Где распространен синтоизм. Синтоистские храмы

Тории — один из негласных символов Японии. Два столба, соединенные вверху двумя перекладинами, покрытые ярко-красным лаком или демонстрирующие естественную красоту непокрытой древесины. Чаще всего тории установлены перед синтоистскими храмами, и порой можно увидеть настоящие коридоры, образованные ториями на протяжении всего пути к святилищу. Но нередко их можно увидеть стоящими отдельно на открытой местности или в воде. Куда ведут эти врата без створок и стен? В священный мир ками — божеств и духов синто, национальной религии японцев.

Синтоизм, или синто (Shinto — «путь богов») — древняя японская религия, основа которой в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё в окружающем мире одушевлено, обожествлено. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками: духи природы (гор, воды, камней, растений, животных), души усопших (предков, великих воинов, лидеров, учёных).

В пантеоне синто более 8 миллионов ками, но основное божество — богиня Солнца Аматэрасу Омиками, которая считается прародительницей императорской фамилии, что, в свою очередь, является основой культа императора. Для синтоиста император всегда был культовой фигурой, главой нации-семьи. А непрерывность императорской династии, древнейшей из ныне царствующих домов — предмет гордости всех японцев.


Кроме этого, в синтоизме еще три культа: культ предков, культ природы и культ чистоты. Предков поминают и молятся перед табличками с их именами. Предполагается, что души ушедших предков витают в пределах обитания живых и помогают им жить. Что касается природы, то она воспринимается синтоистами как источник всей жизни. В природе нет некрасивого, все совершенно.



Чистота важна для японцев не только в физическом, но и в духовном смысле: будучи необычайно чистоплотным физически, японец старается не допустить «загрязнения» души так же настойчиво, прогоняя от себя неприятные эмоции и устраняя вызвавшие их причины. Поскольку грязь отождествляется синтоизмом со злом, очищение служит основой всех обрядов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с окружающим миром, где божества — ками, люди и души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через который всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни. Особо набожные синтоисты мечтают после смерти стать одним из ками.


Имея древнее происхождение, синтоизм развивался под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма, отчасти смешиваясь с этими религиями. Именно благодаря буддизму возникли стационарные синтоистские храмы, которые до этого долгое время представляли собой временные конструкции для проведения того или иного ритуала. Да и приняв постоянные формы, храмы полностью перестраивались каждые двадцать лет.

Сегодня в Японии более 80 000 синтоистских храмов. Большинство из них посвящены одному определённому ками. Обычно святилище состоит из двух или более строений, расположенных в гармонии с природным ландшафтом. Главное здание — для божества. Изображений богов внутри храма обычно не делается, но могут присутствовать изображения животных, ассоциирующихся с ними.



На подступах к храму всегда есть небольшой бассейн или водоем для проведения очистительного ритуала. Непременный атрибут синтоистского храма — толстая веревка, сплетенная из рисовой соломы. Ритуал посещения храма очень прост. В месте для омовений верующий ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот, после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.

Приблизившись к храму, верующий может позвонить в колокол, если таковой имеется — чистое звучание колокола отпугивает злых духов и умиротворяет душу. Далее, опустив в стоящий перед алтарём деревянный решётчатый ящик монету, два раза хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание божества, очень тихо либо вообще мысленно произносит короткую молитву произвольной формы и кланяется.



Прежде чем покинуть храмовую территорию, многие верующие размещают на специальном стенде свое желание, написанное на деревянной дощечке. Когда дощечек собирается много, их сжигают и богам становятся известны желания смертных. Особенно популярен этот ритуал среди молодежи.

Кроме того, многие покупают почтовые открытки, талисманы и принадлежности для домашних алтарей, а также получают божественные предсказания на длинной полоске белой бумаги. Хорошие предсказания уносятся из храма домой, а плохие привязываются к специальной решетке на территории храма или к веткам растущих по соседству деревьев.

Название : Синтоизм («путь богов»)
Время возникновения: VI в.

Синтоизм - традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние .

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность - ками. Ками может существовать на Земле в материальном объекте, причём не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками - покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир - единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы. В синто не существует понятия спасения, вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, мотивациями и поступками.

Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого - безусловно «плохим» . В древнем синтоизме добро и зло обозначались терминами ёси (хорошо) и аси (плохо), смысл которых - не духовный абсолют, как в европейской морали, а наличие или отсутствие практической ценности и пригодности для использования в жизни. В этом смысле синто понимает добро и зло по сей день - как первое, так и второе относительно, оценка конкретного деяния целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его.

Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» - поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество. Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками.

Таким образом, зло, в представлении синто - это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

Так как абсолютного добра и зла нет, отличить одно от другого может только сам человек, причём для правильного суждения ему необходимо адекватное восприятие действительности («сердце, подобное зеркалу») и союз с божеством. Такого состояния человек может достигнуть, живя правильно и естественно, очищая своё тело и сознание и приближаясь к ками путём богослужения.

Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием , проникшего в Японию в VI-VII веке. Поскольку

Каждая отрасль культуры Японии несет в себе необычайные особенности быта и традиций японских жителей. Храмы Японии не являются исключением. Они выполняют множество первостепенных функций, главная из которых – сохранение религиозных традиций. Храмы являются представителями священной архитектуры, к которым японцы относятся с особым трепетом. Помимо этого, японские храмы считаются памятниками культуры, обладающими особенными параметрами, выделяющими их на фоне достопримечательностей других стран. Японские храмы обладают характерными деталями в выдержанном классическом стиле, дополненными элементами эклектики.

Буддийские храмы Японии

Буддизм в Японии стал не просто новой идеологией, которая во многом коснулась и образа жизни общества, но и положил начало новым архитектурным формам и дополнительным техникам в сфере строительства. Буддийский храм в Японии, как правило, имеет массивную крышу, на которой красуется длинный, устремляющийся в небо, шпиль. Архитектура буддийских храмов в Японии основывается на наличии четырех основных элементов – колонны, крыши с наклоном, перекладинами и замысловатой кровле.

Храм Энряку-дзи

Этот буддийский храм располагается на горе Хиэй, которая находится недалеко от города Киото. Сооружение было построено в начале VIII, буддистом по имени Сайтё. Достаточно продолжительное время, вплоть до сегодняшнего дня, на территории храма осуществляется деятельность школы Тэндай. Также, Энряку-дзи содержит в себе течение таких школ, как Нитирэн, школа Чистых Земель и Дзен. На сегодняшний день, храм можно считать одним из самых популярных буддийских храмов.

Деятельность монахов на территории монастыря началась в 807 году под руководством основателя. Его поддерживал император Камму, который находился в тот момент у власти. Обучение длилось двенадцать лет. В процесс обучения участвовало сто учеников. Все время, отведенное на приобретение навыков, монахи проводили в медитациях, изучая основы буддизма. В монастыре царила строгая дисциплина, которая помогала ученикам достичь определенных высот. Самые лучшие из монахов продолжали служить в Энряку-дзи, другие находили себя в правительственных должностях. Со временем храм разрастался, в самый пик расцвета, он представлял собой целый комплекс, в который входило 3000 храмов. При монастыре имелось собственное войско, которое нередко участвовало в кровопролитных войнах, отстаивая интересы храма.

На сегодняшний день храмовый комплекс содержит в себе три части. В восточном зале, который носит название Тодо, когда-то давно находился главный деятель монастыря. Западный зал храм называется Сайто, он выполняет аналогичную предыдущему залу функцию. Третья часть храмового комплекса получила название – Ёкава.

Храм Рёан-дзи

Храм расположен в Киото. На сегодняшний день он несколько отличается от своего изначального состояния, поскольку неоднократные пожары способствовали реконструкциям его стен. Рёан-дзи обладает высокой значимостью для японского народа, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главная отличительная особенность храма – это сад камней, расположенный на его территории. Он считается основным символом Киото. Примечательно, что в этом саду совершенно нет растительности. Он предстает перед туристами именно в таком виде, каким был создан изначально. Автором этого культурного наследия является Соами – мастер, имеющий внушительную репутацию. Сад камней привлекает даже людей, далеких от буддизма, поскольку его созерцание заставляет задуматься о глубоких вещах и познать самого себя.

Помимо сада камней, на территории храмового комплекса можно обнаружить живописное озеро, через которое проходят небольшие мостики. Имеется также и чайный сад, попасть в который может далеко не каждый. Вдоль озера проходит прогулочная дорожка.

Храм Тодай-дзи

Данный представитель буддийских храмов охраняется особым образом, поскольку является объектом ЮНЕСКО. Тодай-дзи расположился в Наре. Его называется самым большим храмом, который построен из дерева. Храм не только олицетворяет религиозность, но и является чрезвычайно красивым памятником японской культуры. Территория комплекса достаточно большая, он сосредоточен в самом сердце города. Визитной карточкой сооружения можно считать южные ворота, которые в высоту достигают 25 метров. Рядом с ними можно увидеть множественные фигуры из дерева, которые привлекают своим мастерским выполнением.

Помимо южных ворот, имеются и другие, в том числе – центральные. В непосредственной близости с ними располагается курильница. Проходя мимо неё, некоторые туристы стремятся на некоторое время попасть в клубни дыма. Такая традиция является характерной для буддийских храмов. Она совершается для того, чтобы очистить свое тело и душу.

