Древние боги древнего рима. Пантеон богов древнего рима

Дорогие посетители, если Вам нужно узнать больше про достопримечательности, историю, культуру и прочую информацию оставьте запрос внизу или напишите на [email protected] . Наши добровольцы соберут информацию со всех местных сайтов, переведут на русский и опубликуют. Сделайте Ермак Трэвел Вашим личным окном в мир.

Римский Пантеон богов и богинь

Римских богов было много. Очень много. По сути римский пантеон богов включил в себя пантеон богов почти всех народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. По мере того как росла Римская Империя, римляне поглощали не только территории, но и их небесных покровителей.

В отличие от греков, римляне не имели историю мифологического повествования. Однако, у них была развита система ритуалов и богатый набор легенд об основания Рима. Конечно основа римских богов были либо заимствованы у греков, либо свои боги и богини были подогнаны под греческие культы. К этому пантеону богов были добавлены соседние местные бога и богини. С течением времени первоначальная религия древних римлян была изменена путем добавления многочисленных и часто противоречащих друг другу богов и традиций.

Но не следует считать римлян либералам в отношение религии и культов. В римской империи можно было поклонятся всем богам, но боги Рима были главными. В языческой культуре победа на поле боя была одержана не только армиями, но богами- покровителями этой армии. Таким образом боги иных культур как и их поклонники должны были признавать главенство богов победившего племени. Обычно язычники победив и завоевав врагов уничтожали их храмы и святилище. Боги повержены, зачем им молиться. Римляне сделали поправку в эту логику. Молитесь вашим богам- лузерам, но признавайте наших богов главенствующими. Если эти народы не признавали богов Рима то римляне крайне жестоко подавляли такие течения.

Исключение было сделано только для иудеев. Им разрешалось молиться единому Богу Авраама, не признавая богов Рима. Но евреи жили всегда особливо и римляне избегали общение с этим народом. Понять их было можно. Римляне считали, что их гости должны были приходить с подарками не только для хозяев дома, но и для гения дома т.е. его покровителя. Те кто приходили в дом не принося подарка божеству- покровителю могли навлечь гнев гения на хозяина и его семью. Ну а со стороны иудеев понятно, что приносить жертву какому то домовенку было грехом против единого Бога. Естественно та же логика распространялась на всю империю. Религиозное недопонимание между культурами конечно вело к взаимному страху и ненависти. Поэтому основы европейского анти- семитизма лежат задолго до появления христианства.

Кстати о христианах. Та же логика анти- иудаизма постигла и и христиан. Но если иудеи не желали особенно общаться с внешним миром, то христиане конечно несли свою проповедь всем народам империи и поэтому подрывали все религиозные устои общества. Этим и объясняется редкие, но очень жестокие гонения против христиан.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Масада Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Родословная Греческих и Римских богов

Основные божества Древнего Рима

Имя Происхождение Первоначальное название Описание
Аполлон Греция Аполлон Аполлон был одним из наиболее важных из олимпийских божеств. Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, Аполлон почитался как бог света и солнца, истины и пророчества, медицины, стрельба из лука, музыки и поэзии. Один из самых важных храмов города Помпеи стоял на Форуме города.
Асклепий Греция Асклепий Древний римский бог медицины и целительства в древней Греции. Отец Гигиея и Панацеи. Асклепий представляла собой целебный аспект медицины. Жезл Асклепия, был изображен в виде посоха с переплетены змеями. До сих пор этот символ остается символом медицины.
Вакх Греция Дионис Древний римский бог Дионис был одним из двенадцати олимпийцев, главных богов Древней Греции. Он был самым веселым и почитаемым богом так как он был богом вина и опьянения. Для римлян он был также божественным покровителем земледелия и театра.
Церера Греция Деметра Церера- Деметра была римская богиня урожая и материнской любви. Дочь Сатурна и Opis, сестра Юпитера, Нептуна, Плутона, Юноны и Веритаса. Церера составляла троицу с двумя другими богами, связанных с земледелием, Либер и Либера.
Амур Греция Эрос Древний римский бог любви и красоты. Сын Венеры и Марса. Силы Купидона должна была даже больше, чем у его матери, так как он владычествовал над мертвыми, морские создания и богов на Олимпе.
Квирин Сабинян Квирин был первоначально божеством племени сабинян. Культ этого бога был принесён в Рим сабинскими переселенцами, заселившими Квиринальский холм. Первоначально Квирин был богом войны, подобным Марсу. В более позднее время он идентифицировался с Ромулом, первым римским царём. В ранний период истории Римского государства Квирин, вместе с Юпитером и Марсом, входил в триаду главных римских богов, каждый из которых имел своего Верховного жреца. Праздник бога Квирина - Квириналии - устраивался 17 февраля.
Кибела Фригия Кибела Великая мать (Магна-матер на Латыни), богиня пещер и гор, стен и крепостей, природы и диких животных.
Диана Греция Артемида Древняя римская богиня охоты, луны, плодородия и деторождения, животных и лесных массивов. Дочь Юпитера и Латона и сестра Аполлона, Диана завершила троицу римских божеств с Эгерии, нимфы воды, и Вирбиуса, бог леса.
Фаунус или Фавн Греция Пан Один из самых старых римских божеств, он был легендарным царем Латинян, которые пришли со своими людьми из Аркадии. Фавн был рогатым богом глуши леса, равнины и поля. В римской литературе он был приравнен к греческому богу Пана.
Геркулес Греция Геракл Древний римский бог победы и коммерческого предприятия. Он был отожествлён с этрусским героем Геркулом. Греческая версия гласит, что Геракл был сыном Зевса и смертной Алкмены и жил жизнью смертного до своей смерти, когда тот стал возведен в сонм богов. Римляне приняли мифы Геракла, включая его двенадцати подвигов, по существу, без изменений, но добавили анекдотические детали собственного сочинения.
Исида Египет Исида Древняя римская богиня земли. Культ возник в дельте Нила и постепенно распространилось по всему греко-римскому миру. Ей поклонялись как богине природы и магии и была покровителем различных групп, включая рабов, грешников, дев, аристократов и богатых. В Помпеях ей был посвящен небольшой, но красивый храм .
Янус Этрурия Ани (возможно) Древний римский бог ворот, дверей, начала и окончания. Янус обычно изображался с двумя головами, обращенными в противоположные стороны, и был одним из немногих римских богов, которые не имели аналогов в други культурах. Месяц январь был назван в честь него так как был начал чего то нового.
Юнона Греция Гера Римская королева богов и защитник римского государства. Дочь Сатурна и Описа, сестра и жена Юпитера, сестра Нептуна, Плутона, Цереры и Веритаса. Юнона была также матерью Ювентаса, Марса и Вулкана. Месяц июнь был назван в честь нее.
Юпитер Греция Зевс Царь богов, и бог неба и грома. В качестве божества-покровителя древнего Рима, он правил законами и общественным порядком. Сын Сатурна и Описа, он также был братом Нептуна, Плутона, Веритаса, Цереры и Юноны (также стала его женой). Юпитер почитался как часть Капитолийской триады наряду с Юноной и Минервы. Храм Юпитера был самым главным религиозным зданием на форуме Помпей и всего города. В римской мифологии он вел переговоры с Нума Помпилиусом, вторым королем Рима, о создании принципов римской религии, таких как приношение или жертвоприношение.
Марс Греция Арес Древний римский бог войны и самый известный из военных богов. Сын Юноны и Юпитера, муж Беллоны, и любовник Венеры, он был также легендарный отец Ромула, основателя Рима. Первоначально бог плодородия, земледелия и защитником скота. Месяц март был назван в его честь.
Меркурий Греция Гермес Посланник богов и носителем души в подземный мир. Кроме того, он был богом торговли, прибыли и коммерции. Меркурий изображался с крылатыми ботинками и шляпой, неся посох- кадуцей с двумя переплетенными змеями, подарок Аполлона в Гермесу- Меркурию.
Минерва Греция Афина Древняя римская богиня мудрости и войны. Дочь Юпитера, она была также богиней торговли и коммерции, декоративно-прикладного искусства, медицины и школы. Она из немногих богов и богинь, которая не влюблялась и хранила свою девственность. Иногда ее называли Афина Паллада или Парфена то есть "девственность". Самое известный храм, посвященный ей был Парфенон в Афинах .
Митра Персия Митра Возможно, Митра был богом солнца. Несколько надписей описывают его как "Deus Sol Invictus "(непокоренной бог солнца). Мало что известно о верованиях культа Митры, но несомненно, что он был популярен. Многие храмы Митры были спрятаны под землей и поэтому прекрасно сохранились так как избежали грабежа. Что происходило в этих храмах и почему они были такими секретными еще является предметом споров.
Нептун Этрурия
Греция
Нефунс
Посейдон
Древний римский бог моря. Сын Сатурна и Описа и брат Юпитера, Плутона, Юноны, Цереры и Веритаса. В Риме, однако, Нептун больше расценивался как бог лошадей и скачек, и был известен как Нептун Всадник- Equester (в цирке Фламиния, был храм святилище посвященный ему).
Опис Греция Рея Древняя римская богиня богатства, изобилия и процветания. Сестра и жена Сатурна, мать Юпитера, Нептуна, Плутона, Юноны, Цереры и Веритаса. Часто упоминается как "Матерь Богов".
Плутон Греция Аид Древний римский бог подземного мирам и его богатств. Сын Сатурна и Опис, также он был братом Нептуна, Плутона, Веритаса, Цереры и Юноны. Кроме того он был богом мертвых, смертельно больных, и тех, кто ранен в бою.
Сатурн Греция Крон Древний римский бог урожая и сельского хозяйства. Муж Опис, отец Юпитера, Нептуна, Плутона, Юноны, Цереры и Веритаса. Суббота была названа в честь него.
Венера Греция Афродита Древняя римская богиня любви, красоты и плодородия. Первоначально культ был основан на этрусской богини растительности и садов, с течением времени она стала в большей степени связанной с греческой богиней Афродитой.
Веста Италия, Греция Гестия Древняя римская и греческая богиня домашнего очага, дома и семьи. Мало что известно о культе самой богини. Огонь Весты охранялся в Риме особыми избранными жрицами, Весталками, который должен были соблюдать абсолютное целомудрие в течение 30 лет. В случае если они нарушали свои обеты, их закапывали живьем дабы не навлечь гнев богов на весь город
Вулкан Греция Гефест Древний римский бог кузнечного дела, огня и кузнецов. Он был сыном Юпитера и Юноны, и муж Майи и Венеры. Его кузница, как полагали древние, был расположен под горой Этна на Сицилии. Жители Помпей не знали, что гора Везувий была вулканом, иначе смогли бы найти кузнецу и там. Вулканарий- праздник, который отмечал благодарность людей богу Вулкану отмечали 23 Августа то есть за один день до извержения. Это сыграло злую шутку с гражданами. Многие посчитали, что это добрый знак от бога и следовательно боятся нечего.

