Как готовиться к венчанию в православной церкви. Что может препятствовать христианскому браку

Венчание для православных прихожан является не только красивейшим обрядом, который знаменует благословение пары на семейную жизнь, но и одним из величайших таинств.

Описание

Нужно понимать всю серьезность и ответственность вступления в брак перед лицом Господа. Хотя данный процесс и является на сегодняшний день обратимым, однако делать этого не рекомендуется. Именно поэтому следует взвесить все вышесказанное и еще раз задать вопрос себе и будущему супругу, готов ли каждый из пары стать на этот путь. Случается так, что один из молодых не является верующим. Исходя из этого, существует множество нюансов, связанных с венчанием. Накануне этого действа молодая пара часто интересуется подробностями процесса. Ведь на самом деле важно знать, что нужно для венчания? И как именно все происходит?

Правила

В венчальной церемонии важно абсолютно все. Одинаковую ценность имеет внутреннее состояние, а также мысли жениха и невесты, и даже носовой платок, обмотанный вокруг свечи. Далее следует понимать, из каких действий состоит само венчание. Правила данного процесса разделяются на религиозные и социальные. Без соблюдения одних невозможно выполнение других. К одному из социальных правил относится, к примеру, предварительная регистрация брака в загсе с выдачей официального документа, подтверждающего данный факт. Далее еще несколько пунктов нужно соблюсти, чтобы пройти венчание. Правила также гласят о том, что допустимый для церемонии возраст молодоженов должен составлять не менее 18 лет.

Однако существуют отдельные случаи, в которых позволяется, чтобы невесте было 16. Также нельзя, чтобы кто-либо из будущих супругов имел зарегистрированный и не расторженный до сих пор брак с третьим лицом. Молодожены не могут быть допущены к церемонии венчания, если они состоят в кровном родстве между собой либо в соответствующей связи вплоть до третьего колена. Соблюдение всех правил является обязательным.

Нужно ли быть крещеным?

Есть еще несколько необходимых пунктов, которые нужны для венчания. К примеру, оба из сложившейся пары должны пройти в своей жизни обряд крещения. Если этого по каким-либо причинам до сих пор не произошло, то данный процесс необходимо предварительно осуществить перед венчанием. Отдельным случаем для рассмотрения является желание пары связать себя узами брака перед лицом Господа, когда один из молодоженов является представителем иного вероисповедания. К примеру, прихожанином католической и лютеранской церкви. Подобная ситуация разрешается следующим образом.

Пара допускается к церемонии венчания исключительно в случае, если каждый из супругов обязуется рожденных в данном союзе детей воспитывать согласно традициям и канонам православного вероисповедания. Недопустимым считается венчание молодоженов, которые уже состоят в церковном родстве. Например, крестники или крестные. Не разрешено связывать пару узами брака перед лицом Божьим, если жених или невеста открыто заявляют об атеизме или проведении обряда не по личной воле. В данном случае сторонниками венчания, как правило, становятся родители одной из сторон. В подобной ситуации священник имеет право отказать в проведении церемонии. Последнее правило гласит, что венчаться разрешено не более трех раз за всю жизнь. Хотя, разумеется, лучше осуществить данную церемонию единожды и навсегда.

Благоприятные дни

Особое внимание требуют дни венчания. Ведь церемония проводится в строго определенное время. Так, обряд разрешен в понедельник, среду, пятницу, а также воскресенье. Следует помнить, что церемонию венчания не допускается проводить в дни во время соблюдения постов. Например, в Великий, Рождественский, Успенский, а также Петров. Свадебное венчание не стоит планировать во время Святок, период с 7 по 19 января, Масленицы и на неделе после Православной Пасхи. Также из числа разрешенных дат выпадают дни религиозных праздников. К примеру, Сретенье - 15 февраля, Вознесение Господне, Святая Троица, Усекновение главы Иоанна - 11 сентября, Рождение Пресвятой Богородицы - 21 сентября, Воздвижение Креста Господнего - 28 числа того же месяца, а также Покрова - 13 октября. Не проводятся свадебные процессии в дни, предшествующие данным датам. Узнавая в выбранном для обряда храме, что нужно для венчания, молодожены, как правило, выясняют, в какие дни рекомендуется его проводить. Каждая церковь имеет свои внутренние праздники, часто связанные со служителями данного прихода. Конкретно обо всех нюансах лучше всего узнавать у настоятеля.

