Художник-иллюстратор Наталья Климова. Небесные заступники

У каждого человека есть свой святой покровитель и своя икона-заступница, которые даются ему с рождения

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ И ИКОНЫ-ЗАСТУПНИЦЫ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ

У каждого человека есть свой святой покровитель и своя икона-заступница , которые даются ему с рождения.


Святой покровитель появляется у человека при рождении с первым ударом сердца и оберегает его на протяжении всей жизни до момента смерти. Именно ему необходимо молиться в первую очередь, поскольку он - наш заступник перед Богом. Главным призванием ангела-хранителя является защита человека от болезней, бед и нечистых сил. Родители, надеясь на защиту святого , иногда называют своих детей таким же именем .


Также важное место в жизни верующих занимают иконы. Все иконы каким-то образом проявляют чудеса, с их помощью люди обретают покой и силу, очищают душу и избавляются от недугов. Иногда люди просят у иконы помощи, а иногда благодарят за нее.


Но необходимо знать какому святому возносить свои молитвы и о чем молят Вашего небесного покровителя и заступника .


{banner_adsensetext}

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ И ИКОНЫ-ЗАСТУПНИЦЫ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ




Сегодня практика называть ребенка по имени его святого заступника почти забыта. Поэтому святой, который покровительствует по имени , не всегда совпадает со святым по дате рождения. Мы предлагаем узнать, кто из святых заступников покровительствует именно Вам и каждому члену Вашей семьи по дате рождения.

С 22 декабря по 20 января
Рожденным в этот период покровительствует святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский (ему можно молиться о даровании любви для себя и для своих близких).


Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная» .



Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о здравии своих родных, скорейшем восстановлении после болезни, исцелении от душевных травм, помощи одиноким людям в поиске верного спутника жизни, нелицемерной любви друг к другу, сердечной радости, покое, правде, помощи при серьезных финансовых проблемах, мире в стране, спасении от нашествия бед и войн, усмирении вражеской злобы, покровительстве трона и государства.


С 21 января по 20 февраля
Если Вы родились в этот период, то молитесь святым Афанасию и Кириллу . У них просят о том, чтобы помыслы были благочестивыми и разум не оставлял.


Родившихся с 21 января по 20 февраля защитят иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина».



Икона Божьей Матери «Владимирская » помогает найти путь истинный, принять верное решение, примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры, дает силы в тяжкий период жизни, исцеляет от телесных недугов, защищает от врагов, а также способствует счастливому браку без ссор и раздоров.



С 21 февраля по 20 марта
Рожденные в этот период молятся святому архиепископу Милентию Антихонскому (у него просят заступничества перед Богом и помощи в приобщении к добродетелям) и святому Алексею.


Родившихся с 21 февраля по 20 марта, защитят икона Иверской Божьей Матери.



Если человека настигла болезнь и несчастье, то ему надо обратиться к иконе «Иверская Богородица». У Богородицы просят заступничества за себя, за своих близких, и даже врагов. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об исцелении недугов телесных и душевных, о восполнение запасов, об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, об избавлении от скорби и печали, при тяжелых обстоятельствах, о защите жилища от нежеланных посещений, от пожара, о плодородии земли. Этот образ поможет обрести внутреннюю чистоту, успокоение сердца.

С 21 марта по 20 апреля
Небесные покровители родившихся в этот период святые Софроний и Иннокентий Иркутские , а также Георгий Исповедник (ему молятся об избавлении от болезней и болей).


Рожденные с 21 марта по 20 апреля просят защиты у иконы Казанской Божьей Матери .



У Казанской Богоматери молятся об излечении любых телесных недомоганиях, о духовном прозрении, для поиска верного пути, о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, о наставлении и утешении, о благословении молодых на вступление в брак, о налаживании отношений в браке, о благополучии, о защите детей от несчастий и печалей, об избавлении от набегов врагов.

С 21 апреля по 20 мая
Покровителями и заступниками рожденных в это время являются апостол Иоанн Богослов (к нему обращаются с просьбами о прибавлении ума в учебе и о любви), Святые Стефан и Тамара .


Если день рождения приходится на период с 21 апреля по 20 мая, защитят иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери .



Споручница грешных означает Поручительница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Перед иконой «Споручница грешных» молятся об обретении сил для исправления духа, душевного облегчения, обретения надежды в будущем, о даровании покаяния, об исцелении различных недугов телесных и душевных, о спасении грешников. К иконе обращаются в период душевной скорби, отчаяния, уныния, при семейных ссорах или неурядицах.


С 21 мая по 21 июня
Святые заступники рожденных в этот период – Алексей , чудотворец и митрополит Московский (к нему обращаются с молитвами о семейном благополучии и мирной жизни) и Константин .


Рожденные с 21 мая по 21 июня просят защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших» , «Неопалимая Купина» и «Владимирская» .



Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака, одиноким девушкам обрести удачное замужество, о здравии и благополучии детей, об освобождении от пороков, о погибающих детях, об исцелении болезней и болей, от недуга пьянства, о возвращении заблудших в Церковь. Также молиться образу могут люди, которые потеряли всякую веру во что-нибудь хорошее и отвернулись от Господа.



Перед иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожаров и молний, об исцелении физических и психологических недугов, об избавлении от совершенных грехов, от необдуманных поступков, о защите в бою.


Перед иконой пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся о принятии верного решения, о примирении враждующих, о смягчении злых сердец, о браке без ссор и раздоров, об исцелении немощи телесной и душевной, о силе в тяжелый период жизни, о защите от врагов, а также об исцелении бесноватых.

Небесным покровителем родившихся в это время является святой Кирилл . Его просят о защите от нечестивых учений и помощи в приобретении знаний.

Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери – заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля.



При обращении к иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» она дарует надежду, приносит утешение в скорби, поддерживает в трудных жизненных испытаниях, дает нуждающимся необходимые блага, излечивает физические и телесные болезни, помогает в трудностях на работе и в семейной жизни, оберегает торговцев.



Иконе Казанской Божьей Матери молятся об излечении любых телесных недугах, о духовном прозрении, о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, для поиска верного пути при ослабевании в душе огня веры, об утешении и наставлении при любой скорби и печали, о благословении молодых на вступление в брак, о налаживании отношений в браке, о защите детей от несчастий и печалей, об избавлении от набегов врагов. Также она уберегает от совершения ошибок и напастей, а также укажет путь к доброй цели.


С 23 июля по 23 августа
Покровители и заступники пророк Илья и Святой Николай Угодник охраняют рожденных в этот период. Илья-пророк помогает во время голода, неприятностей и болезней.


Тех, кто родился с 23 июля по 23 августа, защищает икона «Покров Пресвятой Богородицы».



Под словом «покров» в православной Руси понималось и покрывало и покровительство. Икона «Покрова Пресвятой Богородицы» символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род. Молитвы иконе Богородицы Покрова способны защитить от всех зол, бед и недугов. Она дарит чувство защищенности и благодати, помогает при политических конфликтах, военных действиях, при унынии и грусти. Ей молятся для исцеления больного, для прибавления достатка неимущим и жилья бездомным, для обретения любви.


{banner_yandexblokrtb1}


С 24 августа по 23 сентября
Если Вы родились в этот промежуток времени, то обращайтесь с молитвами к святому Александру о стойкости в вере, об успехе в военном деле (для военнослужащих), к святым Иоанну и Павлу.


Рожденные с 24 августа по 23 сентября просят защиты у икон «Страстная» и «Неопалимая Купина» .



На иконе Пресвятой Богородицы «Страстная» около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкой, копием. Икона защищает дом от стихийных бедствий и пожаров, дарует избавление от недугов разных телесных и духовных, укрепляет веру и силу духа, дает надежду, помогает утешить скорбящих, исцеляет душевные травмы, избавляет от переживаний, прогоняет мрачные мысли, помогает вести праведную жизнь.



Перед иконой «Неопалимая Купина» люди просят божественной защиты и покровительства. Просят о помощи люди, у которых опасные профессии (полиция, пожарники, военнослужащие), люди, имеющие серьезные заболевания, а также те, кто хочет защитить свой дом от пожара и от нежеланных и злых людей. Она может исцелять больных и вразумлять от всевозможных земных соблазнов и от плохих мыслей, может дать молящему душевный покой и светлое будущее.


С 24 сентября по 23 октября
Рожденным в этот период будет помогать в течение всей жизни преподобный Сергий Радонежский. Он помогает в учебе и смирении плотских страстей, особенно гордыни.


Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября, ищут защиты у икон Почаевской Божьей Матери , «Воздвижение Креста Господня» и «Неопалимая купина» .



К иконе «Почаевской» Божией Матери приходят для исцеления страшных и неизлечимых заболеваний, для укрепления духа и веры, для поиска праведного пути, для дарования покоя, для избавления от нечистых помыслов, для мира в доме и семье, для избавления от несчастия и ссор, для защиты дома от незваных гостей и воров.



Крест – священный и самый главный символ. Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. К иконе Воздвижение люди обращаются, чтобы избавиться от неизлечимых болезней, любых телесных недугов и болей, справиться с бесплодием.



Икона «Неопалимая Купина» способна защищать дом и людей от стихийных бедствий, от грабителей и других преступников. Она оберегает пожарных, врачей, военных и летчиков. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожаров и молний, об исцелении физических и психологических недугов, об избавлении от совершенных грехов, от необдуманных поступков, о защите в бою.


С 24 октября по 22 ноября
Ваш небесный покровитель - святой апостол Павел, который поможет бороться с душевными болезнями и защитит от травм.

Редактор кандидат исторических наук Н. А. Копылов

Редактор-составитель доктор исторических наук М. Ю. Мягков


© ИД «Комсомольская правда», 2014 год.

