Таблица католическая церковь лютеранство кальвинизм. Лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь как разновидности протестантизма

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio - преобразование), общественно-политическое и идеологическое движение в Западной и Центральной Европе XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви.

Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с её иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Идеологи Реформации требовали внимательного изучения Библии каждым христианином. Это способствовало, во-первых, переводам Библии на основные европейские языки (классический перевод на немецкий язык был сделан самим Лютером; католическая церковь допускала только латинский текст Библии); а во-вторых - распространению грамотности и развитию национальных культур. Принципиально самостоятельное чтение Библии приводило к появлению самых разных интерпретаций, уже не скованных церковными догмами, приучало к самостоятельному мышлению, хотя и порождало опасность субъективизма в толковании Библии.

Традиционно выделяют три основных направления Реформации : бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское , соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское , отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений.

В некоторых странах (Англия, скандинавские страны) реформация церкви была проведена сверху в интересах укрепления королевской власти, опиравшейся не столько на высшее дворянство, сколько на укрепившееся сословие богатых горожан и крестьян. Во многих странах вспыхнули войны между сторонниками и противниками Реформации. В результате Реформации католическая церковь утратила свое влияние на большую часть территории Германии, Швейцарии, Англии и Шотландии, в Нидерландах (здесь произошел раскол и католические и протестантские земли обособились в отдельные государства). Отголоски Реформации докатились и до России, где изгнанные из своих стран протестанты нанимались на военную и государственную службу и вели религиозную пропаганду.

Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация - преобразование христианства в протестантском духе).

Протестантизм отверг институт монашества, культ Мадонны, святых, ангелов, иконопочитание, освятив трудовую деятельность человека. Структура и управление новыми церквами демократизировались, богослужение и культ упростились и удешевились.

Из семи таинств протестанты признали лишь два - Крещение и Причащение.

Протестантизм, в отличие от католицизма, не имеет единой иерархической структуры, управляемой из единого центра (Ватикана), и характеризуется множеством автономных церквей, объединенных по деноминациям (т.е. придерживающихся одних и тех же исповедуемых принципов, изложенных в официально принятых той или иной церковью вероучительных документах). Через систему прекрасно организованных по всему миру библейских обществ протестанты ведут большую просветительскую и миссионерскую деятельность. В настоящее время различных направлений протестантизма придерживаются большинство англичан, шотландцев, немцев, датчан, шведов, норвежцев, исландцев, финнов, североамериканцев. Протестантизм распространен в Австралии, Нидерландах, Швейцарии. Протестантские церкви действуют в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Лютеранство исповедуют эстонцы и большая часть латышей, кальвинизм распространен в Западной Украине. Часть населения России и Украины придерживается таких направлений протестантизма, как баптизм (греч. баптиздо - крещу), в котором практикуется крещение только взрослых людей, способных осознанно принять христианство, а также пятидесятничество, адвентизм и некоторые другие.

ЛЮТЕРАНСТВО , крупнейшее направление протестантизма (которое в наши дни очень сильно распространено в Германии и Америки). Основано М. Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.

Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание. Это повлекло за собой отвержение авторитета Священного Предания, отказ от культа святых, от почитания икон и других священных изображений. Основой для создания протестантской догматики во многом послужили Послания апостола Павла. Так, доктрина оправдании верой виделась Лютеру в центре новозаветной концепции спасения. Суть этой доктрины заключалась, по Лютеру, в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путём соблюдения заповедей – бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и таким образом отвергает Божественную милость и претендует на роль Бога. Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. Когда человек осознаёт это, на помощь приходит милость Бога. Закон неисполним, следовательно, – делает вывод Лютер, – человек спасётся только через веру.

Радикально изменился взгляд на церковь. Это уже не мистический организм, вне которого нет спасения (а именно так трактует себя церковь и в католицизме, и в православии), а просто сообщество верующих. И священники перестали быть высшими существами, стоящими над мирянами, людьми наделёнными особой благодатью и исключительным правом совершать таинства и отпускать грехи. Их роль свелась к произнесению проповеди и совершению богослужения. Каждый верующий, минуя духовенство, получал право непосредственно обратиться к Богу.

КАЛЬВИНИЗМ , направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Воззрения реформатора Жана Кальвина (1509-1564) были ещё более радикальными, чем лютеранство. Он свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины. Кальвин ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины - пресвитеры из числа мирян). Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.

Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди согласно непознаваемой Божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни предписываемыми церковью «добрыми делами» человек ничего не может изменить в своей посмертной судьбе. Кальвин разработал новые нравственно-этические принципы мирского аскетизма: верующего в земной жизни он освобождал от необходимости совершения специальных, определенных духовенством «добрых дел», которые были условием его спасения. Вместо этого он сакрализовал, т.е. освятил трудовую повседневную деятельность верующих. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности. В условиях развивавшихся капиталистических отношений объективным показателем успехов являлся капитал, поэтому предпринимательская деятельность, накопление средств как бы освящались, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались. Нажитый капитал (неважно, праведными или неправедными путями) представлялся божьим даром, но подчеркивалось, что его следует пускать в оборот; тратить его на личные нужды считалось грехом. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Поощрение накопительства сочеталось с требованиями мирского аскетизма в личной жизни.

Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов. Это привело к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников церкви.

Католическая церковь в высшей степени централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

Римскому епископу принадлежит главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви. Поэтому папство является в католической церкви особым институтом и обеспечивающим единство церкви.

В католицизме утвердился папский принцип формирования церкви. По католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Отсюда - единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности.

Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат, возглавляемый государственным секретарем, назначаемым Папой Римским. Полномочия государственного секретаря аналогичны полномочиям главы правительства в светском государстве. При государственном секретаре действуют совет кардиналов и 9 министерств - конгрегации по вопросам вероучения, канонизации, католического образования, по делам духовенства и др.

Самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии и апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью католической церкви. В римскую курию включены 12 папских советов, призванных расширять связи церкви с внешним миром.

Высший духовный чин после Папы Римского - кардинал. Кардиналов назначает Папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Следующая ступень в церковной иерархии - примасы - старшие епископы местных национальных церквей, которые представляют собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической церкви требует, чтобы все католические епископы в любой стране назначались с согласия Папы Римского и непосредственно ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии - приход (парафия), управляемый священником. Несколько приходов объединяются в деканаты, которые в свою очередь образуют более крупные образования - диоцезы. Ими управляют епископы. Несколько диоцез объединяются в митрополию, или архиепископство.

Поводом к началу Реформации стала продажа индульгенций - папских грамот, свидетельств об отпущении грехов. Тетцель, уполномоченный папы Льва X, собирал средства на возведение собора Святого Петра посредством продажи индульгенций в Германии.

Сама же Реформация началась с 95 тезисов, которые монах-августинец, доктор теологии Мартин Лютер (1483-1546) вывесил 31 октября 1517 г. на воротах Виттенбергской церкви. В них он обличал жадность и лицемерие католических священнослужителей, обосновывал запрет на торговлю папскими индульгенциями, отвергал учение о запасе сверхдолжных дел Христа, которым располагает католическая церковь, требовал прекратить выплату десятины с доходов церкви в пользу папского престола. В тезисах указывалось, что примирение грешника с Богом невозможно посредством покупки индульгенции, для этого необходимо внутреннее раскаяние.

Реформация - широкое общественное движение европейских народов в XVI- XVII вв., направленное на реформирование христианской веры, религиозной практики и церковной организации, приведение их в соответствие с запросами нарождающегося буржуазного общества.

Мартин Лютер считал невозможным спасение в силу заслуг перед церковью. Признавая греховность человека, он утверждал, что приблизить человека к спасению может только вера (Solo fide - оправдание «только верой»). Спасение души, по его мнению, происходит через «благодать», сходящую к человеку от Бога. Путь к благодати - «отчаяние, раскаяние, прощение». Все необходимое знание о Боге и вере, писал Лютер, содержится в «слове Божием» - Библии. Верующие не нуждаются в посредниках между ними и Богом. Они нуждаются в наставлении. Лютер выступил против разделения мирян и священников, лишая последних монополии на общение с Богом. В силу принципа всеобщего священства каждый верующий получал право проповедовать и совершать богослужение. Священник в протестантизме нанимался общиной верующих, он не мог исповедовать и отпускать грехи.

Библия признавалась единственным источником веры. В католицизме священные тексты существовали только на латыни. Чтение (а тем более - толкование) их было привилегией богословов и священников. Лютер перевел Библию на немецкий язык. Теперь каждый верующий мог (а по Лютеру, и обязан был) читать Священное Писание и следовать его истинам в своей жизни. Под руководством соратника Лютера Филлипа Меланхтона была проведена реформа церкви: монашество ликвидировалось, упрощалось богослужение и церковный культ, отменялось почитание икон.

Главным делом каждого человека, за которое он должен был отвечать перед Богом, теперь становилось исполнение его долга, полученного при рождении и определявшегося набором профессиональных и семейных обязанностей. Вера человека - это возможность через труд и Божественную благодать прийти к спасению души. В вопросах спасения Лютер отрицал свободу воли, так как воля человека принадлежит Богу.

