Церковный раскол трагедия российской истории презентация. Презентация к уроку на тему "церковная реформа патриарха никона"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русская православная церковь в XVIIв. Реформа патриарха Никона и Раскол Санкт-Петербург ГБОУ СОШ №582 Учитель истории Кунакова Н.В.

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока Изучить положение Православной церкви в XVIIв., взаимотношения церкви и государственной власти, раскрыть причины, сущность и последствия церковной реформы Никона.

3 слайд

Описание слайда:

План урока Церковь после Смуты. 2) Реформа патриарха Никона. 3) Усиление разногласий между церковной и светской властью. 4) Церковный собор 1666-1667 гг. 5) Протопоп Аввакум. 6) Протесты старообрядцев.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Церковь после Смуты. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Работа с текстом стр.75 *Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I. *Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству. *Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки разграбили церковную утварь, осквернили мощи святых, уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. * Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники (в плен попал митрополит Филарет, отец царя Михаила Федоровича)

6 слайд

Описание слайда:

Митрополит Филарет в 1619 г. возвратился в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. *При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. *Филарет был фактически вторым государем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил Фёдорович никогда не принимал без согласия отца. *Филарету удалось укрепить авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены.

7 слайд

Описание слайда:

Реформа патриарха Никона. В чем заключались причины проведения церковной реформы? Работа с текстом стр.75 В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни: *В русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. * Сомнения вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещение двумя пальцами и др.

8 слайд

Описание слайда:

Мнения верующих разделились Часть верующих (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие верующие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться к греческим источникам, с которых они в своё время переписывались. Патриарх Иосиф Алексей Михайлович

9 слайд

Описание слайда:

После смерти патриарха Иосифа главой церкви (по предложению Алексея Михайловича) был избран новгородский митрополит Никон. В 1653-1655 гг. была проведена церковная реформа. Патриарх Никон Работа с текстом стр.76 *Вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных; *Исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги.

10 слайд

Описание слайда:

Последствия церковной реформы Централизация Церкви. Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром. 3. Установление контроля над священниками и усиление дисциплины. 4. Контроль над верующими. 5. Развитие церковного образования. 6. Усиление личной власти Никона. 7. Церковный раскол.

11 слайд

Описание слайда:

Эти изменения вызвали протест широких слоёв населения. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией. Кившенко А. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

12 слайд

Описание слайда:

Усиление разногласий между церковной и светской властью В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном? Работа с текстом стр.77 * Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской; *Царь не пожелал ни с кем делить свою власть, он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приёмы. Машков.И.Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

13 слайд

Описание слайда:

Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь будет просить его вернуться в Москву. Шварц В. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме Новоиерусалимский монастырь

14 слайд

Описание слайда:

Церковный собор 1666-1667 гг. Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. Работа с текстом стр. 77 *Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. *Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников, которые стали называться старообрядцы Реформа патриарха Никона и собор 1666-1667 гг. положили начало расколу в Русской православной церкви. Милорадович С. Суд над патриархом Никоном

15 слайд

Описание слайда:

Протопоп Аввакум. Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682) *Аввакум воспринял резко отрицательно реформу Никона; *Считал, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках; *За свои взгляды он был лишён места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключён в монастырь.

16 слайд

Описание слайда:

Милорадович С. Путешествие Аввакума по Сибири Аввакум был сослан с семьёй в Сибирь. В 1663 г., после десяти лет ссылки, он вернулся в Москву, где стал продолжать борьбу с церковной реформой. За свой отказ от смирения на Церковном соборе 1666-1667 гг. Аввакум был осуждён, предан анафеме (проклятию) и сослан в Пустозёрск, где провёл 15 лет в земляной тюрьме. Там он написал своё знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. По царскому указу 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжен

17 слайд

Описание слайда:

Урок Раскол в Русской Православной Церкви


Новые понятия:

  • раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона .
  • Старообрядцы (раскольники ) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

Проблема

Почему в XVII веке вновь

начался раскол в обществе?


План:

1. Какие события вызвали новую смуту (причины)?

2. Каковы были результаты раскола в обществе?


Патриарх Никон

Алексей Михайлович Романов


Церковная реформа патриарха Никона (1653-1655 гг)

5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

Реформа- переустройство чего- либо.

Церковный Собор 1654 года

(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты).


Вопросы

-Вводились поясные поклоны


  • Что заставило царя Алексея Михайловича и

патриарха Никона начать церковную реформу

(причины) и каковы были последствия этой

Реформы?


Вопросы

Причины

стр. 70 - 74

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

Результаты реформ

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

- Стали переписывать книги по византийским образцам


Вопросы

Причины

Необходимо было менять моральный облик священнослужителей: не уделяли внимания прихожанам: пили, чревоугодничали

-Среди верующих сохранились языческие традиции

-Существовали различия в церковных обрядах и текстах


Как вы думаете, все ли верующие приняли реформы и стали им следовать?