На территории расположен олений парк, где можно встретить оленей, находящихся в свободном выгуле. Другой особенность храмового комплекса считается статуя Будды, выполненная из бронзы. Пол зала, где она располагается, вымощен плитами из камня. Будда запечатлен на листьях лотоса, которые также как основная фигура, изготовлены из бронзы. Изображение Будды выглядит очень реалистично, как и было задумано великими мастерами

Храм Кофуку-дзи

Если перечислять храмы древней Японии, пользующиеся особой популярностью, то Кофуку-дзи, несомненно, будет занимать почетное место в этом списке. Чтобы его увидеть, достаточно посетить город Нара.

Изначально Кофуку-дзи располагался в Киото, а затем был переправлен в Нару. На данный момент он причисляется к объектам, охраняемым ЮНЕСКО, и считается одним из семи самых крупных сооружений юга страны.

Основателем храма стал клан Фудзивара. За время его существования, храм переживал как упадок, так и период расцвета. В средние века Кофуку-дзи выделялся наличием профессионального войска. Это и стало причиной участия в жестокой войне, которая не принесла храму ничего хорошего. После её окончания Кофуку-дзи переживал не лучшие времена.

Храм выделяется от аналогичных сооружений пагодой, которая составляет 50,8 метров в высоту и имеет пять этажей. Со временем она реконструировалась и менялась. Другая, не менее красивая пагода, содержит в себе три этажа. Она считается самой древнейшей. В 1180 году она пережила глобальный пожар, но вскоре была восстановлена.

Храм Котоку-ин

Храм выделяется статуей Будды, которая поражает туристов своим масштабом. Она является не просто изюминкой и обязательным атрибутом храма, но и настоящей достопримечательностью всего города Камакуры, в котором и располагается храм.

Минамото-но-Ёритомо был первый, кто предложил создать столь величественную статую Будды на территории храма. Однако осуществить свою затею он не успел, так как скоропостижно скончался. После его смерти воплощать замысел в жизнь стала Инада. Средствами, на которые была возведена статуя, стали пожертвования людей со всей округи.

Котоку-ин переживал сильнейшие повреждения во время масштабного землетрясения. После него статуя долгое время находилась в плачевном состоянии. Позже удалось собрать деньги на её реконструкцию. Однако Будда предстает на сегодняшний день не в том виде, в каком он был изначально. Ранее он был покрыт позолотой полностью, а сейчас она осталась лишь на ушах статуи.

Синтоиские храмы Японии

Синтоизм был сформирован в Японии еще задолго до зарождения письменности. В основе этой религии стоит убеждение о том, что богами может являться все, что имеет душу. Храмы синтоизма Японии строились для того, что японцы приходили в святое сооружение поблагодарить богов за хороший урожай или попросить у природы благосклонности.

Храм Мэйдзи

Располагается в Токио. Это синтоистское святилище, строительство которого производилось в честь императора Мэйдзи и его жены. План, согласно которому должна начаться стройка, был составлен еще при жизни супругов. Но его выполнение последовало только после их смерти.

Главное здание окружено деревьями. Оно выполнено в традиционном японском стиле, который носит название Нагарэдзукури. Сад, которым окружен храм, содержит в себе все разновидности деревьев и кустарников, которые растут в Японии. Северную часть храмового комплекса занимает здание, в котором располагается музей. Это сооружение выполнено в стиле Адзэкурадзукури.

Территория комплекса включает в себя и наличие свадебного зала, в котором проводятся синтоистские свадьбы. Мероприятия, проводимые здесь, подразумевают ряд действий религиозного характера.

Храм Ицукусима

Ицукусима — синтоистский храм в Японии, расположенный на священном острове Ицукусима. Он находится во Внутреннем Японском море. Простому человеку не так просто попасть на остров, настолько священным он считается.

Ицукусиму можно отнести к самым популярным храмам Японии. Он заметно выделяется на фоне других архитектурных сооружений. Главное отличие – это ворота, которые располагается в непосредственной близости от моря. Периодически, во время приливов, ворота затапливаются. Именно в таком, затопленном состоянии, они стали символом не только острова, но и всего государства. В синтоизме ворота храма несут на себе не только функцию украшению, но и смысловую нагрузку. Ворота Ицукусима окрашены в яркий красный цвет и выполнены из дерева.

Храмовый комплекс включает в себя множество построек, каждая из которых окрашена в белый цвет и имеет красную крышу. Основная часть зданий предназначена для проведения специальных обрядов, которые доступны далеко не каждому туристу, решившему узнать о синтоизме немного больше.

Святилище расположено не на земле, а на сваях, которые находятся над уровнем воды. Еще одной отличительной чертой Ицукусимы можно считать наличие большой сцены, на которой можно лицезреть выступления в жанре Но.

Святилище Тосёгу

Храмовый синтоистский комплекс Тосёгу построен в честь полководца Токугава Иэясу. В конце 20 века святилище было отнесено в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Храм Тосёгу – это место, где находится захоронение самого полководца Иэясу.

