Прощеное воскресение: чего нельзя делать, как просить прощения и как поздравить с праздником. Прощенное воскресенье и его суть Прощенное воскресение как

Человек - существо совершенное и бренное в одно и то же время. С одной стороны, мы созданы по образу и подобию Божиему. Значит, у нас есть все чтобы сделать свою жизнь и судьбу окружающих нас Вместе с тем, нередко в нашей голове возникают плохие мысли. Нас охватывают уныние, депрессия, обиды на судьбу или кого-нибудь из близких и т.д. Вспомнить о том, кто мы есть на самом деле, нам помогает Прощенное воскресенье. Этот светлый день - наилучший момент в году для того, чтобы привести в порядок себя и свои отношения с близкими.

Когда Прощенное воскресенье наступает, и в чем его суть

Давняя православная традиция испрашивать прощения у всех, кого мы нечаянно или намеренно когда-то обидели, существует с древних времен. Сам Христос в Евангелии от Матфея говорит нам о том, что как мы будем прощать людям их согрешения, так и нам Отец наш Небесный простит наши промахи (Мф. 6:14-15). Этот день приходится на последнее воскресенье перед наступлением Великого поста, который предшествует празднованию Пасхи. Когда-то в Палестине или Египте монахи, для того чтобы очистить свою душу перед главным христианским праздником - Христовым Воскресеньем - уходили молиться в пустыню. При этом вполне могло случиться, что она могла стать их последним пристанищем. Поэтому они перед уходом просили друг у друга прощения и примирялись, как перед смертью. Конечно, в наши дни никто из нас в пустыню не уходит. Но вступать с плохими мыслями в Великой пост крайне нежелательно. Поэтому Прощенное воскресенье - это хорошая возможность освободить свою душу от бремени вины, на самом деле, искренне со всеми примириться и простить всех, кем мы остались недовольны.

Как извинить человека, если нет желания

Наступило Прощенное воскресенье, а в душе кипит обида. И вроде бы хочется найти оправданье поступкам или словам обидчика, но никак не получается. Бывало ли у вас такое? Очень часто человек говорит, что он не может простить. Он подразумевает, что до сих пор ощущает и не может забыть причиненную ему боль. Но простить можно любого, достаточно вспомнить какой пример подает нам Христос. Боль при этом может уйти не сразу. Она не проходит мгновенно и автоматически. Главное, чтобы в душе не было желания отомстить обидчику, желания причинить ему боль. Мы несовершенны, но стремимся подражать Богу, уподобиться ему. Нам следует принимать друг друга такими какими мы есть, и Прощенное воскресенье помогает об этом помнить.

За что и у кого просить прощения

Перед кем следует извиняться? Перед самыми близкими, о ком точно знаешь, что причинил им боль? Или же действовать по принципу: «попрошу прощения у всех соседей на всякий случай»? Церковь учит нас очистить свою душу прежде всего перед теми, кого мы осознанно огорчили, и с кем у нас есть проблемы и сложности в отношениях. Во-вторых, нужно вспомнить и у всех, о ком мы плохо думали. и способны причинять вред. Причем чем ближе нам человек, тем сильнее мы ему можем навредить. И если даже нет возможности встретиться с обиженным лично, нужно представить себе диалог в своем воображении. А затем, когда представится случай увидеть этого человека, нужно извиниться перед ним в реальности. В третьих, нужно вспомнить все претензии к себе и своей судьбе, а затем принять все, что с нами случилось в жизни.

На все воля Божья, и в конечном счете любые события идут нам во благо, верим ли мы в это или нет. Ну и, конечно же, не стоит откладывать и дожидаться, когда наступит Прощенное воскресение, если есть чувство, что источник любви в душе начал понемногу засыхать. Развивая в себе ощущения родства со всем, что нас окружает, мы делаем этот мир лучше, исполняем заповеди, данные нам более двух тысяч лет назад, и ощущаем счастье от единения с Творцом.

После которой начинается Великий пост, предшествующий Пасхе. Следуя православным канонам, в этот день следует посетить церковь для исповедования, а также попросить прощения у своих родных, близких, друзей, соседей и коллег за вольно или невольно причиненные обиды. В давние времена, когда в народе свято чтились традиции, каждый верующий знал, как правильно вести себя в Прощенное воскресенье, как отвечать на «прости». Сегодня, в попытке возвратиться к духовным истокам, нам приходится открывать для себя утраченные знания заново.

Как появилась традиция взаимного покаяния?

Согласно религиозным писаниям, в старину существовал обычай, повинуясь которому, монахи с началом Великого поста поодиночке уходили в пустынь на долгие сорок дней. В это время они не только соблюдали ограничения в пище, но и предавались молитвам, готовясь ко Дню Воскресения Христова. Возвратиться в свою обитель было суждено не каждому - кто-то погибал от холода и голода, кто-то становился жертвой диких зверей. Осознавая это, святые отцы, перед тем как отправиться в странствие, просили прощения друг у друга за возможные прегрешения.

