К самоубийцам на похороны ходят. О поминовении самоубийц в троицкую родительскую субботу и в радоницу

Близится особый день — 30 апреля – Радоница или Радуница. Наши предки славяне называли этот день Родоница. Встречаются и другие, похожие на эти, названия этого дня. Радоница – день особого поминовения усопших, особый поминальный день. Этот день выделяется во многих народах, с глубокой древности, и признается Радоница в том числе и христианством. Радоница — это единственный день во всем году, когда по православным традициям возможно в храме поставить свечку за умершего некрещеным, самоубийцу и других умерших родственников или близких, поминовение которых церковью в другие дни не разрешается. Такие люди православной церковью не признаются «своими», и найти помощь у священников при желании родственникам чем-то помочь такому умершему часто оказывается практически невозможным. Речь идет не только о самоубийцах, но и о людях, к примеру, утонувших при невыясненных обстоятельствах. О людях, пропавших без вести и при неизвестных обстоятельствах, о людях, чье тело не найдено. О людях, не похороненных по христианским обычаям. О неупокоенных мертвых. Также речь идет о людях, которых было принято раньше хоронить вне пределов кладбища – убийц, маньяков, насильников и прочих, погрязших в грехах и не раскаявшихся перед смертью («злые души»). Иногда священники (согласно апостольским правилам) на отпевание не допускают иупокоившихся в свой срок и своей смертью, крещеных, называвших себя христианами при жизни, но не бывавших в церкви часто. К примеру, полгода до смерти не был в церкви – нет тебе отпевания. Считается, что человек этот также умер в безверии, нехристем, а следовательно он не «наш», не принадлежит к нашему эгрегору. Таковы правила православия, и не нам с вами их судить. Вопрос в том, что же делать родным и близким, спрашивающим:

  • «Как помочь самоубийце?»
  • «Можно ли поминать самоубийц?»
  • «Как поминать утопленников?»
  • «Умер некрещеный, а я православная – как поминать» и прочие.

Возможно, ответ вы найдете в этой статье, и сможете продуктивно провести Радоницу в этом году.

Радоница или как помочь самоубийце

Поминают ли самоубийц? Как и когда поминать самоубийц? Священники православной церкви советуют о таких молиться самостоятельно в домашних условиях, но считают это делом абсолютно безнадежным и, мало того, опасным для самого человека, который желает помочь такому умершему. Причем, речь не о Радонице, а вообще. «Конечно, вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако обязательно возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте - это добром не закончится », — таков приблизительный ответ. Православие обладает примерами того, что самоубийцы были прощены за этот страшный грех – имеются несколько примеров, когда святой при своей жизни вымаливал самоубийцу. Конечно, у святого большой запас милости Божьей, который он сам заслужил и который он может отдать в плату вместе со своей усердной молитвой за такого человека по своему желанию. К примеру, Серафим Саровский после того, как отмолил юношу-самоубийцу,сам заболел на несколько месяцев, но он знал, на что идет и сам желал помочь самоубийце.

Итак, решение за вами, помогать ли такому умершему. Но если вы все-таки решили помочь самоубийце или утопленнику, или некрещеному, то не пропускайте Радоницу. На Радоницу сходите в церковь, помолитесь об этой душе, поставьте свечу за упокой этой души. Можете взять просфору и попробовать причастить такую душу, оставив ей просфору на могиле. На Радоницу поступайте так, как прочли в статье «Навий день» (ссылка на нее дана чуть выше) – и на кладбище сходите, принесите еду на могилу, и костер вечером разожгите. Но если на Навий день поминают всех умерших родственников, кроме таких «отказных» покойников, то на Радоницу поминают как раз таких.

Единственное примечание, которое считаю важным для вашего понимания, такое. Так называемые злые души не поминают у себя дома, тем более на Радоницу! К примеру, если самоубийство умерший свершил дома (в вашем доме или квартире, где вы живете), то не следует оставлять в этом же доме еду для него (хлеб, мед и прочее). Не следует «прикармливать» его в доме; это особое место для такой души – место его смерти. Не допустите ошибку.Душа или энергооболочка окрепнет от предложенной ей еды, наберется сил и может начать мучать живых, нападать, «срывать свою злобу» на живущих в этом доме. В этом случае вам придется ее изгонять.