Отличительная особенность храма состоит в том, что восемь его основных здания являются национальными сокровищами Японии. К ним относятся: Ёмэй-мон, Хондэн, Хайдэн, Иси-но-ма и другие. Останки Токугава расположены в урне, выполненной из бронзы. Она находится в здании Окуся-хото. Раньше это помещение было выполнено из дерева, а затем реконструировалось в каменное сооружение. Чуть позже встала необходимость защиты пагоды от влаги. С этой целью она её перевоплотили в бронзовое здание.

Христианские храмы в Японии

Главные храмы Японии, как правило, проповедуют буддизм или синтоизм. Однако на территории страны восходящего солнца присутствуют и православные церкви. Они появились благодаря иеромонаху Николаю, который втайне покрестил трех японцев, пожелавших приобщиться к православию. Это случилось во второй половине 19 века. А уже в начале 20 века на территории Японии появились православные общины в количестве 266 штук.

Храм Никорай-до

Японцы переименовали храм. На самом деле его название звучит, как храм святого Николая. Религиозная постройка расположена на станции Отяномидзу. Благодаря особенностям религиозного течения, здание храма значительно отличается от зданий, расположенных в округе. Предстоятелем храма является архиепископ Токийский Икуо Нусиро. Его также называют митрополит всея Японии.

В начале 20 века здание храма было отреставрировано, поскольку оно значительно пострадало после произошедшего землетрясения. На сегодняшний момент Никорай-до является главным представителем православных храмов на территории Японии.

Несмотря на то, что в большинстве своем храм очень похож на православные постройки в России, при ближайшем рассмотрении деталей, становится понятно, что различия все же имеются. В первую очередь, разница заметна в атмосфере, царящей в храме.

Убранство храма содержит в себе массу ярких акцентов, демонстрирующих роскошь и некую напыщенность. Свечи отличаются по своему размеру, и даже аромат от них исходит совершенно иной.

Служба в храме не пропускает ни одного этапа, все происходит по заведенному алгоритму. Однако иногда можно встретить православных женщин, не покрывающих голову или пришедших в брюках.

Воскресенский храм в Хакодатэ

В 1858 году в Хакодатэ было открыто первое Российское консульство. Вместе с этим появился первый Японский православный храм. Архитектором храма стал И. А. Гошкевич, являющийся российским консулом. Он надеялся воскресить в Японии православие, которое когда-то здесь уже было принято обществом. Решено было посвятить новый храм Воскресению Христову.

Воскресенский храм был построен на самом высоком месте в Хакодатэ. Он был выполнен из дерева. Здание имело два этажа, к нему примыкала колокольня. На крыше располагался купол с крестом.

Первая православная община была заложена благодаря Николаю Касаткина, который начал свое служение в храме в 1861 году. При церкви осуществлялась деятельность языково-катехизаторской школы. В 1872 году японцы впервые услышали звон колоколов, который не мог ни привлечь их. Сначала православная церковь не стала приниматься обществом. Людей, проповедующих православие, пытались изгнать из города, типография, осуществлявшая свою работу при храме, была закрыта. Но уже в в 1873 году православие в Японии было разрешено официально.

Воскресенский храм неоднократно претерпевал реставрацию. На данный момент он является одним из главных символов православия в Японии. При храме продолжает функционировать воскресная школа, взрослые могут посетить специальные курсы. В стенах храма все также звучат песни хора. Поддаваясь новомодным тенденциям, стала расти и развиваться приходской сайт.

Преображенский храм в Саппоро

История появления храма на территории города Саппоро началась с приезда Марка Абэ в 1884 году, который открыл свою лавку. Марк был христианином, ранее проживавший в Отару. Сначала был организован молитвенный дом, где собиралась православная община. Чуть позже, в 1894 году было построено отдельное здание для православных обрядов. Возведенный храм был посвящен Преображению Господню.

Храм переживал как трудные годы, так и период расцвета. После русской революции, храм перестал финансироваться со стороны России, полностью перейдя на самообеспечение. После этого православная община стала самостоятельно издавать газету. В конце 20 века местоположение храма изменилось, в связи с началом Олимпийских игр. Церковь была перенесена в другое место. В отличие от других православных храмов в Японии, Преображенский храм увенчан не одним, а шестью куполами. Большая часть икон, расположенных в храме, написаны Ириной Ямасита – известной иконописицей. Считается, что именно храм в Саппоро хранит в себе коллекцию её трудов.

Архитектура храмов чрезвычайно многообразна, несмотря на то, что существуют основы, которых японцы стараются придерживаться. В большинстве случаев, священное сооружение имеет прямоугольную форму, обрамленную крышей с кровлей. Современные храмы изготавливаются из пожароустойчивых материалов, в целях соблюдения безопасности. Основным строительным материалом может выступать армированный железобетон или кирпич. А кровля, чаще всего, изготавливается из различных металлов.

