Миров живых и мертвых люди. Как осуществить сознательный контроль над порталом в мир мертвых

Многочисленные исторические факты, задокументированные и подтвержденные независимыми расследованиями подтверждают, что – не миф, а объективная реальность.

Обычно таких посредников называют «медиумами» или «медиаторами» – поскольку само слово «медиатор» так и переводится – «посредник».

Одним из известных медиаторов стала английская женщина Розмари Браун. Несмотря на отсутствие серьезного профессионального музыкального образования, женщина прославилась тем, что сочиняла произведения в стиле знаменитых, но давно умерших композиторов.

Бетховен, Моцарт, Рахманинов – когда профессиональные музыкальные исследователи анализировали опусы, вышедшие из-под пера Розмари Браун, было подтверждено почти буквальное совпадения стилей с манерой сочинения великих авторов.

Однажды во время интервью Розмари Браун заявила корреспонденту, что в данный момент в комнате находится дух Ференца Листа. Журналист решил проверить реальность присутствия великого композитора и начал говорить на немецком языке, которого Розмари Браун не знала. Для Листа же немецкий язык являлся родным.

После этого женщина-медиум заявила корреспонденту, что в качестве подтверждения Лист пригасил в комнату умершую мать интервьюера. Каково же было изумление репортера, когда Розмари в подробностях описала внешность умершей матери. Хотя, понятно, что возможность их встречи с Розмари в прошлом практически равна нулю.

Музыка как ключ к миру мертвых

Талантливые музыканты часто выступают как посредники между миром мертвых и живых. Некоторые современные композиторы отличаются способностью предельно точно, до мелочей создавать произведения в стиле знаменитых композиторов прошлого.

В частности, участники группы Beatles в своем позднем творчестве выпускали сборники песен, каждая из которых была очень точно написана в стиле, на подробное изучение которого у ребят совершенно точно не было достаточно времени.

Представьте себе – два раза в год Битлы, не имевшие регулярного музыкального образования, выпускали два альбома по 12 песен, написанных в совершенно разных стилях разных времен и народов.

Здесь остается только один вывод – Джон Леннон и Пол Маккартни выступили как посредники между миром мертвых и живых .

Известен случай с британским пианистом Джоном Лиллем. Как рассказал сам исполнитель, во время концерта он неожиданно заметил, что за ним наблюдает некая смутная фигура, в которой музыкант разглядел знаменитого композитора Бетховена.

Присутствие столь великого музыканта из прошлого вдохновило Джона Лилля и помогло великолепно исполнить свою партию.

Другой британский музыкант, Клиффорд Энтикнэп рассказал о том, что к нему явился дух Генделя и передал для публикации и исполнения ораторию, которая еще никогда не исполнялась и вообще не была известна. Музыкальные критики подтвердили – произведения в точности соответствует стилю легендарного полифониста Генделя, причем, в малейших деталях.

Здесь можно предположить, что знаменитые композиторы прошлого, ныне умершие, не успели полностью воплотить свои творческие замыслы. Таким образом, через посредников-медиумов, композиторы, ушедшие в мир иной, часто весьма преждевременной смертью, пытаются реализовать прерванные творческие планы.

С точки зрения строгой науки данные поразительные факты вполне объяснимы.

  • Вселенная представляет собой некий информационно-временной континуум, в котором, как в бульоне, «варится» абсолютно вся информация, когда либо появлявшаяся.
  • Медиумы обладают непостижимой способностью входить в пространственно-временной континуум вселенной и извлекают оттуда некие сведения, которыми обладали умершие люди, которые не успели при жизни обнародовать свои творческие продукты.

Впрочем, посредники между миром мертвых и живых встречаются не только в мире искусства, но и в других сферах жизни.

Медиумы-целители

Бразильский шахтер Хозе де Фрейтаса, не получивший почти никакого образования и не обучавшийся в медицинских вузах, за годы своей жизни сумел поставить точные диагнозы и помочь исцелиться нескольким миллионам человек.

Хозе де Фрейтаса принимал в день порядка 1000 страждущих и мгновенно, после одного взгляда на пациента, набрасывал на листке бумаги диагноз и рецепт.

Медики проанализировали методы лечения Хозе де Фрейтаса, провели исследования и выяснилось – более половины рекомендаций помогли людям вылечиться. Кстати, оставшаяся часть точных диагнозов оказалась неподтвержденной только из-за отсутствия в распоряжении исследователей необходимого современного медицинского оборудования.

Как же простой шахтер без образования мог делать такие точные диагнозы и назначать эффективное лечение? Предположительно, Хозе де Фрейтаса стал посредником между умершими врачами и пациентами.

На каждом приеме больных Хозе де Фрейтаса незримо присутствовали знаменитые врачеватели прошлого, ныне покойные. Они-то и давали целителю и медиуму точные рецепты и рекомендации, как лечить того или другого пациента.

Как стать посредником между миром живых и мертвых

К сожалению, такие «школы волшебников», как описаны в романах Эмели Роуз о Гарри Поттере в реальном мире не существует. Часто причиной того, что появляются посредники между миром мертвых и живых , становятся трагические события.

  • Нередко медиумами становятся люди, получившие сложные травмы головы и тела, пережившие тяжкие психические потрясения.
  • Некоторые люди от рождения обладают способностями медиатора, но не знают об этом, пока не попадут в поле зрения профессиональных экстрасенсов.
  • При помощи длительной и напряженно практики почти любой человек способен овладеть экстрасенсорными способностями.

Как все это объясняют мистики? Суть в том, что средний, ординарный человек перегружен повседневными заботами, в результате чего на восприятие потусторонних миров просто не остается энергии.

Люди, пережившие серьезные травмы и трагедии, внезапно начинают осознавать и понимать – все, чему мы так много вниманию уделяем в обыденной жизни, на самом деле не имеет особого значения.

Перестав беспокоиться о рутине, человек накапливает избыточную ментальную энергию. И тогда, по достижении критического уровня энергетики, восприятие потусторонних миров происходит само собой.

А традиционные ритуалы типа зеркал и стеклянных шаров, темных комнат – все это является лишь способом избавиться от оставшихся сомнений и блокировок разума.

Мир живых всегда интересовался миром мёртвых. В мифах, легендах, сказках всех народов обязательно фигурируют герои, которые не боялись заглянуть за занавес, отделяющий два мира, и посмотреть: что же за ним происходит? Но учёные воспринимали рассказы о мире, заселённом мёртвыми, как вымысел. Им, чтобы поверить в реальность существования мира мёртвых, нужны были доказательства, и они появились.

В конце XX века на стол учёным буквально посыпались факты, с которыми трудно было поспорить – видеоплёнки, на которых уже не герой детских сказок и не современный экстрасенс, видящий сквозь стены, а любой человек мог, что называется, воочию убедиться в существовании мира мёртвых.

