Законы диалектического развития. Три основных закона диалектики

Как учение о закономерностях развития представляет собой стройную систему логически непротиворечивых знаний, основу которых составляет ряд принципов, законов, категорий, характеризующих развитие и взаимосвязи объектов, процессов, явлений.

Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве , а затем приобрела материалистический характер в марксизме. Однако знания о закономерностях и принципах развития разного рода объектов и систем продолжают множиться и углубляться по сей день.

Ядро диалектики составляют ряд основополагающих принципов, три так называемых основных закона диалектики и система важных диалектических категорий.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: во-первых, охватывают все сферы окружающей действительности и, во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей

Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено , содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать , но и взаимопредполагать , взаимодополнять друг друга. Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренённых» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами явяяется причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой. Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики. Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

  • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
  • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой , но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
  • антагонистическая борьба , где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

  • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
  • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
  • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
  • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга);

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество », «количество », «мера », «скачок ». При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество . При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов », а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок ». Категория «скачок » отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений. Если, например, нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар, то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?» То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой;

Закон отрицания отрицания

Он заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии.

Выделяются следующие основные точки зрения:

  • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;
  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
  • развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая . Например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

Принципы диалектики

Основными принципами диалектики являются:

  • принцип всеобщей связи , который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
  • принцип развития , который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;
  • принцип системности , который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
  • принцип причинности , т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;
  • принцип историзма , который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

Основные категории диалектики

В систему принципов и законов диалектики входят также категории.

Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».

В качестве примера обычно приводят такие категории, как сущность и явление: содержание и форма; причина и следствие: возможность и действительность; необходимость и случайность и некоторые другие.

  • сущность - категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета — задача науки;
  • явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно-данные формы его существования;
  • содержание - определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;
  • форма - способ существования и выражения содержания;
  • причина — (от лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление;
  • следствие - явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;
  • возможность - объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;
  • действительность — объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей;
  • необходимость — категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;
  • случайность - категория, отражающая внешние, несущественные. единичные, неустойчивые связи.

Впрочем, далеко не все философские школы и направления придают высокий статус не только категориям, но и самой диалектике. Немало споров и по поводу того, что есть развитие. Так, может встретиться мнение о том, что развитие — это процесс, характеризующий только совершенствование системы (объекта), только изменения «по восходящей». Другими словами, развитие в данном случае сводится к прогрессу. Иногда развитие представляется как хаотичный процесс, не имеющий четкой направленности. В данном случае развитие оказывается тождественным движению.

Поэтому была приведена точка зрения, с одной стороны, наиболее распространенная, с другой — традиционная. Наконец, она представляется более взвешенной и точнее учитывающей реальность процессов развития.

О современных взглядах на развитие как на самоорганизацию необходимо остановится отдельно.

Основные принципы диалектики

Принцип (от лат. principium — начало, основа) в данном случае означает основное исходное положение учения, философского мировоззренческого подхода.

В разных вариантах изложения диалектики как теории называют различное количество принципов диалектики (например, принцип системности, принцип историзма и некоторые другие). Два из них считаются основными практически всеми учеными, мыслителями, признающими диалектику, использующими диалектический подход в осмыслении и описании мира; это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.

Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие — это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.

При этом каждый из данных объектов представляет собой совокупность взаимосвязанных частей. Совокупность и характер связей (отношений) в целостности определяют некую конфигурацию — структуру. Элементы, объединенные в структуру и образующие тем самым целостность, в свою очередь, имеют свои внутренние связи и т.д.

Таким образом, связи (или отношения) могут быть как внешними (между объектами, между целостностями), так и внутренними (между составными частями целостности). Они также могут быть непосредственными , в этом случае объекты (системы) или элементы систем непосредственно связаны между собой. Но отношения могут быть и опосредованными, когда объекты между собой не имеют непосредственных отношений, а связаны с помощью третьего объекта, который соотносится с каждым из них непосредственно.

Отношения бывают механическими (когда материальные объекты находятся в непосредственном контакте), физическими (например, между материальными телами, связанными гравитационными силами), химическими (внутри молекулы вещества), биологическими (обмен веществ), социальными (отношения между большими и малыми социальными группами, отдельными людьми).

