От чего защищает мальтийский крест. Мальтийский и железный кресты

…Там был рыцарский орден: соборы,
Цитадель, бастионы, мосты,
И на людях простые уборы,
Но на них золотые кресты.
Не стремиться ни к славе, ни к счастью,
Все равны перед взором Отца,
И не дать покорить самовластью
Посвященные небу сердца!
Николай Гумилев

Этой осенью Гатчина отметила очередной славный юбилей. В октябре стукнуло 215 лет с того дня, как император Павел I личным указом даровал своей мызе статус города. Звание это дорогого стоило, и императорский указ явился отправной точкой расцвета нашей Гатчины. Городу, разумеется, положен герб. Император и об этом позаботился и 13 декабря в 1800 году утвердил гатчинский герб, пожалуй, самый необычный среди гербов российских городов, в котором отразилась и любовь Павла к Гатчине, и его устремления к высоким целям, и почти незримый, но глубокий сакральный смысл. В описании герба сказано: «Щит разделен пополам. В верхней, золотой половине Государственный двуглавый орел, увенчанный тремя Императорскими коронами, имеющий на груди червленый щиток с вензелевым изображением имени императора Павла I; за щитком крест Державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского, покрытый Мальтийскою короною. В нижней, лазоревой части литера G».

Герб насыщен символами, чёрный имперский двуглавый орёл подчёркивает особый статус Гатчины среди других городов. Отсюда, по замыслу Павла, должна была начаться новая Россия — единая, справедливая, мудрая, духовная. Здесь в течение 13 лет затворничества, будущий император разрабатывал реформы и создавал новые модели управления армией и страной.

Необычность гатчинского герба не сразу бросается в глаза. Во-первых, на нём расположены четыре короны — большая императорская, две — поменьше, венчающие головы грозной величественной птицы, означающие западное и восточное царства, и ещё одна — на груди орла. Это корона мальтийских рыцарей — рыцарей справедливости, орден которых в течение нескольких лет возглавлял наш император. Он, кстати, единственный из Великих Магистров ордена, который носил эту корону на голове, остальные лишь возлагали на неё руку при церемониях и ритуалах. Но мы сегодня поговорим о другом символе — мальтийском кресте. Он хотя и располагается в центре герба, на груди Российского орла, почему-то мало заметен. Этот крест или звезду, как считают многие историки, называют мальтийским, потому что когда-то, почти тысячу лет назад, его сделали своим символом рыцари-госпитальеры. И если у кого-то возникает вопрос, что означает этот странный крест, то рыцареведы уверенно отвечают, дескать, восемь лучей креста символизируют восемь райских блаженств, которые ждут рыцарей на небесах, или же восемь рыцарских добродетелей, или же восемь языков (народов), образующих орден монахов-воинов.

Однако, не всё так просто. Странный крест появился за тысячи лет до создания ордена госпитальеров, и подлинное его значение было доступно лишь нескольким посвящённым рыцарям. Некоторые исследователи полагают, что мальтийский крест означает единение четырёх древних аштарских богов, так сказать, святая четвёрка. Другие утверждают, что он образован двумя свастиками — солнечной и лунной, которые соприкасаются концами. Раньше иногда свастики изображались с чуть загнутыми концами (у нацистов была принята лунная тёмная свастика и даже вообще не свастика, а Hakenkreuz — символ изменения мира и сознания). Таким образом, мальтийский крест символизирует единство света и тьмы, добра и зла, прошлого и будущего.

Какая же из древних цивилизаций подарила нам этот магический символ, сказать трудно. Этот крест обрёл широкую известность лишь с появлением ордена госпитальеров.

Христиане очень многое заимствовали у других религий, в том числе и символику. Что же привлекло древних монахов в мальтийском кресте?

В некоторых малоизвестных у нас источниках утверждается, что госпитальеры унаследовали духовное учение кумраитов — религиозной общины, которую возглавлял Иоанн Предтеча (кстати, его отец Захарий долгое время заведовал госпиталем в Иерусалиме). Странный символ пришёл тоже вроде бы от них, а откуда его взяли кумраиты, неизвестно. Его следы теряются в тысячелетней истории человечества. Но посвящённые считали, что мальтийский крест обладает магической силой и наделяет его обладателя особым могуществом, ибо этот знак определяет сущность нашего мира и предназначение человека на земле. Думаю, многие из нас задавались вопросом — а для чего я живу? в чём моё предназначение? Сейчас попробуем узнать.

