Уведомление о регистрации религиозной группы. Форма уведомления о начале деятельности религиозной группы

Ответ священника:

Старообрядческий раскол возник в Русской Православной Церкви в середине 17 века при патриархе Никоне. Предпосылкой его появления стало обрядоверие, усилившееся в результате нескольких благоприятных условий: падения Константинополя и недоверчевого отношения русских к грекам в результате заключения последними Флорентийской унии с Католиками, отсутствия в России того времени религиозного образования (богословских школ), пастырских проповедей за богослужениями (бывали периоды, когда они не произносились десятилетиями). Естественно, простой народ о вере ничего не знал, поэтому и стал воспринимать внешние её проявления - обряды, за средства спасения, а любое изменение обрядов – чуть - ли не за богоотступничество. Эта болезнь существовала в Церкви всегда. Сильна она и в наши дни, при всём изобилии духовной литературы, воскресных школ, православных телеканалов, и прочего. Необходимость богослужебных реформ, проведённых патриархом Никоном, назрела давно. За период татаро – монгольского ига, в богослужебные книги, переписывавшиеся тогда от руки, вкралось большое количество серьёзных ошибок. Достаточно упомянуть такой текст: «Христос умер смертью бесконечной», то есть, фактически, не воскрес! В Символ Веры было добавлено три слова, отсутствовавших в оригинальном греческом тексте: 1 «Рожденна, а не сотворенна», 2 «Его же Царствию несть конца», 3 «И в Духа Святаго, Господа Истинного и Животворящего». Однако, начатые Никоном реформы привели к расколу в Церкви и возникновению, так называемого, старообрядчества. Причин к тому было несколько: радикальный характер самого патриарха, личная обида против него его бывших единомышленников: протопопа Аввакума, Ивана Неронова, Лонгиниа. Распространение в России ереси манихейства под видом движения Капитоновцев, в кругу которых вращались вожди старообрядчества (у них, старообрядцами, впоследствии, и была воспринята практика самосожжений). Исправление книг по греческим текстам, к которым, в результате заключения греками Флорентийской унии, многие относились, как повреждённым латинством. Суровые преследования старообрядцев государственными властями России.

Старообрядчество, возникнув, разделилось на два крупных течения: поповцы и беспоповцы, которые, в свою очередь, дробились на десятки толков. Беспоповцы – совершенно упразднили священство, Таинства (Евхаристию, Исповедь), а богослужения у них совершали начётчики – миряне. Поповцы – сохраняли представления о необходимости священства и Таинств. Однако, в движение поповцев входили лишь некоторые священники, разорвавшие отношения с Церковью. Ни одного епископа к ним не присоединилось И когда все законно рукоположенные пастыри у них, со временем поумирали, возник вопрос о поставлении епископа, который – бы продолжил череду рукоположения. С этой целью поповцы обратились к некоему митрополиту Амвросию (запрещённому в священнослужении), который в селе Белая Криница, рукоположил для них епископа. И у поповцев появилась, так называемая, Белокриницкая иерархия, возглавляемая ныне старообрядческим «патриархом».

В чем заключались основные ошибки старообрядцев?

Во-первых, как уже было сказано выше, в приписывании обрядам некой спасительной силы, и, как следствие, в боязни их менять, что противоречит историческим фактам церковной жизни, свидетельствующим, что обряды в определённых границах, могут меняться. Если обряд отражает догматы Церкви и полезен для распространения благочестия, он – принимался. Если - же он становится проводником ересей, то хотя - бы он был и старый – отвергался. Так, в частности, произошло с двуперстным крестным знамением, заменённым в результате реформ Никона, на троеперстие. Внешний вид крестного знамения в истории Христианства изменялся по мере того, каким лжеучениям противостояла Церковь. В первые века, Христиане крестились одним большим пальцем правой руки на лбу для утверждения, в противовес языческому многобожию, что истинный Бог – Един. В борьбе с арианством, Церковь, дабы показать, что Бог – Троица, использовала троеперстие. Для утверждения двух Природ во Христе, употреблялось двуперстие. Но когда в истории старообрядческого раскола в России, его идейные вожди стали употреблять двуперстие для отстаивания Несторианской ереси, рассекавшей единую Богочеловеческую природу Иисуса Христа на Сына Божия и Человека Иисуса (что, кстати, в своих, т. н. спорных письмах, проповедовал Аввакум), двуперстие пришлось заменить на троеперстие.

