Ветковская икона. Редкие и почитаемые иконы

Митрополит Иннокентий (в миру - Иван Григорьевич Усов) родился в 1870 году. Во епископы на Нижегородскую и Костромскую кафедру был хиротонисан 27 апреля 1903 года. Принимал участие в издании журналов «Старообрядец» и «Старообрядцы», был членом союза старообрядческих начетчиков.

Присоединил к Церкви и единолично рукоположил во епископы на Канадскую кафедру архимандрита Михаила (Семенова). В 1909 году подвергся за это запрещению в священнодействии на полгода, хиротония епископа Михаила была признана законной. В 1916 году вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) принял участие в последнем заседании Петроградского религиозно-философского общества, посвященном памяти епископа Михаила.

В 1920 году эмигрировал в Румынию. В апреле 1921 года по случаю смерти митрополита Белокриницкого Макария принимал участие в собрании епископов в Измаиле, на котором было решено назначить проведение в июне Освященного Собора для избрания нового митрополита. Как писал впоследствии епископ Феоген Измаильский епископу Александру: «В назначенное время Собор состоялся, на коем избрали в митрополита епископа Иннокентия, но возведение его в этот сан отложили до получения согласия старообрядческих епископов Российской области или до выяснения невозможности получить таковое, с тем, однако, чтобы избранный в митрополита пользовался бы правами областного епископа и до возведения его в сан митрополита». Освященный Собор российских епископов не возражал против возведения епископа Иннокентия в сан митрополита, однако владыка был выслан из Буковины как не имеющий гражданства. В 1924 году в сан митрополита был возведен епископ Никодим Тульчинский (Никифор Федоров).

Епископ Иннокентий управлял Кишиневской епархией до 1940 года. В июле 1940 года переведен на Тульчинскую кафедру. На Освященном Соборе в Браиле 8 мая 1941 года единогласно избран митрополитом. 10 мая епископом Саватием Славским, Тихоном Манчжурским и временно Тульчинским возведен в сан митрополита.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны митрополит Иннокентий был выслан в Яссы. Его переговоры с румынскими властями о разрешении жить в освобожденном от советских властей Белокриницком монастыре не имели успеха. «Как иностранцу, да еще русскому, ему не разрешалось и из г. Яссы выехать куда-либо в более безопасное место. А между тем большевики подвергли этот город ураганному обстрелу и аэропланным налетам. Владыка Иннокентий в такие моменты переживал страшную трагедию: друзья его и покровители бежали из города кто куда мог, а ему не позволялось переменить свое местожительство. Одинокий, бесправный, всеми оставленный и в то же время поднадзорный, с минуты на минуту ожидавший, что он может попасть в руки своих самых жестоких врагов - большевиков, он был так потрясен своим безвыходным положением, что не выдержал и заболел психически: психозом паники. Ему все казалось, что его преследуют, ловят, догоняют, и он все бежал и бежал. Только уже в таком его болезненном состоянии правительство разрешило епископу Тихону, который об этом хлопотал, перевести м. Иннокентия в старообрядческое селение Писк...» - писал Ф. Е. Мельников.

Здесь, 16 февраля 1942 года, в три часа утра, более сорока дней не принимая никакой пищи, митрополит Иннокентий скончался. Чин погребения был совершен епископами Тихоном (Качалкиным) и Арсением (Лысовым).

По материалам альманаха "Во время оно...", 2006, № 3

Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Ива́н Григо́рьевич У́сов ; 23 января , посад Святск , Суражский уезд , Черниговская губерния - 3 февраля , хутор Писк, близ Браилы , Румыния) - предстоятель зарубежной части с титулом - митрополи́т Белокрини́цкий и все́х христиа́н, в расе́янии су́щих . Проповедник и духовный писатель.

Биография [ | ]

Молодость [ | ]

Родился 23 января 1870 в посаде Святске Суражского уезда Черниговской губернии в мещанской семье.

После того как Иван успешно закончил начальное училище, родители отдали его учиться иконописанию в Святском посаде, который являлся одним из центров старообрядческой иконописи .

Летом 1895 года, по завершению военной службы, поселился в селе Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где стал учеником и помощником священноинока Арсения (Швецова) . Уже в сентябре 1895 года он начал писать здесь своё первое крупное сочинение - «Разбор ответов на 105 вопросов», которое было издано на гектографе в конце 1896 года .

В течение нескольких лет он вырос в крупнейшую фигуру нижегородского старообрядчества. Его значение признавали и противники: в ежегодных отчётах «Братства Святого Креста», в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в центральных журналах «Братское слово » и «Миссионерское обозрение » имя «известного расколоучителя И. Г. Усова» упоминалось всё чаще и чаще .

28 июля 1902 года постановлением Освященного собора старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви определён быть епископом Нижегородским .

5 ноября 1902 года рукоположён в сан иеродиакона , а 13 ноября в священноинока .

Епископ [ | ]

В 1904 году основал первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австро-Венгрии . После императорского указа 1905 году о свободе вероисповедания издавал в Нижнем Новгороде журнал «Старообрядец », а после его закрытия за публикацию статьи «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» - журнал «Старообрядцы». Был членом Союза старообрядческих начётчиков, председательствовал на его съездах (начётчиком был и его брат Василий Григорьевич Усов). Участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 года между старообрядческой церковью и представителями движения «неокружников », близких по своим взглядам к беспоповцам и обвинявших церковное руководство в сближении с «новообрядческой церковью».

