Скальный монастырь гегард и языческий храм гарни. Храм гарни и монастырь гегард Скальный монастырь гегард

На северо-востоке, в семи километрах от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый Гегард, славящийся своею скальной архитектурой, успешно соперничающей с наземными постройками.

Он относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

Время основания Гегарда точно не установлено. Вероятнее всего, на этом месте в начале IV века была основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь) из-за своего расположения в естественных и искусственных пещерах.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Часть ее вырублена в скале, от тех времен в ней сохранились небольшие фрагменты фресок темной тональности, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.

Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.

Монастырь Гегард входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Гарни, монастырь Гегард и Арка Чаренца — одни из самых . И если первые две поведают путешественникам о многовековой культуре и истории страны, то последняя позволит насладиться отличным панорамным видом на священную гору Арарат.

Обычно поездку (или организованную экскурсию) в древний языческий храм Гарни, горный монастырь Гегард и осмотр арки Чаренца (с видом на Арарат) объединяют, так как они находятся в одной стороне. И первой остановкой в экскурсии является арка Чаренца, которая из данных трех достопримечательностей находится ближе всего к столице Аремении — .

В 1957 по проекту армянского архитектора Р. Исраэляна была воздвигнута арка Чаренца. Достопримечательность расположена восточнее Еревана, возле села Вохчаберд. На первый взгляд сооружение абсолютно заурядно: оно возвышается над землей на 5 м. и представляет собой двойную арку из бетона и камней, перекрытую кровлей, однако автор постройки вложил в нее особый смысл.

Достопримечательность носит имя поэта Егише Чаренца (1897−1937). В своих произведениях он воспевал армянский народ, свою страну, ее природные красоты и один из символов государства — . Когда в 1921 году гора отошла Турции, это стало для него настоящим ударом. Считается, что поэту нравилось любоваться на библейскую вершину именно с того места, где теперь возвышается Арка. На ее стенах выбиты строки, посвященные величественному пику.

На армянской купюре в 1000 драм изображен тот самый поэт Чаренц

Строки стихотворения Чаренца, запечатленные на арке

Существует мнение, что Арка Чаренца — первый в Советском Союзе негласный памятник жертвам репрессий: она была построена сразу после того, как А. Микоян огласили в своей речи имя поэта, погибшего в тюрьме.

Официальная версия гласит, что монумент возвели в честь 60-летия Е. Чаренца.

Арку посещают ради великолепного вида на Арарат. Достопримечательность находится на холме, к которому ведет несколько ступеней. В ясную погоду перед путешественниками, с каждым новым шагом, все больше вырастает заснеженный пик. Уже на самой вершине холма гора оказывается идеально вписанной в арочный проем. Панорама, открывающаяся на смотровой площадке сооружения, и является «изюминкой» места.

Нам же Арарат с этой точки не открылся, вот какой вид смогли запечатллеть мы:

Денис и наш водитель Карен, за ними должен открываться знаменитый вид на Арарат, но нам не повезло

Языческий храм Гарни

Второй остановкой поездки обычно становится языческий храм Гарни. Расстояние между ним и Ереваном — 30 км.

Он находится неподалеку одноименного села, на треугольном мысе, возвышающимся над долиной реки Азат.

Крутой обрыв и горная речка Азат внизу

Предположительно, он был построен в 1 веке нашей эры, во время правления царя Трдата I. Когда-то здесь располагалась мощная крепость: ее очень любили армянские правители за неприступность и мягкий климат.

Перед нами предстала такая эпическая картинка Гарни

С принятием Арменией христианства в 301 году, языческие святыни стали повсеместно уничтожаться, и единственная сохранившаяся постройка той эпохи — как раз Гарни, посвященный богу солнца Митре .

В 1679 году здесь произошло крупное землетрясение, разбросавшее обломки храма по всей речной долине. Только в 30-х годах 20 столетия архитектор Н. Г. Буниатян составил проект восстановления достопримечательности, а благодаря усилиям добровольцев и реставраторов удалось собрать даже самые мелкие осколки древнего сооружения. Уже в 60−70-х годах объект был отреставрирован.

Храм Гарни представляет собой постройку в классическом греческом стиле с крышей в виде треугольного фронтона. Фасад здания венчает 24 колонны — по 8 с боков, и по 6 спереди и сзади.

