Древнее обозначение воды. Символика воды

С древних времён человечество в своих религиозных обрядах использовало символизм «священной воды», «священного источника» и «священной реки». При этом разные религии по-разному используют водную символику, она по-разному в них интерпретируется, у неё разное происхождение, предназначение и приписываемые ей свойства. Поговорить о воде в таком контексте согласился физик-инженер, религиовед (выпускник ПСТГУ), пономарь Воскресенского кафедрального собора г. Твери, преподаватель «Основного богословия» воскресной школы для взрослых Олег Штейнер.

- Олег Анатольевич, первый вопрос как физику по образованию. Расскажите о псевдонаучном понимании воды в фильме Эмото Масару, где говорится, что у воды есть «память».

В 2002 году по телевидению был показан фильм «Вода», оказавший сильнейшее воздействие на людей, в том числе и на православных. Именно этот фильм девальвирует полностью религиозные различия. Он говорит о том, что все равно, какая религия будет молиться над водой, - результат будет одинаков. По-моему, это фильм-провокация, ложь.

- Согласно этому фильму, плохие слова (как и музыка) портят структуру воды, а хорошие, напротив, ее гармонизируют, что выявлялось по мгновенному замораживанию воды и рассмотрению формы кристалликов в микроскоп.

Ложь заключается уже в том, что есть такое понятие, как «структура» воды. Короткоживущие структуры, так называемые кластеры, которые возникают в воде, присутствуют в любой воде. Повторюсь, эти кластеры живут очень короткое время, при перемешивании воды они полностью разрушаются, а при 30 градусах воды они вообще не могут образовываться. Ложь в том, что если наговорить на воду разных слов, - она будет сохранять эту структуру много лет. А если влить эту воду в бассейн, то якобы весь бассейн будет «думать» так же, как та вода, которую в него влили. Нет, не будет. Самое ужасное, что люди, снимавшие фильм, занимались подтасовкой кристаллов замороженной воды: брали некрасивые кристаллы и приписывали их форму плохим словам, а про красивые и сказали, что над ними Моцарта играли или молитву читали. С научной точки зрения, это не кривизна эксперимента, а нечистоплотное, целенаправленное введение людей в заблуждение.

- У людей может возникнуть вопрос: почему вода так используется в Православии? Есть чин водоосвящения - кто-то может спросить: вода же меняется, она становится не такая, как из водопровода?

Святая вода, с точки зрения физики, остается водой, в ней не становится больше каких-либо кристаллов, никоим образом не меняется ее химическая формула: она как была Н2О, так и останется. В ней не выпадают соли тяжелых металлов - если они там были растворены, то так и есть. Не меняется РН: если вода была жесткой, то такой же и останется - все равно, какая вода. Но когда на водоосвящении православная молитва читается над водой, то она приобретает ту нетварную Божию энергию, которую никакими приборами зафиксировать нельзя. И эта нетварная Божественная энергия сообщает воде ту благодать, которую она несет тем людям, кто с верой эту воду употребляет.

Никакую информацию вода не приобретает в этом случае. Тот предмет, который освящается: икона ли, крест ли, или вода - они приобретают Божественную благодать, которая неразлучно, всегда с ними находится.

В Крещении Иоанновом люди входили в воды Иордана ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что омытие водою свидетельствовало об оставлении человеком прежней греховной жизни. Но затем к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью, чтобы водную стихию вновь сделать стихией жизни.

- Однако вернемся к теме водного символизма в разных религиях.

Стоит отметить, что исследования этой темы в настоящее время проработаны слабо. Наиболее значимый исследователь здесь - румынский историк религий Мирча Элиаде. И то, его взгляды нужно корректировать в свете православного вероучения. Например, в своей работе «Священное и мирское», он так говорит о религиозном символизме воды: «Воды символизируют универсальную совокупность потенциально возможного; хранилище всех возможностей существования; они предшествуют всякой форме и составляют основу всякого создания… Погружение в воду символизирует возврат к доформенному, в однообразный мир предсуществования. Всплытие повторяет космогонический акт проявления формы; погружение, напротив, равноценно разложению форм. Именно поэтому символизм Вод предполагает в равной степени, как смерть так и возрождение… В каких бы религиозных системах мы ни сталкивались с Водами, они везде сохраняют одну и ту же функцию: разложения и разрушения форм, «смывания грехов». Они предстают одновременно как очищающие и регенерирующие силы…»

Здесь мы можем отметить несомненную приверженность автора к поиску сходных черт в символизме водных стихий, среди которых он выделяет: предшествие сотворению и поглощение сотворённого, разрушение формы, «смывание грехов», «новое рождение», умножение жизненного потенциала.

