Бог планеты юпитер. Мифология: Юпитер

IV в н. э.

Дети Вулкан , Диана , Геркулес [d] , Бахус [d] , Прозерпина , Ювента , Марс , Беллона , Минерва , Аполлон [d] , Иарбант и Меркурий

Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды .

Этимология

Многообразие бога Юпитера

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.

  • Юпитер Тонанс (Iuppiter Tonans ) (гремящий) посылал дождь , гром ;
  • Юпитер Фульгур (Iuppiter Fulgur ) (молнийный, блещущий) посылал молнии ;
  • В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптимус Максимус Сотер» (Optimus Maximus Soter ) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
  • Юпитер Виктор (Iuppiter Victor ) даровал победу;
  • Юпитер Лациарис (Iuppiter Latiaris ) был богом союза латинских племён;
  • Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы - daps ) Юпитеру Дапалису (Iuppiter Dapalis ), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда - виналии , он считался гарантом верности клятве;
  • Юпитер Терминус (Iuppiter Terminus ) был хранителем границ;
  • Юпитер Либертас (Iuppiter Libertas ) был защитником свободы;
  • Юпитер Феретриус (Iuppiter Feretrius ) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа , когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок .

Мифологические истоки

Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом . По-латински четверг - Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки - Donnerstag, по-английски - Thursday (от имени Тора или Доннера).

Юпитер как верховное божество

Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света. [ ] Ему посвящены сутки полной Луны (иды), когда небесные светила озаряют землю и днём и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.

Юпитер (лат. Iuppiter) - в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды.

Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Янус


Янус (лат. Ianus, от лат. ianua - «дверь», греч. Иан) - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.

Один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нем и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).


Юнона


Юнона (лат. Iuno) - древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию). Юнона, как покровительница моногамии, является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии.


Минерва


Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе - итальянская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.

Диана


Диана - богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.


Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану еще называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

Венера

Венера - в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

Флора


Флора (Flora) - древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Церера

Церера (лат. Cerēs, род. п. Cereris) - древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной - покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры - Прозерпина, родившаяся от Юпитера.

Бахус


Бахус - в древнеримской мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее».В греческой мифологии ему соответствует Дионис.

Вертумн


Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) - древнеиталийский бог времен года и их различных даров, поэтому он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Е Ж З И У Х Ч Ш
Полубоги и люди

ЮПИТЕР

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.

Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного)иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики - совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, - на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса , то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии, и многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первым дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу . Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.

Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии , начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, «вечно стояла весна» и «урожай без распашки Земля приносила», «сладкий вкушали покой безопасно живущие люди». И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми.

Культ Юпитера, отца богов, главы всего римского пантеона, прошел в своем развитии долгий и интересный путь. В позднейшие времена мы находим Юпитера отождествленным с греческим Зевсом, но сам его культ, конечно, намного старше греческих заимствований. Можно сказать, что культ Юпитера развивался с трех разных сторон и впоследствии слился в образ могущественнейшего из всех богов.

Юпитер, безусловно, почитался с незапамятных времен как бог молнии и света. Одно из свидетельств тому - посвящение Юпитеру всех полнолуний, или, как их называли в Риме, ид: времени, когда светло даже ночью. В иды, как свидетельствуют античные историки, освящали храмы Юпитера, в иды же приносили Юпитеру в жертву белую овцу - белый цвет считался особенно угодным богу. Другим жертвенным животным Юпитера был белый бык, которого консулы приводили к алтарю на Капитолии в день вступления в должность новых магистратов. Отсюда, возможно, пошла известная поговорка: «Что положено Юпитеру, не положено быку». Другой вариант ее происхождения - отсылка к греческому мифу о похищении прекрасной Европы Зевсом-Юпитером, принявшим облик этого животного.

Олицетворяя всю небесную стихию, Юпитер считался также повелителем туч, оттого в засуху крестьяне молились ему о даровании дождя. Заранее прося у бога дать достаточно влаги для посевов, земледельцы приносили ему дары и перед началом полевых работ. Особо чтили Юпитера виноградари, освящавшие в его честь начало сбора урожая. Однако бог неба проявлял себя не только с благой стороны: он посылал на землю грозы и молнии, с которыми у римлян связано огромное число суеверий. Так, например, человек, выживший после удара молнии, приобретал славу божественного избранника.