Фестиваль Вулканалия, который отмечается 23 августа каждый год, проводился во время разгара летней жары. Во время фестиваля костры разводили в честь бога, а в них бросали живую рыбу или мелких животных, чтобы бог мог их употребить вместо людей

Триады древних римских богов
Архаическая Триада древних римских богов: Юпитер, Марс, Квиринус.
Капитолийская Триада древних римских богов: Юпитер, Юнона, Минерва
Плебейская или авентистская триада древних римских богов: Церера, Либер, Либера, датированная 493 годом до нашей эры.

Малые Римские Боги

Абунданция , божественное олицетворение изобилия и процветания. известна также как Абундия, Габона, Фулла - древнеримская богиня изобилия, спутница Цереры. Изображалась в виде женщины, сыплющей золото из рога изобилия. Образ её был запечатлён только на монетах. В честь Абунданции не воздвигалось ни алтарей, ни храмов. Она была одним из воплощений добродетелей в религиозной пропаганде, которая заставляла императора служить гарантом условий «золотого века». Таким образом, Абунданция фигурирует в искусстве, культе и литературе, но не имеет мифологию как таковую. Возможно, она сохранилась в той или иной форме в римской Галлии и средневековой Франции.

Акка Ларентия , мифическая женщина, позднее древняя римская богиня, в пантеоне римской мифологии. Считается, что она первая жрица богини Теллус, жена пастуха Фаустула, кормилица Ромула и Рема, мать двенадцати сыновей, из которых Ромул составил жреческую коллегию Арвальских братьев. Эта религиозная группа ежегодно совершала очистительный обход территории Рима сопровождающийся жертвоприношениями и трехдневным ритуальным праздником. Ларенталия отмечался 23 декабря.

Акис , бог реки Акис на Сицилии. Рассказ о любви Акиса и морской нимфы Галатеи появляется в Метаморфозах Овидия. Там ревнивый Циклоп Полифем, который также любит Галатею, наткнулся на них, когда те были в объятиях друг друга. Он убил своего соперника валуном. Его разрушительная страсть ни к чему не приводит. Галатея превращает Акиса в речной дух, такой же бессмертный, как и она. Этот эпизод стал предметом стихов, опер, картин и статуй в эпоху Возрождения и после.

Айон (латинский: Эон ), эллинистический - греческий бог циклического или неограниченного времени в древнегреческой мифологии и теокосмогонии. Это божество - персонификация вечности.

Аий Локуций , божественный голос, который предупреждал римлян о неизбежном галльском вторжении. Согласно римской мифологии в 364 году от основания Рима, горос предупредил римлян. Он возвал к жителям Рима на одной римских улиц, Жиа нова. Но голос не послушали. Сеноны, одно из гальских племен опустошили город. Оскорблённому невниманием божеству на той улице воздвигли храм.

Алернус или Елернус (возможно, Хелернус), архаичный древний римский бог, чья священная роща (lucus) была близ реки Тибр. Божество упоминается только Овидом. Роща была родиной нимфы Кранеи, и, несмотря на относительную безвестность бога, государственные священники совершали священные обряды (сакра) там во время правления императора Августа. Алернус, возможно, был хтоническим богом, если черный бык был правильным жертвенным приношением ему, так как темные жертвы были предложены богам подземного мира. Дюмезил хотел сделать его богом фасоли.

Ананке , «неизбежность, судьба, нужда, необходимость» - в древнегреческой мифологии божество необходимости, неизбежности, персонификация рока, судьбы и предопределённости свыше. Была почитаема в орфических верованиях. Ананке близка Адрастее и Дике.

Анжерона , римская богиня, которая освобождала людей от боли и печали.

