Религия как форма культуры обществознание. Религия как одна из форм культуры

Повторяем 1.Наука- это…………. А? …… Б?........ В?........ 2. Назови высшее научное учреждение РФ: 3. Международная премия для ученых, добившихся выдающихся успехов………. 4.Какую роль играет наука в современном обществе?(ПОЛНЫЙ ОТВЕТ) проверяем

1.НАУКА- ЭТО…

А)Особая система знаний

2. Высшее научное учреждение- РАН

3. Нобелевская премия

Б) ОСОБАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В) Система организаций и учреждений

4. Наука играет огромную как исследовательскую, так и практическую роль в современном мире.

«5»- 6 ответов

«4»- 5 ответов

«3»- 4 ответа

Статистические данные 2011 г.

Я исповедую…

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ. ???

-Что такое религия?

-Особенности религии.

-Функции религии(для чего необходима)

-Религиозные организации.

-Свобода совести и вероисповедания .

???Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих???

Что такое религия? Что такое религия? ВЕРА МОЛИТВА ДУША БОГ ЦЕРКОВЬ СВЕРЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ НАДЕЖДА ПОМОЩЬ Когда появились первые религии? Когда появились первые религии? Что им было свойственно? Виды религий

Родоплеменные

Национально-

государственные

Тотемизм, тотем

природный объект –

животное, растение,

неодушевлённый предмет.

Буддизм,

Конфуцианство

Какие мировые религии ты знаешь? Мировые религии
  • Буддизм (6 в. до н.э.)
  • Христианство (1 в. н.э.)
    • Католичество
    • Православие
    • Протестантизм
  • Ислам (7 в. н.э.)
цитаты из разных священных книг
  • БУДДИЗМ : «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»
  • ДАОСИЗМ : «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей»
  • ИСЛАМ : «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»
  • КОНФУЦИАНСТВО : «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам»
  • ХРИСТИАНСТВО : «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Сравни! Сделай вывод.

1. Что такое религия? Словарь с. 221 Религия – совокупность духовных представлений людей, основанных на вере в Бога. 2. Особенности религиозной веры:

  • Вера в Бога , в сверхъестественные силы, влияющих на жизнь человека
  • Вера во взаимодействие с Богом
  • (соответствующее поведение: обряды, молитвы и т.д.)
3. Функции РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Учебник, с. 78- Прочитай, назови, приведи примеры. Регулирует поведение людей Воспитывает людей Дает ответы на «вечные» вопросы Снимает тяжелое психологическое состояние Избавляет от одиночества Объединяет людей, общество 4. Религиозные организации с. 79 Церковь -Деление на духовенство и верующих -Массовая организация -Официальный лидер(Папа Римский, Патриарх) -Есть храмы, территориальное деление Секта -Нет деления на духовенство и верующих -Небольшая численность -Нетерпимость к другим вероучениям -Строгий контроль за жизнью членов организации 5. СВОБОДА СОВЕСТИ. СВОБОДА вероисповедания.

КОНСТИТУЦИЯ РФ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО СВОБОДЫ СОВЕСТИ, СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.

ВСЕ РЕЛИГИИ РАВНОПРАВНЫ,

ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ ГАРАНТИРУЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТА.

ЦЕРКОВЬ ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА.

РАВНЫЙ ДОСТУП ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ РЕЛИГИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ.

ЗАПРЕЩЕНА ПРОПАГАНДА ЛЮБОЙ РЕЛИГИИ в школе.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

РЕЛИГИЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ ЗНАЧИМЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ В БОГА?

Почему люди верят в бога?

ПОВТОРЯЕМ

Сегодня на уроке я...

НАУЧИЛСЯ-

БЫЛО ИНТЕРЕСНО-

БЫЛО ТРУДНО-

БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ-

гармоничное,

комфортное.

спокойное

*2.ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС ПИСЬМЕННО ИЛИ УСТНО НА СТР. 81. МНЕНИЯ : КАКУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ТЫ ПОДДЕРЕЖИВАЕШЬ?

8 класс

Тема: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Н.Гумилёв

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I .Организационный момент

II . Изучение нового материала:

    Учитель: Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Решите кроссворд.

1. м

о

8. р

а

л

ь

2. о

б

щ

е

с

т

в

о

3. к

у

л

ь

т

у

р

а

4. п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5. и

г

р

а

6. л

и

ч

н

о

с

т

ь

7. о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

    Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

    Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

    Достижения людей в материальной и духовной жизни.

    Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

    Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

    Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

    Они всегда там, где права.

!!! Найдите ключевое слово (религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Обратите внимание на план урока

    Определение понятия « религия».

    Особенности религиозной веры.

    Функции религии.

    Религиозные организации и объединения.

    Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме:

    Что такое религия?