Радоница, чтобы поминать утопленников

Если ваш покойный родственник или знакомый утонул при невыясненных обстоятельствах, или тело его не было найдено и не было захоронено, и вы желаете помочь душе утопленника, то также не пропускайте Радоницу. Если могила есть, то идите в Радоницуна его могилу. Если же тело не нашли, то на Радоницу вам нужно сходить к тому водоему, в котором утонул ваш утопленник – озеро, речка, море. Или же к тому водоему, который имеет сообщение с тем; например, утонул в Черном море, но это море далеко от вас, зато у вас есть возможность сходить к берегу Днепра, Днестра или другой реки, впадающей в него, то вам туда легче и удобнее будет сходить помянуть утопленника. К слову, также поминают на Радоницуи других умерших без найденного и захороненного по обычаям тела – если пропал в горах, то идут к подножию горы, если в лесу, то – к лесу, если в болоте, то к болоту и так далее. Итак, чтобы помянуть утопленника, в Радоницувы пришли к водоему. Возможно передать еду мертвому двумя способами – на лодочке или без нее; это зависит от традиции и не умаляет сам результат.

  • Если без лодочки, то сначала пустите по волнам лепестки живых цветов, затем бросьте в воду скорлупу вареных яиц, после этого в воду кладут хлеб с медом. При этом думают о человеке, просят весточку от него.
  • Если у вас есть лодочка, то положите в нее лепестки живых цветов, поставьте зажженную свечу, раскрошите скорлупы вареных яиц, положите также хлеб с медом. Если утопленник курил при жизни, то можно поставить в лодочку зажженную сигарету. Также иногда кладут в эту лодочку записку с именем утопленника, а в новое время и его фотографию – это на ваше усмотрение.

Почему именно такой «набор»? Считается, что лепестки цветов кладут для того, чтобы утопленник имел возможность слышать вас. Скорлупа вареных яиц нужна для того, чтобы он смог получить весточку от вас и ответить вам (это как «письмо водяному царю»). Хлеб с медом – это то, что жаждут мертвые, чтобы утолить свой голод. По старому обычаю без хлеба с медом к мертвым не шли.

Также вы можете помолиться на Радоницу в храме о таком мертвом, или же дома. Можно также дома оставить для него воду, хлеб и мед, зажечь свечу. Лучший вариант — разжечь вечером на Радоницукостер, как было рассказано, и покормить таким образом. Кстати, если на Навий день предпочтительно в костер бросать ветки ясеня, чтобы мертвый согрелся, то на Радоницу кидают тисовые ветки. Если не найдете таких, используйте имеющиеся. После костра ложитесь спать. Возможно, утопленник придет к вам с весточкой в сон. Обычно они «отзываются» на обряд не в ту же ночь, а считается, что весть вашу они получат до Русалочьего дня и затем смогут ответить, дать вам весточку о том, как им там и чем вы можете им помочь, как облегчить их посмертную участь.Кроме того, вечером перед сном на Радоницуу окна поставьте зажженную свечу – она укажет мертвому путь к вам домой, а также отгонит нечистую силу, которая может прийти, приняв облик мертвого.

Радоница для помощи неупокоенным душам

Отмечу также отдельно о неупокоенных душах, которыми часто являются умершие не в свой срок, погибшие, убитые, павшие в бою и прочие. Таким обрядом на Радоницу вы можете спросить у самой этой души, что же ей необходимо для ее упокоения. Часто оказывается, что есть у такой души какое-то незаконченное дело, из-за которого она не может обрести покой, и, возможно, вы единственный, кто сможет ей помочь. Это вполне может быть не сложно для вас, но очень важно для этой души. Сделаете то, что ее держит, закончите за нее это дело, и ей станет значительно легче. Узнать о том, что ее держит, можно описанным способом только на Радоницу.

Итак, теперь вы знаете, когда можно поминать самоубийц, некрещеных, утопленников и прочих. Знаете, что для этого и есть Радоница или Радуница. Знаете, как помочь самоубийце, как поминать самоубийцу, как поминать утопленника. Добавлю еще, что обо всех умерших не так, «как должно», в одной статье не напишешь и однозначно все не скажешь, что и с кем после смерти. Каждый случай неповторим и часто требует индивидуального подхода и рассмотрения. Но сделать на Радоницу такое поминовение можно для любого умершего без исключения. Если статья о Радонице оказалась вам полезной, буду рад. Задавайте вопросы о Радоницев комментариях. С уважением, маг Азал, автор статей и хозяин сайта «Маг о магии ».