Причащение и исповедь - обязательные обряды перед венчанием

Важным этапом подготовки к таинству является причащение, а также исповедь каждого из пары. В преддверии этих обрядов следует соблюдать пост, который длится три дня. Он накладывает ограничение на данный период в виде запрета на употребление алкогольных напитков, а также интимную близость между супругами. Этот период лучше всего посвятить чтению молитв, общению со Всевышним и настраиванием на нужный лад. Это приводит в порядок мысли, а также приносит умиротворение. По истечении трехдневного поста следует непременно исповедаться, раскаявшись в своих грехах. После проведения всех предшествующих обрядов супруги считаются готовыми к венчанию.

Крестики и кольца для венчания

Что нужно для венчания? В день церемонии все, кто собирается на ней присутствовать, должны иметь при себе крестики. В первую очередь это касается, конечно же, молодоженов. Нательные крестики являются одним их главных и неотъемлемых атрибутов церемонии. Вторым важным элементом служат кольца. Раньше необходимо было подготовить пару колец, одно из которых было выполнено из золота и символизировало мужское начало и его силу. Второе было из серебра и олицетворяло женскую энергию. Сейчас эти традиции не обязательны к соблюдению. Главное, чтобы кольца нравились и были удобны для супругов.

Важным является соблюдение следующего правила. Кольца нужно отдать священнику, который будет проводить церемонию, до ее начала. Они будут находиться на престоле для освящения.

Иконы

Иконы - это то, что нужно для венчания в обязательном порядке. Их должно быть две: одна - Пресвятой Богородицы, другая - Христа. После обряда иконы нужно забрать и поместить в дом молодоженов. Это послужит очень сильным оберегом для защиты жилища и семьи в целом. Также заранее следует приобрести венчальные свечи и обязательно обмотать их белым платком, чтобы не обжечься растопленным воском. Важным атрибутом церемонии являются рушники со свадебной символикой. Один из них расстелют под ноги супругам, вторым обвяжут им руки. По окончании церемонии они должны быть сложены для хранения в доме молодоженов.

Требования к самой невесте

Отдельные требования должна соблюдать невеста. Венчание в церкви не допускает откровенных нарядов, в том числе оголения декольте, плеч и спины. Сегодня тяжело найти платье, отвечающее подобным требованиям. А если такое и произойдет, то вряд ли наряд будет отвечать современным тенденциям моды. Поэтому в данном случае используется накидка для венчания. Она может быть в виде жакета или манто. Эти элементы наряда должны быть также светлого цвета и прикрывать указанные части тела. Накидка для венчания может быть ажурной или кружевной. Такой элемент способен сделать внешний вид невесты просто потрясающим. Также необходимо помнить, что обязательно во время церемонии всем представительницам прекрасного пола быть с покрытой головой. Для невесты это может быть фата, шляпа. Подойдет также любой другой головной убор, который сочетается со свадебным нарядом.

Стоимость проведения обряда

Когда все подготовлено и наступил назначенный день, приступают непосредственно к проведению самого обряда. Молодоженов, естественно, интересует вопрос о том, во сколько им обойдется венчание. Цена самого церковного действия, как правило, священнослужителями не называется. Потому как в храме принято лишь добровольное пожертвование в такой сумме, которую считают нужной и достаточной сами молодожены и их родственники. Основные траты идут на приобретение свадебной атрибутики. К ней относятся нательные крестики, венчальные свечи и платки, рушники, иконы, накидка невесте, а также, разумеется, сами наряды.