Принадлежал к старообрядческим священнослужителям, которые не чуждались общения со светскими людьми, в том числе с деятелями культуры. Известный писатель Михаил Пришвин так вспоминал о своей встрече с епископом Иннокентием: «Маленький чёрный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? „Юлиан Отступник“ Мережковского … Два-три слова о романе, и мы знакомы». В беседе с Пришвиным епископ высказывался в пользу «полного разграничения земной Церкви и земного государства».

Епископ Нижегородский Иннокентий (Усов)

20 октября 1907 года присоединил к старообрядческой церкви архимандрита Михаила (Семёнова) , которого 20 ноября 1908 года в Нижнем Новгороде единолично рукоположил во епископа Канадского .

Почти все начинания и предприятия в старообрядчестве как того времени, так, в особенности, «золотого» периода, были <организованы> по его инициативе, он же был и первым их <участником>. Так, он первым начал созывать епархиальные съезды; раньше всех организовал у себя курсы для подготовки старообрядческих учителей; прежде других начал созидать в своей епархии монастырь с широко задуманными задачами: не только для иноческого жития образцовый, но и с апологетическими, просветительными, церковно-иерархическими и другими подобными же целями. Смелый, предприимчивый, он много раз лично обращался к правительству со своими ходатайствами по старообрядческим делам и почти всегда имел успех. Особенно много он потрудился в деле примирения с Церковию неокружников, беглопоповцев, беспоповцев.

В 1916 году вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) принял участие в последнем заседании Петроградского религиозно-философского общества, посвященном памяти епископа Михаила.

Во время Гражданской войны активно поддерживал белое движение , известно, что он читал лекцию «В защиту религии» в Добровольческой армии . Составил «Молитву об избавлении России», в которой содержались следующие прошения к Богу:

Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чём не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго… и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев.

Жизнь в эмиграции [ | ]

В 1920 году эмигрировал в Румынию, с 1920 - управляющий Кишинёвской епархией. В 1921 году, после смерти митрополита Белокриницкого Макария, на Освященном соборе был избран на его место, но его возведение в сан было отложено до выяснения мнения старообрядческих архиереев, оставшихся в России. Их согласие было получено, но против кандидатуры владыки Иннокентия выступили власти Румынии, выславшие его в мае 1922 года из страны как не имевшего румынского подданства. Некоторое время жил в Югославии , через полтора года получил возможность вернуться в страну и вновь вступить в управление Кишинёвской епархией. В конце 1920-х годов долго проживал в селе Кунича на северо-востоке Молдавии . В 1935 году по просьбе верующих рукоположил для Измаильской епархии епископа Силуяна - это решение было в следующем году утверждено Освященным собором старообрядческой церкви, что прекратило длительный конфликт в этой епархии (так называемую «феогеновскую» смуту - по имени предыдущего епископа Феогена, удаленного из епархии по требованию прихожан). На этом же соборе епископ Иннокентий был утверждён на Кишинёвской кафедре.

После того, как в 1937 году у старообрядческих приходов, расположенных в Маньчжурии , прервалась переписка с епископом Афанасием (Федотовым) , настоятель харбинского Петропавловского храма о. Иоанн Кудрин обратился к митрополиту Белокриницкому Пафнутию (а после его смерти - к митрополиту Белокриницкому Силуяну) с просьбой о принятии харбинского Петропавловского прихода в ведение Белокриницкого митрополита до времени падения в России коммунистического режима (из иерархов РПСЦ на свободе в 1939 году оставался только епископ Калужский и Смоленский Сава). В 1940 году митрополит Белокриницкий Силуян ответил о. Иоанну Кудрину, что принимает «Свято-Петропавловский приход в ведение Белокриницкой митрополии, к которой он отселе и будет принадлежать, но принимаю не непосредственно в своё ведение, а поручаю его Кишиневскому епископу Иннокентию» . В связи с захватом Белой Криницы Красной армией, епископ Иннокентий не смог приступить к окормлению маньчжурских старообрядцев.

Митрополит Белокриницкий [ | ]

8 мая 1941 года на Освященном соборе был избран митрополитом Белокриницким. К тому времени старообрядческая митрополичья кафедра была перенесена в Браилу, так как Белая Криница, как и вся Северная Буковина , в 1940 году была занята советскими войсками. 10 мая 1941 году епископом Славским Саватием, Манчжурским и временно Тульчинским Тихоном возведён в сан митрополита.

У него были масштабные планы по улучшению деятельности митрополии - он предполагал создать центр просвещения, заняться созданием школ во всех заграничных старообрядческих приходах, организовать старообрядческую типографию, заняться изданием журнала и книг. Однако эти планы не реализовались.

Библиография [ | ]

  • Об исповеди преосвященного Амвросия митрополита Белокриницкого. 1900.
  • Церковь Христова временно без епископа. 1901.
  • О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина. 1902.
  • О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия. 1903.
  • Будущее и настоящее состояние людей. 1903.
  • О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им белокриницкой епархии. 1904.
  • Слова и речи.
  • Средство быть счастливым.
  • Апокалипсические чудовища.

