Митрополит макарий и священник сильвестр. Значение сильвестр (священник московского благовещенского собора) в краткой биографической энциклопедии

СИЛЬВЕСТР (СВЯЩЕННИК МОСКОВСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА)

Сильвестр - священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода Митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление Сильвестра в Москве князь Курбский: увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 года "с поднятым, угрожающим перстом" и с пламенной обличительной речью. В этой речи Сильвестр, по словам Курбского, указывал Иоанну на какие то "чудеса и якобы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные ибо так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" Сильвестр прибег, по объяснению Курбского, с той же целью, с какой отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал Сильвестр, мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д.П. Голохвастов и архиепископ Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании Сильвестра к Иоанну, находящемся в так называемом Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 года. Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр, наряду с Адашевым, являлся передовым вождем "избранной рады". В 1553 году начинается "остуда" царя к Сильвестру, из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 году Сильвестр окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре "подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить, и воцарить вместо его чужого". Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории", что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 год, но прочных оснований для нее не указывает. Умер Сильвестр в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После Сильвестра в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви Сильвестра к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому: одно - разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое - утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом Сильвестра следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике литературы XVI века, несомненно, Сильвестру принадлежит 64-я глава "Послание и наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся преимущественно практическим характером. Сильвестр старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьева, указавшего, что все христианские добродетели понимаются Сильвестром с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав "Домостроя", то они, вероятно, не были собственным произведением Сильвестра, а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова, "Домострой" сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны графа Михайлова, который указал в "Домострое" много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г. Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций "Домостроя": г. Некрасов признает древнейшей редакцией список общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей Сильвестру) переделкой памятника; г. Михайлов считает первоначальной (принадлежащей Сильвестру) редакцией Коншинский список, как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией. Во всяком случае участие Сильвестра в составлении "Домостроя" не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия еще нельзя считать окончательно решенным; указания г. Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют еще дальнейшей разработки. Не решен также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI века, или прямое отражение действительности? Из источников "Домостроя" многие указаны г. Некрасовым: это - Священное писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и других. Г. Некрасовым рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур западных и восточных: но в сущности такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. Тоже надо сказать и о попытке г. Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" и одним византийским литературным произведением. По содержанию "Домострой" делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском" - ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовном" - множество мелочных наставлений по части домашней экономии. - См. Голохвастов и архиепископ Леонид "Благовещенский иерей Сильвестр и его писания" (Москва, 1874); епископ Сергий (Соколов) "Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель" (Москва, 1891); "Сборник государственных знаний", том II (статья Замысловского, Санкт-Петербург, 1875); Некрасов "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского "Домостроя" (Москва, 1873); "Журнал Министерства Народного Просвещения", том 261, 262, 263 и 270 (статьи г. Михайлова и ответ г. Некрасова); Бракенгеймер ""Aleksiu Komnenu poiema parainetikon (греч.) в сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский "Два воспитания" ("Русская Мысль", 1893). Издания Домостроя - 1849 г. в "Временнике" Московского Общества Истории и Древностей (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева, Санкт-Петербург) и 1887 г. (Одесса). Послания Сильвестра изданы Н.И. Барсовым в "Христианском Чтении", 1871 год. Важна также статья И.Н. Жданова "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876). А. Бороздин.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИЛЬВЕСТР (СВЯЩЕННИК МОСКОВСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СВЯЩЕННИК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Священник во сне - предвестье болезни. Если во сне Вы видите его занятым службой - значит, Вас ожидает болезнь и …
  • СВЯЩЕННИК в Словаре церковных терминов:
  • СВЯЩЕННИК в Православных церковных терминах:
    священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или …
  • СВЯЩЕННИК в Библейской энциклопедии Никифора:
    (ветхозаветный). По закону священниками могли быть только потомки Аарона, законнорожденные, без порока на теле, незазорные в поведении своем и супружестве. …
  • СВЯЩЕННИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Священник - священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, …
  • СИЛЬВЕСТР в Лексиконе секса:
    (? - ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 г. Духовник Ивана IV с 1547 г. Автор особой …
  • СИЛЬВЕСТР
    (? - ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540-х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. …
  • СВЯЩЕННИК в Большом энциклопедическом словаре:
    (иерей поп), православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение - "Ваше преподобие", бытовое (разговорное) - "отец", "батюшка". Торжественное …
  • СВЯЩЕННИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (официальное церковное - иерей, народное - поп), служитель православной церкви, имеющий право совершать церковные обряды (литургию, таинства). Посвящение в сан …
  • СИЛЬВЕСТР БРАТАНОВСКИЙ
    (Братановский, род. в 1871 г.) — писатель, архимандрит. Образование получил на юридическом факультете в СПб. унив. и в Московской духовной …
  • СИЛЬВЕСТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Silvestre) — фамилия нескольких французск. художников, из которых наибольшею известностью пользуются двое: 1) Израэль С. (1621—91), рисовальщик, живописец и гравер …
  • СВЯЩЕННИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    название представителя религии, состоящего при храме и совершающего, по силе данной ему благодати священства, все таинства (кроме священства), в храме …
  • СИЛЬВЕСТР
  • СВЯЩЕННИК в Современном энциклопедическом словаре:
  • СИЛЬВЕСТР
    (? - около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540-х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). …
  • СВЯЩЕННИК в Энциклопедическом словарике:
    священнослужитель, совершающий все таинства, кроме рукоположения официальное обращение - Ваше преподобие, бытовое (разговорное) - отец, батюшка. Старший священник называется протоиереем. …
  • СВЯЩЕННИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы (в православии: иерей; в других христианских религиях: ксендз, кюре, пастор, …
  • СИЛЬВЕСТР
    СИЛЬВ́ЕСТР II (Sylvester) Герберт (Gerbert) (ок. 940-1003), монах-бенедиктинец, математик, философ, церк.-полит. деятель; папа Римский с 999. Приобрёл известность как преподаватель …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (Sylvester) Джеймс Джозеф (1814-1897), англ. математик, ин. ч.-к. Петерб. АН (1872). Тр. по алгебре, теории чисел, матем. …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (в миру Симеон Агафонникович Медведев) (1641-91), просветитель, писатель, учёный. В 1678-89 справщик Моск. печатного двора. Участвовал в полемике с …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (? - ок. 1566), священник моск. Благовещенского собора с кон. 1540-х гг. С 1547 оказывал большое влияние на Ивана …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (?-1123), игумен Михайловского Выдубецкого мон., с 1118 епископ Переяславля (южного); писатель. Будучи близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль …
  • СВЯЩЕННИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СВЯЩ́ЕННИК (иерей, пресвитер), священнослужитель средней (второй) степени христ. церк. иерархии, допущенный к самостоят. ведению богослужения; офиц. обращение - "Ваше преподобие", …
  • МОСКОВСКОГО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МОСЌОВСКОГО ЦЕНТРА" ДЕЛО, сфабрикованное в сер. 1930-х гг. дело по обвинению ряда лиц в создании подпольной контррев. орг-ции с целью …
  • СВЯЩЕННИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? название представителя религии, состоящего при храме и совершающего, по силе данной ему благодати священства, все таинства (кроме священства), в …
  • СВЯЩЕННИК в Словаре Кольера:
    в Римско-католической и Православной церквах вторая степень священства в церковной иерархии, лицо, полномочное совершать общественные богослужения и таинства. Священник выступает …
  • СВЯЩЕННИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    свяще"нник, свяще"нники, свяще"нника, свяще"нников, свяще"ннику, свяще"нникам, свяще"нника, свяще"нников, свяще"нником, свяще"нниками, свяще"ннике, …
  • СВЯЩЕННИК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Духовное звание в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом, а также лицо, носящее это звание. Проповедь священника. …
  • СВЯЩЕННИК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Пастор, иерей, …
  • СВЯЩЕННИК в Словаре синонимов Абрамова:
    иерей, поп, отец, пастырь, пресвитер, батюшка, служитель алтаря. Наш университетский батюшка. Ср. . См. …
  • СИЛЬВЕСТР в словаре Синонимов русского языка.
  • СВЯЩЕННИК в словаре Синонимов русского языка:
    аббат, ахун, батюшка, газзан, гахам, декан, духовник, законоучитель, игумен, иерей, иеромонах, имам, исповедник, капеллан, каплан, ксендз, кюре, лама, мулла, муэдзин, …
  • СВЯЩЕННИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом; иерей. 2) Любой служитель …
  • СВЯЩЕННИК в Словаре русского языка Лопатина:
    свящ`енник, …
  • СИЛЬВЕСТР
    Сильвестр, (Сильвестрович, …
  • СВЯЩЕННИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    священник, …
  • СВЯЩЕННИК в Орфографическом словаре:
    свящ`енник, …
  • СВЯЩЕННИК в Словаре русского языка Ожегова:
    В православии: служитель культа, исполняющий церковные службы и требы, …
  • СИЛЬВЕСТР
    (? - 1123) , древнерусский писатель, игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, близкий к Владимиру Мономаху, с 1118 епископ Переяславля (южного). Один …
  • СВЯЩЕННИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (иерей, поп), православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение - «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) - «отец», «батюшка». …

Затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле . Был связан с митрополитом Макарием .