Ангития , римская богиня, связанная со змеями и Медеей.

Анна Перенна , ранняя римская богиня «круга года», ее праздник был отмечен 15 марта.
Аннона , божественное олицетворение поставки зерна в Рим.
Антеворта , римская богиня будущего и одна из Camenae; также называемый Поррима.
Ариманий , мало известный бог, часть культа Митры.
Аура , часто использовался в множественном числе Аура, «Бриз».
Аврора , римская богиня рассвета.
Аверрунк , римский бог, умилосердный, чтобы предотвратить бедствие.

Беллона или Дуэллона, римская богиня войны.
Бона Ди, «женская богиня» с функциями, связанными с плодовитостью, исцелением и целомудренностью.
Бонус Эвентус, Эвентус, первоначально римский бог урожая, а впоследствие божественная персонификация «Хорошего результата».
Бубона, римская богиня крупного рогатого скота.

Гений, верный дух или божественный покровитель каждого человека
Грации или Хариты (у греков) три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности.

Гермафродитус, андрогинный греческий бог, чья мифология была импортирована в латинскую литературу.
Гонос, божественное олицетворение чести.
Гора, жена Квирина.

Деа Диа, римская огиня роста.
Деа Тацита («Тихая богиня»), римская богиня мертвых; позже приравнен к земной богине Ларенте.
Децима, одна из трёх Парок, или богинь Судьбы, в древнеримской мифологии. Она отмеряет, какой длины будет нить жизни каждого конкретного человека, с помощью своего посоха. Также является богиней деторождения. В древнегреческой мифологии ей соответствует мойра Лахесис. Вместе с Ноной и Мортой они контролируют метафорическую нить жизни.
Девера или Деверра, римская богиня, которая правила метлами, используемыми для очистки храмов в процессе подготовки к различным богослужениям, жертвам и празднованиям; она защищала акушерок и женщин в родах.
Диана, римская богиня охоты, луна, девственности и родов, сестра-близнец Аполлона и одно из Совета Богов.
Диана Неморенсис, местная версия Дианы. Римский эквивалент Артемиды (греческой богини)
Дискордия, олицетворение раздора и раздоров. Римский эквивалент Эриды (греческой богини)
Диус Фидий, римский бог клятв, связан с Юпитером.
Ди инфери, римское божества, связанные со смертью и подземным миром.
Дисциплина, персонификация дисциплины.
Дист Патер или Диспатер был римским богом подземного мира, позже принадлежащего Плутону или Аиду. Первоначально он был хтоническим богом богатства, плодородными сельскохозяйственными угодьями и подземных минеральных богатств, позже он был приравнен к римским божествам Плутону и Оркусу, став божеством подземного мира.

Индиги, обожествленный Эней.
Интерцидона, незначительная римская богиня родов; призвана удерживать злых духов от ребенка; символизируется дровоколом.
Инуус, римский бог плодородия и полового акта, защитник домашнего скота.
Инвидия, римская богиня зависти и проступка.

Кака, архаичная римская богиня огня и «прото-Веста»; сестра Какуса.
Какус, изначально древний бог огня, позже считавшийся гигантом.
Камены, римские богини с различными атрибутами, включая покровительница пресной воды, пророчества и родов. Их было четыре: Кармента, Эгерия, Антеворта и Постворта.
Кардея, древнеримская богиня дверных запоров (крючьев - лат. cardines) и хранительница дома. Её праздником было 1 июня, эта дата была определена Юнием Брутом, одного из первых консулов рима и одного из основателя римской республики после изгнания римских царей. Кардея идентифицированная Овидом с Карной (внизу)
Кармента, римская богиня родов и пророчеств, и назначил огненный минор. Лидер Камен (сверху).
Кармены, две богини родов: Антеворта и Постворта или Поррима, будущее и прошлое.
Карна, римская богиня, которая сохранила здоровье сердца и других внутренних органов.
Клементия, римская богиня прощения и милосердия.
Клоацина, римская богиня, которая руководила системой канализации в Риме; отождествляемых с Венерой.
Конкордия, римская богиня согласия, понимания и брачной гармонии.
Консус, хтонический бог, защищающий хранение зерна.
Кура, олицетворение заботы и беспокойства, которые, согласно одному источнику, создала людей из глины.
Кибела - анатолийская богиня-мать; у нее возможно был предшественник в эпоху раннего неолита, чью фигурку нашли в Чаталхёюке. Таких изображений было найдено несколько. Она единственная известная богиня Фригии и, вероятно, была ее государственным божеством. Ее фригийский культ был принят и адаптирован греческими колонистами Малой Азии и распространился на материковую Грецию и ее более отдаленные западные колонии около 6-го века до нашей эры.

Лары, бытовые римские боги. Римляне строили алтари в честь божеств, охраняющих дом и семью. Приходя в семью друзья должны были принести подарок и ларам-покровителям дома. Оскорбление этих богов могло навлечь гнев на всю семью. Для иудеев и позже христиан приношение даров таким идолам было не приемлемо. Это конечно вело к трениям и гонениям, что сначало вело к зарождению европейского анти- семитизма, а позже гонениям на христиан.
Лаверна, покровительница воров, мошенников и шарлатанов.
Латона, римская богиня света.
Лемуры, злонамеренные мертвые.
Левана, римская богиня обряда, через которую отцы принимали новорожденных детей как своих.
Летум, олицетворение смерти.
Либер, римский бог мужского плодородия, виноградарства и свободы, ассимилированный с римским Вакхом и греческим Дионисом.
Либера, женский эквивалент Либера, ассимилировался с римской Прозерпиной и греческим Персефоном.
Либералитас, римская богиня или олицетворение щедрости.
Либертас, римская богиня или олицетворение свободы.
Либитина, римская богиня смерти, трупов и похорон.
Луа, римская богиня, которой солдаты жертвовали захваченное оружием, вероятно, супруга Сатурна.
Люцифер, римский бог утренней звезды
Лусина, римская богиня родов, но часто описывается как аспект Юноны.
Луна, римская богиня луны.
Люперкус, римский бог пастухов и волков; как бог Луперкалии, его личность неясна, но иногда он отождествляется с греческим богом Паном.
Лимфа, часто множественные лимфы, римское водное божество, ассимилированное греческим нимфам.

Мана Генита, богиня детской смертности
Маны, души мертвых, которые стали рассматриваться как бытовые божества.
Мания, супруга этрусского пресноводного бога Мантуса, и, возможно, её отождествляли с теневой Матер Ларум; не путать с греческими маниями.
Мантус, этрусский бог мертвых и правитель подземного мира.
Матер Матута, богиня рассвета и родов, покровительница моряков.
Медитрина, богиня исцеления, введена для учета фестиваля Медитриналия.
Мефитис, богиня и олицетворение ядовитых газов и вулканических паров.
Меллоны или Меллонии, богини пчел и пчеловодства.
Мена или Мене, богиня плодородия и менструации.
Моле, дочери Марса, вероятно, богини шлифования зерна.
Монета, второстепенная богиня памяти, эквивалентная греческой Мнемосине. Также используется как эпитет Юноны.
Морс, олицетворение смерти и эквивалент греческого Танатоса.
Морта, мелкая богиня смерти и одна из Парке (римский эквивалент Моирей). Резакл нитки жизни, ее греческим эквивалентом был Атропос.
Мурсия или Муртиа, малоизвестная богиня, которая была связана с миртой, а в других источниках называлась богиней лени (обе интерпретации, возникающие из ложных этимологий ее имени). Позднее приравнивается к Венере в форме Венеры Мурсии.
Мутунус Тутунус, фаллический бог.