Во-вторых, отстаивая второстепенное (обряды), старообрядцы потеряли главное: они откололись от Церкви, именуемой апостолом Павлом – Телом Христовым (1 Кор. 12, 27). Когда ветка отламывается от дерева, она, больше не имея возможности питаться его соком, засыхает. Так и в старообрядчестве остались внешние формы без внутреннего содержания: храмы, иконы, святоотеческие творения, литургия и прочие Таинства, старинные напевы присутствуют, а спасительная благодать – иссякла.

Подтверждением тому стала последующая история старообрядческого раскола. Старообрядцы поддерживали всех врагов России. Они инициировали стрелецкий бунт, восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева. В Отечественную войну 1812 года, часть старообрядцев поддержала Наполеона, за что он разрешил им грабить православные храмы Москвы. Наконец, на деньги старообрядцев был совершен большевицкий переворот 1917 года. Однако, это не осталось для них самих, без последствий. К моменту революции в России насчитывалось 12 млн. старообрядцев, а в наше время, по официальным данным, их осталось 225 тыс., хотя реально, в московские старообрядческие храмы ходит всего несколько тысяч человек.


Старообрядцы: какие они бывают?


Раскол, вызванный реформами Никона , не просто разделил общество на две части и вызвал религиозную войну.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение - в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский , умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Из-за гонений старообрядцы разделились на великое множество разнообразных течений.

Основными течениями старообрядчества являются беглопоповщина, поповщина и беспоповщина.

Беглопоповщина - это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия. От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло Часовенное согласие. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками, которые вели богослужение в часовнях.

Группы поповцев по организации, вероучению и культу близки к православию. Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия. Белокриницкая иерархия - это старообрядческая церковь, возникшая в 1846 г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также Австрийским согласием.

Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия.

Спор поповца и беспоповца. Гравюра. 1841 г. Фрагмент (ГИМ)

Появляться разнообразные ветви старообрядцев прекратили лишь после революции. Тем не менее, уже к тому моменту всевозможных старообрядческих течений возникло столько, что даже просто их перечислить - довольно затруднительная задача. В нашем списке далеко не все представители старообрядческих конфессий.

Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (16-18 октября 2012 г.)

На сегодняшний день - это самая многочисленная старообрядческая конфессия: по словам Павла, около двух миллионов человек. Изначально возникла вокруг объединения старообрядцев-поповцев. Последователи считают РПСЦ историческим наследником русской православной церкви, существовавшей до реформ Никона. РПСЦ находится в молитвенно-евхаристическом общении с Русской Православной старообрядческой Церковью в Румынии и Уганде. Африканская община была принята в лоно РПСЦ в мае нынешнего года. Угандийские православные во главе со священником Иоакимом Киимбой отделились от Александрийского патриархата, из-за перехода на новый стиль. Обряды РПСЦ схожи с другими старообрядческими течениями. Никонианцев признают еретиками второго чина.

Лестовка - это старообрядческие чётки. Само слово "лестовка" значит лесенка, лестница. Лестница от земли до неба, куда и восходит человёк путём непрестанной молитвы. Перебираешь в пальцах ряды пришитых бисеринок и творишь молитву. Один ряд - одна молитва. И сшита лестовка в виде кольца - это чтоб молитва была непрестанной. Нужно непрерывно молиться, чтоб мысли доброго христианина не шатались по сторонам, а были направлены на божественное. Лестовка стала одной из наиболее характерных примет старообрядца.

Распространение в мире: Румыния, Уганда, Молдавия, Украина. В России: по всей стране.

Единоверы.

Вторая по количеству прихожан старообрядческая конфессия . Единоверы - единственные старообрядцы, пришедшие к компромиссу с РПЦ.

Женщины и мужчины у единоверов стоят в разных частях храма, во время моления молитвенно воздевают руки, в остальное время руки держат скрещенными. Все движения сведены к минимуму.

Это течение поповцев возникло в конце 18 века. Гонения на староверов привели к серьёзной нехватке священников у старообрядцев. Одни смогли с этим примириться, другие - нет. В 1787 году единоверы признали иерархическую юрисдикцию Московского патриархата в обмен на некоторые условия. Так, они смогли выторговать старые дониконовские обряды и богослужения, право не брить бород и не носить немецкие платья, а Священный Синод обязался присылать им мирр и священников. Обряды единоверов схожи с другими старообрядческими течениями.

В храм у единоверов принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платок женщины закалывают булавкой под самым подбородком. Впрочем, традиция эта соблюдается не повсеместно. «Мы не настаиваем на одежде. Люди приходят в храм не ради сарафанов», — замечает иерей Иоанн Миролюбов, руководитель общины единоверцев.

