Еврейская трагедия. «Окончательное решение еврейского вопроса»

Холокост–что это такое и как слово поменяло свое значение во время Второй мировой войны. Преступления против еврейского населения, оправданные нацистской идеологией. Чудовищные последствия реализации плана Гитлера по уничтожению евреев, уроки истории и память о Холокосте.

Холокост

Человечество устроено так, что с момента сотворения постоянно пыталось само себя ликвидировать. Люди уничтожали и продолжают уничтожать друг друга по религиозным, экономическим, идеологическим, расовым, культурным, этническим и прочим причинам, каждый раз придумывая новые причины и подводя под это целые теории и строя на этом материале идеологии.

Что такое Холокост

Слово имеет древнее происхождение, в переводе с античного греческого означает жертвоприношение сожжением. С пятидесятых годов двадцатого столетия термин «Холокост» стал употребляться в контексте массового уничтожения нацистами евреев на территории Европы в период Второй мировой войны. Принципиальной разницы между Холокостом и геноцидом нет. Концептуально определения отличаются тем, что первый – это законодательно утвержденный и идеологически подкрепленный план уничтожения целого этноса. Это была индустрия, создавшая гигантские фабрики смерти со своей логистикой и технологиями убийства. В ней даже работали ученые – физики, химики и прочие.

Безусловно, геноциду подвергались и другие неполноценные, по мнению Гитлера, нации, славяне, цыгане, ениши и прочие. Но кое-какая селективность все-таки прослеживалась, например, словаки и хорваты, являясь славянами, были вполне полезными союзниками.

История Холокоста условно разделяется на три этапа, если можно делить истребление народа таким образом. За годы Холокоста интенсивность уничтожения евреев была разной. Вначале в период от прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году вплоть до 1940 года проводилась политика вытеснения евреев из страны путем унижения, погромов, дискриминации. Но не нужно думать, что этот период был бескровным. Уже тогда счет жертв шел на тысячи, другое дело, что их никто не считал. В то время на территории Германии проживало от пятисот до шестисот тысяч евреев, то есть около одного процента от общего числа населения. Определенные результаты были достигнуты – две трети евреев покинули страну. Бежали в основном в соседние государства. Но с началом Второй мировой войны нацистская «рука смерти» их все равно настигла.

На втором этапе – с 1940 до окончания 1942 года, — опять же очень условно, еврейский вопрос на оккупированных территориях решался путем создания в крупных городах гетто, куда сгонялись все евреи с близлежащих районов, с организацией местного самоуправления и полиции. Также иудеям предписывалось носить отличительные желтые знаки в виде звезды Давида, нашитой на одежду. Наиболее известные гетто находились в Варшаве, Львове, Луцке, Минске, Риге. Еврейское население оккупированных территорий Советского Союза, кроме концентрации в гетто, уничтожалось специально подготовленными эйнзатц группами. Активную помощь им оказывали коллаборационисты.Наиболее крупные формирования коллаборантов были на Украине и в Прибалтике.

Расстрелы начались после занятия населенных пунктов и выявления евреев. Как правило, казни проводились вблизи городов или поселений – в оврагах или складках местности. Среди наиболее известных: Бабий Яр в Киеве, Дробицкий Яр в Харькове, Змиевская балка в Ростове-на-Дону, Богдановка в Николаеве, Понар в Литве…Этот список можно продолжать бесконечно.

С началом войны развернулось строительство концентрационных«лагерей смерти» на оккупированных территориях. Именно там заработал основной «конвейер» по уничтожению людей. Места для этих чудовищных «фабрик» выбирались вблизи железнодорожных узлов, для облегчения подвоза «сырья». С начала 1942 года, помимо крематориев,заработали газовые камеры. Самыми известными лагерями смерти во время Холокоста были: Майданек, Треблинка,Собибор, Бельзец, Дахау, Хелмно, Освенцим (Аушвиц).В концлагеря свозились евреи со всей Европы. Эшелоны беспрерывно шли из СССР, Франции, Голландии, Югославии, Венгрии, Румынии, Австрии и других стран.

С конца 1942 года и до окончания Второй мировой войны в Европе, интенсивность уничтожения евреев только возрастала. Связано это в основном было с неудачами нацистской Германии на фронте и общим отступлением войск вермахта. «Фабрики смерти» постоянно повышали свою «производительность», если вообще убийство евреев, славян, цыган, геев, психически больных, инвалидов и других людей можно называть этим словом. В отдельные промежутки времени численность уничтоженных, например, в концлагере Освенцим-Биркенау достигала двадцати тысяч в сутки. Интенсивность возрастала с приближением советских войск и войск союзников. Остановить массовое истребление людей, не вписывающихся в канву национал-социализма, можно было только освобождением занятых нацистами территорий и полного разгрома вермахта. И это было сделано. Капитуляция Германии является датой официального окончания Холокоста в Европе.

Почему выбор пал на евреев как объект Холокоста

С древних времен эта нация терпела притеснения. Антисемитизм и история нелюбви к иудеям имеет глубокие корни. Они подвергались гонениям начиная от египетских фараонов, властителей римской империи, монархий Европы, с одинаковой силой испытывали унижение как от мусульман, так и от христиан, в древние времена, в средневековье и в новой истории.Источником этой ненависти являлись религиозные, культурные и национальные отличия. Подтверждения этому можно найти как в научной, так и в классической художественной русской и европейской литературе. Описание отношения к евреям можно встретить в произведениях у Вальтера Скотта, Достоевского, Гоголя, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Толстого и многих других.

Анна Франк умерла от тифа в возрасте 15 лет в Берген-Бельзен концентрационном лагере, а её посмертно опубликованный дневник посмертно — сделал ее символом всех евреев, погибших во Второй мировой войне.

Попытки проявлять терпимость впервые предпринималась во времена Наполеона. Но в целом евреи на территории Европы проживали отдельными анклавами и общинами.Постепенно их вытесняли на восток. В России со времен Екатерины II евреи проживали за так называемой чертой оседлости. В итоге исторически сложилось так, что наибольшая концентрация еврейского населения в Европе приходилась на ее восточную часть, а в Российской империи, а затем и в Советском Союзе – в западных областях. С середины девятнадцатого века евреи постепенно интегрируются как в финансово-экономическую и культурную, так и политическую жизнь не только европейских стран, но и заокеанских. К началу двадцатого века эта интеграция уже отчетливо оформилась. В правящих кругах многих государств активно присутствуют иудеи. Еврейский финансовый капитал все больше начинает влиять на мировую политику. Огромные промышленные корпорации и банки контролируются ими. Яркими примерами являются Ротшильд, Рокфеллер и прочие.

История нелюбви к евреям в Германии

Германия после поражения в Первой мировой войне переживает кризис. В Веймарской республике многие ключевые посты в правительстве занимают евреи. Но на фоне общей нищеты, безработицы, огромной инфляции, разрухи простые немцы пытаются найти виноватых и традиционно находят их в евреях. Прокатывается череда погромов. Гитлер умело использует не только уличное, но и бытовое недовольство немцев.

Он обвиняет власти республики в связях с еврейским капиталом, финансово-экономической верхушкой недавних врагов Германии (Франция, США, Британия), добавляет к этому коммунистическую угрозу с востока, ведь в руководстве Советского Союза евреев тоже было достаточно. Налицо «жидомасонский» заговор. Антисемитизм ложится в основу теории Гитлера о чистоте расы. Жизнь простых немцев он обещает улучшить за счет иудеев. На этой волне в 1933 году Адольф Гитлер приходит к власти. Так еврейские погромы внутри страны с началом Второй мировой войны перерастут в геноцид, который станет катастрофой и величайшей трагедией целого народа.

