Основание первого иерусалимского храма. Иудаизм

Иерусалим - это город контрастов. В Израиле идут перманентные военные действия между мусульманами и иудеями, в то же время в этом святом месте мирно живут евреи, арабы, армяне и прочие.

Иерусалимские храмы несут в себе память нескольких тысячелетий. Стены помнят декреты и Дария I, восстание Маккавеев и правление Соломона, изгнание Иисусом торговцев из храма.

Иерусалим

Иерусалимские храмы впечатляют воображение паломников уже не одну тысячу лет. Город этот поистине считается самым священным на земле, так как сюда стремятся верующие трех религий.

Храмы Иерусалима, фото которых будут приведены ниже, относятся к иудаизму, исламу и христианству. Сегодня туристы стремятся к Стене Плача, мечети аль-Акса и Куполу Скалы, а также к Церкви Вознесения и храму Богоматери.

В христианском мире также знаменит Иерусалим. Храм Гроба Господня (фото будет показано в конце статьи) считается не только местом распятия и воскрешения Христа. Эта святыня также косвенно стала одной из причин начала целой эпохи крестовых походов.

Старый и Новый город

На сегодняшний день существует Новый Иерусалим и Старый. Если говорить о первом, то он является современным городом с широкими улицами и высотными домами. В нем есть железная дорога, новейшие торговые комплексы и много развлечений.

Строительство новых кварталов и заселение их евреями началось только в девятнадцатом веке. До этого люди жили в пределах современного Старого города. Но отсутствие места для строительства, нехватка воды и прочий дискомфорт повлиял на расширение границ поселения. Примечательно, что первым жителям новых домов платили деньги, чтобы они переехали из-за городской стены. Но они все же достаточно долго на ночь возвращались в старые кварталы, так как считали, что стена защитит их от врагов.

Новый город сегодня славится не только инновациями. В нем есть много музеев, памятников и прочих достопримечательностей, которые относятся к девятнадцатому и двадцатому векам.

Однако с точки зрения истории, более важен именно Старый город. Здесь находятся древнейшие святыни и памятники, которые относятся к трем мировым религиям.

Старый город - это часть современного Иерусалима, некогда находившаяся за стеной крепости. Район разделен на четыре квартала - еврейский, армянский, христианский и мусульманский. Именно сюда ежегодно съезжаются миллионы паломников и туристов.

Мировыми святынями считаются некоторые иерусалимские храмы. Для христиан это храм Гроба Господня, для мусульман - мечеть Аль-Акса, для иудеев - остаток храма в виде Западной стены (стены Плача).

Давайте подробнее поговорим о самых популярных иерусалимских святынях, которые почитаются во всем мире. В их сторону поворачиваются при молитве много миллионов человек. Чем же так знамениты эти храмы?

Первый храм

Ни один иудей никогда не мог назвать святилище «храм Яхве». Это противоречило религиозным предписаниям. «Имя Б-га не может быть изречено», поэтому святилище называли «Святым домом», «Дворцом Адоная» или «Домом Элохим».

Итак, первый каменный храм был возведен в Израиле после объединения Давидом и его сыном Соломоном многих племен. До этого святилище было в виде переносной палатки с Ковчегом Завета. Маленькие места поклонения упоминаются в нескольких городах, таких как Вифлеем, Сихем, Гиват-Шаул и другие.

Символом объединения израильского народа стало строительство храма Соломона в Иерусалиме. Царь выбрал этот город по одной причине - он находился на границе владений рода Иехуды и Вениамина. Иерусалим считался столицей народа иевусеев.

Поэтому, по крайней мере, со стороны иудеев и израильтян, он не должен был подвергнуться разграблению.

Давид приобрел гору Мориа (сегодня известную под названием Храмовая) у Аравны. Здесь вместо гумна был заложен жертвенник Богу для того, чтобы прекратить болезнь, поразившую народ. Считается, что именно на этом месте Авраам собирался принести сына в жертву. Но пророк Нафтан призвал Давида не заниматься строительством храма, а возложить эту обязанность на выросшего сына.

Поэтому Первый Храм был возведен в годы правления Соломона. Он существовал до разрушения Навуходоносором в 586 году до нашей эры.

Второй храм

Практически через полвека новый персидский правитель Кир Великий позволяет иудеям вернуться в Палестину и восстановить храм царя Соломона в Иерусалиме.

Декрет Кира разрешал не только вернуться народу из плена, но и отдавал трофейную храмовую утварь, а также предписывал выделить средства на строительные работы. Но по приходе племен к Иерусалиму, после возведения жертвенника, начинаются ссоры между израильтянами и самаритянами. Последних не допускали к строительству храма.

Окончательно споры были решены только пришедшим на смену Киру Великому Дарием Гистаспом. Он письменно подтвердил все декреты и лично распорядился завершить возведение святилища. Таким образом, ровно через семьдесят лет после разрушения главную иерусалимскую святыню восстановили.

Если Первый храм назывался соломоновым, то нововозведенный именовался зоровавелевым. Но со временем он обветшал, и царь Ирод решает провести реконструкцию горы Мория, чтобы архитектурный ансамбль вписывался в более роскошные городские кварталы.

Поэтому существование Второго храма делится на два этапа - Зоровавеля и Ирода. Пережив восстание Маккавеев и римское завоевание, святилище обрело несколько потрепанный вид. В 19 году до нашей эры Ирод решает оставить о себе память в истории наравне с Соломоном и перестраивает комплекс.

Специально для этого около тысячи священников несколько месяцев обучались строительству, так как внутрь храма могли попасть только они. Само здание святилища носило несколько греко-римских атрибутов, но особо на его изменении царь не настаивал. Зато внешние постройки Ирод полностью создал в лучших традициях эллинов и ромеев.

Всего лишь через шесть лет после окончания строительства нового комплекса он был разрушен. Начавшееся антиримское восстание постепенно вылилось в Первую Иудейскую войну. уничтожил святилище как основной духовный центр израильтян.

Третий храм

Считается, что третий храм в Иерусалиме ознаменует приход Мессии. Существует несколько версий появления этой святыни. Все вариации базируются на книге пророка Иезекиля, которая является также частью Танаха.

Итак, одни считают, что Третий храм чудесным образом возникнет в одночасье. Другие ратуют за то, что его необходимо возводить, так как царь показал место, построив Первый храм.

Единственное, что не вызывает сомнения у всех ратующих за постройку, это территория, где будет это здание. Как ни странно, и иудеи, и христиане видят его в месте над камнем основания, где сегодня располагается Кубат ас-Сахра.

Мусульманские святыни

Говоря про иерусалимские храмы, нельзя акцентироваться исключительно на иудаизме или христианстве. Здесь находится также третья по значимости и древнейшая по происхождению святыня ислама. Это мечеть аль-Акса («Отдаленная»), которую часто путают со вторым архитектуры - Кубат ас-Сахра («Купол скалы»). Именно у последней есть большой золотой купол, который видно за много километров.

Интересным фактом является следующий. Во избежание необдуманных последствий конфликтов между разными конфессиями ключ от храма находится в одной мусульманской семье (Джудэ), а открыть дверь имеет право только член другого арабского рода (Нусэйбе). Эта традиция была заведена еще в 1192 году и чтится до сих пор.

Новоиерусалимский монастырь

«Новый Иерусалим» издавна был мечтой многих правителей Московского княжества. Борис Годунов планировал его возведение в Москве, но его проект так и остался неосуществленным.