Согласно принципу всеобщей связи все составные части окружающего мира могут в определенной мере воздействовать друг на друга. Это следует иметь в виду при осуществлении самых различных видов деятельности: грубо говоря, от игры в мяч до судопроизводства. Например, изучение того или иного предмета (процесса, явления) в зависимости от конкретных целей исследователя, от характера связей исследуемого предмета требует учитывать и возможные взаимовлияния на этот предмет связанных с ним объектов, процессов.

Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе. Все в мире когда-то возникает, совершенствуется, усложняется, достигает своего наиболее зрелого состояния. В самых общих чертах в этот период (момент) данный объект наиболее эффективно функционирует как в собственных интересах, так и с точки зрения окружающей действительности. Затем начинается период угасания, снижения функциональности объекта, его деградации, завершающийся, как правило, исчезновением данного объекта, его гибелью, распадом. На «месте» распавшихся объектов могут возникнуть новые объекты, нередко существенно и качественно, и количественно отличающиеся от прежнего.

Развивается (возникает, исчезает) все: звезды и планетные системы, горные и водные системы, живые организмы и целые популяции, отдельные люди и сложные социальные сообщества. Погибающие или разрушенные объекты служат своеобразным «строительным материалом» или источником энергии для вновь возникших и продолжающих функционировать.

Таким образом, все находится в постоянном движении, в развитии.

Основные законы диалектики

Принципы, сами отражающие определенные важные закономерности, тесным образом связаны с основными законами диалектики.

Данные законы многие философы считают наиболее общими, носящими универсальный характер. Это означает, что основные законы диалектики отражают в самых общих чертах любой из имеющихся в природе типов развития и одновременно описывают то общее, что свойственно любому процессу развития. Они отражают источник, механизм и направление любого развития.

Является первым и самым важным среди них. Он указывает на источник развития.

Все сущее состоит из двух противоположных компонентов, которые находятся в единстве и одновременно в борьбе друг с другом. В результате противодействия, связанного с проявлением определенной активности (выделение энергии, осуществление действий, совершенствование «приемов» и «инструментов»борьбы), и происходит развитие конкретного предмета (объекта).

Каждый предмет (система, процесс) тождествен самому себе, но внутри него возникает нечто, являющееся, с одной стороны, органичной частью этого предмета, а с другой — чем-то иным, новым. В результате возникает противоречие, которое приводит к развитию. Так происходит с плодом растения и семенами внутри плода или с обществом, в котором возникает новый социальный класс. То же характерно и для идеальных систем. Так, в рамках научной теории может возникнуть новая идея, которая позже окрепнет, получит твердое логическое и эмпирическое обоснование, станет новой теорией и отвергнет прежнюю. В результате многократного повторения подобных противоречий и актов борьбы постепенно эволюционируют растения, животные, социум. В обществе могут произойти и революционные преобразования, сопровождающиеся политической, идеологической борьбой и вооруженными столкновениями.

В разных случаях противоречия разрешаются различным образом. Могут сохраниться обе противоречащие стороны, одна из них может исчезнуть. Но каждый раз источником развития оказывается противоречие.

Отвечает на вопрос о том, каков механизм развития. С появлением внутри развивающейся системы противоречащего начала в ней возникают количественные изменения. Во-первых, как правило, происходит рост, усиление вновь возникшей сущности. Растет зерно внутри плода, становится более многочисленным новый социальный класс, растут его потребности, изменяются соотношения между уже существующими и вновь возникшими социальными группами; новая научная гипотеза получает все больше подтверждений. Во-вторых, растет напряженность, вызванная возникшим противоречием.

Затем на определенном этапе более новая составляющая «побеждает» прежнюю систему, становится доминирующей, что приводит к скачкообразным качественным изменениям: система — созревшие и зажившие собственной жизнью семена, измененное новыми классами и новыми социальными отношениями и нормами общество, окончательно принятая научным сообществом новая теория, перевернувшая представление о мире, — становится качественно иной.

Большое значение в применении закона перехода количественных изменений в качественные имеют категории «количество», «качество», а также «мера».

Качество — категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность внутренних характеристик, делающих данный объект именно им, отличающая его от объектов с иными сущностными характеристиками и делающая похожим на объекты с подобной сущностью.

Мера - единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественным трансформациям объекта. Когда мера превышена, количественных изменений становится больше допустимого предела, обусловленного нормой, происходит качественное изменение. При этом изменяется и мера: возникает новая норма, в пределах которой новые качественные изменения не приведут к качественным преобразованиям объекта.