Во-первых, мальтийский крест объясняет сущность мира материального, состоящего из единства и равновесия четырёх стихий огня, воды, воздуха и земли (четыре состояния вещества).

Во-вторых, сущность мира нематериального, так называемого небытия, известного в древности под названием мэон. Наш нематериальный мир образуют пространство, время, энергия и информация.

Ну, и самое интересное — человек. Представьте, что вы в центре креста. Верхний его луч играет роль воронки, через которую на вас нисходит божественная истина. Через левый и правый лучи вы отдаёте в этот мир любовь и силу (благодеяния), из нижнего луча исходит мудрость. Предназначение человека — быть проводником истины и следовать ей. Таким образом, мальтийский крест означает гармонию — гармонию этого мира, гармонию нашей души, где всё уравновешено.

Знал ли об этом Павел? Конечно, знал, ведь наш славный император был посвящённым. В пользу этой гипотезы говорит то, что так называемые донаты — члены ордена, не посвящённые в рыцари, но зарекомендовавшие себя благими делами, имели особый знак — мальтийский крест, в котором верхний луч либо отсутствует, либо имеет другой цвет, то есть путь к истине ещё закрыт. Возрождая в России рыцарский орден с его традициями, гуманными устремлениями Павел надеялся дать своей стране самое главное — национальную идею, в которой каждый бы нашёл своё предназначение, которая смогла бы всех объединить. А мальтийский крест должен был стать символом новой эпохи. Символы действительно способны объединять совершенно разных людей для великих свершений, вспомним свастику в Германии или звезду в Советском Союзе. Кто знает какой могла стать Россия под сенью мальтийского креста?

Удивительно и то, что история мальтийского креста неразрывно связана с госпиталями (госпиталем изначально называли приют для странников, гостеприимный дом). И вот сейчас мальтийский крест венчает парадную лестницу в здании администрации города Гатчины — бывшего императорского госпиталя, построенного Павлом. Герб города, созданный замечательным гатчинским скульптором Валерием Шевченко, великолепен и удивителен. Им стоит полюбоваться. Так удивительно слились вместе два символа — госпиталь и крест — человеколюбие и гармония.

Можно предполагать, что герб Гатчины содержит некий код Павла I, его благословение потомкам и грядущим поколениям. А загадочный мальтийский крест призван хранить и оберегать наш город. Вот только могущество и силу он дарует лишь тем, кто стремится к гармонии и ищет своё предназначение. А вы что ищете и к чему стремитесь?

Мальтийский крест имеет и другое значение. Название «госпитальеры св. Иоанна» рыцари сохранили, равно как и чёрную мантию с вышитым белым шёлком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей.

Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь рыцарских заветов. Сейчас этим крестом пользуются санитарные бригады святого Иоанна (Англия). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.

Крест Святого Петра - (также известный как перевёрнутый крест) обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест - Универсальный символ, ведущий свое происхождение из наиболее древних времен.

Крест Распятия - Эта форма креста возникла не вместе с Христианством. Сила сама по себе (левый рукав) удерживает отрицательную полярность только в том случае и до тех пор, пока не будет квалифицирована положительной полярностью божественной Любви (правый рукав). Это есть минусовая сторона Жизни, где плюсовое колебание потенциала, высвобожденного из Духа, входит в материальное проявление.

Мальтийский крест (символ)

Северный рукав креста представляет собой дневную сторону существования, а три нижних рукава — ночную сторону. Левый рукав Мальтийского креста, будучи отрицательным рукавом Троицы в форме, сам по себе символизирует отрицательную сторону Жизни, где подвешены три нижних рукава.

В момент завершения полного объединения Бога и человека возникает эффект солнечного взрыва, при котором свет изходит из точки в центре креста. Бог находится в Истине Всего-во-всем — не только в принципе, но также и в практическом применении! Специально, чтобы расставить все точки над «Ё» и была написана эта статья.

