Критика ленинской теории отражения. Глава восьмая

Марксистско-ленинское учение о государстве является классовой (материалистической) теорией происхождения государства.

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (земледелие - скотоводство - ремесло; обособился класс людей, занятых только обменом).

Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению , в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения имущих.

Государство по своему внутреннему содержанию - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять классовых противников. Господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах.

В.И. Ленин "О государстве": "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Конструктивно-критический анализ марксистско-ленинского учения о государстве

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке

    • этнических,
    • религиозных,
    • психологических,
    • военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

После победы революции, полагали Маркс, Энгельс и Ленин, как типичный продукт классового общества, будет постепенно отмирать. Этот прогноз по известным причинам не сбылся.

История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным был бы и поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально , ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверждать, что марксистско-ленинское учение о государстве и праве соответствовало реальным фактам на определенном этапе развития общества в определенных странах. Конкретнее, оно соответствовало фактам в период обострения противоречий между трудом и капиталом в странах Западной Европы и России (ориентировочно с середины XIX в. до 20-х - 30-х гг. XX в.).

Для научной теории столь длительный период соответствия фактам и правильного их предвидения нужно признать крупной заслугой. А дальше, с 20-х - 30-х гг. XX в. учение марксизма-ленинизма перестало соответствовать фактам, его прогноз развития общества разошелся с практикой.

Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, объединяет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности.

Марксистско-ленинская теория, как и многие другие теории, на определенном этапе внесла свой в человеческую культуру, и должна была уступить место иным учениям, соответствующим новому этапу развития общества.

В современных условиях дело не может сводиться только к критике марксизма. Речь должна идти о формировании новых научных воззрений, которые соответствовали бы реалиям сегодняшнего дня и позволяли бы компетентно заглянуть в будущее.

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это же время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма. Возникновение учения К. Маркса и Ф. Энгельса было связано с определенным этапом развития общества вообще и его экономической базы в частности. Главным событием, повлиявшим и фактически формировавшим все дальнейшие события в Европе стала промышленная революция. И формирование взглядов и идей марксизма не обошлась без влияния промышленной революции.

Фактором формирования марксизма были объективные экономические и особенно социальные процессы в странах Западной Европы в конце XVIII -- первой половине XIX вв., первопричиной которых стала промышленная революция. В свою очередь, взгляды Маркса и Энгельса формировались примерно в одинаковом русле: взгляды каждого из них формировались на базе радикального демократизма, на обоих оказали влияние труды Гегеля и Фейербаха, оба отказываются от идеализма и религиозных взглядов. Вместе с тем постепенно их взгляды приобретают социалистические и коммунистические направленности, в русле которых и происходит их дальнейшее творчество.

Марксизм-ленинизм -- одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Разрабатывалось В.И. Лениным, развившим учение Маркса и применившим его на практике.

В социалистических странах марксизм-ленинизм являлся официальной идеологией -- «идеологией рабочего класса». Учение не было статичным, а видоизменялось, подстраиваясь под нужды властвующей элиты, а также включая в себя учения региональных коммунистических лидеров, имеющие значения преимущественно для руководимых ими государств социализма.

В советской идеологической парадигме марксизм-ленинизм преподносился как претендующая на универсальность единственно истинно верная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира. О законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества.

Марксизм-ленинизм не только существенно упростил и огрубил марксизм, но и ввел в него целый ряд принципиально новых идей. Важные шаги в постоянно нараставшем процессе «очищения» концепции К. Маркса от элементов «спекулятивной философии» сделал уже Ленин, никогда, впрочем, не признававшийся в том, что в чем-то существенном отступает от ведущих идей марксизма. Радикальному упрощению Марксизма-ленинизма был подвергнут И.В. Сталиным, сведшим его к немногим, понятным для коммунистической элиты тезисам. Упрощение и идейное обеднение марксизма было вызвано объективными причинами: марксизм все более превращался из философской концепции в основу идеологии массового, энтузиастического коммунистического движения.

В итоге эволюции в Марксизме-ленинизме вошли следующие основные элементы:

  • * диалектический материализм, которым сам Маркс вообще не интересовался;
  • * исторический материализм, включенный в конце 1970-х гг. в диалектический материализм и истолкованный как распространение принципов последнего на область общественных явлений;
  • * критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям 20 в. и, вопреки фактам, отстоять старую идею, что общий кризис капитализма продолжает углубляться;
  • * теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным и не имеющая никакого отношения к ортодоксальному марксизму;
  • * коммунистическое пророчество, то объявлявшее построение коммунизма делом ближайших десятилетий, то отодвигавшее его на «исторически обозримый период».

Хотя в современных условиях марксистко-ленинская парадигма является, по большей части, маргинальной, идеи марксизма-ленинизма сохраняют прочные позиции в теории международных отношений, оказывая также значительное влияние на другие международно-политические науки.

