Собор парижской богоматери история. Собор Парижской Богоматери — Нотр Дам (Notre Dame de Paris)

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике.

В 1163 году епископ Мориса де Сулли на этом месте начал строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительство собора завершили в 1345 году.

В 13 - 14 века Нотр - Дам был сосредоточением духовной власти , из стен семинарии собора вышло шесть епископов , но в последствии он уступил первенство другим епархиям города с центрами в соборах Реймс и Сен-Дени.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:40


История начинается в далёкие античные времена, тогда на месте , где сейчас стоит находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру. С усилением влияния христианства античный языческий храм уступил место базилике.

В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство . Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.

В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент . В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя - Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:58


Когда во королём был Людовик XIV, начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.

Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные в пользу революционеров.

Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Приход к власти Наполеона I вернуло к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.

Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле - ле - Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864.


Саша Митрахович 20.12.2015 14:16


Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму

Какие ассоциации приходят Вам на ум, когда вы слышите “Нотр-Дам де Пари”?) Мне - Собор, Париж, Квазимодо, Белль и Слава Петкун)) На самом деле ассоциаций для этого места гораздо больше - ведь это главная достопримечательность Парижа, наряду со знаменитой Эйфелевой башней!

Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное “сердце” Парижа, построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.


Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.


Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год.


В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.


Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.


Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.


Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.


В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы “твердыня мракобесия была снесена”, то они должны уплатить Конвенту мзду “на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах”.


Собор был объявлен Храмом Разума.


Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.



Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.


В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.


В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц. Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари . В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных “свободой, равенством и братством”, разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.


В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.


Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.


Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).


В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.


К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение.


Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило (люстра) собора выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. На фото - потолок собора Парижской Богоматери


Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.


В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера. Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую. В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.


В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.


Адрес: Франция, Париж, 4-ый округ, остров Сите
Начало строительства: 1163 год
Окончание строительства: 1345 год
Архитекторы: Жан де Шель, Пьер де Монтрей
Высота башен (колоколен): 69 м.
Основные достопримечательности: Терновый венец, гвоздь (которым был прибит к кресту Иисус Христос), и часть самого креста, колокола собора, большой орган
Координаты: 48°51"10.7"N 2°21"00.6"E

Содержание:

Краткое описание

Начиная материал о легендарном Нотр-Дам де Пари, хотелось бы сразу отметить, что описать историю, легенды, особенности архитектуры величайшего в мире католического храма вкратце не получится. Правильнее будет сказать, даже краткий рассказ об этом удивительном месте потребует много времени.

Практически все французские гиды, проводящие экскурсии по Парижу , зачастую говорят, что во время того, как они рассказывают историю Собора Парижской Богоматери и знакомят туристов с его архитектурой, внутренним убранством и бесценными сокровищами, их не покидает ощущение того, что они находятся в месте невероятной силы. В соборе, у которого почти в любое время суток можно увидеть огромные толпы людей, действительно все пропитано атмосферой мистицизма и таинственности.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Наверное, именно по этой причине каждый год посмотреть на легендарный Собор Парижской Богоматери приезжают почти 14 (!) миллионов человек . Это число просто ошеломляет, вряд ли на нашей планете можно найти еще одно такое культовое место, которое словно магнит притягивала бы к себе столько людей ежегодно. Даже блеск Версальского Дворца и роскошь замков Луары меркнут перед популярностью Нотр-Дам де Пари, о котором написана масса романов, научно-популярных статей и сняты сотни документальных фильмов.

Еще в древние века существовала пословица, в которой говорилось, что все без исключения дороги ведут в Рим , однако с ней не согласится ни один француз. Дело все в том, что Франция , это страна, где все без исключения дороги ведут к Собору Парижской Богоматери. Более того, еще с 18-го века в этой стране принято исчислять расстояние до любого города не от границ столицы, а от ее «сердца». Естественно, что сердцем Парижа считается, пожалуй, самый величественный собор в мире Нотр-Дам де Пари. Кстати, согласно результатам археологических исследований, место, на котором построен Собор Парижской Богоматери, считалось священным еще со времен появления здесь первых поселений людей.