Впервые храм в Новом Иерусалиме появляется в бытность патриархом Никона. Он в 1656 году основывает монастырь, который должен был копировать весь комплекс святых достопримечательностей Палестины. Сегодня адрес храмы следующий - город Истра, улица Советская, дом 2.

До начала строительства на месте храма располагалась деревня Редькина и близлежащие леса. В ходе работ холм укрепили, деревья вырубили, а все топографические названия изменили на евангельские. Теперь появились холмы Елеонский, Сион и Фавор. отныне именовалась Иорданом. Воскресенский собор, который возвели во второй половине семнадцатого века, повторяет композицию храма Гроба Господнего.

От первой мысли патриарха Никона и впоследствии это место пользовалось особым расположением Алексея Михайловича. Источники упоминают, что именно он впервые назвал комплекс «Новым Иерусалимом» при освящении последнего.

Здесь располагалась значительная библиотечная коллекция, а также обучались воспитанники музыкально-поэтической школы. После опалы Никона монастырь приходит в некоторый упадок. Дела значительно улучшились после прихода к власти Федора Алексеевича, который был учеником сосланного патриарха.

Таким образом, мы сегодня с вами побывали на виртуальной экскурсии в нескольких самых знаменитых храмовых комплексах Иерусалима, а также посетили Новоиерусалимский храм в Подмосковье.

Удачи вам, дорогие читатели! Пусть ваши впечатления будут яркими, а путешествия - интересными.

«Следует отметить, что в Торе сказано не „Я буду обитать В нём “, но „Я буду обитать среди них “, то есть среди людей. Это означает, что Слава Божия проявляется не столько через сам Храм, сколько через народ, построивший его. Не Храм является причиной раскрытия Славы Божией, а самоотверженное желание людей ощутить руку Всевышнего, управляющего миром везде и повсюду.»

«Сказано: «Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди [или: внутри] них » (Исх. 25:8) - в них, людях, а не в нём, в святилище. Все мы должны воздвигнуть Скинию в наших сердцах, дабы Бог обитал там.»

Мальбим

Тем самым, еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.

Мнения о значении Храма

«Двенадцать находившихся там хлебов соответствуют двенадцати месяцам; семь лампад [светильника] - солнцу, луне и пяти [известным тогда] планетам [Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн]; а четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, - четырём стихиям [земля, море, воздух и огонь].»

«Десять чудес были явлены нашим предкам в Храме: не было выкидыша у женщин из-за запаха жертвенного мяса; никогда не гнило жертвенное мясо; не было мух в месте забоя животных; ни разу не было поллюции у Первосвященника в Йом Кипур; дожди не гасили огонь на жертвеннике; ветер не отклонял столб дыма; ни разу не было так, чтобы сноп, жертвенные хлеба и приносимый на стол хлеб оказались непригодными; стоять было тесно, а падать ниц - просторно; ни разу не укусила змея и не ужалил скорпион в Иерусалиме; ни разу не сказал человек: „Мне не хватает денег, чтобы остаться ночевать в Иерусалиме“.»

Функции Храма

Согласно тексту Писания, функции Храма можно разделить на несколько основных категорий, которые, прежде всего, базируются на том, что

  • Главное и важнейшее предназначение Храма - служить местом, где Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле, среди народа Израиля. Служить как бы дворцом Небесного Царя, куда бы народ стекался для выражения своих верноподданнических чувств и покорности. Храм также являлся и своего рода резиденцией высшего духовного правительства народа.

Исходя из этого, Храм является

Кроме этого, Храм также служил

Общие особенности Иерусалимских храмов

Храмы, существовавшие в Иерусалиме, отличаются друг от друга множеством архитектурных особенностей и деталей, следуя, тем не менее, основному образцу, общему для всех. Маймонид выделяет главные детали, которые должны присутствовать в еврейском Храме и они являются общими для всех храмов в еврейской истории:

«Следующие вещи являются главными при постройке Храма: делают в нём Кодеш (Святилище) и Кодеш а-кодашим (Святая святых) и перед Святилищем должно быть помещение, которое называется Улам (Притвор); и всё вместе называется Хейхал . И возводят ограду вокруг Хейхал а, на расстоянии не меньшем, чем то, что было в Скинии; и всё, что внутри этой ограды называется Азара (двор). Всё же вместе называется Храм.»

Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Кроме этого ежегодно в праздник Суккот приносилась жертва во искупление грехов всего человечества. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.

Храм в еврейской истории

Эфраима эфод . В этом храме прислуживал левит . В древнем храме в Хевроне Давид был помазан на царство над Иудеей , а затем - и над всем Израилем . В небольшом храме в Негеве хранился меч Голиафа . Храмы существовали также в Сихеме (Шхеме), Вифлееме (Бет-Лехеме), Мицпе-Гиладе и в Гиват-Шауле.

Храм Соломона ( - 586 до н. э.)

Возможная реконструкция Храма Соломона

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии , Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона . Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Библия повествует, что во всё время, пока евреи должны были воевать за свою независимость с соседними народами, Бог не хотел обитать в «Доме», а странствовал «в шатре и Скинии » (2Цар. 7:6).

Строительство Храма Соломона

За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма (1Пар. 22:5). Соломону Давид передал разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма (1Пар. 28:11-18).

Политическая слабость и военные поражения Иудеи плачевно сказывались на храмовой сокровищнице, Храм неоднократно грабили, оскверняли и вновь восстанавливали. Иногда сами иудейские цари при нужде в деньгах брали из сокровищ Храма. Тем не менее, производились и восстановления Храма.

Строительство Храма Зоровавеля (Зерубавеля)

Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля (Зерубавеля), который был потомком царя Давида и первосвященника Иехошуа. Территория Храма была очищена от обломков и пепла, был возведён Жертвенник всесожжения и ещё до строительства самого Храма было возобновлено принесение жертв (Езд. 3:1-6).

На второй год после возвращения из Вавилона в 24-й день месяца кислев началось строительство. Вскоре, однако, возникли распри между иудеями и самаритянами , которым не было позволено принять участие в строительстве, и они стали всячески препятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В результате, строительство Храма было прервано на 15 лет. Только во втором году царствования Дария I Гистаспа (520 г. до н. э.) строительство Храма возобновилось (Агг. 1:15). Дарий лично подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ.

Работы были завершены в третий день месяца адар , на шестой год правления Дария , что соответствует 516 году до н. э. , через 70 лет после разрушения Первого Храма .

История Храма Зоровавеля

Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков (около 332 г. до н. э.), эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана ( - гг. до н. э.). В 169 году до н. э. на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды. Два года спустя (167 год до н. э.) он осквернил его, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского . Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена после захвата Иерусалима Иудой (Иехудой) Маккавеем (164 до н. э.) во время восстания Маккавеев ( - гг. до н. э.). С этого времени храмовая служба велась без перерывов, даже в то время, когда грекам на время удалось овладеть Храмом.

Второй Храм: Храм Ирода (20 до н. э. - 70 н. э.)

Модель Храма Ирода.

Строительство Храма Ирода

Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города. Похвальное желание реставрировать Храм слилось в планах Ирода с его честолюбивым стремлением создать себе в истории славу царя Соломона , и в то же время, пользуясь реставрацией Храма, усилить надзор за ним, что было достигнуто строительством, в полицейских целях, крепости во дворе Храма и устройством подземных ходов.

В соответствии с текстом «Иудейской Войны» строительные работы начались на 15-ом году царствования Ирода, то есть в 22 году до н. э. «Иудейские Древности» сообщают, однако, что осуществление проекта началось на 18-ом году царствования Ирода, то есть в 19 году до н. э.

