Кому помогает викарий фармацевту или епископу. Викарий: кто это в православии? Церковные саны православной церкви

[лат. vicarius букв.-заместитель], церковная должность, связанная с исполнением обязанностей заместителя или помощника церковного администратора; в РПЦ и нек-рых др. правосл. Церквах - должность помощника правящего епархиального архиерея, к-рая учреждается для оказания помощи архиерею в управлении епархией.

Первоначально слово vicarius как адм. термин стало употребляться в сфере гос. управления Римской империи. При имп. св. равноап. Константине I Великом империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, при этом имперские столицы Рим и Нов. Рим - К-поль не входили в префектуры. В свою очередь префектуры делились на диоцезы. Так, в префектуру Восток входили диоцезы Асия, Понт, Фракия, Восток и Египет. Каждый диоцез включал неск. провинций. Начальствующее лицо префектуры именовалось префектом претория (praefectus praetorio), а правитель диоцеза назывался В., по-гречески - экзархом (ἔξαρχος). В., как и вышестоящий префект, назначался императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в отношении надзора за правителями провинций, но если в диоцезе присутствовал сам префект, В. терял какую бы то ни было власть в нем. Тем самым полномочия В. приобретали двойственный характер: он был, с одной стороны, начальником области, вверенной его власти самим императором, а с др.- всего лишь заместителем вышестоящего должностного лица, префекта, исполнявшим свои правительственные функции в диоцезе в отсутствие самого префекта. До известной степени аналогичный характер имеют и полномочия В. в Церкви, в т. ч. и викарного епископа.

Отдаленными предшественниками позднейших викарных епископов были хорепископы (τῶν χωρῶν ἐπίσκοποι). Неокесарийский Собор именует их «сослужителями епископов», «поставленными во образ семидесяти апостолов» (прав. 14). В IV в. хорепископы, зависящие от епархиального архиерея, поставлялись почти в каждой епископии (в малых городах и в селах). Антиохийский Собор права хорепископов определил так: «Святый Собор за благо разсуждал, чтобы состоящие в малых градах или селах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою меру... чтобы они управляли токмо подчиненными им церквами, и ограничивали ими свое попечение и распоряжения: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей... а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде епископа, которому подчинен хорепископ и его округ» (прав. 10). Древние хорепископы, как видно, в отличие от викарных епископов нового времени управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии, хотя и не вполне самостоятельно, в чем, собственно, и усматривается сходство этого института с институтом викарных епископов; как не вполне самостоятельные архиереи, они могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа (Анкир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14; ср. Васил. 89).

Уже в сер. IV в. институт хорепископства стал исчезать из жизни Церкви. Лаодикийский Собор запретил ставить новых хорепископов: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града» (прав. 57). Периодевтами становились только пресвитеры. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в нек-рых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упраздненных епархий - титулярные епископы , к-рые послужили ближайшим прообразом викарных епископов.

Институт викарных епископов неизвестен Др. Руси, хотя древнерус. архиереи часто имели наместников, к-рые обладали адм. и судебной властью в значительных городах епархии, где они представляли правящего епископа. Первоначально наместники обыкновенно были в пресвитерском сане, а начиная с XIV в., когда при епископах состояли в значительном числе служилые бояре и боярские дети, наместники часто назначались из этой среды, т. е. миряне. В известной степени подобные наместники напоминают институт В., сложившийся уже к этому времени в католич. Церкви.

Кроме того, при первосвятителях-митрополитах иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении его епархией. Так, свт. Алексий при жизни св. митр. Феогноста, именуясь еп. Владимирским, не имел своей епархии, но был помощником первоиерарха.

С 1454 г. епископы Сарские и Подонские, поселившиеся близ Москвы в Крутицах и неофициально называвшиеся Крутицкими, исполняли обязанности помощников Московских Первосвятителей в управлении митрополичьей областью . Но прямыми предшественниками викарных епископов они считаться не могут, поскольку за ними оставалась их Сарская и Подонская епархия с ее немногочисленными приходами в Диком поле и иных местах, где посреди мусульм. большинства сохранялось еще правосл. население. По учреждении Московского Патриаршества они стали носить титул митрополитов Крутицких.

В состав Архиерейского Собора на основании ныне действующего Устава с правом решающего голоса входят только те викарные епископы, к-рые возглавляют синодальные учреждения и духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами (III 1). Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами», - это те архиереи, к-рые, будучи по титулу В. Московского Патриарха, управляют приходами РПЦ на канонической территории Православной Церкви в Америке , таковыми в наст. время являются епископ Зарайский, управляющий приходами Московского Патриархата в США, и архиепископ Каширский, управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде. Ранее таковые викарные епископы не были членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III 1).

В РПЦ сохраняется обычай, по к-рому викарные епископы в отличие от правящих в своем титуле имеют наименование одного города. Только часть В. в наст. время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд В. Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. В. в РПЦ, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов.