© ИД «Российское военно-историческое общество», 2014 год.

Невский Александр Ярославич

1221–1263

«Два Александра»

Александр Невский – весьма разноплановый персонаж русской истории. Это и реальный политик XIII в. – князь Александр Ярославич, представитель владимиро-суздальской ветви Рюриковичей-Мономаховичей, который при жизни не носил прозвание Невского. Это и эпический Александр Невский, который в XIV–XVIII вв. постепенно превращался в символ российской национальной и государственной идентичности. Причем образ последнего, эпического Александра Невского в разные эпохи трактовали по-своему, и даже ХХ столетие сумело внести свой значительный вклад в мифологизацию легендарного двойника князя. (Вспомним прекрасный фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».)


Афиша к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский».


Поэтому, когда речь заходит о князе Александре, очень важно обозначить, о каком Александре пойдет речь. В нашем очерке будем говорить об «изначальном Александре», реальном политике и талантливом полководце XIII в., которому выпала доля жить в сложное и трагическое для русской истории время. Это время определило логику и границы деятельности князя Александра Ярославича.

Сражения и победы

Князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский. Выдающийся русский полководец и государственный деятель.

Его победы в Невской битве и в битве на Чудском озере принесли ему посмертную славу, которая превзошла прижизненную известность князя. Образ святого князя Александра Невского, защитника православной веры, рос от столетия к столетию…

Прежде чем анализировать политику Александра, как, впрочем, и любого из значительных современников этого князя, например, его отца – Ярослава Всеволодовича Переяславль-Залесского, а потом Владимиро-Суздальского, или князя Даниила Романовича Галицкого, надо хотя бы кратко ознакомиться с тем, что собой являл к XIII в. русский мир, а также в каких отношениях со странами Востока и Запада он находился. 1230–1260-е гг. являлись эпохой значительных цивилизационных изменений, изменивших во многом не только русскую, но и всемирную историю.

Русское пространство в IX – начале XIII вв

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Русь XII–XIII вв., – это дробность русского мира. В политическом плане он представлял почти полтора десятка независимых государств. В социокультурном плане они были объединены как минимум в четыре альтернативные модели развития:

1. Южнорусскую и близкую к ней западнорусскую (Киевское, Переяславское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское и др. княжества);

2. Юго-западную Галицко-Волынскую;

3. Северо-восточную (Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества);

4. Северо-западную (Новгородская республика, а с XIV в. и Псковская республика).

И хотя все эти модели выросли из Киевской Руси IX – середины XI вв., к 30-м гг. XIII столетия они далеко отошли как от единого древнерусского корня, так и от социально-политического устройства друг друга. Эти модели представляли различные социокультурные альтернативы и были не столько союзниками друг друга, сколько противниками в борьбе за будущее развитие Руси.

Киевская Русь была важной частью средневековой Европы. В IX – середине XI вв. торговый путь «из варяг в греки», проходивший по русской территории и соединявший через систему рек и волоков Балтийское море с Черным, приобрел международное значение. Старая морская дорога из Западной Европы в Левант (восточное побережье Средиземного моря) оказалась для европейцев закрытой ввиду мусульманской экспансии, и торговые связи между европейскими странами, Византией и развитым Востоком стал обслуживать путь «из варяг в греки». Пространство вдоль этого пути превратилось в оживленный торговый и политико-культурный перекресток. Это благоприятно сказалось на развитии Киевской Руси, открылись большие выгоды как для местного населения, так и для иностранных купцов-гостей.

Среди последних преобладали скандинавы-варяги. Они и открыли некогда путь «из варяг в греки». Однако варяги быстро утратили роль главных торговых посредников между Западной Европой и Византией. Эта роль отошла к великим князьям Киевским, для которых организация торговых экспедиций в Царьград (Константинополь) и защита русских торговых интересов стала одной из важнейших задач государственной политики. Опорой власти в данном вопросе выступило восточнославянское городское население и славяно-варяжская княжеско-дружинная среда. В IX – середине XI вв. продолжали жить вечевые традиции в городской среде. Великие князья постоянно держали совет со старшей и младшей дружиной, а после 988 г. – и с духовенством.

Роль торгового посредника между Западом и Востоком принесла Древней Руси невиданные материальные богатства (стоит вспомнить хотя бы тот факт, что страна, полностью лишенная тогда собственных источников серебра, имела денежную систему, в основе которой лежали не монеты, а гривны – слитки серебра весом от 90 до 200 граммов). Не меньшую роль играли и новшества цивилизационного выбора. После крещения Руси в 988 г. образовалась русская митрополия как часть Византийского патриархата. Восточно-христианское влияние определило дальнейшее развитие духовной культуры страны.