Практически с самых первых строк водный символизм появляется в тексте Ветхого Завета. Великое множество толкований «Шестоднева» показывает, что этот вопрос весьма сложен и требует тщательного исследования. А поскольку таковое толкование дней творения не относится к сфере догматической (сотворение мира из ничего под сомнение не ставится), то вполне уместно будет рассмотреть вопрос первых дней творения в аллегорическом ключе, стараясь связать библейское повествование с современными положениями физики и космологии.

Вполне вероятно, что когда Моисей созерцал величественную картину возникновения мира, то потом описывал это обыкновенным языком, понятным для современников. Не мог же он употребить в своём повествовании современных нам научных терминов. Вещи и явления ему непостижимые он постарался описать языком образов, доступных для осмысления простому и неучёному человеку.

Поскольку среди христианских богословов нет разночтений по поводу того, что представляют собой небо (мир духовный, мир ангельский, мир духовных сущностей) и земля (мир материальный) первого дня творения, то у нас имеется возможность несколько по-иному взглянуть на землю и воду, описанные в первом дне. Согласно вполне успешно разрабатываемой учёными гипотезе так называемого «Большого взрыва», в истории существования вселенной были так называемые «тёмные века» - время, когда не существовал даже свет как электромагнитное излучение, у него ещё не было возможности появиться. И вот, описывая эту первичную «безвидную и пустую» субстанцию, Моисей говорит, что «Дух Божий носился над водою». Согласно современной космологической теории, для того, чтобы в первичном состоянии материи (очень условно назовём это материей, хотя в строго физическом смысле это ещё не было материей) начались процессы образования элементарных частиц, необходимо было, чтобы возникли пространственно-распределённые неоднородности. Проще говоря, для начала образования элементарных частиц нужно, чтобы внутри этой податливой, мягкой и бесформенной, как вода, вселенной пробежала волна. И вот - «Дух Божий носился над водою». Далее Моисей повествует о создании света, что вполне вписывается в логику гипотезы «Большого взрыва» - начали образовываться элементарные частицы и как следствие - электромагнитное излучение, свет.

Во втором же дне творения из той самой податливой, как вода, первоматерии Бог формирует то, что, собственно, уже можно «пощупать»: говоря современным научным языком, материальные космические объекты, в том числе нашу планету.

Таким образом, есть возможность связать библейское повествование о творении мира с современной гипотезой образования вселенной и выявить некий новый символизм воды, о которой говорится в первых стихах Священного Писания, представив его как некую изначальную бесформенность проматерии. Как мы уже отмечали, в начале творения Господь создаёт мир, уподобляя материю воде, наполняет её Своей животворной силой. Но грехопадение человека сделало воду источником смерти - в водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами. Потому-то Крещение и есть образ умирания в водах Потопа и возрождения к новой жизни во Христе.

- Каковы наиболее характерные отличия в почитании «святых источников» и «святых рек» в христианской традиции и других религиях?

Несмотря на то, что многие внешние атрибуты почитания воды совпадают и похожи, православное понимание наполнено иным содержанием. И здесь феномен «священной реки» Иордан несёт на себе несколько смысловых интерпретаций одновременно. До прихода Господа к Иоанну Крестителю - это просто символическое действо, мало чем отличающееся от народной традиции индуистов погружения в Ганг раз в 12 лет для смывания грехов, с последующим возвращением таких паломников к прежнему укладу жизни. Однако даже Крещение Иоанново в корне отличается от индуистской версии «очищения от грехов». Омытие в водах реки Иордан служило лишь знаком, символом того, что человек исповедовал свои грехи и не желает возврата к ним, свидетельством уже произошедшего покаяния человека. После принятия Господом Иисусом Христом Крещения Иоаннова, с Его вхождением в воду, с сошествием Святого Духа на воды Иордана в корне меняется и статус самой реки Иордан, которая становится уже христианским религиозным феноменом - «священной рекой».