Первый храм в Риме, по преданию, был заложен Ромулом, основателем города, после победы над городом Ценина и посвящен Юпитеру Феретрию. Имя это возводили либо к слову ferire - «бить», либо к feretrum - так назывался помост, на который складывали снятые с павших врагов доспехи, часто впоследствии жертвуемые божеству, покровительствовавшему стороне победителей. Чести принести такую жертву удостаивался лишь предводитель войска: так и Ромул принес к священному дубу на месте будущего храма Юпитера доспехи убитого им ценинского вождя Акрона.

Юпитер и Фетида. Художник О. Энгр

Феретрий - древняя ипостась Юпитера, свидетельствующая о том, что он почитался как покровитель военных вождей. Оттого особой формой дани Юпитеру у римских полководцев был триумф - торжественный въезд в город военачальника после успешной кампании, где он представал в образе самого бога, даровавшего войску победу. Триумфатор въезжал в Рим на золотой колеснице, облаченный, как статуя Юпитера Капитолийского: в тунику, расшитую пальмовыми ветвями, и пурпурную с золотом тогу; лицо триумфатора разрисовывали красной краской, чтобы оно больше напоминало выкрашенное киноварью терракотовое изваяние бога. В руке он сжимал скипетр из слоновой кости, увенчанный фигурой орла, а для еще большего сходства со статуей специальный раб, стоявший за спиной, держал над его головой золотой венок.

С триумфатором в город входили пленники, захваченные на войне, и вносилась дорогая добыча. За ним ехали военачальники и шли солдаты победоносной армии. Вся эта процессия проходила по городу к храму Юпитера, там совершалось благодарственное жертвоприношение, и триумфатор оставлял у ног статуи лавровый венок, которым был увенчан как победитель, тем самым разделяя с Юпитером свой военный успех. Стать живым воплощением великого бога триумфатор мог только на время своего триумфа, и чтобы он не забывал, что на самом деле остается лишь обычным человеком, по преданию, раб, несший за ним золотой венок, нашептывал ему на ухо: «Memento mori», что в данном случае можно перевести как «Помни, что ты смертен».

В храме Юпитера Феретрия хранилась и древнейшая реликвия - священный камень Юпитера, бывший его олицетворением до тех времен, когда богам начали ставить статуи. Камень это был, видимо, кремнем для высекания искры, потому что действие это по виду немного напоминало вспышку молнии.

Интересным образом характеризует Юпитера и фигура его жреца, flamen Dialis. Принято считать, что эту должность учредил царь Нума Помпилий, а до него функцию главного жреца Юпитера исполняли сами цари. На жреца Юпитера ложилась масса различных сакральных ограничений. Так, например, он не должен был прикасаться к покойнику и вообще ко всему, что относилось к культу мертвых: бобам, собаке, козе, и даже само слово «бобы» он не имел права произносить. Это оттого, что в древности люди полагали, будто бы царь-жрец обладал особой магической силой, обеспечивающей благоденствие всей общины, и боялись, как бы он не осквернил эту силу прикосновением к нечистому.

Точно так же опасались ограничить, связать его магическую силу, поэтому жрецу Юпитера запрещалось носить кольца и узлы на одежде, а также принимать в своем доме человека в оковах: последнего тут же расковывали, а оковы выбрасывали.

Во многих ранних культурах есть следы таких, странных на первый взгляд, табу: они окружали вождей, наделенных как военной, так и сакральной властью. Это вполне убедительно свидетельствует, что в древнейшие времена жрецами Юпитера были предводители общин, а значит, и сам Юпитер считался покровителем верховной власти.

По мере роста римского могущества культ Юпитера Всеблагого стал олицетворением величия государства, которым римляне необычайно гордились и ставили превыше всего. В честь Юпитера устраивались приуроченные к идам осени великолепные Римские, Капитолийские и Плебейские игры с конными и атлетическими состязаниями, а самой грозной и нерушимой клятвой как в частной, так и в общественной жизни римлян стала считаться клятва Юпитером.

Триумф Тита. Художник Л. Альма-Тадема

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

ЗЕВС (ЮПИТЕР) Интересна предыстория этого верховного бога. Он вовсе не существовал с начала времен, а сам захватил высшую власть.По одному из вариантов греческих мифов творения, первоначально из первозданного Хаоса возникла Гея-Земля. Она породила сына Урана, владыку

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Юпитер Культ Юпитера, отца богов, главы всего римского пантеона, прошел в своем развитии долгий и интересный путь. В позднейшие времена мы находим Юпитера отождествленным с греческим Зевсом, но сам его культ, конечно, намного старше греческих заимствований. Можно сказать,