Наения, богиня погребального плача.
Насцио, олицетворение акта рождения.
Немезида, богиня мести (греческая).
Нерио, древняя богиня войны и олицетворение доблести. Супруга Марса.
Невитита, богиня и ассоциировалась с Консусом и Нептуном в этрусско-римском зодиаке Мартианом Капеллы, но мало известен.
Никси, также ди никси, богини родов.
Нона, незначительная богиня. Вращает нить жизни, ее греческим эквивалентом был Клото.
Нортия - римская богиня, взятая из этрусского пантеона, богиня судьбы из города Вольсиний, где гвоздь вбивался в стену главного храма в качестве части новогодней церемонии.
Нокс, богиня ночи, полученная от греческого Нюкта.

Опс or Опис, богиня ресурсов или богатства.
Оркус, бог подземного мира и каратель сломанных клятв.

Палатуа, малоизвестная богиня, охранявшая Палатинский холм.
Палес, божество пастухов и скота.
Парка, три судьбы.
Пакс, богиня мира; эквивалент греческой Эйрена.
Пенаты или Ди-пенаты, бытовые боги.
Пикумен, второстепенный бог плодородия, сельское хозяйства, браков, младенцов и детей.
Пикус, италийский бог дятлов с способностями предсказаний.
Пьетас, богиня долга; олицетворение римской добродетели.
Пиллум, малый бог-хранитель, занимался защитой младенцев при рождении.
Поена, богиня наказания.
Помона, богиня фруктовых деревьев, садов и фруктовых садов.
Поррима, богиня будущего. Также называется Антевортра.
Портунус, бог ключей, дверей и скота, ему был назначен огненный минор.
Постверта или Прорса Постверта, богиня родов и прошлого, один из двух Карментов.
Приап, перенятый фаллический опекун.
Прозерпина, Королева Мертвых и богиня зерна, римский эквивалент греческой Персефоны.
Провиденция, богиня предусмотрительности.
Пудицыя, богиня и олицетворение целомудрия, одна из римских добродетелей. Ее греческим эквивалентом был Айдос.

Фаласер, был древним италийским богом. Некоторые историки склоны считать его эпитетом Юпитера, поскольку фаландум, согласно Фесту, был этрусским словом, означающий «небеса».
Фама,римская богиня славы и слухов.
Фаскин, фаллический римский бог, который защищал от invidia (зависть) и сглаза.
Фауна, римская богиня пророчества, но, возможно, название других богинь, таких как Майя.
Фавн, римский бог стад.
Фауститас, римская богиня, которая защищала стадо и домашний скот.
Феврус или Февруус, римский бог этрусского происхождения, в честь которой был назван месяц февраль. Февруус, чье имя означает «очиститель», было богом очищения. Для этрусков Феврус был также богом богатства (деньги / золото) и смерти, оба связаны с подземным миром тем же естественным образом, что и с более известным римским богом Плутоном.
Фебрис, «Лихорадка», римская богиня, способная вызвать или предотвратить лихорадку и малярию.
Фекундитас, римское олицетворение плодородия.
Фелиситас, олицетворение удачи и успеха.
Ферентина, римская богиня-покровитель города Ферентина, латиум, защитник латинского содружества.
Феруния, римская богиня, связанная с пустыней, плебеями, вольноотпущенниками и свободой в общем смысле.
Фидес, олицетворение лояльности.
Флоре, римская богиня цветов.
Форнакс - в древнеримской религии Форнакс был божественным олицетворением печи (fornax). Ее праздник, Форнакалия, отмечали 17 февраля среди тридцати курий, самых древних разделов города, сделанных Ромулом из оригинальных трех племен Рима. Форнакалия был вторым из двух фестивалей, связанных с куриями, а другой был Фордицидия 19 апреля.
Фонтус или Фонс, римский бог колодцев и родников.
Фортуна, римская богиня удачи.
Фуфлунс, римский бог вина, естественного роста и здоровья. Он был принят из этрусской религии.
Фульгора, олицетворение молнии.
Фуррина, римская богиня, функции которой в основном неизвестны.

Целус, римский бог неба до Юпитера.

Церера, римская богиня урожая и мать Прозерпины и один из Совета богов. Римский эквивалент Деметры.

Эрикъюрэ, римская богиня, возможно, кельтского происхождения, связанная с подземным миром и идентифицированная с Прозерпиной.
Эквитас, божественное олицетворение справедливости.
Эскулапий, римский эквивалент Асклепия, бога здоровья и медицины.
Этернитас, богиня и олицетворение вечности.
Эгерия, водная нимфа или богиня, позже считавшая, частью Камен.
Эмпанда или Панда, римская богиня, чей храм никогда не закрывался для нуждающихся.
Эпона, галло-римская богиня лошадей и верховая езда, обычно считающаяся кельтским божеством.
Эдеся, римская богиня пищи, которая руководит банкетами.

Юстиция, римская богиня правосудия
Ютурна, римская богиня фонтанов, колодцев и родников.
Ювентас, римская богиня молодости.

Янус, двуликий или двуглавый римский бог начала и конца, а также бог дверей.

Какими были боги Древнего Рима? Какие легенды и реальные события были связаны с божествами? На все эти вопросы можно найти ответы в данной статье, узнать л...

От Masterweb

06.05.2018 23:00

Античная культура всегда привлекала человечество. После мрачного периода Средневековья люди обратились к достижениям Древней Греции и Древнего Рима, пытаясь постичь их искусство, отношение к жизни. Эпоха, следующая за Средневековьем, стала называться Ренессансом (Возрождением). Обращались к античности деятели культуры и искусств и в эпоху Просвещения. Так можно сказать почти о каждом историческом отрезке существования человечества. Так что же так привлекает нас в античных Греции и Риме? Более всего нам известны мифы и легенды, содержащие глубокие основы морали. Героями мифов становятся люди, фантастические существа и, конечно, боги.

Древние боги Рима

Древнеримские боги очень похожи на древнегреческих. Это не случайно: две цивилизации находились рядом, а когда Римская империя начала захватывать другие государства, она включала в свой пантеон и чужих богов.

Хотя пантеон богов Древнего Рима в результате значительно разросся, главными оставались 12 богов - 6 мужчин и 6 женщин - так называемый Совет богов. Помимо этого, есть еще другие почитаемые боги.

Сатурн

Один из значимых древних богов Рима. Сатурн не входил в Совет богов, но был весьма почитаем. Возникает вопрос: Сатурн - бог чего в Древнем Риме? Соответствующий древнегреческому Крону Сатурн - покровитель жизненных сил, земледелия. Безусловно, земледелие играло важную роль в античности, поэтому почитание этого бога вполне естественно.

Юпитер - бог молний

Юпитер был одним из наиболее почитаемых богов в Древнем Риме. Он ассоциировался с молниями и громом, считавшимися знамениями или наказаниями. Интересно, что места, пораженные молниями, являлись священными, их ограждали заборами и рядом с ними приносили жертвы. Любой римский полководец, отправляясь в поход и возвращаясь с победой, молился Юпитеру. Одним из самых значимых храмов Юпитеру был в Капитолии, который заложил Тарквиний Гордий.