Основные положения марксистко-ленинской парадигмы:

  • 1. Главным действующим лицом международных отношений являются социальные классы (буржуазия и пролетариат), поэтому государства как акторы международных отношений вторичны. Национальные государства были созданы буржуазией с целью классового господства и подчинения. На основании своих эгоистических целей (извлечение сверхприбыли, поиск дешёвой рабочей силы, новых рынков сбыта продукции) и с использованием внешнеполитических инструментов государства буржуазия дестабилизирует международные отношения, способствует разгоранию войн и конфликтов.
  • 2. Международные отношения не отличаются от внутриобщественных отношений (исключение -- масштаб), имеют «вторичный и третичный» характер (являются одним из элементов надстройки, определяемой экономическим базисом; отражают особенности взаимодействия буржуазии и пролетариата в рамках национальных государств), носят капиталистический характер.
  • 3. Главные международные процессы -- социалистические революции, классовые конфликты, кризисы и войны.
  • 4. Цели участников международных отношений диаметрально противоположны: буржуазия стремится к извлечению прибыли, пролетариат -- к мировой социалистической революции, которая освободит мир от эксплуатации со стороны буржуазии и установит социалистический, а затем коммунистический строй.
  • 5. Средства достижения этих целей также различаются: буржуазия использует усиление эксплуатации, пролетариат -- мировую социальную революцию).
  • 6. Будущее международных отношений определено объективными законами общественного развития. Произойдет отмирание государства, установятся простые нормы нравственности и справедливости.

Коллективными усилиями советских «философов», закреплявшимися решениями съездов коммунистической партии, Марксизму-ленинизму была придана чрезвычайно простая, общедоступная форма. Исчезли многие темы, казавшиеся важными Марксу, в частности проблемы гуманизма, праксиса, отчуждения, гражданского общества, демократии, «всестороннего человека», «азиатской общественно-экономической формации» и др. При этом марксистская доктрина получила ортодоксальную форму, малейшее отступление от которой расценивалось как явный ревизионизм и сурово каралось. Догматизированный Лениным, Сталиным и их последователями марксистский дискурс обрел ясность, простоту и твердость. Он начинается с изложения законов диалектики (противоречие как источник всякого развития, скачкообразный переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания и восходящее развитие по спирали) и диалектики природы. Затем следует исторический материализм (примат производительных сил и производственных отношений над всеми иными социальными отношениями); далее идет анализ капиталистического строя с целью проиллюстрировать истинность исторического материализма; из этого анализа выводится необходимость организации партии революционного действия и делается вывод не столько о неизбежном крахе капитализма, сколько о неотвратимой победе коммунизма и тем самым завершении предыстории человечества. Эта схема не только вошла во все учебники по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму, но и являлась руководством для всех тех, кто занимался теоретическими проблемами философии и идеологии. На долю последних оставалась только некоторая детализация общей, не допускающей даже малейших отступлений схемы. «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определенную доктрину, идеологический катехизис, возведенный в ранг государственной истины» (Р. Арон).

По Марксу, диктатура пролетариата является необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Учением о «партии нового типа» Марксизм-ленинизм, в сущности, свел диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, полновластно контролирующей все стороны жизни коммунистического общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. «...Диктатура пролетариата есть власть, осуществляющаяся партией, опирающейся на насилие и не связанной никакими законами» (Ленин). Находясь у власти, монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Партия предлагает новое решение всех экзистенциальных проблем, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и т.д. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение не обществу в целом, а какой-то узкой его части, и в первую очередь самой партии. «Партии нового типа» не было в марксизме. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса. «Коммунисты не являются особой партией, противопоставляющей себя другим рабочим партиям... Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение» («Манифест Коммунистической партии»).

Другим важным моментом, в котором Марксизм-ленинизм отошел от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, успех последней возможен только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Марксизм-ленинизм выдвинул положение о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если последняя является отсталой, по преимуществу крестьянской страной. Теория «перманентной революции» Л.Д. Троцкого, развивавшаяся им начиная с 1905, отрицала промежуток между антифеодальной (демократической) и антикапиталистической (социалистической) фазами революции и утверждала неизбежность перехода от фазы национальной к фазе интернациональной: начавшись в России, революция непременно должна выйти за ее границы. Ленин долгое время отклонял формулировку Троцкого, но в 1917 согласился с тем, что революция в России добьется успеха, только если вслед за нею вспыхнет интернациональная революция: «Для окончательной победы социализма усилий одной страны, особенно такой отсталой крестьянской страны, как Россия, недостаточно, для этого требуются усилия пролетариата нескольких развитых стран». Положение о возможности победы социализма в одной отдельной стране, в частности в России, было выдвинуто Сталиным. Однако последний приложил все усилия для того, чтобы отказаться от своего авторства. Он приписал эту идею Ленину, для чего потребовалась фальсификация высказываний как Ленина, так и Троцкого. Отказавшись от авторства, Сталин получил возможность резко противопоставить «ленинизм», включающий веру в возможность построения социализма в одной России, «троцкизму», преподносимому как пораженческая, антиленинская позиция.