Ездите ли на них, строите ли их — не играет особой роли. Начиная разговор на эту тему, мы подразумеваем нечто большее, чем просто исторический взгляд на Железные и Мальтийские кресты. Крест, хоть и применялся и применяется в других вариациях, шире всего использовался именно в военных украшениях.

Существенная разница между ними так же зависит от их значения и места в истории. Однако, прежде чем мы приступим к исследованию использования этого знака, необходимо рассмотреть само понятие креста. В Христианстве крест призван напоминать о распятии Христа, а тем, что он пуст — о Его воскрешении. Множество стран использовали крест в качестве главного военного украшения и награждали им тех, кто верой и правдой служил государству.

В 1530 году император Карл V предоставил Мальту в распоряжение Ордена, с самых тех пор и называвшимся Мальтийским. Предполагается, что восемь концов креста олицетворяют восемь клятв, которые давали рыцари Ордена:1. Быть искренним и чистосердечным8. История Железного Креста уходит своими корнями в 1813 год, когда прусский король Фридрих Вильгельм III впервые учредил его во время войны за освобождение Пруссии от войск Наполеона.

Часть из них оседлали мотоциклы, оделись в чёрную кожу, нацепив на неё трофейные свастики и железные кресты

К концу войны количество степеней Железного Креста увеличилось до восьми. Официально фашистская символика была убрана с Железного Креста в 1957 году. Но до сих пор у многих он ассоциируется исключительно с отрицательными эмоциями. Многие из них так до конца и не смогли найти себя в ставшем чужим для них обществе.

И вот уже Железный Крест занял новое место в истории. Цвета ленты Железного Креста были также изменены. И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. В любых других случаях крест — нейтральный символ, зачастую абсолютно симметричный и регулярно используемый в искусстве. Железный Крест, или Iron Cross, наверное, наиболее известная германская награда. Именно в то время Мальтийский Крест приобрел форму, которая известна и в наши дни — белый крест с восемью острыми окончаниями.

восьмиконечный крест , который использовался некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (или Иоанитов ). Госпитальеры или Иоантиы — орден святого Иоана Иерусалимского, который был основан в 1080 году в Иерусалиме, как организация помощи малоимущим и больным пилигримам на Святой Земле, после захвата после захвата Иерусалима христианами во время Первого Крестового Похода (1099г), получила статус религиозно-военного ордена.

После изгнания христиан со святой земли в 1291г, Госпитальеры перенесли свою штаб-квартиру сначала на остров Родос, а затем с XVI века на Мальту, откуда и появилось название Мальтийский крест. В XIII веке орден под предводительством магистра Раймунде де Пюи стал вселенским, как и сама религия.

Белый восьмиконечный крест на красном или черном фоне, сохранился как символ ордена на все времена. Он вышивался белыми нитками на красной мантии госпитальеров, присутствовал на печатях, изображался на зданиях. Крест иногда также называют Крестом Святого Иоана или Георгиевским крестом.

Значение Мальтийского креста.

Восьмиконечный крест часто связывают с восемью языками главных государств феодальной Европы, а также восемью блаженствами, ожидающими праведника в загробном мире. Белый восьмиконечный крест на мантии рыцарей ордена Госпитальеров являлся символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей.

Мальтийский орден и Россия

Орден Святого Иоана находился в дружественных отношениях с Россией, когда в 1697 году Шереметев посетил Мальту по указанию Петра I. Тогда же Шереметьеву был вручен Орден в виде восьмиконечного креста, таким образом сделав его первым Российским кавалером Мальтийского Ордена.

Начиная с того времени Россия поддерживала тесные отношения с Орденом. В 1798 году, когда остров был захвачен французами, под предводительством Наполеона, было решено сместить бывшего Великого магистра иоаннитов Фердинанда Гомпеша, обвинив его в «глупейшей беспечности», приведшей к изгнанию мальтийских рыцарей с острова, и просить принять это звание Павла I. Знак ордена святого Иоанна Иерусалимского был включен в государственный герб и государственную печать Российской империи. Ордену были переданы во владение дома, определены значительные денежные доходы. Звание «Великий магистр ордена святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул императора.