Всемирный день предотвращения самоубийств или Всемирный день предотвращения суицида (англ. World Suicide Prevention Day) - международная дата, которая отмечается по всей планете ежегодно, 10 сентября.

Всемирный день предотвращения самоубийств проводится по инициативе Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (МАПС) при активной поддержке Всемирной организации здравоохранения и под патронажем Организации Объединённых Наций.
Количество самоубийств в настоящее время составляет около 800 тысяч в год. Согласно приводимой ВОЗ статистике, в третьем тысячелетии от суицида погибает больше людей, чем из-за всех войн и насильственных убийств вместе взятых. Всемирный день предотвращения суицида, по замыслу представителей Международной ассоциации по предотвращению самоубийств, призван привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме.

Возрождение
Алексей Росамаха
Когда ты к низу обратишься
Стоя у крыши на карнизе
Когда всю душу исковеркав
И ни во что уже не веря

Когда друзей улыбок маски
Душа противится читать
И остается лишь мгновенья
И ад готов тебя принять

Но что то в сердце потеплеет
И груз с души сойдет лавиной
И ангел с грустною улыбкой
Прошепчет тихо БОГ услышал

Тогда с душою обновленной
Вернешься в мир уже иной
И лучик помощи надежды
Ты сохранишь на век с собой...

©Copyright: Алексей Росамаха, 2010

САМОУБИЙСТВО

"Жизнь - это бесценный Дар Божий!"

Самоубийство – это худшая ситуация для неподготовленного к переходу в другой мир человека. Все религии считают самоубийство смтрашным грехом. Еще в XIV веке Данте Алигьери опубликовал знаменитую эпическую поэму «Божественная комедия», утверждая, что посетил ад и чистилище. В самых нижних кругах находился лес самоубийц. Здесь содержались, превращенные в нелепые деревья, души тех, кто совершил грех самоубийства. Поскольку они отвергли жизнь на земле, то в вечности осуждены оставаться неподвижными в аду.
Это описание судьбы людей, покончивших жизнью самоубийством. Не подтверждается работой медиумов.
Самоубийцы - это бедные люди, не имеющие мужества перенести горести существования. Жизнь на Земле порой повергает людей в смятение и им кажется жизнь такой хаотичной и бессмысленной, что они теряют интуитивное ощущение собственных целей и задач по отработке своей Кармы.

"Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни. Там, где нет волн, нет истинного пути".
Бог помогает страждущим, имеющим желание преодолеть неприятности, а не тем, в которых нет желания бороться
. Вы должны употребить все средства, чтобы выйти из затруднения, нужно бороться с несчастьем и презирать мнение того эгоистичного и суетного общества, который благосклонен лишь к тем, кто ни в чём не нуждается и тотчас поворачивается к вам спиной, как только вы перестаёте ему быть нужным.
Самоубийство нарушает кармическое равновесие нескольких Судеб. Они влияют на Судьбы не только тех с кем близки, но и на тех кого ещё не встретили, но должны встретить в будущем. Своим действием они приводят все энергии своей Души в состояние полной дисгармонии.

По наблюдениям учёного Короткова, посмертные состояния людей, умерших естественной смертью от старости и неестественной - в результате самоубийства, - имеют разную энергетическую природу. Ученый, к примеру, выделил три типа свечения пальцев умерших от разных причин людей. Это свечение было зафиксировано с помощью высокочастотного фотографирования. Первый тип, характерный для естественной смерти, имеет небольшую амплитуду колебаний энергетики. После подъема энергетики в первые часы после смерти наступает плавный и спокойный ее спад. Второй тип свечения, характерный для "резкой" смерти в результате несчастных случаев, также имеет небольшую амплитуду колебаний энергетики при наличии одного ярко выраженного пика. Третий тип свечения характерен для смерти, наступившей в результате стечения обстоятельств, которых можно было бы избежать при более благоприятных условиях. Этот тип свечения характеризуется большой амплитудой колебаний энергетики, происходящих в течение длительного времени. Именно такое состояние энергетики как раз и характерно для смерти, наступившей в результате самоубийства.