Звезда Давида — еврейский символ с XIX века

Ужасающее количество жертв Холокоста

С момента прихода к власти нацистов в тридцать третьем и до краха режима в мае сорок пятого по разным оценкам было уничтожено около шести миллионов евреев. Сколько погибло точно, назвать не рискнет никто. За это время в Германии, на оккупированной ей территориях Европы и Советского Союза, а также в государствах-сателлитах было построено свыше тысячи шестисот концентрационных и около девятисот трудовых лагерей. Все они находились в единой системе уничтожения, которая работала без сбоев, проволочек, задержек и остановок.

Изъятое имущество – отдетских игрушек до ювелирных украшений и недвижимости – незамедлительно распределялось внутри страны. Как и обещал, Гитлер улучшал жизнь немецких граждан арийской расы за счет евреев. Это находило широкую поддержку внутри Германии. Один из самых известных примеров, когда за полтора месяца было распределено свыше двухсот двадцати тысяч мужских костюмов, около ста девяносто тысяч женских платьев, сто шестьдесят тысяч детских вещей, белья и прочего.

Алгоритм уничтожения еврейского населения в период войны выглядел просто. Часть евреев ликвидировалась на месте после оккупации определенной территории. В крупных городах, когда одномоментная ликвидация затруднялась большой численностью общины,организовывались гетто, куда также сгонялись люди с близлежащих районов. Рядом с городами оборудовались так называемые ямы, как правило,находящиеся в овражистой местности. Там проводились казни, после изъятия имущества, ценностей и прочих личных вещей. Часть жителей гетто, согласно плану, отправлялись эшелонами в концлагеря. Самыми крупными гетто были Львовское, Варшавское, Минское. Вообще, на территории Советского Союза еврейское население, как правило,уничтожалось на месте. Частично евреев удалось эвакуировать вглубь страны. Но все равно жертвы Холокоста были огромны. Так, на территории Белоруссии и Смоленской области РСФСР нацистами было организованно двадцать три гетто, до первых месяцев сорок второго года было ликвидировано восемнадцать. Всего же в Белоруссии из миллиона евреев проживавших до войны было уничтожено восемьсот тысяч.

В Прибалтике до конца сорок второго года основная масса еврейской общины оказалась уничтожена, а Эстония вообще была объявлена гитлеровцами как территория, свободная от евреев. Ужасают цифры и скорость, с которой проходила ликвидация. В Литве, например, до июля сорок первого года сорок пять тысяч евреев Вильнюса были истреблены, а всего до войны в городе проживало шестьдесят тысяч человек еврейской национальности. В Риге в тот же период из тридцати трех тысяч в живых осталось только шесть тысяч евреев. В остальных крупных городах Латвии и Литвы складывалась аналогичная ситуация. Самую активную помощь гитлеровцам оказывали местные националистические формирования.

На Украине было уничтожено до половины всех жертв геноцида евреев на территории Советского Союза и четверть общего числа иудеев за весь Холокост. С первых дней войны немцами и, как ни странно, местными жителями западных областей Украины подверглись истреблению евреи Львовской, Луцкой, Ровенской, Ивано-Франковской областей. Создано крупнейшее гетто на территории СССР во Львове, пик его численности составлял четыреста девять тысяч человек, а просуществовало оно до июля 1943 года.

Всем известна печальная история Бабьего яра, где было казнено, по приблизительным и очень неточным оценкам, около ста тысяч человек. В Николаевской области в деревне Богдановка уничтожено до ста пятнадцати тысяч человек. В Харьковской области в Дробицком яру точное количество жертв не установлено до сих пор. В Одессе наряду с эсэсовцами геноцид осуществляли румынские войска, уничтожено свыше ста тысяч евреев.

Вообще, территория Украины представляет собой скорбную карту истребления еврейского народа. Его размеры были бы намного скромнее в отсутствие украинских националистов, которые в жестокости и бесчеловечности намного превзошли своих учителей. Они принимали участие в карательных операциях не только на Украине, но и в Польше, Белоруссии, Бессарабии и других местах.

В состав каждой группы немецких войск, вторгшихся на территорию СССР, были включены эйнзатц группы, для решения еврейского вопроса на месте. Эти палачи, по самым скромным оценкам, уничтожили до миллиона человек.

С первых дней войны эшелоны с евреями непрерывно шли в концентрационные лагеря смерти. Они всегда пользовались приоритетом перед воинскими составами даже в самые сложные для вермахта периоды на фронте.

Шесть лагерей были специально построены для уничтожения евреев и цыган. Места для их постройки выбирались с немецкой скрупулезностью. С точки зрения логистики это были выверенные во всех отношениях сооружения. Освенцим, Майданек, Треблинка, Хелмно, Собибор, Белжец– вот названия беспощадных «конвейеров смерти». Они проектировались и строились не для содержания заключенных и привлечения их к различным работам, а для того чтобы истреблять.

Будет заблуждением считать, что только эти шесть из более чем тысячи шестисот концлагерей занимались убийством людей. Но именно они были, что называется, заточены на ликвидацию еврейского народа. И интенсивность уничтожения постоянно возрастала. А с приближением советских войск адский конвейер значительно ускорился.

Точных данных об уничтоженных евреях в этих лагерях нет, многие документы были сожжены нацистами. По самым скромным оценкам экспертов цифры таковы: в Освенциме 1 миллион,Треблинка 900 тысяч, Собибор 250 тысяч, Хелмно 300 тысяч, Майданек 310 тысяч,Белжец 500 тысяч человек.

Количество жертв Холокоста точно не посчитано, работа ведется и сейчас, но принято считать, что примерно свыше шести миллионов евреев подверглись уничтожению.

Почему стал возможен Холокост

Возникает закономерный вопрос, почему еврейский народ так покорно шел на закланье. Неужели они не знали и не понимали, что происходит и что с ними будет? Почему не сопротивлялись и не боролись?

Большинство экспертов сходятся во мнении, что это заложено в ментальности евреев, которые в результате многовекового опыта притеснений привыкли испытывать унижения и терпеть. Кроме того,они считали себя богом избранной нацией и потому полагали, что это господь шлет им испытание в лице Гитлера, через которое они должны пройти для последующего возрождения. Зачастую трагедия Холокоста умышленно выводится из общей канвы Второй мировой войны и преподносится как основное ее событие и главная цель, преследуемая Адольфом Гитлером. Однако Германия в ходе войны решала множество задач и попытка уничтожения целого народа лишь составная часть одной из миссий по расширению «жизненного пространства» нордической, арийской расы.

Ошибочно думать, что протеста и сопротивления не было. Это не соответствует истине – евреи тоже сражались. Практически в каждом гетто функционировало подполье. Регулярно вспыхивали восстания. Самое крупное наблюдалось в Варшавском гетто в сорок четвертом году, которое было жестоко подавлено, но возникали и другие, например, в Львове, Жмеринске, Луцке.

Картина «Восстание в Варшавском гетто»

Существовал и еврейский партизанский отряд в Белоруссии. Его организовали братья Бельские. Изначально в состав входило двадцать человек. Но, имея связь с подпольем Лидского и Новогрудского гетто, он постоянно пополнялся. Командир отряда Тувия Бельский принимал к себе всех – от стариков до женщин и детей, главной задачей было спасение людей. Но и воевали они умело, проводили диверсии, вели рельсовую войну. Отряд был включен в состав Кировской партизанской бригады. После освобождения Белоруссии Тувия вывел из леса тысячу двести евреев.