Указывает на направленность развития. Возникшее новое отрицает старое. Семена отрицают перезревший и прекративший свое существование плод. Новый социальный класс отрицает старые общественные отношение и старую социальную систему, прежнюю систему социальных норм. Новая теория отрицает старые научные воззрения, устаревшую, не отражающую реальной действительности систему знаний.

Однако это новое в результате процесса развития само становится старым на фоне появления более нового и отрицается этим более новым.

Таким образом, развитие направлено от старого к новому и от нового к более новому.

1)Историческое развитие диалектического понимания мира.

2)Законы диалектики

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики-научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в мире,а именно: изменение, движение и развитие-подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1)Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей,

процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы,

диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2)Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности,всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому, в результате, противоречия между ними быть не может.

Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род.

Диалектика как теория развития.

Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика как учение о единстве противоположностей. Диалектика -это учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, и при каких условиях они бывают тождественны

Диалектика как метод познания.

По этому поводу К. Маркс писал: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет, лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод."

Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом - таково свойство идеи.

Критика Аристотеля идеи Платона: - "идеи Платона как самостоятельные сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни бытия идей, ни познания вещей".

Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, и находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.

Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.

1)Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.

2)Догматизм - возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.

3)Софистика - учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.

4)Эклектика -как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.

Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.

Законов целое множество, есть и не познанные.

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

Закон единства и борьба противоположностей,

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

Закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничеваются.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами,процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо –исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ,благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость,процесс размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов"

Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Различают объективную диалектику , изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).
В истории философии сложились три основных формы диалектики :
а) античная , которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский);
б) немецкая классическая , которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе;
в) материалистическая , основы которой были заложены К.Марксом и Ф. Энгельсом.
Основные принципы диалектики:
- всеобщая взаимосвязь всех явления;
- всеобщность движения и развития;
- источник развития - становление и разрешение противоречий;
- развитие как отрицание;
- противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Основные категории диалектики - материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие.
Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания - закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории законы - качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно
а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);
б) взаимоисключают друг друга;
в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.). Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт - противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание - отрицания отрицания.
Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Становление античной диалектики

Всего образует его причину д не согласен с тем что чувств восприятия качеств совпадают с самими качествами д допускает что атомы различ по.. наличие целесообразности в природе д распостраняет а учение на учение о.. иррационалистическая философия века ницше фрейд..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление античной диалектики
Диалектика с греч искусство беседы. Первоначально диалектика трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытия противоречий в высказываниях противников, как искусство беседы. Первыми пре

Философия Платона
Платон философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнег

Учение Аристотеля в истории философии и науки
Аристотель критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи. Он считал ее вечн

Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Физика и этика Эпикура, фатализм стоиков, рационализм скептиков
Эпикур- древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: учение о природе и космосе ("физика"); учение о позна

Философские идеи в древнегреческой медицине
У древних греков знания не были расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обил

Теоцентризм средневековой философии. Изменение роли средневековой философии
Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений к

Философия Возрождения. Возрождение как синтез античности и Средневековья
Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 - 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение преждевсего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких какНиколай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи,

Особенности философии Нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 века
Достижения и открытия эпохи возрождения были преемственно восприняты мировоззрением Нвого времени. Зарождение капиталистических отношений требовало новых рациональных подходов к изучению природы, о

Ф. Бэкон как основатель опытной науки и философии Нового времени
Ярким представителем эпохи Нового времени является Бэкон. Он был деистом - творцом всего сущего является Бог, но мир развивается самостоятельно, и материалистом. Материализм механи

Учение о бытии (Р. Декарт, Б. Спиноза). Проблема метода
Р. Декарт – родоначальник европейского рационализма. Декарт. (1596-1650) Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции

Французский материализм 18 века
Материалистические идеи 18 в., продолжавшие прогрессивную традицию философов 17 в., получают свое дальней­шее развитие и яркую форму, приобретают активную общественную роль во Франции. Специфически

Философия Просвещения. Социальная философия просвещения
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и

Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Феербах последний великий представитель класс. нем. фил. Первоначально Ф. увлекался философией Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С точки зрения Ф., идеали

Принципы диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество и мышление
В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энг

Социальная философия марксизма. Теория общественно-экономических формаций
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализма

Философские идеи в России 18 века. М. Ломоносов. А. Радищев
М.Ломоносов, ХУ 111 в. - материалист и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Выступал против

Западники и славянофилы
«Славянофилы» (А. С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственным

Русская религиозная философия
В.С.Соловьёв - идея «всеединого сущего», т.е. сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа - божественная мудрость. Отдельная вещь - част

Философия русского космизма
Русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н. Фе

Исторические формы позитивизма
Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длитель-ный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он ока-зался удивительно прочным и устойчивым явлением в за

Философия экзистенциализма
Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исход

Категория бытия. Ее смысл и специфика
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии н

Формирование научно-философского понятия материи
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": мат

Понятие движения. Основные формы движения
В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древн

Пространство и время
Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и расположенность материальных объектов. Время - форма бы

Приведём три закона диалектики: «Единство и борьба противоположностей», «Переход количества в качество», и «Отрицание отрицания».

Разберём первый закон, «Единство и борьба противоположностей». Когда может возникнуть борьба? Когда имеется две стороны, между которыми происходит эта борьба. Если второй стороны нет, то и борьбы не происходит. Противоположности едины в своей борьбе, борьба объединяет противоположности в единое целое. Не обязательно борьба на физическом уровне, мысли, желания, - всё имеет свою противоположность, а значит, противостоят друг другу, и борются между собой.

Второй закон: «Переход количества в качество». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество.

Третий закон: «Отрицание отрицания». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество. Когда это продолжает к вам поступать, то вы уже стараетесь избавиться от лишнего. То есть вы отрицаете то, что ещё недавно вам было необходимо.

Разберём это на конкретном примере.

Возьмём чувство голода. Оно является противоположным для чувства сытости. То есть происходит постоянная борьба меду двумя противоположностями. Средством для утоления чувства голода является еда. По мере поглощения пищи, чувство голода постепенно переходит в чувство насыщения, то есть количество переходит в другое качество.

Если мы будем продолжать насыщаться, то произойдёт отрицание отрицания. Это требует дополнительного разъяснения. Чувство насыщения, является противоположным, по отношению к чувству голода, то есть является отрицанием чувства голода. Когда мы съедаем больше чем необходимо организму, мы больше не хотим далее насыщаться, то есть, начинаем отрицать чувство насыщения, а так как насыщение уже является отрицанием, то происходит уже отрицание отрицания, и мы начинаем двигаться к противоположному полюсу.

Чтобы довести наше рассуждение до логического конца, необходимо те же рассуждения провести по отношению к чувству голода, то есть когда чувство голода доходит до такой степени, что мы ни о чём другом, кроме еды думать не можем, мы начинаем его отрицать, то есть, ищем средство (еду) его уничтожения.

В результате мы постоянно имеем: первое – борьбу противоположностей, второе – переход количества в качество, и в конечном итоге – отрицание отрицания.

К чему все эти рассуждения? Хотелось бы опять же подвести к начальному этапу эволюции, когда существовало только ничто. Когда ничто разделилось на две части, между ними возникло напряжение (отношение). Что произошло? Два (два ничто) породило одно (напряжение), это одномоментный процесс, то есть при разделении ничто на две части одновременно возникает напряжение. Можно сказать, что напряжение, разделило ничто на две части. Что мы видим? Возникло две противоположности, и одновременно количество перешло в качество. Два ничто превратились в одно разно полюсное напряжение. Когда напряжение достигает максимальной величины (для данного процесса), оно начинает стягивать два ничто в одно и при воссоединении ничто, напряжение исчезает (зато в этой точке максимальное значение импульса движения, то есть максимальный потенциал), то есть опять переходит в другое качество. По аналогии с вышеприведённым примером, можно сказать, что когда пустота не разделена на две части, она соответствует отсутствию и голода и насыщения, то есть, находится в срединной точке (срединный путь и т.д.).

Ноль всегда и везде находится точно в середине, в точке равновесия, и всегда обладает наивысшим потенциалом. Если применить это к вышеприведённому примеру, то мы увидим такую картину: голодный (на высшей стадии) человек лежит, ничего ему не надо (кроме еды), практически он обладает нулевым потенциалом. Та же картина с человеком, который объелся, он так же лежит и не хочет чем-либо заниматься, у него как говорится даже мысли «ленивые». В состоянии не голода, и не пресыщения, то есть в среднем, человек адекватен окружающему миру, он деятелен, у него есть желания, он обладает наивысшим потенциалом. Чем меньше амплитуда качания между чувством голода и насыщения, тем ближе вы к точке равновесия, и тем большим потенциалом обладаете.