Многие молодожены существенно облегчают процедуру, предварительно пройдя обряд обручения. Если его проводят в день венчания, то на это требуется значительно больше времени. Это таинство, как правило, происходит за месяц до основной процессии. На выбор молодоженов они могут пригласить гостей на одну из предсвадебных церемоний. По мнению многих пар, такое разделение обрядов весьма оправдано. Ведь на одном из них молодожены присутствуют вдвоем, не считая священника. Такая процедура воспринимается как настоящее таинство. Ведь присутствие большого количества людей никак не способствует данному ощущению. Если обряд обручения проводится отдельно, это значительно сокращает длительность венчальной процессии. Такое решение удобно в том случае, если на обряд приглашены гости пожилого возраста или дети.

Наталья Капцова


Время на чтение: 11 минут

А А

Христианская семья появляется исключительно по благословению Церкви, соединяющей влюбленных в одно целое во время таинства венчания. К сожалению, для многих таинство венчания сегодня стало модной необходимостью, и перед обрядом молодые больше думают о поисках фотографа, нежели о посте и душе.

Зачем же на самом деле венчание нужно, что символизирует сам обряд, и как принято готовиться к нему?

Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения?

«Вот мы повенчаемся, и тогда нас точно никто не разлучит, ни одна зараза!», — думают многие девушки, выбирая для себя подвенечное платье.

Конечно, в какой-то степени венчание – оберег для любви супругов, но в первую очередь, в основе христианской семьи лежит заповедь о любви. Венчание – не сеанс магии, который обеспечит браку нерушимость, независимо от их поведения и отношения друг к другу. Брак православных христиан нуждается в благословении, и освящается Церковью он только во время таинства венчания.

Но осознание необходимости венчания должно прийти к обоим супругам.

Видео: Венчание — как правильно?

Что дает венчание?

Прежде всего, благодать Божию, которая поможет двоим строить свой союз в гармонии, рожать и воспитывать детей, жить в любви и согласии. Оба супруга должны четко понимать на момент совершения таинства, что этот брак – он на всю жизнь, «в горе и радости».

Символизируют вечность союза кольца, которые надевают супруги при обручении, и хождение вокруг аналоя. Клятва верности, которая дана в храме пред ликом Всевышнего, важнее и мощнее подписей на свидетельстве о браке.

Важно понимать, что расторгнуть церковный брак реально лишь в 2-х случаях: при смерти одного из супругов — или лишении его рассудка.

Кто не может венчаться в православной церкви?

Церковь не венчает пары, не живущие в законном браке. Почему так важен для Церкви штамп в паспорте?

До революции частью государственной структуры была и Церковь, к функциям которой относилась также регистрация актов рождения, брака, смерти. И одной из обязанностей священника было проведение исследования – законен ли брак, какова степень родства будущих супругов, нет ли проблем с их психикой, и проч.

Сегодня этими вопросами занимаются ЗАГСы, поэтому в Церковь будущая христианская семья несет свидетельство о браке.

И в этом свидетельстве указана должна быть именно та пара, что собирается венчаться.

Существуют ли причины для отказа в венчании – абсолютные препятствия для церковного брака?