Вид на Собор Парижской Богоматери со стороны р. Сена

Конечно же, в одном материале не получится рассказать обо всех интереснейших находках, но вот то, что на территории современного храма ранее стояла первая христианская церковь, а до нее святилище, посвященное языческому богу Юпитеру – факт, заслуживающий внимания. Эта древнейшая история, неразрывно связанная с местом, где сейчас возвышается Собор Парижской Богоматери, говорит лишь об одном, что центр Парижа это действительно место, где осуществляется связь человека с высшими силами.

Многие путешественники, приехавшие в Париж, чтобы воочию увидеть его огромное количество достопримечательностей и величайших памятников истории и архитектуры, находясь возле его «сердца», всегда испытывают сильнейшее волнение.

Интересно и то, что чувство благоговения перед высшими силами испытывают у Нотр-Дама де Пари все без исключения люди, независимо от их вероисповедования. Еще во времена Советского Союза счастливчики, которым удавалось посетить капиталистическую страну, «утопающую в роскоши», в первую очередь стремились не к Эйфелевой башне , а к Собору Парижской Богоматери, с которым они были «знакомы» лишь по рассказам Виктора Гюго.

Вид на Собор Парижской Богоматери с моста О Дубль

Собор Парижской Богоматери - история возведения величественного готического храма

Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери . Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны. Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».

Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.

Вид на сквер Жана XXIII за Собором Парижской Богоматери

Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора , который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.

Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света . Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.

Вид на Собор Парижской Богоматери ночью с р. Сена

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений . Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.

Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Вид на северную и южную башни собора

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

Собор Парижской Богоматери - непростая история

В Нотр-Дам де Пари торжественно короновали великих императоров, именно в этом храме перед Богом заключали свои союзы короли и королевы. Крестоносцы, отправлявшиеся на войну за истинного Бога, получали в этом соборе благословение. Самые богатые люди Парижа считали это место самым надежным хранилищем для ценностей и сдавали на хранение в собор свои несметные сокровища.

Вид на главный фасад здания на котором расположены главное витражное окно-роза над входом в собор, галерея Королей и статуя Девы Марии с ребёнком и ангелами

Именно в этом храме Наполеон Бонапарт надел на свою голову корону новой Французской Империи. Было бы несправедливо говорить о том, что один из самых величественных католических храмов был рассчитан только для посещения коронованных особ или самых влиятельных людей Франции. Нет, огромное внимание в Соборе Парижской Богоматери уделялось и нищим, которым здесь всегда были рады оказать посильную помощь .

Несмотря на то, что «сердце» Парижа считалось в Европе одним из главных оплотов христианской веры, оно, как и многие достопримечательности великой страны, пострадало во время французской революции. Парижане, вдохновленные речами революционеров и, словно обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари и нанесли непоправимый ущерб многим статуям. Горожане добрались и до сокровищницы, которую практически полностью разграбили. Более того, Собор Парижской Богоматери революционеры решили взорвать.… Вот тут то, как часто упоминают многие папы римские, и вмешались высшие силы: у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Революционеры растерялись и решили не взрывать собор, а приспособить его под склад, где стали хранить запасы провианта.

Центральным входом в собор над которым находится скульптурное панно Страшного суда

Спасителем Нотр-Дам де Пари принято считать Виктора Гюго, прах которого покоится во французском Пантеоне . Именно он в своем первом романе призвал всех французов, несмотря на их политические взгляды, с любовью и искренним уважением относиться к памятникам архитектуры, истории и достопримечательностям, которыми и славится на весь мир прекрасная Франция.

Собор Парижской Богоматери - один из величайших храмов мира

Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.

Статуи на центральном портале собора

За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.

Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.

Галерея королей на главном фасаде здания

Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль , его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.

Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.

Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.

Вид на восточный фасад здания

В наши дни Собор Парижской Богоматери является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!

Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.

Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю. Кроме этого, в типографиях уже запущена печать специального проспекта для паломников, в котором будет подробно описана история Нотр-Дам де Пари, его легенды и тайны.