А восстание в «лагере смерти» Собибор, которое организовал советский офицер А.Печерский, является примером несгибаемой воли. Это восстание закончилось успешно, заключенные уничтожили огромное количество охраны и ушли в леса. Многие были впоследствии убиты местными националистами и эсэсовцами, но большая часть ушла на советскую территорию и выжила.

Огромное количество евреев сражалось в рядах Красной Армии. Свыше ста пятидесяти человек удостоены звания Героя Советского Союза, а трое награждены золотой звездой дважды. В Красной Армии служило свыше двухсот генералов и адмиралов еврейской национальности. Большинство из них принимали активное участие в боевых действиях, десять погибло. Интересный факт – из общего количества генералов только этнических русских и украинцев было больше.

Память о Холокосте

Причины Холокоста в целом известны и досконально изучены. Уничтожение евреев происходило с молчаливого согласия коренных народов стран фашистского блока и оккупированных территорий, мало того, оно находило широкую поддержку. По большей части решающим фактором стала человеческая алчность, ведь появлялась возможность завладеть имуществом иудеев. Большую роль в Германии сыграла пропаганда антисемитизма. Многих останавливал страх, ведь помощь евреям жестоко каралась.

Ужасный факт о Холокосте – в Польше еврейские погромы не прекратились и после войны. Самым известным стал погром в городе Кельцев июле сорок шестого, который подавили советские войска. Он произошел по ложному обвинению и по причине все той же жадности. Жители не желали отдавать приобретенную еврейскую недвижимость и имущество. Только совсем недавно эти случаи были осуждены и названы «позором польского народа».

Но были люди, кто не считался ни с чем и оказывал помощь. Помогал, невзирая ни на какие трудности, преодолевая страх и человеческие пороки. Их имена известны и увековечены в центре исследования истории и событий Холокоста Яд-Вашем в Израиле. Эта работа продолжается и по сей день. Людей, помогавших евреям в годы войны, называют «праведниками народов мира». На сегодняшний день список героев насчитывает свыше двадцати шести тысяч имен.

Оскар Шиндлер, пожалуй, самый известный из праведников. О нем много написано, снято немало документальных и художественных фильмов. Будучи бизнесменом, он устроил на свою фабрику по производству металлических изделий свыше тысячи юношей, девушек и других узников Краковского гетто и тем самым спас их от депортации в Освенцим.

Николас Уинтон – его называют «британским Шиндлером», в тридцать восьмом году вывозил из Чехословакии в Великобританию еврейских детей, беженцев из Судет, которые отошли по Мюнхенскому сговору к Германии. За время Холокоста он спас 669 детей, а в военный период работал в «Красном Кресте». Все дети были устроены в британские семьи. О его подвиге узнали случайно.

Ирена Сендлер знаменита тем, что вывозила из Варшавского гетто детей. Она была членом польской антифашистской организации, работала медсестрой. Вывезенных детей устраивали по поддельным документам в польские семьи. А банки с данными о детях Ирена закапывала, чтобы после войны вернуть ребятню в родные семьи. По этим банкам удалось определить общее количество спасенных – две с половиной тысячи. Многие из спасенных малышей после войны вернулись обратно. Однако к тому моменту большинство семей оказались казнены.

Сайде Арифова – по национальности крымская татарка. Работала в Крыму в детском саду. Своим воспитанникам еврейского происхождения она давала татарские имена, доставала поддельные документы и справки, учила крымско-татарскому языку и прятала в мусульманских семьях по всему полуострову. В итоге она уберегла от гибели восемьдесят восемь детей.

Николай Кузнецов после побега из немецкого плена воевал в партизанском отряде «Месть» под Вилейкой в Минской области. В деревне Долгиново фашисты уничтожили почти всех жителей еврейской национальности, около четырех с половиной тысяч. Спаслись двести семьдесят человек, которые укрылись у партизан. Это были в основном женщины и старики. Они сковывали действия отряда. Советское командование приняло решение переправить их через линию фронта.Выполнить эту задачу поручили Кузнецову и еще семерым партизанам. Переход осуществлялся в тяжелейших условиях, по тылам противника, в болотистой местности. Женщины, старики и дети выбивались из сил и были практически доведены до отчаяния. Но, пройдя полторы тысячи километров, они все-таки вышли в расположение советских войск.

Одной из самых масштабных спасательных операций евреев в истории Второй мировой войны считают подвиг швейцарского дипломата Карла Лутца. Он был вице-консулом в Будапеште. Неизвестно, каким способом Лутц убедил немецкое руководство разрешить ему выдать восемь тысяч охранных документов, по которым евреи могли эмигрировать. В итоге обманным путем он сумел вместо восьми тысяч выписать больше шестидесяти тысяч документов. Впоследствии его стали называть «швейцарским Шиндлером». Дипломаты других стран переняли опыт Лутца и также спасали евреев. Их имена: Фенг Шан Хо (генеральный консул Китая в Вене), Чун Сегихара (японский консул в Голландии), Ян Цвартендийк (генеральный консул Голландии в Каунасе). Всего двадцать девять дипломатов из различных стран помогали евреям спастись.

На Нюрнбергском трибунале нацистским преступникам были предъявлены обвинения в геноциде, с показаниями огромного количества свидетелей, документами, с фотографиями зверств и кадрами кинохроники. Находившиеся на скамье подсудимых понесли заслуженное наказание, но это была только верхушка айсберга под названием нацизм.

Процессы над фашистами – в ФРГ, ГДР, Израиле и СССР продолжались долгие годы после войны и иногда встречаются по сей день. Многих нацистов и их пособников искали и ищут по всему миру, чтобы судить за преступления против человечества.

Причины геноцида на различных территориях

Ошибочно думать, что вина целиком лежит на немецком народе, который с маниакальной преданностью поддерживал политику фюрера. С не меньшей активностью усердствовали государства фашистского блока, а также оккупированные страны с марионеточными режимами.

Например, на австрийцах лежит немалая часть вины за Холокост. Именно они проводили операции по уничтожению евреев в Нидерландах. В карательных батальонах СС каждый третий был австриец. Из шести целенаправленно построенных «фабрик смерти» четыре руководились и обслуживались людьми этой национальности. Стоит напомнить, что и сам Гитлер, и большая часть руководства НСДАП были выходцами из Австрии.

Из оккупированной Франции правительством подверглось депортации и последующему уничтожению семьдесят пять тысяч иудеев.

Про фашистский режим Румынии с не меньшим рвением проводил антисемитскую политику. В этой стране до войны проживало, чуть больше семисот пятидесяти тысяч евреев, они подверглись геноциду, а в оккупированных Бессарабии и Приднестровье румынскими войсками уничтожено почти полмиллиона евреев.

Несколько сдержаннее к еврейскому вопросу относились в Италии, Голландии, Финляндии, Греции, Болгарии. В этих странах геноцид осуществлялся исключительно эсэсовцами, широкой поддержки среди населения не было. А Дания даже сумела эвакуировать большое количество евреев в Швецию.

Жертв Холокоста могло быть значительно меньше, если бы пассивную позицию не занимали США и Великобритания. Эти страны по непонятным причинам противились приему эмигрантов еврейского происхождения из Европы. Вся правда по этому вопросу и причины такого поведения скрыты до сих пор.

Международный День памяти жертв Холокоста

День памяти жертв Холокоста по решению ООН отмечают 27 января, в дату освобождения Освенцима советскими войсками. В мире сделано очень много для увековечения памяти о Холокосте. Практически в каждой стране, по которой прокатились разрушительной стихией фашистские войска, наряду с памятниками освободителям установлены мемориалы жертвам Холокоста– например, в Берлине. Концентрационные лагеря превращены в музеи. Проводятся международные форумы памяти жертв. Во многих странах открыты национальные учебно-просветительские центры (НПЦ), фонды и прочие неправительственные организации. Создаются образовательные программы на эту тему.