С конца XX века почти одновременно в разных странах на экранах телевизоров люди стали видеть изображения умерших родственников. Вот, например, что произошло с Еленой Никифоровой из Новороссийска б февраля 1990 года: «Я смотрела по телевизору программу «Время». Неожиданно экран покрылся полосами, а потом на нём появилось мужское лицо – как бы в дымке. Оно было неподвижным – что-то вроде фотографии. Я вгляделась в него и закричала от ужаса. С экрана на меня в упор смотрел мой брат Миша, скончавшийся в 1985 году. Спустя несколько секунд, по экрану опять побежали полосы, а затем телевизор вновь стал показывать программу».

Умерший, точнее, умершая неожиданно появилась на экране телевизора в Риге. Большая латышская семья собралась на традиционные поминки по матери главы семьи. Родственники и друзья матери всё прибывали, и квартира уже не могла вместить всех сочувствующих горю семьи. Было решено перенести поминки на дачу, благо она находилась недалеко от города. Через два дня семья вернулась домой, и тут-то и произошла встреча с призраком, появившимся на экране телевизора. Когда включили телевизор, то на его экране явственно проступил белёсый лик почившей бабушки».

В России первые попытки использовать современную электронную аппаратуру для получения изображения мира мёртвых сделала группа питерских уфологов во главе с В. Коробковым. В 1996 году исследователи предоставили фотографии с «того света» участникам российской конференции «Реальности тонкоматериального мира». Прошло несколько лет, и пензенские исследователи решили повторить опыты своих коллег. Но пошли они по другому пути. Вместо того, чтобы усложнять электронную аппаратуру, они стали совмещать её использование со средневековыми магическими обрядами.

При помощи обычной бытовой видеоаппаратуры: телевизора и видеокамеры, Сергею Волкову и Эдуарду Утенкову из пензенской Ассоциации нетрадиционных исследований «Логос» удалось записать на видеоплёнку тени умерших людей.

Произошло это 27 декабря 2002 года. Сначала телевизор настроили на так называемую «белую рябь» – свободный от трансляций телеканал. Напротив него поставили видеокамеру. Затем в полном соответствии со старинным ритуалом создали светящийся замкнутый коридор – установили два зеркала: одно за телевизором, второе – за камерой. Таким образом, получилась замкнутую видеоинформационную сеть, в которую потусторонний «сигнал» из невидимого, потустороннего мира попадал как в капкан. Но, по словам пензенских исследователей, этого было недостаточно для появления призрака на экране. Необходим был резонатор – усилитель процесса, использование которого как бы подтягивало сущности из невидимого, потустороннего мира в мир живых людей. Для этого также использовались элементы древних ритуалов: между видеокамерой и телевизором клали вещи, принадлежавшие покойному или его волосы и ногти.

По словам одного из исследователей – Сергея Волкова, на экране уже удалось получить «тени» умерших: «Они, эти тени, то появляются в профиль, то поворачивают голову, то снова исчезают. У них нет чётких черт лица, а есть всего лишь контуры носа и затылка. При более внимательном просмотре мы обнаружили подобие глазниц. Явление это происходит при полной тишине: ни звука, ни сигнала с того света зафиксировать пока не удаётся. Воспринимать мир мёртвых таким же образом, как и наш, нельзя. На плёнке можно увидеть некие ландшафты, горы и поля. Но всё это «слеплено из иного «теста», по чуждой нам технологии. Иной мир постоянно «дрожит». Это не сплошное пространство, а какое-то по-змеиному извивающееся поле, в котором периодически возникают тени умерших людей».

Почему же люди не видят того, что они живут в окружении «теней» умерших? Почему эти «тени» так редко появляются на заснятых видеосюжетах? Ведь сегодня видеосъёмкой не занимаются только самые ленивые. Причём, для этого не нужна громоздкая кинокамера, как в конце прошлого века, сейчас это легко делают с помощью миниатюрного «продвинутого» мобильника?

Причин может быть много. Во-первых, каждый из нас воспринимает себя только как тело, обладающее головой, руками, ногами. Совсем по-иному могут выглядеть представители мира мёртвых. По воспоминаниям людей, переживших клиническую смерть, они воспринимали себя как небольшие шары, летающие в разных направлениях и легко проходящие сквозь стены. На фотографиях, видеосъёмках такие шары встречаются довольно часто, но рассматриваются как брак на фотоснимках или как досадные помехи на материалах видеосъёмки. Во-вторых, судя по исследованиям учёных, проводимых в так называемых аномальных зонах например хопёрской, энергетические объекты, а к ним можно отнести представителей мира мёртвых, надо снимать на специальных фотоплёнках или видеоаппаратуре, позволяющей отражать объекты, в невидимой для человека ультрафиолетовой зоне спектра.

Чтобы получить на видеоплёнке изображение не чёрного шара, его уфологи называют «чёрной меткой», а человека, каким он был до смерти, вероятно, необходимо соблюдение каких-то дополнительных условий. Практически во всех случаях на экране телевизоров люди видели своих родственников, причём, особенно часто погибших в результате катастроф. Скорее всего, это не случайно. Преобразование шара, являющегося нормальной формой существования людей в мире мёртвых, в сущность, внешне напоминающую человека, может требовать большой энергетической подпитки или ещё каких-то дополнительных условий, например, страстного желания со стороны представителя мира мёртвых. Если такого желания нет, то заставить сущность преобразиться из шара в человека, могут помочь отработанные за много веков, а может быть и тысячелетий, старинные магические ритуалы, об энергетическом значении которых мы можем только гадать.

Михаил Бурлешин

В наших мы уже упоминали мрачноватую фигуру, которая необходима для пересечения развоплощающейся сущностью Грани Миров. Многие народы видели Грань миров в виде реки, нередко — огненной (например, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.). В связи с этим, понятно, что и существо, переводящее души через эту грань, нередко воспринималось в образе лодочника-перевозчика .
Река эта — Река забвения , и переход через нее означает не только перемещение души из мира живых в мир мёртвых, но и разрыв всякой связи, памяти, привязанности к Надземному миру. Именно поэтому это - Река без возврата, ведь нет больше мотивов для ее пересечения. Понятно, что функция Перевозчика , осуществляющего этот разрыв связей, критически важна для процесса развоплощения. Без его работы душа будет снова и снова притягиваться к местам и людям, дорогим для нее, и, следовательно, превратится в утукку — бродячего мертвеца.

Являясь проявлением Перевозчик душ — необходимый участник драмы смерти. Необходимо отметить, что Перевозчик является односторонним двигателем — он только увозит души в царство мертвых, но никогда (за исключением редких мифологических казусов) не возвращает их обратно.