В РПЦ в 2004 г. было 25 кафедр викарных епископов: Верейская, Видновская, Дмитровская, Егорьевская, Зарайская, Истринская, Каширская, Клинская, Красногорская, Люберецкая, Можайская, Орехово-Зуевская, Подольская, Сергиево-Посадская, Раменская - в Московской епархии, Тихвинская - в С.-Петербургской, Людиновская - в Калужской, Шацкая - в Рязанской, Балтийская - в Смоленской, Керченская, Сергиевская - в Сурожской, а также в Украинской Православной Церкви: Васильковская и Почаевская, Вышгородская, Переяслав-Хмельницкая - в Киевской, Изюмская - в Харьковской епархиях.

Институт викарных, или титулярных, епископов существует и в др. правосл. Церквах, но само наименование «викарный епископ», «викарий» появилось в нек-рых из них, очевидно, по примеру Русской Церкви. Викарные епископы поставляются, в частности, в Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Американской Церквах. В нек-рых др. Церквах, напр. К-польской и Александрийской, их именуют титулярными епископами. При этом в соответствии с уставами этих Церквей В., как правило, входят в качестве полноправных членов в Соборы с участием клириков и мирян, но в нек-рых из них (Сербской, Болгарской, Американской) они не входят в Архиерейские Соборы, имеющие в этих Церквах различные наименования.

Викарные епископы в правосл. Церкви не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях: совершать посвящения во диакона или пресвитера они могут только по благословению правящего архиерея, обладающего полнотой канонической епископской власти. В этом отношении викарные архиереи находятся в положении, аналогичном положению епископов, ушедших на покой.

Прот. Владислав Цыпин

Термин «викарий» получил широкое распространение в католич. Церкви еще в эпоху средневековья. С т. зр. правосл. экклезиологии не имеет никаких оснований тот факт, что среди титулов главы Римско-католической Церкви, папы, есть «викарий Христа» (vicarius Jesu Christi - СIС 331), часто переводимый как «наместник Христа», а по тому смыслу, к-рый вкладывается в этот титул католич. богословием и каноническим правом,- «заместитель Христа». Эта должность принадлежит ему как преемнику апостола Петра, «князя апостолов» на языке традиц. католич. экклезиологии.

Термин «викарий» употреблялся на Западе уже в древней Церкви как наименование должности заместителя, или представителя, папы, епископа Рима. «Апостолические викарии» (vicarii apostolici) именуются также «прирожденными легатами» (legati nati), если исполнение соответствующих обязанностей сопряжено не с личностью епископа, а с занимаемой им кафедрой, первенствующей в той или иной церковной области, так что уже через поставление на нее епископ приобретает звание легата. Такие В. назначались папами со 2-й пол. IV в. (Naz R . Vicaire apostolique. Col. 1481). Они наделялись высшими правительственными полномочиями в области своей юрисдикции, в частности по созыву Соборов, по судебному рассмотрению тяжб между епископами, по принятию апелляций. Папскими В. и одновременно прирожденными легатами были архиепископы Арелатский в Галлии, Севильский в Испании, Фессалоникийский в Иллирике (до VIII в., когда Иллирик с Фессалоникой был передан в иконоборческую эпоху из юрисдикции Римских пап в юрисдикцию К-польских Патриархов). Институт апостолических В. в определенной мере аналогичен институту экзархов в Вост. Церкви, начиная с V в., когда возглавляемые экзархами «великие области» утратили свою автокефалию .

В IX в. В. Галлии и Германии был назначен архиепископ г. Мец. В XI в. этого титула были удостоены архиепископы Зальцбургский, «примас Германии», Майнцский, Трирский, Гамбург-Бременский, к-рые одновременно являлись кардиналами и обладали широкими адм. и судебными полномочиями. Эти апостолические В. носили также титул «legati a latere» (легатов из ближайшего окружения). Вообще до XII в. апостолическими В. называли тех, кого в наст. время именуют легатами (Ibidem).

Новое употребление термин «апостолический викарий» получил в XVII в., когда перед католич. Церковью встала необходимость миссионерской деятельности в протестант. странах Европы, с одной стороны, и в странах Нового Света, в Африке и на Дальн. Востоке - с др. Действовавшие на этих территориях католич. миссии были подчинены непосредственно папе в качестве его «всеобщего епископа» (episcopus universalis). При успехе миссии в к.-л. местности миссионерство организовывалось в апостолический викариат, глава к-рого, назначаемый и смещаемый Римской курией, управлял им от имени папы. «Апостолический викариат или апостолическая префектура есть определенная часть народа Божия, которая ввиду особых обстоятельств еще не образует диоцез и которая вверяется пастырскому попечению апостолического викария или апостолического префекта, чтобы они управляли ею от имени Верховного Первосвященника» (СIС 371. 1). В рамках таких викариатов в течение долгого времени была организована католич. миссия на территории Англии, Голландии, Скандинавских стран и в протестант. областях Германии. Епископское устройство возникло там в кон. XVIII-XIX в., а в Скандинавии - только в 50-х гг. XX в. Апостолические викариаты образовывались начиная с кон. XVI в. в странах Азии и Африки. В наст. время они действуют в Йемене, Камбодже, Кувейте, Лаосе, Ливии, Эфиопии и ряде др. государств.

В XIX в. «военным викарием» (vicarius castrensis) именовался глава военного духовенства в Австро-Венгрии, кроме того, аналогичный титул имели нек-рые католич. епископы в миссионерских странах: в Китае, на о-вах Тихого океана.