События Холокоста нашли свой отклик в послевоенной литературе – Илья Эринбург, Василий Гроссман «Черная книга (Холокост)», Имре Кертис «Без судьбы», Анатолий Кузнецов «Бабий яр», Кристина Живульская «Я пережила Освенцим», Джек Майер «Храброе сердце Ирены Сендлер», в театральных постановках –Эрвин и Вилли Гааз «Долгий путь», кинематографе – самые известные фильмы о Холокосте Стивен Спилберг «Список Шиндлера», Роман Полански«Пианист», Марк Херман«Мальчик в полосатой пижаме», Константин Хабенский «Собибор», изобразительном искусстве – Лео Хаас «Прибытие транспорта, Терезинское гетто»,Бедрих Фритта «Черный ход», Феликс Нуссбаум «Беженец».

Написаны сотни стихов о Холокосте и его жертвах. Авторами многих из них являются люди, на своей шкуре испытавшие весь ужас этого постыдного явления в мировой истории.

Музыкальные деятели тоже не остались в стороне от этой кровавой и трагической страницы истории. Песня «Бухенвальдский набат» в память о зверствах в концлагере Бухенвальд, исполненная в свое время Муслимом Магомаевым, стала почти что гимном в борьбе за свободу.

Все это делается для сохранения памяти о погибших, исключения повторения подобных событий, но не только ради этого. Одной из главных целей является искоренение антисемитизма, расизма, ксенофобии в современном мире. Люди должны навсегда укрепиться в мысли, что Холокост означает позор, и возвращение к нему невозможно для любой национальности.

Холокост являлся систематическим, бюрократическим, спонсируемым государством преследованием и убийством евреев. Нацистским режимом и его пособниками было убито 6 миллионов евреев. Холокост-слово греческого происхождения, означающее «жертва огнем».Нацисты, пришедшие к власти в Германии в январе 1933 года, считали, что немцы были «расово превосходящими» и что евреи, считавшиеся «низшими», представляли собой чуждую угрозу так называемой немецкой расовой общине.

В эпоху Холокоста немецкие власти также преследовали другие группы из-за их «расовой неполноценности»: цыган, инвалидов и некоторых славянские народы (поляков, русских и других). Другие группы подвергались преследованиям по политическим, идеологическим и поведенческим мотивам, в том числе коммунисты, социалисты, Свидетели Иеговы и гомосексуалисты.

ЧТО ТАКОЕ ХОЛОКОСТ?

В 1933 году еврейское население Европы составляло более девяти миллионов человек. Большинство европейских евреев жили в странах, которые были оккупированы Германией или влияния во время Второй Мировой Войны. К 1945 году немцы и их пособники уничтожили почти две трети европейских евреев в рамках «окончательного решения еврейского вопроса» по уничтожению евреев Европы.

Хотя евреи, которых нацисты считали главной угрозой Германии, были основными жертвами нацистского расизма, других жертвами стали около 200 000 цыган. В рамках так называемой программы эвтаназии было убито не менее 200 000 пациентов с психическими или физическими недостатками, главным образом немцев, проживающих в психических учреждениях.

По мере распространения нацистской тирании по всей Европе немцы и их пособники преследовали и убивали миллионы других людей. От двух до трех миллионов советских военнопленных были убиты или умерли от голода, болезней, пренебрежения или жестокого обращения. Немцы преследовали Нееврейскую польскую интеллигенцию за убийство и депортировали миллионы польских и советских граждан для принудительного труда в Германии или в оккупированной Польше, где эти люди работали и часто умирали в плачевных условиях.

С первых лет нацистского режима немецкие власти преследовали гомосексуалистов и других лиц, поведение которых не соответствовало установленным социальным нормам. Немецкие полицейские чиновники преследовали тысячи политических противников (включая коммунистов, социалистов и профсоюзных деятелей) и религиозных диссидентов (таких как Свидетели Иеговы). Многие из этих лиц умерли в результате лишения свободы и жестокого обращения.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ХОЛОКОСТА.

В первые годы нацистского режима национал-социалистическое правительство создало концентрационные лагеря для задержания реальных и воображаемых политических и идеологических противников. В годы, предшествовавшие началу войны, ЭСЭСОВСКИЕ и полицейские власти все чаще заключали в эти лагеря евреев, цыган и других жертв этнической и расовой ненависти. Чтобы сконцентрировать и контролировать еврейское население, а также облегчить последующую депортацию евреев, немцы и их пособники создали гетто, транзитные лагеря и лагеря принудительного труда для евреев в годы войны. Немецкие власти также создали многочисленные лагеря принудительного труда, как в так называемом Великом германском рейхе, так и на оккупированной немцами территории, для неевреев, труд которых немцы стремились использовать.

После вторжения в Советский Союз в июне 1941 года Айнзатцгруппы (мобильные подразделения по уничтожению), а затем военизированные батальоны сотрудников полиции порядка, отошли за немецкие рубежи для проведения массовых убийств евреев, цыган,а также советских государственных и партийных чиновников. Эсэсовцы и полицейские подразделения при поддержке отрядов Вермахта и Ваффен СС, уничтожили более миллиона еврейских мужчин, женщин и детей, и сотни тысяч других.

Между 1941 и 1944 годах, миллионы евреев из всей Европы были отправлены в лагеря смерти, где их убивали в специально оборудованных газовых камерах.

КОНЕЦ ХОЛОКОСТА

В последние месяцы войны охранники СС передвигали заключенных лагеря на поезде или на принудительных маршах, часто называемых “маршами смерти”, в попытке предотвратить освобождение большого числа заключенных союзниками. По мере того, как силы союзников двигались по всей Европе в серии наступательных операций против Германии, они начали сталкиваться и освобождать узников концентрационных лагерей, а также заключенных по пути принудительного марша из одного лагеря в другой. Марши продолжались до 7 мая 1945 года, в тот день, когда немецкие вооруженные силы безоговорочно сдались союзникам.

После Холокоста многие из оставшихся в живых нашли убежище в лагерях для перемещенных лиц, находящихся под управлением союзных держав. В период с 1948 по 1951 год почти 700 000 евреев эмигрировали в Израиль. Другие иммигрировали в Соединенные Штаты и другие страны. Последний лагерь был закрыт в 1957 году.

Преступления, совершенные во время Холокоста, опустошили большинство европейских еврейских общин и полностью ликвидировали сотни еврейских общин в оккупированной Восточной Европе.

Избранное: Величие и нищета метафизики Маритен Жак

3. Трагедия еврейского народа в настоящее время (1938)

Всем известно, что евреи не упускают случая пожаловаться. Если они умеют так горько плакать, то это от извечной привычки к страданию и от беззащитности. Сегодня, как бы то ни было, можно сказать, что фактически преследования им изрядно послужили.

В третьей части этого доклада я буду предельно кратко говорить о проблеме, относящейся к положению евреев в различных странах. Если бы пришлось в деталях перечислять различного рода притеснения, о которых идет речь, им не было бы конца.

Возможно, некоторые удивятся: разве СССР не стяжал себе славу, и по праву, тем, что официально запретил антисемитизм? Разве он не предоставил евреям, как и членам других этнических групп, равенство в правах и свободный доступ в школы и университеты? Да, это так. И однако, Россия - одна из стран, где угроза Израилю - наибольшая. Я не останавливаюсь здесь на экономической разрухе, в которую советский режим вовлек массу евреев. 90% евреев в России жили торговлей, промышленностью и мелкими ремеслами. Они оказались ущемленными в собственных средствах существования в большей степени, чем крестьянские массы, так как новый режим не терпел ни торговцев, ни свободных ремесленников. Экономический крах был для них полным.