Эти законы явно или не явно работают во всех сферах.

Давайте разберём ещё один пример, когда количество переходит качество, но качество уже другого уровня. Если постоянно переедать, то человек становится полнее, то есть сам человек становится качественно другим. Для наглядности приведу другой пример, когда человек долго бежит, он начинает чувствовать усталость, если какое-то время преодолевать чувство усталости, внезапно, через какое-то время открывается второе дыхание, то есть, пройдя какую-то планку, мы делаем скачок в своём состоянии, и можем продолжать движение, затрачивая гораздо меньше усилий. Можно привести ещё и такой пример. Возьмём раствор соли, если мы периодически будем доливать воду, а потом её выпаривать, то раствор будет в зависимости от насыщения его солью солёным, или не очень, при этом он будет оставаться жидкостью, но стоит выпарить воды больше опредёлённой черты, как соль начнёт кристаллизоваться, то есть перейдёт в другое состояние.

Диалектика и её основные законы.

    Понятия диалектики: объективная и субъективная диалектика. Связь и развитие- основные принципы диалектики. Понятие закона.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон отрицания.

Диалектика в переводе с древнегреческого означает- вести беседу, спор, рассуждения. С развитием философии, науки и практики изменилось содержание и предмета философии. Понятие диалектика ввел Сократ, который обозначил им искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой логический метод, с помощью которого осуществляется познание мира идей. Гераклит (античный философ) считал диалектикой развитие предмето-чувственного мира природы по объективным законам, на основе единства и борьбы противоположностей. Школа софистов придавала диалектике дурной оттенок. Они стремились представить несущественные признаки предмета за существенные и наоборот. Гегель понимал под диалектикой учение о развитии духа. Современная философия понимает под диалектикой учение о всеобщей связи и развитии предметов природы, общества и человека. Современная философия признает существование объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика- связь и развитие, царящие в обществе и природе (не связана с сознанием человека). Субъективная диалектика- учение о развитии связей предметов и явлений материального мира, т.е. она существует в сознании человека. Поэтому субъективная диалектика- есть отражение объективной диалектики в сознании человека. Основные принципы диалектики:

    Принцип всеобщей связи.

    Принцип развития.

В мире нет ни одного явления обособленного от других. Любой предмет- это звено в бесконечной цепи, соединённой отношениями. Бесконечная цепь объединяет все явления и предметы мира в единое целое- связь носит универсальный характер. В неорганической природе существуют механическая, физическая и химическая связи между явлениями, а также полевые связи. В живой природе существуют межвидовые биологические связи. Существуют бесконечно разнообразные связи между людьми, государством, народами, нациями, семьями. Связь- это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Любая связь имеет свое основание- это материя, объективная реальность. Благодаря этому и возможна любая связь. Но философия изучает не все бесконечное многообразие связей в мире, ее интересуют такие связи, как единичное и общее, возможное и действительное, необходимое и случайное, между формой и содержанием, между сущностью и явлением. Знание принципов связи имеет большое практическое значение. Игнорирование связи и взаимодействия пагубно сказывается в природных процессах: вырубка лесов, обмеление рек, ухудшение здоровья человека. Предметы находятся не только в единстве, но и в развитии. Развитие- это определенно-направленное изменение объекта к новому качеству:

    Развитие- это необратимый процесс: через одно и тоже состояние проходит все однажды.

    развитие- это противоречивый процесс, в нем уничтожаются старые качества и одновременно распознаются новые.

    развитие- это процесс, в котором накапливается качественные изменения, который приводят к гибели старого предмета и рождения нового.

    развитие- это закономерный процесс, в основе которого лежит изменение внутренней сущности объекта, которая носит необратимый характер.

Развитие включает 2 направления: прогресс и регресс. Прогресс- это изменение явления к новому качеству, превосходящему старое.

Регрес с- это изменение явления, ведущее к деградации. Альтернативой диалектики явл адиалектика, которая существует в форме релятивизма, догматизма, софистики и эклиптики. Релятивизм - это адиалектический способ мышления, который преувеличивает изменчивость наших знаний и отрицает в них момент устойчивости. Релятивизм опасен для практики, он ведет к разрыву связей в обществе.

