Янус январь. Двуликий Янус – кто это такой? Пан и Сиринга

Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий.

До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации, которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и календарём.

Первый храм Янусa был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны; одно - в прошлое, другое - в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке было начертано число 300 , а на левой - 65 , что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам. Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации.

Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

Янус — в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами - как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

Двуликий янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a, так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC , а на левой — LXV , в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц — януарий.

Сегодня Двуликий Янус является символом двуличия, лицемерия и лжи, на мой взгляд, совершенно незаслуженно - древние римляне вовсе не ассоциировали эти качества с божеством Януса, направления, за которые он отвечал, были очень почетными, жизненно важными и носили философский смысл.

Видимо, просто наличие двух лиц в одном божестве ассоциируется у людей с противоположными качествами, по принципу хороший-плохой, и принадлежат они одному и тому же существу.

Источники: aforizmu.com, godsbay.ru, esperanto-plus.ru, dic.academic.ru, talusha.3bb.ru

Легенды заповедника «Каменные могилы»

Семья людоедов

Непокорная Девана

Пан и Сиринга

Лепреконы – хранители сокровищ

Маленькие коренастые человечки – лепреконы – известные персонажи ирландского фольклора, которых обычно представляют в зеленых костюмах, кожаном переднике и шляпе. ...

Гандхарвы

Жены Кашьяпы, дочери Дакши произвели на свет божественных и демонических существ. Муни родила гандхарвов. Сыновья Кашьяпы и Муни жили...

История Атлантиды

История Атлантиды - это тайна, в которую пытаются проникнуть исследователи на протяжении тысяч лет. Она уходит корнями в глубокую древность, недоступную...

Устройство египетских пирамид

Мне всегда казалось, что пирамиды Египта полые внутри, но это оказалось не так. Внутри пирамиды несколько коридоров, но по большей...

Космический аппарат - Луна-3

Так как к Земле все время обращена только одна сторона Луны не удивительно, что после первых успешных запусков встала...

Ракшасы

Ракшасы, в древне-индийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров. являющихся соперниками богов, Ракшасы выступают...

2006 г.), могут быть самыми разными. В некоторых из них основной сюжет скрывают переплетения линий, какие-то образы становятся видимыми только при определенном повороте или с определенного расстояния. Отсюда и названия: "обманки", "двоевзоры", "оборотни". На этот раз речь идет о том, какие трансформации претерпел двуликий бог Янус.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Двуликий Янус. Неизвестный скульптор. Италия, XVIII век. Санкт-Петербург, Летний сад. Фото 2006 года.

Древнеримская монета.

Этрусский бронзовый флакон с двумя лицами. Около 250 года до н.э. Высота 9,4 см. The Freud museum, Лондон.

Рукоятка ножа с головой волка и моржа. Резьба по моржовой кости. Длина ручки ножа 10 см. ХХ век. Архангельская область.

Славянские боги Световид и Триглава. Фрагменты картин В. Королькова. Из книги: Грушко Е., Медведев Ю. Мифы и легенды Древней Руси. - М., 2003.

Свистулька-оборотень с четырехликим всадником на свинье-баране. 1981 год. В. Ковкина (род. в 1922 г.).

Подсвечник-оборотень "Рыба - птица". А. Якушкин. 2006 год. Майолика. Рязанская обл., г. Скопин.

"Memento mori" (с латинского: "Помни о смерти"). Германия, середина XVI века. Слоновая кость. Kunst Palace, Дюссельдорф (Германия).

Двуликие картинки (в женских прическах спрятаны образы старух). XIX век. США, Франция.

Ваза "Туман". На фотографии мы видим только два лица.

Четырехликая ваза "Туман". А. Голубкина. 1899 год.

Горельеф "Волна" (другие названия: "Море житейское", "Пловец"). А. Голубкина. 1903 год. 300 x 380 x 100 см. Установлен над боковым входом в Московский художественный академический театр.

Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен - побережье Средиземного моря - платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.

Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади.

Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года - январь. Был он и богом дверей, - ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.

Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.

Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.

Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)

Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события.

В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.

Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями".

В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.

А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков.

Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.

В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза "Туман" выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь "мертвый" материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в "тумане". Если смотреть с другой точки - ваза превращается в "двуликую" женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит "сквозь туман" черты трех разных лиц. Свою "четырехликую" вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе - после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза "Туман" от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, - "Волна", обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур - настолько искусно спрятала их Голубкина.

Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.

Понятие «двуликий Янус» многим известно только в качестве фразеологизма, который принято применять по отношению к неискреннему, двуличному человеку. К сожалению, о достоинствах персонажа, давшего имя этому эпитету, все давно и безвозвратно забыли.

Двуликий Янус – кто это?

В древнеримской мифологии известен бог времени Янус, правитель страны латинян. От всесильного бога Сатурна он получил удивительную способность видеть прошлое и будущее и этот дар отразился в лике божества – его стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Отсюда и название «двуликий», «двулобый». Как и все герои легенд, царь Лациума – прародины Рима – постепенно превратился в «многофункционального» персонажа:

  • покровителя времени;
  • хранителя всех входов и выходов;
  • бога всякого начала и всякого конца;
  • носителя всего хорошего и плохого в этом мире.

Легенда о двуликом Янусе

До культа Юпитера в римской мифологии, его место занимал двуликий Янус – бог времени, руководивший дневным солнцестоянием. Он ничего особенного не совершил за время своего царствования на римских землях, но по легенде имел власть над природными явлениями и покровителем всех воинов и их начинаний. Иногда персонажа изображали с ключами в руке, и имя его с латинского языка переводится как «дверь».

Существует легенда, чтобы в честь двуликого божества второй римский царь Нума Помпилий воздвиг храм с бронзовой аркой и перед военными действиями отпирал ворота святилища. Через арку проходили солдаты, готовящиеся идти на войну, и просили у двуликого бога победы. Воины верили, что покровитель будет с ними во время боя. Два лица божества были символом движения вперед и победного возвращения назад. Двери храма не запирались во время войны и к несчастью для Римской Империи закрывались лишь три раза.

Янус – мифология

Бог Янус – один из старейших в римской мифологии. Календарный месяц, посвященный ему – январь (януарий). Римляне полагали, что двуликий научил людей исчислению, ведь на его руках были начертаны числа, соответствующие дням в году:

  • на правой руке – 300 (ССС);
  • на левой руке – 65 (LXV).

В первые дни нового года в честь божества устраивали празднование, одаривали друг друга подарками и приносили в жертву плоды, вино, пироги, а самым важным человеком в государстве становился верховный жрец, который жертвовал небесам белого быка. Впоследствии при всяком жертвоприношении, как и в начале каждого дела, призывался двулобый бог. Его считали главнее всех других персонажей римского пантеона и не отождествляли ни с одним из героев греческой мифологии.


Янус и Веста

Культ бога времени неотделим от богини Весты, хранительницы очага. Если многоликий Янус олицетворял собой двери (и все другие входы и выходы), то Веста оберегала то, чтобы находится внутри. Она несла благодатную силу огня в жилища. Весте даровалось место при входе в дом, прямо за дверями, которое носило название «вестибулум». Богиню тоже упоминали при всяком жертвоприношении. Храм ее располагался на форуме напротив храма Двуликого и в нем всегда пылал огонь.

Янус и Эпиметей

Римский бог Янус и титан Эпиметей, ставший первым, кто принял от Зевса девушку, не взаимодействуют в мифологии, но персонажи дали имена двум спутникам планеты Сатурн, расположенным в непосредственной близости друг от друга. Расстояние между пятой и шестой луной всего 50 км. Первый спутник, получивший имя «двулобого божества», был открыт астрономами в 1966 году, а спустя 12 лет было выяснено, что все это время наблюдаются два объекта, которые движутся по близким орбитам. Таким образом, многоликий Янус – это еще и луна Сатурна, у него действительно «два лица».

Главное божество римского пантеона, двуликий Янус, незримо присутствовал в каждом из окружавших его богов и дарил им сверхъестественную силу. Его почитали, как мудреца, справедливого правителя, хранителя времени. Двуликий утратил свой статус и передал его Юпитеру, но это не умаляет достоинств персонажа. Сегодня этим именем совершенно незаслуженно называют низких, лживых людей, лицемеров, но древние римляне не вносили такой смысл в этого героя.

Пантеон древних богов символичен и разнообразен. Каждая эпоха привносила в культуру наших предков обычаи, традиции и верования, дошедшие до людей XXI века в виде мифов и легенд. Греческая мифология отличается от римской. Римские божества располагают двойниками в греческих преданиях. Бог Янус дублирует функции сразу нескольких представителей Олимпа. Чем же был необычен Янус, какими способностями обладал?