Прежде всего я хотел бы отметить, что хотя евреи и могли существовать - пусть даже и в нищете - в России, но еврейскостъ и иудаизм там были поражены насмерть: ассимиляция (насильственная!) удалась слишком хорошо.

Борьба велась не против еврейского народа, а против еврейской религии, как и против всех других религий. На религиозных евреев обрушились неистовые гонения, проводимые некоторыми евреями-атеистами. <Здесь, - пишет один еврейский автор, - именно еврей - наихудший враг еврея>. И в конце концов, огромная масса еврейской молодежи отдалилась от религии, лишь старое поколение еще держалось, <но из-за враждебности правящих классов оно не решалось действовать, и религия была запрещена>.

Тем же самым ударом была уничтожена и еврейская культура. Раввинистические школы и почти все синагоги были закрыты. Обучение еврейскому языку, народные традиции, религиозные праздники, обрезание, обряды Моисеева закона - все это практически было запрещено. Очень сильное государственное давление оказывалось, с другой стороны, для поддержки смешанных браков, в результате чего этническая и культурная целостность еврейства быстро исчезла401.

Также и сионизм, рассматриваемый как <империалистическое> движение, сурово подавлялся, любая попытка сионистской пропаганды приводила к немедленному аресту и изгнанию402.

О поэзии на языке идиш недавно было сказано, что ее сила и оригинальность <исходит из ее неспособности быть нерелигиозной>403. Вообще говоря, не существует еврейской культуры, как не существует еврейского народа, без Бога Священного Писания, пусть хоть в мертвых останках традиции, лишенной веры, которую сионизм, по крайней мере, уважает и собирает.

Единственно значимым феноменом, который подтверждает настоящие рассуждения, является то, что все происходит так, будто глубокая ненависть к Священному Писанию, в котором Бог дает Свое свидетельство, обрушивается на сам Израиль, как на мистическое тело. И Израиль-мистическое тело невозможно попрать без того, чтобы вместе с тем не попрать и Израиль как народ.

В Германии

Мы говорили о немецком расизме, останавливаясь главным образом на его принципах. Надо ли напоминать сейчас, каков он на практике?

В соответствии с законом от 7 апреля 1933 г. (известный арийский параграф), дополненным другими законоположениями того же года, все неарийцы, иначе говоря, все человеческие существа, в которых есть 100%, 50% и, если у них дед или бабушка были евреи, 25% еврейской крови, исключаются из публичной деятельности, и таким образом, прямо или косвенно, с помощью различных придирок, их лишают свободных и <культурных> профессий.

Евреям запрещено заниматься театром, прессой, литературой, музыкой, все это предназначено для арийцев. Евреев нельзя принимать в немецкие университеты как в качестве профессоров, так и в качестве студентов. Им придан особый статус для того, чтобы отделиться от них как от низшей расы и переносчиков заразы, а не для того, чтобы включить их особым образом в общественную жизнь города404. Пусть они развивают культуру гетто! Может быть, это даже их воодушевит, как рабов, певших друг другу перед смертью песни. Хотя они занимаются экономической деятельностью. Хотя некоторые из них даже достигают высокого положения, но в то же время их вытесняют из большинства отраслей экономической жизни, предпочитая арийцев. Магазинчики евреев бойкотируют, а тех арийцев, которые решаются покупать у них, подвергают оскорблениям и угрозам. Еврейское происхождение какого-нибудь служащего - законная причина для его увольнения.

Происхождение главенствует над всем: над интеллектом и добропорядочностью, над благодатью и над крещением; крещеные еврейские дети должны учиться в еврейской, а не в христианской школе.

Вы знаете, что Нюрнбергскими законами (это <законы по защите немецкой крови и чести>) в сентябре 1935 г. у евреев отняли звание граждан и политические права. Вы знаете, что те же законы запрещают брак и внебрачные отношения между евреями и неевреями под угрозой тюремного заключения. Да что я говорю? Так как эти меры кажутся малоэффективными, теперь некоторые антисемиты собираются требовать смертной казни за расовые преступления или, как они говорят, расовую нечистоту.

Воображение может охватить лишь небольшую часть всех этих законных предписаний и незаконных эксцессов, которые следуют за ними отвратительной вереницей - жалких распространителей гнусных надписей, оскверняющих еврейские кладбища, всякого рода насилия и унижения, конфискацию имущества, доносы, отказы в правосудии - все, что влечет за собой страдание, горе, нищету и бесчестие для несчастного человеческого существа. При этом естественно возрастают самоубийства. Через деятельность учителей и пропагандистов отравляется ненавистью и презрением к евреям сознание именно простых людей, детей, бедняков. Да что там! Самое худшее - это то, что исчезает человеческое достоинство в самих преследуемых. Ужасны даже не желтые скамейки для евреев, поставленные в некоторых скверах Берлина, а то, что можно было увидеть евреев, печальных усталых евреев, сидящих на этих скамейках. В семьях, где отец - еврей, а мать - арийка, можно было также наблюдать, как дети вырывали у матерей признание в адюльтере, чтобы доказать, что они рождены с чисто арийской кровью и имеют право гражданства.

Я знаю, что Германия и расизм не одно и то же. И хотя это <само собой разумеется>, мне хотелось бы здесь отметить, что ненависть к какому-либо народу есть великое безумие и, несмотря на расизм и антихристианство, разрушающие сердца, гуманистические и культурные резервы немцев не исчерпаны. Но если нравственные потрясения, происходящие в какой-либо стране, не могут помешать всеми силами стремиться к международному политическому соглашению с этой страной тем, кто надеется таким способом достичь всеобщего мира, то само это стремление, в свою очередь, не может помешать высказать правду. Вот пример немецкого антисемитизма, который подали и продолжают с неистовством пропагандировать руководители национал-социализма и который они в то же время стремятся определенным образом узаконить, превращая антисемитизм в оружие, а именно - в один из способов своего влияния за границей. Пример такого антисемитизма и его пропаганды, действующий повсюду, как в Америке, так и в Европе, - угрожающий жест тому, что у нас еще осталось от цивилизации. И вот уже из политических соображений Италия начинает (что ново для нее) культивировать антисемитские чувства. Весьма суровый антисемитизм, хотя и скрытый под нравственными и культурными формами, без внешней жестокости и без явного узаконивают, существует и в Австрии. Затронуты также и другие страны: Польша, о которой я сейчас скажу, в меньшей степени Литва, Югославия, Аргентина. В Румынии же сегодня бушует волна террора.

В Румынии

В течение долгого времени с евреями в Румынии легально обращались как с людьми второго сорта. Несмотря на обещания, данные на Конгрессе в Берлине в 1878 г., лишь на основе договора 1919 г., явившегося результатом мировой войны, и конституции увеличившегося Румынского государства было провозглашено равенство перед законом всех румынских граждан <без различия расы, языка или религии>. Присоединив Бессарабию, Буковину, Трансильванию, Бонат, Марамуреш с 9 млн. жителей, Румыния обязалась признать в качестве румынских подданных около 6 млн. евреев, обитавших на этих территориях, что соответствовало не требующему объяснений положению международного гражданского права.