В основании языческой святыни находится высокий подиум с крутыми ступенями. На этих ступенях очень любят фотографироваться туристы:

Стены и потолки Гарни украшены изящной резьбой: на стенах изображен изощренный орнамент с гранатами, виноградными лозами, цветами и орешником.

Восхищает не только архитектура храма Гарни, но и окружающий его ландшафт: отвесные утесы, горы, бурая река, густая зелень.

Возле достопримечательности находится еще один интересный памятник архитектуры — Римские бани.

Важно! Храм работает круглогодично без перерывов и выходных. Летом он открывается в 10:00, и провожает последнего посетителя в 21:00. Зимой же, комплекс закрывается раньше — в 17:00. Стоимость билета: около 2000 драм.

Стоимость входа в Гарни: официальная касса на входе

В январе 2018 года территория Гарни была на частичной реконструкции:

Вход на территорию храма Гарни: укладывают новую плитку

Просто понравился китайский мальчик-турист с фотоаппаратом в парке храма Гарни

Занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, уникальный пещерный монастырь Гегард (Гегардаванк, Айриванк, Гехард) расположен в Котайкской области, возле ущелья реки Гохт.

Уже на подъезде к монастырю Гегард мы видим христианский крест, установленный высоко на скале:

Наш водитель Карен рассказал, что крест этот установил вот этот парень, торгующий цветочными веночками у монастыря, видимо, он здесь знаменитость:

Также у входа в монастырь можно купить самые разнообразные армянские вкусности и религиозные сувениры:

С армянского название «Гегард» переводится как «монастырь копья». Связано оно с тем, что библейское копье Лонгина, привезенное в страну апостолом Фаддеем, некоторое время хранилось именно тут. Сейчас оно экспонируется в Эчмиадзине.

Вход на территорию монастыря


Точная дата возникновения святыни не известна. Считается, что первым на ее месте появился монастырь Айриванк, основанный Григорием Просветителем в 4 веке.

Он просуществовал до 9 столетия и был стерт с лица Земли. Современный Гегард появился только в 1215 году — это дата строительства его главной часовни Катогике.
На двух ярусах обители расположено 7 церквей и 40 алтарей, причем большая часть из них спрятана в утесах.

Архитектурный ансамбль монастыря формируют выдолбленные в скале хачкары, кельи, часовни, и другие помещения:

  • Катогике . Основная и наиболее почитаемая церковь. По ее углам расставлены двухъярусные часовни. Южный фасад здания украшен резными деревянными воротами, с изображением голубок, гранатов и винограда. Сводчатый купол постройки украшают рельефы с животными и людьми;
  • Гавит (притвор) . Частично вырезан в скале. Его каменную крышу поддерживают 4 колонны. Центр постройки увенчан великолепным куполом со сталактитами;
  • Скальная церковь (Авазан) с родником . Первый пещерный храм — появился в 1240 году. В его центре также расположен сталактитовый купол, а основное пространство занимает кафедра и алтарь с апсидой;
  • Жаматун . Вторая пещерная церковь Аствацацин (Богоматери) и усыпальница Прошьянов расположена на востоке Авазана. Вырубленная в 1283 году, она представляет собой квадратную комнату, богато украшенную рельефами;
  • Скальная церковь за жаматуном . Возведена в 1283 году. Это постройка с кривыми углами и рельефными изображениями природы, людей и животных;
  • Верхний жаматун . Дата постройки — 1288 год. Здесь расположены княжеские гробницы;
  • Часовня Св. Григория Просветителя . Находится над дорогой, неподалеку от входа в обитель. Имеет прямоугольную форму и подковообразную апсиду. На стенах имеются следы фресок.

Главный храм монастырского комплекса Гегард

Внутри монастыря Гегард:


Внимание! Монастырь и по сей день действует, поэтому вход на его территорию свободный. Попасть сюда можно в любой день недели в любое время. Обычно, посетителей принимают здесь до конца светового дня.

Вездесущие армянские котики живут даже в скальном монастыре Гегард:

Осмотром церквей внутри комплекса ограничиваться не стоит, советуем выйти за пределы через боковую дверь в правой части забора, защищающего храм Гегард:

Выйдя за территорию, взгляд сразу упирается в беседку и пеньками — здесь проводятся ритуальные убийства баранов для жертвоприношений на различные праздники:

ленточек:

А эта аллея ленточек заканчивается импровизированным садом камней, который создали, по видимому, сами туристы:

Каждый уважающий себя турист считает своим долгом создать свою каменную пирамидку

Как добраться до Гарни, Гегарда и Арки Черенца из Еревана?