    Когда появились первые религии?

    Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

(Что такое религия?)

А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные

    Национальные

    Мировые

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.

    Христианство

    Ислам

    Буддизм

Сообщения учеников (три сообщения)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры

Учитель:

    Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

    Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

    Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззрен

ческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

    Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2013 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

    Диакон

    Священник

    Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

4Секта.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

    Православие - 75 %

    Ислам - 5 %

    Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

    Неверующие - 8 %

    Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка

Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

    Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

    Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

    Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III . Закрепление и обобщение :

«Слово спасибо»

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Говорят «спасибо», что же ещё?

Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

    Что нового вы узнали о слове спасибо?(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

    Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

    Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

    Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами)

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Региональный компонент

. - А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

I V . Заключение

Работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

культура

религия

Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,когда слышите слова «культура» и «религия»?

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

    Закрепление.Синквейн.

1 существительное;

    глагола;

    прилагательных;

    Предложение.

    Короткий вывод.

    Домашнее задание.

    Параграф 10

    Готовиться к уроку повторения

Что означает для современного человека религия?

Религия - это система, регулирующая общественные отношения, продвигающая идеи, формирующая сознание людей. Религия создает определенные нормы и регулирует взаимосвязь людей в обществе. Это взаимосвязь человека с высшим разумом (Богом).
Благодаря этому явлению из поколения в поколение передаются обычаи и традиции, решаются проблемы личности и социума, регулируются отношения людей в обществе, люди объединяются в группы, которые формируют общий взгляд на мир.
Для общества религия выполняет множество функций. Она способствует формированию в сознании человека идеалов, наполняет жизнь смыслом, компенсирует бессилие и зависимость человека от естественных условий жизни. Ситуации, которые нам непосильны, мы отдаем воле Божией. Например, когда человек сталкивается с несправедливостью, и не может воздействовать на обидчика, он надеется на то, что Господь накажет его. С помощью религии, в душе человека устанавливается спокойствие и вера в счастливое будущее. Это происходит в процессе общения верующих, священников, совершения церемоний и обрядов. В сознании человека появляется вера в счастливое будущее.
Религия устанавливает нормы, взгляды, правила поведения, формируя и ориентируя поведение человека.
Религия рассматривает смысл жизни, решение жизненных проблем, восприятие смерти, существование потусторонних сил. Она формирует сознание человека и способы восприятия внешнего мира. Каждая из разновидностей религии имеет свою систему ценностей, которые регулируют отношения между людьми, поступки людей, их действия. Религиозные учения также касаются семейных взаимоотношений, интимных взаимоотношений.
Религиозное направление объединяют нации, помогают формировать и укреплять государства. Кто же время, из-за противоречий религиозных взглядов, религия может привести к распаду или разъединению общества или государства.
Взаимосвязь культуры и религии
Религия является элементом культуры, она возникла в результате работы человеческого разума и человеческой деятельности. Возникновение религиозных учений связано с тем, что человек не мог превзойти силы природы, объяснить какие-либо явления. По этой причине он начинал поклоняться природе и обожествлять ее. Этим объясняется появление религиозных систем, связанных с поклонением Богам, предстоящим в образе природных явлений. С XVIII по ХХ век между верой и наукой возникали противоречия. С развитием научных и теоретических знаний, религиозные учения начинали считаться пережитком прошлого. В ХХ веке церковь вообще была отделена от государства. В период развития человечества считалось, что религия выражает зависимость человека от природы.
В наше время люди имеют право выбора. Мы стремимся самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы. Для кого-то религия является важной составляющей жизни, кого-то она вообще не интересует. Развитие цивилизации, несомненно, очень важно для общества. Новейшие технологии разработки улучшили качество нашей жизни. Но, в тоже время, лишили жизнь эмоций, впечатлений, тайны бытия.
Человек не может жить одной наукой. Душа должна быть наполнена красотой, любовью и силой. Проживая жизнь, человек должен оставить после себя какой-то след. В современном мире наши души лишилась многих ценностей. Мы настолько увлеклись работой, преувеличением своих доходов, собственной жизнью, что уже не знаем что нам нужно для счастья. Ответить на вопрос, чего не хватает душе, будет очень сложно. Возможно, именно с таким образом жизни связано множество проблем современных людей. Мы настолько замкнулись в себе, что уже не замечаем других людей, нас не интересует их жизнь, взгляды, интересы. Стремительный образ жизни действует на нас губительно, духовность уходи в прошлое.
Задумайтесь, возможно, именно нехватка духовных составляющих меняет нашу жизнь в худшую сторону. Обратите внимание на вещи окружающие вас, на природу. Вы не будете ей поклоняться, вы должны заметить ее красоту, сохранить первозданный вид, оберегать. Природа же внесет в вашу жизнь краски, в ней столько неповторимых явлений и существ, что, открыв свою душу, вы не устанете наслаждаться окружающим миром.
С древних времен человеку свойственно быть в обществе, люди строили города, добывали пищу, защищались от врагов, все это делал не один человек, группа людей. Не только взаимопомощь объединяет нас, общение является самым важным элементом культуры. Из поколения в поколение человек передавал опыт, знания, учения, традиции. Человек без традиций не имеет истории. Мы почитаем своих предков, благодарим их и помним. Знание истории своего народа, семьи характеризует духовность человека. Без истории мы никто.
Депрессии, ненависть друг к другу, зависть - результат нехватки духовности. С современным ритмом жизни мы стали очень черствы к окружающим нас людям. Религия это проявление культуры, человеку стоит пересмотреть свои взгляды на духовное и религиозное воспитание. Душевные качества закладываются в детстве, поведение и культура родителей является первым и самым важным примером для детей.
Остановитесь, оцените свою жизнь, культуру, религиозные и духовные взгляды. Каких качеств вам недостает, что вы хотите изменить? Вы не сможете изменить мир, если начнете с себя. Подумайте о том, в каком мире будут жить ваши дети. Неизвестно, что нас ждет дальше. Вернитесь к культуре, духовности, религии, общению, созерцанию прекрасного сегодня. Вашему примеру последуют многие люди, который беспокоятся о будущем цивилизации. У человека есть душа, и он должен всегда стараться наполнить ее жизнью и любовью.
Никогда не поздно вернуться к религии и культуре. Главное понять, что это действительно важно. Религия, как одна из форм культуры, поможет вам совершенствовать и развивать благородные человеческие качества. И ваша душа будет наполнена чистотой, красотой и любовью.

