Что говорить во время соборования. Соборование

  • Канун рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования рождества всяческие гадания и ряженых. Действительно, были те, кто гадали, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Но эти традиции являются языческими пережитками

    . Церковь всегда выступала против подобных явлений, ничего общего не имеющих с христианством.

    К истинным рождественским традициям можно отнести славление. В праздник рождества христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину великому его певчие, распевая при этом кондак рождеству христову: "Дева Днесь Пресущественнаго Раждает". Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов - поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки - торбы для сбора сладких трофеев.

    В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол богородицу и богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

    Встреча празднования Рождества предваряется сочельником – последним днём перед двунадесятым праздником. Постящимся в этот день полагалось есть сочиво – сваренные с добавлением мёда ячменные или пшеничные зёрна. Уже с утра сочельника верующие начинали готовиться к празднику: мыли полы, убирались в доме, после чего и сами шли в баню. С наступлением вечерней трапезы оканчивался и строгий филипповский пост.

    Все собравшиеся за столом родственники ждали появления на небе первой звезды – эта традиция навеяна историей Рождества с Вифлеемской звездой, оповестившей мир о рождении Мессии.

    Очень интересно, как в старину праздновали Рождество. В сочельник хозяйки приступали к приготовлению обрядовых блюд, которых на столе должно быть ровно 12 – чтобы хватило всем апостолам. Для поминовения усопших готовилась кутья – приправленная льняным маслом и мёдом пшеничная каша. Тарелку с кутьёй ставили под иконами, подкладывая под первую сено – это должно было напоминать первую колыбель Иисуса. Делали также взвар (узвар) – компот из сухофруктов и ягод, который был посвящён рождению на свет младенца. Рождественский стол должен быть разнообразным и сытным, поэтому непременно пекли пироги, блины и расстегаи. С окончанием длительного поста на стол возвращались мясные блюда: колбасы, окорока, ветчина. Приветствовался запечённый поросёнок или гусь.

    Под скатерть на столе настилали солому. Вначале на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем из-под скатерти вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная, то урожай хлеба будет хорошим, а в противном случае жди неурожая. Уже в сочельник работать (кроме бытовой уборки) было нельзя.

    Описывая, как праздновали Рождество на Руси, нельзя не упомянуть об одной из самых ярких и интересных традиций – колядовании. Изначально эта традиция была языческой, одним из видов поклонения Солнцу. Но за последующие столетия христианство вытравило из народной памяти практически все языческие традиции либо встроило их в систему собственных обрядов. В деревнях ряженая в вывернутые наизнанку тулупы и с раскрашенными лицами молодёжь начинала ходить по домам, возле которых радостно возглашала, что Спаситель родился, разыгрывала простенькие представления, пела рождественские песни, желала хозяевам благополучия и здоровья, а после этого хозяева одаривали колядовальщиков какими-нибудь сластями, колбасой, караваем или даже деньгами. Было поверье, что после захода солнца в рождественскую неделю нечисть вылезает на свет божий и начинает делать людям всякие пакости. А блуждающие между домами ряженые должны были показать этой нечисти, что сюда путь заказан.

    Крестники накануне Рождества носили своим крёстным родителям кутью, пели им рождественские песни, за что также удостаивались подарков. В этом было общее, как праздновали Рождество на севере России, а также в Беларуси и Малороссии.

    Масленица на Руси. Из истории Масленицы на Руси

    Масленица (до XVI века - языческая Комоедица, по старой дореволюционной орфографии писали «Масляница») - один из древнейших праздников религии друидов (волхвов).

    История Масленицы

    Прежде Комоедица - это великий древнеславянский языческий 2-х недельный праздник торжественной встречи Весны и начала древнеславянского Нового года в День весеннего равноденствия. Этим днём отмечался переход к весенним земледельческим работам. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

    В 988 году завоеватели-варяги (рюрикович князь Владимир), чтобы укрепить свою в то время сильно пошатнувшуюся власть над тяжко притесняемыми завоеванными племенами, огнём, мечом и великой кровью принудили подвластных им славян отказаться от своих исконных богов, символизировавших древних славянских предков, и принять веру в Бога чужого народа.