Однако, как заметил историк-евразиец Николай Клепинин, «Быстро воздвигнутое и богато украшенное здание Киевской Руси стояло на слабом фундаменте» (Клепинин Н. Святой и Благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994). Как только западноевропейские крестоносцы в конце XI в. завоевали Святую землю, они «открыли» и старый 800-километровый морской путь из Европы на Восток, а путь «из варяг в греки», который был длиннее в 3 раза, стал быстро терять свое международное значение. Этому способствовало и еще одно обстоятельство. С середины XI в. торговые суда на волоке в районе Днепровских порогов беспрерывно атаковали кочевники половцы. В итоге к началу XII в. международная торговля потеряла для Руси свое прежнее значение, а сам путь «из варяг в греки» прекратил быть той геополитической осью, вокруг которой вращалось древнерусское единство. Лишь Новгород унаследовал роль регионального торгового посредника между севером Европы, русскими землями, греками и Востоком.

На рубеже XI и XII вв. Русь испытывала серьезный кризис. Она превращалась из оживленного межцивилизационного перекрестка в восточную окраину европейского мира и северную периферию церковно-культурного византийского пространства. Причем от Ромейской империи Русь с юга была отрезана абсолютно чуждой и враждебной ей кочевой Великой степью. Раскол западной и восточной христианских церквей (схизма 1054 г.) стал серьезной причиной возрастающей от века к веку отчужденности православной Руси от католических стран Западной Европы.

Угасание торгово-городового уклада заставило древнерусскую княжеско-дружинную элиту в конце XI–XII вв. проявить интерес к владению землей. Повсеместно стали возникать княжеские и боярские вотчины (вотчина (аллод) – безусловная частная собственность на землю), доходы с которых стали теперь главным источником благополучия князей и их бояр. В условиях натурального хозяйства, когда все необходимое производилось и потреблялось на месте, для разбросанного по бескрайним просторам Восточно-Европейской равнины населению исчезла необходимость держаться Киева. Местный князь со своей дружиной обеспечивал порядок на местах и внешнюю оборону. После смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича Великого (годы правления – 1125–1132) единое древнерусское государство распалось на 12 независимых земель.

Политическая раздробленность на Руси в XII – начале XIII вв., как и феодальная раздробленность на Западе Европы начального периода, была позитивным явлением. Она способствовала социально-экономическому, политическому и культурному развитию (к примеру, если ранее Русь знала 2 центра летописания, то теперь их стало 14!). Начался процесс выравнивания развитых волостей времен Киевской Руси и бывших ее медвежьих углов. Причем некоторые из них, в частности, Владимиро-Суздальская земля и Галиция с Волынью, во многом обошли прежних лидеров.

Половецкие набеги, опустошавшие пограничные с Великой Степью южнорусские территории, направили потоки беженцев из Поднепровья на русский север, северо-восток и юго-запад. Развитые в социально-экономическом плане южнорусские переселенцы несли с собой новые земледельческие технологии (примитивное подсечно-огневое земледелие повсеместно было заменено на перелог и двуполье), в новых городах и селах распространялись развитые ремесла, оживилась местная торговля. При этом русский мир, как и прежде, походил на айсберг, на вершине которого красовались достаточно развитые формы средневекового хозяйства и общественного устройства, а огромную подводную часть продолжал составлять архаический пласт, мало интегрированный в экономические, общественно-политические и культурные достижения своего времени.

Особенно велик это пласт был на северо-востоке Руси, родном для героя нашего очерка – князя Александра Ярославича. Это было прежде всего следствие суровых природно-климатических условий и удаленности от старорусских очагов цивилизации. Однако княжеская власть в лице потомков Владимира Мономаха (его четвертого сына Юрия Долгорукого, его внуков Андрея Юрьевича Боголюбского и Всеволода Юрьевича Большое Гнездо) извлекла из данных обстоятельств скорее пользу. Княжеская власть пришла в Ростово-Суздальскую Русь раньше, чем русская колонизация сделала этот край преимущественно восточнославянским. В итоге местные князья сразу стали смотреть на Владимиро-Суздальскую землю, как на свою личную вотчину. Большой процент финно-угорских данников среди населения приучил местных князей к властности, которая проистекала из права сильного. С другой стороны, местные князья оказались здесь не столько политическими вождями, сколько рачительными хозяевами-собственниками, обустраивающими свою вотчину. Они энергично строили здесь новые города и села, привлекали и опекали переселенцев, бежавших от половецкого натиска.


Присекин Сергей Николаевич. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», 1983 г.


Патернализм владимиро-суздальских князей встречал одобрение у населения их княжества, несмотря на то, что уже в княжение Андрея Боголюбского (1154–1174) выступила и оборотная его сторона – княжеское самовластие при падении социального статуса населения. Поселенцы воспринимались смердами, получившими землю и право жить на ней из княжеских рук. (Жизнь смерда охранялась по «Русской Правде» вирой в 5 гривен серебра, в отличие от жизни людей, свободных крестьян-общинников, которых, как и рядовых княжеских дружинников, древнерусское право охраняло вирой в 40 гривен серебра.) Естественно, в таких условиях в XII–XIII вв. древнерусские вечевые традиции, продолжавшие существовать на юге и западе Руси и усилившиеся на севере в Новгороде и Пскове, не получили развития на русском северо-востоке.