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора

Юпитер показан в Стрельце Апокалипсис говорит «Я взглянул, и вот, КОНЬ БЕЛЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН БЫЛ ЕМУ ВЕНЕЦ; И ВЫШЕЛ ОН КАК ПОБЕДОНОСНЫЙ, И ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ» (Ап. 6:2).По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с

Из книги Божественная комедия накануне конца света автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Зодиак Данте: Меркурий, Марс и Юпитер находились рядом с Луной и Солнцем, то есть вблизи Овна Находясь на круге-сфере Луны, Данте говорит следующее:«Так, возвращая светам этих дуг честь и позор влияний, может статься, он в долю правды направлял бы ЛУК. Поняв его превратно,

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.6. Юпитер в основном гороскопе рис.4.35Изображения Юпитера в основном гороскопе на египетских зодиаках представлены на рис.4.35.Рис.4.35 разбит на клетки, каждая из которых соответствует одному зодиаку. Условное обозначение этого зодиака проставлено в этой клетке в кружке.

автора Носовский Глеб Владимирович

3.2.6. Юпитер (или Марс) показан в Раке в невидимом положении Как уже говорилось выше, среди планетных изображений на Зодиаке Понтифексов имеется ОРЕЛ, см. рис. 3.22. Он показан с могучим клювом и когтистыми лапами. В «античной» мифологии Орел считается символом Юпитера (Зевса).

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.2.7. Марс (или Юпитер) показан в Скорпионе в видимом положении Переходим теперь к узкому прямоугольнику, расположенному под центральным ярко-красным квадратом на зодиаке «ZP», см. рис. 3.30. В нем изображен Лев с высунутым языком, яростно бросающийся на созвездие Скорпиона.

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.3. Юпитер в Овне Планета Юпитер соответствует «древне»-греческому верховному богу Зевсу. Посмотрим - где упомянут Зевс в подвигах Геракла. При этом, надо иметь в виду, что Зевс считается в мифах отцом Геракла и постоянно следит и заботится о нем. Поэтому мы будем искать в

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.10. Юпитер в Стрельце Апокалипсис говорит: «Я взглянул, и вот: КОНЬ БЕЛЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН БЫЛ ЕМУ ВЕНЕЦ; И ВЫШЕЛ ОН КАК ПОБЕДОНОСНЫЙ, И ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ» (Ап. 6:1–2).По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с луком.

Из книги Крупнейшее поражение Жукова [Катастрофа Красной Армии в операции "Марс" 1942 г.] автора Гланц Дэвид М

Контрнаступление богов: истоки операций «Марс», «Уран», «Сатурн» и «Юпитер» Полевой штаб 6-й армии, окрестности Калача, 15 сентября 1942 годаГенерал-полковник Фридрих Паулюс, рослый, осанистый, но измотанный командующий немецкой 6-й армией, только что получил донесение из

Из книги Мифы кельтских народов автора Широкова Надежда Сергеевна

Юпитер - Таранис В свидетельстве Цезаря следующим по значимости после Марса галльским богом назван Юпитер. Обозначенные Цезарем функции галльского Юпитера («Юпитер царит на небесах») указывают на то, что Цезарь имел в виду великого индоевропейского бога неба.

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5.2.7. ЮПИТЕР Осталось найти Юпитер. Напомним, что в древней астрономии было семь планет: Солнце, Луна, Венера, Юпитер, Марс, Сатурн и Меркурий. Шесть из них мы уже нашли.На следующем 53-м листе ковра в верхней кайме мы видим две большие обнаженные человеческие фигуры, рис. 1.83.

Из книги Мотоциклы. Историческая серия ТМ, 1999 автора Дмитриев Михаил

Бог небесного света. Юпитер, как думали римляне, — верховный повелитель богов и людей. [У греков ему соответствует Зевс.] Сначала он чтился как божество небесного света, и потому ему было посвящено полнолуние каждого месяца. В эти дни ночью на земле светлее всего, потому что луна заливает мир своим серебристым светом. Полнолуние приходится примерно на середину месяца — на дни, которые римляне называли идами; иды были посвящены Юпитеру, и в эти дни ему приносили в жертву белую овцу.

Повелитель грозы и бури. Кроме того, Юпитера почитали как могущественного властителя неба, повелителя грозы и бури. Волю свою Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии или полетом орла — посвященной ему птицы. В гневе метал он молнии на головы непокорных его божественной воле. То место, в которое ударяла молния, становилось с этого момента священным. Дождь, который посылал Юпитер, оплодотворял землю и, на радость людям, доставлял хорошие урожаи. Поэтому и чтили великого бога превыше всего, именовали его «Светящимся», «Молниеносным», «Дождливым». Весной от Юпитера ждали дождей, летом и осенью — хорошей погоды. В честь Юпитера устраивали несколько празднеств в году — перед посевом, после жатвы, при сборе урожая.