    Оставшееся в живых после массовых кровавых стычек и протестов славянское население было самым жестоким образом крещено (всех, включая малых детей, дружины варягов копьями загоняли для крещения в реки, и реки, как сообщает летописец, «краснели от крови»). Изображения славянских богов сожгли, храмы и святилища (капища) разрушили. В крещении славян не было даже намека на благоговейную христианскую святость - просто очередной зверский акт отличавшихся особой жестокостью викингов (варягов).

    При крещении очень многие славяне были убиты, а часть бежала на Север, в земли, не подвластные варягам. В результате проведенного при христианизации геноцида славянское население Руси сократилось приблизительно c 12 млн до 3 млн человек (об этом ужасающем сокращении численности населения однозначно свидетельствуют данные всерусийских переписей населения от 980 и 999 годов). Позднее бежавшие на Север тоже были подвергнуты крещению, но рабства («крепостного права») у них никогда не было.

    Порабощенные славяне навсегда лишились своих корней и духовной связи с древними предками. После принятия христианства на Руси волхвы боролись за независимость славян и стали участниками многих восстаний против поработителей-варягов (викингов), поддерживали оппозиционные киевскому князю силы.

    Последние «настоящие» волхвы упоминаются в XIII-XIV вв. в Новгороде и Пскове. К этому времени язычество на Руси было практически ликвидировано. Вместе с волхвами исчезли их древняя руническая письменность, их знания. Практически все рунические записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды. Позже под названием «волхвы» в России понимались лишь разного рода народные знахари, еретики и новоявленные чернокнижники.

    После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица - великий праздник Весны священной, приходящей в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) - попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались. После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником, он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.

    Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием - Днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной.

    Это разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (близкой друидам), в которой именно дни зимнего (самая долгая ночь в году) и летнего (самый длинный день в году) солнцестояния и весеннего (день удлиняется и становится равным ночи) и осеннего (день укорачивается и становится равным ночи) равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.

    В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идёт 7-недельный Великий пост перед Пасхой).

    В начале XVIII века любитель пиров и праздников Пётр I, хорошо знакомый с весёлыми европейскими масленичными обычаями, своими царскими установлениями ввёл в России обязательное всеобщее празднование народной Масленицы на традиционный европейский манер. Масленица превратилась в светский праздник, сопровождающийся нескончаемыми весёлыми игрищами, катаниями с горок, состязаниями с призами. Собственно, с петровского времени и появилась наша нынешняя народная Масленица с организуемыми властями весёлыми карнавальными шествиями ряженых, развлечениями, балаганами, бесконечными шутками и гуляньями.

    Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым.

    Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. Так, например, если навечерие праздника прилучается на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову.

    После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой звучит духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог» .

    В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма, епископ Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский написали церковные песнопения для праздника Рождества Христова, которые и использует нынешняя церковь. Также на службе исполняется кондак «Девая днесь…», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

    Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки - Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января и предполагает не только воздержание в пище. В пост христиане стараются проводить время благочестиво, удаляясь от праздности и уделяя особое внимание молитве и труду.

    На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке. Канун Рождества - сочельник. В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии (6-го января) и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества, но пост пока не отменяется. В трапезу предлагается особое предрождественское кушанье - «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества - сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна злаковых: пшеницы, ячменя или риса. Кроме этого готовился взвар (компот) из фруктов.

    Для рождественского праздничного стола русские хозяйки готовили традиционные блюда: жареного поросенка с хреном, запеченную курицу, студни и колбасы, медовые пряники. Разговлялись от поста 7-го января, после торжественного рождественского богослужения в храме. Затем шли святые вечера - Святки, которые длились с 7-го по 19 января.

    На Святках люди с песнопениями ходили по домам. В деревнях Святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату, но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные. Купцы катались на тройках.

    Доброй традицией на Рождество и Пасху было также посещение болящих, щедрая милостыня узникам со своего стола. Христиане делились рождественской радостью с бедными и убогими, памятуя о том, что Христос пришел на землю не в царские чертоги, а в простые ясли. И первыми Его приветствовали бедные пастухи.

    Когда Рождество в православии?

    Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, Польская, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

    День Святой Троицы - один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.

    Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.

    История и смысл праздника Святой Троицы

    Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем - Тайная Вечеря - внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.

    В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух - существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

    Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

    Празднование Троицы

    В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви - ими по традиции украшают храмы и дома - и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.

    Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника - чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.

    В день Святой Троицы принято молиться о прощении грехов, а также о спасении душ всех усопших - в том числе умерших неестественной смертью. Молитвы читаются во время церковной службы, и верующие сопровождают их земными поклонами, которые вновь разрешаются после завершения череды пасхальных богослужений. Если нет возможности посетить храм, помолиться можно дома перед иконой: в день Святой Троицы любые искренние слова непременно будут услышаны.

    Правильно встретив этот важный для всех христиан праздник, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону. Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

    Когда отмечают Рождество с 6 на 7?

    Когда отмечают Рождество? Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа. Празднуется в ночь с 24 на 25 декабря - у католиков. В ночь с 6 на 7 января - у православных.

    Рождество на Руси, как праздновали. Как на Руси отмечали Рождество?

    Рождество Христово - один из главных годовых христианских праздников. Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью самобытной культуры каждой страны. Рождество на Руси стали отмечать в X веке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.

    В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

    На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар - напиток из сушеных фруктов и медом и кутья - каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

    Дома обязательно надо было соорудить символ урожая - своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.

    Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.

    А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.

    Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

    Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.

    Первым за стол садился отец, за ним - мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.

    В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.

    С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.

    Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.

    Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения - шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях.

    Еще на Рождество любили устраивать различные вечеринки, беседы, ходили друг к другу в гости, и, конечно же, не обходилось без гаданий.

    Счастливого вам Рождества!

    Рождество Христово – это не только приметы и обычаи, которые сохранились еще со старославянских времен, но и символы, ведь мало, кто знает, почему принято наряжать на Рождество елку и дарить подарки.

    Главный атрибут праздника – это, конечно же, Рождественская елка, правда, зародилась такая традиция не сразу. Первыми наряжать елку на Рождество стали немцы. Согласно приданиям, бюргерский реформатор Мартин Лютер однажды гулял по улице в Сочельник и любовался звездным небосводом. На небе было столько звезд, что Лютеру казалась словно маленькие огоньки застряли в верхушке деревьев.

    Он вернулся домой и украсил маленькую елочку свечками и яблоками, а на верхушку возвел Вифлеемскую звезду. Но, а в России наряжать елку стали в 1699 году по указу Петра I. Также царь издал указ о переходе на новый отсчет времени, который начинался от даты рождения Христа.

    Рождество – светлый и добрый семейный праздник, на который собираются самые близкие люди. Встречают Рождество за праздничным столом шумно и весело. В этот праздник все дарят друг другу подарки и верят в волшебство. Однако не все рождественские обычаи, заложенные в старину, сохранились до сегодняшнего дня. Накануне Рождества в Сочельник полагалось поститься, на Рождество устраивать богатое застолье, а на следующий день после Рождества встречать Святки песнями, хороводами, играми. Во время святочных гуляний веселились от души, катались с горок, рядились разной нечистью, пугали детей и девушек…

    Важным для сегодняшних россиян стал религиозный смысл праздника. В Рождественские праздники православные люди посещают церковь, где идут рождественские службы.

    С 1991 года день Рождества Христова объявлен выходным. В ночь на Рождество по федеральным каналам российского телевидения передается торжественное богослужение из храма Христа Спасителя.

    Когда-то в давние времена Рождество на Руси отмечали 25 декабря, точно также как празднуют Рождество до Нового года в сегодняшней Европе. Ждали праздник с нетерпением и готовились к нему заранее: наводили порядок в домах, наряжали елки, готовили различные праздничные угощения. В начале 19 века в городах и селах России открывались елочные базары, где можно было выбрать зеленую красавицу, купить елочные украшения и рождественские подарки. Елку украшали детскими игрушками, свечами и сладостями, которые потом раздавались детям. Эти особенности празднования вошли в русские традиции.