После убийства Павла I его сын и преемник Александр I, вступив на престол, манифестом от 16 апреля 1801 года объявил себя протектором (покровителем) ордена, но вскоре последовало распоряжение об изъятии изображения Мальтийского креста из государственного герба. В 1803 году Александр сложил с себя звание протектора, а в 1817 году, 20 января было утверждено положение, что после смерти родовых командоров наследники не имеют права на это звание и не носят Знаков Ордена св. Иоанна Иерусалимского, так как орден этот более в России не существует.

После этого остатки ордена перешли в Италию, под покровительство Папы Римского, и орден стал носить благотворительный характер.

Другие использования мальтийского креста

В 1807 году российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.

В наши дни мальтийский крест используется в Британии санитарными бригадами Иоанна. Мальтийский крест также является первым почтовым штемпелем.

Мальтийский крест – символ, пришедший к нам из глубокой древности, но в данном случае необходим целый ряд конструктивных пояснений, так как сегодня большинство ассоциируют Мальтийский крест исключительно с деятельностью рыцарского Ордена госпитальеров. Орден Святого Иоанна (Мальтийские рыцари) действительно использовал Мальтийский крест (значение и история знака в данном контексте будет представлена ниже), но исконно этот символ принадлежал Амальфи, древнему итальянскому городу, который был основан приблизительно в IV веке нашей эры.

Мальтийский крест (значение символа на протяжении веков оставалось неизменным) до сих пор используется в качестве официального герба города Амальфи. Но каким образом этот древний город связан с данным символом и что значит Мальтийский крест, каков сакральный подтекст древнего знака? Дело в том, что Госпитальеры (они же – Иоанниты, а официально – Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна) ведут свое начало именно с Амальфи. Выходцы из этой итальянской провинции стояли у истоков основания рыцарско-религиозной организации, которая поставила себе цель защищать и помогать пилигримам, стремящимся в Святую землю.

Таким образом, Мальтийский крест, значение которого в религиозном контексте достаточно очевидно, стал символом Госпитальеров. При этом важно отметить, что в данном случае Мальтийский крест – символ достаточно специфический, учитывающий не только форму, но и цветовую гамму изображения. Мальтийский крест госпитальеров белый, а фон, на котором он изображается – черный (либо красный). Это канонический вариант и любая другая «версия» не может именоваться Мальтийским крестом.

В 1530 году Госпитальеры были «переименованы» в Мальтийский орден, который был признан Италией в качестве суверенного государства. При этом нужно отметить, что к моменту появления Мальтийского ордена (между прочим, старейшего религиозно-рыцарского формирования в Европе) флаг и герб организации уже не включали в себя Мальтийский крест. Также как и сама Мальтийская республика в качестве государственных знаков выбрала другие символы. Иными словами, как таковой Мальтийский крест (значение символа, вероятно, не всегда было напрямую связано с религией) справедливо относить лишь к традиции ордена Госпитальеров. Это если обращаться к истории, ведь на сегодняшний день данный символ также используется, в частности – его можно увидеть на гербе вышеупомянутого города Амальфи, а также на форме бригад святого Иоанна (Вооруженные Силы Соединенного Королевства).

Теперь перейдем к семантике, и этот вопрос на данном этапе имеет особую важность, ведь сегодня тату Мальтийский крест или подвеска Мальтийский крест не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но справедливо ли их использование в этом контексте? Тем более, что большинство людей, использующих эти символы в повседневной жизни, вряд ли на самом деле представляют себе, что значит Мальтийский крест, какова исконная традиция этой эзотерической эмблемы.

Сначала рассмотрим «версию», которая принадлежит непосредственно ордену Госпитальеров. В соответствии с традицией ордена восемь оконечностей креста олицетворяют восемь рыцарских добродетелей – правда, вера, справедливость, милосердие, искренность, терпение, безгрешность и смирение. Также стоит отметить, что изначально в орден входили представители восьми европейских регионов – Англия, Франция, Прованс, Овернь, Кастилия (с Португалией), Арагон, Бавария и Италия. При этом четыре «луча» Мальтийского креста – символ четырех общехристианских добродетелей (справедливость, благоразумие, воздержание и сила духа). Белый цвет (как уже упоминалось, Мальтийский крест всегда белый) олицетворяет чистоту духа, непорочность намерений.