Чтобы не вызвать народного гнева и волнений, царь приступил к реставрации Храма лишь после заготовки необходимых для строительства материалов и окончания всех подготовительных работ. Были приготовлены около тысячи телег для транспортировки камня. Тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части Храма, куда разрешено входить только священникам. Мишна сообщает, что строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Галахи . Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в Храме не прекращались.

Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён; в течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории . Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Так, ко времени, когда, согласно Евангелиям , в Храме проповедовал Иисус , строительство продолжалось уже 46 лет . Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II , в период правления наместника Альбина ( - гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году .

Ирод наложил на Храм отпечаток греко-римской архитектуры. Тем не менее, устройство самого Храма было предоставлено традициям и вкусу самих священников , в то время, как переделка дворов, особенно внешнего двора, осталась за Иродом . Таким образом, двор Храма, предоставленный Ироду и его архитектурным вкусам должен был потерять свой традиционный характер: вместо прежних трёхэтажных помещений вдоль дворовых стен, вокруг дворов была возведена тройная колоннада в эллинистическом стиле. В этом стиле были построены также «ворота Никанора» и фасад Храма. Однако, что касается строений, непосредственно связанных с храмовой службой, то здесь использовался традиционный стиль Востока.

История Храма Ирода

Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами - эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

После разрушения Храма

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача », так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.

Город длительное время находился в руинах и запустении.

Восставшие евреи овладели Иерусалимом и соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года ( -), пока летом года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию , доступ в город был запрещён. Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне » (Мф. 24:2; Мк. 13:2; Лук. 21:6) и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством . Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Элипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии . Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19-го мая, строители непосредственно приступили к возведению Храма. Однако 26-го мая года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе . А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан , который положил конец всем его планам.
  • После того, как Палестину захватили арабы в 638 г., на месте, разрушенного Храма, священном и для мусульман, были построены исламские культовые сооружения, величайшими из которых являются Аль Акса и Куббат ас-Сахра . Эти сооружения нередко принимались захватившими Иерусалим крестоносцами за Иерусалимский храм, что нашло свое отражение в произведениях изобразительного искусства того времени.

Настоящее время

Местоположение Храма

Традиционно Храм располагают на том месте, где сегодня стоит мечеть Омара (Charam al-Scharif), точнее - Купол Скалы (Kubbet es-Sachra), построенный Абд аль-Маликом в году. Сторонники этой точки зрения опираются на сведения исторических источников, согласно которым Куббат-ас-Сахра перекрыла остатки стоявшего здесь Второго Храма. Наиболее аргументировано и последовательно эта концепция была изложена профессором Лином Ритмейером.

В средине Купола Скалы возвышается на 1,25-2 метра большая скала длинной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Этот камень считается священным и окружён позолоченной решеткой, чтобы никто к нему не прикасался. Считается, что это и есть тот Эвен а-Штия («Камень Основания»), о котором в Талмуде говорится, что с него Господь начал Сотворение мира и который помещался в Святая святых Иерусалимского храма. Однако это противоречит тому, что известно о Камне Основания из еврейских источников. Так, согласно Мишне , он поднимался над почвой всего на три пальца, а видимая теперь скала доходит до двух метров; кроме того, она крайне неровна и заострена вверх и первосвященник не мог бы ставить на неё кадильницу в Йом Киппур .

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Другие еврейские храмы

Храмы Израильского царства

Библия повествует, что в горах надела Эфраима некий Миха сделал небольшой храм, где стояла статуя и находился эфод . В нём прислуживал левит (Суд. 17-18). Этот храм был перенесен мигрировавшим на север коленом Дана . Другим духовным центром был Вефиль (Бет-Эль), где, согласно Библии, еще Иаков основал святилище Бога Израиля (Быт. 28:22).

Храм на горе Гризим

В правление последних царей Иудеи сохранившиеся жители бывшего Израильского царства продолжали поддерживать связь с Иерусалимом и Храмом. Ещё в начале периода возвращения в Сион лидеры Самарии пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу.

Хотя самаритяне не участвовали в восстании Маккавеев , Антиох IV Эпифан после 167 года до н. э. превратил самаритянский храм на горе Гризим в храм Зевса. В правление Йоханана Гиркана I самаритяне вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев . В - гг. до н. э. Йоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. Самария была вскоре восстановлена, а Шхем - лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Йоханана Гиркана на горе Гризим был сооружен алтарь.

Значительно позднее, в середине II века до н. э. , в правление Птолемея VI Филометора , Ония (Хонио, Ониас) IV из рода иерусалимских первосвященников основал храм в Леонтополисе (в Нижнем Египте), называемый храмом Ониаса (ивр. בֵּית חוֹנִיוֹ ‎).

Храм Ониаса недолго просуществовал после разрушения Иерусалимского храма и был разрушен в году н. э. по приказу императора Веспасиана .

Перспективы постройки Третьего Храма

Согласно еврейской традиции, Храм будет восстановлен с приходом Мессии на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Согласно традиционной точке зрения, Третий Храм должен быть устроен по образцу Храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекиила (Йехезкеля) . Подобный Храм, однако, так и не был построен, поскольку пророчество Иезекиила довольно туманно и неопределённо. Строители Второго Храма были вынуждены сочетать в его устройстве архитектуру Храма Соломона с теми элементами Храма Иезекиила, описание которых достаточно ясно и понятно. По этой причине, еврейские законоучители относят это пророчество к числу тех, которые будут исполнены лишь во времена грядущего Избавления (Геула ), которое наступит с приходом Мессии.

Храм в видении Иезекиила походит на своих предшественников лишь своим общим видом, в нём также присутствуют: Притвор (Улам ), Святилище (Хейхал ), Святая святых (Двир ) и Двор (Азара ). В остальном же этот Храм существенно отличается от Первого и Второго храмов как формой, так и размерами. Внешний двор в Третьем Храме имеет дополнительные 100 локтей с севера и с юга, что придаёт ему форму квадрата. Для строительства Храма таких размеров потребуются значительные топологические изменения для расширения площади Храмовой горы.

По поводу процесса восстановления Третьего Храма среди еврейских законоучителей нет единого мнения. Основных мнений два:

Многие комментаторы сочетают оба этих подхода:

Вместе с тем, существует также мнение, что Храм будет построен людьми и, возможно, даже до прихода Мессии . Это следует, например, из слов комментария Раши на Книгу пророка Иезекиила о том, что описание Храма нужно «для того, чтобы сумели его построить в нужный час» . Во всяком случае, Раши, в своём комментарии на Танах и Талмуд , неоднократно пишет о том, что заповедь возведения Храма дана еврейскому народу на все времена. Маймонид в своих трудах также утверждает, что заповедь возведения Храма остаётся актуальной во всех поколениях.

По этой причине многие современные раввины считают, что никакая гипотетическая ситуация не может, согласно их пониманию Раши и Маймонида, освободить еврейский народ от обязанности возведения Храма и, тем самым, отменить заповедь Торы. По их мнению, царь был необходим лишь для строительства Первого Храма , который должен был обозначить «место, которое изберёт Господь ». Однако, с тех пор, как это место стало известно, для строительства Храма уже не требуется царь Израиля, как это и случилось при строительстве Второго Храма .

Периодически со стороны некоторых христианских и еврейских религиозных деятелей звучат призывы к тому, чтобы заново отстроить еврейский Храм на Храмовой горе . Как правило, сторонники идеи строительства Третьего Храма призывают разрушить Купол Скалы , стоящий на том месте, где должен стоять Храм. Тем не менее, рассматривается и другой вариант, при котором арабская святыня останется нетронутой , при условии, что немусульманам будет разрешено в ней молиться.