Начавшееся в Германии реформаторское движение распространилось на многие страны Западной и Центральной Европы. Особо важной для формирования и распространения нового религиозного учения стала деятельность Жана Кальвина на посту руководителя протестантской общины Женевы. Жан Кальвин, юрист из Пикардии, за проповедь идей Лютера в 1534 г. был изгнан из Франции и обосновался в Женеве. Его доктрина была изложена в книге «Наставление в христианской вере» (1536). Главными религиозными идеями Кальвина были: трансцендентность Бога миру (Бог, в момент создания мира, определил всю его историю и в каждый конкретный момент в нее не вмешивается); божественное предопределение (каждый человек от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели); невозможность познать «истину» избрания.

Своей реформаторской деятельностью он основал новое течение в протестантизме - кальвинизм, получившее распространение во Франции (гугеноты), в Нидерландах, Шотландии, Англии и других европейских странах.

Протестантизм - сложившееся в результате Реформации направление в христианстве, ставшее третьим по времени (после разделения христианства на католицизм и православие) вариантом христианской веры и религиозной практики.

Ведущую роль в церковной организации играла религиозная община. Она избирала пастора и его помощников - пресвитеров (старейшин). В кальвинизме был еще более упрощен христианский культ. Одно из основных отличий кальвинизма от лютеранства - это отношение со светской властью. В лютеранстве признавалась зависимость церкви от государства, в кальвинизме церковь оставалась независимой. Кальвин хотел сделать протестантизм монопольной идеологией, позволявшей контролировать повседневную жизнь членов религиозной общины.

Развивая идею Августина о предопределении, Кальвин учил, что человек может сам способствовать получению Божественной благодати, будучи умеренным в удовлетворении своих потребностей, так как роскошь ведет к нравственному падению.

Прямая речь

Макс Вебер : «Кальвин не видел в богатстве духовных лиц препятствия для их деятельности; более того, он усматривал в богатстве средство для роста их влияния, разрешал им вкладывать имущество в выгодные предприятия при условии, что эго не вызовет раздражения в окружающей среде. Из пуританской литературы можно извлечь любое количество примеров того, как осуждалась жажда богатства и материальных благ, и противопоставить их значительно более наивной по своему характеру этической литературе Средневековья. И все эти примеры свидетельствуют о вполне серьезных предостережениях; дело заключается, однако, в том, что подлинное их этическое значение и обусловленность выявляются лишь при более внимательном изучении этих свидетельств. Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия - бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к “святой жизни”. И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения. Ибо “вечный покой” ждет “святых” в потустороннем мире, в земной жизни человеку, для того чтобы увериться в своем спасении, должно делать дела пославшего его, доколе есть день. Нс бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его. Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени» .

За поведением человека строго следила община, вводились суровые правила жизни, направленные против нарушения протестантской морали. Малейшие нарушения (улыбка, нарядный костюм и т.д.) членов общины приводили к тяжелым наказаниям: выговорам, позорному столбу, церковному отлучению, штрафу, тюремному заключению. Важно отметить, что, несмотря на строгость внутренней духовной дисциплины, Кальвин выступал за свободу церковной общины в делах веры и ее независимость от государства. Это способствовало зарождению институтов гражданского общества - основы западноевропейского цивилизационного пути.

Источник

Жан Кальвин («Наставления в христианской вере») :

«Каким образом Бог воздействует на сердца людей... Когда человека называют слугой дьявола, может создаться впечатление, что он больше служит прихотям последнего, чем своему собственному удовольствию. Поэтому необходимо объяснить, что же происходит на самом деле. А затем разрешить вопрос, который ставит в тупик очень многих: следует ли приписывать Богу какое-то участие в злых делах, о которых Писание свидетельствует, что могущество Божье проявляется и в них... Итак, ослепление злых и вытекающие из него злодеяния именуются делами дьявола; и все же не следует искать причину вне воли их совершающих, из которой как раз и произрастает корень зла и в которой лежит основание царства дьявола, то есть грех. Действие Бога совершенно иное... Это в точности означает, что в отверженных Богом действует Сатана, что в них он осуществляет свое царство - царство порока. Можно также сказать, что каким-то образом в них действует и Бог, поскольку Сатана, являющийся орудием его гнева, но его желанию и велению толкает их в ту или другую сторону, чтобы исполнить Божий приговор. Я не говорю здесь об общем механизме действия (mouvement universel) Бога, которым поддерживается существование всех созданий и из которого они черпают силы делать то, что делают. Я говорю о его частном действии, которое проявляется в каждом конкретном деле. Поэтому, как мы видим, нет ничего абсурдного в том, что одно и то же дело осуществляется Богом, дьяволом и человеком. Но различие в намерениях и средствах заставляет нас заключить, что справедливость Бога остается безупречной, а коварство дьявола и человека проявляется во всем своем уродстве».