Первыми обнаружили необходимость этого персонажа древние шумеры, у которых функцию такого проводника выполнял Намтарру — посол царицы царства мертвых Эрешкигаль. Именно по его приказу демоны-Галлу забирают душу в царство мертвых. Необходимо отметить, что Намтарру был сыном и Эрешкигаль, то есть занимал довольно высокое положение в иерархии богов.

Египтяне также широко использовали образ перевозчика в рассказах о посмертном путешествии души. Эту функцию, среди прочих, приписывали Анубису — Владыке Дуата, первой части загробного мира. Интересна параллель между собакоголовым Анубисом и Серым Волком — Проводником в потусторонний мир славянских преданий. Кроме того, недаром и , Бог Открытых Врат, также изображался в облике Крылатого Пса. Облик Сторожевого Пса миров — один из древнейших опытов столкновения с двойственной природой Порога. Собака часто была проводником души, и ее нередко приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет. Эту функцию Стража у греков перенял Цербер .

У этрусков вначале роль Перевозчика выполнял Турмас (греческий Гермес, сохранивший эту функцию психопомпа — водителя душ и в позднейшей мифологии), а затем — Хару (Харун), который, видимо и воспринялся греками как Харон. Классичесая мифология греков разделила представления о Психопомпе («проводнике» душ, ответственном за покидание душами проявленного мира, важность чего мы уже обсуждали) и Перевозчике, осуществляющем функцию стража — Привратника. Гермес Психопомп в классической мифологии усаживал своих подопечных в ладью Харона.Интересно, что Гермес-Психопомп нередко изображался в образе Кинокефала — собакоголового.

Старец Харон (Χάρων — «яркий», в смысле «Сверкающий глазами») — наиболее известная персонификация Перевозчика в классической мифологии. Впервые имя Xарона упоминается в одной из поэм эпического цикла — Миниаде.
Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается по настоящее время. Харон перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле . У Виргилия Xарон — покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды реки Ахерона (или Стикса), он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. По легенде, Xарон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла. Как представитель подземного царства, Xарон позднее стал считаться демоном смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов.

Северная мифология, хотя и не акцентирует внимание на реке, окружающей миры, тем не менее, знает о ней. На мосту через эту реку (Гьёлль ), например, Хермод встречается с великаншей Модгуд, пропускающей его в Хель, и, видимо, через эту же реку Один (Харбард) отказывается перевозить Тора. Интересно, что в последнем эпизоде сам Великий Ас принимает на себя функцию Перевозчика, что еще раз подчеркивает высокий статус этой обычно малозаметной фигуры. Кроме того, тот факт, что Тор оказался на противоположном берегу реки, указывает на то, что, кроме Харбарда, существовал и другой лодочник , для которого такие переправы были обычным делом.

В средние века идея Перевоза душ нашла развитие и продолжение. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит рассказ о том, как души умерших отправляются по морю к острову Бриттия: «Вдоль побережья материка живут рыбаки, купцы и хлебопашцы. Они подданные франков, но не платят податей, потому что с незапамятных времён на них лежит тяжёлая обязанность перевозить души умерших. Перевозчики каждую ночь ждут в своих хижинах условного стука в дверь и голоса невидимых существ, зовущих их на работу. Тогда люди немедленно встают с постелей, побуждаемые неведомой силой, спускаются к берегу и находят там лодки, но не свои, а чужие, совершенно готовые отправиться в путь и пустые. Перевозчики садятся в лодки, берутся за вёсла и видят, что от тяжести многочисленных невидимых пассажиров лодки сидят глубоко в воде, на палец от борта. Через час они достигают противоположного берега, а между тем на своих лодках им едва ли удалось бы одолеть этот путь и в целые сутки. Достигнув острова, лодки разгружаются и становятся столь лёгкими, что один только киль касается воды. Перевозчики никого не видят на своём пути и на берегу, но слышат голос, который называет имя, звание и родство каждого прибывшего, а если это женщина, то и звание её мужа ».

Мир живых и страна мертвых

Другим символом духовного мира являлось царство мертвых - «безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам» {79} .

«Распространенное представление, касающееся судьбы душ покойников, - пишет известный историк и этнолог С. А. Токарев, - состоит в вере в особый мир душ („тот свет“), куда они отправляются после телесной смерти человека. Эта вера есть едва ли не у всех народов земного шара, хотя с большими различиями» {80} .

Понятия о местопребывании мира душ весьма разнообразны. Расположение страны мертвых у различных народов зависит от условий жизни, окружающего ландшафта (степь, горы, лес, море, остров), от уровня развития, от знакомства с окружающим миром, от погребальных обычаев.

У наиболее отсталых народов идеи об этом до крайности смутны: мир душ находится «где-то там» (иногда при этом указывается определенное направление) - за лесом, за рекой, за горами.

Рассказывая о представлениях австралийских аборигенов, Дж. Фрэзер пишет: «На вопрос, куда маленькое тело (т. е. душа. - Авт. ) ушло после смерти, некоторые ответили: оно ушло за кусты, другие - оно ушло в море, а третьи сказали, что не знают» {81} .

Обычно в таких случаях царство мертвых отделено от мира живых водной преградой - рекой, морем.

У приморских народов и островитян, особенно в Океании, широко распространено представление о загробном мире, находящемся где-то за морем, на острове . У народов Океании и Восточной Индонезии можно наблюдать различные оттенки идеи об островном мире душ; у одних это один из соседних островов, у других - мистический остров где-то далеко на западе. Так как островитяне Океании не знают никакой другой формы земной суши, кроме острова, то и страна мертвых рисуется им как остров; туда и идут-де души умерших. Так обстоит дело, к примеру, с полинезийскими верованиями.

Возможно, в этих верованиях отразилось влияние практики водяного погребения, особенно в ее более сложной форме - отправления трупа в лодке в открытое море: его как бы посылают в заморский мир душ. Таково, быть может, происхождение данного поверья в Меланезии, где остров душ - не мифический Далекий остров, а один из близлежащих островков.

Не следует думать, что такие представления свойственны только примитивным народам Океании или Австралии. В древности они существовали повсеместно, в том числе и в континентальной Европе, где роль «острова душ» играл «туманный Альбион» - нынешняя Великобритания, отделенная от Европы проливом. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит рассказ о том, как души умерших отправляются по морю к острову Бриттия .

«Вдоль побережья материка (Франции. - Авт. ) живут рыбаки, купцы и хлебопашцы. Они подданные франков, но не платят податей, потому что с незапамятных времен на них лежит тяжелая обязанность перевозить души умерших. Перевозчики каждую ночь ждут в своих хижинах условного стука в дверь и голоса невидимых существ, зовущие их на работу. Тогда люди немедленно встают с постелей, побуждаемые неведомой силой, спускаются к берегу и находят там лодки, но не свои, а чужие, совершенно готовые отправиться в путь и пустые. Перевозчики садятся в лодки, берутся за весла и видят, что от тяжести многочисленных невидимых пассажиров лодки сидят глубоко в воде, на палец от борта. Через час они достигают противоположного берега, а между тем на своих лодках им едва ли удалось бы одолеть этот путь и в целые сутки. Достигнув острова, лодки разгружаются и становятся столь легкими, что один только киль касается воды. Перевозчики никого не видят на своем пути и на берегу, но слышат голос, который называет имя, звание и родство каждого прибывшего, а если это женщина, то и звание ее мужа» {82} .