Согласно Марксу, любая социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства растут и зреют до тех пор, пока они не вступят в конфликт с социальными и правовыми отношениями и, вырастая из них как из одежды, не разорвут их. Политическая же революция может привести только к тому, что один набор правителей уступит свое место другому, а это -- всего лишь простая смена лиц, осуществляющих государственное управление. Октябрьская революция 1917 опровергла рассуждения Маркса о характере «грядущей революции». Однако Марксизм-ленинизм вместо того, чтобы признать это опровержение, переинтерпретировал как общую теорию социалистической революции, так и Октябрьские события с тем, чтобы привести их в соответствие. В результате данная теория утратила всякое эмпирическое содержание и сделалась в принципе нефальсифицируемой. Сходным образом Марксизм-ленинизм трансформировал ключевые позиции марксизма о соотношении базиса и надстройки, о социализме как коротком переходном периоде от капитализма к коммунизму и др. Все эти изменения позволили, в конечном счете «интерпретировать марксизм в таком духе, от которого сам Маркс пришел бы в бешенство» (Г.П. Федотов).

Маркс настаивал на том, что его концепция является открытой и должна постоянно трансформироваться под воздействием новых социальных факторов, а не застывать в догмах и стереотипах. Под влиянием политической ситуации Марксизм-ленинизм изменил духу изначального «открытого марксизма» и превратил его, в конце концов, в схоластику, равнодушную к изучению социальной проблематики постиндустриального общества.

Процесс разложения Марксизма-ленинизма как ядра коммунистической идеологии начался в 1960-е гг. В условиях, когда разрядилась атмосфера страха, составлявшая главную особенность сталинизма, стало заметно, что коммунистический энтузиазм постепенно изнашивается и его нужно поддерживать особо завлекательными обещаниями. Первым глубинным свидетельством ослабления Марксизма-ленинизма явилась новая программа коммунистической партии, провозгласившая, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Обещание наступления коммунистического изобилия уже в ближайшие десятилетия говорило о непонимании теоретиками Марксизма-ленинизма не только процессов, шедших в советской экономике, но и самой сути коммунизма. Вера в реальность построения коммунизма стала быстро угасать с конца 1970-х гг. «...Убогая, хотя и относительно мягкая брежневская эпоха подорвала веру в идеалы гораздо сильнее, чем пронизавший все общество тотальный, непредсказуемый и в высшей степени разрушительный сталинский террор, который по крайней мере можно было воспринимать как леденящее душу драматическое предвестие рождения нового общества, пришествия нового человека» (Э. Гэллнер).

История стран, пытавшихся построить совершенное коммунистическое общество, хорошо показала внутреннюю парадоксальность Марксизма-ленинизма. Созданный в качестве теоретического обоснования такого общества, он оказался, в конечном счете, идеологическим обоснованием тоталитарных коммунистических режимов.

Марксизм-ленинизм иррационален в том смысле, что он ставит перед собой одну цель, а достигает прямо противоположного, несовместимого с нею результата.

1. Социально-экономические, естественнонаучные и теоретические источники марксисткой философии.

2.Сущность философской позиции Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

3. Ленинский период в развитии марксистской философии.

Опорные понятия: марксизм, диалектический материализм.

1. Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникла в 40-х годах XIХ в. Ее создателями стали уроженцы Германии – доктор философии Карл Маркс (1818-1883) и занимавшийся самообразованием, одно время вольнослушатель Берлинского университета Фридрих Энгельс (1820-1895).

Философия марксизма именуется диалектическим и историческим материализмом . Её возникновению способствовали предпосылки троякого рода:

Социально-экономические;

Естественнонаучные;

Теоретические.

Марксизм возник в период, когда в основных странах Западной Европы утверждалась власть буржуазии, а капитализм обнаружил свои не только положительные, но и отрицательные качества (кризисы перепроизводства, локауты, безработица, нищета масс и др.). В 1825 году в Англии впервые в истории проявил себя кризис в промышленности. Европа была накануне буржуазно-демократической революции. Она и произошла в 1848-1849 гг. Этому предшествовали революционные выступления трудящихся (луддизм и чартизм в Англии, восстания лионских ткачей 1831 и 1834 гг. во Франции, силезское восстание в Германии в 1844 году). Однако эти выступления носили стихийный характер, революционное рабочее движение не имело своей научной теории. Пролетариат нуждался в теоретическом обосновании своих дальнейших действий, в учении, которое бы разработало пути и методы изменения существующего положения. Ответом на эту историческую необходимость явилось возникновение марксистской философии. Философия нашла в пролетариате свое материальное оружие, пролетариат в философии – духовное. Таковы социально-экономические условия возникновения марксизма.