Феномен «священной реки» в христианстве «перерастает» определённое географическое местоположение, временно-пространственное бытие и становится двумерным. Эта двумерная природа христианского феномена «священной реки» проявляется в том, что простая вода, являясь и ритуально-мистическим символом в молитвах, и веществом в священнодействиях, существует уже и в этом, материальном, и в том - небесно-духовном мире: «...по верованию Церкви агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное…»

Но то, что описано и разъяснено с точки зрения богословия, не всегда совпадает с тем, как дела обстоят на практике, в нашей реальной приходской жизни.

Как правило, святыми именуются те водные источники, которые объединяет одно общее качество - все имеют непосредственное отношение к чудесным явлениям, произошедшим в этих местах по воле Божией, молитвами Богородицы и святых.

У многих оборудованных для поклонения святых источников располагаются информационные стенды, где написано, что купание в святом источнике или в крещенской проруби не предполагает освобождения или очищения человека от грехов. Что предпринимаемый человеком подвиг вхождения в воду источника должен совершаться с благоговением по отношению к святыне, с верой, что чудо исцеления или иной Божественной помощи происходит лишь по вере человека и всецело лежит в руке Божией.

Но зачастую мы наблюдаем отношение к купанию в святых источниках и в крещенской купели, во многом напоминающее отношение к такому купанию у язычников. Если человек, погружаясь в крещенскую купель, полагает, что чудо должно произойти с ним вне зависимости от его веры, само собой, автоматически, то он поступает в точности, как язычник. Если при посещении святого места он бросает в воду монеты, то этим свидетельствует о язычестве своей веры: он, как и язычники, производит жертвоприношение или «кормление» духов места. Если человек считает, что, погружаясь в воду, он «подключается» к неким мифическим космическим субстанциям, то в этот момент он совершает чисто магический ритуал язычника...

В этом случае имеется большое поле для пастырской деятельности по формированию должного отношения православных к такому явлению, как святые источники и святые реки.


Вода - источник и гробница всего сущего во вселенной. Символ непроявленного, первичной материи. Жидкость все проверяющая (Платон). Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, prima materia, водами плодородия и свежести, источником жизни. - жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает. Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти. возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации - вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую. Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире. Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая. В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Нырнуть в воду - значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде - значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде. Текущая вода - это живая вода. Пересечь водную преграду - значит перейти из одного онтологического состояния в другое. С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет сил и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять. и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира. В состоянии противоборства они - необходимые для жизни тепло и влага, но горящая вода - это союз противоположностей. Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на землю. и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности. В христианском искусстве вода символизирует смирение. , окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным. с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик. Глубокие воды моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Нижние Воды - это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды - царство всеобъемлющих вод. Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление. Потревоженные воды - символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни - призрачный поток ощущений и идей. Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. , подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте. Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы. имеет огромное значение в магических ритуалах-(См. стихии,) У индейцев Америки вода олицетворяет изливающиеся силы Великого Духа- Водяные духи являются злыми искусителями и соблазнителями и означают перемены, упадок, оживление и умертвление. Эти существа поддерживают земное и статичное как противоположность небесному и динамичному. У ацтеков и инков вода символизирует изначальный хаос. В буддизме вода олицетворяет вечное течение материального мира. Пересечение потока часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось. У кельтов вода, озера, священные колодцы и т, п. имеют магические свойства, в этих водоемах обитают сверхъестественные существа, например, Дама Озера. С их помощью можно проникнуть в другой мир. символизирует мудрость высшего мира и божественное предвидение. Тир-нан-ог - кельтский рай, страна вечной молодости, находится либо за, либо под водой, либо на Зеленом Острове, окруженном водой. У китайцев вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань (см. ба гуа). Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос. В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. , смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, зачатие от воды и от Духа, смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос - это вино, а вода - тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса - символ Благовещения. У египтян вода олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила - бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов. В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета - символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти. У евреев воды Торы животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, - это мудрость и Логос. Перед Творением Божественный дух носился над гладью вод. У индийцев Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна - повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, ходящий по водам. Лакшми, та, что из лотоса, также рождена Океаном. У иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан. У мусульман вода символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: Из воды создали Мы все живущее, Трон Его был над водами (Коран). У народов манде вода и вино символизируют союз Космического Отца и Матери. У маори Рай находится под водой, что символизирует изначальное совершенство. У скандинавов и тевтонов воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них начинался исток всех рек - ручей Хвергельмир. В шумеро-семитской традиции Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук, как свет, создал землю, победив Тиамат, как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес - повелитель глубин, и Бог с потоками держит в руках кувшин с водой, или вода может изливаться прямо из его рук. У даосов вода символизирует слабость, приспособление и настойчивость, текучесть жизни как противопоставление неподвижности смерти. Отражает доктрину у-вэй - поддаваясь в точке нажима, вода обтекает нажимающий предмет и, смыкаясь за ним, в конце концов, стачивает даже самый твердый камень.