Примечания [ | ]

Ссылки [ | ]

  • Иннокентий (Усов) на сайте «Русское православие»

Начиная разговор о том, чем отличаются старообрядческие иконы от тех, что мы привыкли видеть в наших православных храмах, вернёмся на три с половиной столетия назад, чтобы более ясно представить себе, на фоне каких исторических событий сложился этот весьма редкий в наши дни вид иконописи. В чём состоит феномен старообрядчества и каковы причины его возникновения?

Суть реформы патриарха Никона

Старообрядчество в нашей стране возникло в середине XVII века, став результатом раскола, потрясшего всю Русскую православную церковь. Причиной этому послужила реформа, осуществлённая Суть её сводилась к тому, что с целью устранения многочисленных отступлений от первоначального, пришедшего на Русь из Византии порядка богослужения, предписывалось заново перевести с греческого языка церковные книги, а на основании их внести соответствующие изменения в литургическое чинопоследование.

Кроме того, реформа затронула и внешние обрядовые формы, заменив, в частности, привычное двуперстие, принятое при осенении на троеперстие, сохранившееся до наших дней. Были внесены также изменения и в каноны, предусматривавшие порядок написания икон.

Народный протест, завершившийся расколом

Эта реформа, рациональная по своей сути, но проведённая в жизнь поспешно и непродуманно, вызвала крайне негативную реакцию в народе. Значительная часть населения отказалась принять нововведения и подчиниться церковным властям. Конфликт усугубился тем, что реформа проводилась под покровительством царя Алексея Михайловича, и все её противники были обвинены в неповиновении государю, что придало делу политическую окраску. Они стали именоваться раскольниками и подвергаться преследованию.

В результате в России образовалось самостоятельное религиозное движение, отколовшееся от официальной церкви и получившее название старообрядчество, поскольку его последователи продолжали во всём придерживаться дореформенных канонов и правил. Сохранилось оно и до наших дней, преобразовавшись в Русскую единоверческую церковь.

Какие иконы именуются старообрядческими?

Поскольку старообрядцы полагают, что с момента реформы именно официальная церковь отклонилась от истинной «древлеправославной» веры, а они остались её единственными носителями, то в большинстве своём иконы старообрядческой церкви соответствуют традициям древнерусского письма.

Во многом эта же линия прослеживается и в работах мастеров официальной церкви. Таким образом, под термином «старообрядческие иконы» следует понимать лишь те из них, которые в своём написании разошлись с канонами, установленными в ходе реформы.

принятые у старообрядцев

Наиболее характерной в этом отношении является икона, именуемая "Спас Благое Молчание". На ней изображён Иисус Христос в образе ангела, увенчанного восьмиконечной короной Бога Отца и облачённого в царский хитон. Своё название она получила благодаря соответствующим нанесённым на неё надписям.

Такая икона встречается исключительно в среде старообрядцев, так как каноны официальной церкви запрещают изображать Христа - Творца вселенной - в виде тварного, то есть сотворённого им же существа, каковым является ангел. Как известно из Священного Писания, Господь создал весь видимый и невидимый мир, включивший в себя как так и духов тьмы.

Кроме того, к запрещённым официальной церковью, но распространённым в среде старообрядцев, относятся ещё два изображения - «Спас Мокрая Борода» и «Спас Ярое Око». На первом из них Христос представлен с бородой клинообразной формы и левым глазом, большим чем правый, а также клиновидной бородой. На второй иконе Он написан без нимба, что полностью противоречит принятым нормам, а также с удлинённой головой и тёмным, слабо различимым ликом.

Примеры богородичных икон и изображений святых

Свои характерные особенности имеют и старообрядческие Наиболее распространённая среди них - «Богородица Огневидная». Её отличают от обычных общепринятых изводов (разновидностей) богородичных икон преобладание в общей цветовой гамме огненно-красных и алых тонов, что и послужило причиной её необычного названия. Божья Матерь на ней представлена одна, без Младенца. Её лик всегда обращён в правую сторону.

Иконы старообрядческих святых также бывают подчас достаточно своеобразны и спорны. Некоторые из них порой способны вызвать недоумение у случайного зрителя. К ним, в частности, относится икона мученика Христофора-Псеголовца. На ней святой изображён с собачьей головой. Опуская аргументацию подобной трактовки образа, отметим лишь, что эта икона вместе с некоторыми другими подобными сюжетами была запрещена особым указом Святейшего синода в декабре 1722 года.

Особое место занимают также старообрядческие иконы с изображением наиболее известных в прошлом деятелей религиозного раскола, почитаемых в качестве святых, но не признаваемых официальной церковью. Это, в первую очередь, лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум, казнённый за свою деятельность в 1682 году, фанатичная приверженица древнего благочестия боярыня Феодосия Морозова, а также основатель Выговской беспоповской общины Андрей Денисов. Старообрядческие иконы, фото которых представлены в статье, помогут зрительно представить характерные особенности этой разновидности церковной живописи.

Общие характерные особенности старообрядческих икон

В целом же можно говорить о ряде характерных отличий, общих для основной массы икон, принятых у старообрядцев. К ним относится большое количество надписей, сделанных на полях и поверх живописного слоя. Также иконы, выполненные на досках, характеризуются тёмными, порой едва различимыми ликами, будь то старообрядческая Спаса или какого-нибудь святого.