По мнению петербургского исследователя, резкие подъемы и спады энергетики в теле покончившего с собой человека обусловлены состоянием его энергетического двойника - тонкого тела, преждевременно лишившегося физической оболочки, насильственно "вытолкнутого" таким образом с физического плана в мир иной и не имеющего возможности начать естественное существование в последнем. Иными словами, тонкое тело самоубийцы буквально мечется между сброшенной физической оболочкой и Астральным планом, не находя выхода.

Многие люди из числа пытавшихся покончить с собой, но спасенные врачами, уверяли, что решение свести счеты с жизнью им подсказывали некие "голоса" из мира иного, в которых они часто узнавали голоса своих умерших родственников. Голоса иного мира, обрабатывающие сознание или подсознание будущих самоубийц никакого отношения к умершим родственникам и к светлым силам Астрального плана не имеют. Они принадлежат либо к навязчивым мыслеформам, либо низшим блуждающим духам, которые охотятся за жизненной энергией людей, предпочитая не добывать энергию самостоятельно, а воровать ее. Ибо в момент смерти человека в пространство выделяется огромное количество психической энергии, которая и может стать вожделенной пищей для иноматериальных вампиров. Именно с целью заполучить ее эти сущности нередко присасываются к ауре находящихся в стрессовом или депрессивном состоянии людей и начинают свою психическую обработку, провоцируя жертву на самоубийство.

Экстрасенсы нередко могут определить в ауре человека подобные каналы связи с астральными вампирами, называя эти каналы "привязками", "подключками", "подселенцами". Иногда обработка потенциальных самоубийц ведется более тонко, на подсознательном уровне. В таких случаях к самоубийству подстрекают не голоса, а навязчивые мысли с той же программой самоуничтожения. И, как правило, эти внушенные извне мысли люди принимают за свое собственное желание.

Все проблемы предстают перед нами для того, чтобы мы, преодолевая их, развивались, боролись со своими недостатками, развивали свой характер, отрабатывали свою Карму, созданную в прошлых жизнях.
Уходя на Землю Душа даёт слово, что выполнит всё то, что она сама добровольно приняла к исполнению для своего же блага. Человек, привязавший себя к Земле плотной Кармой, только в Физическом Мире Земли может отработать её, и каждая Душа стремится это сделать, чтобы стать свободной от плотной Кармы. Если человек, столкнувшись с проблемами, решается уйти от них с помощью самоубийства, то он забирает эти проблемы в мир, где он не сможет их преодолеть.
Самоубийство лишит и счастливой Загробной Жизни .

Психологи считают, что основной мотив суицида - стремление разорвать раз и навсегда проклятый узел проблем и мучений, обрести покой в небытии... Но есть ли оно, это небытие? И есть ли в нем долгожданный покой?
Главное наказание для них будет - это разочарование в их надеждах, они поймут, что после смерти не избавились от своих земных проблем. Они не в состоянии быстро справиться с проблемами, толкнувшими их на этот шаг. Личность в загробном мире постепенно вступит в противоречие с тем, что было совершено, появится ощущение стыда и вины. само ищет наказание, поэтому с появлением чувства вины самоубийца провалится в низшие миры ("Чистилище "), где сам себя накажет.
Ангелы-Хранители быстро приходят к этим душам, и начинается процесс исцеления. Самоубийцы после пробуждения сознания (в некоторых случаях для этого требуются десятилетия), или пребывания в "Чистилище", не сразу возвращаются в новую жизнь. С ними постоянно беседуют, их учат, помогают осознать, что именно подвело их к такому решению и толкнуло на этот поступок. И освободившись от гнёта земных проблем, преодолев своё отчаяние, они постепенно начнут осознавать, от чего они отказались.
В период между инкарнациями они будут учиться тому, как справиться со своими земными проблемами в следующей жизни, а не пасовать перед ними.

Самоубийство обременяет Душу тяжёлым грузом негативной Кармы, нейтрализовать которую можно лишь с помощью добрых деяний в предшествующих и последующих инкарнациях. Чтобы искупить самоубийство и сбалансировать свою Карму, требуется не одна, а несколько жизней. Человек должен пройти через ту же ситуацию и те же проблемы ещё раз, или несколько раз, пока не научится решать их должным образом. Он никогда не сможет избежать этих проблем или уклониться от них .