ВОДА - как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира является источником всякой жизни, вышедшей из нее, но в то же время она выступает как элемент, средство растворения и утопления. Часто всемирные потопы приходили на смену актам сотворения и уничтожали все формы жизни, неугодные богам. Психологически вода является символом неосознанных, глубинных слоев личности, населенных таинственными существами (см. Рыбы). В качестве элементарного символа она двойственна: с одной стороны, оживляет и несет плодородие, с другой - таит угрозу потопления и гибели. В воды западных морей каждый вечер погружается Солнце, чтобы ночью обогревать царство мертвых, вследствие чего вода также ассоциируется с потусторонним миром.

Часто «подземные воды» связываются в сознании с первобытным хаосом, напротив, падающие с неба дождевые воды - с благодатным оживлением. Водоворот (см. Спираль) наглядно изображает трудности и перевороты, спокойно протекающие реки - планомерно текущую жизнь. Заводи (пруды) и полыньи (трясины), а в особенности родниковые озера рассматривались во многих культурах как места обитания духов природы: русалок, водяных, или опасных демонов различного рода, наделенных в то же время мудростью.

В этом также проявляется двойственность воды в символике. Разновидностью дуалистической системы является христианское священнодействие, когда вино смешивается с водой, благодаря чему к пассивному элементу добавляется «огонь» вина, что указывает на две природы (божественную и человеческую) в личности Иисуса. Образный символ умеренности на картах тарота передается также через смешивание воды и вина. В христианской иконографии вода играет, впрочем, роль очищающего элемента, который при крещении смывает пятно грехов.

В качестве элемента чистоты воду применяли при распознавании ведьм, будучи убежденными, что она не приняла бы в себя закованную в цепи ведьму. При этом испытании лишь безвинный тонет и поэтому вытягивается с помощью веревки, в то время как «чертовы ведьмы» как пробки должны плыть по водной поверхности. В религиозных обычаях важна еще не смешанная с елеем вода, равным образом как и освященная в определенные праздничные дни «святая вода», которую верующие приносят в свои жилища, чтобы устроить маленькую кропильницу над дверным порогом.

Вода: Божество с переполненным сосудом. Печать шумерского царя Гудеа, 3000 г. до н. э.

Практиковалось крестное знамение смоченными пальцами, причем существовал обычай разбрызгивания нескольких капель в помещении. Упавшие на землю капли такой воды, согласно широко распространенному народному поверью, должны помогать «бедным душам в чистилище», смягчая жар очищающего пламени. Чуждым европейской образной системе было представление майя на Юкатане (Центральная Америка) о потустороннем мире как водном царстве, о чем можно заключить по изображениям на разрисованных глиняных сосудах. У ацтеков рай назывался именем бога дождя Тлалока «тлалокан» и изображался в сущности радостным местом в сравнении с подземным миром «миктла ном», где поселялись после смерти обычные смертные. В принятом в Центральной Америке двадцатидневном календаре девятым дневным знаком была вода как символ изобильного дождя.

Ему приписывалось значение «болезни, лихорадки (жара)», и знак считался несчастливым. Этот дневной знак изображался в виде голубоватого, разветвляющегося водного потока с волнистой каймой. Он принадлежал также мексиканскому иероглифу войны, который можно перевести как «водаогонь», причем борьба обоих элементов отчетливо подчеркивала напряженность этой дуалистической системы. Широко распространенным является почитание той воды, которая пробивается прямо из глубин земли как подарок подземных богов, особенно если она горячая (термальная вода) или оказывает благотворное воздействие благодаря содержанию минералов.

Вода: Бог дождя или воды. Иран, ок. 2500 г. до н. э.