Но и этим вопрос не исчерпывается. Есть и ещё одна важная особенность, по которой можно без труда узнать старообрядческие иконы. Отличие их от официальных часто выражается в том, что святые изображаются держащими руку в двуперстном сложении.

Кроме того, коренное отличие состоит и в написании аббревиатуры имени Иисуса Христа. Дело в том, что среди прочих требований реформа установила правило написания в нём двух букв "И" - Иисус. Соответственно, такой стала и аббревиатура. На старообрядческих же иконах имя Спасителя всегда пишется по-старому - Исус, а в аббревиатуре ставится одно "И".

Наконец, нельзя не упомянуть ещё один вид икон, бытующий лишь среди раскольников. Это литые оловянные и медные врезные старообрядческие иконы и кресты, производство которых в официальном православии запрещено.

Неприятие новых «безблагодатных» икон

Среди прочих аспектов церковной жизни реформа патриарха Никона затронула и стиль написания икон. Ещё в предшествовавшие ей века русская иконография ощущала на себе сильное влияние западноевропейской живописи, получившее дальнейшее развитие в середине XVII века. Согласно правилам, введённым с принятием реформы, в иконах утвердился более реалистичный стиль, сменивший собой бытовавшие ранее условность и символизм.

Это вызвало активный протест со стороны лидеров старообрядчества, призывавших игнорировать эти кощунственные, с их точки зрения, новоделы. В связи с этим известны полемические сочинения протопопа Аввакума, резко критиковавшего недопустимое «живоподобие» в новых образцах церковной живописи и объявившего такие иконы безблагодатными.

Спрос на древние иконы, породивший индустрию подделок

Подобные заявления послужили причиной тому, что, начиная со второй половины XVII века, старообрядцы начали активно собирать старые «дораскольные» иконы, среди которых особенно ценились работы Андрея Рублёва. Кстати, причиной тому были вовсе не их художественные достоинства, а решение церковного Собора, состоявшегося за сто лет до этого, и принявшего решение считать работы Рублёва образцом для будущих живописцев.

Таким образом, спрос на древние иконы резко возрос, а поскольку они во все времена оставались редкостью, то сразу было налажено массовое производство подделок, выполненных «под старину». Такие старообрядческие иконы назывались «подфурными» и были весьма широко распространены, чему последователи древнего благочестия пытались противодействовать.

Художественные эксперты и создатели новых произведений

Чтобы не стать жертвой обмана ловких дельцов, старообрядцы были вынуждены вникать во все тонкости написания икон. Неудивительно, что именно из их среды вышли первые серьёзные профессионалы-эксперты в области иконографии. Особенно заметна была их роль на рубеже XIX и XX века, когда в российском обществе обозначился широкий интерес к произведениям древней живописи, а соответственно, возросло и производство всякого рода подделок.

Старообрядцы не только старались приобрести старые иконы, но со временем стали производить собственные, выполненные по всем правилам, которые они сами же и установили. С середины XVIII века в наиболее крупных старообрядческих центрах появились собственные иконописные мастерские, в которых, кроме живописных произведений, создавались и медные литые иконы.

Старообрядческая икона ориентирована на продолжение традиции древнерусской иконы. Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а Русская Православная Церковь, то со второй половины XVII века старообрядцы позиционируют себя, как продолжатели и главные хранители византийского и древнерусского канона в иконописи.

Школы старообрядческой иконы:

  • Ветковская икона.
  • Невьянская икона.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.
Рассмотрим некоторые из особо почитаемых старообрядческих образов, старинные старообрядческие иконы.

Спас Благое Молчание.

Икона Спас Благое Молчание представляет один из сравнительно поздних, редких и сложных в истолковании иконографических типов Христа.

Иконография иконы восходит к фреске московского Успенского собора (15-16 вв.).

Граф А. С. Уваров, в связи с открытием этих фресок в 1882 году, предположил, что образ Спаса Благое Молчание представляет собой особый иконографический сюжет, имеющий близкое отношение к изображению Христа Ангела Великого Совета (основанного на тексте библейских пророчеств (Ис. 9:6; Мал. 3:1) и его толкованиях.

Ссылками для толкования образа Спаса Благое Молчание являются также библейские пророчества (Ис. 42:2, 53:7; Пс. 141:3). «Он изъязвлен был за грехи наши... и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы... и Господь возложил на Него грехи всех нас... как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5-7). Текст данного ветхозаветного пророчества произносит священник при изъятии «агнца» из просфоры на проскомидии, происходящей в жертвеннике. Такое сопоставление позволяет истолковать образ юного Христа-Ангела, облаченного в белые одежды, как символ света истины, чистоты, нетленности плоти Христа (Откр. 7:9–17; Мф. 17:2–3), как образ Христа-Агнца, Предвечного Логоса-Эммануила, воплотившегося, чтобы взять на себя грехи мира, «пострадать за нас плотью» (1 Петр. 3:4) и явить нам образ жертвенной самоотреченной покорности и сыновнего послушания «даже и до смерти, и смерти крестной». На это указывает и жест его скрещенных на груди и словно поднесенных к сердцу рук. Это жест смиренного принятия благодати Божией, евхаристический жест причастника. Он также напоминает о Христе, которого в сценах «Шествия на Голгофу» изображали с крестообразно связанными руками: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7).