Юнона - богиня семьи

Юнона - покровительница семьи и брака. Ее храм, как и Юпитера, располагался на Капитолийском холме (такая честь была оказана не многим богам). Богине было присвоено много эпитетов, среди которых есть и Монета - дающая совет. Его появление связано с интересной легендой.

В V веке до нашей эры между римлянами и этрусками завязалась война, которая продолжалась 10 лет. Из захваченного города Вейо привезли статую богини - Юноны, которая явилась одному из солдат и благословила. Именно в честь этого события был построен храм на Капитолийском холме, где приносили в жертву гусей. Когда, много позже, в 390 году до н. э., враги окружили крепость Капитолия, гуси разбудили предводителя крепости, и Рим удалось спасти. Считалось, что это было знаком от дающей совет богини.

В 3 веке до нашей эры именно в храме Юноны был основан монетный двор.

Нептун - повелитель морей

Брат Юпитера и покровитель моря, Нептун был вторым по силе богом Рима. По легенде, на дне моря у Нептуна был роскошный дворец.

Удивителен факт о боге моря: именно он подарил человеку первую лошадь!

Нептуна изображают с трезубцем, мощным оружием, которое способно разбить на куски что угодно.

Церера - богиня плодородия

Древнеримская богиня плодородия и материнства была почитаема в пантеоне богов Древнего Рима. С особенным уважением к Церере относились земледельцы: праздники в честь богини длились несколько дней.

Римляне приносили богине своеобразные жертвы. Вместо традиционных убийств животных, Церере отдавалась половина имущества мужа, который без всяких причин разошелся с женой. Кроме того, ее считали защитницей сельской общины и урожая от грабителей.

Минерва - богиня мудрости

Минерва считалась богиней мудрости, знания и справедливой войны, она была покровительницей наук и ремесел. Нередко богиня изображается вооруженной, с оливой и совой - символом мудрости. Минерва была частью триады Капитолия, считалась равной Юпитеру и Юноне.

Особенно почитали ее в Риме за воинственный характер.

Аполлон - бог музыки и искусств

Аполлон считается одним из самых красивых богов, с ярким солнечным диском над головой. Бог считается покровителем музыки и искусств. Его отец, Юпитер, был недоволен своеволием Аполлона и даже заставлял его прислуживать людям!

Диана - богиня-охотница

Диана считалась в Древнем Риме богиней-охотницей. В то время как ее брат Аполлон олицетворял собой солнце, Диана ассоциировалась с луной. В Риме она покровительствовала низшим классам. Традиции обрядов, связанных с Дианой, порой были жестоки - не обходилось без человеческих жертв. Жрецом храма, например, первого, воздвигнутого на Авентинском холме, обязательно был беглый раб. Жрец носил имя Рекс (Царь), а чтобы стать жрецом богини, нужно было убить своего предшественника.

Марс - бог войны

Несомненно, Римская империя была могущественной державой, постоянно расширяющейся за счет войн. В античном мире без помощи богов не могли свершаться никакие дела. Поэтому у Марса, бога войны в Древнем Риме, всегда хватало почитателей. Любопытно, что по легенде именно Марс был отцом Ромула и Рема, основавших Рим. В связи с этим он почитался выше других богов, чем не мог похвастаться греческий Арес.

Венера - богиня любви

Прекрасная богиня любви, плодородия, вечной весны и жизни Венера обладала удивительными способностями. Ее власти подчинялись не только люди, но и даже боги, за исключением немногих. Венера была самой почитаемой богиней у женщин. Символом ее является яблоко. В честь Венеры был построен Сицилийский храм, она была покровительницей потомков Энея, сына Венеры, и всех римлян. Один из величайших римских полководцев, Гай Юлий Цезарь, считал Энея своим предком, поэтому очень уважал богиню.

Вулкан - бог-кузнец

В отличие от Аполлона, славившегося своей красотой, Вулкан был хром и некрасив. Но это не помешало ему стать талантливым кузнецом. Согласно легенде, именно Вулкан выковал Юпитеру его грозное оружие - молнии. Без огня нельзя выковать меч, поэтому Вулкан считался и покровителем этой грозной стихии. Каждый год 23 августа жители Империи праздновали Вулканий.

А следующий факт уже нельзя полностью отнести к легенде. В 79 году до нашей эры, 24 августа, произошло известное извержение вулкана Везувия, которое стало последним для города Помпеи. Быть может, жители прогневали бога своим незнанием, что гора Везувий - вулкан?

Меркурий - бог торговли

Жезл вестника и крылатые сандалии... Несложно догадаться, что речь идет о вестнике богов - Меркурии. Он считался покровителем торговли, интеллекта, красноречия и даже... воровства! Именно он, согласно легендам, изобрел азбуку, единицы измерения, а затем даровал это знание людям.

Жезл Меркурия назывался кадуцеем, его обвивали две змеи. Существует миф, что, когда Меркурий получил жезл, способный усмирить кого угодно, он поместил его между двумя змеями, которые в тот момент боролись между собой. Они обвили посох и стали его частью.

Веста - богиня домашнего очага

Веста в Древнем Риме - богиня домашнего очага, семьи. В Риме ей был посвящен храм, в котором постоянно поддерживался огонь. За пламенем следили специальные жрицы - весталки. Нравы и обычаи древних цивилизаций порой жестоки, и жрицы должны были сохранять целомудрие в течение 30 лет. Если несчастная нарушала запрет, ее хоронили заживо.

Перечислять богов Древнего Рима можно до бесконечности - их очень и очень много. Самые значимые перечислены выше. Удивительно, как много связывает древнеримских богов и нашу современность. В честь некоторых из них получили названия планеты - Венера, Марс, Уран, Юпитер. Нам известен месяц июнь, названный в честь Юноны.

Как можно увидеть из описания богов, они не были безобидны, могли постоять за себя, многие были связаны с военным делом. Кто знает, может, и вправду именно боги помогли римлянам основать одну из самых могущественных империй в истории человечества.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Божества древних римлян

Город Рим был основан в VIII в. до н. э. племенем латинов, проживавшим сначала в Центральной Италии, регионе, получившем название Древний Лациум. По свидетельству римского историка Теренция Варрона, это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. А уже в VI в. до н. э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Традиционно история Римского государства делится на несколько периодов, каждый из которых по-своему отражает становление религиозных воззрений римлян и связан с особыми процессами развития культа, что, в свою очередь, непосредственно связано с изменением оценки древними римлянами окружающего мира, переосмыслением ими взаимоотношений с богами и своего места в этом мире.

Ранний период – так называемый царский (VIII-VI вв. до н. э) – связан с возвышением Рима, усилением его значимости в Центральной Италии и укреплением позиции латинов. Период Республики (VI-I вв. до н. э.) был связан с ростом Римского государства и обострением социальных противоречий в римском обществе. Он делится на две части, рубежом между которыми были Пунические воины. Это было время противостояния Рима и Карфагена и период покорения эллинистического Востока, когда становится ощутимым влияние на римскую культуру различных культов покоренных народов.

Эпоха ранней Империи (I в. до н. э. – III в. н. э.), когда четко обозначилось место Рима во взаимоотношениях народов, как входящих в состав империи, так и сохранявших самостоятельность. В этот период Римское государство достигло вершины своего могущества, оформился культ императоров и наметился кризис античной религиозной системы.