Иногда Мальтийский крест (значение символа в эзотерическом плане мы рассмотрим ниже) также называют Крестом Иоанна Иерусалимского, но другое его название – Георгиевский крест, в корне не верно, так как (и об этом уже не разу поминалось) при определении Мальтийского креста первостепенную роль играет цветовая гамма. При этом справедливо отметить, что Мальтийский крест имеет непосредственное отношение и к русскому государству. По указу Павла I некоторое время он являлся частью герба Российской империи. Правда указ этот так и не был подписан, а сменивший Павла Александр I тут же вернул гербу изначальный вид. Павла при этом не трудно понять, ведь он был членом Мальтийского ордена. Более того, существует версия о том, что правитель России занимал в ордене достаточно высокое положение и ему на хранение были переданы некие реликвии, древние орденские артефакты. Насколько история об артефактах правдива – сложный вопрос, но Павел I действительно состоял в Мальтийском ордене, этот факт не вызывает сомнений.

Современная эзотерика Мальтийский крест рассматривает в отрыве от христианской доктрины, что, как мы увидели, достаточно справедливо, ведь исконно символ не принадлежал никаким духовно-рыцарским орденам, он использовался за много веков (а возможно и тысячелетий) до появления подобных организаций. В этом смысле значение Мальтийского креста может опираться на единство четырех первоэлементов – Огня, Воды, Воздуха и Земли. А «раздвоенные» лучи креста могут указывать на двойственность сущности проявления любой из природных стихий, ведь, к примеру, та же Вода может как дарить жизнь (питая растения, животных и людей), так и отнимать ее (во время наводнений или штормов). Дуалистичность, включающая в себя аспект разрушения и аспект созидания, характерна для многих культов древности, так что в подобной трактовке действительно нет ничего удивительного.

Кроме того, в нумерологии число 8 – число «двойного основания», это предпоследняя ступень, это остановка за шаг до абсолютной гармонии. И в этом контексте значение Мальтийского креста может рассматриваться несколько иначе. Вполне возможно, что точка пересечения четырех его лучей олицетворяет самого человека, его волю, которая и становится тем самым «последним шагом» на пути духовного развития. Так или иначе, но этот благородный символ оставил неизгладимый след в человеческой истории. Однако, так как его истинная семантика до сих пор может быть определена лишь в относительной степени, стоит сказать, что делать тату Мальтийский крест – это все же глупость. А вот бижутерия (кольцо с подобным изображением или подвеска Мальтийский крест) – это же другой вопрос, ведь в таком случае речь идет всего лишь об украшении, а не об эзотерической эмблеме. Мальтийский крест выглядит величественно, он внушает уважение и даже благоговение. Вероятно, все же есть в нем какая-то скрытая сила, о которой нам еще только предстоит узнать.

Историю Ордена Святого Иоанна Иерусалимского обычно начинают отсчитывать с XI века, однако первое упоминание о нем относится еще к четвертому столетию, когда к святым местам Палестины устремились христианские паломники.

Первоначально Орден возник как братство монахов с больницей для пилигримов: тогда в Иерусалиме был основан странноприимный дом (госпиталь), отсюда произошло и второе название рыцарей-иоаннитов - госпитальеры.

Госпиталь размещался недалеко от Храма Гроба Господня и состоял из двух отдельных зданий - для мужчин и для женщин. Госпитальеры взяли на себя заботу о паломниках, прибывающих на Святую землю, обеспечивали их жильем и питанием, лечили заболевших. Долгое время забота о больных и паломниках стояла у госпитальеров на первом месте, и бедных они называли «господами», а себя именовали «слугами».

Печать Ордена Святого Иоанна Иерусалимского изображала лежащего больного со светильником в ногах и крестом в изголовье. Монахи носили длинный черный суконный плащ с узкими рукавами (в знак жизненных тягот) и с нашитым на груди восьмиконечным полотняным крестом, белый цвет которого символизировал их целомудрие.

Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели (благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание), а восемь концов его - это восемь благ, обещанных Иисусом Христом всем праведникам.

В 1070 году купец Панталеон Маури из итальянского города Амальфи основал новый госпиталь или, что тоже вполне вероятно, восстановил старый, уничтоженный по приказанию халифа Хакима. Значение братства госпитальеров особенно возросло в эпоху крестовых походов.