Самоубийство с целью избегания стыда или наказания за совершённый дурной поступок не заглаживает своей вины, а наоборот его отягчает. Раз нашлось мужество совершить зло, надо иметь мужество и перенести его последствия. Бог благосклонен и, если человек раскается то Он может уменьшить суровость приговора.

Лишайтесь не жизни, а бесполезных удовольствий, эти лишения отрешают человека от материальности и возвышают его Душу. Сопротивляйтесь искушениям, побуждающим человека к излишествам или к бесполезным наслаждениям. Умерщвляйте свою гордость; избавляйтесь от своего эгоизма .

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ не есть самоубийство; но Бог противится бесполезной жертве и Ему не может быть угодно, если эта жертва омрачается гордостью. Самопожертвование-заслуга только тогда, когда оно бескорыстно.
Всякая личная жертва, имеющая добрую цель без задней эгоистической мысли, возвышает человека над его материальным положением.

САМОУБИЙСТВО - БУНТ ПРОТИВ ЗАКОНОВ ВСЕЛЕННОЙ

Главное не в том, сколько прожить, а как пройти жизнь, достойно преодолевая трудности пути . Но не все люди выдерживают эти трудности.
Одни исходят от ужаса, другие от радости. Одни внушают себе смерть, другие познают жизнь. Так человек в большой степени предопределяет своё будущее. Можно быть уверенным, что определяющий себе окончательную смерть не знает о Мире Тонком. Может быть, он улавливает внешние обряды, но сердце его далеко от истины.

Люди подобные слабым бегунам, сходящим с дистанции, - самоубийцы.
Все религии и морально-этические Учения, дававшиеся человечеству Земли прежде, предупреждали о вреде самоубийства.

«Засохший лист, в прах обращаясь, поднимается к жизни новой. Человек, законам Природы подвластный, путь проделывает тот же . Самоубийство - это не прерывание цепи Жизни, но - бунт, против Сил Эволюции направленный, преступлением против Бога и себя. Душа не может быть убита, но плоть, прервавшая нить жизни земной, лишила возможности свой дух божественный исполнить те задачи, что возлагались Творцом.
Дай Бог каждому высечь искру благоразумия в себе и тьмы наущению не поддаваться, предвидя всё злорадство её; но силы приложите сверхчеловеческие, взор к небу обращая, и Радость Бытия восторжествует в сердце во всей Славе Красоты беспредельной. Почувствуйте в падении вашем, подобно листу осеннему, торжество ноты Жизни, вечно самовозрождающейся!
Подумайте о долге перед Жизнью...

Покушение на собственную жизнь становится чуть ли не общепланетным бедствием . Конечно, доведённый до черты отчаяния подобным актом выражает своеобразный бунт против установившегося положения вокруг него. Но если каждый слабовольный человек, неспособный бросить вызов навалившимся бедствиям, станет сводить счёты с жизнью методом наложения рук на себя, то кто же останется в мире? Быть может, только те, кто только тем и заняты, что подталкивают к бездне, доводя до отчаяния душу слабую, да несколько героев что дерзнули противостать убийцам».

Страшную участь готовят себе самоубийцы, предполагающие, что за гранью смерти их ожидает освобождение. Нет. Положение своё ещё более усугубят, попадая прямо в тенёта мрака, что не пожелает выпускать добычу из цепких рук.

Услышавший голос шептунов тёмных, отозвавшийся на зов смерти действует понаущению прислужников чёрной ложи, широко использующих своеобразную кодировку на саморазрушение. Они внедряют её в разум человеческий, моделируя мыслеформу, следуя которой жертва сама выступает в роли палача своего.
Человеку иногда кажется, что в жизни всё утрачено и жить больше незачем, а горе и несправедливости безмерны. Он думает, что смерть уведёт его в некое «небытие», где будет тлен, но он ничего уже не будет чувствовать. Если бы люди знали, что в Тонком Мире вся чувственная сфера обостряется! Самоубийца долго кипит в своих земных страданиях.

Например, человек, потерявший близкого и любимого и в горе решившийcя на самоубийство, будет снова и снова переживать смерть близкого и испытывать всю глубину страданий, готовиться к самоубийству, совершать его, и подобный круг переживается очень много раз, пока не будет исчерпана энергия мыслей, связанных с этим периодом жизни.