Владимиро-суздальское боярство, небогатое и относительно немногочисленное, не могло конкурировать с княжеской властью ни в экономическом, ни в общественно-политическом, ни в военном плане. Этим оно резко отличалось от южно- и западнорусского боярства, а особенно от галицко-волынской аристократии, превратившейся в сильный противовес княжеской власти, а также от новгородских бояр, которые стали главной социально-политической силой в Господине Великом Новгороде после утверждения там в 1136 г. вечевого строя. Если прадед Александра, первый суверенный правитель Суздальской Руси – князь Юрий Долгорукий (1132–1154), еще как-то поддерживал старинные дружинные традиции, то оба его сына – великие князья владимиро-суздальские Андрей Боголюбский (1154–1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) – уже привыкли видеть в боярах и дружине не сотрудников-вассалов, а подданных и слуг.


Святой благоверный князь Александр Невский.


Контроль над ресурсами и мощный военный потенциал, включавший кроме больших княжеских дружин еще и многочисленное крестьянское ополчение, позволял владимиро-суздальским князьям вести активную политику как внутри русского мира, так и за его пределами.

К середине XII в. большинство финно-угорского населения Владимиро-Суздальской Руси приняло христианство и смешалось с восточнославянскими переселенцами, Суздальский край окончательно ославянился, но здесь сложился особый, весьма отличный от свойственного Киевской Руси IX–XI вв. менталитет, который в будущем ляжет в основу формирования великорусского народа.

Мы остановились на описании особенностей Владимиро-Суздальской Руси, так как она была родиной Александра. Именно она сформировала стереотипы и систему мышления этого князя, его понимание княжеского долга и права.

Узнать своего святого покровителя:

Русская Православная Церковь почитает большое множество святых. Она сильна ими – теми, кто пострадал за истинную веру, или совершил иной подвиг ради Господа нашего Иисуса Христа. На частицах мощей святых мучеников совершается главнейшая церковная служба – Божественная литургия.

Знать и почитать своего святого должен каждый православный христианин, но для начала необходимо выяснить, кто является Вашим святым покровителем. Существует специальный чин наречения имени, когда священник, прочитав молитву, нарекает новорожденному младенцу имя, но в наши дни этот обряд совершается редко, так как не все о нем знают. Родители нарекают ребенку имя сами, и, принеся его в храм для крещения иногда оказывается, что святого с таким именем нет в святцах. Тогда ребенку подбирается другое имя, называемое крестильным. Обычно дается имя созвучное родимому имени, например, святой покровительницей Кристины, будет святая Христина, а Жанны – святая Иоанна.

Но чаще всего бывает так, что родимое и крестильное имена совпадают. Тогда остается выяснить какой же из святых является Вашим покровителем? Если тезоименитых, то есть соименных Вам святых несколько, по церковному календарю выбирается тот святой, чей день памяти ближайший после Вашего дня рождения. Для облегчения этого поиска нами был разработан этот раздел.

Как пользоваться разделом

Следует обратить внимание, что в последнее время постоянно растет список новопрославленных святых – новомучеников ХХ века. Если Вы ищите святого покровителя для своего малыша, то новомученники обязательно должны учитываться при поиске. Святейший Патриарх Кирилл благословил называть детей в честь новомученников, чтобы почитание их росло и распространялось. Но если Вы ищите святого покровителя для взрослого человека, будьте внимательны, так как в то время, когда его крестили, многие святые еще не были прославлены.

Методическая разработка:

Святые заступники Руси”

МОУ СШ с. Сара Сурского района

Ульяновской области

Дмитриева Марина Анатольевна

2018г

Тема: Святитель Николай Чудотворец

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Форма проведения: праздник

Цель: Прославление Угодника Божия Николая Чудотворца.

Задачи:

1. Знакомство обучающихся с традициями русского народа, связанных с празднованием Дня Николая Чудотворца; формирование представлений о чудесах, творимых по молитвам Святителю Николаю Чудотворцу Мирликийскому.

2.Формирование представлений о духовно-нравственной сфере человеческой жизни, ценностях любви и добра, раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся.

3. Развитие творческих способностей обучающихся

Ресурсы: музыкальный центр, экран, проектор, микрофоны, ноутбук, фонограмма музыкального сопровождения, Икона Святителя Николая Чудотворца, подсвечник, свечи

Ход мероприятия:

Оргмомент.

Объявление темы, целей.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья!

По православному церковному календарю каждый день мы празднуем память какого-либо святого. Святые - соль земли. Они – смысл ее бытия. Они тот плод, ради которого она хранится… Святые Церкви – свет мира.