Синагога - «малое святилище»

Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат - «малое святилище» , как сказано:

Большинство историков полагают, что синагоги появились около 2500 лет назад в Вавилоне , за несколько лет до разрушения Первого Храма . Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы - первые синагоги.

В эпоху Второго Храма главной функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме . Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Иерусалимский храм продолжал оставаться местопребыванием Славы Всевышнего и единственным местом жертвоприношения Богу. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии , построенной евреями в пустыне.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа в молитвенный зал обычно помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет . Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш ) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями . В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги. В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар . С этого возвышения читается Тора , на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору. Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору , масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно. Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм. Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш , всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

Иерусалимский храм в христианстве

Образ Иерусалимского храма

«Место, где Соломон построил Храм Господень, называлось в древние времена Бетель; туда отправился Иаков по повелению Божию, там жил он, там видел лестницу, конец которой достигал неба, и ангелов восходящих и нисходящих и сказал: „истинно это место свято“, как читаем в книге Бытия; там воздвиг он камень в виде памятника, соорудил алтарь и возлил на него масло. Там же впоследствии Соломон воздвиг по Божиему повелению храм Господу прекрасной и несравненной работы, и дивно украсил его всякими украшениями, как читаем в книге Царств; он возвышался над всеми соседними горами и превосходил все сооружения и здания великолепием и славою. В середине храма видна высокая, большая и снизу выдолбленная скала, в которой находилось Святое Святых; туда Соломон поставил Ковчег Завета, содержащий манну и ветвь Аарона, которая там зацвела, зазеленела и произвела миндаль, туда же поместил он и обе Скрижали Завета; там Господь наш Иисус Христос, утомленный поношениями иудеев, обыкновенно отдыхал; там место, где ученики признали Его; там ангел Гавриил явился священнику Захарии, говоря: „зачни сына в старости своей“. Там же между храмом и алтарем был убит Захария, сын Варахии; там был обрезан младенец Иисус на восьмой день, и был назван Иисусом, что значит Спаситель; туда был принесен Господь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения ее и встречен старцем Симеоном; там же, когда Иисус был двенадцати лет, нашли его сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их, как читаем в Евангелии; оттуда позже он выгнал волов, овец и голубей, говоря: „дом мой есть дом молитвы“ (Лк. 19:46); там сказал он иудеям: „разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его“ (Ин. 2:19). Там на скале видны до сих пор следы Господа, когда он укрылся и вышел из храма, как сказано в Евангелии, чтобы иудеи не побили его камнями, которые схватили. Тут иудеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.»

Иерусалимский храм и тамплиеры

Реконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, Köln, 1584)

«Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением - восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры (Храмовники), историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях Храма Соломона. Но они впадают здесь в серьезный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.»

Элифас Леви (аббат Альфонс Луи Констан), «История магии»

Третий Храм в христианстве

Масонское движение

символы масонства

Строение Иерусалимского храма оказало значительное влияние на идеи масонского движения (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства (издания 1906 года), «Каждая ложа есть символ иудейского храма ».

Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который «есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее ». Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма ».

Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абифф руководство сооружением Храма в Иерусалиме. Хирам разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка братьев масонов.

По другой версии, масонство происходит от ордена Тамплиеров (Храмовников), который был разгромлен французским королём Филиппом IV и Папой Климентом V .

Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название Яхин и Боаз .

«Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Б:. - Северная колонна и Я:. - Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов.

<...>Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная - созидание, упорядоченность, систему, внутреннуюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.

Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.»

Примечания

  1. На месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой »), построенная арабами в году.
  2. ср. Втор. 3:25
  3. ср. Ис. 10:34
  4. Поскольку его предназначение - «очищать (обелять) от грехов», а также, поскольку при его постройке использовалась древесина ливанских кедров.
  5. встречается в Библии лишь один раз - 2Пар. 36:7
  6. Как правило, это название относится к Храму Соломона, поскольку его строительство ознаменовало избрание постоянного местопребывания Шехины (Славы Божией) на земле, как сказано: «На место, которое изберёт Господь, Бог ваш, для водворения там имени Своего » (Втор. 12:11).
  7. Источником этого названия является Мишна (Миддот IV,7), где здание Храма (вероятнее всего, Храм Ирода) сравнивается с образом льва, у которого передняя часть значительно выше задней.
  8. Здесь и далее по изданию «Мосад а-рав Кук», Иерусалим, 1975 г. Перевод - рав Давид Йосифон.
  9. Дело в том, что повествование в Писании не всегда придерживается хронологического порядка.
  10. Мидраш Танхума
  11. Мидраш Шир ха-ширим Раба
  12. Так, Раши объясняет, что слова «И построят Мне святилище» означают «Во имя Меня». То есть, это место будет оставаться святым до тех пор, пока оно используется для служения Всевышнему
  13. ср. Иер. 7:4-14; Ис. 1:11 и др.
  14. «Дни траура », Изд. Маханаим
  15. 3Цар. 14:26; 4Цар. 12:19, 14:14, 18:15, 24:13; 1Пар. 9:16, 26:20; 2Пар. 5:1
  16. 2Цар. 8:11,12; 3Цар. 7:51; 2Пар. 5:11
  17. Лев. 27; 4Цар. 12:4,5 и в других местах
  18. 4Цар. 11:10; 2Пар. 23:9
  19. Мишнэ Тора, Законы Храма, гл. 1
  20. Во Втором Храме, однако, Святая святых была пуста.
  21. Также часто называется и всё здание Храма.
  22. 3Цар. 8:64, 9:25 и др.
  23. 2Пар. 26:16
  24. 3Цар. 6–7
  25. 3Цар. 8:65–66

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма . Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых . В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога .

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения . В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения . Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Ветхозаветный храм был прообразом тайн новозаветных . Когда пророки предсказывали будущую славу Христовой Церкви, они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова. Например, в видении пророка Иезекииля изображается слава новозаветного храма под образами храма Иерусалимского (см.: Иез, гл. 41-44). Сам Иисус Христос, предсказывая Свою смерть и воскресение, указывал на Иерусалимский храм как образ храма Своего тела (см.: Ин 2, 19). Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения . Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца. Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе (см.: Кол 2, 3).

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней . Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога : Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. <...> Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь .

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать . Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце . Господь определяет ему наказание — разделение царства .

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2-3).

Разделение Израильского государства на два царства было делом Божественного определения за грехи царя. Произошло оно уже после его смерти при сыне его — Ровоаме, но грозные признаки появились еще при жизни Соломона. Принес ли Соломон покаяние? Святитель Филарет Московский пишет: «К сожалению, обращение Соломона не столько достоверно, как его заблуждения. Однако Кирилл Иерусалимский, Епифаний, Иероним думают, что он предварил смерть покаянием... Книга Екклесиаст, по-видимому, есть памятник сего покаяния» («Начертание церковно-библейской истории»).

Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев. В 10 веке до н.э. Храм Соломона воздвиг царь Соломон. Это был период расцвета государства Израильского, а сам Храм стал считаться главной святыней евреев. Пока они ходили по всей земле, ища Землю обетованную, и воевали с соседями, пока у евреев не было еще своего государства, Бог странствовал вместе со своим избранным народом. Гарантией избранности служил Ковчег Завета. Однако евреи со временем решили обосноваться в Палестине. Тогда они построили Храм царя Соломона, который стал символом единства Израиля, управляемого богом царства.