Распространение:

В мире: США. В России: по данным РПЦ в нашей стране действует около 30 единоверческих общин. Сколько их точно, и где они находятся сказать затруднительно, так как единоверы предпочитают не афишировать свою деятельность.

Часовенные.

Течение поповцев, которое из-за гонений в первой половине XIX века вынужденно превратилось в беспоповское, хотя сами часовенные себя беспоповцами не признают. Родина часовенных - Витебский район Белоруссии.

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Верея

Оставшись без священников, группа беглопоповцев отказалась от иереев, заменив их уставщиками из мирян. Богослужения стали проводить в часовнях, так и появилось название течения. В остальном, обряды схожи с другими старообрядческими движениями. В восьмидесятые годы прошлого века часть часовенных из Северной Америки и Австралии решили восстановить институт священничества и присоединились к русской православной старообрядческой церкви, похожие процессы наблюдаются сейчас и в нашей стране.

Часовенные Невьянского завода. Фото начала XX века

Распространение:

В мире: Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, США, Канада. В России: Сибирь, Дальний Восток.

Древлеправославная поморская церковь.

ДПЦ - современное название крупнейшего религиозного объединения поморского согласия. Это - беспоповское течение, поморы не имеют трехчинной иерархии, Крещение и Исповедь совершаются мирянами - духовными наставниками. Обряды схожи с другими

старообрядческими конфессиями. Центр этого течения находился в Выжском монастыре в Поморье, отсюда и название. ДПЦ - достаточно популярное религиозное течение, в мире существует 505 общин.

В начале 1900-х годов старообрядческой общиной Поморского согласия был приобретен участок земли на Тверской улице. Увеличить Пятиглавая церковь в "неорусском стиле" со звонницей была построена на нем в 1906 - 1908 годах по проекту архитектора Д. А. Крыжановского - одного из самых крупных мастеров петербургского модерна. Храм проектировался с использованием приемов и традиций архитектуры старинных храмов Пскова, Новгорода, Архангельска.

Распространение:

В мире: Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Эстония, Казахстан, Польша, США, Киргизия, Молдавия, Румыния, Германия, Англия. В России: русский север от Карелии до Урала.

Бегуны.

Это беспоповское течение имеет много других названий: сопелковцы, скрытники, голбешники, подпольники. Возникло в конце 18 века. Главная идея состоит в том, что для спасения остался лишь один путь: "не имети ни села, ни града, ни дома". Для этого нужно принять новое крещение, порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.

Начетчики-странники Давыд Васильевич и Фёдор Михайлович. Фотография. 1918 г.

По своему принципу бегунство - это аскетизм в самом жестком его проявлении. Уставы бегунов очень строги, особенно тяжелы наказания за прелюбодеяние. При этом не было ни одного страннического наставника, который не имел бы нескольких наложниц. Едва возникнув, течение начало делиться на новые ветви. Так появились следующие секты:

Неплательщики отвергли богослужения, таинства и почитание святых, поклонялись только отдельным "старым" мощам. Не совершают крестного знамения, не носят креста, не признают посты. Молитвы заменили на религиозные домашние беседы и чтения. Общины неплательщиков до сих пор существуют в Восточной Сибири.

Михайловский завод на Урале - один из центров неплательщиков

Лучинковцы появились в конце 19 века на Урале. Считали, что Антихрист на Руси воцарился еще в 1666 году. С их точки зрения, единственный предмет богослужения не запятнанный Антихристом - лучина, поэтому отвергали все другие средства освещения . Также лучинковцы отказались от денег и торговых приспособлений. Полностью исчезли в первой половине 20 века.

Невьянский завод на Урале стал центром лучинковцев

Безденежники полностью отвергали деньги. Делать это было и в 19 веке непросто, поэтому им регулярно приходилось прибегать к помощи страноприимников, те деньгами не гнушались. Исчезли к началу 20 века.

Потомки данного направления старообрядчества унаследовали фамилию Безденежных. Деревня ТРУХАЧИ ВЯТСКАЯ ГУБ.

Брачные странники разрешали брак и после принятия обета странничества. Исчезли в первой половине 20 века.

М.В. Нестеров (1862-1942 гг.), «Пустынник»

Пустынники заменили странничество удалением в отдаленные леса и пустыни, где организовывали общины, живя по таким аскетическим нормам, которые бы и Мария Египетская назвала бы излишне жесткими. По непроверенным сведениям, общины пустынников существуют и по сей день в сибирских лесах.

Аароновцы.

Беспоповское течение аароновцев возникло во второй половине 18 века.

Аарон. Мозаика в храме Св. Софии в Киеве.