Боярыня Морозова


Во времена раскола

(изъятие по описи старопечатных книг)


Вопросы

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

Результаты реформ

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

Церковная реформа привела к расколу в обществе: сторонники реформы и противники (раскольники)

- Стали переписывать книги по византийским образцам


  • Лидер старообрядцев- протопоп Аввакум

И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею хотят в веру приводить. Но господем реченно ко апостолом сице: "шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". Смотри, слышателю, – волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать. Наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не разсуждай много! А я с тобою за сие о Христе умрети готов.



Дань памяти

Памятник протопопу Аввакуму в с. Григорово.


Проблема

Почему в XVII веке вновь

начался раскол в обществе?


Вывод:

  • В 17в. после церковной реформы с стране начался раскол. Общество было разделено на сторонников Никона и раскольников. Ухудшение положения простых людей с связи с оформлением крепостного права, войной с Польшей привели страну к новой гражданской войне

Домашнее задание:

  • § 7, с. 70 – 74.



Общие характеристики:

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума


Общие характеристики:

Признание необходимости проведения церковных реформ

Признание необходимости унификации церковных обрядов и богослужебных книг

  • признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церковнослужителей.

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума


Общие характеристики:

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума

1.Исправление книг провести по греческим образцу

2.Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам

1.Исправление книг по древнерусским образцам

3.Исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами

2.Унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства

3.Следование образцам, сложившимся в русской иконописи

краткое содержание презентаций

Церковный раскол 17 века

Слайдов: 5 Слов: 139 Звуков: 0 Эффектов: 0

Церковный раскол 17 века. И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку: боярыня Морозова. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. - Церковный раскол 17 века.pptx

Церковный раскол в России

Слайдов: 51 Слов: 1826 Звуков: 0 Эффектов: 12

Церковный раскол в 17 веке. Церковь после смуты. Патриарх Филарет. В 1619 г.Филарет возвратился в Москву. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. Никон родился в семье бедного крестьянина-мордвина. Никита Минов. Никон поссорился со своим наставником. Герб. Одна из подписей патриарха Никона. Дар царя Алексея Михайловича. Реформа, приведшая к расколу. Алексей Михайлович Тишайший. Честолюбивые замыслы патриарха. Царь получил раскол. Церковный раскол. Образцы перстосложения. Церковный собор. Епископ Павел. Братия прославленной Соловецкой лавры. Противостояние. Соловецкое сидение. - Церковный раскол в России.ppt

Раскол православной церкви

Слайдов: 17 Слов: 480 Звуков: 0 Эффектов: 0

Власть и церковь. В.Суриков. План урока. Церковь после Смуты. Памятник Патриарху Никону в Саранске. Реформа патриарха Никона. Реформу проводили с 1653-1655гг.. До реформы. Разногласия между светской и церковной властью. Церковный собор 1666-1667гг.. Итоги церковной реформы Никона. Раскол. Протопоп Аввакум. Памятник Аввакуму. Сожжение протопопа Аввакума. Для человека главное жить по совести. Синквейн. - Раскол православной церкви.ppt

Реформы Русской православной церкви

Слайдов: 18 Слов: 446 Звуков: 0 Эффектов: 1

В. Суриков «Боярыня Морозова». Русская православная церковь. Народное ополчение. Земский собор. Филарет. Разработать программу церковной реформы. Вопрос о церковной реформе. Митрополит Новгородский Никон. Церковная реформа Никона. Церковный собор. Раскол Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Составить синквейн. Какие изображения относятся к старообрядчеству. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу. Лекарства. Домашнее задание. - Реформы Русской православной церкви.ppt

Патриарх Никон

Слайдов: 10 Слов: 515 Звуков: 0 Эффектов: 0

Патриарх Никон. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок 17 века. Строительство. Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1655 был заложен каменный Успенский собор. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. Иверский монастырь на валдае Успенский собор. Реформаторская деятельность. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Основные черты Никоновой реформы. Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. - Патриарх Никон.ppt

Церкви 17 века

Слайдов: 11 Слов: 765 Звуков: 0 Эффектов: 0

Церкви XVII века. Государство и церковь в XVII в. Раскол. Церкви 17 века. Церковь не представляла собой единую силу. Никон. Борьба продолжалась восемь лет. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. 17 век. Часовня Успения Богородицы. Никольская церковь из села Мякишево в музее деревянного зодчества. Успенская церковь 16-17 век. -

Слайд 2

1.Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул Великого патриарха Великого государя Великого монарха Великого князя

Слайд 3

2.Воспитателем царя Алексея Михайловича и его ближайшим помощником был боярин Стрешнин Морозов Милославский Нарышкин

Слайд 4

3.Последний Земский собор состоялся В 1555 В1653 В 1700 В 1658

Слайд 5

4.Весь 17 век власть царя в России превращалась из сословно-представительной в Ограниченную монархию Парламентскую монархию Абсолютную монархию Парламентскую республику

Слайд 6

28.04.2016 Церковный раскол в 17 веке. История Отечества Урок 7

Слайд 7

1.Церковь после Смуты.

Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II. В 1619 г.Филарет возвратил-ся в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси. Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог. Н.Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета.

Слайд 8

2.Церковная реформа.