Новшеством в образе можно назвать появление крыльев и восьмиконечного нимба, являющихся иконографическими атрибутами Святой Софии Премудрости Божией как символа воплощения Логоса, который, как Мессия, может быть назван и ангелом, т.е. посланником Божиим (Ис. 9:6; Мал. 3:1; Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4, 4).

Важным элементом иконографии данной иконы является одеяние Господа. Белые одежды присущи ангелам - как символ их чистоты и бесплотности, возвышенности. Одежды Спаса в иконе «Благое молчание» могут быть интерпретированы и как белый стихарь (левкион) — символ пречистой плоти Христа, его Преображения и Воскресения.

В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса - Премудрости Божией, и жертвы Христовой - Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

Спас Мокрая Брада - образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.

Этот иконографический тип является одним из вариантов Нерукотворного Спаса. Наименование "Мокрая брада" введено русскими иконописцами по клинообразной форме бороды Христа, действительно напоминающей мокрую. Кончик ее острый, прям или загнут на сторону, бывает чуть раздвоен. Этой особенностью отмечены многие изображения древности.

Спас Ярое Око - образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде.

Палитра иконы продиктована византийской традицией. Формы носят несколько грузный характер, а выражение лица достаточно сурово. Также икона полна внутренней динамики и силы.

Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!"

Св.Иоанн Кронштадтский.

"Христианская философия


Мученик Христофор-Псеглавец.

Его иконы вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитатьХристофора-Кинокефала, а запрет «официальной церкви лишь усилил это почитание. Мы видим, что святые образы на старообрядческих иконах могут писаться иначе, чем на православных.

Никола Отвратный - образ Святого Николая с косящими влево зрачками.

"Никола отвратный"- иконы с этим образом появились не ранее конца XVIII века и были распространены только в старообрядческой среде, являя собой вновь прославленный чудотворный образ после раскола. Оплечное изображение Св. Николы Отвратного отличается рядом особенностей: во-первых, Св. Никола представлен с крупными глазами, скошенными влево зрачками и небольшим поворотом головы вправо. Во-вторых, голова увеличена и приближена к краю доски, что придаёт образу особую психологическую напряжённость и огромную силу воздействия. Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в жесте, который можно рассматривать как напоминание или предупреждение. Значение этого образа как отвращающего припадающих к нему от зла и всякой скверны заложены в его названии "Отвратный"...


Подобно православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского.

Обилие надписей на полях - отличительная черта старообрядческих икон. Образцы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами. Также старообрядцы зачастую изготовляли медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

Отличие старообрядческих икон от православных – предмет для серьезного исследования. Старообрядческая традиция интересна, но ведь и Православная Церковь стремится сохранять иконописный канон. Важно, что в лоне Православной Церкви, в неповрежденном духе истины могут созидаться поистине чудные, молитвенные и духовно-теплые образы…

Заказать или купить готовую икону в каноническом русском или византийском стилях Вы можете в Иконописной мастерской «Мерная икона». Возможно написание и почитаемых старообрядцами образов, не запрещенных Русской Православной Церковью.