Во времена, когда значительная часть Ойкумены была уже исследована и заселена и в ней не осталось места для страны мертвых, мир душ стали помещать под землей, под водой, на небе. Сложилось представление о трех ярусах мира, в котором средний ярус составляет обычный мир - «мир живых», а два других яруса - верхний («небо») и нижний («подземное царство») принадлежат миру духов. Основное деление осталось прежним: на мир живых и царство мертвых.

Илл. 29. Мир живых и страна мертвых по представлениям жителей о-ва Калимантан, Индонезия.

«По воззрениям многих народов, вселенная состоит из трех сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Сквозь это трехчастное деление явно проглядывает более древнее - двухчастное» {83} .

В Океании известно поверье о мире душ под водой : оно отмечено на Новой Каледонии, на архипелаге Бисмарка (души умерших - в реке под водой), на Маркизских островах, на Самоа и др.

Очень широко распространено у народов всех стран представление о подземном мире душ. Не исключено, что на это представление повлиял обычай зарывать покойников в землю либо хоронить их в пещерах {84} . Но были и другие корни такого поверья; в частности, указывают на связь его с вулканизмом: где есть действующие вулканы, там нередко имеется верование, что души умерших через кратер вулкана спускаются в подземный мир. Так обстоит дело, например, в Южной Меланезии.

Наконец, многие народы помещают мир душ на небо . Это представление есть, например, у некоторых австралийских племен: курнаи, вакельбура, местами и у народов Океании.

Иногда местопребывание душ умерших локализуется точнее: звезды, Млечный Путь, Солнце. Связь умерших со звездами отмечается в верованиях самых разных народов - от тех же австралийцев до народов Европы. Некоторые авторы указывают на связь идеи небесного мира душ с практикой трупосожжения: поднимающийся вверх дым от сожженного трупа символизирует подъем духа умершего на небо.

С усложнением религиозных представлений и развитием социальной дифференциации общества усложнялась и география царства мертвых. Оно стало представляться неоднородным, разделенным на различные области, предназначенные для духов различных категорий людей.

«У подавляющего большинства народов, - отмечал С. А. Токарев, - и притом даже у сравнительно отсталых, представление о местопребывании, душ умерших дифференцируется и не для всех умерших указывается одно и то же место (подобно тому как не для всех применяется и одинаковый погребальный ритуал). Мотивы, по которым одним умершим уготовано одно место в загробном мире, а другим - другое, различны. Иногда указываются моральные мотивы: дескать, добрые пойдут в какое-то светлое место, а злые - в темное <…> Различная загробная судьба связывается у многих народов и с родом смерти, и с выполнением родичами погребального ритуала, с соблюдением ими установленных обычаев и ограничений» {85} .

В развитых религиях предлагаются комбинированные варианты расположения различных частей загробного мира. Например, христианское церковное предание помещает обитель праведных душ на небе, а узилище душ грешников, где они претерпевают мучения, - в подземном мире.

Однако во всех случаях «царство мертвых» представлялось как некая параллельная реальность, населенная, в отличие от мира живых, не телесными существами, а душами (точнее - духами) умерших {86} . То есть, по большому счету, существует два мира - наш обыкновенный мир и мир загробный. «По моему мнению, он где-то вне этого мира», - поделился своим мнением живший в IV веке св. Иоанн Златоуст в беседах на послание к римлянам (31, 3–4).

А наш современник американский православный подвижник Серафим Роуз высказался более пространно. По его мнению, «эти места находятся вне „координат“ нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает „невидимо“ через рай, а спутник Земли - через третье небо, и с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся как бы в другом направлении» {87} .

Таким образом, бытие представлялось расколотым на мир физический и мир духовный.

По верованиям древних греков, Смерть и Сон были братьями, сыновьями Ночи, обитающей в стране, которую солнце никогда не освещает своими лучами.

«Неподвижного сна там покои.

Не достигает туда, ни всходя, ни взойдя, ни спускаясь,

Солнце от века лучом: облака и туманы в смешенье

Там испаряет земля, там смутные сумерки вечно.

Песней своей никогда там птица дозорная с гребнем

Там ни собак, ни гусей, умом собак превзошедших.

Там ни скотина, ни зверь, ни под ветреным веяньем ветви

Звука не могут издать, людских там не слышится споров.

Полный покой там царит»,

Сообщает Овидий {88} .

Из этого можно заключить, что рассматриваемый нами параллельный мир лишен обычных жизненных проявлений, материальных свойств.

Исследователи древних культов и суеверий отмечают противоположность свойств мира мертвых и мира живых. На «том свете» все по-другому, «все наоборот» - вещь, сломанная в человеческом мире, там окажется целой, умерший здесь - живым там. К подобным же представлениям относится и образ духов, ходящих «коленками назад» {89} .

Согласно воззрениям айнов, в покна мосир (нижнем мире, где обитают умершие) все иначе , нежели на земле (айну мосир - стране айнов): люди ходят вниз головами, деревья растут вверх корнями и т. д. {90}

Тем самым подчеркивается, что в ином мире не действуют земные законы, и свойства этого мира противоположны свойствам нашего, физического мира.

Представление об инвертированности (обратности) «того света» по отношению к этому сохранили и позднейшие религии, в которых это представление было интерпретировано в духе учения о посмертном воздаянии. Вспомним хотя бы Нагорную проповедь Иисуса:

«Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие (в отличие от этого мира, принадлежащего богатым и знатным. - Авт. );

Блаженны алчущие (голодные. - Авт. ) ныне, ибо насытитесь;

Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь;

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди (в этой жизни. - Авт. ) и когда отлучат вас, и будут поносить <…> Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах <…>.

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили (здесь. - Авт. ) свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (будете голодать в ином мире. - Авт. ). Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:20–26).

Получается, что тот и этот миры зеркально противоположны, как мир и антимир. Знание об этом позволяло давать вполне практические рецепты, как обеспечить себе лучшую участь на «том свете».

В физическом мире жизнь людей краткосрочна, преходяща, ведь обитатели этого мира смертны. А в том, параллельном мире смерти нет, а есть вечное существование. Можно, конечно, постараться хорошо устроиться в этой жизни, получить от нее все удовольствия, которые она может предоставить, но все это скоро пройдет, как проходит похмелье или любовный экстаз, а потом придется целую вечность за эти кратковременные удовольствия расплачиваться, влача жалкое существование в «загробном мире». Не стоит ли пожертвовать скоропреходящими удовольствиями этой временной жизни ради вечного блаженства в той? А для этого надо намеренно лишить себя здесь того, что хочешь получить там и, напротив, подвергнуть себя тем неприятностям, которых хотел бы избежать в вечной жизни.