    Изменение времени празднования Рождества было связано с тем, что в начале 20-го века наша церковь отказалась перейти на григорианский календарь, в результате чего образовалось временное несоответствие празднования Рождества у христиан и католиков (христиане празднуют Рождество на 13 дней позже, чем католики). Православные церкви (русская, грузинская, сербская, болгарская…) пользуются Юлианским календарем, где 25-е декабря соответствует 7-му января григорианского календаря.

    Точная дата появления на Руси первой елки не известна. В литературных источниках говорится, что обычай ставить елку был привезен в Россию будущей женой Николая I (1796 — 1855), прусской принцессой Шарлоттой. Есть предположение, что первая елка была поставлена к Рождеству немцами, проживающими в Петербурге в 40-е годы 19 века. Следовательно, первая елка была рождественским атрибутом.

    По третьей версии традиция наряжать новогоднюю ёлку пришла в Россию из Петровской эпохи.

    К концу XIX века ёлка стала главным украшением зимних праздников.

    Было и время запрета украшения елок в России. Из-за войны с Германией в 1916 году рождественская елка была запрещена Святейшим Синодом. Пренебрежение к елке как к чуждой затее проявляли и пришедшие к власти большевики. В годы Советской власти многие традиции празднования православного Рождества оказались утраченными.

    Традиция наряжать елку вернулась в Россию в 1935 году. Елка превратилась из рождественского атрибута в новогодний. Люди стали украшать елку по-советски пятиконечной звездой на верхушке.

    Традиция украшать елку семиконечной звездой, символизировавшей согласно Евангелию звезду, приведшую волхвов к только что родившемуся младенцу Христу, ушла в прошлое.

    Со сменой эпох изменялось отношение к Рождественским традициям. С приходом Советской власти значимым стал праздник Новый год, традиция празднования Рождества оказалась забытой.

    После распада Советского Союза традиционным семейным праздником остался Новый год.

    Рождество встречали только православные верующие.

    Сегодня Рождество – один из главных христианских праздников (второй по значимости праздник после ). Его отмечают по старому юлианскому календарю 7 января.

    Рождеству предшествовал сорокадневный строгий пост (с 28-го ноября по 6-е января), во время которого воздерживались практически от всякой пищи. Из рациона исключали мясо, яйца, сало и молочные продукты. Любители покушать иногда нарушали основной пост, приговаривая «пост – не мост, можно и объехать», но накануне Рождества, как правило, соблюдали умеренность в еде.

    Самый строгий день рождественского поста приходился на 6 января. Обходились «сочивом» (голодной кутьёй) вареной пшеницей (распаренным на воде ячменем, рисом) с медом. Отсюда и название — «сочельник». До первой звезды (символа Вифлеемской звезды) другую пищу на стол не подавали.

    Пост требовал не только воздержание от еды, но и соблюдения правил поведения. По мнению Иоанна Златоуста, «истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
    В Сочельник по обычаю завершали все дела к обеденному времени и засветло ходили в баню. После ужина шли на всенощную службу в церковь. Встречали Рождество в новой одежде.

    Особое значение придавали рождественскому столу. На стол стелили новую скатерть, под которую подкладывали пучок сена или соломы (символ ясли, где родился Иисус Христос). По русским традициям угощения состояли из 12 блюд: кутья, студень, заливная рыба, блины, буженина, бараний бок с кашей, жареный поросенок, гусь с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги, соления.

    Число 12 считалось священным, так как это соответствовало числу верных апостолов Христа и количеству святочных дней. Каждое кушанье полагалось пробовать. За праздничной трапезой присутствовало четное количество людей. В случае нечетного числа ставился лишний прибор.

    Кутью полагалось запивать «взваром» (густой компот или кисель из сухофруктов).

    К рождественскому столу приглашали всех вошедших в дом гостей.

    Особенно рады были приветить нищего. Верили в то, что в его образе мог войти Христос.

    На Руси существовал обычай – переодевшись в шубы навыворот, стучать в дома, петь колядки с добрыми пожеланиями хозяевам, прославлять Господа. Считалось, что год будет удачным, если в сочельник придут ребята с колядками, рассыпая у ворот или дверей дома крупу. Крупа символизировала достаток.

    За свою работу колядующие получали разные угощения.