Покровитель Римского государства. Но не только природными явлениями повелевал Юпитер. Он был и главным покровителем римского государства. Римляне считали, что Юпитер специально привел в Италию бежавшего из горящей Трои героя Энея для того, чтобы его потомки основали город Рим и подчинили его власти весь обитаемый мир. Поэтому Юпитера считали богом, помогавшим римлянам во время войн с другими народами. Он мог остановить обратившееся в бегство войско — и тогда его называли Юпитером Статором («Останавливающим»); ему римские полководцы приносили доспехи побежденных в единоборстве вражеских вождей — такого Юпитера называли Юпитер Феретрий.

Триумфы. Однако главным праздником в честь пославшего победу Юпитера был триумф, торжественный въезд в Рим полководца-победителя. В пору наивысшего могущества Рима триумф мог длиться несколько дней, на протяжении которых через город везли добычу и вели пленных. Сам полководец вступал в город вслед за добычей и пленными. Он ехал на квадриге — колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней. На это время он становился как бы земным двойником Юпитера — лицо его было выкрашено в красный цвет, как у древней статуи этого бога, одет он был в пурпурную одежду с вытканными на ней золотыми листьями, а над его головой раб держал золотой венок. В этот день полководец был столь величественным и ему воздавались такие почести, что возникало опасение: как бы Юпитер не позавидовал этому человеку, и, позавидовав, не наслал на него несчастья. Поэтому солдаты, шедшие в триумфе следом за своим командиром, распевали про него насмешливые песенки, напоминая этим, что он все-таки всего лишь человек, а не настоящий бог.

Храм Юпитера. Когда шествие достигало подножия Капитолийского холма, где находился храм Юпитера Наилучшего Величайшего, главный храм в государстве, полководец сходил со своей колесницы и пешком шел в храм. Там он приносил свою добычу в жертву Юпитеру, снимал праздничную одежду и выходил из храма вновь как простой человек. Таков был триумф, и нигде кроме Рима римский полководец не имел права праздновать свою победу — ведь ей он обязан Юпитеру, и лишать бога причитавшихся ему торжеств не подобало.

«Клянусь Юпитером». Юпитер был не только богом римского государства, но и богом вселенной, обеспечивавшим в ней порядок. Как божество всей вселенной, Юпитер был всеведущ, зная все дела и помыслы людей, даже самые сокровенные. Именно поэтому он был богом, обеспечивавшим верность клятве. Люди боялись его кары больше всего на свете. Никто не смел нарушить слово, если произносил «Клянусь Юпитером», поэтому такую клятву давали при всех важных делах.

Ауспиции. Конечно же, божество Вселенной не могло не знать ее судеб и будущего. Поэтому Юпитер был и богом, дающим предзнаменования во всяком деле. Ни одно важное дело не начиналось без ауспиций — гадания по полету птиц. Если птицы появлялись слева — значит, начинаемое дело будет удачным; чем больше птиц, тем более расположены боги, а совсем хорошо, если это будут не просто птицы, а орел, священная птица Юпитера.

Жрец великого бога. Служил Юпитеру один из жрецов, которых называли фламинами. Фламин Юпитера был самым почитаемым среди этих жрецов. Он руководил различными празднествами, с ним связывали благополучие Вечного Города, и потому жизнь его была окружена множеством запретов. Так, например, он, жрец великого небесного бога не имел права прикасаться ни к каким предметам, которые использовали в погребальных обрядах — это прикосновение осквернило бы его и лишило части его священной силы, считали римляне. Одежду ему было можно застегивать только заколками-фибулами, но ни в коем случае не завязывать на ней узлов, а в дом к нему было нельзя вводить закованного человека — римляне верили, что любые узлы и оковы могут «сковать» его силу. Если ему нужно было побрить бороду, делать это должен был только свободный римлянин, а не раб-брадобрей — ведь рабами были чужеземцы-враги, а как можно доверить им человека, чья жизнь так важна всему римскому народу? Кто помешал бы такому чужеземцу бритвой убить римского жреца?

Это только часть запретов, окружавших фламина Юпитера, на самом деле их было гораздо больше. Не все они могли получить какое-нибудь объяснение, некоторые кажутся нам лишенными смысла, но римляне соблюдали их все, так что положение фламинов Юпитера было не только очень почетным, но и довольно обременительным для людей, которые занимали эту должность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.