На последний месяц года по народному календарю приходится самое большое количество праздников. Недаром наши предки говорили: «В декабре что ни день, то праздник». Однако самым почитаемым и в наше время остается День Николая Чудотворца, который православные отмечают 19 декабря.

Ребята, а что значит «чудотворец»?

(Ответы детей, обобщение учителя)

Учитель. Святой Николай – один из самых почитаемых на Руси святых. Его называют великим заступником и всегда обращается к нему в молитвах за помощью.

Дети смотрят клип «Николай Чудотворец».

Ведущий 1. На земле рождается очень много людей, но святых среди них очень и очень мало. Секрет столь редкой святости человека заключается в собственной жизни святого, безграничной доброте и любви, которую он проявляет к обычным, простым людям. Жизнь Святителя Николая была нелёгкой. В страшные времена гонений на христиан, в городе Патары, жили благородные и добродетельные Феофан и Нона, в последующем родители Святителя Николая. Долгое время у них не было детей. Они усердно молили Бога послать им чадо и дали обет посвятить его на служение Господу. Их слёзная молитва была услышана, и Господь даровал им чудесного сына, которого при крещении нарекли Николаем. Родился Святитель Николай в 3 веке (в 280г.).

Ведущий 2. Сохранилось предание о том, что всё время пока свершалось таинство Святого Крещения, Святитель Николай простоял в купели к благоговейному изумлению народа, не поддерживаемый ни кем, три часа! Так будущий великий Святитель уже при крещении своём явил себя Чудотворцем. От самого своего рождения Святитель Николай был молчалив, кроток и смиренен. Он рос разумным и добрым мальчиком. Наставления Боголюбивых родителей глубоко укоренялись в его сердце. Когда мальчик подрос, родители стали обучать его, и ребёнок быстро и легко постиг книжную мудрость. Всё своё свободное время он проводил в храме в молитвах и чтении Священного Писания. Во всех окружающих Николай проявлял к себе невольное почтение и любовь.

Ведущий 1. За свою добродетельную жизнь юноша Николай был посвящён в сан священника в г. Патары. Вскоре, когда умерли родители Николая, ему досталось большое наследство. Святой всё своё богатое наследство раздал нищим и нуждающимся, сам же всей своей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей христианского пастыря. Неисчислимы были подвиги его любви и милосердия к людям. Чудеса, творимые святителем Николаем, случаются и с каждым из нас, просто нужно уметь разглядеть и понять их.

2-й ведущий: Весьма интересно, почему Святителя Николая называют Чудотворцем Мирликийским?

l-й ведущий: По промыслу Божию во время молитвы Николаю чудотворцу явился светозарный юноша и возвестил: «Николай! Ты должен выступить на служение народу, если желаешь получить венец от Меня». Николай Угодник понял, что чудесный голос был голосом Самого Господа Бога. И Святой отправился в город Миры - столицу Ликии, где его никто не знал. Здесь он жил как нищий, терпя всяческие лишения. В это время в Мирах скончался архиепископ всей Ликии Иоанн. Все остальные епископы собрались в Мирах для избрания нового главы Ликийской Церкви - архиепископа.

2-й ведущий: А как это произошло, мы с Вами узнаем из стихотворения «Избранник Божий», которое нам прочтет… Ястребова Екатерина.

Епископы стояли и молились.

Они с мольбою к Богу обратились:

«Как нам найти достойнейшего мужа?

Архиепископ нашей Церкви нужен».

И вот явился ангел одному

И волю Божью передал ему:

«Кто первым в храм к заутрене войдет,

Того и примет с радостью народ!

Тот свет христианский принесет в ваш

край, И будет его имя - Николай!»,

Наутро первым в храм вошел святой.

«Ответь нам, кто ты? Тайну приоткрой,

Свое предназначенье не скрывай!»

Угодник тихо молвил; «Николай».

l-й ведущий: С тех пор святого называют Мирликийским чудотворцем. Приняв правление Церковью, архиепископ Николай стал всему народу Ликии милостивым и заботливым пастырем. Двери его дома были открыты для всех. Каждого он принимал с любовью и радушием.

2-й ведущий: В одно из самых жестоких гонений на христиан Архиепископ Мирликийский Николай был схвачен нечестивыми язычниками и со множеством христиан заключен в тюрьму. В долгом заточении христианские узники терпели страдания, голод и жажду. А непоколебимый служитель Христов Николай только утверждал в вере свою паству.

l-й ведущий: Являясь святым, Николай чудотворец утешал немощных и укреплял малодушных в таком страшном для простых людей ожидании верной погибели. Святитель Николай твердо стоял на том, что «Исповедующие Христа всегда пребывают в готовности пострадать, даже до смерти, за Имя Христово!»