Большинство культовых гротов людей ледникового периода на Пиренеях были расположены по соседству с такими источниками, и их почитание продолжалось в античности, о чем свидетельствуют жертвенные дары. Почитание священных источников было принято у кельтов, так как считалось, что их воды находятся в связи с жертвенными дарами МатериЗемли (например, богиня Сулис при термальном источнике Бат в Англии). Обычай бросать монеты в источник (колодец, фонтан), очевидно, - отголосок символической жертвы водяным божествам, которым приписывалась способность исполнять желания в смысловом поле представлений: вода - земля - плодородие - счастье - богатство.

В культовопочитаемых источниках поклонялись нимфам - воплощениям желанного благодатного воздействия (см. Водяные существа). Представление о том, что ритуально освященная вода может сообщать благодать, причем одновременно оказывает очищающее и плодоносящее воздействие, что выражается в религиозном обряде, не ограничивается Европой, но имеет место и во внеевропейских культах, например в парсизме. В Индонезии впавшие в транс танцоры окропляются священной водой, для того чтобы вернуться в реальность. Очищающее воздействие в символическом смысле имела вода и в позднеантичном культе Исиды. При обряде крещения в христианстве освященная вода смывает с крещаемого тяготеющий над ним первородный грех и содействует «новому рождению».

Вода: Крещение погружением. «Золотая легенда». Эсслинген, 1481 г.

В Древней Мексике существует имеющий подобный смысл ритуал омовения новорожденного; повивальная бабка молила, чтобы вода устранила все зло, которое дитя унаследовало от родителей. Ритуальные купания известны, впрочем, во многих древних культурах, и они преследовали не только гигиенические цели, но и очищали в символическом смысле. К уже упомянутым можно добавить искусственные купальные пруды, обнаруженные на местах развалин до арийской культуры Мохенджо Даро, индуистское купание в Ганге, «очищающие омовения» в критском Кноссе, очищающие купания перед началом элевсинских мистерий, наконец, сходные символические действия в позднегреческих культах («Для набожного может быть достаточно одной капли, а злого и весь океан со всеми своими потоками не может дочиста отмыть»).

В Древней Мексике также было известно символическое очищающее купание: царь и верховный жрец священного города Толлан имел обыкновение в полночь устраивать ритуальное купание, и в городе Теночтитлан находилось три священных места купания. Во время праздника Шочикецаль (см. Цветы) весь народ должен был рано утром купаться, и кто отказывался это делать, в наказание получал кожные и венерические заболевания. Ритуальные омовения в исламе принадлежат к числу важных религиозных требований; лишь там, где вода отсутствует (в пустыне), можно было для тех же целей использовать чистый песок.

Вода, высекаемая всемогущим Богом из скалы. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Хотя подробное описание соответствующих ритуалов (безусловно символических) в указанных культах не является задачей символоведения, следует всетаки упомянуть некоторые ев ропейскоантичные представления. Согласно им, купание в проточной воде и прежде всего в волнующейся морской воде удаляет прочь все злокозненные чары. Во время заклинаний хтонических (подземных) богов и демонов использовали воду источников и, напротив, для обращения к небесным богам использовали дождевую воду. Росяная вода, которая конденсируется на злаковых стеблях, является, по Плинию (23-79), «истинным лекарством, даром небес для лечения глаз, язв и внутренностей». Она появляется, согласно античным представлениям, из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эос.

Вода: Бог моря Нептун с трезубцем и его супруга Амфитрита. В. Картари, 1647 г.

В христианской символике она сравнивается со струящейся вниз с неба божественной благодатью. Для алхимических операций также была нужна небесная роса, собранная платками, как это изображалось в «Немой книге» 1677 г. Речь здесь идет о проявлении скрыто обозначенного летучего элемента ртути (см. Сера и ртуть); особенно часто упоминалась роса как растворитель «насыщенной соли природы», при этом народные верования и аллегория едва различались.

В глубиннопсихологической символике элементу вода, которая хотя и жизненно необходима, но не питает, приписывается большое значение как животворящей (дети появляются из влаги) и сохраняющей жизнь. Это основополагающий символ всякой бессознательной энергии, однако представляющей опасность, если (например, в снах) наводнение превышает разумные границы. Напротив, символическая картина становится благоприятной и полезной, если вода (в качестве пруда, реки, а также сдерживаемого своими берегами моря) остается на своем месте, и поэтому выступает, как во многих сказках, в качестве истинной «живой воды».

Во все времена вода символизировала чистоту и течение жизни, иногда неумолимое, иногда по юному прекрасное. Относится к воде как-то иначе было просто невозможно. Холодный родник утолял влагу усталого путника с тем же наслаждением, что и обильный дождь, орошающий высохшую от солнца землю. Вода была не просто символом жизни, она была её сутью.