О необходимости создания новой философской теории свидетельствовала не только общественная жизнь ХIХ века, но и достигнутые к этому времени успехи естествознания . К наиболее выдающимся из них, в которых Маркс и Энгельс видели подтверждение созданной ими философии, относятся: открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточной структуры живых организмов, создание эволюционного учения-дарвинизма.

Основными теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм. Непосредственными философскими источниками явились диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Классики диалектического и исторического материализма критически переработали на основе материализма диалектические идеи Гегеля, освободив ее от мистики и идеализма. Они также развили основные положения материализма Фейербаха, соединив материализм с диалектикой.

2. Свое философское учение Маркс и Энгельс назвали диалектическим и историческим материализмам. Диалектическим это учение именуется потому, что в его основе лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей. Материализмом - фундаментом мироздания признается материальное начало. Историческим материализмом - идеи материализма использовались для объяснения хода человеческой истории.

Маркс и Энгельс в молодости были сторонниками идеалистической философии Гегеля («младогегельянцами»), входили в общественно-политическую организацию «Молодая Германия». Решающую роль в переходе Маркса и Энгельса с позиций идеализма к материализму сыграли их критичность по отношению к существовавшей теории и практике и выход в свет сочинения Фейербаха «Сущность христианства», в котором утверждались идеи материализма и атеизма.

Главный труд Маркса «Капитал» посвящен экономико-политическому анализу; его собственно философскими работами являются «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841г., докторская диссертация), «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе» (1845г.) и другие. В философском наследии Энгельса такие произведения, как критические статьи о философии Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг – философ во Христе»), «Анти-Дюринг» (первый отдел посвящен проблемам философии), «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», письма об историческом материализме (90-е гг. XIХ в.). Некоторые историки философской мысли считают, что Ф.Энгельс был в большей мере философом, чем доктор философии Маркс, хотя сам Энгельс себя скромно называл «alter ego» Маркса.

С 1844 г. Маркса и Энгельса связывала большая дружба до самой смерти Карла и они создали ряд крупных произведений, работая совместно. Так, в ранний период их совместного творчества были написаны крупные произведения: «Святое семейство, или Критика критической критики», «Немецкая идеология», «Коммунистический манифест» (впоследствии это программное произведение получило название «Манифест Коммунистической партии»). После смерти своего друга завершил работу над «Капиталом» Фридрих Энгельс.

Одна из основных идей марксистской философии – революционное преобразование действительности. Маркс и Энгельс при этом исходили их материалистического понимания истории. Они ее считали объективным общественно-историческим процессом, в котором действуют законы общественного развития. В основе общества – базис, совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается как его порождение надстройка (государство, политика, правовые формы, общественное сознание и т.п.).

В современных им условиях Маркс и Энгельс ударной силой, способной сокрушить капитализм, считали пролетариат. Они оправдывали классовое насилие со стороны пролетариата. Впоследствии Ленин писал, что главное в марксизме – это учение о диктатуре пролетариата. В конечном итоге пролетариат, опираясь на поддержку других классов и слоев населения, после успешной социалистической революции призван выполнить свою историческую миссию – уничтожить классы и эксплуатацию и построить светлое будущее человечества, коммунизм.

3. С конца XIХ в. (после смерти Ф.Энгельса) человеком, распространявшим, развивавшим и видоизменявшим марксизм, стал Владимир Ульянов (Ленин), 1870-1924гг. До него признанными авторитетами в развитии марксизма были лидеры II Интернационала – А. Бебель, К.Каутский, П.Лафарг, Э. Бернштейн, Г. Плеханов, которые много сделали для популяризации и пропаганды марксизма.

Ленин в большей мере, чем Маркс и Энгельс, был практиком, политиком. В области теории он, в отличие от основоположников марксизма, больше внимания уделял субъективному фактору и полагал, что социалистическая революция может победить в одной, отдельно взятой стране, даже если эта страна не передовая в экономическом, политическом, культурном развитии. По его мнению, диктатура пролетариата может быть установлена даже там, где пролетариат не составляет большинства населения. Речь шла о России. Важнейшими факторами победы Ленин считал организованное меньшинство профессиональных революционеров, кризис власти, удачное стечение обстоятельств.

У Ленина имеется ряд собственно философских трудов. Крупнейший из них – «Материализм и эмпириокритицизм», направленный против субъективного идеализма и махизма («эмпириокритицизма») вообще, против русских махистов в частности (А.Богданов, В.Чернов, В.Базаров, П.Юшкевич и др.).

К философскому наследию Ленина относят его десять тетрадей- конспектов и выписок из книг мыслителей, сделанных автором в 1914-1916 гг. и опубликованных в 1929-1930 гг. под названием «Философские тетради». Наиболее важным является содержащийся в них фрагмент «К вопросу о диалектике» - это неосуществленный план большой, специальной научной работы по проблемам диалектики. Неоконченной осталась и работа «Государство и революция» (1917 г.). Философским завещанием принято считать две программные статьи Ленина, написанные им в 1922 году для первых номеров философского журнала «Под знаменем марксизма» (впоследствии – «Вопросы философии»). Ленин призывал бороться с влиянием буржуазного и религиозного мировоззрения, ратовал за прочный союз философов-марксистов и естествоиспытателей-материалистов. Он активно занимался разработкой многогранной проблематики материализма и диалектики, теории познания, общей социологии, подверг философско-методологическому анализу новейшую революцию в естествознании конца ХIХ-начала ХХ вв., сформулировал принципы критики буржуазной философии и др.