Один из лидеров движения имел прозвище Аарон, по его "погонялу" и стали называть эту конфессию. Аароновцы не считали необходимым отречение и удаление от жизни в обществе и разрешали вступать в брак, который венчал мирянин. К вопросам брака они вообще относились весьма благосклонно, например, разрешили совмещать брачную жизнь и пустынножительство. Впрочем, венчание,

совершенное в РПЦ, аароновцы не признавали, требовали развода или нового брака. Как и многие другие старообрядцы, аароновцы чурались паспортов, считая их "печатями Антихриста". Грехом, по их мнению, было дать какую-либо расписку в суде. Кроме того, почитали двоеданов за отступников от Христа. Еще в семидесятые годы прошлого века несколько общин аароновцев существовало в Вологодской области.

Каменщики.

Ничего общего с масонами и их символами эта беспоповская религиозная конфессия не имеет. Название происходит от древнерусского обозначения гористой местности - камень. В переводе на современный язык - горцы.

Все ученые-исследователи данной местности удивлялись качествам жителей. Эти горные поселенцы были отважными, смелыми, решительными и уверенными. Знаменитый ученый К. Ф. Ледебур, побывавший здесь в 1826 году, отметил, что психология также общин - действительно что-то отрадное в подобной глуши. Староверы не смущались посторонних людей, которых видели не столь часто, не испытывали робость и замкнутость, а, наоборот, выказывали открытость, прямодушие и даже бескорыстие. По мнению этнографа А. А. Принтца алтайские староверы - удалой и лихой народ, отважный, сильный, решительный, неутомимый.

Каменщики сформировались в труднодоступных горных долинах юго-западного Алтая из всяких беглецов: крестьян, дезертиров. Обособленные общины следовали обрядам, характерным для большинства старообрядческих течений.

Во избежание близкородственных связей помнили до 9 поколений предков. Внешние контакты не приветствовались. В результате коллективизации и прочих миграционных процессов каменщики рассеялись по всему миру, смешавшись с остальными русскими этническими группами. В переписи 2002 года лишь два человека указали себя каменщиками.

Кержаки.

Родина кержаков - берега реки Керженец в Нижегородской губернии. По сути, кержаки это не столько религиозное течение, сколько этнографическая группа русских старообрядцев северорусского типа, вроде каменщиков, основу которых, кстати, составили как раз кержаки.

Худ. Севергина Екатерина. Кержаки

Кержаки - русские старожилы Сибири. Когда в 1720 году разгромили Керженские скиты, кержаки десятками тысяч сбежали на восток, в Пермскую губернию, и уже оттуда расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Обряды такие же, как и у других "классических" старообрядцев. До сих пор в Сибирской тайге существуют Кержацкие заимки, не имеющие контактов с внешним миром, вроде знаменитой семьи Лыковых .

По переписи 2002 года кержаками себя назвали 18 человек.

Самокрещенцы.

Самокрещенец. Гравюра. 1794 г.

Эта беспоповская секта отличается от других тем, что ее последователи крестили себя сами, без священников, через троекратное погружение в воду и чтение Символа веры. Позднее самокрещенцы перестали совершать этот "самообряд". Вместо этого они ввели обычай крестить младенцев так, как это делают повивальные бабки при отсутствии священника. Так самокрещенцы получили второе название - бабушкины . Бабушкины-самокрещенцы исчезли в первой половине 20 века.

Рябиновцы .

Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо кроме изображаемого образа. Икон таких было немного, и, чтобы выйти из положения, рябиновцы стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей.

Рябиновцы, как понятно из названия, вообще очень почитали это дерево. Согласно их верованиям именно из рябины был сделан крест, на котором распяли Христа. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств, сами крестили своих детей во имя Святой Троицы, но без чина крещения и молитв. Они вообще признавали только одну молитву: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!". Вследствие этого, хоронили своих усопших без отпевания, вместо этого клали земные поклоны об упокоении души усопшего. Полностью исчезли в первой половине 20 века.

Дырники.

Это - течение беспоповцев-самокрещенцев. Название секты появилось из-за характерного способа молиться. Дырники не почитают икон, написанных после церковной реформы патриарха Никона, поскольку некому их было освятить.


Вместе с тем, они не признают и "дореформенные" иконы, поскольку они осквернены "еретиками". Чтобы выйти из затруднительного положения, дырники начали молиться как мусульмане, на улице лицом на восток. В теплое время года это сделать нетрудно, зима же у нас здорово отличается от ближневосточной. Молиться глядя на стены или застекленное окно - грех, поэтому дырникам приходится делать специальные отверстия в стенах, которые затыкаются затычками. Отдельные общины дырников существуют и по сей день в Республике Коми.