Нет ничего удивительного в том, что человечество на протяжении своей многовековой истории относилось к воде столь трепетно. Современные учёные доказали, что всё живое на Земле вышло из воды, при этом захватив в свои организмы значительную толику живительной влаги. На сколько процентов из воды состоит человек исследователи спорят до сих пор, а вот какие символы включает в себя вода давно уже выяснено соответствующими специалистами.

Итак, вода – классический символ чистоты, плодородия и жизни. Практически все известные легенды связывают происхождение мира с водой. Особое значение древними уделялось той влаге, которая имела своей основной небо (дождь) и землю (родники). Такая вода считалась божественной милостью и ей приписывались лечебные свойства. Интересно, что особенно актуальной символика жизненности воды была в тех странах, где наблюдалась постоянная засуха. Там вода в буквальном смысле ценилась на вес золота.

Очищающее значение воды так же пришло к нам из палимых солнцем районов. К примеру, в христианской традиции именно вода стала символом крещения, очищения от грехов и возрождении человека к новой, чистой жизни. Чего стоит только один миф о Всемирном Потопе: смытое 40 дневным дождём грешное человечество открыло дорогу истинным праведникам и заложило основы новой жизни.


На Востоке воду воспринимали более глубинно. Так в даосизме её обтекаемость послужила основой для символизма мудрости, ведь настолько искусно обходить препятствия может только по-настоящему умный человек.

Психологический символизм воды тесно связан с её толщей и донными структурами. Вода в этой науке давно стала образом бессознательного в человеческой психике, а также всего самого таинственного и опасного, что только может быть в нашей натуре.

Бурные реки в буддизме символизировали яростное течение бытия, а тихие зеркальные глади озёр, напротив, говорили о столь любимом на Востоке созерцании. За последними водными образованиями в фольклоре многих народов прочно закрепился образ места обитания разнообразных духов, чаще всего, умеющих исполнять желания.

Интересен образ воды, как переходного рубежа между царством живых и мёртвых (река Стикс и русские народные сказки с «живой» и «мёртвой» водой).

Вода, одна из творческих стихий, очень интересна со славянской точки зрения, у нее очень много сакральных аспектов, что не может не отражаться на ее символике.

Во-первых, вода для славянина, это то, что дает жизнь всему живому, ведь именно при помощи животворящей небесной воды зеленеют травы и леса весной, именно благодаря ней урожай не засыхает в поле, а цветет, плодоносит и колосится. Древние наши пращуры вполне это осознавали. Между прочем, именно из воды родилась земля, принесенная в клюве Мировой Уточки по одному из древних Русских мифов. Также Вода несет в себе сакральный смысл очищения. Славянин моющийся в бане смывает с себя не только грязь физическую, но и грязь духовную – оболочку порока, тьмы, ненависти. Получается обряд ведь совершается священнодействие перерождения, обновления человека – подобно обновлению кожи и тела человека в бане, обновляется душа, его аура. Омовение совершалось перед важными делами – жрец обязательно должен помыться в бане, чтобы совершить обряд, человек должен помыться, например, перед свадьбой – прежде всего не для красоты, а для того, чтобы ритуалу не помешали темные силы.


Воин же всегда мылся перед битвой, и после битвы, дабы на сражение не повлияли все те же силы. И третий по счету, но далеко не последний аспект значения воды для славянина – это ее течение. Все знают пословицу, что два раза в одну и ту же реку не войти. Многие ее не понимают – для них река эта синяя линия на карте. Для славянина же река – это поток воды – вода утекла и река другая. То есть течение воды это своего рода показатель времени. Недаром говорят – «сколько воды утекло с тех пор», имея в виду, что прошло много времени. Так что текучая речная вода, это и сакральное сравнение с временем – вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы, века.

Соответственно, символы воды имеют различные значения.