В середине июля 1099 года крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Легенда рассказывает, что брат Жерар, глава монашеского общества, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам. Он знал, что среди осаждавших начался голод, и стал сбрасывать со стен города на головы крестоносцев свежевыпеченный хлеб. Брата Жерара схватили, и ему угрожала смерть, однако он был избавлен от нее чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб снова превратился в камни.

Первым государем Иерусалимского королевства стал герцог Готфрид Буйонский. Когда он посетил странноприимный дом, то увидел здесь много раненых соотечественников, и для упрочения положения госпиталя подарил ему деревню Сальсола, располагавшуюся в окрестностях Иерусалима. Четыре рыцаря-крестоносца из свиты герцога добровольно остались у Жерара де Торна и отказались от всего мирского, приняв монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия. Впоследствии братство стало принимать в свои ряды и других рыцарей, чтобы те защищали паломников.

После первого крестового похода благотворительные обязанности рыцарей-госпитальеров отодвинулись на второй план, и к середине XII века Орден превратился в мощное дисциплинированное воинское объединение, а попечением за паломниками и больными стали заниматься монахи. Окончательная трансформация Ордена Святого Иоанна Иерусалимского завершилась при Раймунде де Пюи, который принял титул «магистра Ордена» и выработал его первый устав, разграничивавший функции священников и мирян. Еще в 1130 году римский папа Иннокентий II утвердил знамя Ордена - белый крест все той же формы на красном фоне, а через 4 года специальной буллой Орден Святого Иоанна Иерусалимского перешел под непосредственное подчинение Святого престола. В 1153 году папа Анастасий IV утвердил разделение мирян на рыцарей и оруженосцев, изменилась и форма их одежды: для церковных служителей по-прежнему осталась черная сутана, а рыцари облачились в малиновый супервест, поверх которого надевались латы. Неизменным для всех оставался лишь белый восьмиконечный крест на груди. Чтобы пресечь любую возможность отклонений от предписанной одежды и используемой для ее шитья материи, были разработаны строгие инструкции.

После завоевания Иерусалима войсками султана Салах-ад-Дина рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть свою резиденцию и перебрались сначала на Крит, а в 1308 году отняли у турок остров Родос. Впоследствии их новым пристанищем стал остров Мальта, где и сложилась окончательная структура Ордена: Генеральный капитул Ордена стал законодательным органом, избиравшим Великого магистра.

Первые официальные связи России с мальтийцами относятся еще к концу XVII века. Сначала на Мальте побывал русский стольник П.А. Толстой, а в апреле 1697 года здесь с большим почетом принимали Б.П. Шереметева. Рыцари высоко оценили визит русского посланника как признак того, что их знают и чтут повсюду, даже в далекой России. Великий магистр Ордена возложил на русского посла крест Святого Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами, и вручил ему патент на кавалерское достоинство - в знак признания растущего могущества и влияния России. Таким образом, первым Мальтийским кавалером России стал граф Б.П. Шереметев.

Через сто лет, в конце ноября 1796 года, в Санкт-Петербург прибыл граф Ю.П. де Литта, представитель Мальтийского ордена, с просьбой к Павлу I принять на себя покровительство Ордену. Павлу I были преподнесены священные реликвии Великого магистра Ла Валлетта - крест и кольчуга. Поэтому, когда в начале 1798 года французская эскадра во главе с Наполеоном захватила Мальту, русский император счел это личным оскорблением. Он принял предложение мальтийских рыцарей стать главой их Ордена: 29 ноября 1798 года состоялась торжественная церемония принятия Павлом I титула Великого магистра, и в тот же день был обнародован указ об учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

При Павле I орден Святого Иоанна Иерусалимского сделался в России высшим знаком отличия как за военные подвиги, так и за гражданские заслуги, хотя здесь с ним и соперничал орден Святой Анны. Пожалование «командорства» считалось едва ли не выше награждения орденом Андрея Первозванного, ведь в этом выражалось еще и наивысшее личное благорасположение императора.

