laurentius Surius, De probatis Sanctorum historiis , III, Coloniae Agrippinae, 1618
  • Один из образцов рассказов о Св. Николае на Руси XV-XVI вв. : «в Латыньскых землях телом лежит, а на небеси святаа его душа, а в нас в Руси милосердие его и чюдеса неизреченна: слепии презирают, глусии слышат, немии глаголют, хромии ходят и беснии чисти и здрави стали. Кто может сказати милость и чюдеса св. Николы!»
  • Сербские летописи о дарах епископов Базилике Св. Николая : икон , алтаря закрывающего мощи, денежных отчислений и др.
Российская империя, паломничество
  • Димитрий Ростовский «Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского »
  • «Журнал путешествия на

Православная церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца сегодня, 11 августа. Этот день является одним из трех основных непереходящих праздников, связанных с Николаем: 22 мая вспоминают о перенесении мощей святого, а 19 декабря — день смерти святителя.

Как слава нашла Николая

Родился будущий Святой в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии (на территории современной Турции) и был греческой колонией.

Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми и активно помогали бедным. После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение.

Причина многовекового почитания святого Николая — в его внутреннем богатстве. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.

© Sputnik / Александр Юрьев

Православные почитают святого Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаются в храмах службы и верующие обращают к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднять вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.

Покровитель для всех

С древних времен святой Николай считается покровителем путешественников и, в первую очередь, — моряков. В его житии описан случай: будучи еще совсем молодым человеком святой Николай отправился на учебу в Александрию. Во время путешествия на корабле случилась трагедия: один из матросов погиб, сорвавшись с мачты. Святой Николай начал искренне молиться о нем, и ко всеобщему изумлению Господь совершил чудо — воскресил несчастного матроса.

Также святой Николай, которого еще называют Чудотворцем, — покровитель узников и неправедно осужденных. Кроме того, Святой Николай помогает бедным.

По приданию, отец троих дочерей, не имел денег для приданного, отчаялся выдать их замуж и, чтобы хоть как-то прокормить семью, решился продать девушек в публичный дом. Узнав об этом, епископ Николай не стал просить Бога о чудесной помощи, а решил что должен в этот раз помочь сам, в меру своих человеческих сил. Ночью он тайно пришел к дому бедного человека и подбросил ему свои собственные сбережения. О бескорыстном поступке городского епископа узнали не сразу и то случайно — святитель не хотел никому рассказывать о случившемся.

В память об этом поступке молодые девушки сегодня молятся Николаю Чудотворцу и просят его покровительства и помощи в создании семьи.

Святой Николай помогает в поисках любви и семейного счастья самым разным людям со всех концов мира.

Будучи глубоко верующим человеком, святой обладал удивительным талантом: его молитвы были по-настоящему искренним обращением к Богу, и потому Господь никогда не оставлял их без ответа. И, конечно, покинув наш мир и соединившись с Богом, святой Николай не утратил, а лишь усилил эту связь. А потому, обращаясь к нему в своих молитвах, мы можем просить его о заступничестве за нас перед Богом.

Святой Николай дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.

Подготовлено по материалам из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.