Должность «викарий» существует в католич. Церкви и на уровне диоцезального, или епископского, управления. Причем носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католич. Церкви в этом значении термина напоминают В. в Русской Православной Церкви.

Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т. к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией, иначе говоря, кафедра, наименование к-рой они носят в своем титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им еп-ств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов - episcopi in partibus infidelium (епископы в странах неверных) - сохранялось до кон. XIX в.

Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го прав. Вселенского I Собора , к-рое не допускает существования 2 епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны др. епископа, в особенности в совершении рукоположений, то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католич. Церкви в правосл. Церкви, в частности Русской, они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют свое служение.

В католич. Церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских еп-ств и одновременным удалением католич. епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближ. Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Зап. Европы с ее относительно обширными еп-ствами (диоцезами). Впосл. эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католич. епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской Церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католич. Церкви в наст. время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) Церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр.

Викарные епископы в католич. Церкви назначаются папой либо по его собственному усмотрению, когда в этом возникает необходимость, либо по просьбе диоцезального епископа. Чаще всего викарные епископы назначаются в общирные еп-ства, в отдельных случаях также ввиду преклонных лет или болезни правящего епископа.

В позднее средневековье и в Новое время, когда ряд епископов, особенно в Германии, обладали гос. суверенитетом, причем на территориях, необязательно совпадающих с областью их церковной юрисдикции, таковыми епископами обыкновенно поставлялись выходцы из феодальной аристократии, и, как правило, они не получали епископской хиротонии, иными словами, обладая церковно-правительственной властью (potestas jurisdictionis) в своем еп-стве, не обладали властью совершать священнодействия (jura ordinis). В таком случае в еп-ство не получившего хиротонии епископа-князя назначался викарный епископ, к-рый и совершал богослужения, рукополагал пресвитеров. Отсюда характерное наименование викарных епископов в Германии в ту эпоху - Weihbischof (посвященный епископ, т. е. епископ, имеющий хиротонию). Исчезновение института не имевших хиротонии епископов относится уже к новейшему периоду и может быть поставлено в связь с упразднением церковных гос-в в Зап. Европе, за исключением Папской обл. , при Наполеоне.

Викарные епископы именуются либо епископами-помощниками (episcopus auxiliaris), либо епископами-коадъюторами (episcopus coadiutor) (CIC 403. 2). Различие в их статусе заключается в том, что коадъютор обыкновенно поставляется в случае преклонных лет или болезни правящего епископа и в отличие от епископа-помощника он обычно имеет право на преемство правящему диоцезальному епископу (cum jure successionis). При освобождении кафедры правящего епископа коадъютор автоматически становится правящим епископом, а епископ-помощник в аналогичном случае сохраняет только ту власть, к-рой он пользовался, когда кафедра была занята (CIC 409. 1). «Епископ-коадъютор и епископ-помощник,- согласно действующему Кодексу канонического права католич. Церкви,- помогают диоцезальному епископу во всем управлении диоцезом и замещают его в его отсутствие или при наличии для него препятствий» (CIC 405. 2).

Помимо викарных епископов-помощников или коадъюторов, к-рые назначаются лишь в особых случаях, во всех епископальных (диоцезальных) куриях католич. Церкви лат. обряда существует должность генерального В. (vicarius generalis), к-рый является помощником правящего епископа по осуществлению правительственных, и в частности адм. прав епископа. До XIV в. генеральные В. назначались лишь в вакантные диоцезы. Затем они стали назначаться и в те диоцезы, где присутствует епископ. При этом, однако, назначение или неназначение генерального В. предоставлялось усмотрению диоцезального епископа, принудить его к такому назначению папа мог лишь в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или при обширности еп-ства. Действующий Кодекс предусматривает существование должности генерального В. во всех еп-ствах (CIC 475. 1).

Если в еп-стве (диоцезе) есть епископ-коадъютор или епископ-помощник, то таковой и становится одновременно генеральным В. (CIC 406. 1) либо епископским В. (vicarius episcopalis; должность учреждена после Ватиканского II Собора - Юркович . С. 116). В большинстве же еп-ств, где викарных епископов нет, генеральный В. назначается, а также при необходимости увольняется самим правящим епископом из числа пресвитеров. Ранее он мог и не иметь священного сана, но должен был непременно принадлежать к клиру, т. е. иметь тонзуру.

Если правящий епископ сочтет целесообразным, он может, помимо генерального В., назначить одного или неск. епископских В., полномочия к-рых отличаются от полномочий генерального В. тем, что они осуществляют их лишь применительно к части еп-ства, или к определенной группе верующих, напр. к монашествующим, или по определенному кругу вопросов.

Генеральные и епископские В. назначаются из лиц в пресвитерском сане, «не моложе 30 лет, имеющих степень доктора или лиценциата канонического права или богословия или, по крайней мере, подлинно сведущих в этих науках, известных приверженностью учению Церкви (sancta doctrina), честностью, благоразумием и опытом ведения дел» (CIC 478. 1). При этом генеральный или епископский В. не может быть одновременно каноником-пенитенциарием либо находиться в родстве с диоцезальным епископом до 4-й степени включительно. Полномочия генеральных и епископских В. упраздняются в случае наступившей вакантности епископской кафедры.