Каждый храм, расположенный на территории Японии обладает уникальной историей и заслуживает внимания. Побывав за стенами того или иного храма, есть возможность прикоснуться к необычной японской культуре и познакомиться с незнакомым доселе миром. Японские храмы возводились в гармонии с окружающей природой, каждая деталь сооружения несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая вызывает неподдельный интерес у туристов.

Помоги сайту: Жми кнопки

В Японии традиционные места религиозного поклонения можно подразделить на две категории — синтоистские святилища (дзиндзя ) и буддийские храмы . Подробно поговорим сегодня о первых.

В синтоизме святилища — это места для поклонения ками , или «богам». Сами священные объекты поклонения находятся во внутренней палате святилища и скрыты от чьих-либо глаз.

Люди посещают святилища, чтобы выразить своё почтение ками, а также, чтобы помолиться об удаче.

Святилища становятся объектами паломничества во время праздников и фестивалей, таких, как , сэцубун , и др.. В святилище по традиции приносят младенцев в возрасте нескольких недель. Там же, многие пары проводят свадебные церемонии.

Рассмотрим, что из себя представляют традиционные достопримечательности синтоистских святилищ:

Тории

Великие тории или о-тории святилища Ицукусима, построенны в 1168 г. на расстоянии 200 метров от берега. Вид на них традиционно считается одним из трех красивейших видов Японии.

Одни или несколько врат тории располагают у входа в святилище. Они могут быть различных цветов и сделаны из различных материалов. Большинство, однако, сделаны из дерева и имеют оранжево-черную окраску. Тории символизируют переход между миром людей и миром духов.


Тории у святилища Фусими Инари в Кёто

Комаину

Комаину — это пара охранных статуй собак или львов, которых часто можно встретить установленными по обеим сторонам от входа в святилище. Однако, если речь идет о святилищах Инари , то вместо собак, и тем более львов, выступают лисы.

Источник с очистительной водой

Его располагают недалеко от входа в святилище. Перед тем как войти в главный зал надлежит очиститься — помыв руки и прополоскав рот.

Главный зал и зал подношений

В зависимости от архитектурного стиля святилища, главный зал (хондэн ) и зал подношений (хайдэн ) — это либо два отдельных здания, либо одно совмещенное. Внутренняя палата главного зала хранит святыню святилища, в зале же подношений посетители возносят свои молитвы и делают подношения.

Сцена

В некоторых синтоистских храмах имеется сцена для постановок театра но или танцев бугаку .

Посетители святилища пишут свои желания на этих деревянных дощечках и оставляют их в святилище, в надежде, что их желания исполнятся. Большинство желают крепкого здоровья, успеха в бизнесе, удачи на вступительных экзаменах, любви и богатства.

Омикудзи

Омикудзи — это листочки, с написанными на них предсказаниями, их можно встретить во многих святилищах и храмах. Листочки содержат случайным образом написанные предсказания, значения которых рознятся от дайкити («огромной удачи») до дайкё («огромного несчастья»). Повязывая такой листочек вокруг ветки священного дерева или специальной рисовой веревки (см. фото), можно заставить «хорошее» предсказание сбыться и предотвратить исполнение «плохого».

Симэнава

Симэнава — это соломенная веревка, с подвязанными к ней зигзагообразными полосками бумаги (сидэ ).

Ею отмечают границу чего-то священного, например, её можно увидеть на ториях, повязанной вокруг священных деревьев, камней и т.д..

Похожую веревку, носят ёкодзуна , борцы сумо самого высокого ранга, во время проведения ритуальных церемоний.

В некоторых святилищах могут быть и дополнительные здания, например, домик жреца, офис, склад для микоси и другие вспомогательные здания.


Микоси, это как раз то, что на носилках — хранилище священного предмета (синтай), в котором и обитает ками

С другой стороны, то чего практически невозможно найти на территории синтоистского святилища — это кладбище. По той причине, что смерть в синтоизме противопоставляется чистоте и относится к компетенции буддизма.

За века произошло смешение архитектурных стилей синтоистских святилищ и буддийских храмов Японии. Большинство стилей отражает влияние архитектуры буддийских храмов материковой Азии. Лишь несколько святилищ, сохранившихся до наших дней, можно считать построенными в чисто японском стиле, наиболее ярким примером могут служить синтоистские святилища провинции Исэ.

В Японии десятки тысяч синтоистских святилищ, условно их можно подразделить на следующие группы:

Имперские святилища

Это святилища, которые были построены и управлялись непосредственно японским правительством. Наиболее примечательные из них это святилища провинции Исэ, святилище Идзумо и святилище Ацута, а также несколько новых святилищ, построенных в эпоху Мэйдзи, такие, как Токийское святилище Мэйдзи


Святилище Мэйдзи в Токио

и святилище Хэйан в Кёто . Имперские святилища легко отличить по наличию герба императорской семьи – хризантемы
, к тому же, их чаще называют дзингу , чем дзиндзя.