Иерусалим при Давиде

Иерусалим при царе Давиде стал столицей. Он перенес Ковчег Завета именно сюда. Ковчег находился в специальной Скинии. Территория Иерусалима пролегала между наделами колена Вениамина (из него был первый царь Израиля Саул) и колена Иуды (Давид происходил из него). Город, таким образом, оказывался не принадлежащим всецело ни одному из колен. Однако он стал главным местом религиозной жизни всех 12 колен Израиля.

Вклад Давида в строительство Храма Соломона

У Орны-иевусиянина Давид купил гору Мориа. Здесь, на месте бывшего гумна, он воздвиг жертвенник богу Яхве для того, чтобы остановить эпидемию, поразившую народ. Гора Мориа - особое место. Авраам, согласно Библии, хотел принести Исаака, своего сына, в жертву Богу именно здесь. Давид решил на этом месте возвести Храм. Однако замысел осуществил лишь его сын, Соломон. Давид тем не менее многое сделал для его строительства: заготовил сосуды из меди, серебра и золота, полученные в дар или добытые в войнах, а также запасы металлов. Ливанские кедры и тесаные камни доставлялись из Финикии по морю.

Ход строительства

Соломон начал строительство на 4-й год своего правления, в 480 году после исхода из Египта евреев, т.е. в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа.

Наиболее дорогой материал того времени - кипарисы и кедры из Ливана - был использован при возведении такого величественного здания, как Храм царя Соломона. Использовался также песчаник. Его обтесывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн применяли медь, добытую в Эдоме из медных копей Соломона. Также строительство Храма Соломона проходило с использованием золота и серебра. Около 30 тыс. израильтян трудилось на его возведении, а также примерно 150 тыс. финикиян и ханаанеев. 3,3 тыс. надсмотрщиков, специально назначенных для этого ответственного задания, руководили работами.

Описание Храма Соломона

Великолепием, богатством и величием поражал иерусалимский Храм Соломона. Построили его по образцу Скинии Моисеевой. Только размеры были увеличены, а также использованы приспособления, необходимые для богослужения. Из 3 частей состояло сооружение: притвор, святилище и Святая святых. Большой двор, предназначенный для народа, окружал его. В скинии находился умывальник, предназначенный для ритуальных омовений. Целая система сосудов существовала при жертвеннике этого храма: 10 умывальников на подставках, художественно сделанных, а также большой бассейн, называвшийся из-за своей величины Медным морем. Коридор 20 локтей в длину и 10 - в ширину представлял собой притвор. Две медных колонны стояли перед ним.

Святилище и Святая святых отделялись друг от друга каменной стеной. В ней была сделана из масличного дерева дверь. Из массивного тесаного камня были выложены стены Храма. Они обложены были белым мрамором снаружи, а внутри - листовым золотом и деревом. Золото покрывало также потолок и двери, а пол был выполнен из кипариса, поэтому внутри Храма камня не было видно. Орнаменты в виде различных растений (колокинтов, пальм, цветов), а также изображения херувимов украшали стены. В древности пальма считалась райским деревом. Она являлась символом величия, красоты, нравственных совершенств. Это дерево в Храме стало символом торжества Бога в еврейской земле.

Освящение Храма

Семь лет продолжалось строительство Храма (957-950 гг. до н.э.). В 8-м месяце 11-го года правления Соломона была завершена работа. На праздник Кущей происходило освящение. Сопровождаемый левитами, священниками и толпами народа Ковчег Завета торжественно перенесли внутрь, в Святая святых. Войдя в Храм Соломона (фото его макета представлено ниже), руководивший строительством царь пал на колени и начал молиться. После этой молитвы огонь сошел с неба и опалил приготовленные жертвы.

В течение 14 дней продолжалось празднование освящения главного храма. Это событие отмечал весь Израиль. Не было в стране ни одного человека, не посетившего в то время Храм Соломона в Иерусалиме и не принесшего хотя бы одну овцу или вола в жертву.

Величие Храма Соломона

В Библии рассказывается о проводившихся здесь богослужениях, которые ни с чем не могли сравниться по грандиозности, торжественности и величию. Когда народ на праздники сходился и наполнял двор, левиты и священники, одетые в особые одежды, находились перед жертвенником. Пели хоры певцов, играли музыканты и трубили в шофар, когда Храм наполняла Слава Господня, появлявшаяся в виде облака.

Богослужение в Святая святых

Царь Соломон строил Храм не только лишь для евреев. Он хотел, чтобы к Единому Богу пришли все народы мира. А Храм - место, где он обитает. Мы можем наблюдать сегодня, как сотни тысяч людей со всех уголков земного шара приходят к Стене Плача ежедневно. Это место, рядом с которым когда-то находился знаменитый Храм. Однако приближаться к Святая святых его запрещено было категорически даже священникам. Страшная казнь ожидала нарушителей - смерть. Только в Судный день, то есть раз в году, первосвященник - главный жрец храма - входил сюда для того, чтобы совершить молитву о прощении всему народу Израиля грехов.

Особая накидка была поверх длинных льняных одежд этого священника - ефод. Он был соткан из 2 полотнищ и вплетенных в виссон золотых нитей. Сверху надевался также нагрудник с 12 камнями, представлявшими 12 колен Израилевых. Корона с именем Бога ("Яхве" - в русской Библии) украшала голову первосвященника. С внутренней стороны в нагруднике его был карман с золотой пластиной, на которой написано было состоящее из 70 букв имя Бога. Именно по этому имени священник во время молитвы обращался к Всевышнему. Согласно легенде, к служителю была привязана веревка. Снаружи оставался один конец ее на случай, если во время молитвы произойдет беда и тело его останется в помещении, в которое никто не имел права входить, кроме него.

Как отвечал евреям Бог?

Согласно Талмуду, первосвященник "читал" ответы Господа по 12 камням на нагруднике. Это были обычно ответы на самые важные вопросы для народа и царя Израиля. Например, будет ли этот год урожайным, стоит ли вступать в войну и др. Обычно царь задавал их, а первосвященник смотрел подолгу на камни. Буквы, выбитые на них, по очереди зажигались, и жрец из них складывал ответы на вопросы.

Разрушение и восстановление Храма

Храм Соломона, грандиозный и величественный, простоял всего около трех с половиной веков. Навуходоносор, вавилонский царь, в 589 г. до н.э. захватил Иерусалим. Он разграбил город, разрушил и сжег Храм. Был утерян Ковчег Завета, и о нем не известно ничего до сих пор. Иудейский народ отведен был в плен, который продолжался в течение 70 лет. Кир, персидский царь, в первый год правления позволил вернуться в свою родную страну иудеям. И они принялись за восстановление Храма Соломона. Серебро, золото и другое имущество собрали оставшиеся в Вавилоне. Они отправили все это с репатриантами на родину и затем продолжили посылать богатые пожертвования на Храм Соломона в Иерусалиме. Восстановление его проходило не без участия царя Кира, который внес свой вклад тем, что возвратил священные сосуды иудеям, взятые из Первого Храма Навуходоносором.

Второй Храм

Иудеи, вернувшись в родной Иерусалим, восстановили прежде всего жертвенник Богу. Затем, через год, они положили основание будущему Храму. Строительство завершилось через 19 лет. Второй Храм по проекту должен был повторять в своих очертаниях формы Первого. Однако он уже не отличался таким великолепием и богатством, как Храм Соломона. Помнившие величие Первого Храма старцы плакали о том, что новое сооружение меньше и беднее прежнего.