Догматизм – это адиалектический способ мышления, который преувеличивает устойчивость наших знаний и отрицает их изменчивость. Он также опасен для практики, ибо стоит за сохранение всего старого, мешает прогрессу.

Софистика- это адиалектический способ мышления, основанный на подмене понятий: он выдает несуществующие признаки явления за существующие, уводя человека от истины.

Эклиптика- адиалектический способ мышления, основанный на бес принципиальном соединении элементов диалектики и адиалектики, материализма и идеализма.

Практика и наука убеждают нас в том, что в мире существует порядок. Вселенная имеет кодекс своих законов, явления в мире развиваются закономерно. В философии нет единого мнения о источнике законов:

    объективные идеалисты(Платон, Гегель) видят источник закона в мировом разуме и мире идей. Мировой разум вносит порядок в природу и общество.

    субьективные идиалисты(Беркли, Кант, Мах) рассматривают источник законов в сознании человека, который вносит в природу и общество закономерный порядок.

    с точки зрения религиозной философии(патристика, схоластика, неотомизм) источник законов находится в боге, который вносит порядок в мир природы и общества- это провиденциализм.

    с точки зрения диалектического материализма философии, источник законов находится в самом материалистическом мире, а именно во взаимодействии явлений друг с другом, которые согласно эффекту сборки, образуют некую независимую тенденцию- закон.

Законы - это объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи между явлениями, которые вырожают направленность их развития.

Признаки:

    закон- это обьективная связь, которую чел не может отменить по своей воле.

    закон- это существующая внутренняя связью.

    закон- это необходимая связь, без которой явление существовать не может.

    закон- это повторяющаяся общая связь, просматривующаяся во множестве явлений.

Современная философия и наука разделяют закон на динамический и статистический.

Динамический закон - это такая форма причинна следственной связи, прикоторой начальное состояние однозначно определяет ее конечное состояние(в природе).

Статистический закон - это такая форма связи, которая выявляет тенденцию в массе случайных явлений и характеризует их как целое.

Эти законы господствуют в обществе. Законы классифицируются по сфере их действия. На основе данного критерия выделяют 3 типа:

    универсальные законы- это те, которым подчиняются все явления материального и духовного мира. Это законы диалектики.

    частные законы- это те, которым в своем развитии подчиняются большие группы явлений. Законы движения материи(механические, физические, химические).

    спицефические законы- это те, которым подчиняются отдельные явления.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как происходит развитие и скрывает его общий механизм. Содержание этого закона раскрывается с помощью таких философских категорий как: качество, количество, свойства, мера, скачек. В материальном мире существует бесконечное множество явлений, которые отличаются по своему качеству.

Качество - это внутренняя определенность предметов, которая отличает их.

Признаки:

    оно обьективно, изменчиво, относительно.

    качество определяется внутренней структурой явлений

    качество соотносится с конечностью вещи. Оно тождественно с нею, так как за пределами его лежит другое качество.

    качество всякого явления обнаруживается в единстве его свойств.

Свойство - это способность проявления определенной стороны качества объекта при его взаимодействии с другими телами .

Свойства во многом зависят от того объекта, с которым взаимодействует. Свойство предметов не только проявляется, но и изменяется в зависимости от характера отношения явлений в процессе взаимосвязей с другими предметами, обнаруживая многообразие своих свойств. Явления отмечается и по коллективным признакам.

Количество –это внешняя сторона объекта, характеризующая его пространственно временные признаки и степень интенсивности развития.

Количество менее чем качество связанно с существованием явления: можно на сотни градусов повышать температуру металлов, но они не изменять своего качества, но изменят количество.

Мера - это такое отношение количества и качества, при котором количественное изменение не вызывает качественных.

Мера это барьер. Все в мире имеет свою меру, т.е. гармонию между количеством и качеством. Данный закон показывает, что количество и качество в явлении существуют в единстве и развитии. Количественные изменения, переходя границу меры, приводят к качественным изменениям явлений, в этот момент старое качество заменяется новым и происходит развития, обновления существующего. Этот закон показывает, что качественные изменения порождают новые количественные параметры. Переход количественных изменений в качественное совершается по средствам скачка.

Скачек - это коренное качественное изменение явления, в результате качественных изменений перешедших границу меры.