Собор Парижской Богоматери - пожар в апреле 2019 года

Вечером 15 апреля 2019 года произошла страшная трагедия. В мансарде знаменитого храма началось возгорание, и пламя охватило верхнюю часть здания. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Готический шпиль высотой 96 м покосился и обрушился.

Горящий шпиль собора Парижской Богоматери

Полиция спешно эвакуировала всех людей с острова Сите. За катастрофическим пожаром наблюдали многие парижане и туристы. Огромные клубы дыма и языки пламени снимали на фото и видео. Верующие вставали на колени и молились. В это время расчеты из 400 парижских пожарных вели борьбу с огнем. Окончательно ликвидировать пожар удалось лишь утром следующего дня.

Последствия возгорания оказались ужасными. Деревянный каркас кровли, изготовленный в XII-XIII веках из 1300 первосортных дубов, полностью сгорел. От высокой температуры расплавились свинцовые листы на крыше. К счастью, рухнувший деревянный шпиль не повредил каменный свод собора, и неф остался целым. Обе башни собора тоже остались невредимыми.

Значительный урон получила ризница храма, в которой хранились бесценные христианские реликвии. Удалось спасти терновый венец Иисуса Христа. Пострадала часть внутренних помещений и две трети крыши. Однако, остались целыми старинный орган, средневековые витражии розетки.

Возле собора побывал президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что культурно-исторический символ страны будет обязательно восстановлен. Было объявлено о сборе средств на реконструкцию Нотр-Дам де Пари. К середине дня 16 апреля 2019 года фонд восстановления Собора Парижской Богоматери получил пожертвований на сумму более 300 млн евро и средства продолжают поступать.

Собор Парижской Богоматери – католический храм в центре Парижа на , один из его символов, прославленный В.Гюго в одноименном романе. Собор входит в список

15-16 апреля 2019 г. пожар разрушил собор Парижской богоматери, история которого насчитывает более 850 лет. Он пережил войны и революции, упадок и невероятную популярность, но не устоял, как говорят, перед элементарной халатностью. Первоначальная версия следствия — пожар вследствие неосторожности при проведении реставрационных работ.

Последствия пожара на данный момент сложно представить. Для Франции и для многих за ее пределами Нотр-Дам — это прежде всего символ. Символ повержен вместе с 90-метровым шпилем, вместе с деревянной крышей и перекрытиями XIII века. Фотографии с пылающим нутром собора на всех передовицах мировой прессы и на личных страницах тысяч людей. «Наша история в пепле», — горюют французы. Всю ночь они стояли в ближайших дозволенных службами безопасности зонах и пели, пели религиозные гимны во славу Девы Марии.

Огонь потушен, специалисты приступили к анализу мест. Кроме разрушенных крыш и шпиля, серьезно пострадали от огня и воды органы, картины со стен нефа, хоров, часовен. Специалисты опасаются за состояние витражей собора: они могли пострадать от огня и расплавленного свинца, капающего с горящей крыши.

Несколько элементов алтаря, кажется, спаслись: на фотографиях, сделанных внутри, видны крест и статуи в алтарной части. Также спасены христианские реликвии из запасников Нотр-Дам: в первую очередь, терновый венок Христа, а также кусочки креста и гвоздя. Не попали под огонь 16 статуй апостолов и евангелистов, стоявших на крыше собора, но снятых оттуда за несколько дней до пожара для проведения реставрационных работ.