История появления

Многоликий Янус – герой римской мифологии. Персонаж являлся правителем Лациума, располагавшегося на территории древней Италии, там, где сегодня стоит Рим. Миф гласит, что бог жил во дворце на холме под названием Яникуле, на правом берегу реки Тибр. Януса сместил Юпитер, чьи полномочия в римской мифологии схожи с функционалом греческого бога .

По легенде, Сатурн потерял трон и добирался до Лациума на корабле. Янус приветливо и дружелюбно встретил его, сумев угодить незваному гостю. Всемогущий Сатурн наделил подопечного даром, который позволял богу направлять взор одновременно в будущее и прошлое.

Скульптура "Янус"

Легендарный персонаж считался покровителем времени, властителем всевозможных входов и выходов, а, соответственно, начала и конца. Одно из толкований имени Януса – бог Хаоса. Понятие Хаос в этом варианте этимологии проявляет изначальную природу бога.

Римский бог не славился подвигами или особенными делами, но в его власти было время и дневное солнцестояние. Имя Янус переводится с латинского как «дверь». Мифического персонажа часто изображали в образе ключника, держащего в руке отпирающий двери ключ.

Двуликий бог

Януса изображают с двумя лицами, которые направлены в противоположные стороны. В народе двуликого бога называли двулобым, многоликим. Лицо, направленное в сторону будущего, было молодым, а то, что оглядывалось в прошлое, – взрослым. Янус объединяет, помимо прошлого и будущего, два других начала: плохое и хорошее, поэтому изображение двух лиц подходит для характеристики образа в нескольких направлениях.


Ученые задавались вопросом, почему Янус изображается всего с двумя лицами, ведь без внимания остается третья категория – настоящее. Со временем исследователи пришли к выводу, что текущий момент в конкретную секунду нельзя запечатлеть. Передать его визуально невозможно, поэтому третьего лика Януса не видно.

Бог покровительствовал римлянам в нескольких сферах. Он помогал воинам, поэтому в честь Януса на территории нынешнего Рима построили храм, доступный для посещения только во время войны. Римская империя постоянно вела какие-либо военные действия, поэтому воротам храма случалось быть закрытыми три раза за историю существования. Янус способствовал своим подопечным в кораблестроении, благоволил к земледельцам, аграриям и тем, кто занимался вычислениями. Кроме того, бог располагал склонностью к ясновидению, что было актуальным из-за взаимоотношений с материей времени.


Внимательный человек, знакомясь с изображением бога Януса, заметит, что на правой руке у него римскими цифрами изображена надпись 300, а на левой – 65. Считается, что это цифры, имеющие отношение к исчислению времени. Янус тесно связан с летоисчислением, которым мы пользуемся сегодня. В его честь назван месяц январь, по латыни – януарий. Девятого января римляне справляли праздник Агоний, посвященный любимому божеству.

Персонаж не располагал специфическими качествами, присущими богам. Он не отличался красотой или особыми силами. Власть его несравнима со способностями верховных богов пантеона. Уважение среди людей божеству помогла завоевать способность управлять природными явлениями. По утрам Янус отпирал небесные врата, выпуская солнце на горизонт, а по вечерам закрывал, заводя светило восвояси и предоставляя небосвод в распоряжение звезд и луны.

  • Сегодня «двуликий Янус» – фразеологизм, который используют при описании лицемерного человека, демонстрирующего двуличие и неискренность. В римской мифологии характеристика бога не носила отрицательной окраски, но люди воспринимали изображение дословно и выстроили ассоциативный ряд. Янус совмещал в одной личности два начала: хорошее и плохое, настоящее и прошлое. Противоположности определили восприятие потомками.

  • Мифология всегда вдохновляла скульпторов и художников. Статуи, воплощающие облик Януса, расположены в Ватикане, на Бычьем форуме в Риме. Картины, описывающие античные сюжеты, принадлежат кисти Николы Пуссена и других живописцев.
  • Когда повелел изменить русский календарь и перенес празднование Нового года на первое января, недовольство бояр было спровоцировано не нововведением, а тем, что праздник символизировал торжество в честь языческого божества.
  • Титан Эпиметей, взявший в жены , присланную ему Зевсом, не пересекается в мифах с Янусом. Но эти мифологические персонажи встретились в астрономии – их именами назвали два спутника планеты Сатурн, расположенных всего в 50 километрах друг от друга.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.