Пару точно не допустят к венчанию, если…

  • Брак не узаконен государством. Такие отношения Церковь считает сожительством и блудом, а не брачными и христианскими.
  • Пара состоит в 3-й или в 4-й степени бокового кровного родства.
  • Супруг – духовное лицо, и он принял священный сан. Также не допустят до венчания монахинь и монахов, которые уже принесли обеты.
  • Женщина – вдова после третьего брака. 4-й церковный брак запрещен категорически. Запрещено будет венчание и при 4-м гражданском браке, даже если церковный брак при этом будет первым. Естественно, это не означает, что Церковь одобряет вступление во 2-й и 3-й брак. Церковь настаивает на вечной верности друг к другу: двое- и троебрачие не осуждает всенародно, но считает «нечистотами» и не одобряет. Впрочем, препятствием к венчанию это не станет.
  • Вступающий в церковный брак виновен в предыдущем разводе, и причиной было прелюбодеяние. Повторно вступить в брак будет разрешено только при покаянии и исполнении наложенной епитимьи.
  • Имеет место неспособность к браку (прим. – физическая или же духовная), когда человек не может изъявлять волю свободно, болен душевно, и проч. Слепота, глухота, диагноз «бездетность», болезнь – не являются причинами для отказа в венчании.
  • Оба — или кто-то из пары — не достиг совершеннолетия.
  • Женщине – боле 60-ти лет, а мужчине – более 70-ти. Увы, высший предел для венчания тоже существует, и такой брак может быть одобрен только епископом. Возраст старше 80-ти лет – абсолютное препятствие к браку.
  • Отсутствует согласие на брак от православных родителей с обеих сторон. Впрочем, к данному условию Церковь уже давно относится снисходительно. В случае, если родительским благословением заручиться не получается — его пара получает у епископа.

И еще несколько препятствий к церковному браку:

  1. Мужчина и женщина являются по отношению друг к другу свойственниками.
  2. Имеет место духовное родство между вступающими в брак. Например, между крестными и крестниками, между крестными и родителями крестников. Брак между крестным и крестной одного ребенка возможен лишь с благословения епископа.
  3. Если усыновитель хочет вступить в брак с усыновленной дочерью. Или если усыновленный сын хочет вступить в брак с дочерью или же с матерью своего усыновителя.
  4. Отсутствие взаимного согласия в паре. Брак по принуждению, даже церковный, считается недействительным. Причем, даже в случае, если принуждение – психологическое (шантаж, угрозы и пр.).
  5. Отсутствие общности веры. То есть, в паре оба должны быть православными христианами.
  6. Если один из пары – атеист (пусть и крещенный в детстве). Просто «постоять» рядом на венчании не получится – такой брак недопустим.
  7. Месячные у невесты. День венчания нужно выбирать в соответствии со своим календарем цикла, чтобы не пришлось потом его переносить.
  8. Период, равный 40 дням после родов. Венчаться после рождения малыша Церковь не запрещает, но придется подождать 40 дней.

Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.


Когда и как организовать венчание?

Какой день стоит выбрать для венчания?

Ткнуть пальцем в календарь и выбрать число, которое у вас «счастливое» — скорее всего, не получится. Церковь проводит таинство венчания только в определенные дни – в понедельники, среды, пятницы и воскресенья, если они не выпадают…

  • На канун церковных праздников – великих, храмовых и двунадесятых.
  • На один из постов.
  • На 7-20 января.
  • На Масленицу, в сырную и Светлую седмицу.
  • На 11 сентября и накануне его (прим. – день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи).
  • На 27 сентября и накануне его (прим. – праздник Воздвижения Креста Господня).

Не венчают также в субботу, вторник или четверг.

Что нужно для организации венчания?

  1. Выбрать храм и поговорить с батюшкой.
  2. Выбрать день венчания. Самыми благоприятными считаются дни осенней жатвы.
  3. Внести пожертвование (его вносят в храме). За певчих вносится отдельная плата (при желании).
  4. Выбрать платье, костюм для жениха.
  5. Найти свидетелей.
  6. Найти фотографа и договориться о съемке со священником.
  7. Купить все необходимое для обряда.
  8. Подучить «сценарий». Свою клятву вы произнесете лишь единожды в жизни (дай Бог), и звучать она должна уверенно. Кроме того, лучше заранее прояснить для себя – как именно проходит обряд, чтобы знать — что за чем следует.
  9. И самое главное — подготовиться к таинству ДУХОВНО.

Что понадобится на венчании?