    В ночь перед Рождеством девушки гадали. Их гадания были связаны с поиском суженого. Самое распространенное гадание – бросание валенка через забор. Носок валенка должен указать сторону, где живет суженый.

    Девушек интересовало многое: бедными или богатыми будут они в замужестве, жадными или добрыми будут их мужья, выйдут они замуж или останутся «в девках».

    Почему люди верят в рождественские гадания, и какое время года самое колдовское? Древняя история славян многое объясняет.

    Смена юлианского календаря на григорианский привела к несоответствию прежних праздников и нынешних, хотя значение праздников не изменилось.

    По языческим преданиям, дню зимнего солнцеворота соответствовало свое божество – Карачун (бог смерти). Карачун насылал мор на скот, вызывал тяжелые болезни.

    Приход божества мира и праздника — Коляды (25 декабря) означает торжество жизни над смертью. Коляда побеждает зло Карачуна, восстанавливая на земле мир и спокойствие.

    Издавна к Коляде обращались за помощью жены и матери, желающие оградить их сыновей и мужей от набегов враждебных племен, незамужние девушки, крестьяне, просившие урожая в будущем году…

    Считается, что Новый год – это начало мира и благоденствия.

    Рождественское время считался периодом активности умерших предков. Традиция святочных гаданий связана с тем, что души предков в эти дни проявляют отзывчивость на просьбы потомков. Люди верят в то, что души их предков подскажут им верный путь, помогут сделать правильный выбор.

    Гадания – это веселое времяпровождение, и верить в них не стоит.

    В сочельник ставят в воду несколько луковиц. К луковицам прикрепляют мужские имена. Говорят, что луковица, пустившая стрелки первой укажет имя суженого.

    Перед сном девушка съедает что-нибудь соленое, загадывая желание: «Суженый, ряженый, приди ко мне и напои меня!» Подавший во сне воды молодой человек станет ее суженым.

    Газету или лист бумаги нужно измять, не глядя до бесформенной массы, положить на плоскую тарелку и поджечь.

    Сгоревшую газету осторожно поднести к стенке, чтобы рассмотреть тень от оставшегося пепла. Считается, что очертания тени предсказывают будущее.

    В рождественскую ночь девушка может увидеть своего суженого. Ей нужно остаться одной в комнате, зажечь свечу между двумя зеркалами и смотреть в «коридор отражений», откуда должен появиться жених.

    Рождество, совпавшее с воскресеньем, предвещало урожайное лето, хороший медовый сбор, рождество, совпавшее с понедельником – снежную зиму и дождливую весну.

    В Рождество было запрещено шить и вязать. Осмелевшим нарушить запрет угрожала слепота.

    Запрещалось работать: стирать, мыть, прясть…

    Встречать Рождество полагалось в новой рубахе (старая, но чистая рубаха сулила неурожай)

    Охота на зверей и птиц от Рождества до Крещения находилась под запретом, так как могла принести в дом несчастья.

    С Рождества начинаются Святки, которые длятся до самого Крещения. Согласно святочным традициям, имеющим дохристианские корни, наши предки в Святки прославляли Солнце. Сегодня христиане славят торжественными песнями Христа.

    В Святочные праздники хозяева приглашали к себе гостей, устраивали различные уличные гуляния.

    Многие традиции, связанные с празднованием Рождества, оказались забытыми. Не все хозяйки придерживаются кулинарных традиций. В наши дни не принято соблюдать пост, наряжаться, ходить по дворам с колядками, приглашать на Рождество много гостей.

    Жива сегодня главная Рождественская традиция – всепрощение, проявление милосердия и доброты. Мы собираемся в семейном кругу или в кругу близких людей, проявляем гостеприимство и щедрость, прощаем старые обиды, радуемся жизни и желаем друг другу счастья и добра.

    Надеюсь, что моя статья будет полезной для тех, кого волнует сохранение традиций. Ведь вековые традиции и обычаи должны стать нашим стилем жизни, нашим образом мысли, главным связующим мостом между поколениями.

    Согласно с православной традицией, Рождество Христово выпадает на ночь с 6 на 7 января. В этот день появился на свет Искупитель всех человеческих грехов, Спаситель, который дал начало новой эре и стал одной из главных фигур как в исторической науке, так и в теологии. Сейчас мы рассмотрим, как празднуют Рождество на Руси в наше время, какова история этого торжества, его особенности, традиции, приметы и многое другое.