Средники .

Средники - еще одно беспоповско-самокрещенское движение. В отличие от других самокрещенцев, они не признают... дни недели. По их мнению, когда во время Петра перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Типа, сегодняшняя среда - бывшее воскресенье. Наше же воскресенье по их счету четверг. Полностью исчезли к началу 20 века.

Федосеевцы.

Федосеевцы - приверженцы беспоповского старообрядческого течения. Их взгляды в чем-то схожи со убеждениями современных российских протестующих.


Дары Наполеону. Преображенские федосеевцы отправляют в Кремль быка и золото в дар Наполеону в 1812 году. С гравюры.

Федосеевцы убеждены в исторической испорченности Российского государства. Кроме того, они верят, что наступило царство Антихриста и придерживаются безбрачия. Название возникло по имени основателя общины - Феодосия Васильева из рода бояр

Урусовых. Обет безбрачия не помешал общине привлекать новых сторонников. В течение ста лет - со второй половины 18 до второй половины 19 веков федосеевцы были самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, общины появились по всей стране. В начале 20 века из-за внутренних противоречий федосеевцы разделились на несколько направлений: либеральных Московских (принимают "новожен" на исповедь, позволяют им участвовать в службах не совершая крестного знамения),

Консервативных Казанских ("новожен" не принимают, петь и читать в храме могут только несостоящие в браке), филимоновцев и необщинников.

Не исчезли они и после революции. В 1941 году в одном из центров федосеевского течения, деревне Лампово под Тихвином, федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами.

30 фактов, которые помогут вам лучше распознать староверов

Староверие, или старообрядчество - явление уникальное.

И духовно, и культурно. Экономисты отмечают, что староверческие общины за рубежом часто успешнее, чем местное население.

1. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

2. Вплоть до первой половины XIX века термин «старообрядческий» в духовной литературе не использовался.

3. Основных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

4. В старообрядчестве выделяется несколько десятков толков и ещё больше согласий. Есть даже поговорка «Что ни мужик то толк, что ни баба то согласие».

5. На нательном кресте у староверов нет изображения Христа, так как этот крест символизирует собственный крест человека, способность человека к подвигу за веру. Крест же с изображением Христа считается иконой, его носить не положено.

6. Самое большое в Латинской Америке место компактного проживания русских староверов-часовенных - Колониа-Русса или Масса-Пе. Здесь живет около 60 семей, или порядка 400-450 человек, действуют три собора с тремя отдельными моленными.

7. У старообрядцев сохраняется монодическое, крюковое пение (знаменное и демественное). Оно получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

8. С точки зрения староверов - патриарх Никон и его сторонники ушли из церкви, а не наоборот.

9. У староверов крестный ход совершается по солнцу. Солнце в данном случае символизирует Христа (дающего жизнь и свет). Во время реформы указ совершать крестный ход против Солнца воспринялся как еретический.

10. В первое время после раскола была привычка записывать в «старообрядцы» вообще все возникавшие в то время секты (в основном, «духовно-христианского» направления, вроде «скопцов») и еретические течения, что впоследствии создало определенную путаницу.

11. Долгое время среди староверов халтурное выполнение работы считалось грехом. Нужно признать, что на материальном положении староверов это сказывалось самым благоприятным образом.

12. Староверы-«беглопоповцы» признают священство новой церкви «действующим». Перешедший к староверам-беглопоповцем священник из новой церкви сохранял свой сан. Часть из них восстановило собственное священство, образовав «поповские» согласия.

13. Староверы-беспоповцы считают священство полностью утраченным. Перешедший к староверам-беспоповцам священник из новой церкви становится простым мирянином

14. Согласно старой традиции, есть лишь часть таинств, которые могут совершать только священники или епископы - все остальное доступно и простым мирянам

15. Таинством, доступным лишь священникам, является бракосочетание. Несмотря на это, в поморском согласии бракосочетание все равно практикуется. Также в отдельных общинах поморцев порой совершается и другое недоступное таинство - причастие, хотя его действенность и ставится под сомнение

16. В отличие от поморцев, в федосеевском согласии бракосочетание считают утраченным, вместе со священством. Тем не менее, семьи заводят, но считают, что всю жизнь живут в блуде.

17. У староверов положено произносить либо тройное «Аллилуйя», в честь Святой Троицы, либо два «Аллилуйя» в честь Отца и Святого духа, и «Слава тебе Боже!» в честь Христа. Когда в реформированной церкви стали произносить три «Аллилуйя» и «Слава тебе Боже!» староверы посчитали, что лишняя «Аллилуйя» произносится в честь дьявола.