  • Нательные крестики. Конечно, освященные. Идеально, если это крестики, что были получены при крещении.
  • Обручальные кольца. Их тоже должен освятить священник. Раньше для жениха выбирали золотое, а для невесты серебряное кольцо, как символ солнца и луны, которая его свет отражает. В наше время никаких условий нет – выбор колец целиком и полностью лежит на паре.
  • Иконы : для супруга – образ Спасителя, для супруги – образ Божьей матери. Эти 2 иконы – оберег всего рода. Их следует хранить и передавать по наследству.
  • Венчальные свечи – белые, толстые и длинные. Их должно хватить на 1-1,5 часа венчания.
  • Платочки для пары и для свидетелей , чтобы снизу обернуть свечи и не обжечь руки воском.
  • 2 белых рушника – один для обрамления иконы, второй – на который пара встанет перед аналоем.
  • Подвенечное платье. Конечно же, никакой «гламурности», обилия страз и декольте: выбираем скромное платье светлых оттенков, которое не открывает спину, область декольте, плечи и колени. Без фаты не обойтись, но ее можно заменить красивым воздушным платком или шляпкой. Если плечи и руки остаются голыми из-за фасона платья, то накидка или шаль обязательна. Брюки и непокрытая голова у женщины в церкви недопустимы.
  • Платки для всех женщин , присутствующих на венчании.
  • Бутылка кагора и каравай.

Выбираем поручителей (свидетелей).

Итак, свидетели должны быть…

  1. Близкими вам людьми.
  2. Крещенными и верующими, с нательными крестиками.

В свидетели нельзя звать разведенных супругов и пары, которые живу незарегистрированным браком.

Если поручителей найти не удалось – это не беда, вас обвенчают и без них.

Поручители при венчании – это как крестные родители при крещении. То есть, они берут «шефство» над новой христианской семьей.

Чего не должно быть на венчании:

  • Яркого макияжа – как самой невесты, так и гостей, свидетельницы.
  • Ярких нарядов.
  • Лишних предметов в руках (никаких мобильных телефонов, букеты тоже отложить на время).
  • Вызывающего поведения (шутки-хохмы, разговоры и прочее – неуместны).
  • Лишнего шума (ничто не должно отвлекать от обряда).

Помните, что…

  1. Скамьи в церкви стоят для старых или больных людей. Будьте готовы, что придется час-полтора выдержать «на ногах».
  2. Мобильные придется отключить.
  3. Прибыть к храму лучше минут за 15 до начала обряда.
  4. Стоять спиной к иконостасу не принято.
  5. Уходить до окончания таинства не принято.

Подготовка к таинству венчания в церкви – что иметь в виду, как подготовиться правильно?

Основные организационные моменты подготовки мы обсудили выше, а теперь – о подготовке духовной.

На заре христианства таинство венчания осуществлялось за Божественной литургией. В наше же время важно совместное причастие, которое совершается до начала супружеской христианской жизни.

Что включает в себя духовная подготовка?

  • 3-дневный пост. Он включает в себя воздержание от брачных отношений (даже если супруги живут вместе уже много лет), развлечений и употребления пищи животного происхождения.
  • Молитва. За 2-3 дня до обряда нужно молитвенно готовиться к таинству утром и вечером, а также посещать богослужения.
  • Взаимное прощение.
  • Посещение вечерней службы накануне дня причащения и чтение, помимо основных молитв, «ко Св. Причащению».
  • Накануне венчания, начиная с полуночи, нельзя пить (даже воду), есть и курить.
  • День венчания начинается с исповеди (будьте честны перед Богом, от него ничего не скроешь), молитвы за литургией и совместного причащения.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

Как подготовиться к венчанию по православным традициям?