Я не очень доверяю статистике, особенно демографической, в странах, подверженных конфликтам и межнациональным спорам. Однако, основываясь на официальных данных румынской статистической службы и принимая верхнюю, а не нижнюю границу поправки, вот те выводы, которых разумно было бы придерживаться. В старой Румынии насчитывалось 250 тыс. евреев, ассимилированных в течение длительного времени. Сложив эти цифры с теми, которые я только что привел для вновь аннексированных территорий, которые перед войной входили в территорию современного Королевства Румынии, получим 850 тыс. евреев. Сегодня их или чуть меньше, или чуть больше, но, вероятно405, немного меньше 4,5% от общего населения. По этой цифре можно вычислить, что около 10 тыс. человек - это евреи, бежавшие из России и незаконно поселившиеся в Румынии406.

Так вот! 500 тыс. евреев (король Кароль удовлетворяется в своих декларациях половиной этих данных) обвиняются Гогой в том, что они незаконно оказались в стране, хотят теперь присвоить румынское гражданство, право на жительство и пребывание в королевстве. Это направлено не против 10 тыс. евреев, но против 500 тыс., которые вопиют к нам с возмущением.

Ясно, что даже лучшим мистификаторам в статистике будет трудно произвести подтасовки, согласующиеся с обязательствами, единогласно принятыми договором от 9 декабря 1919 г. О чем же в таком случае речь? Правда состоит в том, что расизм, для которого верность договорам ничего не значит, превращается в Румынии в ураган, стремящийся покончить наиболее быстрыми и наиболее жестокими методами не только с 10 тыс., или с 250 тыс., или с 500 тыс. евреев, но со всем еврейским населением страны.

Все граждане еврейского происхождения уже отстранены от гражданского управления. Уже решено запретить евреям некоторые профессии и некоторые виды торговли, экспроприировать у них сельскохозяйственные предприятия, отстранить их от деятельности в театре, в кино, лишить огромное число еврейских врачей, инженеров, архитекторов, адвокатов права заниматься своей профессией. А то, что в провинции катастрофически не хватает врачей, для них совершенно неважно. Прежде всего - война врачам-евреям. Три ежедневные еврейские газеты в Бухаресте были закрыты. <Железная Охрана> организует террор против еврейских студентов высшей школы и против евреев - членов Коллегии адвокатов. <Голубые рубахи> возбуждают ненависть уличной толпы против евреев, преследуют сотни еврейских крестьян и вынуждают их бежать со своих земель. И это только начало. Существует более страшная угроза: смертельная тоска охватывает сотни тысяч людей.

<Так вот! - заявил недавно Октавиан Гога братьям Традо. - Нельзя ли отослать их подальше... куда-нибудь... на остров, откуда они не могли бы вернуться... А вокруг курсировали бы военные корабли всех наций...>407

Похоже на то, что при этом новом образе правления румынская Церковь и государство сотрудничают друг с другом. Сошлемся на заявления патриарха Румынской Православной церкви, опубликованные в одной бухарестской газете408, где он высказал мнение, что евреи <пустили по миру> румынский народ и вскоре вынудят румын <оставить свои дома и свои очаги и скитаться по свету> и что необходимо выделить где-нибудь на земле <в Африке, в Австралии, на островах и тому подобное> какие-то свободные земли, где евреев можно было бы собрать вместе. <Я недостаточно хорошо знаю географию, чтобы сказать вам, где находится такая земля,> - добавил этот пастырь, благовестник Евангелия.

Напомним о декларации, принятой в 1931г. Католическим Союзом международных исследований: <Члены национальных групп, так называемые национальные меньшинства, имеют по отношению к государству, подданными которого являются, обязанности и обязательства, возложенные христианской моралью и политикой на совесть граждан. Они пользуются всеми правами, которые христианская мораль и политика признают за человеком и гражданином>. Недавно монсеньор Бопен писал: <Вовсе не является вмешательством во внутреннюю политику отдельного государства напоминание тех принципов, которые представляют ценность для всех стран во все времена>.

В Германии антисемитизм принял антихристианские формы. В Румынии, где антисемитизмом сильно окрашено православие, на конгрессе <Румынского православного братства>, состоявшемся в прошлом ноябре, докладчики поставили католицизм на одну доску с коммунизмом. Конгресс потребовал расторгнуть Конкордат и обличить <агрессивный и антинациональный прозелитизм> Ватикана. Румынские католики жалуются на то, что они становятся объектом клеветы и кампании ненависти, угрожающие конфессиональной войной.

В Польше, хотя иерархи Католической Церкви, в частности кардинал Хлонд, непричастны к <постоянной и явной враждебности к евреям>, антисемитизм все же принял католическую форму, так как в социальном плане естественно - слишком естественно, когда речь идет, пусть о самой ошибочной, рекламе страстей, связанной с национальными интересами - это не может не коснуться и традиционной религии данной страны.

Я не игнорирую того факта, что в основном Польша отказывается от теории языческого расизма и что ее правительство хотело бы ограничить конфликт лишь экономической сферой. Я не игнорирую того, что в Польше насчитывается от 3 млн. до 3,5 млн. евреев, это несколько больше 10% от общего числа населения, из чего следует, что проблемы, о которых шла речь в начале данной конференции и которые касались стран с гораздо меньшим еврейским населением, для Польши гораздо более реальны, чем для любого другого государства. Остается фактом то, что там свирепствует сильный антисемитизм, к тому же разжигаемый немецким влиянием и тяжелой экономической ситуацией в стране. Антисемитизм, вызывая, с одной стороны, подозрительную национальную обидчивость, с другой - страдания и отчаянный протест, рискует привести к неразрешимым трудностям. В последние годы, особенно в прошлом году, польские евреи столкнулись с преследованием, хотя и не организованным законодательно, как в Германии, но ведущим к тому, что их жизнь делается совершенно невыносимой. Я отмечу, к сожалению, вскользь, все те же события: массовый бойкот еврейских торговцев и ремесленников (это то, что называется <сухим антисемитизмом>409), резкое увеличение бурных стычек, грабежей, погромов с убитыми и ранеными, систематический отказ в правосудии, трагический всплеск насилия и слепая народная ненависть. Неужели крестьяне, умирающие с голода, надеются путем расправы с евреями решить аграрную проблему и проблему обнищания деревни? То, чего никакой ценой не хотят богатые (и что осуществили некоторые государства, чтобы избежать худшего), - это справедливо перераспределить земельные владения; и потому они стремятся гнев бедных обратить на евреев. Самые отвратительные события - те, которые происходили в среде, относящейся, как полагают, к области науки и культуры, и которые стали проводниками расистских влияний и возбудителями страстей. В январе 1937 г. произошли университетские волнения, о которых ради доброй репутации варшавских студентов я предпочту не распространяться. Вы знаете, что в конце концов, уступая антисемитскому давлению, польские университетские власти поставили отдельные скамьи для студентов-евреев, создав своего рода гетто в аудиториях. Многие польские профессора протестовали против подобной меры, и некоторые из них, как и еврейские студенты, не садившиеся на эти скамьи, чтобы слушать курс, предпочитали читать лекции также стоя.

Я хотел бы добавить (не скрою ни единой удручающей меня черты), что из-за социологических причин, о которых я только что вскользь упомянул, антисемитизм в Польше, видимо, в наибольшей степени затронул католические слои населения. Здесь проявляется прискорбное подстрекательство. Слишком часто к нему оказывается причастна католическая пресса. Также нередко встречается такое состояние духа, которое, не одобряя эксцессы против евреев, безропотно смиряется, и, не исповедуя антисемитизм публично, рассматривает еврейскую драму с безразличием разумного и хладнокровного человека, идущего своей дорогой. Однако, это же наш ближний - этот израненный, полумертвый еврей, распростертый на дороге из Иерусалима в Иерихон...

Что касается тех верующих, которые хотят служить христианству, связывая свою деятельность с деятельностью политических партий, прибегающих к насилию и несправедливостям, мы знаем, что на самом деле они наносят глубокий вред тому, чему хотели бы служить.