Иерусалимский храм при царе Ироде

Царь Ирод в 70-х годах до н.э. приложил много усилий для украшения и расширения нового здания. Иерусалимский храм при нем стал выглядеть особенно великолепно. О нем с восторгом писал Иосиф Флавий, отмечая, что он так ярко блистал на солнце, что никто не мог на него смотреть.

Значение Храма

Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.

Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.

Разрушение Второго Храма, Стена Плача

Иерусалимский храм в 70 г. н.э. римские войска стерли с лица земли. Таким образом, через 500 с лишним лет после разрушения Первого храма был разрушен Второй. О великой святыне сегодня напоминает лишь часть западной стены, которая окружала гору Мориа, где стоял Храм Соломона в Иерусалиме. Сейчас ее называют Стеной Плача. Это национальная святыня народа израильского. Однако не только евреи приходят молиться сюда. Считается, что если встать к стене лицом и закрыть глаза, можно услышать, как тысячи музыкантов и певцов воспевают Бога, трубит шофар и с небес на молящихся сходит слава Господня. Кто знает, возможно, на этом священном месте когда-нибудь будет построен и Третий храм Соломона...

Традиция строительства христианских храмов

Известно, что апостолы и Христос посещали Иерусалимский храм. После его разрушения и расселения христиан по всей земле они не могли строить другие храмы почти 300 лет. Люди богослужения совершали в катакомбах, в своих домах, на могилах мучеников из-за жестоких гонений Рима. Константин Миланский, император, в 313 году даровал своим эдиктом свободу вероисповедания Римской империи. Так христиане получили наконец возможность возводить храмы. По миру, начиная с 4 века и по сей день, строятся христианские святыни всевозможных стилей и форм, однако они восходят, так или иначе, именно к Иерусалимскому храму. Они имеют такое же трехчастное деление - алтарь, наос и притвор, повторяют в основных чертах Ковчег Завета. Однако теперь Евхаристия служит местом присутствия Божия.

Стили построек менялись со временем, каждый народ строил храмы в соответствии со своими собственными представлениями о величии и красоте, в духе аскетизма и простоты или, наоборот, богатства и роскоши. Однако живопись, архитектура, скульптура, музыка во всех из них служат одной цели - встрече Бога и человека.

Также храм часто выступал образом Вселенной в преображенном ее состоянии. Однако богословы и Вселенную нередко сравнивают с храмом. Сам Господь в Библии именуется Художником и Архитектором, создавшим по законам гармонии и красоты этот мир. Апостол Павел в то же время храмом называет и человека. Творение, таким образом, выступает как бы матрешкой: Бог создает как храм всю Вселенную, человек строит внутри нее храм и входит в него, сам являясь храмом духа. Однажды 3 этих храма должны соединиться, и тогда Бог будет во всем.

Открытие бразильского Храма Соломона

Год назад, в 2014 году, был открыт Храм Соломона в Бразилии, самый большой среди всех неопротестантских храмов в этой стране. Высота сооружения составляет около 50 метров. Площадь его эквивалентна площади пяти футбольных полей. Из Хеврона были привезены камни для строительства стен. Вечернее освещение, стоимость которого составляет около 7 млн евро, имитирует вечернюю атмосферу самого Иерусалима. Происходящее внутри храма демонстрируют 2 огромных экрана, находящихся слева и справа от алтаря. Само здание рассчитано на 10 тыс. человек.

Со времени Соломона в Иерусалиме были один за другим три храма, которые нужно различать. Первый храм, построенный Соломоном, существовал с 1004 до 588 г. до Рождества Христова. Когда Давид решил построить дом Иегове, то Бог через пророка Нафана удержал его от этого; тогда Давид собрал материал и драгоценности для постройки храма и это дело завещал своему сыну Соломону, когда тот воцарится. Ценность собранного и заготовленного Давидом имущества для постройки храма достигала 10 миллиардов рублей. Соломон тотчас же по воцарении приступил к делу; он заключил союз с Тирским царем Хирамом, который доставлял ему кедровое и кипарисовое дерево и камень с Ливана, а также послал искусного художника Хирама, чтобы руководить работами, так что храм начали строить уже на 4 году царствования Соломона, через 480 лет после исхода евреев из Египта, или в 1011 г. до Рождества Христова, на холме Мориа в восточной части Иерусалима, на том месте, которое Давид по прекращении моровой язвы, предназначил для этой цели, поставив там жертвенник и совершив жертвоприношение.

было готово через семь с половиною лет в 11 году царствования Соломона, т.е. в 1004 г. до Рождества Христова, после чего храм был освящен с большим торжеством. Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней и на него были приглашены главы всех колен Израилевых. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ. Для построения храма и его частей Давид оставил Соломону, данный ему Богом, образец: “все сие в письмени от Господа” (1 Пар. 28:11 и дал.): вообще же храм был устроен по образцу скинии, но только в гораздо большем размере, что усматривается из подробных описаний в 3 Цар. 6; 7:13 и дал.; 2 Пар. 3:4 и далее.
Собственно храм представлял прямоугольное здание из тесанных камней (30 м длины, 10 м ширины и 15 метров высоты во внутренней его части, с плоской кровлей из кедровых бревен и досок. Посредством промежуточной перегородки из кедрового дерева дом был разделен на 2 помещения: внешнее - Святое, 20 м длины, 10 м ширины, 15 м высоты и внутренее - Святое Святых, 10 метров длины, ширины и высоты, так что сверху Святого Святых оставалось 5 метров до потолка храма, это помещение называлось горницами. Изнутри стены были обшиты кедровым деревом с резными изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов, сплошь обложенных золотом. Потолок также был обшит кедровым деревом, а пол - кипарисовым: и тот и другой были обложены золотом. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов и обложенная золотом, представляла вход в Святое Святых. Перед этим входом висела, подобно как и в скинии, завеса из искусно сделанной многоцветной ткани, прикрепленная, быть может, к тем золотым цепям, которые были протянуты перед входом в Святое Святых (Давир). Входом в Святое служила двухстворчатая дверь из кипариса с косяками из оливкового дерева, дверцы которой могли складываться и были украшены подобно двери в Святое Святых.
Перед зданием храма находился притвор 10 метров ширины и 5 метров длины, перед ним или при входе в него стояли два медных столба по имени Иахин и Воаз, каждый по 9 м вышиною, с капителями, искусно сделанными с углублниями и выпуклостями, и украшенные гранатовыми яблоками, сетками еплетеной работы и лилиями. Высота этих столбов была по 18 евр. локтей, не считая капителей в 5 локтей (2,5 м); высота их, не считая капителей, составляла 35 локтей. Высота этих столбов, вероятно, была та же, что и притвора; о ней не говорится в книге Царств, но во 2 главе Паралипоменон 3:4, она указана в 120 евр. локтей (60 м); некоторые видят в этом указание на башню, поднимавшуюся высоко над столбами; другие предполагают здесь описку. Вокруг продольной задней стены самого храма была пристройка в три этажа с комнатами для принадлежностей богослужения и запасов; она соединялась с храмом таким образом, что потолочные балки пристройки были укреплены на выступах стен храма; эти выступы в каждом этаже делали стены храма на локоть тоньше, а комнаты настолько же шире; поэтому нижний этаж пристройки был пяти локтей ширины, средний шести и верхний семи. Вышина каждого этажа была 2,5 м; поэтому стены самого храма значительно возвышались над боковой пристройкой и на них было достаточно места для окон, через которые свет проникал в Святое. Святое же Святых подобно скинии, было темным. В боковую пристройку входили через дверь на южной стороне, откуда витая лестница вела в верхние этажи.