В различных сферах нашей жизни действует такое понятие, как мода. Оно касается не только одежды или предметов интерьера. В разное время мода может иметь самые различные проявления, и во многом, ее законодателями являются известные и публичные люди. К примеру, в определенных кругах сегодня стало очень модным не просто заключать брак в ЗАГСе, а еще и совершать обряд венчания. Причем желательно при большом скоплении народа, с обязательным приглашением журналистов и телевидения.

Подобная шумиха вокруг этого обряда иногда приводит к тому, что многие молодожены полагают: венчание в церкви – это лишь еще один свадебный ритуал, не более того, сродни обычаю выкупать невесту или отправляться на свадебную прогулку. И они включают венчание в список свадебных мероприятий, иногда не задумываясь о глубоком смысле этого обряда.

Не стоит полагать, что обвенчаться в церкви – это то же самое, что , к примеру, подключить МТС в Москве: так же просто и ни к чему, в сущности, не обязывает. Не случайно обряд венчания в православной традиции называют таинством, и проведение его сопровождается целым рядом требований и ограничений.

Венчаться могут только люди, которые действительно решили связать свою жизнь друг с другом, и уверены в искренности своих чувств. И понимают, какие обязательства налагает на них этот церковный обряд, совершаемый над ними православным священником по установленным канонам. Лишь осознавая всю важность этого шага, можно принимать решение о том, чтобы не только совершить гражданскую церемонию в ЗАГСе, но еще и скрепить себя узами брака перед лицом Бога. Если это решение было не просто данью моде, а действительно ответственным шагом, тогда все приготовления к венчанию будут выполняться искренне, с радостной душой, и не вызовут непонимания.

Итак, на какой день назначить венчание? Строгих ограничений здесь нет, венчание может, при желании, осуществляться и через несколько лет после гражданской регистрации. В настоящее время многие молодожены предпочитают обвенчаться сразу же после церемонии в ЗАГСе. Но, планируя свои свадебные мероприятия, необходимо иметь в виду, что далеко не в каждый день в храме выполняется обряд венчания. Лучше всего заранее поинтересоваться у батюшки, сможет ли он вас обвенчать в выбранный вами день. Среди основных ограничений можно назвать такие: по православным канонам, не венчают во вторник, четверг и субботу, во время постов, Пасхальной и Масленичной недели, во время других церковных праздников.

Не существует строгих ограничений по выбору храма для венчания. Этот вопрос каждая пара вольна решать по-своему: можно отдать предпочтение скромной небольшой церкви или главному храму города, где церемония будет проходить, скорее всего, при большом скоплении народа.

Важно правильно подготовиться к венчанию, и во время проведения обряда иметь все для него необходимое. Лучше всего, если обряду будет предшествовать беседа молодоженов с батюшкой, в которой они поговорят не только об организационных вопросах, но еще и о духовной сущности обряда. Скорее всего, священник порекомендует молодым держать небольшой пост, читать перед венчанием специальные молитвы. Как правило, накануне венчания рекомендуется посещение службы и принятие причастия. Но эти требования не являются жесткими или обязательными, и их можно не выполнять, если молодожены не сочтут это необходимым. А вот главным условием венчания пренебрегать нельзя: и жених, и невеста обязательно должны быть крещеными. А также свидетели, если они будут присутствовать при церемонии.

Для обряда венчания необходимо иметь определенные предметы – что это будет и в каком количестве, нужно обязательно узнать у батюшки заранее. Необходимыми являются паспорта, где уже стоит штамп о регистрации брака: современная практика православного венчания требует, чтобы оно обязательно происходило уже после официального заключения брака. Это нужно иметь в виду, планируя ход свадебных мероприятий: храм после ЗАГСа. Обязательно также надеть нательный крестик, как жениху с невестой, так и их свидетелям. Обычно молодоженам необходимо приобрести иконы Спасителя и Богородицы, предварительно освященные, и две специальные венчальные свечи. Обычно и то, и другое приобретается заранее. С собой нужно также иметь белое полотенце из хлопка или льна. Допускается бледный рисунок на полотенце. Чтобы держать свечи во время обряда, лучше всего запастись новыми белыми носовыми платочками. И, конечно, для проведения обряда молодоженам необходимы кольца.