Обществознание, 8 класс

Урок № 14

Религия как одна

из форм культуры

Д.З.: §12 , ?? (с.101), задания (с.101-102). Повторить §6 -12, термины, творческие задания, ?? (с.102-104) к гл. II

© А.И. Колмаков

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные учащимися в курсах истории и литературы, а также их личный социальный опыт.
  • Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
  • Разъяснить учащимся смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.
  • Способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности, осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека, пониманию опасности тоталитарных религиозных организаций.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: нравственно-этическая ориентация, ориентация в социальных ролях, связанных с функционированием религии как социального института; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными по возрасту, религиозным взглядам людьми.

Знать и уметь (УУД)

  • Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
  • Объяснять сущность и значение веротерпимости.
  • Раскрывать сущность свободы совести.
  • Оценивать своё отношение к религии и атеизму

Понятия, термины

  • религия;
  • религиозная вера;
  • обряды;
  • молитва;
  • церковь;
  • секта;
  • свобода совести;
  • свобода вероисповедания

Проверка знаний

  • Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
  • Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?


Изучение нового материала

  • Роль религии в культурном развитии.
  • Религиозные нормы.
  • Свобода совести

Вспомним. Подумаем.

  • ПОДУМАЕМ. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?

Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней. Но этим не исчерпывается сущность религии ...


Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община )

  • Слово « религия », пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учёными по-разному.
  • Некоторые считают, что оно произошло от латинского relegere , что означает «относиться с особым почтением».
  • Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».
  • религия - мироощущение, особые моральные нормы и тип поведения...

Религия (от лат. religio - благочестие, святыня, предмет культа).


  • «Хотя лучшие умы человечества занимались так называемыми доказательствами бытия Божия, но безуспешно; ибо все эти доказательства... не могут дать безусловной достоверности.
  • Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, безусловно же утверждаться могут только верою...
  • Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму человека и человечества, вследствие чего мы должны говорить о развитии опыта и естественной науки, так и Божественное начало постепенно открывается сознанию чело­веческому, и мы должны говорить о развитии религиозного опыта и религиозного мышления».

Фрагмент из работы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900)

  • Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными?
  • Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?
  • Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?



Государство гарантирует свободу вероисповедания, всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Свобода Совести

Свобода выбора религии закреплена правом,

получившим название права на свободу совести.

4.Свобода совести и свобода вероисповедания.

Право на свободу совести, так же как и

право на свободу убеждений, мысли и

слова, относится к гражданским правам.

Свобода совести предполагает свободу

религий, атеизма, отсутствие единой,

обязательной для всех религиозной

веры или обязательного неверия

Факультативно

по желанию

граждан в любом

учебном заведении

В некоторых

негосударственных

заведениях, частным

образом на дому или

при религиозном

объединении

Для того, чтобы

не ущемлять интересы

неверующих, существуют

2 вида религиозного

обучения

Свобода совести является одним из основных гражданских

Прав человека и означает прежде всего свободу индивидума

От любого идеологического контроля, право каждого для себя

Выбирать систему духовных ценностей


Проверь себя

  • Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс: учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. - 191, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации,

Казахстан - светское государство. Каким должен быть образ светского верующего? Должен ли он чтить и уважать традиции и обычаи своего народа, какова взаимосвязь между религией и историей казахского народа? Об этом и другом читайте в материале Центра исследования проблем религий акимата г. Астаны, сообщает Zakon.kz .