Ветка - традиционный духовный и культурный центр старообрядчества. С конца XVII - середины XVIII в. она играла ведущую роль, будучи авторитетным старообрядческим центром поповского согласия (). Обособленность региона, наличие духовного центра и авторитетного руководителя, своеобразие среды живших за границей, а затем на окраинах Российского государства, преемственность в передаче из поколения в поколение иконописного мастерства, вплоть до XX в., наличие излюбленных изводов иконографии, характерных стилистических признаков и приемов в технике темперной живописи характеризуют Ветку как крупный иконописный центр, где сохранились традиции православного иконописания.
Из письменных источников известно о существовании и монастырских, и слободских мастеров и мастерских, и местных сельских иконописцев, работающих в народных традициях. Иконописание в Ветке было хорошо налажено и снабжало весь старообрядческий поповского согласия мир иконами. На ветковские иконы ориентировались иконописцы других центров поповского согласия на Дону и Волге, в Молдавии и Буковине, на Урале. Догматические и обрядовые разногласия, авторитет наставников влияли не только на направления духовной жизни, но и на направления и особенности в иконописании согласий.
В ответ на обмирщение религиозного сознания, глубокий духовный кризис, проникновение чуждых православию принципов западного религиозного (секуляризованного) искусства старообрядчество "закрылось" для "мира" и избрало ориентиром дальнейшего развития в искусстве решения Стоглавого собора 1551 г. и памятники духовной культуры XVI - XVII вв., подчеркивая непрерывность православной традиции иконописания.
В старообрядческой иконе сохранились в основных своих чертах главные составляющие богословия древней иконы: онтологическое единство Слова и образа, догматический смысл, определяющий духовную сущность изображения и систему художественных средств, выражающих эту сущность (1). Семантическое значение основных составляющих иконы сохраняете) у ведущих мастеров и отражает связь земного и небесного с вечным. Опушь, как граница, отделяющая земную твердь от небесной, писалась красной или красно-коричневой краской и синей или сине-зеленой. Внутренняя рамка, отделяющая ковчег как область вечности от полей как небесной тверди, писалась красной краской и тонкой белильной линией (цвета горнего мира). Поля и "фон" покрывались золотом или двойником с подцвеченной олифой, часто по полименту.
Технико-технологическое своеобразие ветковских икон выражается во всех материалах, из которых изготовлена икона. Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому икона, написанная на Ветке, практически всегда изъедена жучком. Толщина досок большая: 2-2,5-3 см. Доски, как правило, бесковчежные, шпонки врезные, торцевые. Паволока льняная, позже хлопчатобумажная промышленного производства (свои мануфактуры), иногда с рисунком. И холст, и промышленные ткани тонкие, мелкозернистые, полотняного переплетения, реже саржевого с рисунком и| без него. Бумага не применялась. Левкас клее-меловой, средней толщины. Графья присутствовала всегда. Рисунок процарапывался, вычеканивался по левкасу, и затем поверхность левкаса золотилась. Обилие надписей на полях - характерная черта старообрядческих икон. Нимбы выполнялись в виде точечного орнамента, а также способом "цировки", иногда по западному типу: с помощью сочетания прямых и зигзагообразных лучей, или же цветом - красной линией и тонкой белой.
Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник "цировки" и "цвечения золота", также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. В той же технике выполнялся свет нимбов и мандорлы. Свет в одеждах выполнялся различно: "в елочку", "в перо", "в зигзаг", "в рогожку", "в пятачок", возможен также довольно свободной формы рисунок золотом в технике золотопробельного письма. Техника "инакопи" не встречается. Отдельные мастера применяли золото и серебро одновременно в написании орнаментов одежд поверх складок, даже в "теневых" местах. У лучших ветковских мастеров встречается соединение шлифованного и нешлифованного листового золота при золочении нимбов. На Западе этот прием называется "глассирование".
Для Ветки характерно одновременное сочетание большинства распространенных в XVII в. техник и приемов: черневой орнаментальной росписи по листовому золочению, "цвечения золота", "в проскребку", когда по листовому золоту писали яркими лессировочными красками, т. н. лаками (ярь-медянка, бакан и др.), затертыми на вареном масле со скипидаром или терпентином, и затем проскребали костяной иглой рисунок до золота. Подобными приемами имитировали богатые парчовые и аксамита ткани. Реже встречается прием письма белилами или охрой по золоту.
Великомученица Варвара. Ветка. XIX в.
Beтке свойственно одновременное совмещение в иконе "живоподобного" пейзажа и палатного письма с традиционным письмом в личном. Европейское барокко повлияло на широкое распространение архитектурных "фонов" в ветковских иконах XVIII - XX вв. со свойственными этому стилю чертами. Применение вышеперечисленных техник свидетельствует о непосредственной преемственности между ветковскими иконописцами и художественными традициями Царской мастерской, поволжских художественных центров, белорусских и украинских мастеров. Некоторые из перечисленных техник применялись отдельными мастерами во второй половине - конце XVI в., строгановскими иконописцами. С возобновлением в XV в. отношений с Западом возрождаются техники и приемы письма XI-XIII вв., существовавшие еще во времена Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
Жизнь в пределах Малороссии наложила отпечаток на вкусы ветковцев, иконы которых отличаются повышенной декоративностью, обилием орнаментов растительного характера, различных техник и приемов, применявшихся на Западе и Руси еще в XI - XIII вв. одновременно и затем широко бытовавших в России с XVII в., что не связывалось уже с Западом, а стало традицией. Ветковцы восприняли яркое многоцветие южного колорита как образ эдемского сада, отражающий чаяния Небесного Иерусалима, что оказалось им понятным и близким. Восприняв и переработав это многокрасочное разнообразие барочных букетов, гирлянд, картушей в своем искусстве, они закрепили его в традиции. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины.