Если планируется снимать церемонию на камеру, соответствующее разрешение у батюшки нужно получить заранее. В некоторых храмах съемка запрещена, в других разрешается вести ее только с определенного места, поэтому поинтересоваться этим вопросом нужно обязательно.

Если хочется, чтобы свидетельство о венчании сохранилось на долгие годы, можно приобрести специальные «корочки» для него – обычно они предлагаются в церковной лавке.

Как правило, венчание происходит в день свадьбы, и молодожены, а также гости, приходят в храм в своих свадебных нарядах. Этот момент нужно обязательно учитывать, одеваясь на свадьбу, ведь в храмах существуют определенные требования к внешнему виду прихожан. Так, для невесты недопустимым являются слишком глубокое декольте и открытые плечи, а также непокрытая голова. Поэтому, если платье открытое, нужно при заказе свадебного наряда обязательно позаботиться о накидке или платке, которые будут выполнены в том же стиле, что и платье, и не испортят свадебных фотографий. На голове невесты должен быть платок – способ его завязывания, учитывая прическу, лучше продумать заранее, чтобы платок не спадал во время церемонии. Поправлять его будет весьма затруднительно.

Во время обряда на головы молодых возлагаются венцы. Имеет смысл заранее поинтересоваться, будут ли они надеваться, или их будут просто держать над головами молодых свидетели. Если венцы будут надеваться, лучше, чтобы платок невесты был из хлопчатобумажной ткани, так как на шелке или синтетической ткани он будет скользить.

Так как в ходе церемонии невеста должна будет целовать венцы и иконы, перед венчанием помаду лучше стереть. Разумеется, у подружки невесты будет косметичка со всем необходимым, чтобы после церемонии поправить свадебный макияж.

Строгих требований к костюму жениха нет, и ему не придется вносить практически никаких изменений в свой свадебный наряд. Нужно только помнить о том, что мужчина в церкви находится с непокрытой головой, а значит, у него должна быть соответствующая прическа. К примеру, длинные волосы лучше убрать в хвостик.

Конечно, венчание, или, по православным традициям, бракосочетание, в церкви – это важный и волнующий шаг, духовное таинство, значение которого в жизни истинно верующих жениха и невесты очень велико. Но размышления о духовном не исключают и сугубо практичного подхода к подготовке этого важного события. Ведь , к примеру, планируя подключить прямые номера МТС, вы заранее получаете всю необходимую информацию, и выбираете для себя лучшие условия по тарифным планам. Информированность поможет и в том случае, если планируется обряд венчания. Подготовив к нему все необходимое, имея представление о том, как он будет проходить, жених и невеста смогут сосредоточиться на сущности обряда, и в полной мере ощутить, что их связали не только официальные, но и божественные узы.

Обряд венчания – это достаточно ответственный ритуал, который требует достаточной подготовки. Конечно же, в первую очередь необходимо подготовиться к венчанию духовно. Священники не рекомендуют идти на венчание людям не воцерквленным, тем, кто не посещает церковные службы, не исповедуется и не причащается. Венчание накладывает на супружескую пару определенные обязательства, более серьезные, чем регистрация в местном загсе. Если в паре один человек является по-настоящему верующим, а второй относится к церковной службе прохладно, не стоит принуждать его к венчанию. Молитесь, чтобы ваша вторая половина пришла к Богу с искренней верой. А первый шаг на подготовительном этапе к венчанию: это официальная регистрация. Обязательно покажите священнику ваше свидетельство о браке или паспорта со штампами. Пару, живущую в так называемом гражданском браке, не будут венчать!