2-й ведущий: В городе Ликии было время страшного неурожая и повсеместного голода, а Святитель Николай помог своему народу спастись от верной голодной смерти.

l-й ведущий: В то время как народ Ликии голодал, в одной из итальянских пристаней снаряжался корабль с хлебом. И вот, в чудном сновидении, к хозяину корабля приходит Божественный Посланец. А что было дальше, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое называется «Три золотые монеты», его нам прочтет Глухова Анастасия.

Неурожайным был в Ликии год,

Терпел нужду и бедствия народ-

Запасы хлеба подошли к концу.

И вот тогда богатому купцу,

Что нагрузил свои суда пшеницей,

Чудесный сон глубокой ночью снится.

Сказал, ему святитель Николай:

Ты свой корабль в Ликию отправляй,

Получишь Божью помощь ты за это.

В залог возьми три золотых монеты!”

Купец проснулся. У него в руке

Блестели три монеты золотые,

Монеты драгоценные, святые…

Исполнил он Угодника наказ,

Народ Ликии от лишений спас.

l-й ведущий: Много чудес сотворил великий святой при жизни, много он их сотворил и после своего преставления

Просмотр видеоролика

2-й ведущий: После праведной кончины (в декабре 342 г. по Рождестве Христовом) святые мощи угодника Божия сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого множество людей получало исцеление. В 1087 г. в связи с угрозой нашествия мусульман мощи святителя Николая были перенесены в город Бари в Южной Италии, где они почивают и поныне.

l-й ведущий: Слава о великой святости жизни, о многих чудных благодеяниях страждущим и о целебной силе нетленных мощей святителя Николая распространилась на Востоке и на Западе. По всему миру воздвигнуто множество храмов во имя святого Угодника Божия Николая Чудотворца. И по сей день великий святитель слышит нас и избавляет от мрака скорбей и нашествия бед лучами чудес своих!

Учитель: Все вы знаете, что достопримечательностью нашего Сурского района является Николина гора, названная в честь святого Николая Чудотворца.

В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились.

Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.
Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его - меч, а в другой - храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси.

Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.

Позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда и перенесли удивительную икону. Вскоре и Белую гору окрестили Николиной или Никольской. Местные жители рассказывают, что их предки хранили образ как святыню и никак не соглашались передать его вышестоящим властям.

При советской власти религиозные проявления не приветствовались. И в одно прекрасное время чиновники распорядились уничтожить Никольскую часовню. На это дело даже удалось уговорить одного из молодых трактористов-атеистов. Старожилы утверждают, что мать парня плакала и молилась о спасении души своего заблудшего сына, она просила святого Николая сохранить ему жизнь.

Молодой человек пытался снести часовню с помощью трактора. Но случился обвал, машину занесло. Народ ахнул, когда трактор перевернулся и полетел с горы в пропасть. Но каково было всеобщее удивление, когда люди увидели тракториста повисшего на дереве, одиноко растущем на склоне. Парень вылетел из машины, зацепился за сучок и остался жив. «На самом деле святой Николай услышал молитвы его матери и пожалел ее», - уверены сельчане.

Николина гора по сей день считается святым местом. Здесь установили новую икону, подобную прежней, похищенной чекистами. Со всех уголков нашей страны приходят сюда люди, чтобы молить о прощении своих грехов и просить у святого Николая Чудотворца исполнить их самые сокровенные желания.

Заключительное слово учителя.

В заключение хочется пожелать, чтобы жизнь каждого из нас изо дня в день наполнялась делами добра, которые приносят чувства счастья и радости, помогают приблизиться к святости. Помните, что святые – это люди, которые вобрали в своё сердце только свет. Нужно всем нам жить так, чтобы не только одного угодника Божьего св. Николая все знали и почитали, но чтоб каждый из нас стал угодником Божьим. И пусть в этом нам помогает молитвами Николай Чудотворец.

Кто странствует, кто свой покинул край,

Кому суровой мачехой чужбина,

Пред кем морская ли, житейская пучина –

Тем помоги, святитель Николай!

Все вместе исполняют песню «Родина»

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой,

Со Спасова древнего образа

С горящей свечи восковой.

А может она начинается

С молитвы прабабки моей

С нательного детского крестика

С причастья у царских дверей.

С чего начинается Родина?

С часовни у Царских ворот,

С Заступницы Матушки Иверской,

К Которой стремиться народ.

С чего же она начинается?

С признания в детских грехах

Отчизна моя отражается

Священника в добрых глазах.

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой

Со Спасова древнего образа

С горящей свечи восковой

А где же она завершается?

В бездонной небес синеве

Где время и вечность сливаются

В молитве о русской земле.

С чего начинается Родина?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Святые заступники Руси Составил: Сумбаев Алексей, ученик 9 класса Баевской средней школы МО «Николаевкий район» Ульяновской области Руководитель: Сумбаев Александр Николаевич Тел: 89374532328

2 слайд

Описание слайда:

Андрей Первозванный считается покровителем людей, чья профессия связана с морем, путешествиями и иностранными языками. А юные девицы молятся Святому, чтобы испросить благочестивого мужа и удачного брака. Святой апостол Андрей Первозванный Тропарь апостолу Андрею Первозванному Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость

3 слайд

Описание слайда:

3а победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. Тропарь Георгию Победоносцу Яко пленных свободитель и нищих защититель, / немощствующих врач, Царей поборниче, / победоносче велико мучениче Георгие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим. Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.