18. Среди староверов не приветствуются иконы на бумаге (как и любом другом материале, который легко может повредиться). Напротив, широкое распространение получили литые металлические иконы.

19. Староверы совершают крестное знамение двумя перстами. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек).

20. Староверы пишут имя Господа как «Исус». Традиция написания имени была изменена в ходе никоновской реформы. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

21. У староверов не положено молиться стоя на коленях (земные поклоны таковыми не считаются), а также разрешено стоять во время молитвы со сложенными на груди руками (правая поверх левой).

22. Староверы беспоповцы дырники отрицают иконы, молятся строго на восток, для чего прорубают в стене дома отверстия, чтобы молиться в зимнее время.

23. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы».

24. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса. Лестовку можно сделать самостоятельно .

25. Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

26. В царской России были периоды, когда законным считался лишь брак (со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая права наследования и т.п.), заключенный официальной церковью. В этих условиях многие староверы нередко прибегали к уловке, на время свадьбы формально принимая нововерие. Впрочем, к таким уловкам в то время прибегали не одни только староверы

27. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России — Русская православная старообрядческая церковь — относится к поповцам.

28. Очень неоднозначное отношение у староверов было к царям: в то время, как одни норовили записать очередного царя-гонителя в антихристы, другие же, напротив, царей всячески выгораживали. Никон, по представлениям староверов, околдовал Алексея Михайловича, а в староверских вариантах сказаний о подмене царя Петра, истинный царь Петр возвращался в старую веру и погибал мученической смертью от рук сторонников самозванца.

29. По мнению экономиста Данила Раскова, старообрядцы за границей несколько успешнее аборигенов, поскольку более трудолюбивы, способны к выполнению монотонной и сложной работы, больше ориентируются на проекты, требующие времени, не боятся инвестировать, у них более крепкие семьи. Один из примеров: село Покровка в Молдавии, которое, вопреки общим тенденциям, даже несколько разрослось, поскольку молодежь остается в селе.

30. Старообрядцы, или староверы, несмотря на название, весьма современны. Они обычно успешны в работе и сплочены.

противники и сторонники главы старообрядцев митрополита Корнилия обличают "содомитов"
старообрядческий священник Елисей Елисеев объясняет причины появления у староверов этого явления, ранее для них не свойственного

протоиерей Елисей Елисеев привез в Улан-Удэ частицы мощей христианских святых

Радости и печали старообрядцев

Старообрядцы Восточной Сибири и Дальнего Востока имеют повод «возрадоваться». У них появились свои святыни - частицы мощей христианских святых. На фоне этого в Москве, в митрополии старообрядцев-поповцев разгорается серьезный скандал, связанный с первыми известными случаями так называемого «содомского греха» в старообрядческой среде. Простые верующие опасаются, что в Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) появится первый епископ-педофил.

В ноябре этого года епархиальный съезд Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии «христиан РПСЦ, непоминающих митрополита Корнилия» впервые прошел в столице Бурятии Улан-Удэ. Сюда с недавнего времени переместился центр епархии «непоминающих», который раньше находился в Приморье. В этом году все старообрядцы-поповцы отмечают 100-летие своей Иркутско-Амурской епархии. Юбилейный год завершился тем, что в Улан-Удэ из мирового центра старообрядчества - города Браила в Румынии были привезены частички мощей христианских святых.

Благочинный епархии протоиерей Елисей Елисеев, который доставил в Улан-Удэ частички мощей, сообщил «Новой Бурятии», что местные старообрядцы специально не ходатайствовали в Белокриницкой митрополии о передаче им этих святынь. По его мнению, частицы мощей этих общехристианских святых были обретены старообрядцами Восточной Сибири и Дальнего Востока как «Божие благословение».

Мощи как защита от алкогольной и урановой угрозы

Епархиальный съезд старообрядцев в Улан-Удэ определил места пребывания каждой из частиц святых мощей. Частица пророка Иоанна Крестителя с этого момента будет находиться в храме Ражества Иоанна Крестителя села Верхний Жирим Тарбагатайского района Бурятии, великомученика Георгия Победоносца - в храме великомученика Георгия поселка Вольно-Надежденское в Приморье, преподобного Сергия Радонежского - в храме Сергия Радонежскаго села Суходол Приморского края, преподобного Ефрема Сирина - в старообрядческой общине Читы, преподобной Марии Египтянены - в монашеском ските инока Иоанна (Данова), и, наконец, мученика Внифантия - в Верхнеудинской старообрядческой общине Улан-Удэ. Любопытно, что кафедра главы епархии епископа Внифантия (Смольникова), улан-удэнца по рождению, также находится здесь.