«И поэтому прислушайтесь к Голосу Жизни. И как бы вам ни было тяжко, исполните долг перед нею, ибо последнюю плату долга кармического, может, осуществляете вы. В должниках ходить у Судьбы не будете долго, коль терпеливо по счетам былым рассчитаетесь. Но не желая потратить несколько лет на плату, затем можете сотни и тысячи жизней расплачиваться за долги умноженные. Взывайте к Силам Добра и на грани отчаяния, на краю у бездны услышьте Голос Жизни, для Счастья и Радости воплотившей вас в тело человеческое. И твёрдо уверуйте в то, что все мечты имеют свойство сбываться, - главное, веру в Жизнь не утерять!»
«И если ничего уже не способно радовать вас, всё ж, стиснув зубы, терпеливо продолжайте путь, веру великую в сердце храня в то, что Радость Вселенская суждена вам непременно. День угасший - ступень, приближающая к Счастью неизбежному, - только так мыслите, а не иначе. И Радость неизбежно зальёт токами своими, вытесняя весь мрак безысходности из груди вашей».

© Газета «Новая Эпоха – Эпоха Любви»

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО . Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится . Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц. То есть, НИКОГДА самоубийцы не поминаются (если не было благословения на отпевание).

ЗА самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве , прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу , можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву – наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц(Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14) , как сознательно отторгших себя от общения с Богом: кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца ». Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника , келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя рек) , аще возможно есть помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя!


Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц.

Самоубийцы не поминаются НИКОГДА (если не было благословения на отпевание).

За самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу , можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву — наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом

кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца»

Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутствии родственников — в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

утвержден решением Священного Синода Русской
Православной Церкви от 27 июля 2011 года

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в загробной жизни родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство — это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может быть и речи об ином. Конечно, существуют исключения, но они достаточно редки и подтверждены документально (подробнее об этом будет написано ниже).

Следует заметить, что в современном мире в некоторых странах практикуется добровольный уход из жизни смертельно больных и тех, кто «превращается в овоща». Этот способ называется эвтаназия. Считается, что это личное дело каждого, «жить растением» или умереть. Однако следует помнить, что Господь никогда не дает человеку ношу, которая ему не по силам. Нужно только правильно расставить свои приоритеты и пересмотреть жизнь, решить, куда двигаться. Может, следует обратиться к Господу?

Да и сами врачи, помогая совершиться эвтаназии, понимают, что это банальное убийство. Каждая жизнь ценна для Господа, и он сам знает, когда забрать ее. Следует только положиться на него в своих бедах и печалях.

Отношение православных к самоубийцам

Как было сказано выше, самоубийство — это грех. Это действие приравнивается к нарушению одной из десяти заповедей. Ведь происходит убийство, пусть и своего, но тела. Также это свидетельствует о том, человек не верит в то, что он сможет справиться с ситуацией, обратившись к Господу. Он дерзает решать сам свою судьбу, совершенно не пытаясь пройти испытания, закалить свой дух. Душа самоубиенных обречена на то, чтобы вечно скитаться и мытарствовать.

Следует заметить, что этот грех не может быть отпущен церковью. Все это ведь предполагает покаяние, совершившего это недостойное деяние. Помимо не отпущения греха, церковь не совершает молитвы за душу того, кто добровольно покинул этот мир. Поэтому и не существует традиционного церковного поминовения для него. Также нельзя подавать записочки с именем за упокой.

Самое страшное это то, что таким душам очень трудно помочь в загробной жизни. Если у родственников возникает вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, то им следует знать, что в церкви это действо запрещено. В порядке исключения отпевание проводится при наличии специального разрешения.

Что говорят христианские писания и каноны по поводу самоубийц?

По поводу тех, кто добровольно лишает себя жизни, в христианских канонах есть особое упоминание. Впервые это случилось в 385 году, когда Александрийским патриархом Тимофеем был записан четырнадцатый канон в виде вопросов и ответов. В нем упоминалось о том, можно ли поминать самоубиенных. Согласно канону, это возможно в том случае, если человек был вне себя, причем в этом необходимо дополдинно удостовериться.

В 452 году на очередном церковном соборе было установлено, что самоубийство случается от дьявольской злобы, отчего считается преступлением. А в 563 году на очередном собрании запретили отпевать тех, кто добровольно уходил из жизни. Также его не погребали по церковным обычаям, не шли за его телом до могилы, а позже еще и перестали хоронить на освященной земле.