Все достопримечательности расположены на пути к Гарни, добраться к которому можно несколькими способами:

  • На общественном транспорте. Ереван и Гарни разделяет около 30 км. Попасть к храму можно на маршрутном такси № 284 и автобусе № 266, что отправляются от автостанции позади салона «Мерседес». Из центра города (проспект Маштоца) отходит маршрутка № 51. Поездка будет стоит порядка 300 драм;
  • На такси. Самый удобный способ, так как общественный транспорт курсирует с перебоями. Мы договаривались с водителем на все наши поездки по достопримечательностям Армении. Поездка в Гарни-Гегард+ арка Чаренца обошлась нам в 15 000 драм ($ 31).

Важно! Арка расположена перед поселком Вохчаберд. Чтобы добраться до нее, следует ориентироваться на большую стоянку туристических автобусов: в 50 м. от нее достопримечательность и находится.

Транспорт до языческого храма высадит туристов на главной дороге, с которой нужно свернуть направо, и идти еще порядка 500 м.

Гегард удален от Гарни на 10 км. Чтобы уехать к обители, можно поймать маршрутку № 284: она доедет до села Гохт, от которого 4 км. придется идти пешком или ехать на попутках. Лучший вариант — договориться о поездке с водителем такси, они стоят на обочине трассы. Дорога обойдется примерно в 2000 драм.

Арка Чаренца, храмы Гарни и Гегард на карте:

К северо-востоку от Гарни (Армения), выше по ущелью реки Азат, находится монастырь Гегард. В его своеобразии, без сомнения, отразился характер, окружающей монастырь, суровой и величественной природы: живописное ущелье, с отвесно громоздящимися друг на друга высокими скалами, очень извилисто, и, за поворотом круто спускающейся дороги, неожиданно открывается монастырь. В 1950-х годах у этого поворота поставлен указатель - львица на высоком пьедестале, поворотом головы, указывающая путь. Ее фигура стилистически связана с декоративным убранством монастыря, в частности, с изображениями фигур зверей на родовом гербе князей Прошянов.

Монастырь относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.



Клкиабельно 2000 рх

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.


Время основания Гегарда точно не установлено. В одной из пещер Гегарда-дзора с древнейших времен функционирует источник ключевой воды, который считался, во времена язычества, священным. По традиции он продолжал почитаться, и после распространения в Армении христианства. В связи с этим, здесь в начале IV века, была основана обитель, получившая название Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье - гегард, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в Эчмиадзинском музее).


От сооружений Айриванка почти ничего не сохранилось. По сведениям армянских историков IV, VIII и X веков, в монастыре, кроме культовых зданий, имелись благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Расположена она высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Часовня, в плане прямоугольная, с подковообразной апсидой, обложена с востока и северо-востока проходами и приделами, высеченными на разных уровнях и, даже, друг над другом. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней поверхностях скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. Нижний помещен в рамке, а верхний, с лежащими на дверных обрамлениях горизонтальными ветвями, окружен розетками геометрического узора, такими же, какие высечены и на гранях сомкнутого сводчатого завершения интерьера. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключена возможность, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанными со строительством данных помещений.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Жаматун Папака и Рузукан высечен в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы Прошянов. Попасть в него можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скальном массиве, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений, из которых, находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд, остальные представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.


Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.



Кликабельно 3000 рх


Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 1600 рх



Кликабельно 2000 рх


Более полное название - Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Дорога к монастырю

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

История

Монастырь был основан еще в IV веке на месте священного источника ключевой воды. Обитель назывался Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье.

В монастыре, кроме церковных зданий, имелись учебные центры, библиотека, благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам, времени подъема национальной культуры, в особенности, архитектуры. При князьях Захаре и Иване были возведены часовня Григория Просветителя, главный храм с его притвором и пещерная церковь. Во второй половине XIII века монастырь был приобретен князьями Прошянами. За короткий срок они построили, принесшие Гегарду заслуженную славу, пещерные сооружения - вторую пещерную церковь, родовую усыпальницу, зал для собраний и занятий и многочисленные кельи. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк – Мхитар Айриванеци.

Расположенные по периметру монастырского двора, одно- и двухэтажные жилые и хозяйственные корпуса неоднократно обновлялись.