Философское наследие Ленина оказало огромное влияние на последующее развитие марксисткой мысли в СССР и за рубежом. Из зарубежных философов, претендовавших на общую приверженность марксизму, наиболее крупными были А.Грамши и П.Тольятти (Италия), Г.Холл, У.Фостер и Г.Аптекер (США), М.Торез и Л.Сэв (Франция), Г.Димитров и Т.Павлов (Болгария), В.Пик и О.Гротеволь (Германия) и др.

Некоторые из «марксистов» были объявлены в СССР правыми ревизионистами (Р.Гароди, Э.Фишер, Г.Петрович и др.). Особую школу поиска идей «аутентичного марксизма» представляет собой Франкфуртская школа аналитиков (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Э.Фромм, Г.Маркузе и др.). К «левым» принято относить деятелей IV («троцкистского») Интернационала, а также лидера китайских коммунистов Мао Цзедуна.

В Советском Союзе многие философы идеалистической и религиозной направленности, а также несогласные с режимом большевистской власти, были репрессированы (умерщвлены, заключены в тюрьмы или сосланы). Еще при Ленине из страны по его распоряжению были высланы такие видные философы, как Н.Бердяев, Н.Лосский, С.Франк, С.Булгаков и др. В 1922 году за рубеж был отправлен целый так называемый «философский пароход», где кроме философов были также деятели других областей культуры. В дальнейшем, в основном в период «Великого террора», в 1937-1938гг., были расстреляны или умерщвлены в лагерях А.Карев, И.Луппол, Я.Стэн, С.Семковский, Г.Шпет, П.Флоренский и множество других мыслящих философов. В 1938 году в «Кратком курсе истории ВКП (б)» была помещена глава «О диалектическом и историческом материализме», авторство которой обычно приписывают либо Сталину, либо его учителю философии – Яну Стэну. В той главе не нашлось места трем основным законам диалектики (вместо их появились «четыре черты диалектики»). Сама глава, а также книга в целом, специальным постановлением ЦК ВКПБ объявлялись «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма». Догматизм и сервильность в философской области победили полностью и окончательно.

После смерти Сталина, ХХ съезда КПСС, а в особенности с началом перестройки и крушением СССР и «мира социализма» догматизму в области философии пришел конец. Вместо единомыслия утвердился плюрализм мнений.

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
ЛЕНИН

Усвоение основ марксизма-ленинизма требует серьезного и вдумчивого изучения, значит, требует и труда, и времени. Что дает человеку это ученье?

Вкратце можно ответить так; успешное изучение основ марксизма-ленинизма приводит к формированию цельного мировоззрения - самого передового мировоззрения современности. Это мировоззрение соединяет в единую стройную систему взглядов важнейшие части великого учения Маркса - Ленина. В данной книге это учение излагается в такой последовательности:

  • марксистско-ленинская философия, включая и материалистическое понимание истории;
  • экономическое учение марксизма-ленинизма;
  • теория и тактика международного коммунистического движения, включая марксистско-ленинскую оценку важнейших массовых течений современного демократического движения;
  • учение о социализме и коммунизме.

Понятно, что в рамках одной книги невозможно изложить все богатство марксистско-ленинского мировоззрения. В данной книге освещаются лишь основы марксизма-ленинизма.

Мировоззрения бывают различные; и прогрессивные, и реакционные. Среди реакционных имеются такие мировоззрения, которые построены на основе старинных верований и внушают религиозно настроенному человеку необходимость оставаться в слепой зависимости от вымышленного сверхъестественного существа и его земных наместников и помазанников.

Есть и такие мировоззрения, сторонники которых, не говоря прямо о божестве и даже клянясь в верности науке, с помощью изощренных, но фальшивых доводов стремятся разрушить убеждение современного человека в реальном существовании материального мира.

Именно так поступают представители наиболее модных течений современного идеализма. Многие из них сами не верят в существование сверхъестественных сил, но, находясь под влиянием традиционных условностей и предрассудков буржуазного общества, не хотят закрывать все двери для веры в сверхъестественные силы. Поэтому под видом выводов из новейших данных науки они сеют сомнение в материальности природы. Теологи и церковники в свою очередь аплодируют им, рассчитывая, что человек, который поверит в нематериальность природы, может поверить во что угодно.

Значит, не все есть наука, что подражает науке, - не все то золото, что блестит. Как раз в наше время многие разновидности философского идеализма охотно щеголяют в павлиньих перьях точных наук, пытаясь прикрыть ими антинаучное существо своего учения. На самом деле они боятся важнейших фактов науки, замалчивают или искажают их.