«В силу самoй должности генеральный викарий во всем диоцезе располагает исполнительной властью (potestas executiva), по праву принадлежащей диоцезному Епископу, а именно властью издавать все административные акты - за исключением тех, что Епископ сохранил за самим собой, а также тех, что по нормам права требуют особого мандата Епископа» (CIC 479. 1). Генеральные и епископские В. рассматриваются юридически как одна инстанция с диоцезальным епископом, поэтому апелляции на их действия подаются не диоцезальному епископу, а в вышестоящую инстанцию - архиепископу, по отношению к к-рому диоцезальный епископ является суффраганом (CIC 1438. 1).

В католич. Церкви термин «викарий» употребляется также применительно к главе т. н. деканата, т. е. округа, состоящего из неск. приходов, подобного благочинническим округам Русской Православной Церкви. Декан, или vicarius foraneus, именуется также архипресвитером. Он назначается правящим епископом с учетом мнения духовенства деканата на определенный срок. В своем деканате vicarius foraneus поддерживает и координирует совместную пастырскую деятельность, следит за тем, чтобы клирики вели жизнь, подобающую их сану, заботится о совершении богослужения в соответствии с литургическими предписаниями, наблюдает за правильным ведением приходской документации и целесообразным распоряжением церковным имуществом.

Помощников или заместителей могут иметь и настоятели приходов. Институт приходского В. появился в XII в. (Р. Штригл) в силу целого ряда обстоятельств. Нередко настоятелями приходов становились, в качестве юридических лиц, аббатства и капитулы (это явление, получившее название «инкорпорации» приходов, возникло еще в X в. и все больше распространялось вплоть до конца средневековья). Вместе с тем на должность приходского настоятеля порой назначались лица, освобожденные от обязанности постоянно проживать в своих приходах (т. о. за счет приходских доходов обеспечивалось, в частности, содержание клирикам, занятым на адм. должностях в папской курии или королевской канцелярии). Наконец, несмотря на неоднократные запрещения, сохранялась практика соединения в руках одного настоятеля неск. приходов. Во всех подобных случаях появлялась необходимость найти В., к-рый на деле исполнял бы пастырские обязанности. Викариатские должности бывали как пожизненные (vicarius perpetuus), так и временные, или смещаемые (vicarius temporalis, amovabilis). Права и обязанности В., как и размер полагающегося ему содержания, определялись договором, к-рый он заключал с номинальным настоятелем прихода. Общее право Церкви на протяжении средневековья оставляло их отношения почти без всякого внимания.

В ср. века в обширных приходах, особенно в городах, для помощи приходскому настоятелю могли назначаться др. священники. Эта должность называлась в разных местах по-разному: socii sacerdotes, adjutores, suffraganei и проч.- к В. они не причислялись.

Кодекс канонического права 1917 г. (Can. 471-478) объединял под понятием приходского В. (vicarius paroecialis) лицо, замещающее настоятеля прихода в его отсутствие или, если он не мог исполнять свои обязанности (vicarius substitutus, adiutor и др.), и помощника настоятеля (vicarius cooperator). В ныне действующем Кодексе название «приходский викарий» сохранено только за последней должностью (CIC 545-552). В. может осуществлять пастырское служение как в пределах всего прихода, так и в определенной его части или же в отношении особой группы прихожан. Назначение на должность производится епархиальным епископом. Права и обязанности приходского В. определяются помимо общецерковного права уставом еп-ства и мандатом настоятеля прихода. В приходе может быть один или неск. приходских В.

Аналогичный институт приходских В. существует и в протестант. церквах. При этом, ввиду отсутствия в этих церквах священства, приходские В., равно как и настоятели приходов, не являются священнослужителями в собственном смысле слова ни с т. зр. правосл. экклезиологии, ввиду отсутствия в этих церквах преемства рукоположений от апостолов, ни в соответствии с учением самих этих церквей, отрицающим сакраментальный характер ординаций . Действительность же священства англикан. Церкви не признана ни правосл., ни католич. Церковью, что относится и к англикан. В., имеющим посвящение в сан пресвитеров.

Ист.: Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 18932; Собор, 1918; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; CIC, 1983; Устав, 1989; Устав, 2000.

Лит.: Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 379-381; Павлов А . С . Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 250-251; Суворов Н . С . Учебник церковного права. М., 1912. С. 236-241; 261; Hartridge R . A . R . A History of Vicarages in the Middle Ages. Camb., 1930; Fournier E . L"origine du vicaire général et des autres membres de la curie diocésaine. P., 1940. Р. 283-400; Strigl R . Pfarrvikar // LTK. Bd. 8. Sp. 414; Naz R . Vicaire apostolique, auxiliaire, capitulaire et autr. // DDC. T. 7. Col. 1479-1504; Цыпин Вл ., прот . Церковное право. М., 1996. С. 283, 285, 287, 290; Юркович И ., пресв . Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135.

Прот. Владислав Цыпин, А. В. Бусыгин

довольно много служителей, имеющих особые чины, простому человеку, без разъяснения непонятные. Одна из таких церковных должностей - викарий, упоминаемый чаще в католичестве, нежели в православии.