    Почему именно эта дата?

    Начнем мы, пожалуй, с обсуждения дня рождения Христа. Почему ныне все православные христиане отмечают праздник Рождества Христова на Руси именно в ночь с 6 на 7 января? В соответствии с некоторыми сакральными источниками, Иисуса считают вторым Адамом на Земле, вторым и самым ценным сыном Бога. Первый его отпрыск, как известно, стал причиной грехопадения, за что был изгнан из Рая. Второй же, наоборот, искупил все человеческие грехи и пороки и был принят в Рай Господа после распятия. В Ветхом Завете сказано, что Адам был создан на шестой день существования мира. Проведя подобную аналогию, люди пришли к выводу, что точно так же Иисус родился в 6 день нового года и новой эры.

    Период язычества в Киевской Руси

    С момента рождения Христа до даты официального прошло почти 1000 лет. Все это время наша страна оставалась языческой, и, как несложно предположить, традиции, храмы, обряды и прочие сакральные ритуалы тут были совсем иными. Тем не менее примерно с 300-х годов в Киеве начали образовываться христианские общины, которые на свой лад и по своим правилам отмечали Рождество в Древней Руси. В те годы главным украшением домов была не елка, как это стало позже, а некий металлический предмет. Он мог иметь любую форму и размер, главное, чтобы поместился под столом. Все члены семьи по очереди садились и приставляли к нему ноги. Считалось, что железо отдает человеку свою прочность, силу и выносливость. Еще одна атрибутика - это имитация яслей Иисуса. Такими миниатюрами всегда украшали дома и улицы на Рождество. Традиции на Руси также касались праздничных столов. В течение 6 января люди целый день не ели, а садились за трапезу лишь к ужину. Главными блюдами были рыба, мучные изделия и сладости. До момента официального крещения всей страны эти традиции распространялись среди народа и прочно укоренялись в сознании людей.

    Рождество в X - XV века

    В 988 (дата примерная) году крестил всю Русь. Отныне официальной религией страны стало православное христианство, и все праздники, которые уже давно представители этой веры отмечали в других державах, перекочевали на наши земли. С ними появились и первые традиции на Руси, которые включали в себя и дату, и особенности кухни, и тип украшения домов и улиц, и даже Главным аспектом того времени было то, что Рождество неразрывно связывалось с Масленицей. Это был период большого поста, в течение которого было запрещено употреблять в пищу мясо. А рекомендовалось заключать деловые сделки, продавать товар или покупать что-то новое. Также люди в этот период заводили новые знакомства, крестили детей и женились. Словом, любое начинание в период по Масленицу было обречено на успех.

    Новые веяния новых веков

    Между тем, как празднуют Рождество на Руси сегодня и как это было в 17-18 веках, имеется значительная разница. И в чем конкретно она заключается, мы сейчас рассмотрим. В начале 17 столетия в Россию проникла польская национальна традиция - Вертеп. Она быстро «преобразилась» в нашей стране и стала неотъемлемой частью Рождества во всех городах и деревнях. Суть заключалась в том, что в специальном ящике-сцене разыгрывались с помощью кукол спектакли. Изначально в них показывалось, как рождается маленький Иисус и как его родители укрывают в пещере от Ирода. Позже сценарий мог быть любой, главное, чтобы он имитировал какой-то отрезок из жизни Спасителя. Также в эти годы устанавливаются те традиции празднования Рождества на Руси, которые существуют по сей день. В каждом доме наряжается елка, которая является символом торжества. На нее вешали выпечку в виде печенья, устанавливали свечки, украшали тканью, лентами, миниатюрами яслей, в которых родился Иисус.

    Откуда взялись подарки под елочкой?