Наконец, эпоха поздней Империи (IV-V вв. н. э.), характеризующаяся острым кризисом власти, разложением устоев, укрепляющих власть обожествленного императора, и одновременно растущим влиянием монотеистических тенденций в миропонимании римских граждан. Именно в этот период завершилось становление христианства, в корне изменившее облик Рима и приведшее к созданию универсальной, воспринятой идеи единого бога-спасителя, близкого и понятного каждому.

Территория Древнего Лациума

О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского населения. Но, как бы ни решался вопрос об отношении найденных культов к тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии обнаружены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и символы солнца (колесо с лучами и крест).

К культу небесного, солнечного и военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов «всадник из Капестрина» – бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных и пережитки тотемизма засвидетельствованы как статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от h?rpus – «волк»), пицены (от picus – «дятел»), бовнапы (от bos – «бык»).

В то же время названия других племен происходили от имен богов: от Марса марсы и мамертипы, от Оне оски, от Весты востины, от Вулкана вольски. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, «хозяйку зверей» с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Ипполитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее младшее божество.

Юпитер

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Солнце – Sol. Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии были сабинским родом. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии свидетельствует обычай авгуров, членов одной из жреческих коллегий, ориентироваться на восток и юг – например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца.

На связь Солнца и Юпитера указывают обычный символ Солнца, колесо, помещавшееся в храме Юпитера, и то, что жрец, принося жертву, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то же указывает и лучистая корона, которую, по свидетельству римского поэта Вергилия, носил царь Латин в знаменитой поэме «Энеида».

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации».

Вакх, бог виноделия, у подножия Везувия

Например, описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Исследователь Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в древнейшей римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика).

Само основание Рима уже носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти.

Божества более позднего происхождения, даже самые важные – такие, как Юнона Регина – помещались вне померил, главным образом на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в. до н. э.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик – богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и другие.

Между тем традиционные верования римлян не оставались неизменными. Древняя триада Юпитер Марс Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и богиней Вестой, еще в царскую эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер-Оптимус Максимус, Юнона, Минерва. Этим богам, соответствующим греческим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. В период III в. до н. э., эпоху войн с Карфагеном за господство в Средиземноморье, произошла окончательная эллинизация римской религии.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам – ларам и пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших – майи и лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Воинственный Марс

Часто для обозначения божеств используется понятие «гений». Слово это употреблялось в единственном или во множественном числе. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Под особой защитой гения находилось брачное ложе. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея, а позже их изображения получили человеческий вид.

Любопытно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою юнону (juno), своего рода женского гения. Не только отдельные люди и места, но и семейства, города и народы имели своих гениев.

Хранительница очага Веста

При этом иноземные влияния всегда были очень сильны. У этрусков римляне заимствовали Менрву (Минерву), богиню разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и так далее. Греки принесли в Рим не только своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, но и научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, создали более сложный, чем примитивные магические обряды, культ.

Наименее ясно и, вероятно, наиболее сложно происхождение образа главного римского бога классической эпохи – Юпитера. По-видимому, в основе своей это олицетворенное сияющее небо, или Небо-отец, образ, параллельный санскритскому и греческому. Но это вряд ли позволяет считать его просто древним индоевропейским божеством. У римлян его имя употреблялось и нарицательно, в значении просто неба. Юпитера почитали и как бога грозы.

Одним из самых древнейших богов, культ которого ввел, возможно, еще легендарный основатель Рима Ромул, был Янус bifrons («двулобый») или geminus («двойной»). Его храм, расположенный вблизи центральной площади – Форума – отпирался на время войны и был закрыт во время мира. Янус считался богом дверей и вообще всякого начала.

Бог Марс сначала был, по-видимому, покровителем земледелия у сабинян, но со временем он превратился в бога войны и отождествлялся с греческим Аресом. Возможно, это произошло потому, что землю жителям Рима приходилось добывать силой оружия, отвоевывая у соседей. Воинственные свойства Марса становились тем важнее, чем больше места занимала война в жизни самих римлян. Его священными животными были прорицатель-дятел (picus) и волк. В календаре Марсу посвящался месяц март.

С. Byэ. Диана

Очень важным у римлян был культ богини Весты. Весте в качестве богини и домашнего, и общественного очага отводилось центральное место как в религии семьи, так и в культе государства. Она была главной богиней дома, и вся жизнь семьи состояла под ее покровительством. Но и общественное благо в государстве считалось связанным со служением ей.

Ларарий в доме Веттиев в Помпеях украшает изображение гения места (в центре). I в. н. э.

Зловещим предзнаменованием для государства было угасание священного огня богини. Если случалось такое несчастье, то нерадивая жрица – весталка – строго наказывалась, а огонь должен был вновь добываться древним способом, через сверление плодового дерева или же, может быть, от солнечных лучей. Весталки молились о благе римского народа, поэтому и сами они, и культ, которым они заведовали, находились под особенным надзором pontifex maximus – верховного жреца, главы римского культа.

Таким образом, Веста принадлежала к главным божествам римлян; она действительно была Веста-мать (Vesta-mater), потому что важнейшие культовые боги в Риме назывались отцами и матерями. Веста при этом была девственная богиня, и известно, что целомудрие было главной обязанностью весталок. Нарушительниц этого обета погребали заживо.

По мнению исследователя С.А.Токарева, каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере образования и расширения Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса.

Боги на все случаи жизни. Кроме великих богов, у римлян было огромное количество более мелких, каждый из которых покровительствовал одному какому-нибудь делу. Этих божеств насчитывалось так много, что римляне даже не знали точно, кому молиться в том или ином случае. Поэтому часто житель Рима начинал молитву с таких слов: «Бог ты или богиня, этим или каким-нибудь другим именем следует тебя называть...» Если бы потребовалось записать имена богов и богинь, список составил бы целую книгу! Ведь даже ребенку, только что родившемуся, покровительствовали несколько десятков богов! Один давал ребенку жизнь, другой учил его видеть свет, третий — чувствовать; бог Вагитан помогал ребенку издать первый крик; были богини, учившие ребенка сосать молоко, есть и пить, ходить вперед и назад, выходить из дома и возвращаться обратно. Держаться ребенку на ногах помогали сразу три бога: Статин, Статина и Статилин!

Гений

Гении. А еще каждый римлянин имел своего особого, личного бога. Он назывался гением и сопровождал человека от колыбельки до могилы, побуждая ко всему, что человек совершал на своем жизненном пути. Иногда считали, что человек имеет двух гениев, доброго и злого, первый побуждает его к хорошим поступкам, а второй — к дурным. Как думали римляне, гений наблюдал за человеком, помогал ему в жизни, насколько умел, а в тяжелую минуту было полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику. Поэтому римляне приносили гению дары в день своего рождения и отмечали жертвоприношениями все важные события своей жизни. После смерти человека его гений оставался на земле и пребывал рядом с могилой.

У женщин подобное божество называлось юноной, как и главная покровительница женщин на небе. Если гении были воплощением мужской силы, то юноны являлись воплощением женственности.