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного) , которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Литературная деятельность

Известны два послания к А. Б. Шуйскому-Горбатому . Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги . Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Напишите отзыв о статье "Сильвестр (протопоп)"

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21-23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246-254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34-47

Ссылки

  • Сильвестр, священник Благовещенского собора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Д. М. Буланин, В. В. Колесов. // Публикации ИРЛИ РАН
  • Н. Пушкарёва. // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Сильвестр (протопоп)

Он был в очень странном, не присущем ему настроении, поэтому я старалась отвечать очень осторожно, чтобы случайно не задеть какой-нибудь «колючий» угол и не попасть под грозу его святейшего гнева, который мог уничтожить и более сильного человека, чем была в то время я.
– Не вы ли, помниться, говорили, святейшество, что теперь вы будете жить очень долго? Изменилось ли что-либо с тех пор?.. – тихо спросила я.
– О, это была всего лишь надежда, дорогая моя Изидора!.. Глупая, пустая надежда, которая развеялась так же легко, как дым...
Я терпеливо ждала, что он продолжит, но Караффа молчал, снова погрузившись в какие-то свом невесёлые думы.
– Простите, Ваше святейшество, знаете ли вы, что стало с Анной? Почему она покинула монастырь? – почти не надеясь на ответ, всё же спросила я.
Караффа кивнул.
– Она идёт сюда.
– Но почему?!. – моя душа застыла, чувствуя нехорошее.
– Она идёт, чтобы спасти вас, – спокойно произнёс Караффа.
– ?!!..
– Она нужна мне здесь, Изидора. Но для того, чтобы её отпустили из Мэтэоры, нужно было её желание. Вот я и помог ей «решить».
– Зачем Анна понадобилась вам, ваше святейшество?! Вы ведь хотели, чтобы она училась там, не так ли? Зачем же было тогда вообще увозить её в Мэтэору?..
– Жизнь уходит, мадонна... Ничто не стоит на месте. Особенно Жизнь... Анна не поможет мне в том, в чём я так сильно нуждаюсь... даже если она проучится там сотню лет. Мне нужны вы, мадонна. Именно ваша помощь... И я знаю, что мне не удастся вас просто так уговорить.
Вот оно и пришло... Самое страшное. Мне не хватило времени, чтобы убить Караффу!.. И следующей в его страшном «списке» стала моя бедная дочь... Моя смелая, милая Анна... Всего на коротенькое мгновение мне вдруг приоткрылась наша страдальческая судьба... и она казалась ужасной...

Посидев молча ещё какое-то время в «моих» покоях, Караффа поднялся, и, уже собравшись уходить, совершенно спокойно произнёс:
– Я сообщу Вам, когда Ваша дочь появится здесь, мадонна. Думаю, это будет очень скоро. – И светски поклонившись, удалился.
А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного) , которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Известны два послания Сильвестра к А. Б. Шуйскому-Горбатому . Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги . Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21–23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246–254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34–47

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Д. М. Буланин, В. В. Колесов. Сильвестр, священник Благовещенского собора // Публикации ИРЛИ РАН
  • Н. Пушкарёва. Сильвестр в энциклопедии «Кругосвет»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • История России
  • Священники Русской православной церкви
  • Умершие в 1566 году
  • Жертвы опалы Ивана Грозного

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сильвестр (священник)" в других словарях:

    Священник Московского Придворного Благовещенского Собора, новгородец родом и в Новгороде долго священствовавший, в 1547 году вызван был Московским Митрополитом Макарием в Москву, как муж примерного благочестия и добродетелей, для собеседований и… …

    Сильвестр священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об… … Биографический словарь

    Священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его неизвестно, и первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя… … Большая биографическая энциклопедия

    Священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Сильвестр \(Спиридон\), священник Благовещенского собора - Сильвестр (в иноках Спиридон) (ум. до 1577) – священник Кремлевского Благовещенского собора, автор посланий, Жития княгини Ольги, автор или составитель «Домостроя», владелец келейной библиотеки. Едва ли о каком деятеле XVI в. высказывались в… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    - (? ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции Домостроя и мн. посланий. Собирал рукописные … Русская история

    - (? около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Современная энциклопедия

    - (? ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Большой Энциклопедический словарь

Священник Московского Придворного Благовещенского Собора, новгородец родом и в Новгороде долго священствовавший, в 1547 году вызван был Московским Митрополитом Макарием в Москву, как муж примерного благочестия и добродетелей, для собеседований и наставлений юному Царю Ивану Васильевичу.

Князь Курбский в своей Истории пишет, что сей Священник вместе с добродетельным Боярином Алексеем Федоровичем Адашевым обратили Царя к воздержанной и благочестивой жизни, удалили от него ласкателей и развратников, составили для него Придворный Совет из мужей разумных, благочестием и страхом Божиим украшенных, в делах военных и земских искусных, без совещания коих он ничего не предпринимал.