План Храма

Далее, вокруг храма были построены притворы, из которых ближайший к храму, внутренний двор для священников, был построен из 3 рядов плитняка и одного ряда кедровых брусьев; вокруг него был внешний притвор, или большой двор для народа, закрывавшийся выложенными медью воротами. Полагают, что это тот притвор, которой был увеличен Иосафатом и называется новым двором. Из Иеремии 36:10, где внутренний двор называется “верхним двором”, видно, что он был расположен выше внешнего; по всей вероятности, и самый храм был расположен выше верхнего двора, так что все здание было построено террассами. Из 4 книги Царств 23:11 и книги пророка Иеремии 35:2,4; 36:10 видно, что большой двор был обстроен комнатами, портиками и т. п. для различных надобностей. О размерах внешнего двора ничего не сказано в Библии; вероятно, он был в два раза больше внутреннего двора, который равнялся 500 фут. 100 м. длинной и 150 фут. (50 м) шириной, следовательно двор был 600 фут. длинной, и 300 фут. Ширины (200 на 100 метров).
В Святом Святых храма ковчег Завета поставленный между изображениями херувимов, которые были 10 локтей (5 м) вышины и сделаны из обложенного золотом оливкового дерева, с крыльями в 2,5 м длины, распростертыми так, что одно крыло каждого херувима касалось боковых стен, два же других крыла соединялись концами над ковчегом. Херувимы стояли на ногах с лицами обращенными к Святому. В Святом стояли следующие предметы: жертвенник для курения из кедрового дерева, покрытого золотом, 10 золотых светильников, каждый с 7 лампадами, 5 по правую и 5 по левую сторону перед задним отделением храма, и стол для хлебов предложения с их принадлежностями. По мнению некоторых, в храме находилось 10 столов для хлебов предложения.

Стена плача в Иерусалиме

На внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения 5 метров в высоту с его принадлежностями: тазами, лопатками, чашами и вилками; затем большое медное море, или водоем, стоявшее на 12 медных водах и на 10 искусно сделанных подставах с 10 медными умывальниками для ополаскивания жертвенного мяса.
Когда храм был готов, его освятили великолепным торжественным жертвоприношением. Так как медного жертвенника не хватало для размещения жертв, то Соломон освятил жертвенние перед храмом, как большее место для жертвоприношения. Царь принес здесь в жертву 22.000 волов и 120.000 овец. Преклонив колена на возвышении из меди, он призвал благословение Божие на храм и на всех молящихся в нем. После молитвы сошел с неба огонь, поглотил всесожжение и жертвы и слава Господня наполнила дом.
Храм Соломонов был ограблен уже во время царствования его сына Ровоама египетским царем Сусакимом, а остальное серебро и золото, царь Аса послал в дар сирийскому царю Венададу, чтобы склонить его заключить с ним союз против Ваасы, царя израильского. Так исчезла слава храма и внутренняя и внешняя. Впоследсвие, разрушения храма чередовались с его востановлениями: иудейским царем Ахазом, чтобы подкупить Феглаффелласара, затем Езекиею, для уплаты дани Сеннахириму. Восстановления же производились Иоасом, Иоафамом. Манассия окончательно осквернил храм, поставив в нем истукан Астарты, идольские жертвенники и коней, посвященных солнцу, и поселив там блудниц; все это было удалено благочестивым Иосиею. Вскоре после этого пришел Навуходоносор и вывез все сокровища храма, и, наконец, когда Иерусалим был разрушен его войсками, сгорел также и храм Соломонов до самого основания в 588 г. до Рождества Христова, после 416 летнего существования.
Храм Зоровавеля.
Когда персидский царь Кир в 536 г. до Рождестваешил евреям, жившим в Вавилоне, возвратиться в Иудею и построить храм в Иерусалиме, он выдал им священные сосуды, которые Навуходоносор принес в Вавилон; кроме того, обещал им поддержку и повелел своим подчиненным всячески содействовать евреям в этом деле. Тогда Тиршафа, т.е. персидский правитель Иудеи, Заровавель и первосвященник Иисус, тотчас же по возвращении в опустошенный Иерусалим, начали постройку жертвенника всесожжения на его прежнем месте и восстановили жертвенное богослужение. Они достали рабочих, привезли кедрового дерева с Ливана и таким образом положили вторично основание храму во втором месяце, второго года после возвращения из Вавилона, 534 г. до Рождества Христова. Многие из стариков, видевших первый храм, при этом громко плакали, но многие также радостно восклицали. В это время вмешались самаряне и своими интригами добились того, что работы по восстановлению храма были приостановлены на 15 лет, до второго года царствования Дария Гистаспа в 520 г. до Рождества Христова. Этот царь, ознакомившись с повелением Кира, отдал вторичное приказание относительно постройки храма и необходимой материальной поддержке. Ободренные пророками Аггеем и За- харией, князья и народ поспешили с продолжением работ, и храм был готов в 12 месяце 6 года царствования Дария 516 г. до Рождества Христова, после чего он был освящен жертвою всесожжения, состоявшей из 100 волов, 200 овнов и 400 ягнят, и жертвою за грех, состоявшей из 12 козлов. После этого закололи пасхальных агнцев и отпраздновали
По повелению Кира, этот храм должен был иметь 60 локтей в вышину » 60 в ширину, следовательно по размеру значительно больше Соломонов храма, однако же из Езх 3:12 и Агг. 2:3 видно, что он многим казался незначительным в сравнении: первым, хотя не следует понимать что здесь имеются в виду его внешнее размеры. По роскоши и славе он не мог сравниться с первым храмом, ибо в нем не было ковчега завета и, следовательно, также отсутствовала “шехина”, как видимый знак божественного присутствия. Святое Святых было пусто; на месте ковчега был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу в великий день: очищения. В Святом был только один золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник кадильный а на дворе жертвенник всесожжение сложенный из камня. Аггей утешал народ тем, что придет время и слава этого храма превзойдет славу прежнего, и что здесь Господь даст миг; это пророчество сбылось в третьем храме (который был увеличенной копией второго. Второй храм также имел притворы с комнатами, колоннадами и вратами.
Этот храм был ограблен Антиохом Елифаном и осквернен идолопоклонством, так что даже «мерзость запустения” - жертвенник, посвященный Юпитеру Олимпийскому, был поставлен на жертвеннике всесожжения в 167 году до Рождества Христова. Храбрые Маккавеи воевали за свободу, изгнали сирийцев восстановили Святилище, после 3-летнего унижения, вновь освятили храм и укрепили гору храма стенами и башнями. В память восстановления храма был
установлен 25 декабря 164 г. до Р. Х. удою Маккавеем и обществом израильским новый праздник обновления (храма), евр. Ханука, причем его должно было праздновать в течение 8 дней после 25-го декабря. Он праздновался еще во времена Иисуса Христа и упоминается у Иоан. 10:22.
Впоследствии этот храм постигли новые удары, например, когда Помпей после трехмесячной осады взял его в самый день очищения и на его дворах произвел ужасное кровопролитие, хотя без ограбления; или когда Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.
Храм Ирода.
Храм Зоровавелев показался тщеславному Ироду Великому слишком незначительным и он решил перестроить его, придав ему большие размеры. Он начал эту работу на 18 году своего царствования, приблизительно, за 20 лет до Р.Х., или в 735 г. Рима. Самое здание храма было готово через полтора года, а дворы - через 8 лет, но внешние пристройки сооружались в продолжение целого ряда лет. Во время всенародного выступления Иисуса Христа срок постройки храма определялся в 46 лет, т.е- с 20 г. до Р.Х. по 26 г. после Р.Х.). Вся работа была закончена только во время Агриппы 2. (64 г. после Р.Х.) - следовательно, только за 6 лет до окончательного разрушения. Так как евреи не допустили, чтобы храм Зоровавелев был сразу разрушен, то Ирод, уступая их желанию, убирал части старого храма по мере постройки новых, почему этот храм долгое время назывался “вторым храмом”, хотя увеличенным и украшенным. Этот храм Ирода требует однако же особенного внимания, так как он украшал Иерусалим во дни нашего Спасителя. Он учил на его дворах и предвозвестил его гибель, когда ученики указывали Ему на роскошь и драгоценности храма. Этот храм, который со своими дворами занимал площадь равную одной стадии или 500 кв. локтей, т. е. 250 м2 (Талмуд), т. е. почти то же пространство, что и теперешняя площадь Храма, был построен террасами, так что каждый из внутренних дворов был расположен выше внешнего, а самый храм возвышался на западной стороне и, обозреваемый из города и его окрестностей, представлял величественное зрелище. “Посмотри, какие камни и какие здания”, сказал Иисусу один из Его учеников. Внешний двор, который был доступен также для язычников и нечистых, был окружен высокой стеной с несколькими воротами; он был вымощен разноцветными плитами; с трех его сторон шла двойная колонна, а с четвертой, южной стороны - тройная колоннада под кедровой крышей, которая поддерживалась мраморными колоннами в 25 локтей вышиною. Эта южная колоннада, самая лучшая и большая, называлась царским портиком. Восточная была названа притвором Соломоновым, вероятно, как сохранившаяся с более древних времен. На этом внешнем дворе продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики, предлагавшие деньги для размена. С внутренней стороны этот двор был отделен от внутренних дворов храма каменным парапетом в 3 локтя вышиною и террасой а 10 локтей шириною. На этом парапете в нескольких местах были помещены доски с греческими и латинскими надписями, которые воспрещали не евреям - под страхом смертной казни - проходить дальше. Такая доска из Иродова храма недавно найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания; «Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует”. Даже сами римляне с уважением относились к этому запрещению. До какой степени евреи проявляли фанатизм по отношению к преступившим это запрещение, указывает случай с Павлом и Трофимом. Самое место храма внутри этой преграды было со всех сторон окружено стеною, которая с внешней стороны была40 локтей (20 метров) вышины, а с внутренней только 25 локтей (12,5 м) вследствие уклона горы, так что туда должно
Главные из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота, покрытые коринфскою медью, которые назывались также Красными. (Некоторые полагают, что эти ворота были во внешней восточной стене). Со двора женщин попадали через несколько ворот на расположенный выше вокруг здания храма большой двор - 187 локтей длин, (с востока на запад) и 135 локтей ширины (с севера на юг). Часть этого двора была ограждена и называлась двором израильтян; внутренняя его часть называлась двором священников; здесь стоял большой жертвенник всесожжения 30 локтей длины и ширины, и 15 локтей высоты и умывальница, предназначенная для священников, а дальше, в западной части со входом с востока, находилось само здание храма. Величину и великолепие этих дворов с их пристройками, стенами, воротами и колоннадами, кроме Талмуда, блестяще описал Иосиф Флавий. О царском портике, который тянулся вдоль южного края храмовой горы с востока на запад, он говорит так: “Это было самое замечательное произведение искусства, которое когда-либо существовало под солнцем. Кто смотрел с его вершины вниз, у того кружилась голова от высоты постройки и глубины долины. Портик состоял из четырех рядов колонн, которые от одного края до другого стояли друг против друга.^все одинакового размера. Четвертый ряд до половины был вделан в окружавшую храм стену и состоял, следовательно, из полуколонн. Три человека требовалось для того, чтобы обхватить одну колонну; высота их была 9 метров. Число их было 162 и каждая из них оканчивалась коринфской капителью, удивительной работы. Между этими 4-мя рядами колонн было три прохода, из которых два крайние были одинаковой ширины, каждый по 10 метров, имея 1 стадию длины и более 16 метров вышины. Средний проход был наполовину шире боковых и в 2 раза выше их, высоко возвышаясь над боковыми сторонами”. Предполагают Соломонова притвора на востоке имеется в виду в Мат. 4:5, как «крыло храма”.
Внешняя стена, которая окружала все дворы и возвышалась высоко над уровнем земли, представляла особенно с западной и южной сторон замечательнейший вид глубоких долин у подножия горы. Раскопки последних лет показали, что южная стена храма, которая возвышается на 20-23 метров над теперешней поверхностью, тянется сквозь массы развалин до 30 метров в глубину под землей, - следовательно, эта стена возвышалась на 50 метров выше горы, на которой она была построена. Вполне понятно, каких огромных трудов стоило возведение таких стен и планировка храмовой горы, особенно когда подумаешь о том, как огромны те камни, из которых складывались эти стены. Если посмотреть на большие каменные плиты, например, в «стене плача” или на “арке Робинзона” и подумать о том, что здесь стена спускается глубоко под землю, пока не достигнет монолитной скалы, то не удивляешься изумлению, которое выражают Иосиф Флавий и ученики Христа.