Чтобы закончить эту главу, я напомню, что в соответствии с договором от 29 июня 1919 г. польское правительство обязалось <обеспечить всем жителям полную и всеобъемлющую защиту их жизни и свободы независимо от происхождения, национальности, расы и религии>. В статье 7 точно определено, что <все польские граждане равны перед законом, пользуются одинаковыми гражданскими и политическими правами без различия расы, языка и религии; различие религии, веры или конфессии не должно наносить вред никому из польских граждан в том, что касается пользования гражданскими и политическими правами, в частности, доступа к государственным должностям, различным видам деятельности и почестям, либо занятия различными профессиями или участия в различных промышленных предприятиях>. Все это довольно плохо согласуется (и это следует знать) с numerus clausus, со скамейками гетто, со снисходительным отношением, чтобы не сказать больше, слишком часто оказываемым погромщикам судебными властями410.

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

§ 85. Приготовление народа еврейского Новый народ, воздвигнутый Богом, был народ еврейский. Родоначальником этого народа был Авраам, - муж чистой и твердой веры, сын Фарры, из потомства Симова. С избранием Авраама приготовительные действия Божия к искуплению

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Гонения в истории еврейского народа В своей истории до наших дней евреи пережили немало гонений, которые оставили свой отпечаток на душе этого народа. Мы упоминали выше о гонениях зороастрийцев и мусульман в первом тысячелетии, а также проблемы, возникшие в Испании в

Из книги Сын Человеческий автора Смородинов Руслан

7. Очерк истории еврейского народа Вводные замечанияПисать об истории любой страны, любого государства, об истории любого этноса и народа - в особенности, если это великий народ, - дело весьма сложное, требующее значительного потенциала. Я же не ставил перед собой

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Разделение еврейского народа на два царства (за 980 лет до рождества Христова) После смерти Соломона его народ собрался в город Сихем для избрания царя. Сюда прибыл и его сын Ровоам. Народ сказал ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое бремя податей, облегчи нас, и мы останемся

Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

3. Вклад еврейского народа в мировую цивилизацию Поставим точку и зададим вам несколько контрольных вопросов. Например, такой простой контрольный вопрос. Я уже спрашивал кого-то из вас на эту тему. Как вычислить у нас еврейский народ. Вы уже люди подготовленные и должны

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; 3. время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; 4. время плакать, и время смеяться: время сетовать, и время плясать; 5. время

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

7. В то время будет принесен дар Господу Саваофу от народа крепкого и бодрого, от народа страшного от начала и доныне, от народа рослого и все попирающего, которого землю разрезывают реки, - к месту имени Господа Саваофа, на гору Сион. Ефиопляне увидят в выражении Ассура

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава IV Формирование еврейского народа Иисусу Христу для Его соблазна и искушения дьявол присылал своего посредника. Помните, с какой легкостью Сатана перемещал тело Иисуса Христа! Главный соблазн дьявола состоял в том, что он был готов отдать под власть Иисуса Христа

Из книги Мать Мария (1891-1945). Духовная биография и творчество автора Беневич Г. И.

1. Причины трагедии еврейского народа Великая трагедия, которая разыгралась в Иудее, Иерусалиме, как и по всем городам Римской империи с еврейским народом через короткое время после смерти и воскресения Иисуса Христа и уничтожения первоапостольской иерусалимской

Из книги Статьи разных лет автора

6. Принудительная миграция еврейского народа. Кто бог иудеев? Через рассеяние евреи, проникая в близкий круг правителей гойских народов, передавали в их человеческий дух нечистые плевелы дьявольского духа и превращали этих правителей в тиранов и деспотов, послушных воле

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

9. Исход еврейского народа из Египта Напомню, что от Авраама до исхода евреев из Египта прошло как минимум 400 лет. Мадиамские священники и служители дьявола Иофор и Рагуил (см. Исх. 2:18,3:1) не только готовили 40 лет Моисея, но и помогали исходу сынов Израиля из Египта,

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

О рабах из еврейского народа 2 Если ты купил в рабы себе еврея, пусть он работает на тебя шесть лет, а в седьмой год он вправе обрести свободу без выкупа. 3 Если он пришел один, пусть один и уходит, а если он был женат, то и жена его уйдет с ним. 4 Если же его хозяин дал ему жену и

Из книги автора

5. Мать Мария о судьбах еврейского народа Обратимся теперь к важнейшей для понимания мыслей и судьбы матери Марии второй части"Размышлений", посвященной судьбам еврейства. Эта тема у матери Марии встречается в нескольких произведениях:"Размышлениях", в

Из книги автора

Из книги автора

Ездра устраивает чистку еврейского народа Подошли к Ездре начальствующие и сказали: «Народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, потому что

Из книги автора

Коммунизм как возрождение еврейского народа В истории есть сюжеты, никогда не теряющие своей злободневности, особенно когда они затрагивают еврейскую тему. К примеру, был такой период, когда (невозможно даже представить) не существовало слова «антисемитизм» и даже слова

Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом…

27 января Организация Объединенных Наций, большинство стран мира отметят Международный День Памяти Холокоста. «Холокост» (Holocaust) - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Везелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

«Холокост» - геноцид еврейского народа нацистами и их пособниками в 1933 - 1945 гг. 6 000 000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации! В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа (Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства» в указанный хронологический период.

Около трех миллионов евреев – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР. Именно на территории нашей страны чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое первое массовое применение. Людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не скрывая свои преступления от местных жителей, не щадя даже детей от смешанных браков. Десятки тысяч гитлеровцев и их пособников участвовали в этом неслыханном народоубийстве.

Еврейские жертвы были лишь первыми в чудовищном перечне преступлений нацистов на территории СССР – и в этом один из важнейших уроков Холокоста. По данным специально созданной Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников и их пособников, гитлеровцы и их союзники физически уничтожили около 7 миллионов мирных советских жителей. Скрывая свои чудовищные планы по уничтожению и депортации славянского населения, нацисты в первые месяцы оккупации лишь евреев декларативно объявляли «неарийцами», пытались привлечь местных коллаборационистов к унижению и уничтожению своих соседей – евреев.

Для уничтожения евреев на советской земле применялись не только массовые расстрелы – десятки тысяч людей были убиты в течение одного дня в Киеве и Ростове, Бердичеве и Харькове, - но и поистине изуверские средства. Евреев топили в Западной Двине, сжигали в синагогах Риги и Белостока, бараках и свинарниках Велижа и Богдановки, замуровывали в каменоломнях Одессы, живыми сбрасывали в угольные шахты Донбасса.

Уже осенью 1941 года зловещие машины-«душегубки», в которых убивали выхлопными газами, были опробованы именно на советских евреях. Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом…

Нацистская пропаганда (более 400 периодических изданий на языках народов СССР) ежедневно «разъясняла» населению оккупированных территорий, что именно евреи, «захватившие власть в СССР», являются их истинным и главным врагом. На них списывались все преступления сталинского режима.

За спасение евреев от нацистов с 1962 г. более 22 000 человек награждены званием Праведник народов мира, а их имена увековечены в Мемориале «Яд Вашем» в Иерусалиме. Более четверти из них совершили свой подвиг на территории бывшего СССР.

Израильский музей «Яд Вашем» проводит новый проект «Увековечьте имена своих родных и земляков – жертв Холокоста (Шоа)». Руководитель проекта Борис Мафцир сообщил, что сейчас «Зал имен» этого музея располагает примерно 700 000 фамилий советских евреев. Предстоит попытаться найти имена еще более 2 миллионов жертв Холокоста – граждан бывшего СССР. Проект проходит во всех странах, где проживают евреи – выходцы из Союза. Сбор информации ведется разными способами: от потенциальных свидетелей, людей старшего поколения, из документов.