При английском короле Генрихе VIII от Рима отпала англиканская церковь. Она сохранила большую часть католических обрядов, но десятину Риму платить перестала. Главой англиканской церкви стал монарх Великобритании, он же назначал епископов. Одновременно в Англии и Шотландии сформировались еще две ветви протестантизма - пресвитерианство, в наибольшей степени отражающее духовную доктрину кальвинизма, и пуританство. Пуритане (от лат. pums - чистый) отказывались признавать власть государства в частной жизни людей и религиозных вопросах; настаивали на строгом соблюдении библейских норм в личной и общественной жизни; выступали против роскоши, стремились к самым простым формам труда и быта. Преследования пуритан со стороны англиканской церкви и королевской власти в первой половине XVII в. привели к тому, что многие из них переселились в Северную Америку, создав там многочисленные пуританские общины. Другая часть пуритан, тс, кто оставался в Англии и Шотландии, политизировались, именуясь инденендентами - независимыми.

Прямая речь

Я. В. Ревунепкова: «Среди пуритан постепенно усиливалось влияние идеи о том, что в церковных общинах не должно быть никакой разницы между проповедниками и мирянами, которым также дано толковать Слово божье. Ее отстаивали индепен- денты (от англ, independent - независимый), считавшие каждую общину независимой. Их численность, несмотря на казни, возрастала. Они обвиняли в деспотизме не только епископат государственной англиканской церкви, но и синоды кальвинистской пресвитерианской церкви. Ни единой национальной церкви, ни податей на содержание духовенства, как они полагали, не нужно точно так же, как в первых христианских общинах. Духовенство должно жить трудом своих рук, школы должны быть нецерковными, а должности в государстве могут занимать люди разных религиозных убеждений - с такими взглядами против монархии Стюартов республиканская партия индепендентов» .

  • Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 185-186.
  • Кальвин Ж. Наставления в христианской вере / пер. с фр. А. Д. Бакулова. CRC WorldLiterature Ministries, USA, 1997. С. 307-309.
  • Ревунепкова II. В. Протестантизм. М.; СПб.: Питер, 2007. С. 94-95.

Страница 32 из 47

Протестантские церкви и секты

Протестантизм возник в XVI веке как обширное движение в западном христианстве, распаространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Священном Писании.

Лютеранство и кальвинизм континентальной Европе и англиканство в Британии стали первыми достижениями протестанства, но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений - пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и пр.

Главная задача Реформации состояла в том, чтобы сформулировать религиозную концепцию, которая была бы жизненно важной и социально значимой в изменившихся общественных условиях.

Лютеранство - одно из основных течений в протестантизме, основывающееся на учении немецкого священника и монаха Лютера. Суть учения состоит в том, что содержание вероучения целиком дается в Священном Писании, поэтому в Священном Предании нет нужды; один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в духовенстве, а есть «священство всех верных» в церковной общине; человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере в Христа - оправдывается только верой без благочестивых дел; сотрудничества человека в деле спасения нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к Богопознанию. Отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа. В таинствах лютеране признают реальное присутствие Христа. В лютеранстве существуют различные течения, в частности, многие лютеране считают, что роль личных усилий человека в своем спасении значительна. Со временем лютеране пришли и к тому, что необходима критическая библеистика, выявившая несводимость многогранность библейского содержания к лютеранской доктрине.

Лютеранство - церковь северонемецких княжеств - сейчас распростра­нено широко в Европе и США. Признает авторитет Никейского символа веры. Сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан и два таинства: крещение и евхаристию.

Кальвинизм - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Кальвина. Восприняв основныеположения лютеранства, кальвин видоизменил их следующим образом: Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего, происходящего в мире его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля. Человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства. Заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам. Бог предопределяет к спасению или к погибели, и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна. Вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей вечности. Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Святого Духа. Таинства кальвинисты толкуют символически - как свидетельство благодати. Государство, с точки зрения кальвинистов, должно быть теократически подчинено Церкви.

Кальвинизм - в настоящее время швейцарская реформаторская церковь. В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственный источник вероучения - Библия. Крещение и евхаристия - не таинства, а символические обряды.

Англиканство - протестантская церковь Англии. Ее главой был объявлен английский король. Вскоре была утверждена англиканская литургия и свой символ веры (“39 статей”). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам англиканская церковь ближе к католической церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Король назначает епископов, глава англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Священнослужи­тели могут состоять в браке, в последнее время к священству допускаются и женщины.