Продай все свое имущество и раздай деньги нищим - так ты обеспечишь себе богатство. Брось свою семью и детей - это позволит не остаться одному в той жизни и вечно жить в окружении любящих родственников. Надень на себя лохмотья, возьми нищенскую суму - и пойди побираться. Тогда ты никогда не будешь иметь нужды и всегда будешь по моде одет. Еще лучше - подцепить какую-нибудь скверную болезнь, что обеспечит тебе вечное здоровье. Если страшишься физической боли - попроси, чтобы тебя высекли или уронили что-нибудь тяжелое на ногу, на худой конец, прищеми палец дверью. Если же тебя грызет честолюбие, если втайне мечтаешь о славе и известности - ну что ж, постарайся вести образ жизни, который все осуждают, позорь свое честное имя дурными поступками, а лучше того - соверши такую подлость, чтобы сограждане прокляли тебя как предателя и изгнали из города - тогда наверняка в следующей жизни они с почетом изберут тебя своим правителем и поставят памятник при жизни.

Могут сказать, что мы утрируем, но как иначе можно понять следующие высказывания:

«Поистине, это высшее подвижничество, когда [человек] страдает от болезни. Кто знает это, приобретает высший мир» (Брихадараньяка-упанишада, V, И).

«Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, <…> получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30).

Nemo sine cruce beatus - «Нет без креста (страданий. - Авт.) счастья» (лат. ).

Via cruces via lucis - «Крестный путь - путь спасения» (лат. ).

Некоторые раннехристианские ересиархи на основании такого рода соображений предписывали строгий аскетизм, а иногда и оскопление - в предчувствии нескончаемых веков наслаждений, другие, напротив, рекомендовали безудержный разврат и все формы преступлений, чтобы вступить в новую жизнь непоколебимыми праведниками. Трудно судить о достоверности таких свидетельств, ведь почерпнуты они из обвинительных заключений, тогда как сами еретические сочинения обычно предавались огню, зачастую вместе с их авторами.

Нас интересует другое, а именно - сходные между собой утверждения различных источников о том, что свойства параллельного мира полностью противоположны свойствам нашего мира. Отсюда мы делаем простой и очевидный вывод: если наш мир, как нам достоверно известно, материален, значит тот, другой мир, во всем противоположный нашему, - нематериален .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

Из книги Символический обмен и смерть автора Бодрийар Жан

ВЫДВОРЕНИЕ МЕРТВЫХ По сравнению с дикарями, которые называли «людьми» только членов своего племени, наше определение «Человеческого» значительно шире, теперь это понятие универсальное. Собственно, именно это и называют культурой. Сегодня люди - это все люди. В

Из книги Освобожденный Эдем автора Столяров Андрей Михайлович

6. В ЦАРСТВЕ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ Человек - это побочный продукт любви. Станислав Ежи Лец Из темноты«Фрейдовское» разделение психики на сознание и подсознание, начавшееся, по-видимому, около двух миллионов лет назад1, можно, независимо от убеждений, религиозных или

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

Культ героев и мертвых и религиозная психология Помимо многочисленных богов и демонов, греки чтили героев и усопших. Эпос Гомера знает только живых героев; его мертвецы суть бескровные, бессильные и бессознательные тени, подобные сновидениям и постольку не могущие

Из книги Рассуждения о религии, природе и разуме автора Ле Бовье де Фонтенель Бернар

ДИАЛОГИ МЕРТВЫХ ДРЕВНИХ И НОВЕЙШИХ ЛИЦ Анакреонт, Аристотель Аристотель. Никогда бы не поверил, что сочинитель песенок дерзнет сравнить себя со столь славным философом, как я!Анакреонт. Слишком уж большое значение придаете вы слову «философ»! Что касается меня, то я,

Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

СОЗДАНИЕ «ЖИВЫХ» МЕХАНИЗМОВ Оживление неживого - прерогатива лишь двух типов богов в разных мифологиях. Боги-ремесленники одушевляют созданный им шедевр, божества магического толка создают живое почти вообще из ничего, из того, что попалось под руку, из разных

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Заключение живых рассуждений Живое рассуждение совсем не похоже на рассуждение логики. И я начинаю понимать, почему логики, чем дальше, тем меньше говорят о том, что логика - наука о рассуждении. Она действительно ушла от рассуждения к чему-то иному, скажем, к произведению

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Солидарность живых существ В основе этой солидарности - страх. Что это за страх? Как он действует на образование тех или иных групп? На каком мировоззрении он основан? Впечатлительность и мораль, рациональность и ответственность, которые в процессе осознания рисков то

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Тибетская книга мертвых Что?то происходило с вами еще до вашего рождения. Вы можете думать об этом в метафорическом, символическом, мифическом смысле или воспринимать это буквально - но что?то определенно происходило с вами до того, как вы родились. В этой главе я

Из книги Об учёном незнании (De docta ignorantia) автора Кузанский Николай

Глава 9 ХРИСТОС – СУДЬЯ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ Какой судья праведнее, чем тот, кто есть сама справедливость? Христос, вершина и начало всякого разумного творения, есть тот величайший разум (ratio), от которого всякий разум, а разум ведь и выносит различительные суждения; поэтому

Из книги Война и антивойна автора Тоффлер Элвин

Воскресший из мертвых Все эти трения расширяют и другие глобальные пропасти. Подъем религиозного фанатизма (а не только фундаментализма) заражает весь мир ненавистью и подозрительностью. Горстка исламских экстремистов рождает бредни о новом крестовом походе, когда

Из книги Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа автора Павлов Александр В.