Пенаты и лары. Были свои боги и в каждой римской семье, в каждом доме. Добрых домашних богов, охранявших единство и благополучие, римляне называли пенатами. Им приносили жертвы при каждом радостном событии в семье, а изображения этих богов помещались в закрытом шкафчике рядом с очагом, у которого собирались все домочадцы.


Лар

Хранителями жилища были лары, добрые духи, никогда не покидавшие дом (этим они отличались от пенатов, которых можно было взять с собой при переселении в другое место). Изображения ларов также хранились в особом шкафчике, который назывался ларарий. В дни рождения членов семьи перед ним ставили пищу и питье, его украшали цветами. Когда мальчик первый раз надевал мужскую одежду, он приносил в жертву ларам медальон, предохранявший его от действия злых сил, который он носил в детстве на шее. Ларам приносила также жертву молодая жена, входя первый раз в дом мужа. Римляне очень почитали ларов, которые не только берегли дом, но и охраняли каждого члена семьи во время путешествий и военных походов.

Последний путь. Что будет с человеком после смерти римлян интересовало не очень. Они долго не боялись смерти и не задумывались о ней. Когда человек умирал, его душа попадала в мир Орка, повелителя подземного мира (иногда его называли греческим именем Плутон). Похороны были в ведении богини Либитины, чьи жрецы занимались погребальными обрядами.

Покойников обычно сжигали, а затем урну с прахом помещали в фамильную гробницу. К месту погребального костра тело сопровождали друзья, родственники, и предки. Дело в том, что в доме каждого знатного римлянина хранились восковые бюсты или маски предков. В день похорон их доставали и несли вслед за умершим до самого костра. После совершения погребальных обрядов долг был выполнен, и затем умерших поминали раз в год, в Паренталии — годовщину смерти, украшая их могилы и принося жертвы богам.

Маны. Души людей после смерти делались манами — духами предков. Маны были добрыми покровителями людей, а чтобы они не сменили свою милость на гнев трижды в году справляли посвященный им праздник Фералии. В эти дни открывали находящуюся на Палатине глубокую яму, закрытую камнем, которая называлась мундус и считалась входом в подземный мир. Считалось, что через нее на землю выходят тени умерших и собирают жертвы, оставленные на их могилах.


Римлянин с
бюстами своих
предков

Римляне считали, что манам достаточно и небольших подношений — черепков, увитых веночками, горсточки зерна, крупинки соли, лепестков фиалок, кусочка хлеба, смоченного в вине. Ведь эти божества не жадны, и им дорог почет, а не стоимость подношения. Но уж если потомки забывали почтить предков, маны гневались не на шутку. Как-то в суматохе войн такое случилось — и вот по улицам города стонали и плакали поднявшиеся из могил предки, а по всем дорогам, наводя ужас на путников, завывали толпы бесплотных теней. И все это длилось до тех пор, пока жертвы не были, наконец, принесены.

Лемуры. Кроме добрых манов существовали и злые мертвецы — духи людей, при жизни совершивших какое-нибудь преступление. Их называли лемурами или ларвами и изображали в виде скелетов. Они бродят по земле ночью и всячески вредят людям, но особенно опасны в Лемурии — ночи на 9, 11 и 13 мая. В эти зловещие дни были закрыты все храмы, не начинали никаких дел, не справляли свадьбы. В каждом доме его хозяин в полночь совершал древние магические обряды, чтобы обезопасить себя и своих близких. Он должен был босиком, сделав пальцами знак, оберегающий от встречи с тенью, омыть руки проточной водой, а потом девять раз бросить за спину черные бобы, повторяя: «Я бросаю эти бобы, чтобы уберечь ими от вас себя и своих!» После этого он девять раз ударял в медный таз, призывая призраки удалиться восвояси. Совершение этого обряда, как считали римляне, гарантирует полную безопасность.


Римское жертвоприношение

Как римляне относились к богам. Итак, мы познакомились с некоторыми римскими богами. Не может не поразить то, насколько представления о них отличаются от греческих мифов! В греческих мифах люди встречаются с богами, беседуют с ними, смотрят им в лицо. Римляне считали, что такое невозможно. Ни один простой смертный человек не может и не должен видеть божество. Поэтому, когда римлянин молился, он закрывал лицо одеждой, чтобы случайно не увидеть бога, к которому обращался. Лишь некоторые римляне удостоились чести общаться с божеством. Это были те, от кого пошел римский народ и кем было создано римское государство: Эней, Рея Сильвия, Ромул, Нума Помпилий.

Такого почитания богов у греков не было, как не было и слова, его обозначающего — религия. Конечно, римляне в этом смысле стоят выше греков и их боги лишены тех пороков, которые свойственны греческим богам. Вместе с тем, римляне не были бы римлянами, народом религиозным, героическим, но очень практичным и расчетливым, если бы все ограничивалось этим почитанием. Конечно нет! У них не было того немножко наивного, полудетского восхищения богами. Все здесь строилось на трезвом расчете — ведь основой отношения к божеству были слова «до, ут дэс» — «я даю, чтобы ты дал»! Не из чувства преклонения и восхищения приносили римляне свои жертвы богам, а добиваясь у них чего-то. Более того, они считали, что любого чужого бога можно переманить в Рим, пообещав ему большие жертвы, и бывало так, что римские полководцы перед стенами осажденных городов совершали обряд, называвшийся эвокация, переманивая чужих богов щедрыми посулами. Так что если грекам не хватало религиозного благоговения по отношению к богам, то римлянам в этих отношениях явно не хватало греческой теплоты и любви.

Римские боги

В Риме двенадцать великих олимпийцев превратились в римлян. Влияние греческого искусства и литературы там настолько было велико, что древние римские божества приобрели черты сходства с соответствующими греческими богами, а затем полностью с ними слились. Большинство из них, правда, имели римские имена: это Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Нептун (Посейдон), Веста (Гестия), Марс (Арес), Минерва (Афина), Венера (Афродита), Меркурий (Гермес), Диана (Артемида), Вулкан или Мулькибер (Гефест), Церера (Деметра).

Двое из них сохранили свои греческие имена: Аполлон и Плутон; причем второй из них никогда не назывался в Риме Аидом. Бог вина, виноградарства и виноделия Вакх (но никогда Дионис!) имел также и латинское имя: Либер.

Принять греческий пантеон богов римлянам было довольно легко, поскольку их собственные боги не были достаточно персонифицированы. Римляне обладали глубоким религиозным чувством, но не слишком большим воображением. Они никогда бы не сумели создать образы олимпийцев – каждого с живыми, четко выраженными чертами. Своих богов, прежде чем тем пришлось уступить место греческим, они представляли себе довольно туманно, едва ли более ярко, чем просто «тех, кто находится наверху». Их называли общим, собирательным именем: Нумины (Numina), что по-латыни означает Силы или Воли, быть может, Воли-Силы.

Пока греческие литература и искусство не проложили себе путь в Италию, римляне не испытывали нужды в красивых, поэтичных богах. Они были людьми практики и не очень беспокоились «о музах в венках из фиалок» или «лиричном Аполлоне, что сладкие мелодии извлекает из лиры своей» и т. п. Они хотели поклоняться прагматичным богам. Так, важной Силой в их глазах был «тот, кто охраняет колыбель». Еще одной такой Силой был «тот, кто распоряжается детской пищей». Мифы о них никогда не слагались. По большей части никто даже не знал, какого они пола – мужского или женского. С ними были связаны простые акты повседневной жизни; эти боги придавали им определенное достоинство, чего нельзя было сказать о греческих богах, за исключением Деметры и Диониса.