Как происходит захоронение тех, кто добровольно ушел из жизни?

Итак, исходя из всего вышеперечисленного, следует знать, как хоронят самоубиенных. В ранние времена захоронение происходило на неосвященной земле (чаще всего у дороги), сейчас всех хоронят на общем кладбище. Однако самоубийц не принято отпевать и проводить панихиды.

Помимо этого, в церковной традиции существуют и другие ограничения. Так, на могиле самоубийцы не ставят крест, который является символом веры. Доброволньо ушедший из жизни, по мнентю церкви, от нее отказался. Помимо этого, отсутствуют и другие традиционные вещи. К примеру, не кладется в гроб венчик, который является символом посланных Богом испытаний (так как он их не прошел). Также не используется для укрывания тела церковного покрывала, которое является символом покровительства (что в данной ситуации невозможно).

Как видим, в вопросе того, как хоронят самоубиенных, церковь довольно категорична и имеет свод правил, которым неукоснительно следует.

Традиционное поминовение самоубийц в православии

Итак, теперь мы рассмотрим вопрос о том, как поминают самоубиенных в православии. Как было сказано выше, для них не существует традиционного поминовения. О тех, кто ушел самовольно из жизни, нельзя возносить церковную молитву, по ним не служат панихиды. Помните, что молитва св. мч. Уару возносится только за некрещенных, но ни в коем случае не за самоубийц.

Однако есть особые дни — Вселенские родительские субботы (день перед святой Троицей), когда поминают всех умерших. Конечно, во время богослужения происходит всеобщее поминовение, но и от этого самоубийцам может стать легче. Ведь молитва возносится общая, повсеместно за все души, которые находятся в аду. Этим-то и отличается родительская суббота. Поэтому если у вас среди родственников есть те, кто покинул жизнь добровольно, то в этот день молиться нужно с особым усердием.

Однако родственником самоубиенных следует помнить, что нельзя скрывать такое деяние. Бывали случаи, когда просьба помолится за упокой такой души, не приносила должного эффекта. Господь не принимал молитву. Это был знак, что, возможно, человек умер по собственной воле.

Радоница — особый православный праздник

Теперь рассмотрим поподробнее, что такое такое Радоница. Она выпадает на вторник второй недели после Пасхи. Поэтому нельзя точно сказать, какого числа Радоница, так как этот день будет зависеть от того, когда будет Светлое Воскресенье. Этот день еще называют родительским. Он, естественно, отличается от того, который случается перед Великой Троицей.

Если обратиться к далекому прошлому, то этот праздник восходит еще к языческим временам. Только тогда он именовался Навьим днем, Могилками, Тризнами. В этот день было принято радоваться тому, что души умерших обрели второе рождение. По древним поверьям считается, что в этот день истончается граница между миром живых и мертвых. И тот человек, который добровольно ушел из жизни, может оказаться ближе, чем вам кажется. Поэтому, когда на Радоницу поминают самоубиенных, то делают это очень осторожно, обязательно после благословления священника. Однако польза от этого действа несомненна. Хотя, конечно, если вы желаете помочь своему родственнику, умершему таким образом, то следует выполнить ряд совокупных действий, которые описаны выше.

Следует также заметить, что в этот день происходит поминовение тех, кто утонул и умер некрещенным. Итак, теперь вы знаете, какого числа Радоница, на какой день после Пасхи она выпадает.

Особые случаи в поминовении

Следует заметить, что существуют особые исключения, когда можно поминать самоубиенных в церкви. Священники могут отпевать некоторых из них. Однако для этого следует точно знать, что человек совершил этот грех, когда не мог себя контролировать из-за психического нездоровья или сильного умопомешательства из-за каких-либо событий. Конечно, все это нужно подтвердить надлежащими медицинскими документами.

Перед тем как выполнять отпевание, следует получить благословление архиерея, являющегося правящим на тот момент. Он должен дать его в письменном виде, и только после этого делать это действо. Если же решение было принято самостоятельно без вышестоящего разрешения, и священнослужитель отступил от правила, когда можно поминать самоубиенных, то он наказывается. Ему могут запретить исполнять свои обязанности некоторое время или вообще лишить сана.