4 слайд

Описание слайда:

Святые угодники Божии, как особенно близкие к Богу, и по переселении своем в мир горний не перестают ходатайствовать о нас пред Богом и испрашивают благодать и милость всем нам. Нет строго обязательного списка дел, в которых надо молиться каждому святому. Поэтому святителю Николаю как и другим святым можно молиться о помощи во всех трудных ситуациях. Святитель Николай Чудотворец Тропарь, глас 4 Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

5 слайд

Описание слайда:

Святой равноапостольный великий князь Владимир Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4 Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу. Озаряемые светом лица Божия, святые Божии видят нас, знают, какие мы питаем к ним чувствования и желания, а потому, без сомнения, и становятся любвеобильными покровителями, заступниками и помощниками особенно тем из нас, которые питают к ним особенную любовь, с особенным усердием молятся им и чтут дни памяти их

6 слайд

Описание слайда:

Святой Благоверный великий князь Александр Невский Тропарь Яко благочестиваго корене / пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, / яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, / новаго чудотворца преславна и Богоприятна. / И днесь сошедшеся / в память твою верою и любовию, / во псалмех пениих радующеся славим Господа, / давшаго тебе благодать исцелений. / Егоже моли спасти град сей, / и стране нашей Богоугодней быти, / и сыновом Российским спастися. Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных

7 слайд

Описание слайда:

Святой Благоверный великий князь Дмитрий Донской Тропарь Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, / языки побеждающа. / Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, / на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, / тако, княже Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость. Ему молятся об укреплении страны, сохранении ее единства, защиты от внешних и внутренних угроз, а также об укреплении народной веры. Кроме того, молятся Дмитрию Донскому о сохранении и укреплении семьи

8 слайд

Описание слайда:

Преподобный Сергий Радонежский Тропарь глас 4: Иже добродетелей подвижник, /яко истинный воин Христа Бога, /на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; /темже и вселися в тя Пресвятый Дух, /Егоже действием светло украшен еси. /Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, /поминай стадо, еже собрал еси, мудре, /и не забуди, якоже обещался еси, / посещая чад твоих, / Сергие преподобне, отче наш. В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни

9 слайд

Описание слайда:

Священномученик Гермоген Тропарь Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, чдтв Российския земли первопрестольниче /и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! /За веру Христову и паству твою душу свою положив, /царей наших державу утвердил еси /страну нашу от нечестия избавил еси. /Темже вопием ти: /спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш. Ему молятся о спасении России, о заступлении Отечества от нашествия иноплеменных и власти иноверцев, о твердом стоянии в вере, о мужестве перед лицом смертельной угрозы.

10 слайд

Описание слайда:

Преподобный Андрей Рублев Тропарь Андрею Рублеву, иконописцу Божественнаго света лучами облистаемый, /преподобне Андрее, / Христа познал еси Божию премудрость и силу, /и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси /единство во Святей Троице. /Мы же со удивлением и радостию вопием ти: /имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице / моли просветити души наша. Cвятого преподобного Сергия Радонежского просят о просвеще -нии разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

11 слайд

Описание слайда:

Преподобный Серафим Саровский Тропарь преподобного Серафима, От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш. К Серафиму Саровскому с молитвою взывают с любыми вопросами, связанными со здоровьем тела или души, при горестях и печалях, унынии и тоске.

12 слайд

Описание слайда:

Праведный Иоанн Кронштадтский Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша. В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе

13 слайд

Описание слайда:

Блаженная Ксения Петербургская Тропарь блаженной Ксении Петербургской глас 7 Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием. Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед

14 слайд

Описание слайда:

Святой Архангел Михаил Тропарь Архангела Михаила глас 4 Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил. Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом

15 слайд

Описание слайда:

Преподобный Амвросий Оптинский Тропарь глас 5 Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим. Ему молятся о помощи в различных житейских нуждах, об исцелении в болезнях, о твердом стоянии русского народа в вере отеческой, о добром нраве и христианском воспитании детей.

16 слайд

Описание слайда:

Святая Праведная Блаженная Матрона Московская Тропарь Земли Тульския прозябение, / града Москвы ангелоподобная воительнице / блаженная старице Матроно. / От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая. / Но от Бога щедро духовное зрение приявшая, / прозорливице и молитвеннице. / Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая. / Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных, / радосте наша.

17 слайд

Описание слайда:

Икона КАЗАНСКОЙ Божией Матери ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о. Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. Пред иконой Пресвятой Богородицы Казанская молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.

18 слайд

Описание слайда:

Икона Божьей Матери ВЛАДИМИРСКАЯ Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.