Орден разделялся на три степени и имел традиционные наградные знаки - крест, звезду и ленту. Большая командорская степень имела золотой восьмиконечный крест с раздвоенными концами (как «ласточкин хвост»), залитый с обеих сторон финифтью. В углах соединения лучей креста помещались золотые лилии, верхний луч креста увенчивала большая корона европейского типа с роскошным «трофеем» из рыцарских доспехов, тоже покрытых белой финифтью. Иногда орденский крест жаловали с бриллиантами, что повышало его класс. Большой командорский крест носили на шее на широкой черной ленте.

Командорский крест был несколько меньшего размера и с менее насыщенным атрибутами «трофеем». Его тоже носили на шее на черной, но уже более узкой ленте.

Кавалерский знак представлял собой золотой крест, увенчанный короной и покрытый белой финифтью; его носили на груди на узкой орденской ленте. Ко всем степеням Мальтийского ордена присоединялась золотая звезда в виде Мальтийского креста, которую носили на левой стороне груди левее других звезд.

Орденом Святого Иоанна Иерусалимского могли награждаться и дамы, для чего был установлен знак двух степеней: Большого креста и Малого креста. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, дамы Малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленты на левой стороне груди.

Были установлены и особые орденские мундиры, но письменных указаний по их поводу не сохранилось, и о внешнем виде мальтийского орденского мундира сейчас можно судить только по парадным портретам конца XVII-XIX веков. Как предполагает исследователь Л.Е. Шепелев, это мог быть красный длинный кафтан с черным бархатным воротником, лацканами и обшлагами, пуговицами с изображенным на них Мальтийским крестом, легкими эполетами с кистями и нашитым на левой стороне груди маленьким белым матерчатым Мальтийским крестом. Кроме мундира кавалерам ордена Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черная бархатная мантия с нашитым на левом плече Мальтийским крестом.

Лента к ордену Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черного цвета (монашеская), что совсем не соответствовало эстетическим нормам русского духа, национального мировоззрения и всей жизнеутверждающей символике наградной системы России. Ведь черный цвет на Руси всегда считался цветом траура и смерти, да и форма Мальтийского креста сильно отличалась от православного.

Однако Павел I Мальтийскому ордену всегда отдавал предпочтение. В Петербурге он подарил Ордену дворец графа Воронцова, располагавшийся на Садовой улице против Гостиного двора. Позади дворца был разбит сад и построена часовня, которая позже стала называться Мальтийской церковью. Мальтийскому ордену были переданы во владение и другие дома, а также определены весьма значительные денежные доходы. Для православного и католического командорств Ордена, которые существовали в России, император передал 50 000 крепостных крестьян и земли в разных частях империи. Весь доход от их труда шел в казну Ордена и отдельным его членам.

Для нижних воинских чинов Павел I установил донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который представлял собой маленький медный восьмиконечный крестик (размером всего в 2,5 см). Три луча его (два поперечных и один нижний) с обеих сторон были залиты белой финифтью, верхний же луч оставался без финифти. В углах соединения лучей креста помещались украшения, стилизованные под лилии. На оборотной стороне указывался порядковый номер: этот знак носили в петлице или на узкой черной ленте.

Императорским указом донаты стали выдаваться «всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу взамен знака отличия ордена Святой Анны, для сего установленного». Однако такое положение сохранялось недолго, так как после смерти награжденного донат возвращался в Капитул Российского кавалерского ордена.

При Павле I Мальтийским крестом украсился и герб России, а звание «Великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул российского императора.

Однако орден Святого Иоанна Иерусалимского просуществовал в России недолго. Вступивший в 1801 году на престол император Александр I сразу же сложил с себя звание Великого магистра мальтийских рыцарей и убрал чужеродный крест с государственного герба. В 1810 году был обнародован Высочайший указ о прекращении награждений Мальтийским орденом, а в 1817 году он был объявлен несуществующим в Российской империи и все его денежные средства были переданы в государственную казну.

Хотя орден Святого Иоанна Иерусалимского, как российская награда, просуществовал недолго, кавалерами его стали многие выдающиеся люди России. При Павле I русский полководец А.В. Суворов был в опале, но именно этот император пожаловал ему Большой командорский крест. Мальтийским орденом были награждены адмирал Ф.Ф. Ушаков, фельдмаршал М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прославленные россияне.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.