Все сии советники назывались тогда Избранная Рада, или Дума, и от нее повсюду распространилось правосудие, воздаяние заслугам, усмирение буйных и бесчинных.

Особенно Сильвестр, как свидетельствует Царственная Книга, изданная в С.-Петербурге в 1769 г., "был у Государя в великом жаловании и Совете Духовном и в Думном, и бысть яко все мога, и вси его послушаху, и никтож смеяше ни в чем же противитися ему ради Царскаго жалованья.

Указоваше и Митрополиту и Владыкам и Архимандритам и Игуменом и Чернцем и Попом и Бояром и Диаком и Приказным людем и Воеводам и Детем Боярским и всяким людем, и с проста рещи, всякия дела и властши Святительские и Царские правяще, и никтоже смеяше ничтожь рещи, ни сотвориши не по его велению, и всеми владеяше обема властьми и Святительскими и Царскими, якож Царь и Святитель, точию имени и образа и седалища не имеяше, но Поповское имеяше; но токмо чтим добре всеми и владеяше всем с своими Советники" (См. к сему ст. о Макарии Митрополите).

Но зависть наконец успела испровергнуть всю сию чрезвычайную к нему доверенность.

Сильвестр отменно любим был братом Царским, Князем Владимиром Андреевичем, которого не терпели многие Бояре, и которого он защищал от ненависти и от клеветы, якобы в измене и умысле восхитить Престол по смерти Царской; а с этого-то случая после Казанского последнего похода и после тяжкой в 1553 году болезни Царя началась вражда между Боярами и всею Избранною Думою, бывшею им уже в тягость.

Бояре успели смутить Царя, после завоевания Казани сделавшегося уже приметно надменнее, а потому мало внимавшего уже советам и наставлениям Сильвестровым; а сей, усмотрев, что все его прежние труды об исправлении и предохранении Царя вдруг уничтожились, испросил себе увольнение в один северный Монастырь и там постригся.

Вслед за ним друг и сотрудник его, Боярин Алексей Адашев, послан воеводою в лифляндский город Феллин 1560 года. Но враги их не удовольствовались одним сим успехом.

Они, слыша, что Сильвестр и в Монастыре не лишился всеобщего уважения и славы, а друг его добродетелями своими обратил к себе всех лифляндцев, опасались, чтобы они опять когда-нибудь не возвращались ко двору и не прекратили их своевольства и развратов.

Посему, когда 7 Августа 1560 года скончалась Царица Анастасия Романовна, то вздумали, особливо шурины Царские, клеветать, что смерть ей приключилась от чаровании Сильвестровых и Адашевых; да и самого Царя уверяли, якобы они прежде и его своими внушениями очаровывали.

По несчастью, Государь сей слишком легковерен был ко всем таковым суеверным толкам, и не призвав, ниже спросив обвиняемых (о чем предлагал и Митрополит Макарий, да и сами обвиняемые требовали очных ставок), созвал Собор и Боярский Совет, и осудил Сильвестра на заточение в Соловецкий Монастырь, где он и скончался; а Боярина Адашева повелел заключить в темнице в Дерпте, где так же через два месяца кончил и он жизнь от горячки.

В Новгородской Софийской библиотеке между рукописями при Посланиях Митрополита Даниила на конце приписано очень пространное Поучительное Послание от Сильвестра, писанное около 1556 г. в Казани к Боярину, Казанскому Наместнику и Воеводе, Князю Александру Борисовичу Горбатому-Шуйскому.

В сем Послании он предлагает и самому Князю, и всем там находившимся Боярам, воинству и всему тамошнему духовенству, приличные каждому от Св. Писания наставления с увещанием, от чего наипаче в тех странах воздерживаться и о чем печься должно.

В Прибавлении к сему Посланию, также довольно пространном, утешает он Князя о понесенном им Царском гневе и лишении, предлагая ему, в научение терпению и безропотному всего перенесению, весьма трогательные Правила и примеры из Святого же Писания и Св. Отцов, доказывающие, что часто люди подвергаются несчастиям и безвинно по настоящим обстоятельствам, но за давно прошедшие и почти забытые вины, а иногда для оказания большей добродетели и великодушия.

Между сочинениями Максима Грека есть одно Послание к сему Сильвестру. {Болховитинов}

Сильвестр (протопоп) - священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» - личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров - иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра. Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления. Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного , его доверенного человека. Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г. наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя - Спиридон. Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника. Исследователи называют разные причины разрыва отношений - от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. Предположительно в 1556 г. Сильвестр умер.

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой». Доподлинно установить его авторство не представляется возможным - не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни. Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.