Марксизм-ленинизм имеет высокие достоинства, отличающие его от всех других мировоззренческих систем.

Он не признает существования никаких сверхъестественных сил и создателей. Он твердо стоит на почве реальной действительности, на почве земного мира. Марксизм-ленинизм окончательно освобождает человечество от суеверий и вековой духовной кабалы. Он призывает человека к самостоятельному, свободному и последовательному мышлению.

Марксизм-ленинизм берет мир таким, каков он есть, не примышляя кнему ни ада, ни рая. Он исходит из того, что вся природа, включая и человека, состоит из материи с ее различными свойствами.

Природа, так же как и все ее отдельные явления, находится в постоянном развитии. Законы этого развития не установлены богом и не зависят от воли людей, они присущи самой природе и вполне познаваемы. В мире нет принципиально непознаваемых вещей, есть только вещи, еще не познанные, которые будут познаны с помощью науки и практики.

Марксистско-ленинское мировоззрение вырастает из науки и доверяет ей, поскольку она не отрывается от реальной действительности и практики. По мере развития науки оно и само развивается и обогащается.

Марксизм-ленинизм учит, что на основе объективных законов, независимых от воли людей, совершается не только развитие природы, но и развитие человеческого общества.

Раскрыв основные закономерности развития общества, марксизм поднял учение об истории человечества на высоту подлинной науки, способной объяснить как характер любого общественного строя, так и развитие общества от одного общественного строя к другому.

Это было величайшей победой научного мышления. Буржуазные представители общественных наук (социологии, политической экономии, историографии) не смогли опровергнуть материалистического понимания истории, не смогли они и противопоставить ему другой теории, которая нашла бы признание по крайней мере большинства буржуазных ученых. Но, несмотря на это, многие буржуазные ученые с отчаянным упрямством открещиваются от исторического материализма. Почему? Да потому, что это учение опрокидывает веру в «вечность» капиталистического строя. Ведь если признать закономерным переход общества от одного строя к другому, то нельзя отрицать, что и капиталистический строй обречен уступить место другому, более прогрессивному общественному строю. Признать же это трудно и горько не только самим капиталистам но и тем ученым, которые находятся в материальной или духовной зависимости от них.

Ведь никогда в истории классовых обществ ни один господствующий класс не верил в обреченность своего строя на гибель и исчезновение. Рабовладельцы верили в вечность рабовладельческого строя, считая его божественным установлением. Сменившие рабовладельцев феодалы также считали свой - феодальный - строй навсегда установленным божьей волей. Но им пришлось уступить место буржуазии. Теперь пришел ее черед тешить себя иллюзиями о «вечности» и «незыблемости» своего - капиталистического - строя. И многие весьма начитанные социологи и историки, не желающие порвать с капитализмом, стараются любым способом поколебать факты, говорящие о том, что общественные системы

развиваются и меняются по присущим им законам, не зависящим от воли господствующих классов и их идеологов.

Значит, буржуазные идеологи воюют против марксистского понимания истории не потому, что оно неправильно, а именно потому, что оно верно.

Подлинная наука, изучив закономерности действия и развития сил природы или общества, всегда предвидит новое. Марксистская наука о законах общественного развития позволяет не только ориентироваться в сложной обстановке общественных противоречий, но и предвидеть, как будут развиваться события, предвидеть направление исторического прогресса и предстоящие этапы общественного развития.

Таким образом, марксизм-ленинизм дает нам в руки инструмент, с помощью которого можно заглядывать в будущее и видеть контуры предстоящих поворотов истории. Это своего рода «телескоп времени», который открыл величественные перспективы будущего человечества, освобожденного от ига капитала, от последнего эксплуататорского строя. Но когда передовая наука пригласила буржуазных ученых (уверяющих, что «ничего нельзя предвидеть») посмотреть в марксистский «телескоп времени», они закрыли глаза: им страшно смотреть в будущее...

Марксисты никогда не боятся смотреть вперед. Представляя класс, которому принадлежит будущее, они не заинтересованы в пустых иллюзиях, разлетающихся в прах при столкновении с фактами, с наукой.

Русские марксисты, возглавляемые Лениным, предвидели социалистическую революцию в России как исторически назревшую задачу, призывали рабочий класс страны на решительную борьбу, организовали штурм крепостей эксплуататорского строя и добились полной победы.

Марксисты-ленинцы Советского Союза предвидели возможность построения социализма в своей огромной стране, призвали трудящихся к великому подвигу и довели дело до победы социализма.

Марксисты-ленинцы Советского Союза и других стран предвидели вероятность развязывания второй мировой войны фашистской Германией, предупреждали об этом народы всех стран и предсказали поражение Германии. В ходе второй мировой войны силы германского агрессора и его союзников

были разгромлены главным образом героическими усилиями советского народа и его славной армии.