Достопримечательности

Основные памятники Гегарда занимают середину монастырского двора, окруженного с трех сторон стенами с башнями, а с четвертой, западной, - отвесным обрывом скалы, что придает ансамблю неповторимое своеобразие. Осуществленные в течение короткого промежутка времени, памятники представляют собой единый архитектурно-художественный организм, в котором наземные сооружения композиционно и стилистически объединены с помещениями, высеченными в скале.

Часовня Григория Просветителя

Часовня Григория Просветителя, возведенная ранее 1177 года, расположена высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

Главный храм

Построенный в 1215 году, главный храм по планово-объемной композиции принадлежит к распространенному в X-XIV веках в Армении типу - снаружи прямоугольного в плане, внутри крестовокупольного сооружения. Архитектурные формы здания пропорциональны, гармоничны.

Интересно скульптурное убранство храма. Декоративные элементы удачно комбинируются с объемными изображениями животных. Довольно реалистично выполнена скульптурная группа южного фасада - лев, нападающий на быка, - символ княжеской власти.

К западу от главного храма находится, примыкающий к скале, притвор, возведенный в 1215-25 гг.

Пещерные церкви

Архитектурные формы и орнаментальное убранство скальных помещений Гегарда свидетельствуют об умении армянских строителей не только возводить из камня, но и высекать в скальном массиве высокохудожественные произведения искусства.

Расположенная с северо-запада притвора, первая пещерная церковь Авазан (бассейн), высечена зодчим Галдзагом на месте древней пещеры с родником в 40-х годах XIII века. Усыпальница Прошянов и вторая пещерная церковь Св. Богородицы, расположенные к востоку от Авазана, высечены в 1283 году.

Слабое освещение определило сильную профилировку, украшающих стены, рельефов. Интересен несколько примитивный горельеф на северной стене, выше арочных проемов. В центре - голова быка, держащего во рту цепь, которой охвачены шеи двух львов с повернутыми к зрителю головами. Взамен кисточек хвостов, изображены головы смотрящих вверх драконов, символические образы которых восходят еще к языческим временам. Между львами, ниже цепи - орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях - родовой герб князей Прошян.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключено, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанным со строительством данных помещений.

Усыпальница сына князя Прош - Папака и его жены – Рузукан, высечена в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы князей Прошянов. Попасть в нее можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скале, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений. Находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд. Восточные помещения представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Туристам

Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Большинство людей, приезжающих в Гегард, также выбирают для посещения близлежащий храм в Гарни, расположенный ниже по течению реки Азат. Посещение обоих мест - настолько распространённое явление, что экскурсия коротко называется «Гарни-Гегард».

Монастырь Гегард, или Гегардаванк, что переводится как «монастырь копья». Уникальный монастырский комплекс Армянской апостольской церкви расположен недалеко от Еревана. Сооружение со всех сторон окружено утесами ущелья горной реки Гохт. Исторический памятник с украшенными барельефами и богато убранными храмами и кельями, родовыми усыпальницами и скальными сооружениями признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельные сооружения комплекса вырублены в самой скале. На территории комплекса также есть типичные армянские стелы из камня с крестами — хачкары. Пещеры использовались монахами в качестве скромных жилищ еще с VI века.

Монастырь является действующим, поэтому вход — бесплатный и не ограничен по времени.

История монастыря Гегард в Армении

Монастырь основан возле пещеры, поэтому его еще называют «пещерный монастырь». По преданию, основал монастырь Святой Георгий Просветитель в IV веке. На этом месте брал начало священный источник, который и сейчас угощает вкуснейшей водой.

Однако в IX веке монастырь разрушили арабские воины, в результате от первой постройки ничего не осталось, а все уникальные церковные реликвии были разграблены. В X веке на монастырь напали, а затем подожгли турки.

Позднее грузинская царица Тамара завоевала часть Армении, в том числе территория монастыря перешла в ее владение. В 1215 году под руководством грузинских военачальников — братьев Закарянов на территории разрушенного монастыря была возведена основная часовня Катогите — культовое сооружение сохранилось до наших дней. Постройка перед входом в храм — притвор, вырезан в скале в 1225 году. В 1200-ых монастырский комплекс оборудован системой водоснабжения. Позднее, в XIII веке, в скале высечены остальные храмы. Тогда монастырский комплекс приобрел княжеский род Хахбакянов. Они вскоре построили пещерные сооружения — вторую церковь, гробницу рода Хахбакянов, зал для собраний и множество келий.