Их слова были тихими и искренними, ровно такими, как если бы это было последним предсмертным покаянием. С течением времени в христианстве возникла традиция особым образом отмечать Прощенное воскресенье. Как отвечать на «прости», каждый может решить для себя самостоятельно. Главное, чтобы слова шли из глубины души, произносились от чистого сердца. Обычный ответ, прописанный в церковных уставах, звучит так: «Бог простит, и ты меня прости».

Масленичные гуляния - дань языческим обычаям

Когда произошло слияние языческой Масленицы и христианской Сыропустной недели, доподлинно неизвестно. Но церковь неодобрительно относится к широким гуляниям с песнями и плясками, сжиганию чучел, прыжкам через разведенные костры. Нередко в последний день Масленицы звучат устные и стихотворные пожелания здоровья, благоденствия, сытной жизни. Как ответить на поздравление? Прощенное воскресенье хоть и совпадает с кульминационным днем языческой Масленицы, но не имеет к ней никакого отношения. Поэтому можно вежливо пожелать поздравившему вас человеку всех благ и попросить у него прощения.

При этом не важно, насколько близко вы с ним знакомы, в каких отношениях состоите. Каяться перед родными и близкими легко, как гласят христианские заветы, преклонить голову перед врагом - акт смирения, угодный Богу.

Как отмечается Прощеное воскресенье церковью

На всем протяжении Сыропустной седмицы христиане должны готовиться к Великому посту, постепенно отрешаясь от житейских радостей и развлечений. В этот период рекомендуется вести себя достойно, прося прощение и отпуская обиды своим ближним. Лишь очистив душу от страстей, жажды мести, злобы в отношении других людей можно приступать к таинствам Великого поста.

В последний день Сыропустной недели в храмах свершаются специальные литургии, а затем священнослужитель сходит с возвышения, чтобы попросить прощения у своих прихожан. Люди, пришедшие на службу, приносят покаяние батюшке и друг другу, с верой в благодать Божью, надеждой на искоренение всякой вражды. Когда к вам обращаются с просьбой отпущения обид, как правильно отвечать? На Прощенное воскресенье дозволительно произносить любые фразы, подсказанные сердцем. Главное здесь - искренность, открытость и дружелюбие.

Как совершался обряд примирения в старину

Очевидно, что в основе этого обычая лежит предписываемая церковью необходимость духовного очищения в преддверии Великого поста. Часто можно слышать вопрос: в Прощенное воскресенье как ответить на прощение? Чтобы дать исчерпывающий ответ, обратимся к старинным источникам.

В литературе XVIII-XIX веков можно встретить описание этой доброй христианской традиции. До угасания вечерней зари в русских деревнях люди ходили от дома к дому, испрашивая прощения у недругов своих или тех, кого они особенно часто обижали. Войдя в горницу, гость смиренно хозяевам и со смирением в душе тихим голосом произносил слова покаяния.

Происходило это действо в вечернюю пору на Прощенное воскресенье. Как отвечать на просьбу, хозяин решал сам, обычно же произносились слова: «Бог простит, и ты меня прости». После этого примирившиеся недруги целовали друг друга в уста, кланялись и осеняли себя крестом в знак взаимного отпущения обид.

Как провести последний день перед Великим постом?

Церковь не рекомендует устраивать на Прощеное воскресенье широких застолий, а тем более употреблять спиртные напитки. Гостей в этот день встречают пирогами или блинами с творогом, медом, вареньем, сметаной. Мясные блюда уже под запретом, как и во всю масленичную неделю. С заходом солнца вся убирается со стола, начинается так называемое заговенье.

Люди верующие обычно ходят в церковь, где во время вечерней службы читаются главы Евангелия и свершается традиционный обряд примирения и покаяния. Злиться, скандалить, вести себя грубо и напыщенно - эти действия, разумеется, недопустимы в любой день, а тем более в Прощенное воскресенье. Как отвечать на «прости», мы уже знаем. Можно также произнести слова: «Бог простит, и я прощаю».

Очищение души и тела

По народным обычаям в последний масленичный день было принято ходить в баню, чтобы, очистившись от нравственных грехов, смыть с себя и грязь телесную. Гоните от себя негативные мысли, дурные воспоминания, не вступайте в конфликты, простите все обиды и оскорбления, которые тревожат вашу душу. Таковы основные правила поведения на Прощенное воскресенье. Как отвечать на «прости» - подскажет доброе сердце и светлый разум. В Евангелии от Матфея говорится: «…если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец наш Небесный не простит вам грехов ваших».

Прощеное воскресенье — что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Об этом мы расскажем в нашей статье.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

— Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

— А что значит — простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

— Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко



Для православных Прощенное Воскресенье не просто способ выразить свои эмоции и очистить душу от грехов посредством обращения за прощением к близким, но и завершающий этап подготовки перед Великим Постом. Известный с детства обряд – это особое таинство, к которому следует подходить с открытой душой и искренностью, иначе не произойдет полного искупления.