Какими должны быть верующие граждане светского государства?

Светскость и духовность не противоречит друг другу, понятие светскость - это форма управления государством, а духовность - составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве - чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой правления. Образ светского верующего гражданина это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, каковы принципы определения правильного от неправильного?

Понятие традиционное и нетрадиционное религиозное течение - это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной - исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным и вполне нормальным явлением, если является официально признанным на территории Казахстана, не имеющим деструктивного содержания и влияния в своей идеологии, последователи которого являются законопослушными гражданами нашей страны.

Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

Нужно понимать, здесь важны признаки не визуального характера, а признаки, имеющиеся в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений это частое употребление таких понятий как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в религиозной организации чувствуются признаки гипноза, потребления наркотических средств (что является одним из частых явлений), если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеющая элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной.

Как обезопасить себя от деструктивных религиозных течений?

Обезопасить себя можно религиозной грамотностью, знанием своей истории и культуры. Многие воспринимают религиозные учения как за буквальные призывы. В религии очень много принципов, это основные понятия, как быть, например, морально-нравственным человеком, порядочным, честным и т.д. Также необходимо отслеживать поправки в законодательство, поскольку юридические нюансы находятся в постоянном, динамичном совершенствовании и очень важно быть юридически осведомленным.

Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

Религия для казахстанца - этническая идентичность, религия и традиции взаимодополняющие друг друга, не противоречащие друг другу составляющие. Верующие граждане, придерживающиеся народных традиций, чтут национальное, историческое достояние, а религия больше относится к духовным принципам, придерживаясь которых верующие граждане чтут духовное достояние. Религия и традиции очень плотно переплетены, в первую очередь, имея единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

Является ли нарушением Конституции запрет на ношение хиджаба в школах?

Требования к школьной форме, запрещающие ношение хиджаба, связаны с тем, что любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевают под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Поэтому такие требования обеспечивают равенство всех религий перед законом, принципы светскости и не допускают преимущества какой-либо из религий. Поэтому запрет ношения хиджаба в школах не нарушает Конституцию РК.

Некоторые женщины-мусульманки полностью покрывают себя черным одеянием, тщательно скрывая части тела. Что по этому поводу говорится в исламе?

Хиджаб не является униформой, по исламу необходимо скрывать те части тела, которые называются «ауратом», но каким цветом, какой формы, каким национальным одеянием - не указывается. Это опять-таки принцип, а принципы важно понимать, а не воспринимать буквально. По исламу женщина должна быть одета скромно, опрятно, без вызывающих элементов, демонстрирующих интимные части тела. Это может быть любое национальное одеяние, если оно скрывает основные части тела, не привлекает к себе пристального мужского взора.

В чем особенность придерженности и непридерженности мазхаба?

Мазхаб это готовая форма правильного понимания ислама. Понять это можно на простом примере. Допустим, человек заболел и идет в поле за лечебной травой, но не знает, какое это именно растение, как его собирать, готовить, пить, в какой дозировке и так далее. Здесь есть опасность отравиться, поэтому мы обращаемся в больницы, ходим к врачам и в аптеки. Также и с мазхабом. Очень важно придерживаться мазхаба, т.к. это наиболее безопасная, правильная информации и ее трактовка удерживает нас от заблуждений и ошибок.

Что говорится в шариате о ношении укороченных брюк и бороды?

Во времена Пророка Мухаммада у арабов имелось одеяние (изаар), которое волочилось по земле, и чем оно было длиннее, тем больше подчеркивалось положение человека в обществе. Это было неким проявлением высокомерия. Важно понимать сам принцип: укороченные до щиколотки брюки были проявлением скромности, воспитанием кротости и смирения. Другой немаловажный фактор - подобные укороченные одеяния не пачкаются внизу и тем самым обеспечивают чистоту и личную гигиену. Также и борода, она должна быть аккуратной, опрятной, в том числе в связи с личной гигиеной.

Каково законодательство и юридическая ответственность использование и распространение запрещенной религиозной литературы?

Закон Республики Казахстан запрещает пользоваться и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны, в т.ч. в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статьи 453 КоАП РК (изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение не территории Республики Казахстан продукции, средств массовой информации…») за распространение запрещенной литературы грозит штраф, а согласно статьи 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) - лишение свободы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.