В мире существует бесконечное множество скачков, но философия разделяет их на 2 типа:

    мгновенный скачек- при котором резко и целиком изменяется все качество вещи(закепание воды).

    медленный скачек- при котором существенные признаки явлений изменяются медленно, постепенно(возникновение голоса).

Скачек различается и по глубине производимых им в явлении изменений:

    скачек - революция, при котором изменяется структура вещи или явления.

    скачек – эволюция, при котором изменяется лишь состояние вещи, но в рамках прежней сущности(изменение агрегатного состояния вещества).

Методологическое значение закона.

    он показывает, что сущность любого явления можно познать лишь путем исследования его качественных и количественных характеристик в их единстве.

    этот закон показывает, что количественное накопление в обществе противоречит, обуславливает его кризисное состояние и ведет к социальной революции.

    знание этого закона обязывает помнить каждого человека о том, что он должен помнить в своем поведении меру.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон вскрывает причину, движущую силу развития, его источник и отвечает на вопрос: почему оно происходит? Этот закон раскрывается с помощью таких категорий как: тождество, различие противоречий и адиалектические противоречия. В следствии развития движения, каждое явление не бывает равно само себе, а выступает как внутреннее противоречие. Именно это составляет источник развития явлений.

Тождество - это равенство предмета самому себе, а также одинаково противоположно самому себе, т.к. явления постоянно развиваются, то абсолютного тождества нет, тождество всегда относительно.

Тождество в явлениях прослеживается и существует потому, что противоречивые стороны в явлениях имеют целы ряд одинаковых свойств, образуя единое качество.

Различие - это отношение между противоречивыми сторонами в явлениях, направление в развитии которых совпадает.

Различие- это противоречие в себе не раскрывается.

Противоположности - это стороны данных противоречий, которые взаимно предполагают и в тоже время отрицают друг друга. Все вещи и явления противоположны.

Противоположности в диалогическом противоречии существуют в единстве и борьбе.

Борьба - это столкновение противоположностей в предмете, при котором одна из сторон стремится выиграть в процессе развития.

Диалектические противоречия- это отношения между противоположными сторонами в предмете, который существуют в единстве и борьбе.

Сущность закона состоит в том, что понимание развития, как разделение единого на взаимно исключающие противоположности, борьба которых оставляет внутренний источник саморазвития явлений. Источником развития любого предмета являются диалектические противоречия. Диалектические противоречия в предмете находятся в развитии, не одно явление не возникает в готовом виде, оно подготавливается всеми предшествующими процессами развития и по тому диалектические противоречия проходят несколько этапов развития.

Этапы. Диалектические противоречия начинают свое развитие с тождеством(момент нападения микроба).

      тождество, предметность(нападение микроба)- 2) несущественное различие(некое недомогание)- 3) существенное различие(отчетливые признаки болезни)- 4) конфликт, равновесие противоположности(кризис болезни)- 5) тождество противоположности, переход их друг в друга(выздоровление).

Единство и борьба противоположностей, как стороны диалектических противоречий, занимает в нем не одинаковое положение. Так единство противоположности относительно, а их борьба абсолютна. Относительность единства противоположностей проявляется в том, что единство времени конкретных предметов имеет начало и конец. Относительность проявляется так же во временном характере равновесия противоположностей. Абсолютность борьбы проявляется в том, что именно она разрушает равновесие противоположности, а также в том, что борьба, как и движение, существует на всех этапах бытия явления. Этот закон все бесконечное множество диалектических противоречий классифицирует не следующие типы:

    внутренние и внешние.

    основные и не основные

    главные и не главные

    атогонистические и неатогонистические

    внутренние противоречия- это отношение между противоречиями сторон внутри системы, выражающие её состояние как целое. Именно внутренние противоречия есть источник развития явлений. При внутреннем противоречии одна сторона не может существовать без другой. Каждая система как часть, входит в другую. Между ними складываются внешние противоречия- это отношения между различными системами. При внешних противоречиях определенная сторона может существовать без определяемой.

    основными противоречиями называются отношения между внутренними противоречиями, составляющими структуру явлениями. Они определяют сущность предмета, его бытие. Основные противоречия порождают целый аспект не основных противоречий.

    в каждой материальной системе существуют главные и не главные противоречия. Главным противоречием явл то, которое определяет сущность конкретного этапа развития явлений. Главное противоречие как правило порождают целые ряд не главных противоречий.