Адрес:

6 Parvis Notre-Dame — Pl. Jean-Paul II, 75004 Paris, France

Время работы:
  • Собор открыт ежедневно без выходных с 8.00 до 18.45 (19.15 по субботам и воскресеньям);
  • Башни собора: 10.00-18.30 (с 1 апреля по 30 сентября), до 23.00 по пятницам и субботам в июле-августе; 10.00-17.30 (с 1 октября по 31 марта). Закрыты 1 января, 1 мая, 25 декабря;
  • Археологическая крипта: 10.00-18.00 по вторникам-воскресеньям
Сайт Собора Парижской Богоматери (на русском языке) Стоимость билета:
  • вход в собор бесплатный;
  • на башни — 10 евро; бесплатно для лиц младше 18 лет
Как добраться до Собора Парижской Богоматери:

Линия 4 Станция Cité или Saint-Michel
Линия 1, 11 Станция Hôtel de Ville
Линия 10 Станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
Линия 7, 11 et 14 Станция Châtelet

Линии B, С Станция Saint-Michel — Notre-Dame

n°21, 38, 47, 85, 96 остановка Cité — Palais de Justice
n°47, Balabus остановка Cité — Parvis de Notre-Dame
n°24, 47 остановка
n°24, 47 остановка Petit Pont
n°24, 27, Balabus остановка
n°24, 27, 96, Balabus остановка Saint-Michel
n°21, 27, 38, 85, 96 остановкаSaint-michel – Saint-Germain

Многочисленные раскопки на острове Сите под собором и около него показывают, что на этом месте в начале нашей эры стоял языческий храм, затем перестроенный в большую христианскую базилику Св.Этьенна. В середине 12 века, в царствование Людовика VII , епископ Морис де Сюлли принимает решение построить на месте базилики новый собор, длиннее и выше, что к тому времени уже позволяли новые архитектурные достижения – технологии нового готического стиля. К тому же было решено снести близлежащие к храму дома, чтобы провести 6- метровую, широкую для той эпохи улицу, по которой предполагалось проводить процессии.

1163 год – год закладки первого камня в присутствии папы Александра III.

1345 год – окончание строительства собора.

Фасад храма разделен на три портала: портал Страшного суда (по центру), портал Богородицы (слева) и портал Св.Анны (справа). Над ними – аркада Галерея Королей с 28 статуями, представляющими царей Древней Иудеи.

В Соборе проходили королевские бракосочетания, императорские коронации и похороны национального масштаба.

Во времена Французской революции собор был объявлен Храмом Разума и подвергся разгрому. К началу 19 века он представлял собой заброшенное, неухоженное здание. Благодаря Виктору Гюго, сумевшему привлечь общественное внимание и вызвать интерес к историческому архитектурному наследию столицы, начались реставрационные работы: восстановление здания, скульптур и витражей, замена разбитых и украденных статуй, сооружение шпиля, демонтированного в Революцию, перестройка органа. Работы проходили под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка, который привнес к собору и новые черты – знаменитую галерею химер на верхней площадке.

В XX веке также был предпринят ряд реставрационных работ: обновлены витражи нефа, орган, ставший одним из самых знаменитых в мире.

Отдельного внимания заслуживают колокола Собора. Последняя реставрация колоколов была проведена в 2013 году.

Шедевром христианского зодчества считаются три розы собора. Южная роза была подарена храму Св.Людовиком. Она и Северная роза датируются серединой 13 века. Южная роза посвящена Новому завету, символизирует Христа, правящего на небесах и окруженного своими соратниками. Она состоит из 84 панно, распределенных по 4 окружностям.

Практическая информация

Собор Парижской Богоматери открыт к посещению ежедневно без выходных с 8.00 до 18.45 (19.15 по субботам и воскресеньям). . Запрещено входить с багажом.

Организуются бесплатные экскурсии на русском языке внутри Нотр Дам по средам в 14 ч, по субботам в 14 ч 30.

Башни Собора : вход в башню расположен с левого стороны фасада на улице du cloître Notre-Dame . Наверх ведут 422 ступеньки. С башни открывается вид на Париж, а также на галерею химер и колокольню. Билет стоит 10 евро, 8 евро для молодежи до 26 лет, бесплатно для лиц младше 18 лет.