Кто такой викарий в православной церкви

Говоря общими словами, викарий является заместителем (особенно если учесть латинское происхождение этого слово, обозначающее как раз приведенное выше слово). Должность викария в церкви подразумевает исполнение некоторых особо важных обязанностей, связанных с помощью главному служителю собора - архиерею или епископу.

В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. При этом важная особенность данной должности - у викария не может быть своей епархии.

Викарий — должность в православной церкви, приравниваемая к заместителю священнослужителя

Характерно, что по прошествии нескольких лет в данной должности, викарий все еще может стать батюшкой , в том случае, если епископ и епархия поддержат это предложение. Поэтому должность не является постоянной.

Кроме того, в исключительных случаях викарию могут поручить управление определенной частью епархии, чаще тогда, когда в храме отсутствует священник по каким-либо причинам. Более того, в истории православия описаны случаи, когда викарий назначался управляющим над целым городом и в его прямые обязанности входил контроль за ведением богослужений в городских храмах.

Читайте о служителях церкви:

Важно! В церкви викарий также может обозначать как викарный архиерей или викарный епископ, подчеркивая характер должности - замещение основного служителя.

Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ. Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой.

Обязанности

Как один из важных духовных чинов, викарий имеет довольно много обязанностей, связанных с его служением в том или ином приходе. К ним относят:

  • Помощь архиерею в управлении епархией.
  • Контроль исполнения указов и распоряжений архиерея.
  • Составление отзывов (либо других письменных документов), служащих ответом руководителям других приходов епархии, адресованных главным образом архиерею и согласованных по окончании составления с ним же.

В обязанности викария входит помощь священнику во время проведения богослужений и других священнодействий

  • Посещение приходов, монастырей своей епархии и совершение в них богослужений.
  • Контроль деятельности монастырей, церковных приходов.
  • Предоставление епархии и архиерею предложений, касающихся назначения или, наоборот, отстранения от должности клириков и председателей советов прихода.
  • Выдвигает кандидатуры к рукоположению в сан.
  • Рекомендует к поступлению в образовательные учреждения Русской православной церкви.
  • Выдвигает предложения об организации церковных приходов, монастырей.
  • Направляет клириков для временного служения в храм сроком не более чем на месяц.
  • Отвечает за образовательный уровень всех духовников, в том числе и работников церкви, направляет их на обучение и проводит обучающие семинары сам.
  • Предлагает к рассмотрению епархии предложение о награде служителей приходов и монастырей.
  • Отвечает за составления графика отпусков служителей и представляет его в епархиальное ведомство ежегодно.
  • Принимает на рассмотрение жалобы на духовных служителей и разрешает возникающие конфликты.
  • Отвечает за финансовые моменты прихода, представляя отчеты в епархию.

Значение

Исходя из обязанностей викария, можно сделать вывод о том, что без его участия не решаются какие бы то ни было вопросы, касающиеся приходского духовенства епархии.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Некоторые слова, бывшие ранее в употреблении, нынче теряют свое значение или применяются в очень узком кругу. Так случилось и с термином «викарий». "Это кто такой?" - поинтересуются многие современные молодые люди. А те, кто занимается церковной историей или медиевистикой, могут вспомнить такие фразы, как «викарий Иисуса Христа» по отношению к Папам Римским. Попробуем разобраться, что это за термин, как он появился, проследить его историю. Постараемся также понять, кого сейчас так называют и почему.

Викарий - определение слова

В переводе с латыни этот термин означает «заместитель», «представитель», некто, действующий «от имени и по поручению». Именно от этого слова произошла приставка «вице». Впервые термин появляется как административный, еще во времени Римской Империи. При Диоклетиане и Константине так называли управителей, в подчинении у которых был диоцез или область.

Викарии подчинялись префектам и действовали от их имени. В раннее Средневековье в Священной Римской Империи этот титул носили местные представители верховного властителя. Они вершили правосудие и осуществляли администрирование по поручению императора. Особенно распространено было это звание в итальянских городах. Но наибольшую известность этот термин приобрел в церковном административном праве после победы христианства. Даже в ранние времена епископы имели своих викариев - помощников. Ими были архидиаконы, а также местные приходские священники, которые заботились о человеческих душах за пределами епархий.

Католицизм

Римские Папы часто использовали титул «Викарий Христов». То есть они считали себя наместниками Бога на земле. Значение слова «викарий» в таком смысле впервые употребляется с восьмого века. До этого Папы ограничивались тем, что называли себя наместниками Святого Петра. Их именовали еще иначе - «викариями главы апостолов». Но кроме столь торжественного значения в каноническом праве этот термин имеет и чисто административный смысл. Викариями звались представители любого церковного учреждения. Они имели также различные другие названия, в зависимости от исполняемой роли.

Виды викариев в католицизме

В этой церкви каноническое право предполагает множество типов таких заместителей. Например, апостольский викарий - это епископ или священник, возглавляющий особую миссию церкви и представляющий Папу на территориях, где нет епархий. Так часто называли легатов. Были еще заместители епископов, которые имели законодательную и исполнительную власть на вверенных им землях. Это генеральные и судебные викарии. Однако они не имели права наследования кафедры. Викариями назывались и архиереи. Им делегировались определенные полномочия епископов в пределах диоцеза. А самый низший тип викариев - это помощники приходских священников.