Четырехчастная икона "Тайная вечеря", "Союзом любви связующе апостолы", Богоматерь "Умягчение злых сердец", "Спас Благое Молчание" с изображением Распятия и избранными святыми. Юго-западные районы. XIX в.
Следует отметить интерес к многочастным изображениям, чему способствовало перенесение на икону принципов монументального искусства, в чем следует видеть продолжение традиций ярославских и костромских мастеров. Многочастные изображения становятся характерной особенностью старообрядческой иконописи, особенно в таких центрах, как Ветка, Стародуб, Иргиз, Керженец, Невьянск, а также на Дону, в Молдавии, Буковине, Луганске и других центрах старообрядчества, связанных с Веткой.
Исполнение инкарната восходит к византийской традиции с различными техниками и приемами письма: "плави", "в заливку", "отборки", но не "фрязи"; применялась и комбинированная техника. На Ветке существовало три основных варианта исполнения инкарната. Темноликие образы, продолжающие древнюю, домонгольскую традицию письма, восходящую к византийской, сохраняют память о т. н. "корсунских письмах". Тона санкиря и охрения максимально сближены. Цвет санкиря темно-коричневый (умбра), а охрение выполнялось темной охрой сероватого холодного оттенка с обязательной подрумянкой сильно разбеленной киноварью. Так создавался образ духовного горения, огненного свечения, что подчеркивалось и в описи губ. Встречаются в основном в иконографиях Христа и Богоматери. Оливково коричневые и серовато-коричневые по цвету санкири с обильными высветлениями в охрениях, в тоне не совпадающих друг с другом, - другой вариант письма личного.
Иконы, как правило, писались в техниках "плави" и заливку". Подрумянка наносилась не всегда. Технические приемы разнообразны. В третьем варианте система письма та же, но иконопись личного выдержана в теплых тонах: яркие, оранжево-коричневые цвета охрений охристо-коричневым санкирям. В целом, на наш взгляд, истоком ветковского личного письма являются т. н. "романовские письма". Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта - подбородка (три световых пятна) и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией. Характерными являются открытые, чистые, часто не смешанные локальные цвета, а также варианты одно цвета с различным содержанием белил.
Пигментный состав палитры выражен основными цветами: красным, розовым, малиновым, сиреневым, лиловым, синим, голубым, желтым и зеленым. Декоративность в цвете, свете и рисунке отражает вкусы и идеологию ветковцев, свидетельствуя о преемственности от мастеров Оружейной палаты, Ярославля и Костромы. Влияние костромичей и царских мастеров сказалось на орнаментальности Ветковских икон. Ветковские рамки, с наугольниками другого цвета, особенно близки к пышным и ярким орнаментальным костромским рамкам средников икон. Ветка впитала разнообразие художественных традиций белорусских и украинских мастеров. Исследование орнаментов заставок, букв старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. свидетельствует о влиянии и прямом заимствовании старообрядцами отдельных элементов. О том же свидетельствует и белорусская фигурная резьба по дереву: скульптурно-объемная иI ажурная с позолотой по левкасу. Орнаментальные мотивы те же, что и в живописи. "Флемская" белорусская резьба западноевропейского происхождения частью была прорезной и многослойной. Ею, как правило, украшали (иконостасы и киоты икон. (2)
Другой традицией украшения икон на Ветке были серебряные ризы, происходящие, судя по стилю, из Романово-Борисоглебска, недалеко от которого в селе Красном Костромского уезда был крупный центр серебряного дела; одна из таких мастерских была и в Романове. Ветка стала уникальным центром изготовления бисерных окладов. Шитьем бисерных риз занимались и в Ветковском монастыре, и в посаде отдельные мастерицы. Изучение окладов из Ветки и из Воскресенского собора Тутаева (Романов-Борисоглебск) начала - второй половины XIX в. выявили общие черты стиля, техники и приемов изготовления. В отличие от костромских окладов, романовские отличает высокий рельеф, совмещение различных техник у лучших мастеров: выколотки, чеканки, гравировки, цировки, просечки, канфарения, с применением приемов, создающих эффект сочетания матового и сияющего серебра и позолоты, ритмического чередования орнаментов и плоскостей "фона-гладкого и заполненного точечным чеканным "фоном" или цированным. Сходство рельефной чеканки окладов с деревянной резьбой было отмечено М. М. Постниковой-Лосевой. Орнаментальность сильно развита и имеет богатую пластическую разработку, в отдельных памятниках доходящую до совершенства.
Обособленность ветковцев, обращение к древнему наследию не приостановило творческих поисков в среде иконописцев и идеологов старообрядчества не только в художественной сфере, но и в духовной, о чем свидетельствует появление новых иконографий, новых изводов иконографии, получивших распространение в XVI - XIX вв: "Триипостасное Божество", "Союзом любви связуемы апостолы", "Богоматерь Огневидная", "Никола Отвратный" и некоторые другие.
Неканонический образ новозаветной Троицы "Триипостасное Божество", широко распространенный с XVI в. и ставший традиционным, был любимым образом в среде старообрядцев-поповцев, которые не связывали появление его с Западом. Усложнение иконографии связано с осмыслением литургии, с идеей заступничества и спасения и с чрезвычайно важными для старообрядцев эсхатологическими настроениями и представлениями об участи грешников и праведников. Среди многочисленных смысловых аспектов в иконографии выделен аспект крестного пути верных, способных победить разделение в мире Церковью и Евхаристией и стать сонаследниками Царства Небесного. Чаяние Небесного Иерусалима всегда составляло основу православного самосознания русского народа, по слову апостола Павла: "не имея зде пребывающего Града, взыскую грядущего" (Евр. 13, 14). Эти чаяния старообрядцев отражают многие иконографии, в том числе и созданные в их среде.