Как добраться до Нотр Дам де Пари

Линия 4 Станция Cité или Saint-Michel
Линия 1, 11 Станция Hôtel de Ville
Линия 10 Станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
Линия 7, 11 et 14 Станция Châtelet

RER

Линия B, С Станция Saint-Michel — Notre-Dame

n°21, 38, 47, 85, 96 остановка Cité — Palais de Justice
n°47, Balabus остановка Cité — Parvis de Notre-Dame
n°24, 47 остановка Notre-Dame — Quai de Montebello
n°24, 47 остановка Petit Pont
n°24, 27, Balabus остановка Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
n°24, 27, 96, Balabus остановка Saint-Michel
n°21, 27, 38, 85, 96 остановкаSaint-michel – Saint-Germain

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками.

Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана. В середине XII века она уже не вмещала верующих. При короле Людовике VII Молодом и епископе Морисе де Сюлли было принято решение о строительстве грандиозного собора.

Первый камень заложили в 1163 году в присутствии Папы Александра III. Это было время явления Европе нового, устремлённого к небесам архитектурного стиля – готики, и собор стал его воплощением.

Стройка продолжалась с 1163 по 1345 год. Сначала возвели хоры и нефы, фасад начали в 1208 году, в 1250 завершили две огромные фасадные башни. С ростом собора выявились опасные напряжения в несущих стенах, в XIV веке вокруг нефа и хора возвели огромные аркбутаны, придающие зданию необычный вид. Переделки продолжались столетиями: в 1699 году по приказу Людовика XIV был перестроен хор, крестная перегородка заменена на кружевную, кованную из железа.

Выросший в центре Парижа собор был огромен: 128 метров в длину, 48 в ширину. Он вмещает 9 тысяч молящихся. Башни вздымаются на высоту 69 метров, шпиль – на 90 метров. Здание украшают огромные окна-розы диаметром 13 метров. Порталы пышно отделаны скульптурными композициями. Центральная, на западном фасаде, изображает Страшный суд: мёртвые поднимаются из могил, архангел Михаил взвешивает души, сатана пытается ему помешать. На западной же стороне – портал, посвящённый Деве Марии, её смерти и Успению. Композиции южной стороны посвящены святому Стефану, северной – детству Иисуса. Рассматривать их можно часами. Собор известен также химерами и горгульями, взирающими с высоты на Париж. У горгулий прозаическое назначение: они служат стоками для дождевой воды.

Интерьер славится витражами со сценами из жизни покровительницы Парижа святой Женевьевы. В часовнях нефа – тринадцать великолепных живописных полотен XVII-XVIII веков, посвящённых деяниям святых апостолов. Статуя Мадонны с Младенцем в юго-восточной части трансепта – середины XIV века.

В XVI столетии это великолепие крушили гугеноты, Французская революция в XVIII веке превратила разграбленный собор в храм Разума, а затем в склад. Заново церковь освятили в 1802 году, здесь короновался Наполеон. Однако здание ветшало, речь зашла о его сносе. В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», привлекший общее внимание к судьбе храма. Сюда потянулись туристы, в 1845 году началось восстановление собора.

Нотр-Дам де Пари – сама история Франции: тут открывался первый французский парламент, короновались и венчались короли, реабилитировали Жанну д’Арк. В день Освобождения тут молился де Голль, здесь же нация провожала великого француза в последний путь. С конца XII века над Парижем несётся перезвон колоколов собора – в счастливые, горестные и самые обычные дни.

На заметку

  • Месторасположение: 6, Place du Parvis Notre Dame, Paris.
  • Ближайшие станции метро: "Cité", "Saint-Michel", "Hôtel de Ville", "Châtelet".
  • Официальный сайт: http://www.notredamedeparis.fr
  • Часы работы: с понедельника по пятницу 08.00-18.45; в субботу и воскресенье 8.00-19.15. Посещение сокровищницы и башен - в будни с 9.30 до 18.00, по субботам – с 9.30 до 23.00, а в последний день недели с 13.30 до 23.00. С октября по март туристов пускают на башни с 10.00 до 17.30.
  • Билеты: посещение собора - бесплатно. Билеты на башню: взрослые - 9 евро, молодежь 18-25 лет - 5 евро, дети до 18 лет - бесплатно. Билеты в сокровищницу: взрослые - 3 евро, молодежь 18-25 лет - 2 евро, дети до 18 лет - 1 евро.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.