Православие

Употребляется такой титул и в восточных церквях. В православии викарий - это епископ-помощник. Он не имеет собственной епархии. Православные викарии тоже могут носить разные титулы. Например, если такой епископ помогает в управлении определенной части епархии, то она называется викариатом, а его полномочия распространяются только на эту ограниченную территорию.

Под управлением викария может быть и город, где под его руководством осуществляются богослужения. Обычно крупные епархии имеют одного или нескольких заместителей епископов, которым делегируют некоторые полномочия. Однако, в отличие от католицизма, независимой юрисдикции такой викарий не имеет. В некоторых православных церквях таких управителей называют хорепископами. В России этот термин появился при Петре Первом и окончательно укрепился при Екатерине Великой.

Англиканство

В этой протестантской церкви викарий - это фактически приходской священник. Исторически англиканство признавало административное разделение на постоянных кураторов и ректоров. Последние получали десятину в качестве финансовой поддержки. Кураторы же - что-то вроде зарплаты. Викарий - это вид ректора, который имел меньшую десятину. Сейчас оба эти титула практически равнозначны. Некоторые англиканские приходы имеют ректора, а некоторые - викария. Все зависит от того, как это исторически сложилось в данной местности. В Епископальной церкви США позиция викария не определена каноническим правом. Но в некоторых епархиях это священник, облеченный определенной миссией.

Катары и протестанты

Не только в доминирующих церквях в Средневековье был известен такой титул, как викарий. Понятие это, например, было знакомо и диссидентским общинам, например, катарам. Епископы их церквей избирались клиром. Но их было сразу три. Первый из них исполнял обязанности епископа по умолчанию, а остальные делали это по его поручению. Они назывались Старшим и Младшим сыновьями. Таким образом, они соответствовали титулу викария или даже католического коадьютора. Когда епископ умирал или отходил от дел в связи со старостью, Старший сын занимал его место. То есть, викарии у катаров имели право наследовать титул. Младший сын становился Старшим. К нему переходили функции главного викария. А нового Младшего сына снова выбирали на собраниях клира. В некоторых протестантских церквях викарий - это помощник пастора. Этот титул используется также в немецком и шведском лютеранстве. Это слово часто является синонимом пастора. В Канадском и американском лютеранстве викарием называют кандидата на пасторское служение перед окончанием обучения в семинарии.

Православный энциклопедический словарь

Викарий

епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Словарь церковных терминов

Викарий

(лат. наместник) - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

Православная энциклопедия

Викарий

наместник, архиерей, который, не имея своей епархии, помогает другому архиерею управлять его областью.

Православие. Словарь-справочник

Викарий

(лат. «наместник», «заместитель») – архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

Словарь Ожегова

ВИКА РИЙ, я, м. В православной церкви: помощник епископа, епископ без епархии; в протестантской церкви: помощник священника.

Культурология. Словарь-справочник

Викарий

(лат. vicarious – заместитель) – в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви – помощник священника.

Энциклопедический словарь

Викарий

(от лат. vicarius - заместитель, наместник), в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви - помощник священника.

Словарь Ефремовой

Викарий

  1. м.
    1. Епископ, являющийся заместителем или помощником архиерея, управляющего епархией (в православной церкви).
    2. Помощник епископа или приходского священника (в католической церкви).

Вестминстерский словарь теологических терминов

Викарий

♦ (ENG vicar)

(лат. vicarius -замена)

тот, кто имеет право замещать другого. В англиканской церкви так называется священник, служащий в церковном приходе как его настоятель.

Античный мир. Словарь-справочник

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Словарь Ушакова

Викарий

вика рий , викария, муж. (лат. vicarius - замещающий, заменяющий кого-нибудь) (церк. ). В православной церкви - епископ, подчиненный по должности епархиальному архиерею.

| В католической церкви - помощник епископа или приходского священника.

Католическая Энциклопедия

Викарий

(лат. vicarius - «заместитель», «наместник»).

Апостольский викарий (лат. vicarius apostolicus) - епископ или священник, назначаемый Святым Престолом для управления апостольским викариатом.

Генеральный викарий (лат. vicarius generalis) - представитель епархиального епископа в области общего управления, в этом качестве выполняет ту же функцию, что и ординарий.

Епископский викарий (лат. vicarius episcopalis) - представитель епархиального епископа в области управления;

Приходской викарий (лат. vicarius paroecialis) - священник, сотрудник приходского настоятеля, может назначаться для помощи ему в осуществлении пастырского служения во всем приходе, в определенной его части или для некоторой группы прихожан, а также для несения определенного служения сразу в нескольких приходах. В приходе может быть назначен один приходской викарий или несколько. Приходской викарий назначается епархиальным епископом; он обязан замещать приходского настоятеля в его отсутствие.