Правительство Латвии подписало законопроект о реституции (возврату) собственности, отнятой у латвийских евреев в годы Второй мировой войны. На компенсацию за собственность, которую не удастся вернуть, т.к. почти все латвийские евреи погибли в годы Холокоста, выделено около 32 миллионов латов (63 млн. долларов).

Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение нравственные устои людей, дегуманизировавшая общество, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

Этой теме посвящены сотни научных монографий, сборников документов и воспоминаний, десятки документальных и художественных фильмов, завоевавших самые престижные кинопремии («Холокост», «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна», и др.). Музеи и мемориалы Холокоста созданы во всех уголках мира: в США и Европе, Аргентине и Южной Африке, Канаде и Японии. В 1998 году открыт Музей Холокоста в Москве на Поклонной горе. Ежегодно во всех странах чтят память жертв Холокоста и героев Сопротивления. В Украине национальным Днем памяти и скорби является 29 сентября – день трагедии евреев Киева, уничтоженных в 1941 году в Бабьем Яре.

27 января Организация Объединенных Наций, большинство стран мира отметят Международный День Памяти Холокоста, признавая важность памяти о нем, как гарантию против отхода от основных, элементарных человеческих ценностей, которые делают возможным само существование нашей человеческой цивилизации. Именно 27 января наши войска освободили крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим. К сожалению, в России этот день памяти официально пока не принят.

В январе 2000 года в Стокгольме состоялась конференция по Холокосту с участием 47 руководителей государств и правительств, ведущих ученых и преподавателей мира. На этой конференции была принята Декларация, соединившая идеи сохранения памяти о жертвах и необходимость борьбы с любыми проявлениями идей расовой ненависти. Однако, несмотря на все это, имеются попытки отрицания правды и наследия Холокоста. Те, кто угрожает геноцидом, стремятся отрицать Холокост, удалить само это понятие как препятствие на их преступном пути.

Опровержения Катастрофы делались в течение шестидесяти лет с целью оправдать национал-социалистический режим перед демократическими режимами. Отрицание Холокоста в России нашло своих явных сторонников в среде национал-патриотических и экстремистских движений. Несовершенство законодательства и правовой системы в России не позволяют пока реально противостоять этому негативному явлению.

Западный мир создал механизмы по борьбе с попытками опровержениями и самими ниспровергателями Холокоста, включая политические, интеллектуальные и образовательные программы (отрицатель Холокоста Д. Ирвинг был осужден и сидел в тюрьме).

Во французском городе Лион проходит суд над одним из лидеров радикально правого движения и членом Европарламента Бруно Гольнишем. Гольниш обвиняется в том, что публично подверг сомнению Холокост. В октябре 2004 года в ходе пресс-конференции он заявил, что сомневается в том, что нацисты использовали газовые камеры для уничтожения евреев. Кроме того, по его словам, данные о жертвах фашизма сильно завышены. Европейская ассамблея лишила Гольниша депутатской неприкосновенности. Если суд признает Гольниша виновным, ему грозит тюремное заключение сроком до одного года.

11-12 декабря 2006 года в Иране Тегеране состоялась международная конференция, рассмотревшая вопросы отрицания существования Холокоста в свершившихся масштабах. В конференции приняли участие представители 30 стран, включая Россию.

Адекватным ответом отрицателям Холокоста в России должно быть присоединение нашей страны к 24 государствам мира, которые ввели Национальный День Холокоста – 27 января. Честная политика и раздел мира не должны приводить к гибели невинных людей и тем более отрицание содеянного уничтожения наций не должно находить в сердцах людей оправданий.

Международное сообщество должно действовать, чтобы воспрепятствовать намерениям, направленным на повторение геноцида. Пока мир помнит Холокост, он будет сопротивляться любой новой попытке совершить геноцид против евреев или другой группы людей.

ХОЛОКОСТ– всесожжение, уничтожение огнём. Термин, который вошёл в историю и литературу 60-х годов как обозначение трагедии еврейского народа в период Второй мировой войны. ГЕТТО – в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. ДЕПОРТАЦИЯ – принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали ЮДЕНРАТЫ – советы старейшин, назначенные немецким комендантом гетто. ЛАГЕРЯ СМЕРТИ – особые концентрационные лагеря, в которых проводилось физическое уничтожение нежелательных лиц и «неполноценных» народов. БАБИЙ ЯР – лощина на окраине Киева, где 29–30 сентября 1941 года были расстреляны более 30 тысяч евреев. Место уничтожения киевлян и советских военнопленных. ЗМИЁВСКАЯ БАЛКА – рвы близ посёлка 2-я Змиевка на северо- западной окраине города Ростова-на-Дону.


Холокост (с греч. яз. Holocaust «всесожжение») - обозначение массовых убийств евреев, цыган, славян в гг. фашистами.


"Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизм а…" (Л. Коваль).




"Антисемитизм - это международный язык фашистов" (И. Эренбург).


Юдофобия - дословно "страх перед евреем" - нетерпимость к евреям, синоним антисемитизма.












«Поскольку еврейский народ не способен к продуктивной деятельности, он оказался не в состоянии создать государство на собственной территории....К концу XIX века евреи практически завершили экономическое покорение Европы, а теперь принялись за осуществление политического контроля над ней. Первые попытки на этом направлении проявились в намерении искоренить интеллигенцию других народов с помощью революционных переворотов. Беспощадная борьба еврейства за власть идет в наше время в Германии. Однако национал- социалистическое движение разгадало замыслы евреев и выступило против них. Наша национал-социалистическая партия - единственная в мире сила, которая взяла на себя эту борьбу с гнусными и преступными замыслами против человечества».


Закон о защите немецкой крови и немецкой расы от 15 сентября 1935 г Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. 2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена. 3. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин - государственных подданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет Евреям разрешено ношение одежды еврейских цветов. Это право охраняется государством.


ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ К ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА ОТ 14 НОЯБРЯ 1935 ГОДА 4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях Чиновники-евреи будут уволены до 31 декабря 1935 года Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы "Митлинг", который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.






Тогда погибли около евреев. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря.








Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, Как самому еврейскому народу. Мне кажется, что Дрейфус - это я. Мещанство - мой доносчик и судья. Я за решеткой. Я попал в кольцо. Затравленный, оплеванный, оболганный. И дамочки с брюссельскими оборками, Визжа, зонтами тычут мне в лицо. Мне кажется - я мальчик в Белостоке. Кровь льется, растекаясь по полам. Бесчинствуют вожди трактирной стойки И пахнут водкой с луком пополам. Я, сапогом отброшенный, бессилен. Напрасно я погромщиков молю. Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"- Насилует лабазник мать мою. О, русский мой народ! - Я знаю - ты По сущности интернационален. Но часто те, чьи руки нечисты, Твоим чистейшим именем бряцали. Я знаю доброту твоей земли. Как подло, что, и жилочкой не дрогнув, Антисемиты пышно нарекли Себя "Союзом русского народа"! Мне кажется - Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по- судейский. Все молча здесь кричит, и, шапку сняв, Я чувствую, как медленно седею. И сам я, как сплошной беззвучный крик, Над тысячами тысяч погребенных. Я - каждый здесь расстрелянный старик. Я - каждый здесь расстрелянный ребенок. Ничто во мне про это не забудет! "Интернационал« пусть прогремит, Когда навеки похоронен будет Последний на земле антисемит. Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой Я всем антисемитам, как еврей, И потому - я настоящий русский!





Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.