Животворящая вода – вода небесная вода, или как любят ее называть, «хляби небесные». Именно благодаря ней наши предки, да мы видим на своем обеденном столе изобилие хлебов, овощей, фруктов, мяса и молочных изделий. Именно благодаря этой воде, растения питаются, набираются сил – трава становится зеленой и сочной, рожь колосится, репа вырастает как в известной сказке. Дождь, поливая поле, дает жизненную силу растениям, наполняет их соками. Также с небесной водой связано представление о роге изобилия. Дело в том, что сочные травы играли стратегическую роль в древности – скоту надо было где пастись, а если есть где пастись, значит есть в изобилии молоко и мясо. Если есть дожди, значит на поле будут колоситься хлеба и давать большие урожаи овощи на грядках, а значит в изобилии у нашего предка будут хлебобулочные изделия и большие запасы овощей на зиму. Иногда поэтому рог изобилия даже изображают как бы льющим воду. Стоит также взглянуть на само слово «дождь» – не кажется ли оно Вам родственным слову «Даждь», одному из имен великого Бога, подателя благ и прародителя людей Даждьбога. Между прочим, имя «Даждьбог» получилось из двух корней – «даж» – то есть давать, благотворить, помогать и, собственно, «бог». И вообще, дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало.

Совсем другая вода – речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли – из ключей, родников. Между прочим, родник считался священным местом – осквернить его было тоже, что осквернить капище. Ведь в роднике «рождается» вода – приходя из недр земли, она течет из родника тоненьким ручейком, ручеек соединяется с другим, эти соединяются с третьим – так получается могучая река. Некоторые родники обладали чудодейственными целительными свойствами. Научно доказано, что из некоторых источников течет вода, обогащенная солями и минералами, очень полезными для здоровья. Поскольку ключевая и речная вода течет, ее изображают волнистыми горизонтальными полосами. Вода речная, в отличие от дождевой и наряду с нитью, может выступать как символ течения времени, жизни. Вода утекает вместе с навсегда ушедшими прошлое мгновениями. Такова правда жизни… Вода – это не просто судьба, эта сила того, что ведет, то есть в воде есть сакральный символизм рока, того, от чего уйти нельзя, однако, как правило, в позитивном смысле. В старшем Футарке существует руна «Лагуз» (Laguz), «Вода». Ее значение как раз отображает суть текущей воды. Вот что пишет об этой руне известный исследователь А. Платов в своей книге «Практический курс рунического искусства» (в соавторстве с А. Ван Дартом): «Имя этой руны подразумевает не просто воду, но – проточную, движущуюся – ту, которая формирует поток и увлекает за собой».

В Традиции существуют также удивительные предания о волшебных реках, они вам покажутся знакомыми по сказкам – это Ирийская молочная река, вытекающая из-под камня Алатыря (что на острове Буяне) – символизирует она не что-нибудь, а млечный путь. Молочная река – это поэтическое представление окраин нашей галактики. Млечным путем и молочной (Белой) рекой связано множество преданий, большинство – с рассказами о жизни после смерти. Однако в этих рассказах фигурирует еще одна река, Смородина, огненная река. Она разделяет Явский мир и «великие просторы Нави» (высказывание – «Навий Шлях», община «Бор»). Стережет границы Нави знакомая многим, если не всем, Баба Яга (Буря Яга).

С этим знанием становятся понятны многие сюжеты сказок – богатырь пересекает огненную рек и попадает к Бабе Яге – это сюжет, похожий чем-то на древнегреческий сюжет об Орфее и Эвридике. И куда же унесли гуси-лебеди братца Иванушку от сестрицы Аленушки? – Ваня умер, а сестрица вызволила его из лап смерти (вспомним здесь о понятии «Клинической смерти»).

С мифическими реками также связано представление о Калиновом Мосте. Калинов мост – понятие многогранное и очень сложное. Он связан с тонкими состояниями человеческой души – любовью, высокими чувствами. В поздние времена «Встречаться с кем-то на Калиновом Мосту» – значит любить (см. статью В. Н. Вакурова, «Калина жаркая», журнал «Русский язык за рубежом», 1990 год №4). Однако, не все так радужно. На самом деле, на Калиновом Мосту проходит главная битва людской души между началом Прави и Нави – бой с самим собой (наша жизнь – вечная борьба). Взгляните направо – на скромный взгляд автора, гениальный Русский художник Константин Васильев очень точно изобразил этот поединок. Настоящий человек (мужчина) – в душе всегда воин, воин духа, если же он не воин, значит он гад и в переносном и в прямом смысле, то есть змей, червяк. В бою на калиновом мосту очень трудно одержать полную победу, уничтожить в себе ту или иную сторону, также как нельзя быть абсолютно добрым, абсолютно мудрым – поэтому небесный чертог Прави никак не может победить силы Нави.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.