Святилища Инари


У входа в святилище Фусими Инари

Они посвящены ками (божеству) риса Инари . Их можно легко узнать по статуям лисиц, т.к. эти животные считаются посланниками Инари. В Японии тысячи святилищ Инари, одним из самых известных является святилище Фусими Инари в Кёто.

Святилища Хатимана


Святилище Цуругаока Хатимангу

Посвящены Хатиману, ками войны , который в прошлом был особенно популярен у кланов воинов. По сути, Хатиман — это покровитель воинов, синтоистское божество, при жизни же он был императором по имени Одзин (390-415).

В Японии тысячи святилищ Хатимана, но, наверное, самое известное – это святилище Цуругаока Хатимангу в Камакуре.

Святилища Тэндзина


Святилище Дадзайфу Тэнмангу

Посвящены ками Сугавары-Митидзанэ (который человек и пароход божество), ученому и политику эпохи Хэйан .

Сугавара Митидзанэ работы мастера Хидэтоси Тэрады (1880)

Эти святилища особенно популярны у студентов, готовящихся к вступительным экзаменам. Их легко узнать по статуям быков и сливовым деревьям (любимым деревьям Митидзанэ).

Самое первое и наиболее известное святилище Митидзанэ — Дадзайфу Тэнмангу близ Фукуоки.

Святилища Сэнгэн

Посвящены принцессе по имени Конохана Cакуя, которая является божеством горы Фудзи .

Конохана Cакуя работы великого мастера Кацусики Хокусая

В Японии больше тысячи таких святилищ, главные из них расположены непосредственно у подножия Фудзи.

Святилища, посвященные основателям могущественных кланов


Святилище Тосёгу
Святилище Канадзава Ояма

Некоторые могущественные кланы, оставившие значительный след в истории Японии, успели также построить святилища своим основателям. Наиболее ярким примером могут служить несколько десятков святилищ Тосёгу, посвященных знаменитому даймё и сёгуну , в том числе, святилище Тосёгу в Никко. Другим примером может служить святилище Канадзава Ояма , посвященное Маэде Тосииэ , основателю, могущественного местного клана Маэда.

Местные святилища

Огромное множество местных святилищ, посвященных местным же синтоистским божествам.

Основной религией Японии является синтоизм, где в качестве объектов поклонения используются различные мифические духи и божества. Главным храмом синтоизма является Храм Исэ, найти который можно в префектуре Миэ. Храм посвящён Аматэрасу - богине солнца и прародительнице императорского рода. Этот храм имеет особое значение в культуре японцев, потому они предпочитают называть его просто Дзингу.

Храм Исэ делится на два полноценных комплекса. Первый из них представляет из себя святилище Найку, который полностью посвящён Аматэрасу. Второй комплекс является святилищем Гэку, где главным объектом поклонения является мифическая кухарка Аматэрасу и по совместительству Богиня Еды - Тоёукэ.

Помимо исторических памятников, Храм Исэ может похвастаться садами, огородами, соляными мельницами и даже собственным производством сакэ.

Координаты : 34.45501400,136.72579500

Храм Асакуса Каннон

Храм Асакуса Каннон, известный также как Сэнсо-дзи, - древнейших храм, который находится в оживленном районе Асакуса и ведет свою историю с 7 века.

Согласно легенде, 5-сантиметровая статуя богини Каннон, хранящаяся в алтаре храма, была выловлена рыбаками в водах реки Сумида в 628 году. Деревенский староста принес ее в свой дом, который позже объявил храмом богини.

После пожаров, уничтожавших постройки, но не саму статую, на этом месте в 645 году был построен величественный храм, получивший признание даже со стороны сёгунов, военных правителей страны.

К сожалению, основной зал Каннон-до, существовавший с 1651 года, знаменитая пятиярусная пагода и массивные ворота были разрушены во время Второй мировой войны. Нынешние строения храма являются железобетонной копией своих предшественников.

Координаты : 35.71480100,139.79683900

Храм молодой" бледной травы

Сэнсо-дзи является самым старым буддийским храмом на территории Токио. Согласно преданиям, храм был основан в 628 году на месте обнаружения статуи бодхисаттвы Каннон. В XVII-XIX веках храм был местом официальных молебнов сёгуната Токугава. До Второй мировой войны Сэнсо-дзи принадлежал школе Тэндай.

К храму от ворот Каминаримон ведёт старинная торговая улица Накамисэ-дори. Ещё в начале 18 века окрестным жителям было даровано разрешение торговать на подступах к храму. В многочисленных магазинчиках продаются сувениры и традиционные сладости.