Марксисты-ленинцы стран народной демократии предвидели возможность и историческую необходимость свержения в своих странах господства капитала, установления власти трудового народа во главе с рабочим классом и осуществления необходимых социалистических преобразований. Они учли эти назревшие потребности общественного развития и повели свои народы по пути строительства социализма, в чем и добились уже значительных успехов.

Марксисты-ленинцы Китая предвидели исторически назревшую возможность и необходимость освобождения великого китайского народа из-под власти иностранных колонизаторов и их китайских сообщников и установления в Китае подлинного народовластия. Под руководством рабочего класса и Коммунистической партии народный Китай поднялся во весь свой гигантский рост, нанес поражение своим внешним и внутренним врагам и справился с трудными задачами буржуазно-демократической революции. С величайшей энергией народный Китай приступил к выполнению смело поставленных задач социалистического строительства. Поразительно быстрыми темпами преобразуется старый Китай.

Таким образом, важнейшие вехи истории первой половины нашего века неопровержимо свидетельствуют о том, что коммунисты, вооруженные марксистской теорией, в общем правильно ставили исторические прогнозы. Истинность марксистско-ленинского понимания истории вполне проверена на практике.

Марксистско-ленинская теория не догма, а руководство к действию. Надо только научиться правильно применять ее.

Она озаряет путь вперед. Без нее, без марксистско-ленинской теории, даже прогрессивные люди вынуждены брести ощупью, без настоящего, глубокого понимания того, что происходит вокруг них.

Марксистско-ленинская теория дает научную основу для революционной политики. Кто в политике исходит из субъективных желаний, тот либо останется в положении пустого мечтателя, либо рискует быть выброшенным на задворки истории, ибо история не идет по желаниям людей, если эти

желания не идут по пути законов истории. Поэтому Ленин подчеркивал необходимость с полной научной трезвостью производить анализ объективного положения вещей и объективного хода эволюции, с тем чтобы на основе такого анализа определить политическую линию партии и затем проводить эту линию со всей революционной решительностью. А Маркс говорил:

«Надо брать вещи, каковы они есть, т. е. отстаивать дело революции в такой форме, которая соответствует изменившимся обстоятельствам» 1 .

Марксистская теория, выросшая из революционного опыта и революционной мысли всех стран, соответствует исторической миссии рабочего класса, призванного выступать в роли передового отряда и руководителя великого освободительного движения всех угнетенных и эксплуатируемых. Мировоззрение марксизма нашло в пролетариате свое материальное оружие, как и пролетариат нашел в мировоззрении марксизма свое духовное оружие.

Поэтому марксизм-ленинизм представляет собой ценнейший источник жизненной силы для всех трудящихся, для каждого прогрессивного человека, кто хочет научиться правильно понимать окружающий мир, жить не по воле случая, а сознательно вносить свой вклад в те события, которые развертываются в мире. А таких людей уже миллионы, и их становится все больше и больше. В движение приходят все более широкие массы простых людей, которые не хотят жить напрасно, а стремятся стать сознательными и активными участниками исторического прогресса. Для таких людей марксизм-ленинизм является неоценимой помощью. Особенно это относится к молодежи, которой марксистское-ленинское мировоззрение сильно сокращает путь к политической зрелости, даваемой жизненным опытом, помогает направить свою кипучую энергию по верному пути - на благо человечества.

Марксистско-ленинское мировоззрение может служить верным ориентиром и в научном творчестве, причем не только в области общественных, но и в. области естественных наук. Разве в творческих изысканиях естествоиспытателей не помогает правильный взгляд на мир, понимание его. общих закономерностей, взаимосвязей и процессов? Такой взгляд, такое понимание дает марксистско-ленинская теория.

Не случайно теперь многие выдающиеся ученые в результате опыта, накопленного в ходе научной работы, либо полностью переходят на позиции марксизма, либо молчаливо воспринимают те или иные элементы марксистской теории с тем, чтобы глубже проникать в тайны природы и лучше служить интересам человечества.

Далее. Усвоение марксистско-ленинского мировоззрения раскрывает чудесные перспективы перед деятелями искусства и литературы. Оно направляет их творчество на глубоко идейное и богатое отображение действительности в художественных образах. Без благодатного воздействия ясного прогрессивного миросозерцания творчество современного писателя и художника в лучшем случае страдает малокровием. В наше время наиболее полную ясность мировоззрения дает художнику марксизм-ленинизм.

В то время как в буржуазной литературе все больше распространяется настроение безнадежности, беспросветный пессимизм, творчество прогрессивных писателей и поэтов пронизано животворным оптимизмом. Это творчество верит в будущее, любит будущее и зовет к счастливому будущему.

В то время как в буржуазной идеологии Запада обнажается отчаянный кризис веры в человека, веры в судьбу цивилизации, марксистско-ленинское мировоззрение пробуждает в людях стремление к благородной борьбе за высокие социальные идеалы.