Из книги Проблемы жизни и смерти в Тибетской книге мертвых автора Волынская Людмила Борисовна

Почему мне близка Тибетская книга мертвых Мы все рождаемся в бессознательном состоянии и не помним своего появления на свет. Сознание и память приходят к нам постепенно. Около трех-четырех лет ребенок впервые выныривает из хаоса, из океанских волн бессознательного и

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Разный статус живых и мертвых Ради однодневного младенца можно нарушить Шаббат. Но ради Давида, царя Израиля, уже умершего, Шаббат не может быть нарушен. Вавилонский Талмуд, Шаббат 151б Талмуд, естественно, имеет в виду младенца, чья жизнь в

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Глава 12 Призраки мертвых в ваших телесных симптомах Процессуальный ум помогает справляться с внутренними проблемами, телесными напряжениями и общественными конфликтами. Во всех этих областях мы рассматривали вас, ваше тело или других людей в качестве обладающих

Из книги автора

Призраки мертвых солдат Один способ узнать больше о призраках состоит в том, чтобы читать, что люди пишут или говорят о жизни перед тем, как умереть. Написанное ими продолжает жить после смерти. Например, в выпуске «Ньюсуик» за 2 апреля 2007 г. я читал статью «Голоса павших»,

История религии Зубов Андрей Борисович

«МИР МЕРТВЫХ» И «МИР ЖИВЫХ»

«МИР МЕРТВЫХ» И «МИР ЖИВЫХ»

«Они хоронили своих умерших в земле, – писал С. Г. Ф. Брэндон, – поскольку они были убеждены, что обиталище мертвых находится под землей… Снабжение умерших предметами, в которых они имели нужду в этой жизни, видимо, может быть объяснено тем, что первобытные люди совершенно не были в состоянии представить себе жизнь после смерти как либо иначе, чем жизнь, которую они знали здесь, на земле» . Это высказывание крупнейшего религиоведа в специальной работе, посвященной посмертному суду в верованиях различных народов, примечательно своей характерностью. Но в действительности оно очень оглупляет древнего человека, который прекрасно знал, что преданный земле мертвец лежит там, где его похоронили, не пользуется никакими орудиями и не ест ничего из оставленной в могиле пищи.

Похоронный обряд доисторического человека как минимум должен предполагать, что в сознании совершавших его существовало представление о двойственности человеческой природы, о теле, истлевающем в могиле, и о душе, которая сходит в «обиталище мертвых». Душе соответственно нужны не сами материальные предметы, но их «души». Так же, как на земле телесный человек ест материальную пищу из глиняной чашки и поражает врага боевым топором, так же в мире душ, душа умершего способна вкушать душу пищи и поражать душу врага душой топора. Чтобы человек «испустил дух», чтобы душа разделилась с телом, обязательно должна произойти смерть материального тела. Чтобы души предметов могли стать частью мира умершего, они как материальные предметы также должны умереть. Отсюда – довольно распространенный обычай поздних веков – убивать рабов и жен на могилах их хозяев и мужей и восходящая к неолиту традиция разбивания на могиле посуды и иных предметов из обихода живых. Разрывание одежды в знак скорби по умершему восходит, быть может, к этому же ряду символов.

Но, хотя знание факта двойственной, а то и троичной (дух, душа и тело) природы человека уже можно обнаружить в самые ранние эпохи существования рода Homo, в среднем и даже в раннем палеолите (синантропы Чжоу Коудяна), объяснение им всей полноты погребального ритуала вряд ли возможно. Во-первых, хоронят тело, телу придают эмбриональную позу или позу сна. Значит верят в пробуждение, в возрождение тела, значит – не ограничивают древние инобытие человека жизнью души, а ждут в будущем какого-то чудесного мига, когда души воссоединятся с телами и мертвые проснутся. Во-вторых, разламывание заупокойных даров – довольно поздний и не всеобщий обычай. Скорее – здесь мы сталкиваемся с вторичной рационализацией заупокойного, погребального ритуала. Первоначально и поза, которую придавали телу умершего, и пища, и предметы труда, и оружие, положенные в могилу, подчеркивали, символически обозначали, что умерший жив, что смерть – это временное его состояние.

В иных культурах для знаменования этого факта прибегали к иным символическим рядам и не сопровождали предметами земной жизни погребение. Да и предание земле, зафиксированное с мустьерских погребений неандертальцев, возникло не из желания «приблизить» покойника к подземному обиталищу душ, но, скорее, из простого и одновременно бесконечно глубокого убеждения, что Матери-Земле, из которой тело взято, надо вернуть свое. А она, Земля, когда наступят сроки, возродит семя небесной жизни, Вечному Небу. И опять же, только вторичная рационализация связала обитель душ, царство мертвых, с подземным миром именно потому, что в землю издревле помещали в ожидании воскресения тела умерших. Мы увидим, как борются, как сосуществуют небесное, внеземное и подземное местоположения душ умерших в древнейших письменных культурах – в Шумере, в Египте.

Неолитические погребения, в сравнении с верхнепалеолитическими, могут удивить бедностью погребального инвентаря. В протонеолитический и ранненеолитический период умершие становятся частью мира живых и потому их жизнь не нужно знаменовать погребальными «дарами». Черепа умерших стоят в доме рядом с очагом, кости покоятся близ жертвенника. С теми, кто уже «не существует», так поступать не могут. Мертвые в ту эпоху не просто считались живыми, но их жизнь была существеннейшей опорой жизни живых.

В тех случаях, когда захоронения производились под открытым небом, мы находим на заупокойных алтарях толстый слой золы. В Нахал-Орене он достигает полуметра. Кому приносились жертвы на могилах предков – самим умершим или их Творцу – не ясно. Но совершенно очевидно одно – огненные жертвы не могли приноситься тем, кто обитает «под землей». Огонь возносится от земли к небу и объект жертвы натуфийцев (Нахал-Орен – одно из натуфийских поселений Палестины) имел небесную природу. Когда представления о подземной топографии мира мертвых закрепилось, жертвы мертвым стали совершаться иначе – кровь жертвенных животных должна была напитать землю, а сами жертвенники, например, в греческом культе героя, устраивали ниже уровня земли.

Захоронения с рогами копытного в руках или на груди умершего (например, Эйнан), а позднее с амулетами в виде бычьих голов (Сескло, Фессалия, VI тысячелетие до Р. Х.) безусловно, указывают на цель посмертного странствия – к Небесному Богу. На ожидание странствия указывают нередкие находки скелетов собак рядом с людскими захоронениями (Эрк эль-Ахмар, Убейд, Альмьера). Сбака, проводник охотника в этом мире, оказывается понятным символом верного пути при переходе в инобытие. Собакоголовые Анубисы, Керберы – позднее воспоминание этого ранненеолитического образа.

Характерные для раннего неолита захоронения под полами домов и внутри поселений остаются обычными и в священных городах VII-VI тысячелетий. В Чатал Хююке на площади раскопа в полгектара обнаружено более пятисот захоронений. Хоронили под лежанками жилых домов, причем мужчин – под угловой скамьей, а женщин вдоль длинной стены. Мелларт предполагает, что на этих же скамьях спали живые мужчины и женщины . Кроме того, немало захоронений обнаружено и в овальных ямах вне домов. Довольно много людей похоронено в святилищах. В святилище VI. 10 найдено 32 скелета, в святилище грифов (VII.8) – шесть погребений. Мелларт отмечает, что одежды, украшения и вещи погребенных в святилищах обычно намного богаче и разнообразней, чем у похороненных в домах и в овальных ямах. Ученый предполагает, что в святилищах покоились останки высших жрецов, которые при жизни совершали в них священнодействия. Примечательно, что в хозяйственных двориках и хранилищах запасов захоронения полностью отсутствуют. Это указывает на неслучайность выбора мест погребений чаталхююкцами. Хоронили не там «где попроще», а там, где полагали нужным.