Выбираем подходящую дату
Если вы только собираетесь регистрировать брак официальный, желаете, чтобы венчание в церкви, а также регистрация в загсе прошли в один день, просмотрите календарь церковных постов и праздников. Есть множество дней, когда венчание церковные власти запрещают проводить. Посоветуйтесь со священниками или даже простыми продавщицами в церковной лавке, купите календарь, где будут указаны даты, не подходящие для ритуала, а также брошюрки, где расписывается подготовительный процесс к этому серьезному обряду. С регистратором в загсе проще договориться о назначении даты.

Если же вы уже живете в браке, выбирайте любую дату, согласовав ее со священником. Некоторые пары интересуются, является ли жизнь в официальном браке грехом? Да, православная церковь считает, что брак нужно благословить в храме, но супругам позволяется принимать причастие и исповедоваться, когда они действительно желают этого.

Выбираем наряд для венчания
Допустим, вы уже выбрали платье, в котором будете проходить торжественную регистрацию в загсе. Однако для венчания ваш наряд может оказаться слишком смелым. Нельзя приходить в православный храм в коротком платье, с открытыми плечами и спиной, глубоким декольте. К платью с коротким рукавом выберите перчатки. Когда у вас нет возможности приобрести два отдельных наряда, для открытого свадебного платья возьмите пелерину, которая закроет плечи и грудь. Сейчас в моде платья-трансформеры, которые могут менять длину. Кстати, в церкви неуместными будут яркие цветные наряд. Венчальное платье должно быть белоснежным, можно с легким оттенком слоновой кости, нежно-кремовое и цвета шампанского.

Голову невеста должна покрыть фатой или красивым вышитым кружевным платком. Купить такой убор можно в самой церкви, где есть готовые наборы и для венчания, и для крещения. Венчальные кольца лучше взять серебряные, к ним прилагаются венчальных свечи, платки, две иконы: Богородицы и Иисуса Христа и рушник.

Выбираем священника и храм
Хорошо, когда есть знакомый священник, которому вы доверяете и исповедуетесь. Если такового нет, то отправляйтесь в храм, близкий к вашему дому, посоветуйтесь с местными священниками, узнайте особенности венчания в данном храме, его стоимость, чтобы подготовиться к венчанию в церкви правильно. Как правило, в больших центральных храмах венчание обойдется дороже. Да и венчаются в них чаще. Спросите, можно ли проводить в храме съемку, есть ли дополнительные услуги: хоровое пение и колокольный звон.

Пары иногда задают вопрос: а можно ли устроить венчание на природе, как это делают в голливудских фильмах? Православные священники отвечают строго: венчание вне храма разрешено, когда один из пары болен и не может присутствовать в церкви. Выездное венчание принято лишь в протестантских конфессиях. Кстати, в православном храме могут венчаться лишь православные. Католическая церковь допускает венчание католика и православного верующего, а вот католику, желающему венчаться в православном храме, необходимо принять сперва новое крещение.

Исповедь и Причастие – необходимые обряды
Конечно, найти священника, согласившегося венчать пару, не прошедшую исповедь и причастие, можно. Однако не стоит преступать церковные законы. Перед венчанием посетите вдвоем храм, обязательно покайтесь в совершенных грехах, на утренней службе примите причастие. Если вы никогда не исповедовались, попросите в церковной лавке брошюру со списком грехов и выпишите заранее, в каких вы должны покаяться. Будете честны перед Богом и священником, значит, и в семейной жизни сохраните это похвальное и необходимое качество.

Гости на венчании
Православный храм – место особое. Поэтому поговорите с гостями, чтобы в церкви не было вызывающих нарядов и включенных мобильных телефонов. Не стоит появляться там в нетрезвом виде. Хотите, чтобы обряд был снят на фотоаппарат или видеокамеру? Предупредите священника. Фотограф должен быть настоящим профессионалом, ведь в церкви особое освещение.

Венчание – это обет, который супруги дают Богу. Есть сомнения, что вы сможете прожить всю свою жизнь с официальным мужем (женой), не торопитесь венчаться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.