Синтоистский храм Мэйдзи

Крупнейший синтоистский храм Японии располагается в Токио. Храм Мэйдзи Дзингу охватывает территорию в 700 тысяч квадратных метров и является центром паломничества всех верующих синтоистов. Пик посещений храма Мейдзи приходится на новогодние праздники.

Храм Мэйдзи Дзингу относительно молодой - его строительство началось в 1915 году, через три года после смерти императора Мэйдзи. Имя этого человека вписано золотыми буквами в истории Японии, именно благодаря ему Япония выбралась из глубокого Средневековья.

Открытие храма Мэйдзи состоялось в 1926 году. Впоследствии храм сильно пострадал под американскими бомбардировками во время Второй мировой войны. Реконструкция длилась несколько лет, свой нынешний вид храм приобрёл только в 1958 году.

Координаты : 35.67640200,139.69930200

Храмовый комплекс "Серебряный Бор"

Храмовый комплекс "Серебряный Бор" – храмовый комплекс, который включает в себя сто три здания, которые расположены среди великолепной природы.

Два из главных храмов относятся к синтоизму, а один – к буддизму. Девять построек комплекса входят в список национальных сокровищ Японии.

Находящийся в ста двадцати пяти километрах от Токио, храмовый комплекс изначально стал культурным и религиозным центром. Комплекс был построен в XVII веке как мавзолей Тогугавы, основателя сёгуната. Постройки выполнены в традиционном стиле эпохи Эдо.

Одними из самых знаменитых мировых достопримечательностей являются три фигуры обезьян – "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу".

Комплекс занесен в мировое наследие ЮНЕСКО в 1999 году.

Координаты : 36.75814100,139.59913700

Храм Зойойи

Храм Зойойи (Zojoji Temple) - здесь ряды маленьких статуй Йизобосацу (хранитель душ мертворожденных детей), некоторые одеты в детскую одежду и держат вертушки. Одно из самых странных и трогательных зрелищ в городе.

Храм Ринно-дзи

Храм Ринно-дзи – самый большой и древний буддийский храм в Никко.

Изначально в нем определялись направления религиозной деятельности Никко. Главным настоятелем храма являлся принц императорской фамилии, о чем нам говорит изображение императорского герба на главных воротах.

Внутри храма находятся три большие статуи Будды, которые расположены в самом большом зале Самбуцудо (Зал трех будд). Этот зал – самая большая храмовая постройка в Никко. Высота его - двадцать пять метров, длина – тридцать два.

Первоначальный зал был разрушен в 1868 году после отделения синто от буддизма, но в 1887 году после продолжительных восстановительных работ он был возрожден.

Координаты : 36.75332700,139.60094000

Храм Дайюинбё

В нескольких минутах ходьбы от могилы Иэясу Токугавы в Никко расположен храм Дайюинбё (Daiyuinbyo) с мавзолеем его внука Иэмицу (Iemitsu).

В отличие от Иэясу, внука не обожествляли в синтоистском пантеоне, поэтому мавзолей не называют святилищем. Он несколько скромнее по масштабам, но выполнен в том же стиле гонгэн-дзукури, пышно декорирован золотом, резьбой по дереву, скульптурными изображениями. Хотя Дайюинбё - храм синтоистский, в нем легко можно обнаружить присутствие богов и символов буддийского пантеона. В декоре преобладают китайские мотивы - с киринами, львами, тиграми, драконами и цветами.

Координаты : 36.75649000,139.63190500

Храм Цуругаока Хатимангу

Из Токио в Камакуру можно попасть за полчаса. Именно здесь располагается знаменитый буддистский храм Цуругаока Хатимангу. Окружённый сакурой и азалией, Цуругаока Хатимангу хранит в себе древние традиции Японии и своим видом производит незабываемое впечатление (особенно ближе к концу весны, когда расцветают деревья и цветы).

Свою историю храм Цуругаока Хатимангу начинает в 1063 году. Инициатором строительства выступил легендарный японский военачальник Ёриёси Минамото. Храм посвящён Хатиману - божеству, олицетворяющему военное дело.

Возле храма над одним из прудов можно увидеть Барабанный мостик. Если верить легенде, то человек, который сумеет пройти по этому мосту, обретёт долголетие. Но сделать это отнюдь не просто.

Координаты : 35.32608500,139.55643400

ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

В 1871 году архимандрит Николай переселяется в Токио. В предместье Суругадай, в квартале, отведенном для иностранцев, он приобретает участок земли и начинает строительство здания миссии с маленьким домовым храмом при нем. Но, по мере возведения миссии, значительно увеличивается число прихожан храма, и к концу 70-х годов встает вопрос о необходимости строительства большого православного храма. На купленном участке земли на холме Суругадай, где находилась православная миссия, не хватило места для столь грандиозного собора. Пришлось делать искусственную насыпь достаточно большой высоты, укрепляя ее сосновыми сваями. Все работы выполнялись с особой тщательностью по причине сложных сейсмических условий и, как говорил сам владыка Николай, «не было ничего рассчитанного на роскошь». Собор заложили в марте 1884 году строительство его продолжалось 7 лет.