Расположения костей скелета, неполнота скелетов указывают на вторичный характер захоронений в Чатал Хююке, да иначе и невозможно было делать при стремлении горожан жить в одних домах со своими усопшими. Ряд стенописей святилищ показывают, что тела умерших оставляли вне города на легких помостах для экскарнации (распада мягких тканей). Затем очищенные кости заворачивали в одежды, шкуры или циновки и погребали в домах и святилищах. Останки посылались охрой и киноварью, черепа в области шеи и лба красили синей или зеленой краской. С погребенными клали небольшие «дары», но статуэток и керамики нет в могилах Чатал Хююка. Иногда черепа, как и в начале неолита, отделялись от скелетов и помещались открыто в святилищах.

«Священные города» как бы завершают традицию X-VIII тысячелетий до Р. Х. С VI тысячелетия все заметней проступает новая тенденция к разделению миров мертвых и живых. В хассунской культуре (Месопотамия, VII-VI тысячелетия) мертвых, как правило, погребают уже вне поселений. Под полами домов продолжают хоронить только тела детей и подростков. В Библе VI тысячелетия под домами также обнаружены только детские погребения, в которых человеческие кости иногда перемешаны с овечьими. Такие захоронения делались в специальных небольших сосудах. Почти полное отсутствие взрослых погребений говорит о наличии специальных кладбищ.

Такие «кладбища» или переходные к ним формы типа «домов мертвых» вскоре были обнаружены. В Библе это постройка «46-14», под полом которой похоронено более 30 человек, в Телль ас-Саване (Средняя Месопотамия) – постройка «№ 1» VI тысячелетия, под которой в ямах на 30-50 см ниже уровня пола находилось более ста вторичных захоронений.

В это же время из интерьеров жилищ исчезают и черепа умерших родственников, которые раньше нередко ставили вдоль стен и вокруг очага. Те же тенденции заметны и в погребальных обычаях Дунайской равнины VI тысячелетия. Взрослых и здесь редко теперь хоронят под домами, но обычно – вне поселений, в пещерах или на специальных кладбищах.

Причины изменения казалось бы устоявшегося обычая можно понять, поскольку перемены не распространились на детей. Жители среднего неолита почему-то полагали, что именно тех, кто умер во взрослом возрасте необходимо разлучать с домом, предавая земле или на кладбищах или в специальных «домах мертвых». Но чем дети отличаются от взрослых?

Подобно неандертальцам и кроманьонцам, обитатели неолитических поселений полагали, что умершие дети в инобытии станут взрослыми. В том же Телль ас-Саване детские захоронения по инвентарю неотличимы от взрослых, в них нет специальных детских вещей. Поэтому живых смущал не возраст сам по себе, а нечто, лишь отчасти связанное с годами земной жизни, а не с «возрастом» в вечности. Надо заметить, что и в настоящее время в Индии общий для всех индусов закон о кремации умерших не распространяется на детей до пяти-шести лет и на святых. Объясняют эти «исключения» обычно тем, что маленькие дети еще свободны от греха и потому не оскверняют собой землю, а святые подвижники аскезой уничтожили в себе все греховное. Очень возможно, что люди среднего неолита размышляли подобным образом и потому перестали хоронить взрослых в своих жилищах. Взрослые были грешны.

Понятие греха – одно из важнейших в большинстве религий. Суть его в том, что человек своевольно нарушает какие-то установленные Творцом мира законы. Если все в мире – и живое и неживое – естественно следует тем правилам, которые заложены в основание мироздания, то человек может делать это, а может и не делать. Он – свободен. Свобода эта не беспредельна. В чем-то, подобно всем живым существам, человек инстинктивно подчиняется естественному закону – он не в состоянии свободно отказаться от питья, дыхания, сна, хотя может волевым усилием и существенно ограничить свои потребности и желания. Но где-то, и в очень обширной области своих действий, человек свободен вполне. Он может делать другим людям гадости, а может помогать им, он в состоянии жертвовать собой ради ближнего, любимого им, а может и требовать жертвы себе от других людей. Каждый из нас много раз на дню делает, часто того не замечая, такие выборы между добром и злом, хорошим и плохим. Для религиозного ума добро – это не просто то, что люди согласились считать таковым. Добро – это объективное установление Божие человеку, это – воля Божия в отношении человека, это, если угодно, предписанный ему Творцом закон, следуя которому он обязательно достигнет счастья, поскольку Бог – благ.

Напротив, зло – это отход от Бога в своеволие. Презрение к закону, данному человеку Творцом. Поскольку Бог – единственный первоисточник жизни, то отход от Него есть смерть, превращение в ничто. Грех – это и есть такое самоуничтожение, хотя с точки зрения самого совершающего грех человека, он самоутверждается, реализуя поставленные им перед собой цели. Человек не может вполне понять своим умом, почему-то хорошо, а это плохо, желание плохого к тому же часто застилает ему глаза. Отсюда – закон – это объективированная, но не объясненная воля Бога. Во многих религиях именно божественный закон является нитью, ведущей человека к своему Творцу, к блаженству и бессмертию.

Разделение заупокойных обычаев, различия в топографии погребений детей и взрослых с наибольшей достоверностью могут быть объяснены именно сознанием греховности взрослого человека. Но так же и убежденностью в безгрешности младенцев. Поэтому мы можем предположить, что в эпоху неолита грех считался делом рук самого человека, его свободного волевого выбора. Понятно, что младенец такой выбор сделать еще не может и потому сохраняет безгрешность. Умерший взрослый начинает сознаваться, как вместилище грехов, которые могут перейти на живых, продолжающих жить в доме, где он покоится. Ведь мысль о взаимообмене силами живых и умерших за несколько тысячелетий доразделения дома и кладбища уже легла основанием религиозного бытия человека, вызвав к жизни, как мы предположили, и оседлость, и доместикацию. Но тогда, в протонеолите и раннем неолите этот «взаимообмен» воспринимался как благо, теперь же – как вредоносная опасность. И мертвые покидают мир живых. Их обителью отныне становится некрополь – город мертвых, кладбище.

Примечательно, что приблизительно в это же время святилище окончательно превращается в храм, отделяясь от жилища. Живые не только умерших, но и самих себя не считают более достойными постоянного предстояния Богу и святыне. Они грешны в своей повседневной жизни и поэтому, дабы не вызывать гнев Божества лучше Его дом отделить от своего и посещать Дом Божий в особые дни в состоянии очищенности, чистоты.

Не связано ли это обострение переживания греха с проникновением антропоморфизма в иконографию Творца? То есть, когда люди смогли уподобить Бога себе, тем самым, говоря, что они подобны Богу, несут в себе Его образ, они остро ощутили собственное несовершенство, то, что божественное в них подавлено человеческим, доброе – злым.