    Всем нам прекрасно известно, как празднуют Рождество на Руси сегодня. Это наряженная елка, подарки, Святая Вечеря, гадания, колядки и многое другое. Но откуда все это взялось? Примерно в конце 19 века - начале 20 люди начали преподносить друг другу в дары не только трапезу, но и ценные вещи, сувениры. Одним словом, сам народ породил традицию одаривать друг друга. А для того, чтобы все это выглядело более загадочно, такие дары решили класть под елочку. Очень скоро появился в стране и аналог западного Санты Клауса - Дедушка Мороз. Как отмечали Рождество на Руси в конце 19 века? Примерно так же, как и сегодня. Дед Мороз дарил подарки детям и взрослым, его образ был основой торжества, и практически все мужчины переодевались в красные шубы и цепляли себе длинные белые бороды, чтобы поздравить собственных детей.

    Основные традиции, которые укоренились в народе

    В былые века Рождество Христово на Руси непременно сопровождалось колядованием. Обряд заключался в том, что молодые люди посещали дома всех своих знакомых, друзей, родственников и просто соседей. Они исполняли им народные песни на христианскую тематику, которые рассказывали о Рождении Спасителя. За это их награждали всяческими вкусностями. Еще одной важной традицией было ношение в гости кутьи. Хозяева, которым принесли это рождественское блюдо, должны были его отведать и отблагодарить своих гостей. На день после Сочельника, то есть 7 января, все отправлялись на обязательную церковную службу, где ставили свечи во имя Спасителя и всех своих родных, живых и мертвых.

    Убранство дома

    Современные семьи, которые можно отнести к верующим, прекрасно знают, как празднуют Рождество на Руси в наши дни, и почему традиции являются таковыми. Главное - перед торжеством как следует убрать в доме. Нужно вымести весь мусор и грязь, выбросить хлам и старые ненужные вещи, привести все в порядок. После необходимо приступать к приготовлению вечери. Некоторые области нашей страны предпочитали готовить в этот праздник лишь постные блюда - мучные и всякие сладости. Большая часть территории отдавала предпочтение блюдам из свинины, курицы, утки. Праздник Рождества Христова на Руси всегда сопровождался пирогом. Это могла быть кулебяка, ватрушки, калачи или просто пирожки. На Украине чаще всего готовили вареники.

    Гадания в Сочельник

    По рассказам Н.В Гоголя можно с точностью определить, как отмечали Рождество на Руси в былые века и какие ритуалы были основными в тот день. Девушки обязательно гадали на свое будущее. При этом данное действо носило не просто мистический характер, а даже пугающий, что порождало множество легенд и небылиц. Самым востребованным предметом для гадания была свеча. Она разжигалась у зеркала, а рядом ставилась мисочка с водой. Девушка наклоняла свечу над водой, и воск падал вниз, образуя фигуры. По ним и предсказывали будущее, расшифровывая на свой лад знаки и замысловатые символы. Также ходило поверье, то в свете свечи можно увидеть в зеркале лицо суженного. Но это гадание было одним из самых страшных, и далеко не все его практиковали.

    Светские традиции

    В наши дни в России 7 января считается официально выходным днем. Этот праздник является вторым по важности после Пасхи во всем христианском мире. Он имеет аналог в католических государствах - то же самое Рождество, которое, однако, отмечается 25 декабря. У нас на Рождество, как и в далекие старинные века, принято ходить в церковь и посещать литургию, на которой рассказывается о появлении на свет Спасителя, о его жизни и особенностях. Однако это мероприятие не является обязательным для всех граждан, и посещают его по своей воле далеко не все. Тем не менее представления на сакральную тематику устраиваются возле всех основных храмов городов, и все желающие могут принять в них участие.

    Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна (Карачуна), Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

    К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай, совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева.

    В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.

    И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии. Царь счел 1700-й — началом нового столетия.

    В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.

    Отметили новый праздник, как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

    С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна (Трескуна), Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.

    В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества, чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован.

    А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

    Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды.

    Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

    В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду.

    Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого — красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», — говорили они старинный заговор.

    В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит.Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим «амурным делам». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.

    Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед.

    Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

    Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР.

    День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

    До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

    Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

    С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

    Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

    Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

    20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

    Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

    На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

    1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

    6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

    Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

    В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы.

    На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

    На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме.

    В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря” жизнь, здоровье, хлеб”.

    В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
    . Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
    . 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
    . На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
    . Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
    . Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный.
    . Если 14 января взойдет яркое солнце, год будет богатым и урожайным.
    . Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.
    . С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет.
    . Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым.

  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.