Наиболее известными и почитаемыми из них были Лары и Пенаты. Каждая римская семья имела своего лара, духа предка, и несколько пенатов, хранителей очага и стражей домашнего хозяйства. Это были собственные боги семьи, принадлежащие только ей, ее самая важная часть, защитники и покровители дома. Им никогда не возносили молений в храмах; это делали только дома, где во время каждой трапезы им предлагалась некоторая толика пищи. Были также и общественные лары и пенаты, выполнявшие по отношению к городу те же функции, что и личные – к семье.

Существовало также множество Воль-Сил, связанных с ведением домашнего хозяйства: например, Термина, страж границ; Приап, бог-податель плодородия; Палее, покровительница домашнего скота; Сильван, помощник пахарей и дровосеков. Их перечень довольно обширен. Все, что было важно для ведения хозяйства, находилось в ведении некоей благодетельной силы, которой никогда не придавалась какая-либо определенная форма.

Сатурн был одной из этих Воль-Сил – покровителей сеятелей и посевов, а его супруга One выступала в качестве помощницы сборщиков урожая. В более позднюю эпоху Сатурна стали отождествлять с греческим Кроном и считать отцом Юпитера, греческого Зевса. Таким образом, ему были приданы личностные свойства; о нем был сложен ряд мифов. В память о «золотом веке», когда он правил в Италии, каждый год зимой в Риме устраивался праздник – Сатурналии. Его идея состояла в том, что на время празднеств на землю возвращается «золотой век». В это время запрещалось объявлять войну; рабы и хозяева совершали трапезу за одним столом; наказания откладывались; все дарили друг другу подарки. В человеческом мозгу таким образом поддерживалась мысль о равенстве людей, о том времени, когда все находились на одном и том же общественном уровне.

Янус первоначально тоже был одной из таких Воль-Сил, точнее, «божеством добрых начинаний», которые, естественно, должны заканчиваться также хорошо. Со временем он в определенной мере персонифицировался. Фасады его главного храма в Риме выходили на восток и на запад, то есть туда, где восходит солнце и где оно заходит; храм имел две двери, между которыми стояла статуя Януса с двумя лицами: старым и молодым. Если Рим находился с соседями в состоянии мира, обе двери были закрыты. За первые семьсот лет существования Рима они закрывались всего три раза: в правление доброго царя Нумы Помпилия, после Первой пунической войны в 241 г. до н. э. и в правление императора Августа, когда, по словам Мильтона,

Ни грома войн, ни кликов битв

Уж слышно не было в подлунном мире.

Естественно, новый год начинался с месяца, посвященного Янусу, то есть с января.

Фавн был внуком Сатурна. Он представляет собой что-то вроде греческого Пана; это был довольно грубоватый, неотесанный бог. Впрочем, он обладал также пророческим даром и являлся людям во сне. Фавны стали римскими сатирами.

Квирин – имя обожествленного Ромула, основателя Рима {13} .

Маны – это души находящихся в Аиде праведников. Иногда их считали божественными и поклонялись им.

Лемуры или Ларвы – души грешников и злодеев; их очень страшились.

Камены – первоначально весьма полезные с практической точки зрения богини, заботившиеся об источниках, водоемах и пр., целили болезни и предсказывали будущее. С приходом в Рим греческих богов были отождествлены с совсем непрагматичными Музами, которые покровительствовали только искусству и науке. По одной из версий Эгерия, дававшая советы царю Нуме Помпилию, была такой Каменой.

Луцина иногда рассматривается как римская богиня-родовспомогательница; однако обычно это имя используется как эпитет к именам Юноны или Дианы.

Помона и Вертумн первоначально считались Волями-Силами, покровительствующими садоводству и огородничеству. Позднее они были персонифицированы и был даже сложен миф о том, как они полюбили друг друга.

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

БОГ ИЛИ БОГИ? Что же в действительности скрывается за обликом Элогима? И к кому он обращается, когда говорит: «Сотворим людей по нашему образу и подобию»? Присутствовали ли при акте сотворения еще и другие боги? И кто были эти другие «боги», которым израильтянам было

Из книги Мифы славянского язычества автора Шеппинг Дмитрий Оттович

Глава XI Боги огня и боги войны Первородная стихия огня как проявление тайной силы природы была, без сомнения, предметом обоготворения древних славян. Но в настоящее время, при смешении этого понятия огня с позднейшим его аллегорическим значением земного представителя и

Из книги Древний Рим автора Миронов Владимир Борисович

Римские матроны: достоинства и пороки История Рима – это, конечно же, прежде всего история мужчин… Однако и римские женщины играли в ней немаловажную роль. Как мы знаем, история страны началась с похищения сабинянок. Описать все стороны бытия и воспитания женщин

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

Выдающиеся римские историки Великие страны всегда порождают и великих историков… Жизнь и общество нуждаются в них больше даже, чем в строителях, врачах и учителях, ибо они, то есть выдающиеся историки, одновременно возводят здание цивилизации, лечат общественные

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Римские нравы, быт и повседневная жизнь Как проводили они свободное время? Обратимся к книге П. Гиро «Быт и нравы древних римлян». В Риме, столице огромной Империи, всегда было шумно. Тут можно увидеть кого угодно – торговцев, ремесленников, военных, ученых, раба, учителя,

Из книги Повседневная жизнь греческих богов автора Сисс Джулия

Из книги Мифы и легенды Греции и Рима автора Гамильтон Эдит

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

Из книги Смотреть кино автора Леклезио Жан-Мари Гюстав

Боги и дни Если верить творцам ученых дискуссий, являвшимся одновременно судьями и заинтересованными участниками, поскольку звали их Цицерон, Лукиан и Сенека, то главная трудность, которую в их века создавали боги, носит практический характер и заключается в вопросе:

Из книги Повседневная жизнь египетских богов автора Меекс Димитри

Боги вод Посейдон (Нептун) – повелитель и хозяин Моря (имеется в виду Средиземное море), а также Понта Эвксинского (Гостеприимное море, ныне – Черное). Под его властью также находились подземные реки.Океан – титан, повелитель реки Океан, обтекающей Землю. Его жену,

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги Мост через бездну. Книга 1. Комментарий к античности автора Волкова Паола Дмитриевна

Из книги автора

Из книги автора

Глава 8 РИМ - ЦАРЬ ГОРОДОВ Рост территории Рима. - Римский Форум. - Императорские форумы. - Метаморфозы города. - Цирки и амфитеатры. - Римские театры. - Термы и акведуки. Римское жилище: дома и наемные квартиры В основе античной цивилизации в целом, как греческой, так

Из книги автора

Глава 9 СОБЛАЗНЫ ГОРОДА Общественная жизнь. - Развлечение на стадионе. - Римские игры. - Народный театр: представления и мимы. - Конные состязания. - Гладиаторские бои. - Удовольствие от бань, удовольствие от пищи. - Соблазны городской жизни Горация, достигшего

Из книги автора

III. Римские маски Общеизвестно то влияние, в буквальном смысле слова, которое греческая культура оказывала на Рим. Философия, круг чтения, театр, архитектура. Но греческая культура, привитая к латинскому стволу, была не народна, а элитарна. Только в привилегированных

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.