У владыки Внифантия ангелом-хранителем является мученик Внифантий (у католиков св. Бонифаций - С.Б.), и день почитания этого святого - 1-е января, когда христиане обращаются к нему с просьбой ходатайствовать об избавлении от «винного запойства», - рассказывает протоиерей Елисей Елисеев. - Передача частицы мощей святого Внифантия верующим в Улан-Удэ - торжественный момент в нашей жизни. По этому поводу здесь состоялись торжественная встреча, молебен, величание. Ведь сейчас все мы, и здесь в Бурятии, и на Дальнем Востоке, страдаем от последствий тотального алкоголизма.

Помимо внутрицерковных дел на епархиальном съезде рассматривался вопрос о ситуации вокруг возможного начала разработок уранового месторождения Горное в Красночикойском районе Забайкальского края. Совместно с другими религиозными конфессиями и экологами-общественниками из Бурятского регионального объединения по Байкалу сибирские и дальневосточные старообрядцы выступили против зловещих намерений госкорпорации «Росатом» иОАО «Атомредметзолото» начать освоение еще одного крупного уранового рудника (планируемая производительность 400 тысяч тонн руды в год) в кедровой житнице Забайкалья и верховьях реки Чикой, притока Селенги. Священники и миряне направили в госорганы и СМИ свое обращение о недопустимости разработки нового месторождения.

Как известно, позже в селе Красный Чикой на общественных слушаниях проекта освоения месторождения Горное большинство участников слушаний проголосовали против урановой угрозы Байкалу. Этот проект не был ими поддержан, и теперь его инициаторам нужно будет проводить повторные общественные слушания.

Началось…

Кроме того, делегаты епархиального съезда старообрядцев обратились к главе всех старообрядцев мира, митрополиту Леонтию, в котором укоряли главу Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия (Титова), который, кстати, впервые посетил Бурятию в сентябре этого года, в нескольких, якобы, нарушениях церковных правил. В этом обращении сообщалось также и о первом педофильском скандале в среде русских староверов. Местные старообрядцы говорят, что не причастны к избранию кандидата в епископы, который признал свое «домогательство к ребенку в содомском грехе».

Скандалы, связанные с выявлением среди священников гомосексуалистов и педофилов, до недавнего времени обходили стороной Русскую православную старообрядческую церковь. Первый такой скандал разразился в 2005 году. Казаки рогожской казачьей станицы обратились в митрополию, рассказав о «факте противоестественных сексуальных домогательств к солдатам соседней воинской части» старообрядческого священника Александра Тимофеева. Последний присоединился к РПСЦ в 2004 году, покинув место клирика Ивановской епархии Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Жалобы на «домогательства» поступали и от студентов старообрядческого духовного училища. Тогда внутрицерковное расследование деяний «батюшки Александра» не было проведено. Однако через два годаего решено было направить «на послушание» в один из монашеских скитов вдали от воинских частей и училищ. Александр Тимофеев не проявил должного послушания и «вернулся в лоно» РПЦ МП.

Осенью 2010 года прямо во время Освященного Собора РПСЦ в Москве, проходившего под председательством митрополита Корнилия, тема «содомского греха» у старообрядцев зазвучала уже на епископском уровне. Во время выборов кандидатов в епископы несколько верующих-активистов прямо у дверей храма, где проходил собор, развернули лозунг «Извержение коммунистам и содомитам!». Как выяснилось, их протест был направлен против выдвижения в епископы «новопостриженного священноинока Викентия» (Александра Новожилова).

Против «производства его в епископы» выступили священники и миряне сразу нескольких старообрядческих общин, относящихся к РПСЦ и пока признающих своим главой митрополита Корнилия. Они представили доказательства обвинений на архиерейский суд, который проходил во время Собора РПСЦ 2010 года. Как сообщил в своем обращении «к чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви» один из активистов Герман Артемьев, под давлением доказательств Александр Новожилов признался по двум «эпизодам обвинения»: в сексуальных домогательствах к новокрещенному им мальчику и в «хождении к колдунье», то есть, гадалке на картах Нине Чуканиной. Тем не менее, он был избран кандидатом в епископы.

После долгих разбирательств, в том числе и во время Освященного Собора-2010, было решено признать возможным поставление священноинока Викентия (Новожилова) епископом Костромским и Ярославским. Мотивируется такое решение тем, что, хотя факт насильственных действий сексуального характера был, полового акта с истецанием семени в афедрон не состоялось (мальчик вырвался и смог убежать), а ведьма, по словам о. Леонтия Пименова, не ведьма, а экстрасенс, - пишет в своем обращении Герман Артемьев.