Храм Футарасан

Храм Футарасан входит в храмовый комплекс Тосёгу. Он был воздвигнут в честь божества горы Нан-тай. Это самое старое здание в Никко, построенное в 1617 году.

Долгие годы храм принадлежал секте Сюгэндо, искавшей пути спасения души в аскетизме горных отшельников. Со временем храм разросся, и его отдельные сооружения были разбросаны по окрестностям Никко. В дни праздника Яёи мацури (13-17 апреля) на территории Футарасан дзиндзя проводятся представления ритуальных танцев кагура. Но при желании любой паломник может заказать исполнение танца кагура и в другие дни за умеренную плату. Святилище Футарасан отражает идею синтоистского поклонения природе.

Координаты : 36.75851900,139.59648400

Храм Мэйдзи Дзингу

Храм Мэйдзи Дзингу – крупнейшее синтоистское святилище в Токио, которое посвящено императору Мэйдзи и его жене.

Построенное в 1920 году святилище было разрушено во время Второй мировой войны. Восстановление было завершено только в 1958 году.

Мэйдзи Дзингу расположен на территории парка Йойоги. Парк засажен высокими деревьями, которые создают постоянный полумрак, что придает ощущение заброшенности. При Мэдзи Дзингу находится музей-сокровищница, где хранятся различные предметы, посвященные правлению императорской семьи.

Каждый посетитель имеет возможность получить омикудзи – вытянуть из деревянного ящичка листочек с предсказанием на английском языке. Перед этим необходимо бросить монетку.

Координаты : 35.67661200,139.69935200

Храм Котоку-ин

Храм Котоку-ин знаменит благодаря статуи Большого Будды, находящейся во внутреннем дворе храма.

Сейчас эта огромная бронзовая статуя является главной достопримечательностью Камакуры. Большой Будда стал символом этого древнего города как для приезжающих сюда иностранных туристов, так и для любого японца. Японцы называют его «Дайбуцу» (Daibutsu). Большой Будда объявлен Национальным сокровищем и ежегодно привлекает 1,2 миллиона туристов.

Высота статуи с пьедесталом: 13,4 м

Высота Будды: 11,3 м

Храмовый комплекс Нарита-сан

Храмовый комплекс Нарита-сан – самый крупный буддийский комплекс в восточной Японии.

Нарита-сан был возведен в 940 году. В настоящее время в комплекс входят старый и новый холлы храма, трехуровневая Пагода Мира и другие постройки.

Центральный объект поклонения – статуя буддийского божества Фудо Мё.

При храме разбит живописный японский ландшафтный садик. Место очень посещаемо туристами. Это во многом объясняется близостью к международному аэропорту. Сюда часто приходят те туристы, которые ограничены во времени между пересадками, но при этом хотят познакомиться с культурой Японии.

Координаты : 35.78607000,140.31838400

Храм Якуоин

Храм Якуоин – храм на вершине горы Такао, куда паломники приходят помолиться горным синтоистским богам.

Храм был построен в 744 году и посвящен Будде – покровителю здоровья. К сожалению, за свою историю храм несколько раз полностью уничтожался пожаром – особо сильные были в 1504 и 1677 годах. Несмотря на многочисленные пожары, храму удалось сохранить более двух с половиной тысяч документов, которые сегодня могут рассказать нам об истории средних веков.

Посетив храм на горе Такао, вы насладитесь прекрасными пейзажами и познакомитесь с одним из самых почитаемых священных мест, которое более тысячи лет являлось центром горного вероисповедания.

Координаты : 35.62508800,139.24365900

Буддийский храм Богини Милосердия Канон

Одной из главных достопримечательностей токийского района Асакуса, безусловно, является храм богини Каннон. Удивительный храм ведёт свою историю с 628 года.

Местные жители с удовольствием рассказывают легенду о появлении храма. Их истории повествуют о двух братьях-рыбаках, что однажды выловили из местной реки статуэтку богини Каннон. То ли испугавшись, то ли не зная как поступить, братья выбросили статуэтку обратно. Но не тут-то было - статуэтка вновь попалась на крючок. Узнав об этом, старейшина деревни забрал статуэтку у братьев и поставил её в своём доме, тем самым превратив его в храм. Впоследствии импровизированный храм ожидали большие изменения.

Сегодня огромная крыша храма Каннон видна из любого места в районе Асакуса. Благодаря изысканной архитектуре храм пользуется огромной популярностью среди туристов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.