Мечеть Омара на месте Иерусалимского храма

Уход за храмом и охрана его лежали на обязанности священников и левитов. Во главе стражи стояло пользовавшееся почетом лицо, называвшееся “начальником стражи” при храме. Иосиф Флавий сообщает, что ежедневно требовалось 200 человек для закрывания ворот храма; из них 20 человек только для тяжелых медных ворот на восточной стороне.
Для защиты и охраны дворов храма служила также крепость Антония (Деян. 21:34), расположенная в северо- восточном углу храма, как раз там, где соединялись северная и западная колоннады. По Иосифу Флавию, она была построена на скале в 50 локтей вышиною и облицована гладкими каменными плитами, которые делали затруднительным ее взятие и придавали ей великолепный вид. Она была окружена стеною в 3 локтя вышины и снабжена четырьмя башнями, из которых 3 были в 50 локтей вышины, и четвертая на юго-востоке - 70 локтей, так что оттуда было видно все местоположение храма.
Этому роскошному храму, в притворах которого благовествовали Иисус и апостолы, не надолго было дано сохранить свою славу. Мятежный дух народа наполнил его дворы насилием и кровью, так что Иерусалимский храм представлял подлинный вертеп разбойников. В 70 году после Р.Х. он был разрушен при взятии Иерусалима Титом. Тит хотел пощадить храм, но римские солдаты сожгли его до тла. Священные сосуды были вывезены в Рим, где изображения их еще и теперь можно видеть на триумфальной арке. На прежнем месте храма возвышается теперь мечеть Омара, приблизительно там, где находился царский портик. Мечеть Омара - роскошное восьмиугольное здание, около 56 м вышины и 8 сторон по 22,3 м в окружности с величественным куполом; она называется также Куббет-ас-Сахра (мечеть скалы), по находящемуся внутри ее обломку скалы, около 16,6 м длины и ширины, который, по преданию, был гумном Орны, местом жертвоприношения Мелхиседека, центром земли и т. д. Под основанием храма ниже поверхности земли можно еще и теперь ходить по огромным коридорам со сводами и колоннадами древних времен; но от самого храма не осталось и камня на камне.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.