И только примирившись с родными и врагами, которым были нанесены серьезные обиды, возможно найти успокоение и открыть душу к примирению с Богом. Поэтому так важно знать, как отвечать на «Прости» в Прощенное воскресение.

История традиции

Сам праздник пришел к нам после важного для христиан события – восхождения на Голгофу Иисуса Спасителя, его смерти и воскрешения. Апостолы, оставленные на земле Богом, искупившим грехи верующих, ввели этот новый обычай, чтобы привить людям любовь к Всевышнему и научить их правильно общаться с Ним.

В прошлом люди часто собирались на проповеди, службы в небольших церквях после праздных гуляний на общественных мероприятиях. Придя в храм с таким настроем, они не могли воспринимать слова священнослужителей на должном уровне и настраиваться на правильный лад. Их души, наполненные радостью, и желудки познавшие сытость, внушали христианам абсолютно другие чувства и мирские желания.






Факт!
Еще раньше иудейские жрецы в Египте отправлялись в пустыню, чтобы соблюсти пост. Зная, что не все вернуться домой, пережив отшельничество, они собирались вместе, чтобы извиниться за все зло, причиненное за год. Так можно было смело идти в опасный путь, не переживая, что за спиной останутся нерешенные дела.

Именно поэтому последователи учений Иисуса ввели обычай поститься и предаваться молитвам за несколько дней до исповеди и посещения храма Божьего. Затем был введен обычай не только духовного очищения, но и ограничения посещения увеселительных мероприятий. Освобожденное время посвящается молитвам и переосмыслению действий, совершенных в прошлом. Именно в этот момент, максимально отрешенный от мира христианин осознает свои прегрешения перед окружающими.

Пройдя подготовительный этап и смирившись с содеянным, православный должен настроиться на особый лад, который позволит ему простить самого себя и найти примирение с Господом. Именно для этого перед началом Четыредесятницы человек не только гуляет на Масленице. В Прощенное воскресение Каждый мирянин не только извиняется за причиненные в прошлом обиды, но и сам вспоминает, как примиряться с другими и отвечать на «Прости». Так, начав с очищения души от груза, можно приступить и к подготовке тела к празднику Пасхи.

Важные слова

Прося прощение, необходимо не только произносить фразы, но и отправлять человеку эмоциональный посыл, наполненный раскаянием и искренностью. Тогда обряд прощения и начнет действовать так, как должно, а собеседник почувствует, что в просьбе нет лицемерия и фальши, которой слишком много в окружающем мире.

Важно! Лучше всего извиниться простыми словами. Стихи и картинки – формальные, пустые фразы. Только честное признание в конкретных ошибках поможет заслужить искупление.




Христианин, для которого праздник Прощенное воскресение является значимым, должен понимать, как отвечать на «Прости». Ведь произнося ответ необходимо не только озвучивать слова, но и вкладывать в них душевный порыв. В таком случае, прощающему также будут отпущены прегрешения, и он станет ближе к Спасителю.

Произнося заветные слова «Бог простит» или отвечая на свой лад, нужно делать это искренне. Сказав знакомую каждому с детства фразу, нужно постараться отпустить все обиды навсегда и продолжить жить настоящим, а не прошлым. Нет большего греха, чем произнести слова «Прощаю» и затем спустя несколько лет вспомнить прошлые обиды тем, кому приносили извинения и кого отпустили с миром. Такое отношение к обычаю вызовет гнев Божий и привнесет в жизнь множество испытаний для искупления совершенного греха.




Часто служители церкви указывают на эти тонкости в прохождении последнего этапа подготовки к Великому посту. Они неоднократно повторяют, что грехи, которые не может отпустить православный, прощает Бог. Именно поэтому классическая фраза-ответ состоит из двух частей:

«Бог простит» напоминает о том, что только Всевышний способен увидеть, искренне, ли раскаялся человек в совершенных делах. Даже если человек не в состоянии отпустить зло на обидевшего, то Спаситель всегда готов принять того, кто понял, что поступал неправильно и готов искупить свою вину. Признание ошибок и раскаяние – первое, что должен сделать человек перед тем, как начать соблюдать Великий пост.




«И я прощаю» - не менее важная часть фразы. Она несет глубокий смысл. Эти слова должен говорить только тот, кто действительно готов отпустить зло на обидчика, совершив духовный подвиг. Смирение – вот одна из главнейших добродетелей, и тот, кто ее познал, понимает, что все в руках Бога. Не надо загрязнять свою душу ненавистью к ближнему, причинившему зло. Но если на это нет сил, то, хотя бы, не стоит лицемерно врать. Лучше честно ограничиться только пожеланием прощения от Всевышнего.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

– Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

– Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

– Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?

– Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.

– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

– Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

– Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей – как наших братьев и сестер – за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все – члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу – это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей – в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

– А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы …

– Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

– Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение – это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.