Как родственники могут облегчить участь тех, кто добровольно ушел из жизни

Если в семье случилось так, что кто-то из родных ушел из жизни по своей воле, то родственникам следует знать, как поминают самоубиенных. Конечно, ни о каких церковных поминовениях и речи быть не может, так как это запрещено. Но сами родственники могут совершать за них утешительные молитвы. Их можно проводить в дни памяти. Священнослужители отдельно читают этот молебен в храме в присутствии скорбящих родных.

Однако следует помнить, что он не является панихидой. Его нельзя совершать возле гроба и панихидного стола. Это делается только для родственников в утешение. Он был специально утвержден для таких случаев лишь в 2011 году, так как количество людей, лишивших себя жизни, с каждым годом неумолимо увеличивается.

Помимо вышеописанного чина, существуют еще и другие правила того, как поминают самоубиенных. Так, есть особое келейное чтение молитвы пр. старца Льва Оптинского. Конечно, перед ее выполнением нужно обязательно получить благословление священника. Но самым действенным методом, который может помочь умершим по своей воле в загробной жизни, является милостыня и благочестивая жизнь всех родственников.

Еще можно совершать самостоятельные молитвы как дома, так и в храме. Можно ставить свечи в храме за упокой его души, просить Господа о милости.

Желательно также не устраивать общепринятые поминки по самоубийце на третий, девятый, сороковой день и на год со дня смерти. Этого не следует делать потому, что умерший в эти особые дни проходит определенные мытарства. Поэтому, чтобы облегчить ему эти деяния, следует усерднее молиться в эти дни (а не распивать ликеро-водочные напитки). Однако те, кто самовольно ушел из жизни, по церковным канонам сразу попадают в ад. Поэтому традиционные поминки не имеют смысла и могут даже навредить живым. Вот почему от них следует воздержаться.

Спорные случаи самоубийств

Когда можно поминать самоубиенных в церкви? За всю историю христианства были и довольно спорные случаи добровольных уходов из жизни. К примеру, мученица Домнина и ее дочери. Для того чтобы уберечь свою честь от поругания, не осквернить свою чистоту, они бросились в море и утонули. Если посмотреть на этот случай под другим углом, то они совершили самоубийство. Однако во имя чего они приняли добровольную смерть? И это, конечно, не было решением, которое обдумывалось заранее.

И таких примеров множество в жизни христианских мучеников. Многие приняли смерть во имя Господа. Конечно, может возникнуть вопрос о том, правильно ли это? Но тут нет верного ответа. Церковь не причисляет к самоубийствам тех, кто лишился жизни во имя ее или Бога, а также для спасения большой группы людей. Все это считается самопожертвованием. Однако где правда на самом деле? Нельзя судить все человеческими мерками, ведь истину знает только Господь.

Черная магия и могилы самоубиенных

Отдельно следует сказать про могилы самоубийц. Они пользуются особым спросом для черных ритуалов, которые проводят те, кто решил связать свою жизнь с колдовством. Почему именно они так приглянулись нечистым? Дело в том что, как уже было сказано выше, тела самоубийц не отпеваются, могилы зачастую не имеют крестов, что создает благодатную почву для создания различных ритуальных предметов. Для многих заговоров используется земля, взятая с такой могилы.

Не случайно раньше хоронили тех, кто умер добровольно, по своему желанию, не на общем кладбище. И даже не стоял вопрос о том, поминают ли самоубиенных, так как этого обычно не делалось. Вот такая нечистая могила и привлекала раньше (да и сейчас тоже) тех, кто служит Дьяволу.

Заключение

Вот и подошла в концу наша статья, которая рассказала о том, можно ли поминать самоубийц. Конечно, это страшная трагедия, когда человек по каким-либо причинам не может вынести груз своих забот и найти выход из сложившегося положения. Таким образом, самоубийца отказывается от заступничества Господа, не проходит свой жизненный путь до конца, каким бы сложным он ни был. Конечно, бывает трудно, порой кажется, что выхода нет, но это не так. Обращение к Богу, чистая и искренная молитва помогут найти покой и успокоить душу. Прежде чем сделать опрометчивый шаг и уйти из жизни добровольно, вспомните о Всемогущем, о том, как он любит вас. Не забывайте, что назад дороги не будет, а вашим родственникам предстоит пройти через страдания, на которые вы обречете их своими собственными руками. Берегите себя и своих близких! Будьте сильными!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.