У каждой протестантской конфессии имеются свои обряды, однако главным считается воспитание "внутреннего религиозного чувства".

Лютеранство

Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М. Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи.

В ходе Реформации было создано учение о спасении только верой. Представление о спасении только через веру развилось преимущественно из своеобразного толкования посланий ап. Павла, столь почитаемого Лютером.

Что же представляет собой эта спасающая вера, которая делает человека "сосудом для усвоения заслуг Христа". Вера - это не личная заслуга человека и не плод его внутреннего становления, она не принадлежит ему, а нисходит свыше как особый дар Бога. Лютер писал об этом: "вера не есть человеческая мысль, которую я сам мог бы произвести, но божественная сила в сердце".

"Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание его содержания, на независимости личных суждений в вопросах веры и морали, и, в конечном счете, на свободе совести".

Из семи таинств, признаваемых как в православии, так и в католичестве, лютеранство сохранило практически только два: крещение и Евхаристию.

Черты таинства сохраняет также покаяние, остальные признаны обрядами.

Только крещение и Евхаристия имеют неоспоримое Божественное происхождение, так как основаны на ясных свидетельствах Свщ. Писания.

Лютеранское вероучение воспринимает таинство не как способ действия благодати в мире, а как знак общения человека с Христом.

Лютеранское крещение не освобождает человеческую природу от самого первородного греха, но лишь от наказания за грех, это не возрождение от греха, а амнистия.

Лютеранское таинство покаяния есть продолжающееся действие крещения, и бытие его законно потому, что цель его - отпущение грехов через веру во Христа, оно оживляет эту веру, делает ее реальной в жизни человека.

Лютеранское понимание Евхаристии покоится на двух основных отличиях - отрицании пресуществления хлеба и вина Евхаристии в Тело и Кровь Христовы и отрицании значения Евхаристии как жертвы.

Кальвинизм

Колыбелью Реформации, несомненно, была и остается Германия, но свидетельством ее объективного вызревания в недрах католического средневековья, стало появление второго мощного очага церковного протеста в Швейцарии. Он возник одновременно с началом германского движения, но практически независимо от него. Вскоре различия в истолковании общих начал Реформации стали столь существенными, что уже в 1529 г. произошло разделение германской и швейцарской ветвей Реформации, которое закрепило самостоятельное существование группы протестантских течений, известных под общим названием Реформатских церквей.

В целом, реформатство или, как его часто называют, кальвинизм отличает от лютеранства большая последовательность и жесткость взглядов.

Основы реформатской традиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младший современник отцов Реформации. Его основным сочинением является знаменитый труд "Наставления в христианской вере".

Переходя к рассмотрению особенностей реформатского вероучения, необходимо, прежде всего, указать то общее начало, которое органически связывает его с лютеранством и с идеологией Реформации в целом, а именно - утверждение спасения верой.

Главной особенностью кальвинизма является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей к спасению, других к погибели. Это позволяет окончательно уничтожить всякую возможность заслуги человека в деле спасения, он всецело принадлежит воле Божей. Кстати, "в мировом религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой появление и существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности, господства, подчинения и т.д., - то есть совершенно не зависящими от воли людей силами".

Исходя из представления о безусловном предопределении, Кальвин отверг всеобщность крестной жертвы и евангельского благовести, ибо Господь претерпел смерть на кресте не за всех, а лишь за тех, кого Сам избрал к вечной жизни. Это положение разрушает основной догмат христианства - веру в искупление всех, совершенное Богочеловеком.

В учении о Церкви реформатство последовательно развивает свой основной принцип. Истинная Церковь есть сообщество истинно избранных, то есть предопределенных к спасению. Но швейцарская Реформация окончательно упраздняет всякие черты иерархического устройства, которые еще сохранил Лютер. "Неприязнь к структурному единообразию стала отличительным признаком протестантизма, который формировался в условиях раскола единой для европейских стран церкви и угасания наднациональной Священной Римской империи".

Реформатская традиция признает только два таинства - крещение и Евхаристию.

В понимании крещения Кальвин близок Лютеру, он считает это таинство божественным знаком приятия верующего в благодатный союз с Богом, печатью его усыновления Христу.

Единственным источником христианского знания Реформатская церковь признает Свщ. Писание.

Особого внимания заслуживает принцип мирского аскетизма, который развился на почве учения о безусловном предопределении. Принцип мирского аскетизма обязывал человека к умножению своего благосостояния, которое, в свою очередь, воспринималось не как личное достояние человека, а как дар свыше, как знак благоволения Божия к человеку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.