Судебный викарий - cудья в епархиальном суде, назначается епархиальным епископом, составляет единый суд вместе с епископом; не может рассматривать дела, которые епископ оставил за собой.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Викарий

От латинского слова vicarius, что значит заместитель. Особое применение слово это получило по отношению к должностным лицам. Со времени Константина Великого Римская империя разделялась на четыре больших административных округа - префектуры, которые в свою очередь подразделялись на диоцезы. Во главе каждой префектуры стоял praefectus praetorio, а во главе каждого диоцеза - правитель, подчиненный префекту и называвшийся vicarius (praefectorum). В. назначался непосредственно императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в деле надзора за правителями провинций (подразделение диоцеза), впрочем, без права отрешать их от должности. Но когда в диоцезе присутствовал сам префект, викарий терял всякую власть. Эта характерная черта делает из В. лицо как бы уполномоченное префектом, который во всякое время может эти полномочия уничтожить. Такой же характер сохранила викариатская должность и в церкви, где термин этот получил широкое распространение. В римско-католической церкви прежде всего сам Папа, как преемник князя апостолов Петра, которого Христос назначил своим заместителем, называется vicarius Jesu Christi. В свою очередь Папа поставляет себе заместителей, которые называются апостолическими В . (vicarii apostolici), также прирожденными легатами (legati nati), если звание это связывается не с личностью епископа, а с известной кафедрой, центральной для данного округа, вследствие чего всякий епископ, вступающий на эту кафедру, ео ipso становится папским викарием. Такие В. появились с V столетия ввиду трудности сношений отдаленных провинций с Римом. В пределах более или менее обширных территорий им предоставлялось осуществление от имени Папы некоторых высших правительственных прав по созванию соборов, по рассмотрению спорных дел между епископами, по принятию апелляционных жалоб и проч. Папскими В. были архиепископы: фессалоникский - для Иллирика, арелатский - для Галлии, севильский - для Испании. К VIII стол. постоянные папские В. исчезли и вновь появились в XI столетии, когда титул этот с более или менее обширными полномочиями предоставлен был архиепископам Зальцбургскому, Майнцскому, Трирскому, Гамбург-Бременскому. В настоящее время назначение апостолических В. имеет место лишь в виде исключения, при обстоятельствах экстраординарных; только в Австрии глава военного духовенства считается папским В. (vicarius castrensis), да благодаря успехам католических миссионеров появились апостолические В. в Австралии, в Китае, на островах Тихого океана и проч. При римско-католических епархиальных епископах также состоят епископы-викарии (vicarius in pontificalibus), которые иначе называются титулярными епископами (episcopi titulares), так как имеют только титул без соответствующей ему епископской юрисдикции, а также епископами in partibus (infidelium), так как посвящаются на фиктивные кафедры, находящиеся в странах неверных. Дело в том, что Первым Вселенским собором установлен был принцип, в силу которого в одной епархии не должно быть двух епископов. Между тем епископы обширных епархий с давних времен нуждались в помощниках архиерейского сана, которые бы осуществляли за них функции их архиерейского священнодействия. Когда в XIII веке язычники Лифляндии и Пруссии изгнали многих епископов из новоучрежденных епархий, а в то же время и на Востоке с падением Латинской империи оказалось значительное число епископов, лишившихся кафедры, то услугами этих изгнанных епископов воспользовались епископы обширных европейских епархий. Этот порядок вещей сделался постоянным, так как Папа с целью охранения своих прав на существовавшие когда-то епархии католической церкви давал и до сих пор дает преемников умирающим епископам этих фиктивных епархий. Таким образом, в римско-католической церкви викарный архиерей является помощником епархиального в осуществлении его прав архиерейского священнодействия (j u ra ordinis); он назначается Папой по предложению епархиального епископа. Иное значение имеет генеральный викарий (vicarius generalis). Это помощник епархиального епископа по управлению епархией, по осуществлению его правительственных прав (jura jurisdictionis). Епископ имеет право и обязанность сам лично управлять своей епархией, поэтому может обойтись и без генерального В.; Папа может принудить его к постановлению последнего только в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или в случае обширности епархии. Генеральный викарий должен иметь степень доктора или лиценциата канонического права или богословия и быть сведущим в правоведении, но какой-либо степени духовного сана от него не требуется; достаточно, чтобы он вообще принадлежал к клиру, т. е. имел тонзуру. Между епископом уполномочивающим и генеральным В., принимающим полномочия, предполагается единство лица, так что оба они юридически рассматриваются как одна инстанция и обжалование действий генерального В. направляется не к епископу, а в следующую инстанцию - к архиепископу. В силу того же единства лиц в присутствии епископа, т. е. когда епископ сам лично совершает какой-либо правительственный акт, генеральный В. юридически не существует. Права его прекращаются тотчас с прекращением прав самого епископа; кроме того, епископ во всякое время может взять назад данные ему полномочия. Иногда допускается специализация дел административных и судебных, так что генеральному В. поручаются одни только административные дела, для дел же судебных существует другой помощник, под именем официала. Юридическое положение того и другого одинаково. В германских епархиях при генеральном В. состоит обыкновенно целое коллегиальное учреждение, а там, где состоялась специализация дел административных и судебных с поручением тех и других различным должностным лицам - генеральному В. и официалу - существуют даже два коллегиальных учреждения: генеральный викариат и официалат или консистория. Sede vacante, т. е. при вакантности епископской кафедры, или sede i m pedita, т. е. когда кафедра юридически не считается вакантной, но фактически епископ поставлен в невозможность осуществлять свою епископскую должность (например вследствие лишения свободы, взятия в плен, но не вследствие болезни, когда назначается коадъютор), управление епархией переходит к кафедральному капитулу, который в течение 8 дней должен поставить эконома для управления имуществом епископии и капитулярного викария (vicarius capitularis) для осуществления епископской юрисдикции. В пределах Росс. империи при римско-католических епархиальных епископах состоят епископы-суфраганы (викарные), которые назначаются императором по предварительном сношении с римской курией; по поручению епархиального епископа они могут исправлять функции генерального В. В случае наступившей вакантности кафедры кафедральный капитул избирает викария впредь до замещения кафедры. Западно-католический принцип викарной юрисдикции выражается в России в том, что должности членов римско-католич. консистории прекращаются со смертью епископа или в случае сложения им епископского сана, а также с прекращением управления вакантной кафедры викарием. Наконец, в римско-католической церкви и приходские священники (парохи) могут иметь В. Они бывают постоянные (vicarii perpetui), когда в приходе находятся филиальные церкви, капеллы или когда приход отличается своей многолюдностью, и временные (v. temporarii), назначаемые в случае наступившей неспособности пароха к прохождению должности, а также на время вакантности этой должности. Последнего рода В. известны и в протестантской церкви. Ср. Deneubourg, "Etude canonique sur les vicaires paroissiaux" (Пар., 1871).