И поминающие и непоминающие против «содомитов»

«Непоминающий» митрополита Корнилия священник Елисей Елисеев из Бурятии, как и его недоброжелатель из «поминающих» Герман Артемьев в Москве, не может поверить в то, что «содомское зло коснулось и староверия».

Мы не принимали участия в событиях на Соборе 2010 года, но я примерно понимаю, почему такое происходит в нашей Церкви, - сказал «Новой Бурятии» протоиерей Елисей Елисеев. - Дело в том, что никонианский епископат уже давно себя дискредитировал в этом смысле. И люди, ища где есть чистота, смотрят в сторону старообрядчества. Поэтому никонианскому епископату нужно, чтобы у нас появилась та же самая проблема! Я уверен, что митрополит Корнилий - инициатор всего этого, ему нужны такие епископы и священники, которыми легко управлять. Раньше таких людей у нас не было. Это будет первый известный случай епископа-содомита у старообрядцев!

Согласно решению последнего епархиального съезда старообрядцев-дальневосточников, следующий съезд пройдет в октябре 2011 года в Улан-Удэ.

Сергей Басаев

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству. Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо.

Реформы Никона и зарождение «раскольничества»

Cтарообрядство, имеет древнюю и трагическую историю. В середине 17-го века патриарх Никон при поддержке царя осуществлял религиозную реформу, задачей которой было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла нововведения положительно. Старообрядцы – это как раз те люди, которые сочли «книжную справу» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина кощунством.

Изменения, утверждённые церковными Соборами в 1656 и 1667 годах, неверующим могут показаться слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ Веры»: о царстве Божием предписывалось говорить в будущем времени, из текста были убраны определение Господа и противопоставительный союз. Кроме того, слово «Иисус» отныне было велено писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы это не оценили. Что касается богослужения, то Никон отменил малые земные поклоны («метания»), традиционное «двуперстие» заменил «троеперстием», а «сугубую» аллилуйю – «трегубой». Крестный ход никонианцы стали проводить против солнца. Также были внесены некоторые изменения в обряд Евхаристии (Причастия). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций церковного пения и иконописи.

Реформаторы-никонианцы, обвиняя своих идеологических противников в расколе Русской Православной Церкви, употребляли понятие «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры так себя не называли, они предпочитали определение «древлеправославные христиане» или «староверы».

Поскольку недовольство староверов подрывало основы государства, и светские, и церковные власти подвергли оппозиционеров гонениям. Их лидер, протопоп Аввакум, был сослан, а потом сожжён заживо. Та же судьба постигла многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устраивали массовые самосожжения. Но, конечно, не все были столь фанатичны.

Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север При Петре I положение старообрядцев чуть улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные подати, но зато они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Санкт-Петербург, где они основали крупнейшие общины. В начале 19-го века правительство опять принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядцы России преуспевали. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и рачительные крестьяне воспитывались в традициях «древлеправославной» веры.

Недовольство такой реформой усугублялось и ситуацией в стране: крестьянство сильно обнищало, а некоторые бояре и купцы выступили против закона об отмене их феодальных привилегий, объявленного царем Алексеем Михайловичем.Все это привело к тому, что некоторая часть общества откололась от церкви. Подвергаясь гонениям со стороны царского правительства и духовенства, старообрядцы были вынуждены скрываться. Несмотря на жестокие преследования, их вероучение распространилось по всей территории России. Центром их оставалась Москва. В середине 17 века на отколовшуюся церковь русская православная церковь наложила проклятие, снято оно было лишь в 1971 году.

Старообрядцы - ярые приверженцы старинных народных традиций. Даже летоисчисление они не меняли, поэтому представители этой религии ведут счет годам от сотворения мира. Они отказываются учитывать любые изменившиеся условия, главное для них - жить так, как жили их деды, прадеды и прапрадеды. Поэтому не приветствуется изучение грамоты, посещение кино, слушание радио.

Кроме того, старообрядцами не признается современная одежда и запрещено брить бороду. В семье царит домострой, женщины следуют заповеди: «Жена да убоится мужа своего». А дети подвергаются телесным наказаниям.

Общины ведут очень замкнутый образ жизни, пополняются только за счет своих детей.Они не бреют бороды, не употребляют спиртное и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Староверы собирают древние иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянскому письму и знаменному пению.

Из различных источников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.