    в обществе существуют антагонистические и не антагонистические противоречия. Антагонистическими называются отношения между социальными силами в обществе, коренные интересы которых не совпадают. Не антагонистические- это такие отношения между соц силами в обществе, чьи коренные интересы совпадают. Между антагонистами и не антагонистами нет абсолютного развития. При неправильной субъективиской политикой правительства не антагонисты(антагонисты) могут обрести черты враждебности. Знание этого закона имеет большой методологический смысл:

    ориентирование на изучение внутренних противоречий в явлении, что бы вскрыть источник само разбиений.

    он учит отличать главные и не главные противоречия в системе, особенно в обществе.

    он предостерегает политиков от субъективизма в их деятельности и не позволяет им допустить перерастания неантагонистических противоречий в антагонистические, принимать систему мер, нейтрализующую враждебные силы в обществе.

Закон отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос: «куда оно идет?». Этот закон раскрывается с помощью категорий. Любое явление в процессе своего развития достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Без отрицания старого не возможно рождение нового, следовательно. Отрицание -это закономерный момент в развитии. Диалектическое отрицание (признаки):

    оно объективно, а выступает как необходимая стадия развития самого предмета.

    диалектическое отрицание- это само отрицание, которое порождено развитием самого предмета. Это значит, что само явление содержит свое собственное отрицание.

    диалектическое отрицание всегда конкретно:

А. Это означает конкретность способа отрицания каждого явления.

Б. Конкретные отрицания обозначают единство разрушения и сохранения качества всех положительных, жизнеспособных моментов, составляющих основу дальйшего развития.

Не полное отрицание не абсолютно. Отрицание- как момент связи, как момент развития с удерживанием «плюса » качества. Адиалектическое отрицание предполагает полноое уничтожение явления, прекращения его дальнейшего развития. Согласно этому закону отрицание явлений идет циклами. Каждые цикл состоит из 3 стадий:

    исходное состояние явления- посев зерна в землю.

    его превращение в свою противоположность, т.е. его отрицание- отрицание зерна растением.

    превращение этой противоположности в свою противоположность, т.е. отрицание- отрицание растения плодом.

    смысл диалектического отрицания состоит в том, что бы создать условия для дальнейшего развития явлений.

    диалектическое отрицание характеризуется двумя возможностями: оно есть условие, момент развития и оно есть момент связи старого качества с новым.

« Мир, каждый его момент есть плод будущего. Настоящие вбирает в себя положительные моменты прошлого, а будущее носиться под настоящим, что бы взять из него нити на свою ткань». (Герцен). Развитие есть там, где новое прекращает существование старого, убирая из него. Диалектическое понимание преемственности не означает простого заимствования положительных элементов старого качества. Преемственность в развитии предполагает переработку прежнего качества, изменяя его к новому качеству. Преемственность существует в неживой природе, т.к. химическая форма включает в себя механическую и физическую. Процессы преемственности есть и в органическом мире. Например, в человеке существуют элементы наследственности и изменчивости. Наследство проявляется и в жизни общества: новая ступень исторического развития всегда наследует от прошлого все лучшее (наука, культура). Преемственность существует и в науке, каждое новое открытие основано на достижениях науки прошлого. Процесс развития с точки зрения данного закона идет по спирали. Спиралевидное развитие характеризуется:

    в спирали причудливо сочетаются поступательное и круговое движение, т.к. здесь происходит как бы повтор старого, но на более высокой ступени.

    спираль интерпретирует непрерывное развитие и в тоже время качественное обновление предмета, в ней есть единство, разумные традиции.

    спираль выражает прогрессивный характер развития, так как каждый последний виток не есть простое повторение старого, а качественное обновление предмета через развитие его положительных сторон в новом условии.

    в спирали выражено неодолимость нового в противоборстве со старым, так как возникающее в процессе отрицания системы, обладает более

    по мере перехода от низжих форм материи к высшим, ускоряется темпы развития системы.

Знание этого закона имеет большое значение в жизни человека и общества:

    он показывает, что ничего вечного в жизни нет и потому поощряет критическое отношение к ним

    он учит, что любые новые формы в жизни могут быть устойчивы, когда они сохраняют лучшие традиции прошлого.

    он продостерегает от адиалектических отрицаний

    он показывает, что магистральная линия развития- прогресс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.