Некоторое время монастырь не выполнял свои функции, а после присоединения в Российской империи монахи начали приводить его в изначальный вид.

Служебные помещения на дворе монастыря подвергались перестройке в XVII веке, а после — в 1968-1971 годах.

Деревья, находящиеся вокруг Гегарда, украшают цветными лентами для исполнения желаний.

Храмы монастырского комплекса

В монастырский комплекс входят кельи, часовни, традиционные армянские хачкары, высеченные в пещерах и в склоне холма. Пройдя вход, можно увидеть защитные крепостные валы с трех сторон, еще с одной стороны комплекс защищает скальный утес. Если пройти через весь комплекс, откроется второй вход с востока, а вместе с ним — мост через горный ручей.

Монахи жили в выдолбленных в скалах кельях, расположенных за пределами стен Гегарда.

Вокруг главных пещерных сооружений в скалах выдолблено больше двадцати различных сооружений — алтарь, служебные помещения.

Часть хачкаров богато украшена орнаментальной резьбой.

Церковь Катогике

Главная и самая почитаемая церковь комплекса — Катогике. Напротив церкви — гора. Внешне церковь выполнена в форме креста, вписанного в квадрат. Купол также стоит на основе-квадрате и украшен рельефами с животными, птицами и людьми. В углах церкви расположены двухэтажные часовни.

На стенах внутри Катогике сохранились надписи со сведениями о том, какие дарения получал монастырь от прихожан.

Резные ворота расположены на южном фасаде: здесь изображены гранатовые деревья, виноградные гроздья, голуби. Над воротами можно увидеть сцену-символ княжеского рода: лев нападает на быка.

Кроме главной церкви, есть две внутрискальные — Авазан и Св. Богоматери.

Ризница Гавит

Ризница сделана в скале между 1215-1225 годами и связана с главной церковью. Четыре колонны поддерживают крышу из камня. В центре крыши есть отверстие, через которое проходит свет. Купол выполнен в необычной технике — он увенчан сталактитами. Помещение Гавита предназначалось для обучения и проведения собраний, здесь также принимали паломников и других посетителей.

Скальная церковь с родником

Первая пещерная церковь высечена в скале в XIII веке на месте древнего поклонения язычников. Внутри под сталактитовым куполом перекрещены два свода. Удивительные растительные орнаменты украшают южную стену.

Часовня Святого Григория

Часовня вырублена в скале над дорогой, на 100 метров выше монастырского входа. В далекие времена церковь украшала настенная роспись, об этом свидетельствуют остатки фресочной штукатурки.

Панорама внутри церкви монастыря Гегард:

Святыни

История монастыря тесно связана с величайшей реликвией христианства — копьем Лонгина. Это одно из Орудий Страсти — пика, которой воин Лонгин пронзил Иисуса Христа на Кресте, где его распяли. В течение многих веков эта святыня привлекало множество паломников. В Армению копье привез апостол Фадей, сейчас оно находится в музее Эчмиадзина.

В Гегарде хранилось множество ценных рукописей, однако, их не удалось сохранить.

Как добраться до монастыря Гегард из Еревана

Монастырь находится на юго-востоке в 40 км от Еревана в красивом ущелье, окруженном со всех сторон суровыми скалами и пещерами. Перед входом расположен небольшой рынок с местной продукцией. Доехать из столицы Армении до Гегарда можно следующими способами:

  • На автомобиле : дорога по трассе Н3 займет около часа. У входа в монастырский комплекс имеется платная парковка.
  • На автобусе: № 266, 284. Отправление — от автостанции Еревана за автосалоном «Мерседес». Ехать нужно до селения Гохт. Оттуда до Гегарда нужно будет пройти 5 км.
  • На такси : в Ереване работают популярные сервисы Яндекс. Такси, GG Taxi.

Обычно в один день планируют посещение монастыря Гегард и храма Гарни , возведенного язычникам в честь Бога солнца в I веке. Расстояние от языческого храма до Гегарда — 10,5 км — на автомобиле можно преодолеть за 20 минут. Возле достопримечательностей всегда стоят машины такси, готовые довезти до нужного места.

Карта-схема пешего маршрута от остановки селения Гохт до монастыря Гегард:

Панорамный вид монастырского комплекса Гегард .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.