В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским. В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам. А.Иванов. Во времена раскола.

Слайд 9

3.Борьба светской и церковной власти.

Получив власть над верую-щими Никон выступил с идеей первенства церков-ной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Фи ларета. Царь перестал посещать пат риарший Успенский Собор Обиженный патриарх отка-зал царю в благословении и заявив о сложении пат-риарших полномочий уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь. Патриарх Никон.

Слайд 10

4.Церковный собор 1666-1667 гг.

В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном. Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви. Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник. (19 век).

Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.


ЦЕЛИ УРОКА:

Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.

Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.

Познакомить с церковными нововведениями.

Объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Дать характеристику деятельности патриарха Никону и протопопа Аввакуму.

ПЛАН

Патриарх Филарет.

Реформа патриарха Никона.

Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666-1667 годов

Протопоп Аввакум


Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества 17 века. В период Смуты, захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви, но это не сломило их дух, и церковные деятели принимали активное участие в создании народных ополчений и освобождении государства от интервентов. Одним из могущественных патриархов был Филарет.


Патриарх Филарет (1619-1633гг)

Филарет являлся отцом первого царя из династии Романовых. При царе Федре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году попал в Польше в плен. В 1619 году вернулся в Россию.

М.Романов

Филарет


Патриарх Филарет (1619-1633гг)

Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Главное, чего удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.


Реформа патриарха Никона

Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках - патриархах Иосифе I и Иосифе . Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)


Реформа патриарха Никона

Никон родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина. В 31 год постригся в монахи в Азерском скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем

Кожеозерского монастыря в

Карагапольском уезде.

В 1646 г. В Москве сблизился

с царем Алексеем Михайловичем.


Реформа патриарха Никона

В 1652 году нужно было выбирать нового Патриарха. Никон решительно отказывается от высшего церковного поста.«Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и,

«простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения»»

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа


Реформа патриарха Никона

В XVII в. было отмечено огромное количество расхождений, ошибок, недочетов в церковных книгах. Например, в одной и той же книге, одна и та же

молитва писалась по-

Много проблем было с

переводами

богослужебных

текстов:одни переводчики

плохо знали греческий

язык, другие плохо знали

Существовали различия и

в обрядах.

А. Кишенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги


Реформа патриарха Никона

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. Реформу проводил патриарх Никон, придерживавшийся второй точки зрения.

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году


Реформа патриарха Никона

Осуществление церковной реформы началось в 1653-1655 годах. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.


Реформа патриарха Никона

Движение крестного хода установили против часовой стрелки, введено троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, введены новые правила иконописания, вместо Исус стали писать Иисус.


Реформа патриарха Никона

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.В среде верующих возник раскол.

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

« Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века


Никон выступил с идеей первенства церковной власти над царской.Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Он писал, что

поскольку цари

получают помазание от

архиереев, получая таким

образом от церкви и власть,

то они по своему

достоинству и по своей

духовной силе являются

ниже и слабее епископов.


Усиление разногласий между церковной и светской властью

Никон целиком стал на точку зрения католической церкви. Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. В итоге патриарх был низложен.Попытка Никона установить в стране две власти - духовную (священство) и светскую (царство) - закончилась поражением.

Храм Св. Николая в ХамовникахХVII в.

Церковь Св. Георгия в Еднове. XVII в.


В 1666 году был созван церковный Собор. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном


Церковный Собор 1666-1667 годов

Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее

противников

(старообрядцев).

Участники Собора

постановили передать

старообрядцев в руки

светских властей.

Собор 1666-1667

годов углубил раскол

в Русской

православной


Протопоп Аввакум

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 - 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем.


Протопоп Аввакум

Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.


Протопоп Аввакум

Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и тщетно убеждал его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу.

К. А. Вещилов. Протопоп Аввакум.


Протопоп Аввакум

В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 -1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века.

Евгений Шишков. «Житие протопопа Аввакума».


Протопоп Аввакум

П. Е. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.


Протопоп Аввакум

Для старообрядчества были

характерны:

фанатическая преданность

старине; неприятие нового,

иноземного; негативное

отношение к любым светским

знаниям; отказ от общения с

последователями Никона.

Староверы были уверены

в близком конце света,

проповедники учили, что

спастись можно только

«самосожжением»,

«вторым огненным крещением».

Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона .


Протопоп Аввакум

Раскольники отказывались

Подчиняться государству, которое поддерживало патриарха Никона

Платить государственные налоги, выполнять государственные повинности

Выполнять повинности в пользу официальной церкви


Протопоп Аввакум

Государство активно боролось с раскольниками. Для разгрома скитов раскольников использовалась армия. Старообрядцы бежали за границу, на окраины России в глухие места. Характерны массовые самоубийства раскольников. Они предпочитали умереть, чем подчиниться слугам антихриста.

С. Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году


Вывод:

Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе России. Но в условиях усиления самодержавной власти это привело к конфликту между церковной и светской властями.

Следовательно, поражение церкви в этом конфликте подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Старообрядческая Церковь

Нательные старообрядческие Кресты

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.