Каждый, кто основательно усвоит это мировоззрение, приобретет глубокое убеждение не только в правоте рабочего дела, но и в исторической необходимости грядущей победы социализма во всем мире. Вооружившись мировоззрением марксизма-ленинизма, человек - даже слабый - станет сильным, политически стойким, принципиальным. Он приобретет такую непоколебимую идейную убежденность, которая придаст ему силы выдержать любые испытания.

Миллионы людей на земном шаре уже черпали из обильного родника марксизма-ленинизма великие идеалы своего движения и неиссякаемую энергию, необходимую для претворения этих идеалов в жизнь.

Жить без прогрессивного мировоззрения - разве это достойно современного развитого человека? Еще хуже

кормиться недоброкачественными суррогатами мировоззрения, годными лишь для нищих духом.

В тысячу раз лучше потрудиться как следует над усвоением основ марксистско-ленинского мировоззрения, чтобы приобрести духовное богатство и добиться превосходства борьбе против черных сил империалистических врагов человечества.

1-
Мозги у нас, бывших советских людей, настолько тщательно промыты марксизмом-ленинизмом, что он стал для нас каким-то наваждением, материалистической религией.

Действительно, изо дня в день, в течение 74 лет, бубнили и бубнили о скором пришествии Марксова "коммунизма" с распределением жизненных ценностей "по потребностям" - какого-то подобия Царства Божьего на Земле.
Начиная с октябрят и пионеров, через школу и комсомол, через благостно-слащавые "Рассказы о Ленине", в книгах, газетах и журналах, по радио и по телевидению, на казенных "политинформациях", "ленинских чтениях" и "ленинских зачетах", в вузовском курсе марксизма-ленинизма, навязывались нам эти весьма сомнительные идеи.

Мы и сами поверили, что материалистический Рай Божий возможен, только проповедники нам часто не нравились, бывало, очень сильно напоминали своекорыстных лжецов и лицемеров.

В конце концов, долгие сомнения и размышления привели к полному отказу от этой навязанной веры, к полному материалистическому неверию.

Маркс, в своем, прославленном в веках, супер-произведении "Капитал", пытается представить труд пролетария как единственный источник всех жизненных ценностей.
Он примитивно выпячивает один конечный, финишный этап созлания новой ценности и отбрасывает другие, предварительные работы, как, якобы, несуществующие.

Маркс полностью исключает из своей лже-науки вклад труда капиталиста по организации производственного процесса - в создание новых ценностей.
Тем самым Маркс провоцирует пролетариев на восстание против капиталистов, как на единственный способ защитить свои права.

Поэтому "теория" Маркса - человеконенавистническая, побуждает пролетариев к революции и гражданской войне, к уничтожению людей по классовому признаку, как будто и без этой "теории" в обществе еще недостаточно войн и насилия.

Хотя настоящая, подлинно гуманистическая наука, должна искать пути к созданию гармоничного общества, без взаимной ненависти и взаимоуничтожения.

Хотя и с некоторым сожалением, но приходится отказаться от этой иллюзии, от этой лже-науки, поскольку человек, по своей биологической природе, является разумным и окультуренным животным, поэтому человеческое общество, очевидно, всегда будет носить отпечаток своей природной сущности.

В реальности можно только усовершенствовать капитализм, сделать его более справедливым и гуманным.

Марксисты-ленинцы же, яростно, в духе Савонаролы, навязывали нам идею полной ликвидации капитализма, и замены его совершенно невиданным доселе обществом, о сущности которого сами эти проповедники имели весьма приблизительное представление.
По сути, это была изуверская реакция на общественный прогресс, а многие революционеры имели психику параноидального типа, были неудовлетворенными бюрократами-самодурами, рядом с которыми даже сатирические типы Салтыкова-Щедрина кажутся милыми людьми.

Никакого принципиально нового общества в СССР они не создали, просто перевели капитализм в тотальную государственно-монополистическую форму, но при этом добавили распределение прибылей через различные государственные фонды, в пользу широких народных масс.

4-
Такое перераспределение общественного продукта было положительным моментом, но за него народ заплатил длительным политическим угнетением в рамках однопартийной системы и преследованием инакомыслящих.

В конце концов "теоретикам" надоело эксплуатировать это учение, имитировать заботу о народе и ограничивать свое личное потребление. Все вернулось на круги своя, - сначала они уничтожили буржуазию и заняли ее господствующее положение под личиной госбюрократии, а затем попросту присвоили все созданное народом за 74 года и сами стали этой самой, поначалу ненавидимой и проклинаемой ими буржуазией.

(Более обобщенно проблемы социальной эволюции рассмотрены здесь
в статье "Популярно о теории развития человеческого общества".)

Рецензии

Да! Я товарищ! И советские мужики проломившие голову немецким господам в Берлине и других местах,то же товарищи. И запорожская вольница то же товарищи. Не веришь прочитай Н. В. Гоголя! И Юра Гагарин - товарищ. Хочешь объясню значение этого слова.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.