Появление в XVIII в. в среде старообрядцев поповского согласия иконографии "Богоматерь Огневидная" (5) связано с осмыслением образа Богоматери как образа Церкви, как корабля спасения, полнота которой и является залогом спасения верных, плывущих в безбрежном океане ересей и расколов. Отсутствие иконографии у беспоповцев объясняется, по-видимому, осмыслением ее как алтарного образа, связанного с евхаристией. Идея спасения соединяется с идеей божественного огня в символике красного цвета лика и одежд Богоматери, изображенной в преображенном состоянии богообщения как полноты пребывания во Святом Духе. Цвет воскресения и новой жизни для образа "Новой Евы" является наиболее адекватным воплощением очищенной нетленной плоти. Иконописец создает образ Богоматери, воплотившей своим жизненным подвигом предназначение человека стать образом и подобием Божиим, соединившей в себе земное и небесное и ставшей "Жилищем Духа Святого", "Ковчегом, позлащенным Духом", "Подсвечником с огнем божественным", "Престолом Херувимским, огненным", "Храмом одушевленным". Иконография непосредственно связана с праздником Сретения Господня. Толкование огня как символа очищения и соединения с Богом характерно для старообрядцев. В Русской православной церкви Московского патриархата иконография Богоматери Огневидной известна только в Своде чудотворных икон Богоматери начиная с XVIII в.
Иконография "Союзом любви связуемы апостолы" (рис. 32, 33), иначе называемая "Христос с апостолами", с изображением Христа, стоящего у основания древа и держащего в руках процветшие ветви, в цветках которых изображены погрудно апостолы в молении Христу (шитая пелена 1510 г. из собрания ВИХМЗ г. Волоколамска), как и другие аналогичные иконографии, являет собой образ Церкви (6). В старообрядческих изводах этой иконографии встречаются в центре образы Христа-Первосвященника, Спаса в иконографии Ангела Благое Молчание, Ветхозаветной Троицы и Богоматери "Призри на смирение", которую сам Христос коронует царскими регалиями (7).
Творцы старообрядческих изводов данной иконографии разработали ряд смысловых аспектов, создав собственную структуру образа, в которой помощью византийской плетенки, как символа духовного вервия, сведены иерархически чины церковные со своим главой в Царствие Божие. Текст молитвы тропаря внутри вервия как модели единства раскрывает духовный смысл образа. В недрах Православной старообрядческой церкви создана иконография образа Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, являющая собой мистическое соединение земной и небесной Церкви в Царствие Божие.
Художественными средствами этот образ раскрывается через светоносную структуру цвета, сияние света золота полей и фона, возводящих зрителя к образам Небесного Иерусалима. Тема преемственности Даров Святого Духа через священное рукоположение была очень актуальна и болезненна для старообрядцев, не имевших первого чина церковной иерархии. Старообрядцы-поповцы ищут архиерея, которого и поставляют в 1846 г. в Белой Кринице в пределах Австро-Венгерской империи. Нежелание признать себя вне Вселенской Церкви привело к необходимости устроения своей Церкви по подобию дониконовской. Не случайно появление в первой половине - середине XIX в. иконографии "Союзом любви" именно в Белой Кринице, в Буковине.
Литургический аспект иконографии раскрывается через образ единения в любви устроителей Церкви, которая "всегда и всюду есть единый апостольский союз", со своим главой. Крестоцентричная иконография указывает путь и средство восстановления разрушенного единства мира как задачу Церкви и каждого верного, по слову апостола Петра (1 Петр. 2, 5). Поиски и чаяния восстановления всей полноты церковной иерархии у поповцев послужили причиной появления в данной иконографии изображения Христа-Первосвященника в образе Ангела Великого Совета с восьмиконечным нимбом, устрояющего Дом Премудрости в Восьмой день (Ин. 14, 23). Неканоничность изображения привела к необходимости поисков иных изображений в центре композиции. Появление помимо иконографии Ветхозаветной Троицы иконографии Богоматери "Призри на смирение" свидетельствует об осмыслении рассматриваемой иконографии Богоматери как образа Невесты-Церкви, неразрывно связанной узами единства и любви с Женихом-Христом (Откр. 21, 9) (8).
Образ одного из самых любимых в Православном мире святых - святителя Николы в иконографии "Никола Отвратный" появился в Ветке не ранее XVIII в. На некоторых иконах встречаются надписи, поясняющие смысл образа святителя, могущего отвратить от бед, несчастий, от бесов. На наш взгляд, на сложение иконографического типа оказало влияние выделение образа Николы-бесоборца из житийной иконы святителя, в клейме которой изображено противоположно направленное положение главы и глаз: голова повернута вправо, а глаза смотрят через левое плечо, что свидетельствует об отражении в иконе традиционных представлений о левой стороне. Все эти творческие поиски свидетельствуют о напряженной духовной жизни старообрядцев-поповцев, запечатленной в ветковской иконе.
Ветковская иконописная школа основана на традиции православного иконописания с обращением к древнему наследию - Слову. Сохранена дониконовская традиция иконописания с элементами западного влияния в техниках и иконографии, которые старообрядцы не связывали с Западом, т. к. они были привнесены еще до церковного раскола, носили повсеместный характер и стали традицией в иконописной практике. Вместе с сохранением древних традиций, на икону не могли не оказать влияния духовные, политические и культурные изменения Нового времени. Совмещение традиционализма с "живоподобием" свидетельствует о двойственности стиля, просуществовавшей на протяжении всего периода ветковской иконописи, вплоть до XX в. Однако высокие эстетические качества старообрядческой иконы с ее ориентацией на мир горний, творчество ведущих иконописцев - знаменщиков ветковской иконописной традиции позволили удержаться в границах традиционализма. У старообрядцев не произошло перерождения иконы в религиозную картину, т. е. в отрицание образа.
Т. Е. Гребенюк

1 См.: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI - XVII вв. М., 1992. С. 123,144, 196, 200 - 206, 395 - 396; Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 219; Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. Антология. М., 1993. Вып. 1. С. 201-202; Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 565
2. Абецедарский Л.С. Белорусцы в Москве XVII в. - Минск, 1957
3. Веткаўскі музей народнай творчасці. Мінск, 1994, № 72,73
4. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань.М., 1981. См.: Веткаўскі музей народнай творчасці. № 76,79,84,85
5. О Тебе радуется: Русские иконы Богоматери XVI - начала XX веков: Каталог выставки из фондов ЦМиАР. М., 1995. С. 68. № 60.
6. Невьянская икона. Альбом. Екатеринбург, 1997. С. 174. № 147.
7. См.: О Тебе радуется... С. 60. № 46.
8. Мистическое богословие. С. 222.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.