Как бы то ни было, но в это время в погребениях, по-прежнему бедных инвентарем, встречается часто только один нарочито поставленный предмет – это сосудик различной формы, но всегда небольшой. Иногда таких сосудов несколько. Они ставятся у груди и рук, реже – у ног и темени покойного (Телль ас-Саван). В погребениях самарской культуры (Месопотамия, VI-V тысячелетия до Р. Х.) в руках, на груди или у головы умершего ставилась маленькая каменная фигурка с чашечкой на голове. Дж. Отс, посвятивший этим статуэткам специальную работу, обратил внимание, что украшения фигурки и тела покойного, близ которого она помещена, совпадают . В убейдской культуре (IV тысячелетие) в захоронениях находят керамические тарелки с опрокинутыми на них чашечками.

Судя по более поздним аналогам уже исторического времени, все эти сосудики и чашечки содержали в себе растительное масло. По всей видимости, именно из VI-V тысячелетий идет широко распространенный и ныне во многих религиях западной половины мира обычай умащать тела умерших. Что символизировало масло, елей?

Погребальный сосуд из Телль Арпачии

Драма борьбы со смертью прекрасно отображена в погребальном сосуде из Телль Арпачии (Месопотамия, VI тысячелетие). В нем был предан земле череп. Внешняя стенка сосуда орнаментирована крестами мальтийского типа и бычьими головами. Также изображен огромный погребальный сосуд, над которым склонились два человека. Между их руками чашечка, полная, видимо, елея. Внутренняя стенка содержит сцену битвы умершего со смертью, олицетворенной хищным зверем. Тут же стоит бык и две женщины с распущенными волосами и подчеркнутыми знаками пола держат погребальный плат

Жаркий и сухой климат Переднего Востока быстро иссушает кожу. Под немилосердными солнечными лучами она трескается, начинает сочиться сукровицей, причиняя человеку тяжкие страдания. Но, если в кожу втереть растительное масло, страдания прекращаются. Кожа вновь становится эластичной и мягкой, болезненные трещины быстро врачуются. Должно быть это умягчающее действие масла обратило на себя внимание древнего человека . Кроме того, масло питает огонь светильника. Напитанный им фитиль горит, но не сгорает. Второе качество – прекрасный образ молитвы, первый – милосердия. Соединение двух этих качеств в одном веществе очень хорошо соответствовало религиозному чувству – молитва, устремленная к Богу, вызывает Его милость, которая умягчает раны, причиненные грехом.

Мертвый тем более нуждается в милосердии Божием. Он уже бессилен добрыми делами исправить соделанное им в жизни зло. Близким умершего остается только уповать на милость Творца. И потому сосуды с врачующим елеем ставятся близ тела покойного. Масло – символ исцеления Богом страждущего от пламени греха человека.

Чувство греха, переживание собственной некачественности, испорченности, материализовавшееся в разделении дома с кладбищем и святилищем, в широком использовании елея в погребальном обряде – особенность неолита. Осознав свою несоответственность Творцу, человек с новой драматической силой начинает искать пути преодоления ясно увиденной пропасти между собой и Богом.

Из книги Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи автора Буддизм Автор неизвестен -

Польза для живых и мертвых ГЛАВА СЕМЬ В это время, махабодхисаттва Кшитигарбха сказал Будде Шакьямуни: «Почитаемый в Мирах, я могу видеть, что существа в Джамбудвипе совершали грехи телом, речью и умом. Если у них есть какая либо возможность сделать что нибудь хорошее, то

Из книги Загробная жизнь автора Фомин А В

О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕ ВСЕХ ЖИВЫХ ХОДАТАЙСТВО ПОЛЕЗНО УМЕРШИМ, И НЕ ВСЕМ УМЕРШИМ ПОЛЕЗНО ХОДАТАЙСТВО ЖИВЫХ Человек должен жить для Бога и для ближних; в его жизни и деятельности должно святиться имя Божье. Деятельность должна быть основана, растворена и направлена небесной,

Из книги История религии автора Зубов Андрей Борисович

«МИР МЕРТВЫХ» И «МИР ЖИВЫХ» «Они хоронили своих умерших в земле, – писал С. Г. Ф. Брэндон, – поскольку они были убеждены, что обиталище мертвых находится под землей… Снабжение умерших предметами, в которых они имели нужду в этой жизни, видимо, может быть объяснено тем, что

Из книги Об учёном незнании (De docta ignorantia) автора Кузанский Николай

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

2. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых которые живут доселе; 3. а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. Насилие, угнетение сильных и богатых над слабыми и бедными до такой степени проникли во все

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

19. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Этих знамений довольно для верующего. Ни к чему посему обращаться к разного рода

Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович

Глава XV. О воскресении мертвых. С верою в воскресение мертвых стоит в тесной связи и вера в искупление (1-34). Как воскреснут мертвые и в каком теле будут существовать (35-58) 1-34 От церковных, нравственных и литургических вопросов Ап. переходит теперь к догматическому вопросу -

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Без любви жить нельзя. Рассказы о святых и верующих автора Горбачева Наталия Борисовна

Не мертвых Бог, но живых 23 В тот день подошли к Нему саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, и спросили Его: 24 «Учитель! Моисей сказал: «Если кто - нибудь умрет бездетным, то на вдове его должен жениться брат умершего и продолжить род брата

Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

Не мертвых Бог, но живых 18 Также и саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, пришли к Иисусу и спросили Его: 19 «Учитель, Моисей дал нам такое установление: «Если чей - либо брат умрет бездетным и оставит жену свою вдовой, то пусть другой брат его

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Не мертвых Бог, но живых 27 Затем подошли к Иисусу некоторые из саддукеев (они отрицают воскресение мертвых) и спросили Его: 28 «Учитель, Моисей дал нам такое установление: «Если чей - либо брат, будучи женат, умрет бездетным, то пусть его брат возьмет вдову его себе в жены и

Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Из книги автора

§ 263. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа–Судии живых и мертвых. Пришествие Господа на землю, как Судии живых и мертвых: вот первое великое событие, которое совершится в последний день міра!1) Действительность этого будущего, второго

Из книги автора

§ 264. б) Воскресевие мертвых и изменение живых. В тот же последний день (Иоан. 6, 40, 44) и в то же самое время, как будет совершаться с небеси славное нисшествие Господа на землю, окруженного небожителями, Он послет пред собою ангелы своя с трубным гласом велиим (Матф. 24, 31), и

Из книги автора

8. Бог живых. 12.18-27 - «Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь

Из книги автора

Праздник живых и мертвых Вернемся еще раз в Музей антропологии и этнографии. В одной из витрин отдела Южной Америки выставлен не очень примечательный на первый взгляд экспонат - рассохшаяся от времени деревянная флейта или, скорее, труба около метра длиной. Посетители

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.