В древнерусской церкви при епископах состоял наместник, который был главным представителем его в области суда и администрации. Первоначально это было лицо духовное, но в конце XIV в., когда при епископах образовался особый служилый класс в лице архиерейских бояр и детей боярских, наместником могло быть и светское лицо. Существованию архиерейских бояр положен был конец в начале XVIII века. Институт же викарных епископов лишь в новейшее время получил широкое развитие. В допетровской Руси при одном только митрополите московском и позже при патриархе московском существовал помощник с архиерейским саном, епископ Сарский и Подонский, при патриархах переименованный в митрополита Крутицкого, который после падения Сарайской орды стал жить в Москве на Крутицах, не переставая, впрочем, быть епископом своей прежней епархии. На соборе 1667 г. предполагалось ко всем четырем митрополитам определить вспомогательных архиереев, которые бы жили в определенных им монастырях. Предположение это не осуществилось, как не осуществились впоследствии и стремления Верховного тайного совета передать управление епархиями членов Св. синода в руки особо поставленных викариев. В 1 6 98 г. Петр Великий разрешил киевскому епископу Варлааму Ясинскому "для слабости его здоровья" избрать и посвятить себе епископа-коадъютора, с тем чтобы привилегия эта распространялась и на его преемников. К концу XVIII стол. существовали викарные епископы в епархиях Новгородской, Московской и Киевской. В нынешнем столетии случаи определения викариев как архиереев, вспомогательных при епархиальных епископах, стали чаще, а в 1865 г. высочайше разрешено было учреждать викариатства во всех епархиях, где могут быть указаны местные источники содержания их без обременения государственной казны, именно достаточно состоятельные монастыри. Викарный архиерей посвящается в епископа одного из городов данной епархии; но это не значит, чтобы епископ, получающий свой титул от того или другого города, имел в своем церковном управлении этот город и принадлежащий к нему уезд. Викарий есть только помощник епархиального архиерея, прежде всего в осуществлении прав священнодействия; участие его в епархиальном управлении не определено какими-либо твердыми правилами. Обыкновенно по усмотрению епархиального архиерея ему поручается предварительный просмотр, иногда и утверждение консисторских журналов и протоколов; далее, ему передаются дела о присоединении иноверцев к православной церкви, о выдаче мира, освященных антиминсов, метрических свидетельств, паспортов духовным лицам, о предании церковному покаянию по сообщениям присутственных мест и т. п. При вакантности епископской кафедры в епархии, в которой имеется В., указы из Св. синода исходят на имя епископа-В. В силу исключительных местных обстоятельств некоторые викарные архиереи с подчиненными им духовными правлениями действительно ведут церковное управление в известном местном районе. Таковы викарий Холмско-Варшавской епархии - епископ Люблинский, который производит управление и духовный суд в пределах бывшей греко-униатской Холмской епархии, и викарий Иркутской епархии - епископ Читинский, который заведует епархиальными делами Забайкальской области. В совершенно исключительном положении находится викарий Рижской епархии, епископ Ревельский, который не подчинен своему епархиальному епископу и проходит епископскую должность в Японии, где он и пребывает. В настоящее время при митрополите Новгородском, С.-Петербургском и Финляндском состоят 4 викария - один для епархии Новгородской и 3 для епархии С.-Петербургской; при митрополитах Московском и Киевском - по 3 викария; в 5 епархиях (Вятской, Грузинской, Иркутской, Литовской и Херсонской) существуют по 2 викария и в 21 епархии - по одному викарию. О положении викарных епископов с точки зрения канонической ср. Н. Суворова, "Курс церковного права" (Яросл., 1890, ч. II).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.